Формирование социальной компетентности младших школьников через реализацию кружка “Помощники" (Народное образование, Омский Государственный Педагогический Университет)
База исследования: БОУ Гимназия № 84 (г. Омск).
Выборка: 20 детей младшего школьного возраста, из них 10 девочек и 10 мальчиков. Все младшие школьники учащиеся 4 класса.
Если поменять название базы исследования на нужное, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Есть приложение (Методика изучения мотивов участия учащихся в деятельности).
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы формирования социальной компетентности у детей младшего школьного возраста 5
1.1 Сущность понятия «социальная компетентность» 5
1.2 Проблема формирования социальной компетентности у младших школьников 10
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей формирования социальной компетентности у детей младшего школьного возраста посредством кружка «Помощники» 15
2.1 Процедура и методика исследования 15
2.2 Анализ сформированности социальной компетентности у детей младшего школьного возраста 17
2.3 Содержание программы кружка «Помощники» 23
Заключение 28
Список использованных источников 29
Приложение 32
Актуальность исследования. В основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения лежит компетентностный подход, характеризующийся личностной направленностью к каждому школьнику. Личность школьника развивается в ходе образовательного процесса, что приводит к становлению такой цели образовательного процесса, как формирование компетентности школьника. Современный образовательный процесс направлен на формирование и развитие личности учащегося, способной интегрироваться в социум на основе усвоенной в школе культуры поведения, социальных норм и ценностей, становление мировоззрения и самоопределения учащихся. Результатом образовательного процесса в современной начальной школе является компетентность выпускника.
Социальная компетентность складывается из знания норм и правил общения и поведения в обществе, знания продуктивных способов взаимодействия с окружающими людьми, знания собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха, стремления проявлять себя в социально одобряемой деятельности, достижении успехов, ценностного отношения к творчеству, ценностного отношения к себе и другой личности. Младший школьный возраст является эффективным для развития социальной компетентности, так как в данный период у учащихся происходят изменения в мотивационной, когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах, в способах взаимодействия с окружающими, в развитии нравственного, умственного и физического аспектов. Также, происходит становление произвольности психических процессов, процессов соподчинения мотивов, начинает проявляться эмоциональный отклик на воспитательное воздействие.
Цель исследования – изучить особенности формирования социальной компетентности у детей младшего школьного возраста средствами кружка «Помощники».
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы формирования социальной компетентности у детей младшего школьного возраста.
2. Определить условия формирования социальной компетентности у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить состояние сформированности социальной компетентности у детей младшего школьного возраста в экспериментальном исследовании.
4. Разработать программу кружка «Помощники» по формированию социальной компетентности у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: кружковая работа позволяет сформировать у младших школьников социальную компетентность, а также навыки социального поведения.
Объект исследования – социальная компетентность детей младшего школьного возраста. Предмет исследования – особенности формирования социальной компетентности у детей младшего школьного возраста средствами кружка «Помощники».
Методы исследования: теоретические – теоретический анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, методы количественного и качественного анализа результатов исследования.
Методологическую основу исследования составили научные труды М.Ю. Валентрова, Ф.И. Иващенко, А.В. Мудрик и др. Проблема социальной компетентности активно стала привлекать внимание российских ученых с начала девяностых годов XX-го века, изучается она и в настоящее время – И.В. Дуровина, Н.В. Калинина и др. В исследованиях Е.И. Зариповой, Н.Г. Черныш и др. раскрыты особенности формирования социальной компетентности у младших школьников.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Изучение понятия и структуры социальной компетентности позволило понять, что социальная компетентность – знание правил взаимодействия в обществе, умение действовать согласно этим правилам и желание вступать в коммуникацию с другими людьми. Под социальной компетентностью младшего школьника понимаются знания, умения и навыки, позволяющие успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Структуру социальной компетентности составляют ее компоненты: знаниевый (знание норм и правил общения и поведения в обществе; знание продуктивных способов взаимодействия в деятельности; знание собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха), мотивационный (стремление к проявлению себя в социально одобряемой деятельности; преобладание мотивов достижения успеха; ценность творчества; ценностное отношение к себе и другой личности) и деятельностный (сформированность навыков и способов социально значимой деятельности; умения общения и взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности; навыки эмоциональной саморегуляции; владение средствами организации своего поведения; навыки проблемно-разрешающего поведения).
В ходе экспериментального исследования было установлено, что у младших школьников в основном на среднем и низком уровнях развита социальная активность, на среднем и низком развиты коммуникативные и организаторские способности, преобладают личностные мотивы деятельности, выявлены престижные мотивы деятельности. Полученные результаты обусловили разработку программы кружка «Помощники». Цель программы – формирование социальной компетенции, формирование навыков социального поведения у младших школьников в разных видах деятельности.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.