Введение 3
1. Теоретические аспекты управления на основе показателей эффективности
1.1 Сущность основных понятий Performance management 7
1.2 Роль системы KPI в стратегическом управлении бизнесом 13
1.3 Этапы разработки и внедрения системы KPI на предприятии 17
2. Анализ системы KPI на ООО «КАН АВТО» 21
2.1 Общая характеристика предприятия и анализ существующей стратегии 21
2.2 Анализ действующей системы KPI 32
2.3 Основные проблемы системы KPI на ООО «КАН АВТО» 43
3. Совершенствование системы KPI на ООО "КАН АВТО" 49
3.1 Рекомендации по совершенствованию системы KPI предприятия 49
3.2 Разработка KPI подразделения 55
3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 61
Заключение 67
Список использованных источников 70
В наше, достаточно нестабильное для экономики время, стратегическое планирование на предприятии имеет все большее распространение. Если еще несколько лет назад в нашей стране вообще не существовало такого понятия как стратегическое планирование, то на сегодняшний день разрабатывать системы стратегического управления стали даже мелкие компании, стремящиеся к эффективному управлению и развитию. Умение применять стратегическое планирование в сложившихся экономических условиях стало важно как никогда.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью внедрения системы ключевых показателей эффективности в бизнес-процессы для более систематизированного стратегического управления.
Современные условия требуют от руководителей иного подхода к управлению, новых знаний, навыков, а также умений ставить и решать задачи. В мировой практике существует большое количество методов и технологий управления организацией, среди которых широкое распространение получила системы ключевых показателей эффективности (KPI). Основа данного метода - стратегия компании и процесс выбора стратегических целей организации, их четкого формулирования и разработки способов достижения этих целей с помощью ключевых показателей деятельности.
Система KPI служит, в первую очередь, для оценки собственного персонала, кроме этого, она позволяет анализировать положение компании в целом, а также каждого отдельного работника в настоящий момент и понять, насколько существующее положение компании соответствует ее стратегическим целям. Именно стратегическое управление готовит компанию к будущему, определяет долгосрочное направление ее развития. Система KPI - это стандартизированная форма управления персоналом.
Система KPI дает руководителю необходимые средства для достижения цели, при этом повышая эффективность трудовых ресурсов организации. Цель системы - сделать так, чтобы действия сотрудников из разных служб не были противоречивыми и не тормозили работу специалистов из других подразделений. Каждый вносит вклад в общее дело, работает на достижение стоящих перед ним целей и в результате получает бонусы за их выполнение.
В задачи системы KPI входят обеспечение целевой направленности всей деятельности предприятия; учет влияния внешней среды; формирование внутренней среды, благоприятствующей эффективной деятельности сотрудников; выявление взаимосвязей сотрудников компании, определение параметров оценки персонала; мотивация персонала.
В последнее время теоретической информации о ключевых показателях эффективности все больше, но, тем не менее, степень разработанности данной темы не велика. Анализ литературных источников показал, что на сегодняшний день в области формирования системы KPI очень мало теоретических разработок. Данный метод пришел в Россию из стран Европы и Америки, преимущественно он носит прикладной характер. К тому же стоит отметить, что в России система ключевых показателей деятельности применяется не более десяти лет, в то время как зарубежные специалисты внедряют данную систему в организации уже несколько десятков лет.
На сегодняшний день специалисты в данной сфере пришли к выводу, что не может быть универсальной, четкой и однозначной структуры, однако некоторые пункты должны присутствовать в каждой системе KPI. Консалтинговые компании России на протяжении последних лет разрабатывают методики внедрения системы ключевых показателей деятельности, однако единой общепринятой формы для всей страны не существует.
Цель выпускной квалификационной работы - совершенствование системы KPI для компании ООО «КАН АВТО» с целью повышения эффективности управления.
Для того чтобы добиться поставленной цели в процессе исследования были решены следующие задачи:
- рассмотреть сущность основных понятий Performance management;
- определить роль системы KPI в стратегическом управлении бизнесом;
- изучить этапы разработки и внедрения системы KPI на предприятии;
- дать общую характеристику предприятия и провести анализ существующей стратегии;
- проанализировать действующую систему KPI;
- выявить основные проблемы системы KPI на ООО «КАН АВТО»;
- предложить рекомендации по совершенствованию системы KPI предприятия;
- разработать KPI подразделения ООО «КАН АВТО»;
- оценить эффективность предлагаемых мероприятий.
Объектом исследования выступает компания ООО «КАН АВТО».
Предметом исследования является совершенствование системы KPI подразделения ООО «КАН АВТО».
Методологической основой работы является системный подход к формированию ключевых показателей деятельности.
Теоретической базой являются исследования отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области менеджмента, управления персоналом, финансового анализа.
Поставленные задачи логически предопределили структуру работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения, приложения и списка использованной литературы.
В первой главе рассмотрены ключевые показатели эффективности, определены роли KPI в стратегическом управлении компании,
проанализированы виды показателей эффективности деятельности. Во второй главе раскрыта основная деятельность компании, ее потребность в совершенствовании системы ключевых показателей эффективности. Третья глава посвящена совершенствованию системы KPI на ООО «КАН АВТО».
Внедрение системы KPI как инструмента, используемого при анализе показателей работы организации, при формировании мотивационной политики, при принятии решений, является серьезной платформой для построения совершенно новой системы управления компанией, отвечающей современным требованиям рынка и конкуренции.
Компания ООО «КАН АВТО» осуществляет продажу автомобилей, их техобслуживание и ремонт, получение государственных регистрационных знаков, прохождение Государственного Технического Осмотра, trade-in, лизинг, помощь на дорогах. Для ООО «КАН АВТО» стратегия основывается на неценовых факторах, а наиболее эффективный инструмент для ее реализации является составление портфеля проектов, ориентированных на максимальную персонализацию взаимодействия дилера с клиентом.
Проведенный анализ результатов деятельности и финансового состояния ООО «КАН АВТО» свидетельствует о том, что компания убыточна, имеет проблемы с платежеспособностью.
Организационная структура управления ООО «КАН АВТО» типична для всех дилерских центров группы компаний и является линейного - функционального типа, при котором управленческую роль осуществляют линейные звенья, исполнительную - функциональные. Текущей деятельностью ООО «КАН АВТО» руководит директор, в непосредственном подчинении которого находятся руководители отделов.
На ООО «КАН АВТО» внедрена система KPI отдела продаж и сервисного центра. К типичным «перегибам» системы ключевых показателей
Анализ сбалансированной системы показателей ООО «КАН АВТО» за исследуемый период позволил сделать вывод о том, что реализация стратегических мероприятий недостаточно успешна, а значит, неэффективна и внедренная система KPI в компании.
Для совершенствования системы KPI ООО «КАН АВТО», прежде всего, необходимо сформулировать стратегию развития предприятия по различным направлениям. Стратегия ООО «КАН АВТО» может выглядеть следующим образом:
- с точки зрения финансов и инвестиционной деятельности: компания накапливает прибыль, чтобы расширить деятельность и иметь возможность купить конкурентов;
- с точки зрения клиентов: ООО «КАН АВТО» - компания, в которой сотрудники могут, хотят и помогают клиентам, выстраивают с ними долгосрочные отношения, ведь без клиентов автомобильный бизнес (как и любой другой) в принципе не сможет существовать;
- с точки зрения персонала: ООО «КАН АВТО» - компания, где профессионалы добиваются успеха. Это внутренняя формулировка, позволяющая в случае расширения развивать и привлекать сотрудников;
- с точки зрения организации бизнес-процессов: ООО «КАН АВТО» хочет стать компанией с самыми эффективными и инновационными бизнес- процессами.
В стратегии ООО «КАН АВТО» необходимо зафиксировать несколько ключевых показателей, среди которых чистая прибыль, лояльность клиентов, производительность персонала, а также эффективность бизнес-процессов в продаже автомобилей с пробегом, отделе дополнительного оборудования
Если из большого массива данных выбрать конкретные, отвечающие стратегии ООО «КАН АВТО», то это позволит замотивировать всех сотрудников на реализацию стратегических целей, посчитать все показатели и сделать прозрачными тарифные соглашения для всех сотрудников.
Внедрение BI-аналитики позволит контролировать выполнение задач и показателей деятельности ООО «КАН АВТО».
Для повышения управления качеством человеческих ресурсов ООО «КАН АВТО» предлагается реализовать один большой проект, состоящий из двух частей, в ходе которого:
1) создать систему ключевых показателей эффективности для сотрудников всех отделов, которые ранее не были охвачены системой KPI;
2) внедрить систему KPI и на ее базе выработать и внедрить систему оплаты труда.
Итогами внедрения проекта должна стать наличие новой системы оплаты труда работников, позволяющей объективно определять ценность вклада каждого менеджера в достижение стратегических целей ООО «КАН АВТО».
Нормативные правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: в четырех частях [Электронный ресурс] // Справочно - правовая система «Гарант». - Последнее обновление 17.02.2018.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая [Электронный ресурс] // Справочно - правовая система «Гарант». - Последнее обновление 17.02.2018.
Книги, монографии
3. Анопченко Т.Ю., Ахмедова Е.А., Болошин Г.А. Стратегический менеджмент: основы стратегического управления. - Ростов н/Д: Феникс,
2015. - 507 с.
4. Балашов А.И., Котляров И.Д., Санина А.Г. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2012. - 320 с.
5. Басовский Л.Е., Лунева А.М. Экономический анализ. - М.: Инфра- М, 2012. - 582 с.
6. Бухалков М.И, Внутрифирменное планирование - М.: «Инфра-М»,
2016. - С.158.
7. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: Проспект, 2016. - 320 с.
8. Комплексный экономический анализ предприятия / Под.ред. Войталовского М.С., 2015. - 576 с.
9. Косьмин А.Д., Свинтицкий Н.В., Косьмина Е.А. Менеджмент. - М.: Академия, 2014. - 208 с.
10. Латфуллин Г,А., Никитин А.С., Серебрянников С.С. Теория менеджмента. - СПб.: Питер, 2016. - 464 с.
11. Михненко П.А. Теория менеджмента: учебник. - М.: Московский финансово-промышленный университет "Синергия", 2014. - 640 с.
12. Парментер Д. Ключевые показатели эффективности. Разработка, внедрение и применение решающих показателей. - М.: Олимп-Бизнес,. 2011. - 228с.
13. Савицкая Г.В. Экономический анализ. - М.: Новое знание, 2017. - 651с.
14. Угрюмова Н.В., Блинов А.О. Теория организации и организационное поведение. - СПб.: Питер, 2015. - 288 с.
15. Шейн Э. X. Организационная культура и лидерство. - СПб.: Питер.
2012. - 336 с.
16. Экономика торгового предприятия: Учеб. / Под ред. Гребнева А.И.- М.: Экономика, 2014.- 238 с.
17. Экономический анализ в торговле: Учебное пособие / М.И. Баканов, И.М. Дмитриева, Л.Р. Смирнова и др.: Под ред. М.И. Баканова. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 400с.
18. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие / Под общ.ред. Соломатина А.Н. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 295 с.
19. Экономика предприятия: учебное пособие /под ред. М.С. Мокий, Л.Г. Скамай, М.И. Трубочкина. - М: ИНФРА-М, 2014. - 213 с.
20. Экономика предприятия: учебное пособие /под ред. О.И.Волкова - М: ИНФРА-М, 2017. - 251 с.
Печатная периодика
21. Архипова Н.И., Поморцева И.М., Седова О.Л. Кадровая политика как фактор стратегического развития университета [Текст] // Вестник РГГУ. -2013. - № 6 (107). - С. 43.
22. Горст К.Я. Концепции управления стоимостью компаний // Сибирский торгово - экономический журнал. - 2015. - № 1(20). - С. 117-119.
23. Дьякова О.В. Разработка системы показателей оценки эффективности управления // Научное обозрение. - 2013. - № 2. - С. 284 - 291.
24. Евграфова Л.Е. Факторы, влияющие на эффективность менеджмента компании // Актуальные вопросы экономических наук. - 2013. - № 35. - С. 153 - 158.
25. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Инновационный подход к сбалансированной системе показателей // Российское предпринимательство. - 2010. - №6. - С. 86-91.
26. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Цели организации, конечные результаты и показатели деятельности // Проблемы экономики и менеджмента. - 2012. -№11. - С. 3-12.
27. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Продукция предприятия,результаты деятельности, и мотивация // Проблемы экономики и менеджмента. - 2013. №12. - С. 4-12.
28. Жемчугов А.М. Система показателей эффективности. Целевые показатели и показатели состояния // Проблемы экономики и менеджмента. - 2014. -№7. -С. 3-8.
29. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Сбалансированная система показателей. Недостатки или неправильное использование? // Проблемы экономики и менеджмента. - 2014.- №8. - С. 3-8.
30. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Создание эффективной системыключевых показателей- KPI // Проблемы экономики и менеджмента. - 2015. - №6. - С. 7-23.
31. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Повышение эффективностидеятельности предприятия. Не на проценты - в разы! // Проблемы экономики и менеджмента. -2016. -№8. - С.3-21.
32. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Парадигма менеджмента ипарадигма предприятия // Проблемы экономики и менеджмента. - 2017. - №3. - С. 7-14.
33. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Мотивы человека и мотивацияперсонала // Проблемы экономики и менеджмента. - 2017. - №3.- С. 3-6.
34. Комлев М.Х. Система ключевых показателей эффективности как инструмент совершенствования менеджмента организации // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 20. - С. 107 - 109.
35. Назарова В.В., Бирюкова Д.С. Стоимостные методы оценки эффективности менеджмента компании // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. - 2014. - № 3. - С. 393 - 414.
36. Сатонина, Н.Н. КПЭ как способ повышения эффективности работы персонала организации / Н.Н. Сатонина // Вестник Самарского технического государственного университета. - 2012. - № 4 (6). - С. 61-66.
37. Шарапова Н.В., Битаева Е.А. Применение «расширенных критериев» личного вклада при ограниченных выделенных средствах // Российский экономический интернет-журнал. 2017. - № 2. - С. 52.
Электронные ресурсы
38. Внедрение KPI на предприятии. Стартовая страница Белоруссии 21.BY [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.21.by/biz-info/238.html, свободный - Дата обращения: 11.04.2018.
39. Значение Консалтинговых услуг в сфере кадрового учета и HR- технологии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.hrconsalts.ru/motivatciya-personala-s-primeneniem-kpi, свободный - Дата обращения: 11.08.2015.
40. Интернет сайт KPI &Balanced Scorecard при поддержке консалтинговой компании МАГ КОНСАЛТИНГ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://balanced-scorecard.ru/map, свободный - Дата обращения: 10.08.2015.
41. Интернет сайт RBP Бизнес консалтинг «Разработка и внедрение KPI» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://rbpspb.ru/uslugi/napravlenie nashej specializacii v oblasti biznes konsaltinga/razrabotka i vnedrenie kpi/,свободный - Дата обращения: 10.04.2018.