Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ЛИНГВИСТИКЕ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТАХ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Д. И. СТАХЕЕВА)

Работа №47736

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2018
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
491
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование использования регионального компонента в преподавании русского языка 8
1.1. Региональный компонент в преподавании русского языка 8
1.2. Метод проектов как средство реализации регионального
компонента в преподавании русского языка 13
Глава 2. Реализация регионального компонента на материале произведений Д. И. Стахеева 20
2.1. Д. И. Стахеев как представитель региональной литературы 20
2.2. Реализация регионального компонента на материале
произведений Д. И. Стахеева в 10 классе 30
Заключение 34
Библиография 39
Приложение

В связи со стремлением к гуманизации и гуманитаризации образования главной задачей школы стало воспитание гуманной, всесторонне развитой личности. В качестве одного из путей ее решения рассматривается введение в образовательную практику, в том числе в уроки словесности, регионального компонента в структуре государственного образовательного стандарта.
Актуальность данной работы определяется необходимостью усиления обучающего и воспитательного эффекта при обучении русскому языку с учетом регионального компонента путем использования региональной лексики и краеведческих материалов.
Научная новизна исследования заключается в предпринятой попытке реализации регионального компонента на уроках русского языка с использованием материалов произведений русского писателя Дмитрия Ивановича Стахеева.
Объектом нашего исследования является региональный компонент в преподавании русского языка, предметом - реализация регионального компонента на уроках русского языка посредством осуществления проектной деятельности на базе произведений Д. И. Стахеева.
Цель исследования: оценить возможность реализации регионального компонента посредством проектной деятельности в рамках уроков русского языка.
Достижение цели определяет необходимость решения следующих теоретических и практических задач:
- изучить отражение федерального и регионального компонентов в государственном образовательном стандарте;
- оценить роль регионального компонента в преподавании русского языка;
- дать общую характеристику понятий «деятельность», «проект», «проектная деятельность»;
- изучить творческую биографию Д. И. Стахеева как представителя региональной литературы;
- исследовать произведения Д. И. Стахеева на предмет наличия в них материалов регионального компонента;
- разработать темы проектных работ с использованием материалов Д. И. Стахеева;
- апробировать условия реализации регионального компонента посредством проектной деятельности.
Для реализации цели исследования и решения поставленных задач нами были использованы следующие методы:
- теоретические: метод сплошной выборки и описательный метод, применяемые при анализе и отборе лексического материала; метод сопоставительного анализа текстов рассматриваемых произведений; анализ педагогической, психологической литературы, изучение нормативных и программно-методических документов по проблеме исследования, проектирование процессов;
- эмпирические: проектная деятельность, педагогическое наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности учащихся, моделирование, обобщение педагогического опыта.
Теоретическая значимость исследования связана с дальнейшим освещением вопроса о месте регионального компонента в преподавании русского языка.
Практическая ценность обусловлена тем, что полученные в процессе исследования данные могут быть использованы при рассмотрении вопроса о возможности использования произведений Д. И. Стахеева для реализации регионального компонента и при разработке конспектов уроков как по его творчеству, так и по творчеству других деятелей литературы; при создании спецкурсов по русской литературе.
Апробация работы. Основные положения и выводы выпускной квалификационной работы нашли отражение в опубликованной ранее статье: Уламасова Р.А. Использование материалов по региональной лингвистике в исследовательских проектах обучающихся (на материале произведений Д. И. Стахеева) // Всероссийское образовательно-просветительское издание «Альманах педагога». - 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://almanahpedagoga.ru/servisy/publikaciya_materiala_na_saite/material7id=981.
Степень изученности рассматриваемой проблемы. Основы теории современного проектного обучения разработаны в трудах И.С. Сергеева, Е.С. Полат, Н.В. Матяш и других ученых России. В исследовании реализации регионального компонента в процессе обучения в первую очередь следует отметить диссертацию Л.А. Кореневой, статьи Н.Г. Благовой, Л.К. Лыжовой, Т.А. Кадоло. Данный вопрос был рассмотрен и в других работах отечественных авторов. Художественное и мемуарное наследие Д.И. Стахеева представляет огромный научный интерес для многих ученых и исследователей, ведется плодотворная работа по исследованию биографических фактов, выявлению специфики литературного наследия Д.И. Стахеева. Этому направлению посвящены диссертационные исследования, научные статьи, монографии Д.А. Салимовой, Г.Н. Хабибуллиной, Т.Ю. Колясевой, С.И. Граховой, Г.Р. Патенко, Н.Н. Аникиной, И.В. Масловой. Профессор Н.М. Валеев в своих трудах и исследованиях, посвящённых творчеству Д.И. Стахеева обозначил основы литературно-краеведческого исследования творчества писателя, дал новую методологию изучения забытого автора, воссоздал научную биографию романиста, показал его место в литературном
Во введении обосновывается актуальность темы данного исследования, выделяются предмет и объект исследования, формулируются цель и задачи работы, определяется ее научная новизна, отмечается теоретическая и практическая значимость полученных результатов, описывается структура работы.
Первая глава «Теоретическое обоснование использования регионального компонента в преподавании русского языка» посвящена теоретическому обоснованию вопроса, касающегося использования регионального компонента в преподавании русского языка, проблеме изученности метода проектов, характеристике метода проектов как средства реализации регионального компонента в преподавании русского языка.
Во второй главе представлено изучение биографии и творческого наследия Д.И. Стахеева как представителя региональной литературы, а также реализация регионального компонента на материале произведений писателя в формате исследовательского проекта.
В заключении обобщаются результаты проведенного исследования, формулируются выводы.
К работе прилагается список использованной литературы.
В приложении содержится план-конспект урока в 10 классе «По страницам произведений Д.И. Стахеева», где мы совместно с обучающимися подготовили список тем и направлений, предназначенных для дальнейшей разработки исследовательских проектов на материалах произведений данного писателя, и проект учащихся, представленный в виде схемы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Для современной образовательной системы характерно обращение к региональному компоненту на всех уровнях обучения и воспитания: начиная с дошкольного образовательного учреждения и продолжая в школе и вузе. На занятиях по разным дисциплинам дается представление об истории, культуре региона, его географических, климатических и других особенностях. Однако, на наш взгляд, изучение своеобразия родного края должно включаться не только в курс истории, географии, биологии, и других, как это традиционно принято, но и сопровождать изучение русского языка за счет привлечения региональной лексики в произведениях писателей родного края.
Под региональным компонентом в преподавании русского языка следует понимать систематическое и последовательное включение в образовательный курс русского языка местного языкового материала. В качестве составляющих содержания регионального компонента курса русского языка необходимо выделить следующее: во-первых, он включает словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природное богатство, материальную и духовную культуру края; во-вторых, языковой материал, составляющий лингвистическую специфику региона: слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей определенной местности, историческую ономастику и микротопонимику региона, живую речь и фольклор, специальную лексику профессий, наиболее характерных для региона, городское просторечие, молодежный жаргон, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, журналистов, ученых и т.п.; в-третьих, литературоведческий материал, состоящий из произведений национальных писателей.
Определяя место регионального компонента в лингвистическом и литературоведческом образовании, необходимо отметить, что концепция внедрения регионального компонента в современный образовательный процесс не предполагает коренной перестройки традиционного содержания обучения русскому языку и литературе или введения новых самостоятельных разделов курса. Местный языковой и литературоведческий материал необходимо последовательно и систематически включать как в базовое, так и в дополнительное образование по русскому языку и литературе, в урочную и внеурочную деятельности обучающихся. Региональный компонент - это конкретизирующая часть традиционных разделов и ряда тем при изучении русского языка и литературы; общие языковые закономерности, нормы получают региональное осмысление.
Работа с региональными языковыми факторами гармонично вписывается в цели и задачи проектной деятельности и позволяет не только способствовать повышению уровня заинтересованности обучающихся в области изучаемого предмета, но и воспитанию интереса к тому, что называют малой родиной, расширению представлений о ее истории и существовании в сегодняшнем дне.
На сегодняшний день учебное проектирование рассматривается как процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Использование метода проектов способствует развитию творческих способностей и логического мышления обучающихся, объединению знаний, полученных в ходе учебного процесса, и приобщению обучающихся к определенного рода проблемам.
В отличие от традиционных исследовательских проектов, предполагающих осуществление основных этапов работы (выбор темы, определение цели, задач, гипотезы и т.д.), при организации поисково-исследовательской работы с учетом регионального компонента предполагается более глубокое изучение вопроса по различным источникам, более детальное обращение к текстам художественных произведений региональных писателей, обращение к краеведческой и критической литературе, к газетным и журнальным материалам. Цель этой работы - расширить эстетическое отношение к художественному миру, выявление смысла и ценности художественных произведений представителей региональной литературы. Для реализации этой цели решаются следующие задачи: определить художественный замысел автора; аналитически проникнуть в суть произведения; вынести суждение о произведении; познакомиться с творческой историей произведений и судьбой авторов. Итогом работы по литературному краеведению можно считать систематизацию материала в рамках подготовки к районным и областным краеведческим конференциям и конкурсам исследовательских работ.
Разумное включение регионального компонента в базовую и дополнительную части лингвистического образования обучающихся в формате учебных проектов представляет собой важную общественно значимую задачу.
Одним из представителей региональной литературы, на материале произведений которого возможна разработка исследовательских проектов с учетом регионального компонента, является Дмитрий Иванович Стахеев (1840-1918) - представитель знаменитой купеческой династии Стахеевых, широко известный в 70-90-е годы 19 века, елабужский писатель, автор двенадцатитомного собрания сочинений, включившего в себя произведения разных родов и жанров. Удивительная личность Стахеева стала символом его родного города - Елабуги, и именно с ним тесно связаны многие его произведения. Дмитрия Ивановича привлекала жизнь маленького провинциального города, каковым, собственно, Елабуга и была.
Интересно, что в произведениях данного писателя наблюдается эволюция эмоционального отношения к нашему городу: если в ранних его творениях (рассказы «Уездный город», «Лесопромышленники» и т.д.). Елабуга выступает своеобразным духовным вакуумом, местом, полным грязи и зловоний, населенным духовно нищими, злыми людьми, то в крупных произведениях зрелого периода (например, роман «Наследники») отношение Стахеева к маленьким провинциальным городам изменилось, теперь Елабуга представлена как идиллический хронотоп - жизнь в ней рисуется более размеренной, во всем подчеркивается родство человека и природы, а люди - чаще изображаются более добрыми и чистыми.
Произведения Дмитрия Ивановича не изучаются в рамках базовой школьной программы, однако их рассмотрение и исследование возможно осуществлять в рамках классных часов, посвященных краеведению, а также в рамках работы факультативных занятий, литературных клубов, краеведческих кружков и т.д.
В процессе педагогической практики совместно с обучающимися 10 класса МБОУ «СОШ №2» ЕМР на материале произведений Д. И. Стахеева мы подготовили список тем и направлений, предназначенных для дальнейшей разработки обучающимися в формате исследовательских проектов:
1. Антропонимы в романах Д. И. Стахеева «Обновленный храм», «Избранник сердца»;
2. Елабужские топонимы в произведениях Д. И. Стахеева;
3. Особенности использования диалектной лексики и примеров елабужского говора в произведениях Д. И. Стахеева;
4. Сравнительная характеристика образа елабужского купца в ранних и поздних произведениях Д. И. Стахеева;
5. Цветопись в произведениях Д. И. Стахеева;
6. Описание храмов, мест, знакомых елабужанам, сохранившихся до сегодняшнего дня;
7. Отражение темы Стахеева в текстах местных СМИ и т.д;
8. Особенности употребления фразеологизмов в произведении Д.И. Стахеева «Лесопромышленники»;
9. Изображение родной природы в произведениях Д.С. Стахеева;
10. Сравнительная характеристика образа Елабуги в ранних и поздних произведениях Д. И. Стахеева.
В результате совместной работы с учащимися данного класса нами было осуществлено несколько исследовательских проектов на темы: «Сравнительная характеристика образа Елабуги в ранних и поздних произведениях Д. И. Стахеева», «Сравнительная характеристика образа елабужского купца в ранних и поздних произведениях Д. И. Стахеева», «Изображение родной природы в произведениях Д.С. Стахеева», позволяющие наглядно продемонстрировать реализацию регионального компонента в рамках исследовательской деятельности.
Использование данных тем в организации занятий по русскому языку с учетом регионального компонента не только позволяет обучающимся получить возможность определения пути исследования, выбора методов, необходимых для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст, но и способствует развитию интереса у обучающихся к наследию романиста Дмитрия Ивановича Стахеева и значению литературной деятельности региональных писателей в целом.



1. Аникина Н.Н. Лексемы «храм» и «церковь» в историческом и функциональном аспектах / Н.Н. Аникина // Третьи Стахеевские чтения: материалы Международной научной конференции. - Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2008. - С. 420 - 425.
2. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. - М.: Издательство АН СССР. - 1953-1959. - Т. 1. - 370 с.
3. Благова Н.Г., Коренева Л.А., Родченко О.Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (Для средней общеобразовательной школы) // РЯШ. - 1993. - № 4. - С. 16-19.
4. Большой латинско-русский словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://linguaeterna.com/vocabula/show.php?n=36588(дата обращения: 28.04.2018).
5. Валеев Н.М. Искры под пеплом: Творческий портрет писателя Д.И. Стахеева / Н.М. Валеев. - Елабуга, 1994. - 64с.
6. Валеев Н.М. Д. Стахеев. Жизнь и творчество / Н.М. Валеев. - Елабуга.: ЕГПУ, 1994. - 98 с.
7. Грахова С.И. Интерпретация жизни провинциального купечества в ранней прозе Д.И. Стахеева (1860 - 1870-е годы) // Вестник Чувашского университета: Гуманитарные науки. - 2009. - № 3. - С. 282 - 290.
8. Грахова С.И. Типология раннего творчества Д.И. Стахеева и С.В. Максимова: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / С.И. Грахова. - Елабуга, 2001. - 144 с.
9. Дьюи Дж. Демократия и образование: Перевод с английского / Дж. Дьюи. - М.: Педагогика-Пресс, 2000. - 384 с.
10. Иванов А. Дмитрий Стахеев: писатель, время которого «еще придет» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.zur.ru/news/show/11969(дата обращения 20.05.2018).
11. История и философия науки: Энциклопедический словарь. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010 - 342 с.
12. Кадоло Т. А. Региональный лексический компонент на уроках русского языка // Вестник ТГПУ. - 2012. - №2. - С. 126-130.
13. Колясева Т.Ю. Особенности употребления фразеологизмов в произведениях Д.И. Стахеева / Т.Ю. Колясева // Вестник Чувашского университета. - 2007. - №1. - С. 208 - 211.
14. Колясева Т.Ю. Средства выражения эмоциональной оценки в произведениях Д.И. Стахеева / Т.Ю. Колясева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Лингвистика». - М.: Изд-во МГОУ. - 2007. - №2.
15. Коренева Л.А. Национально-региональный компонент предмета «Русский язык» в школе. - автореф. ... канд. пед. наук. - М.,1995. - 19 с.
16. Лыжова Л.К. Региональный компонент в преподавании русского языка // РЯШ. - 1994. - № 4. - С. 11-14.
17. Маслова И. В. Стахеевы: жизнь во благо общества / И. В. Маслова // Вторые Стахеевские чтения. Материалы международной научной конференции. - Елабуга: ЕГПУ. - 2003. - 192 с.
18. Маслова И. В. Купеческая династия Стахеевых (Вторая половина XIX века по 1917): автореф. дис. ... канд. филол. наук / И.В. Маслова. К. - 2002. - 19 с.
19. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф. - 2004.
20. Патенко Г.Р. Изучение исторического наследия Д.И. Стахеева
(антропонимическое пространство произведений) // «Занкиевские чтения»: Материалы Всероссийской научно-практической
конференции. - Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2007. - С. 253-255.
21. Патенко Г.Р. Способы выражения авторской позиции посредством антропонимов в художественном тексте (на примере романов Д.И. Стахеева) / Г.Р. Патенко // Вестник Казанского технологического университета. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2006. - №3. - С. 346-351.
22. Пилипец Л.В., Абышева Н.Ю. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://science-
education.ru/ru/article/view?id=23477(дата обращения: 05.04.2018).
23. Письма Министерства образования Российской Федерации от
09.07.2003 г. «О проекте базисного учебного плана» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www. mcnmo. ru/edu/oficios/standarty/plany/plany.htm, приложение 1 (дата обращения: 25.12.2017).
24. Полат Е.С. Метод проектов. История и теория вопроса // Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: изд. центр «Академия», 2010. - С. 193¬200.
25. Розанов В. В. Апокалипсис нашего времени. Выпуски № 1-10. Текст «Апокалипсиса...», публикуемый впервые. Собрание сочинений: Т. 12. - М.: Республика, 2000. - 173 с.
26. Российское образование. Федеральный образовательный портал:
нормативные документы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/data/d_02/393.html (дата обращения:
25.12.2017).
27. Салимова Д.А. и др. Антропонимическое пространство романа Д.И. Стахеева «Обновлённый храм» / Д.А. Салимова, Г.Р. Патенко // ученые записки Института гуманитарных исследований Тюменского государственного университета. Серия «Филология». Вып № 1. Мир слова - слово в мире. - Тюмень: Изд-во Типография «Печатник». - 2007. - С. 84 - 92.
28. Салимова Д.А. Этимологически «говорящие» имена и «говорящие» фамилии в романе Д.И. Стахеева «Обновлённый храм» / Д.А. Салимова // Третьи Стахеевские чтения: материалы Международной научной конференции. - Елабуга: Изд-во ЕГПУ. - 2008. - С. 414 - 420.
29. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 80 с.
30. Стахеев Д.И. «Обновленный храм» / Д.И. Стахеев. Собр. соч.: в 12. т. Т. 2. Спб.; М.: Тов-во М.О. Вольфа, 1902. - 289 с.
31. Стахеев Д.И. Благоприобретение. - Елабуга, 1999. - 240 с.
32. Стахеев Д.И. Глухие места: Рассказы / [Соч.] Д.И. Стахеева. - СПб.: А.И. Щербаков, 1868. - 326 с.
33. Стахеев Д.И. Группы и портреты (Листочки воспоминаний) // Исторический вестник. - 1907. - № 1. - С. 81-94.
34. Стахеев Д.И. Духа не угашайте. Избранные произведения. - Казань: Татарское книжное издательство, 1992. - 426 с.
35. Стахеев Д.И. Избранник сердца: Роман / [Соч.] Д.И. Стахеева. - Санкт-Петербург : тип. д-ра М.А. Хана, 1884. - 170 с.
36. Стахеев Д.И. Пустынножитель. (Повесть о книгах и книжниках) // Русский вестник. - 1890. - С. 114-155.
37. Стахеев Д.И. Уездный город // Стахеев Д.И. Духа не угашайте. Избранные произведения. - Казань, 1992. - С. 373-388.
38. Стахеев Д.И. «Домашний очаг» / Д.И. Стахеев. Собр. соч.: в 12. т. Т.
4. Спб.; М.: Тов-во М.О. Вольфа, 1902. - 308 с.
39. Стахеев Д.И. «Законный брак» / Д.И. Стахеев. Собр. соч.: в 12. т. Т.
5. Спб.; М.: Тов-во М.О. Вольфа, 1902. - 299 с.
40. Уламасова Р.А. Использование материалов по региональной лингвистике в исследовательских проектах обучающихся (на материале произведений Д. И. Стахеева) // Всероссийское образовательно-просветительское издание «Альманах педагога». - 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://almanahpedagoga. ru/servisy/publikaciya_materiala_na_saite/mater ial?id=981.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. stupeni 15. edusite. ru/DswMedia/_file_doc_fgos_oo. pdf (дата обращения: 22.12.2017).
42. Хабибуллина Г.Н. Духовная жизнь России в романах Д.И. Стахеева 1870-1890 гг.: автореф. дис. ... канд. фил. наук. - Елабуга, 2007. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cheloveknauka.com/duhovnaya-zhizn-rossii-v-romanah-d-i- staheeva-1870-1890-gg(дата обращения 20.05.2018).
43. Хабибуллина Г.Н. Тема провинциального города в романном творчестве Д.И. Стахеева / Г.Н. Хабибуллина // Литературный процесс в зеркале рубежного сознания: философский, лингвистический, эстетический, культурологический аспекты: Сборник материалов международной научной конференции / Сост., ред. М.М. Полехина. - Магнитогорск: МаГУ. - 2004. - С. 138-141.
44. Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. Т. 3. - М.: ГИХЛ. - 1947. - 548 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ