Изучение представлений младших школьников о лироэпическом произведении (Нижневартовский государственный университет)
|
База исследования: МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалыма с учащимися 3-го класса в количестве 20 человек.
Выборка: 20 учащихся 3-го класса, из них 10 мальчиков и 10 девочек.
Если поменять название базы исследования, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛИРОЭПИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ 6
1.1 Анализ УМК по литературному чтению по проблеме формирования у младших школьников на уроках литературного чтения представлений о лироэпических произведениях 6
1.2 Приемы формирования у младших школьников представлений о лироэпических произведениях 12
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О ЛИРОЭПИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ 22
2.1 Процедура и содержание исследования 22
2.2 Анализ уровней сформированности у младших школьников представлений о лироэпическом произведении 24
2.3 Проект технологии формирования у младших школьников представлений о лироэпическом произведении 26
Выводы по второй главе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Выборка: 20 учащихся 3-го класса, из них 10 мальчиков и 10 девочек.
Если поменять название базы исследования, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛИРОЭПИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ 6
1.1 Анализ УМК по литературному чтению по проблеме формирования у младших школьников на уроках литературного чтения представлений о лироэпических произведениях 6
1.2 Приемы формирования у младших школьников представлений о лироэпических произведениях 12
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О ЛИРОЭПИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ 22
2.1 Процедура и содержание исследования 22
2.2 Анализ уровней сформированности у младших школьников представлений о лироэпическом произведении 24
2.3 Проект технологии формирования у младших школьников представлений о лироэпическом произведении 26
Выводы по второй главе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Актуальность исследования. В современной начальной школе литературное чтение наряду с русским языком формирует грамотность младших школьников, а также способствует духовно-нравственному воспитанию. Одним из актуальных направлений уроков литературного чтения в начальной школе является изучение лироэпических произведений. Связано это с тем, что одна из целей изучения литературного чтения, согласно содержанию ФГОС НОО, направлена на обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, а также формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Проблема изучения лироэпических произведений в начальной школе остается актуальной. Осмысление жанра лироэпических произведений остается сложной задачей для младших школьников. Во-первых, дети не осознают ритмико-композиционных особенностей данного вида произведений и поэтому плохо читают их выразительно; во-вторых, часто не различают былинного, мифологического и сказочного героев; в-третьих, не видят жанровое особенности лироэпических произведений.
Проблема формирования представлений младших школьников о лироэпических произведениях проанализирована в научных трудах М.П. Воюшиной, Е.С. Салахутдиновой, Н.Н. Светловской и др. Методические приемы обучения младших школьников выделению жанровых особенностей произведений раскрыты в работах Е.Н. Ахтырской, В.И. Водовозовой, О.Н. Крыловой и др. Критерии и показатели определения уровня сформированности представлений младших школьников о лироэпических произведениях определены в диссертационном исследовании Н.В. Душкиной. Однако, несмотря на достаточное количество научных работ, посвященных проблеме формирования у младших школьников представлений о жанрах произведения, вопрос формирования представлений у младших школьников о лироэпических произведений остается малоизученным.
В настоящее время существуют противоречия:
- между потребностью в изучении младших школьников лироэпических произведений на уроках литературного чтения и недостаточной разработке данной проблемы в методической литературе;
- между потребностью педагогов в технологии формирования у младших школьников представлений о лироэпическом произведении и ее отсутствии.
Проблема исследования: какова технология формирования у младших школьников представлений о лироэпическом произведении.
Цель исследования – изучить проблему формирования у младших школьников представлений о лироэпическом произведении.
Объект исследования – процесс формирования у младших школьников представлений о лироэпическом произведении.
Предмет исследования – педагогическая технология формирования у младших школьников представлений о лироэпическом произведении.
Гипотеза исследования: процесс формирования у младших школьников представлений о лироэпическом произведении будет успешным, если:
- будут определены критерии и показатели уровней сформированности у младших школьников представлений о лироэпическом произведении;
- будет разработан проект педагогической технологии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы формирования у младших школьников представлений о лироэпическом произведении в научной литературе.
2. Определить критерии и показатели, уровня сформированности у младших школьников представлений о лироэпическом произведении.
3. Разработать проект педагогической технологии формирования у младших школьников представлений о лироэпическом произведении.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; эмпирические – педагогический эксперимент (констатирующий этап).
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный проект педагогической технологии формирования у младших школьников представлений о лироэпическом произведении может быть использован на уроках литературного чтения учителями начальных классов.
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (сентябрь – октябрь 2018 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (ноябрь 2018 г. – декабрь 2018 г.). На этом этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (январ-марть 2019 г.). Данный этап был посвящен систематизации и обобщению результатов экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалыма с учащимися 3-го класса в количестве 20 человек.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы.
Проблема изучения лироэпических произведений в начальной школе остается актуальной. Осмысление жанра лироэпических произведений остается сложной задачей для младших школьников. Во-первых, дети не осознают ритмико-композиционных особенностей данного вида произведений и поэтому плохо читают их выразительно; во-вторых, часто не различают былинного, мифологического и сказочного героев; в-третьих, не видят жанровое особенности лироэпических произведений.
Проблема формирования представлений младших школьников о лироэпических произведениях проанализирована в научных трудах М.П. Воюшиной, Е.С. Салахутдиновой, Н.Н. Светловской и др. Методические приемы обучения младших школьников выделению жанровых особенностей произведений раскрыты в работах Е.Н. Ахтырской, В.И. Водовозовой, О.Н. Крыловой и др. Критерии и показатели определения уровня сформированности представлений младших школьников о лироэпических произведениях определены в диссертационном исследовании Н.В. Душкиной. Однако, несмотря на достаточное количество научных работ, посвященных проблеме формирования у младших школьников представлений о жанрах произведения, вопрос формирования представлений у младших школьников о лироэпических произведений остается малоизученным.
В настоящее время существуют противоречия:
- между потребностью в изучении младших школьников лироэпических произведений на уроках литературного чтения и недостаточной разработке данной проблемы в методической литературе;
- между потребностью педагогов в технологии формирования у младших школьников представлений о лироэпическом произведении и ее отсутствии.
Проблема исследования: какова технология формирования у младших школьников представлений о лироэпическом произведении.
Цель исследования – изучить проблему формирования у младших школьников представлений о лироэпическом произведении.
Объект исследования – процесс формирования у младших школьников представлений о лироэпическом произведении.
Предмет исследования – педагогическая технология формирования у младших школьников представлений о лироэпическом произведении.
Гипотеза исследования: процесс формирования у младших школьников представлений о лироэпическом произведении будет успешным, если:
- будут определены критерии и показатели уровней сформированности у младших школьников представлений о лироэпическом произведении;
- будет разработан проект педагогической технологии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы формирования у младших школьников представлений о лироэпическом произведении в научной литературе.
2. Определить критерии и показатели, уровня сформированности у младших школьников представлений о лироэпическом произведении.
3. Разработать проект педагогической технологии формирования у младших школьников представлений о лироэпическом произведении.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; эмпирические – педагогический эксперимент (констатирующий этап).
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный проект педагогической технологии формирования у младших школьников представлений о лироэпическом произведении может быть использован на уроках литературного чтения учителями начальных классов.
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (сентябрь – октябрь 2018 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (ноябрь 2018 г. – декабрь 2018 г.). На этом этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (январ-марть 2019 г.). Данный этап был посвящен систематизации и обобщению результатов экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалыма с учащимися 3-го класса в количестве 20 человек.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы.
Лироэпические произведения – произведения, совмещающие в себе признаки эпоса и лирики как литературных родов. Как и в эпосе, в них есть сюжет, предметный мир и более или менее развитая система персонажей. Лирическое начало проявляется в наличии лирического героя, который может совпадать с одним из персонажей или с повествователем. Лироэпические произведения сочетают эпическое изображение внешнего мира с его субъективным восприятием.
Изучая лироэпические произведения, учитель знакомит младших школьников с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; учит воспринимать лироэпические произведения как особый вида искусства, который рассказывает об историческом прошлом родины; учащиеся учатся высказывать свою точку зрения об историческом событии и героях, а также учатся слушать мнение собеседника. Таким образом, достигаются личностные результаты, предусмотренные ФГОС.
Анализируя лироэпические произведения, а также деля текст на смыслообразующие части (завязка, развитие событий, кульминация, развязка), составляя план для написания сочинений по прочитанным произведениям и находя средства художественной выразительности, младшие школьники овладевают метапредметными результатами обучения в начальной школе. Результатом обучения анализу лироэпических произведений в начальной школе является написание сочинений повествования и сочинений описания о прочитанных героях и событиях, что развивает речевую деятельность и текстовые умения младших школьников, что является предметным результатом обучения в начальной школе.
Проанализировав современные УМК, мы можем сделать вывод, что лироэпические произведения встречаются во всех УМК, но в разном количестве, на разных ступенях начального обучения младших школьников, а также, посвященные разным историческим событиям и героям. При анализе УМК было выявлено, что в начальной школе на уроках литературного чтения изучаются такие лироэпические произведения как былины, богатырские сказки, летописи, исторические песни, а также авторские произведения об истории страны и народа.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено экспериментальное исследование. Анализ результатов диагностики свидетельствует о том, что у третьеклассников в основном на среднем (60%) и низком (15%) уровнях сформированы представления о лироэпическом произведении. Следовательно, необходима специальная работа, направленная на формирование у младших школьников представлений о лироэпическом произведении.
В процессе работы по теме исследования была изучена работа по формированию литературоведческих знаний у младших школьников при изучении лироэпических произведений, в том числе и былин. Был разработан проект педагогической технологии, в котором определены основные методы и приемы формирования у третьеклассников представлений о лироэпическом произведении.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Изучая лироэпические произведения, учитель знакомит младших школьников с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; учит воспринимать лироэпические произведения как особый вида искусства, который рассказывает об историческом прошлом родины; учащиеся учатся высказывать свою точку зрения об историческом событии и героях, а также учатся слушать мнение собеседника. Таким образом, достигаются личностные результаты, предусмотренные ФГОС.
Анализируя лироэпические произведения, а также деля текст на смыслообразующие части (завязка, развитие событий, кульминация, развязка), составляя план для написания сочинений по прочитанным произведениям и находя средства художественной выразительности, младшие школьники овладевают метапредметными результатами обучения в начальной школе. Результатом обучения анализу лироэпических произведений в начальной школе является написание сочинений повествования и сочинений описания о прочитанных героях и событиях, что развивает речевую деятельность и текстовые умения младших школьников, что является предметным результатом обучения в начальной школе.
Проанализировав современные УМК, мы можем сделать вывод, что лироэпические произведения встречаются во всех УМК, но в разном количестве, на разных ступенях начального обучения младших школьников, а также, посвященные разным историческим событиям и героям. При анализе УМК было выявлено, что в начальной школе на уроках литературного чтения изучаются такие лироэпические произведения как былины, богатырские сказки, летописи, исторические песни, а также авторские произведения об истории страны и народа.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено экспериментальное исследование. Анализ результатов диагностики свидетельствует о том, что у третьеклассников в основном на среднем (60%) и низком (15%) уровнях сформированы представления о лироэпическом произведении. Следовательно, необходима специальная работа, направленная на формирование у младших школьников представлений о лироэпическом произведении.
В процессе работы по теме исследования была изучена работа по формированию литературоведческих знаний у младших школьников при изучении лироэпических произведений, в том числе и былин. Был разработан проект педагогической технологии, в котором определены основные методы и приемы формирования у третьеклассников представлений о лироэпическом произведении.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Отчет об практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (МСОШ № 25 (г.Нижневартовск), Нижневартовский государственный университет)
Отчеты по практике, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2019



