Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические особенности познавательного интереса при формировании нумерации у младших школьников

Работа №4787

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы88 стр.
Год сдачи2012
Стоимость7900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1172
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение……………………………………………………………………… 3
Глава I. Психолого-педагогические особенности познавательного
интереса при формировании нумерации у младших
школьников…………………………………………………………. 6
1.1. Познавательный интерес и его роль в развитии личностных качеств
младших школьников…………………………………………………. 6
1.2. Пути формирования и активизации познавательного интереса в
теории и практике современной школы……………………............ 25
Глава II. Методика формирования двузначной нумерации через
развитие познавательного интереса…………………………….. 41
2.1. Теоретические знания о нумерации двузначных чисел……………….. 41
2.2. Сравнительный анализ программ: традиционной «Школа России»
и традиционной «Школа – 2100»………………………………………. 44
Глава III. Экспериментально-опытная работа, направленная на
формирование двузначной нумерации………………………. 61
3.1. Констатирующий эксперимент, определяющий уровень
сформированности знаний о нумерации двузначных чисел…………. 61
3.2. Формирующий эксперимент, направленный на формирование
нумерационных знаний о числе через развитие познавательного
интереса …………………………………………………………………. 65
3.3. Контрольный эксперимент, определяющий уровень
сформированности нумерационных знаний…………………………. 78
Заключение…………………………………………………………………… 84
Библиография………………………………………………………………… 86
Приложение


Важнейшая задача школы – давать учащимся глубокие и прочные знания, вырабатывать навыки и умение применять их на практике. Школа должна научить выпускника находить пути к решению проблем, формировать у учащихся способность к самостоятельному, творческому мышлению.
Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе обучения учащиеся должны не только овладеть установленной системой научных знаний, умений и навыков, но и развивать свои познавательные и творческие способности.
Математика является одним из самых важных средств интеллектуального развития человека. С ней мы встречаемся и используем ее в повседневной жизни, следовательно, определенные математические навыки нужны каждому человеку. Каждому человеку нужно владеть понятием числа, уметь оперировать числами, понимать пропорции, проценты и т.д.
Воспитание в человеке способности понимать смысл поставленной перед ним задачи, формирование умения правильно, логично рассуждать – основные цели математического образования. Важное место в комплексе воспитательных задач обучения математике занимает проблема формирования познавательного интереса.
Познавательный интерес – это одно из личностных качеств школьника, черта его характера, проявляющаяся в пытливости, любознательности, активности. Математика не всем детям дается легко, поэтому пропадает интерес к ее изучению. Пробуждению интереса способствуют условия, обеспечивающие ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от познания к знанию, от неумения к умению, т.е. осознание смысла и результатов своих усилий. Пробудить у детей интерес к изучаемому предмету можно через обучение, если накапливать материал, способный привлечь каждого ребенка, ведь то, что привлекает ученика, заставляет его размышлять, сосредотачиваться, легче запоминается, вызывает чувство радости и удовлетворения.
Формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.
Проблема познавательного интереса как средство формирования нумерационных знаний о числе представляется нам очень важной как для методики преподавания, так и для психологии и педагогики. Вопросам исследования познавательного интереса посвящено множество работ отечественных ученых: В.Г. Асеева, Е.Е. Васюковой, Т.А. Власовой, В.В. Давыдова, А.К. Марковой, А.М. Матюшкина, К.К. Платонова, В.В. Репкина, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Славиной, Д.Н. Узнадзе и др.
Универсальных приемов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается этого, используя свои приемы развития познавательных интересов.
Изучение нумерации, как известно, является основой работы над арифметическими действиями и решением различных видов задач. Здесь применяются все знания, умения и навыки, которые дети получают, знакомясь с десятичной системой счисления и нумерацией. Понятие числа является стержнем, вокруг которого строится курс математики в начальной школе. От исходных понятий, усвоенных детьми, во многом зависит общая ориентировка в математической действительности, что в свою очередь существенно влияет на последующее продвижение в этой области знания.
К сожалению, именно содержание понятия «нумерация числа» и способ его введения при обучении не служат до сих пор предметом развернутого обсуждения и тщательного исследования. Работа в этом направлении затрудняется еще тем, что составители программ, как правило, в должной мере не учитывают современных методов психологического и логического анализа процесса усвоения знаний, недооценивают значение этих методов для программирования математики как учебного предмета.
Для преодоления трудностей, возникающих у школьников в процессе изучения чисел, необходимо искать научные пути развития познавательных процессов, систематизировать приемы, которые будут через четко выстроенную систему умений и навыков, развивать интеллект и творческие способности учащихся.
Таким образом, актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная методическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Формирование нумерационных знаний о числе через развитие познавательного интереса у учащихся 2 класса».
Исходя из актуальности данной темы, мы выдвигаем проблему исследования, которая заключается в необходимости развития познавательного интереса при организации и проведении уроков математики в начальной школе с использованием различных методов и приемов активизации и индивидуализации (в частности, дидактические игры, творческие и индивидуальные задания).
Объект исследования: процесс формирования нумерационных знаний о числе во втором классе.
Предмет исследования: система методических средств, приемов на уроках математики при изучении нумерации двузначных чисел.
Цель исследования: разработать приемы активизации познавательного интереса при изучении и уточнении нумерации учениками 2-го класса темы «Нумерация двузначных чисел».
Для реализации поставленных целей были выдвинуты следующие задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2) Изучить пути и средства формирования познавательного интереса при обучении математике.
3) Разработать методики проведения уроков математики при изучении двухзначных чисел для формирования познавательного интереса.
4) Оценить уровень сформированности знаний о нумерации двухзначных чисел учеников 2-го класса.
5) Провести опытно-экспериментальную работу по формированию нумерационных знаний о числе через развитие познавательного интереса у учащихся 2 класса.
В процессе исследования была сформулирована гипотеза: формирование нумерационных знаний о числе будет более эффективным, если:
- использовать дидактические игры;
- вводить задания творческого характера;
- увеличить долю индивидуальных заданий.
Для решения данных задач используются следующие методы:
1. Изучение методической, психолого-педагогической литературы по рассматриваемой теме.
2. Наблюдение за учащимися.
3. Опытно-экспериментальная работа.
Практическая значимость заключается в том, что данная дипломная работа может быть использована учителями при изучении темы «Нумерация двузначных чисел» через развитие познавательного интереса у учащихся 2 класса.
Структура дипломной работы: введение, три главы, заключение, список литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью дипломной работы явился вопрос выявления эффективности использования наглядных средств обучения при изучении учениками 2-го класса темы «Нумерация двузначных чисел».
В соответствии с данной целью мы поставили и выполнили следующие задачи:
1. Изучили методическую и психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Рассмотрели пути формирования и активизации познавательного интереса при изучении раздела «Нумерация двузначных чисел».
3. Раскрыли особенности традиционной программы «Школа России» и традиционной программы «Школа 2100» при изучении нумерации двузначных чисел.
4. Оценили уровень сформированности знаний учеников 2-го класса по традиционной программе «Школа 2100».
5. Провели уроки по заданной теме, используя традиционную программу «Школа 2100», применяя дидактические игры, индивидуальные самостоятельные работы, творческие задания.
6. Оценили эффективность традиционной программы «Школа 2100», применяемой в процессе обучения учеников 2-го класса.
Традиционная программа «Школа 2100» ставит перед всеми участниками педагогического процесса основную цель в обучении математике, которая заключается в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ее к активной деятельности и непрерывном образовании в современном обществе.
Исходя из психолого-педагогических особенностей учеников второго класса, целесообразно строить уроки математики по принципу активизации познавательного интереса к урокам математики с использованием дидактических игр, индивидуальных и творческих заданий.
В процессе изучения нумерации двузначных чисел школьники научились применять имеющиеся у них математические знания для решения практических задач. У детей развивались те предметные умения, которые являются итогом работы над нумерацией двузначных чисел: читать и записывать двузначные числа, сравнивать их, представлять в виде разрядных слагаемых, находить для названного числа следующее и предыдущее число, выражать числа в различных единицах счета.
Разработанная система индивидуальных и творческих заданий, основанная на применении дидактических игр, содействует более полному раскрытию связей между различными темами изучаемого материала, позволяет повторить, систематизировать и углубить знания учащихся, формировать навыки учебной деятельности, способствует развитию памяти, внимания, мышления, речи, воображения, развивает интерес детей к математике.
Результаты эксперимента подтвердили выдвинутую нами гипотезу относительно того, что формирование нумерационных знаний о числе будет более эффективным, если использовать дидактические игры, задания творческого и индивидуального характера.



1. Акимова С. Занимательная математика. – СПб.: «Тригон», 1997. – 608с.
2. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах // Под ред. М.И. Моро, А.М. Пышкало. М.: Просвещение, 1997.
3. Ананьев Б.Г., Ломов Б.Ф. Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. - М.: 1999.
4. Аргинская И.И. Математика, математические игры.- Самара: Федоров, 2005.
5. Аргинская И.И. Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе. – Самара: Изд-во «Учебная литература», 2006. – 288 с
6. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. – М.: Просвещение, 2004.
7. Бань И.В. О формировании интереса к математике. // Начальная школа. – 1999. - № 4.
8. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
9. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике. 2 класс. – М.: Изд-во «Экзамен», 2008. – 125 с.
10. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Просвещение 1999.
11. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики. // Начальная школа. – 1993. - № 8.
12. Гальперин П.Я. О методе формирования умственных действий. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии М.: 2001.
13. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 88 с.
14. Глушкова О.Б. Тесты по математике. Учебное пособие для начальной школы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2006.
15. Грин Р., Лаксон В. "Введение в мир числа М.: Педагогика 2002.
16. Давиденко Л.И. Сборник разноуровневых проверочных работ по математике. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 320 с.
17. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 2001.
18. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Моя математика: Учебник для 2-го класса в 3-х частях. – М.: Баласс, Изд. дом РАО, 2005.
19. Жикалкина Т.К. Математика. 1-2 кл. – М.: Дрофа, 2000. – 192 с.
20. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.
21. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. М., 1997.
22. Каченаускене Г.А., Горбунь Э.Л. Королество веселых чисел. – Д.: Сталкер, 1998. – 320 с.
23. Киргинцева Е.И. Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности. // Начальная школа. – 1992. - № 11-12.
24. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки: Задачи для математического кружка. – М.: МИРОС, 1994. – С. 126.
25. Математика. 1-4 кл.: индивидуальные карточки для учащихся, задачи-головоломки, материал для устного счета, задания для самостоятельных работ с конструированием /авт.-сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 303 с.
26. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками /Пособие для учителя. – М.: 2002. – 168 с.
27. Менчинская Н.А. "Психология обучения арифметике". - М.: 2004.
28. Микулина Г.Г. Учим понимать математику. – М.: «Интор», 2005.
29. Начальная школа: Математика: Книга для учителя. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2003. – 336 с.
30. Непомнящая Н.Н. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (на материале математики)- М.: Педагогика 1993.
31. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла /Сборник материалов. – М.: Изд. Дом РАО, 2005.
32. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления - М.: 2002.
33. Смоленцева А.А. Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием.- М.: Просвещение 1997.
34. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений младших школьников. - М.: Просвещение 2000.
35. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах. М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», 1996. – 224 с.
36. Чилингирова Л, Спиридонова Б. Играя, учимся математике: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 191 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ