Формирование социальной компетентности младших школьников через реализацию кружка “Помощники" (Народное образование, Омский Государственный Педагогический Университет)
База исследования: БОУ Гимназия № 84 (г. Омск).
Выборка: 20 детей младшего школьного возраста, из них 10 девочек и 10 мальчиков. Все младшие школьники учащиеся 4 класса.
Если поменять название базы исследования на нужное, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Есть приложение (Методика изучения мотивов участия учащихся в деятельности).
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы формирования социальной компетентности у детей младшего школьного возраста 5
1.1 Сущность понятия «социальная компетентность» 5
1.2 Проблема формирования социальной компетентности у младших школьников 10
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей формирования социальной компетентности у детей младшего школьного возраста посредством кружка «Помощники» 15
2.1 Процедура и методика исследования 15
2.2 Анализ сформированности социальной компетентности у детей младшего школьного возраста 17
2.3 Содержание программы кружка «Помощники» 23
Заключение 28
Список использованных источников 29
Приложение 32
Актуальность исследования. В основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения лежит компетентностный подход, характеризующийся личностной направленностью к каждому школьнику. Личность школьника развивается в ходе образовательного процесса, что приводит к становлению такой цели образовательного процесса, как формирование компетентности школьника. Современный образовательный процесс направлен на формирование и развитие личности учащегося, способной интегрироваться в социум на основе усвоенной в школе культуры поведения, социальных норм и ценностей, становление мировоззрения и самоопределения учащихся. Результатом образовательного процесса в современной начальной школе является компетентность выпускника.
Социальная компетентность складывается из знания норм и правил общения и поведения в обществе, знания продуктивных способов взаимодействия с окружающими людьми, знания собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха, стремления проявлять себя в социально одобряемой деятельности, достижении успехов, ценностного отношения к творчеству, ценностного отношения к себе и другой личности. Младший школьный возраст является эффективным для развития социальной компетентности, так как в данный период у учащихся происходят изменения в мотивационной, когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах, в способах взаимодействия с окружающими, в развитии нравственного, умственного и физического аспектов. Также, происходит становление произвольности психических процессов, процессов соподчинения мотивов, начинает проявляться эмоциональный отклик на воспитательное воздействие.
Цель исследования – изучить особенности формирования социальной компетентности у детей младшего школьного возраста средствами кружка «Помощники».
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы формирования социальной компетентности у детей младшего школьного возраста.
2. Определить условия формирования социальной компетентности у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить состояние сформированности социальной компетентности у детей младшего школьного возраста в экспериментальном исследовании.
4. Разработать программу кружка «Помощники» по формированию социальной компетентности у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: кружковая работа позволяет сформировать у младших школьников социальную компетентность, а также навыки социального поведения.
Объект исследования – социальная компетентность детей младшего школьного возраста. Предмет исследования – особенности формирования социальной компетентности у детей младшего школьного возраста средствами кружка «Помощники».
Методы исследования: теоретические – теоретический анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, методы количественного и качественного анализа результатов исследования.
Методологическую основу исследования составили научные труды М.Ю. Валентрова, Ф.И. Иващенко, А.В. Мудрик и др. Проблема социальной компетентности активно стала привлекать внимание российских ученых с начала девяностых годов XX-го века, изучается она и в настоящее время – И.В. Дуровина, Н.В. Калинина и др. В исследованиях Е.И. Зариповой, Н.Г. Черныш и др. раскрыты особенности формирования социальной компетентности у младших школьников.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Изучение понятия и структуры социальной компетентности позволило понять, что социальная компетентность – знание правил взаимодействия в обществе, умение действовать согласно этим правилам и желание вступать в коммуникацию с другими людьми. Под социальной компетентностью младшего школьника понимаются знания, умения и навыки, позволяющие успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Структуру социальной компетентности составляют ее компоненты: знаниевый (знание норм и правил общения и поведения в обществе; знание продуктивных способов взаимодействия в деятельности; знание собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха), мотивационный (стремление к проявлению себя в социально одобряемой деятельности; преобладание мотивов достижения успеха; ценность творчества; ценностное отношение к себе и другой личности) и деятельностный (сформированность навыков и способов социально значимой деятельности; умения общения и взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности; навыки эмоциональной саморегуляции; владение средствами организации своего поведения; навыки проблемно-разрешающего поведения).
В ходе экспериментального исследования было установлено, что у младших школьников в основном на среднем и низком уровнях развита социальная активность, на среднем и низком развиты коммуникативные и организаторские способности, преобладают личностные мотивы деятельности, выявлены престижные мотивы деятельности. Полученные результаты обусловили разработку программы кружка «Помощники». Цель программы – формирование социальной компетенции, формирование навыков социального поведения у младших школьников в разных видах деятельности.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника [Текст] / М. К. Апетян // Молодой ученый. – 2014. – №14. – С. 243–244.
2. Болотов, В. А. Компетентностная модель : от идеи к образовательной программе [Текст] / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. – 2018. – №10. – С. 8–14.
3. Валентиров, М. Ю. Подходы к исследованию социализации личности в зарубежной и отечественной психологии [Текст] / М. Ю. Валентиров // Молодой ученый. – 2013. – №12. – С. 112-115.
4. Вотинова, Е. Г. Основы коммуникативной компетенции (теоретические аспекты : учеб. пособие [Текст] / Е. Г. Вотинова. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 91 с.
5. Габелая, И. В. Показатели социальной компетентности у подростков [Текст] / И. В. Габелая // Вестник ЮУрГУ. – Серия «Психология». – 2013. – Т 6. – № 3. – С. 116–119.
6. Гусев, А. А. Воспитание социальной компетентности у детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома : дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / А. А. Гусев. – Екатеринбург, 2013. – 152 с.
7. Долинина, Л. С. Современные подходы к определению понятия социальная компетентность [Текст] / И. Г. Долинина, Л. С. Бороненкова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3 (59). – С. 8.
8. Дубровина, И. В. Формирование личности младшего школьника [Текст] / И.В. Дубровина; под ред. И. В. Дубровиной. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 592 с
9. Зарипова, Е. И. Становление социальной компетентности школьника в условиях региональной образовательной среды: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Е.И. Зарипова. – Омск, 2015. – 215 с.
10. Зимняя, И. А. Современное состояние проблемы концепций воспитания [Текст] / И.А. Зимняя. – Ярославль, 2017. – 225 с.
11. Журавлёв, А.Л. Социально-психологическое пространство как частный случай психологического развития субъекта / А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко // Вопросы психологии. – 2012. – №2. – С. 45-49.
12. Иващенко, Ф. И. Психология воспитания школьников : учеб. пособие [Текст] / Ф. И. Иващенко. – 2-е изд. – Москва : Инфра-М, 2009. – 136 с.
13. Калинина, Н. В. Психологическое сопровождение развития социальной компетентности школьников : афтореферат дис. на соискание уч. ст. док. психол. наук : 19.00.07: защищена 06.12.2006 [Текст] / Калинина Наталья Валентиновна. – Самара, 2016. – 421 с.
14. Калинина, Н. В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде : психолого-педагогическое сопровождение [Текст] [Текст] / Н. В. Калинина. – Ульяновск : УИПК ПРО, 2014. – 228 с.
15. Калинина, Н. В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения [Текст] / Н. В. Калинина // Психологическая наука и образование.– 2017. – № 4. – С. 16–19.
16. Келасьев, В. Н. Социальная компетентность : теоретико-методологический анализ [Текст] / В. Н. Келасьев, И. Л. Первова // Инновационные практики социальной работы в Санкт-Петербурге : сборник научных статей / Под ред. Н .Г. Скворцова, А. Н. Воронова. – Санкт-Петербург : Скифия-принт, 2012. – 336 с.
17. Коблянская, Е. В. Психологические аспекты социальной компетентности [Текст] / Е. В. Коблянская. – Санкт-Петербург : СПбГУ, 1995. – 210 с.
18. Кондратова, Т. С. Социальное проектирование в контексте педагогического сопровождения развития социальной компетентности подростков в общеобразовательной школе [Текст] / Т. С. Кондратова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2017. – № 94. – С. 119–123.
19. Коротина, Ю. В. Формирование социальной компетентности младших школьников средствами учебных предметов : Дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Коротина Юлия Викторовна – Тамбов, 2018. – 210 c.
20. Краснокутская, С. Н. Формирование социальной компетентности студентов вуза: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / С. Н. Краснокутская. – Ставрополь, 2016. – 178 с.
21. Луков, В. A. Социальное проектирование : учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. [Текст] / В. А. Луков. – Москва : Изд- во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2017. – 240 с.
22. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] / В. Г. Маралов. – Москва : АСТ, 2014. – 369 с.
23. Мачехина, О. Н. Формирование социальной компетентности старшеклассников на основе проектно-контекстного подхода в современном образовательном процессе [Текст] / О. . Мачехина // Преподавание истории в школе. Спецвыпуск. – 2017. – № 5. – С. 15–19.
24. Мель, Ю. Социальная компетентность как цель педагогики : проблемы образа Я в ситуации социального перелома [Текст] / Ю. Мель. // Педагогика. – 2015. – № 5. – С. 61-68.
25. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учеб.пособие [Текст] / А. В. Мудрик. – Москва : Академия, 2015. – 184 с.
26. Фадеева, О. Д. Самосознание как личностное свойство младшего школьника [Текст] / О. Д. Фадеева // Народное образование. – 2017. – №4. – С. 56-63.
27. Черныш, Н. Г. Социализация младших школьников в условиях дополнительного образования [Текст] / Н. Г. Черныш // Концепт. – 2018. – №5. – С. 42-46.
28. Яппарова, Г. Развитие основ социальной компетентности дошкольников в поликультурной среде [Текст] / Г. Яппарова // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 12. – С. 79–89.