Особенности удовлетворенности профессиональной деятельностью в период ранней взрослости (Возрастная психология, Омский государственный педагогический университет)
База исследования: в исследовании приняли участие 10 мужчин и 10 женщин в возрасте 35 лет. Все респонденты сотрудники разных предприятий и организаций г. Омска.
Если поменять название базы исследования, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
1. Особенности периода ранней взрослости 5
1.1 Физиологические особенности людей в период средней взрослости 5
1.2. Психологические особенности развития личности в период ранней взрослости 9
2. Теоретические представления о профессиональной деятельности 16
2.1. Психологические особенности профессиональной деятельности 16
2.2. Удовлетворенность профессиональной деятельностью 18
3. Исследование удовлетворенности профессиональной деятельностью в период ранней взрослости 24
3.1. Организация и методы исследования 24
3.2. Результаты исследования 25
Заключение 36
Список использованных источников 38
Актуальность темы исследования определяется, в первую очередь, тем, что удовлетворенность профессиональной деятельностью, как показывают многочисленные исследования (И.В. Дубровина и др.), выступает как серьезная составляющая социально-психологического климата в коллективе, будучи и существенной базой формирования и реализации позитивной психологической атмосферы в группе, и одновременно следствием устоявшихся положительных взаимоотношений между работниками. Удовлетворенность профессиональной деятельностью – это положительное эмоциональное состояние, вызванное реализацией потребности в труде (его содержательной или процессуальной сторонами. Во много степень удовлетворенности профессиональной деятельностью зависит от возраста.
Цель – исследовать особенности удовлетворенности профессиональной деятельностью в период ранней взрослости.
Задачи исследования:
1. Изучить физиологические и психологические особенности личности в период ранней взрослости.
2. Раскрыть сущность понятия «профессиональная деятельность».
3. Определить основные факторы удовлетворенности профессиональной деятельностью.
4. Выявить в эмпирическом исследовании особенности удовлетворенности профессиональной деятельностью в период ранней взрослости.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в период ранней взрослости в основном личность удовлетворена профессиональной деятельностью в связи с условиями работы и особенностями взаимоотношений с коллегами и руководством.
Объект исследования – особенности периода ранней взрослости (20-40 лет).
Предмет исследования – удовлетворенности профессиональной деятельностью в период ранней взрослости.
Методы исследования: теоретические – анализ литературных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ данных.
Методологическая основа исследования. Проблема профессиональной успешности изучалась такими учеными как Ф. Герцберг, А. Маслоу, Б. Скиннер, А.Ф. Лазурский, Ю.В. Шеремет, Э.А. Уткин и др.. Проблема трудовой мотивации и удовлетворенности профессиональной деятельности специалистов рассматривается в научных трудах зарубежных и отечественных ученых таких, как Р.Г. Тернер, Д.МакГрегор, А.Л. Лазутина и др. Физиологические особенности развития личности в разные периоды жизни раскрыты в научных трудах Г. Крайга, Л.Н. Поливановой и др. Психологические особенности личности в период ранней взрослости раскрыты в трудах В.С. Мухиной, С. Л. Рубинштейна и др.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Удовлетворенность профессиональной деятельностью – это один из важнейших факторов стабильности персонала. Взаимосвязь данного фактора со стабильностью показывает то, что работник не мотивированный, которому не нравятся условия в организации не останется в данной организации надолго. О производительности таких работников не может быть и речи: «неудовлетворенный» работник не сможет принести благо и успех организации.
Удовлетворенность профессиональной деятельностью проявляется в эмоционально окрашенном оценочном представлении субъекта, его ожиданиям в отношении результата своей трудовой деятельности, содержания процесса работы и внешних условий в которых она осуществляется. Все эти компоненты отражают степень удовлетворенности профессиональной деятельностью у сотрудников, а ее повышение формирует положительное отношение к работе, вследствие чего приводит к повышению продуктивности и эффективности труда.
Успешность личности в профессиональной деятельности зависит не только от развитых у него способностей, но и наличия таких важных мотивационных характеристик как интерес к выполняемому делу, вера в свои способности достичь определенного результата и определенные волевые усилия, которые прилагает личность, с целью их достижения. Простое обладание знаниями не обеспечивает их автоматическое использование в различных жизненных ситуациях.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено эмпирическое исследование, результаты которого следующие:
1. По методике «Удовлетворенность работой» В.А. Розановой:
- вполне удовлетворены – 2 испытуемых (10%);
- удовлетворены – 3 испытуемых (15%);
- не вполне удовлетворены – 4 испытуемых (40%);
- не удовлетворены – 11 испытуемых (55%);
- крайне не удовлетворены – не выявлено.
2. Результаты по методике Интегральная удовлетворенность трудом» Н.П. Фетискина указывают, на низкую удовлетворенность профессиональной деятельностью данной группы респондентов. Так, 14 респондентов (70%) не удовлетворены условиями труда, 14 (70%) имеют проблемы во взаимоотношениях с коллегами, 16 (80%) имеют проблемы во взаимоотношениях с руководством, 12 (60%) респондентов не удовлетворены своими достижениями в работе.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Аткинсон, Дж. Концепция трудовой мотивации [Текст] / Дж. Аткинсон // Социус. – 2014. – №2. – С. 28-31
2. Алтухов, С. И. Организация и мотивация как функции управления : учеб. пособие для 3-4-х курсов по специальностям 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», 080500 «Менеджмент» [Текст] / С. И. Алтухов. – Новосибирск : СГГА, 2012. – 61 с.
3. Боковня, А. Е. Мотивация-основа управления человеческими ресурсами: (теория и практика формирования мотивирующей организационной среды и создания единой системы мотивации компании) [Текст] / А. Е. Боковня. – Москва : ИНФРА-М, 2011. – 141 с.
4. Брушлинский, А. В. Проблема взаимосвязи процессуального (динамического) и личностного (мотивационного) аспектов мышления [Текст] / А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова // Вопросы психологии. – 2010. – №2. – С. 81-89
5. Бюссинг, А. Мотивация и удовлетворенность. Управление человеческими ресурсами [Текст] / А. Бюссинг. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 1200 с.
6. Васильев, И. В. Мотивационная сфера сотрудников на этапе становления карьеры [Текст] / И. В. Васильев // Социус. – 2013. – №1. – С. 12-17
7. Вечерин, А. В. Субъективные факторы удовлетворенности трудом сотрудников организаций [Текст] / А. В. Вечерин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. – Т. 8. – № 2. – С. 96–111.
8. Выготский, Л. С. Проблема возраста [Текст] / Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2014. – Т.4. – 268 с.
9. Вудворт, Р. Мотивация профессионально деятельности [Текст] / Р. Вудворт, Л. Халл. – Москва : Академия, 2012. – 458 с.
10. Герцберг, Ф. Мотивация профессионала как залог успешной деятельности [Текст] / Ф. Герцберг // Вопросы психологии. – 2009. – №2. – С. 36-41
11. Гнездилов, Г. В. Профессиональная карьера : условия достижения [Текст] / Г. В. Гнездилов // Социус. – 2012. – С. 22-28
12. Дубровина, И. В. Психология профессиональной деятельности [Текст] / И. В. Дубровина. – Москва : Эксмо, 2011. – 452 с.
13. Егоршин, А. П. Мотивация трудовой деятельности [Текст]: Учеб.пособие.-3-е изд., перераб. и доп. / А. П. Егоршин. – Москва : ИНФРА-М, 2011. – 358 с.
14. Завалишина, Д. Н. Особенности протекания кризиса середины жизни [Текст] / Д. Н. Завалишина // Психологический журнал. – 2013. – № 6. – Т. 24. – С. 5-15.
15. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб.: «Питер», 2014. – 363 с.
16. Климов, Е. А. Психология профессионала [Текст] / Е. А. Климов. – Москва : Институт практической психологии, 2013. – 526 с.
17. Крайг, Г. Возрастные кризисы : практика [Текст] / Г. Крайг. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 523 с.
18. Кучина, Е. В. Производительность и мотивация труда [Текст] ; Федер. агентство по образованию, Курган. гос. ун-т. / Е. В. Кучина. – Курган : КГУ, 2009. – 107 с.
19. Ланге, Н. Н. Психология профессионала [Текст] / Н. Н. Ланге. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 582 с.
20. Лазурский, А. Ф. Мотивационная структура профессиональной деятельности [Текст] / А. Ф. Лазурский // Вопросы психологии. – 2010. – №4. – С. 74-78
21. Лазутина, А. Л. Проблема мотивации труда в условиях формирования рыночных отношений [Текст] ; Федер. агентство по образованию, Волж. гос. инженер. –пед. ун-т. / А. Л. Лазутина. – Нижний Новгород : Изд-во ВГИПУ, 2011. – 184 с.
22. Леонтьев, Д. А. Очерк психологии личности : теория и практика [Текст] / Д. А. Леонтьев. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2013. – 64 с.
23. Мак-Грегор, Д. Общая психология [Текст] / Д. Мак-Грегор. – Москва : Эксмо, 2013. – 416 с.
24. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2012. – 452 с.
25. Мескон, М. Х. Основы менеджмента [Текст] : Пер. с англ. / М. Х. Мескон. М. Альберт, Ф. Хедоури. – Москва : Вильямс, 2009. – 633 с.
26. Мицкевич, А. А. Основы сбалансированной системы мотивации [Текст] / А. А. Мицкевич, Д. С. Грошев / /Мотивация и оплата труда. – 2012. – № 4. – С. 262 – 280.
27. Муррей, Г. Когнитивная психология [Текст] / Г. Муррей, Р. Фестингер. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 411 с.
28. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. – Москва : Академия, 2010. – 741 с.
29. Поваренков, Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека [Текст] / Ю. П. Поваренков. – Москва: Изд-во УРАО, 2012. – 241 с.
30. Поливанова, Л. Н. Психология возрастных кризисов: отечественный и зарубежный опыт [Текст] / Л. Н. Поливанова. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 569 с.
31. Расходова, О. А. Проблемы эффективного развития профессиональной культуры руководителей социальной службы [Текст] : Монография / О. А. Расходова. – Москва : Буки Веди, 2013. – 412 с.
32. Ребров, А. В. Мотивация сотрудников как условие профессиональной успешности [Текст] / А. В. Ребров // Социус. – 2013. – №5. – С. 52-58
33. Рубинштейн, С. Л. Общая психология [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 588 с.
34. Рудалева, И. А. Факторы удовлетворенности трудом работников в организации [Текст] / И. А. Руднева // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-4. – С. 872-876.
35. Скиннер, Б. Психология профессионала [Текст] / Б. Скиннер. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 569 с.
36. Стернберг, Р. Мотивация [Текст] / Б. Стерберг. – Москва : АСТ, 2014. – 479 с.
37. Тернер, Р. Г. Мотивация личности [Текст] / Р. Г. Тернер. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 411 с.
38. Тейлор, Ф. Психология труда [Текст] / Ф. Тейлор. – Москва : Академия, 2011. – 498 с.
39. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [Текст] / Х. Хекхаузен. – Москва : Смысл, 2013. – 860 с.
40. Шеремет, Ю. В. Факторы профессиональной успешности менеджеров / Ю. В. Шеремет // Вопросы психологии. – 2010. – №2. – С. 36-39
41. Узнадзе, Д. Н. Проблемы психологии труда [Текст] / Д. Н. Узнадзе. – Москва : Академия, 2011. – 412 с.
42. Уткин, Э. А. Мотивация в профессиональной деятельности [Текст] / Э. А. Уткин // Социус. – 2011. – №2. – С. 41-46
43. Фоллет, М. Психология управления трудовыми ресурсами [Текст] / М. Фолет, Ч. Барнард, Ф. Ротлисбергер. – Москва : Эксмо, 2010. – 369 с.