Совершенствование процесса диагностики электрооборудования путем внедрения современного диагностического оборудования в сервисной зоне автоцентра «Лада-ТТС»
|
ВВЕДЕНИЕ 8
1 МАРКЕТИНГОВО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 10
1.1 СТРУКТУРА ПАРКА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ РОССИИ 11
1.2 АНАЛИЗ РЫНКА ПРОДАЖ 13
1.2.1 РЫНОК ПРОДАЖ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В 2017 ГОДУ. 13
1.2.2 ПРОГНОЗ РОССИЙСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА НА 2018 ГОД. 17
1.3 ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАО ПФ «ТРАНСТЕХСЕРВИС» 21
1.3.1 ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОЦЕНТРА «ЛАДА-ТТС» 22
1.3.2 МОДЕЛЬНЫЙ РЯД АВТОМОБИЛЕЙ, РЕАЛИЗУЕМЫХ «ЛАДА-ТТС» 23
1.3.3 КОНКУРЕНТЫ АВТОЦЕНТРА «ЛАДА-ТТС» 25
1.4 ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА 25
1.5 ВЫВОДЫ 26
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 28
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ АВТОЦЕНТРА «ЛАДА-ТТС» 29
2.2 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА АВТОЦЕНТРА «ЛАДА-ТТС» 33
2.3 РАСЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО УЧАСТКА
АВТОЦЕНТРА «ЛАДА-ТТС» 35
2.3.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕОБХОДИМОГО ЧИСЛА РАБОЧИХ НА ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОМ
УЧАСТКЕ 37
2.3.2 РАСЧЕТ ЧИСЛА ПОСТОВ 39
2.3.3 РАСЧЕТ ТРЕБУЕМОЙ ПЛОЩАДИ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО УЧАСТКА 40
2.4 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС САМОЙ ВОСТРЕБОВАННОЙ ВНЕДРЯЕМОЙ УСЛУГИ:
ДИАГНОСТИКА И РЕМОНТ СТАРТЕРА НА ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОМ УЧАСТКЕ 41
2.4.1 РАЗБОРКА-СБОРКА СТАРТЕРА 43
2.4.2 ДЕФЕКТАЦИЯ СТАРТЕРА 44
2.4.3 ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТАЛЕЙ 47
2.4.4 АЛГОРИТМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА РЕМОНТА СТАРТЕРА 49
2.5 ВЫВОДЫ 51
3 ВЫБОР ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ 52
3.1 ОБОРУДОВАНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ УСЛУГ НА
ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ УЧАСТОК 53
3.2 СУЩЕСТВУЮЩИЕ АНАЛОГИ КОНТРОЛЬНО-ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ СТЕНДОВ ДЛЯ
ПРОВЕРКИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ 54
3.2.1 Э-250М-02 54
3.2.2 СКИФ-1-04 55
3.2.3 SPINBANCHETTOJUNIOR 400V. 57
3.2.4 TOPAUTO-SPINEB380 58
3.3 ВЫБОР КОНТРОЛЬНО-ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ СТЕНДОВ ДЛЯ ПРОВЕРКИ
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ МЕТОДОМ АПРИОРНОГО РАНЖИРОВАНИЯ 59
3.4 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ПЛАН ЕГО РАССТАНОВКИ 61
3.5 ВЫВОДЫ 65
4 ТЕХНИЧЕСКАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 66
4.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ НА УЧАСТКЕ 67
4.2 ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ НАПРЯЖЕНИЙ ПРИКОСНОВЕНИЯ И ТОКОВ 68
4.3 МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ 71
4.4 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 72
4.5 ВЫВОДЫ 73
5 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 74
5.1 РАСЧЕТ СТОИМОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА
ДИАГНОСТИКИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ 75
5.1.1 РАЗОВЫЕ ВЛОЖЕНИЯ В ОБОРУДОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННУЮ ОСНАСТКУ 75
5.1.2 РАСЧЕТ ЗАТРАТ НА ОПЛАТУ ТРУДА 75
5.1.3 ОТЧИСЛЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 76
5.2 РАСЧЕТ ДОХОДОВ ОТ ВНЕДРЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ПРОЦЕССА ДИАГНОСТИКИ НА ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОМ УЧАСТКЕ 77
5.2.1 ДОХОД ОТ ОКАЗАНИЯ ВНЕДРЯЕМЫХ УСЛУГ 77
5.3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ 77
5.3.1 КОЭФФИЦИЕНТ ДИСКОНТИРОВАНИЯ (KDK) 77
5.3.2 ЧИСТАЯ ТЕКУЩАЯ СТОИМОСТЬ (ЧТС) 78
5.3.3 ИНДЕКС РЕНТАБЕЛЬНОСТИ(PI) 79
5.3.4 ПРОСТОЙ СРОК ОКУПАЕМОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ (СО) 80
5.3.5 ДИСКОНТИРОВАННЫЙ СРОК ОКУПАЕМОСТИ (ДСО) 80
5.4 ВЫВОДЫ 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
1 МАРКЕТИНГОВО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 10
1.1 СТРУКТУРА ПАРКА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ РОССИИ 11
1.2 АНАЛИЗ РЫНКА ПРОДАЖ 13
1.2.1 РЫНОК ПРОДАЖ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В 2017 ГОДУ. 13
1.2.2 ПРОГНОЗ РОССИЙСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА НА 2018 ГОД. 17
1.3 ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАО ПФ «ТРАНСТЕХСЕРВИС» 21
1.3.1 ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОЦЕНТРА «ЛАДА-ТТС» 22
1.3.2 МОДЕЛЬНЫЙ РЯД АВТОМОБИЛЕЙ, РЕАЛИЗУЕМЫХ «ЛАДА-ТТС» 23
1.3.3 КОНКУРЕНТЫ АВТОЦЕНТРА «ЛАДА-ТТС» 25
1.4 ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА 25
1.5 ВЫВОДЫ 26
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 28
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ АВТОЦЕНТРА «ЛАДА-ТТС» 29
2.2 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА АВТОЦЕНТРА «ЛАДА-ТТС» 33
2.3 РАСЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО УЧАСТКА
АВТОЦЕНТРА «ЛАДА-ТТС» 35
2.3.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕОБХОДИМОГО ЧИСЛА РАБОЧИХ НА ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОМ
УЧАСТКЕ 37
2.3.2 РАСЧЕТ ЧИСЛА ПОСТОВ 39
2.3.3 РАСЧЕТ ТРЕБУЕМОЙ ПЛОЩАДИ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО УЧАСТКА 40
2.4 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС САМОЙ ВОСТРЕБОВАННОЙ ВНЕДРЯЕМОЙ УСЛУГИ:
ДИАГНОСТИКА И РЕМОНТ СТАРТЕРА НА ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОМ УЧАСТКЕ 41
2.4.1 РАЗБОРКА-СБОРКА СТАРТЕРА 43
2.4.2 ДЕФЕКТАЦИЯ СТАРТЕРА 44
2.4.3 ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТАЛЕЙ 47
2.4.4 АЛГОРИТМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА РЕМОНТА СТАРТЕРА 49
2.5 ВЫВОДЫ 51
3 ВЫБОР ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ 52
3.1 ОБОРУДОВАНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ УСЛУГ НА
ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ УЧАСТОК 53
3.2 СУЩЕСТВУЮЩИЕ АНАЛОГИ КОНТРОЛЬНО-ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ СТЕНДОВ ДЛЯ
ПРОВЕРКИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ 54
3.2.1 Э-250М-02 54
3.2.2 СКИФ-1-04 55
3.2.3 SPINBANCHETTOJUNIOR 400V. 57
3.2.4 TOPAUTO-SPINEB380 58
3.3 ВЫБОР КОНТРОЛЬНО-ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ СТЕНДОВ ДЛЯ ПРОВЕРКИ
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ МЕТОДОМ АПРИОРНОГО РАНЖИРОВАНИЯ 59
3.4 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ПЛАН ЕГО РАССТАНОВКИ 61
3.5 ВЫВОДЫ 65
4 ТЕХНИЧЕСКАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 66
4.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ НА УЧАСТКЕ 67
4.2 ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ НАПРЯЖЕНИЙ ПРИКОСНОВЕНИЯ И ТОКОВ 68
4.3 МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ 71
4.4 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 72
4.5 ВЫВОДЫ 73
5 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 74
5.1 РАСЧЕТ СТОИМОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА
ДИАГНОСТИКИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ 75
5.1.1 РАЗОВЫЕ ВЛОЖЕНИЯ В ОБОРУДОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННУЮ ОСНАСТКУ 75
5.1.2 РАСЧЕТ ЗАТРАТ НА ОПЛАТУ ТРУДА 75
5.1.3 ОТЧИСЛЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 76
5.2 РАСЧЕТ ДОХОДОВ ОТ ВНЕДРЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ПРОЦЕССА ДИАГНОСТИКИ НА ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОМ УЧАСТКЕ 77
5.2.1 ДОХОД ОТ ОКАЗАНИЯ ВНЕДРЯЕМЫХ УСЛУГ 77
5.3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ 77
5.3.1 КОЭФФИЦИЕНТ ДИСКОНТИРОВАНИЯ (KDK) 77
5.3.2 ЧИСТАЯ ТЕКУЩАЯ СТОИМОСТЬ (ЧТС) 78
5.3.3 ИНДЕКС РЕНТАБЕЛЬНОСТИ(PI) 79
5.3.4 ПРОСТОЙ СРОК ОКУПАЕМОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ (СО) 80
5.3.5 ДИСКОНТИРОВАННЫЙ СРОК ОКУПАЕМОСТИ (ДСО) 80
5.4 ВЫВОДЫ 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
Любой автомобиль обладает функциями, осуществление которых возможно лишь при помощи электроэнергии. К числу таких важнейших функций можно от-нести воспламенение топливной рабочей смеси в цилиндрах карбюраторных и инжекторных двигателей внутреннего сгорания, запуск двигателя, освещение дорожного пространства перед машиной и внутреннее освещение в салоне, световая индикация шкал приборов и различных сигнальных устройств, габаритные огни и т.д.
Основные потребители электроэнергии в автомашинах дополняются разно-образными электротехническими устройствами вспомогательного назначения, такими, как «дворники», сигналы звукового оповещения, радиооборудование и многими другими. Питание всех электрических устройств и приборов осуществляется от источников тока. Весь комплекс электрических механизмов и приборов, включая источники электроэнергии, в совокупности образует систему автомобильного электрооборудования.
Аккумуляторная батарея, или сокращенно АКБ, состоит из блока свинцово-кислотных модулей-аккумуляторов постоянного тока (обычно в состав АКБ входит шесть таких модулей), представляя собой химический источник электроэнергии, служащий как для запуска двигателя посредством электростартера, так и для питания электрооборудования при незапущенном либо работающем на малых оборотах коленчатого вала в двигателе. Автомобильный электрогенератор пред-назначен для обеспечения током всех электротехнических и электронных приборов и устройств автомашины при работе двигателя в режиме как средней, так и высокой частоты вращения коленчатого вала.
Современные автомобили оснащаются бесконтактной электронной системой зажигания, выгодно отличающейся целым рядом существенных преимуществ перед морально устаревшей контактной системой. К основным из таких достоинств можно причислить: увеличенный потенциал напряжения, поступающего на вторичную обмотку катушки зажигания; увеличенную мощность и большую продолжительность искрового разряда; контакты прерывателя не подлежат износу; повышенный срок эксплуатации свечей зажигания; более полное сгорание рабочей топливной смеси в цилиндрах автомобильного мотора; облегченный запуск двигателя; значительно более высокая приемистость и экономичность. Надежный запуск двигателя может быть обеспечен лишь при частоте вращения коленчатого вала не менее 60-80 об/мин. Достигнуть столь высокой скорости вращения вручную, при помощи давно ставшей достоянием истории заводной рукоятки, попросту невозможно, поэтому для запуска используется специальное устройство в виде электрического стартера, обеспечивающего водителю возможность пуска двигателя непосредственно из салона автомобиля.
Одним из основных электронных компонентов электрооборудования автомобиля является электронная система управления двигателем. Основные проблемы у владельцев современных автомобилей со сложной электроникой возникают именно при появлении отказов в системе управления двигателя, поскольку здесь одного опыта специалиста по ремонту двигателя будет недостаточно - необходимо использовать современные сканеры, считывающие и расшифровывающие показатели датчиков и выявляющие ошибки системы.
Надежность эксплуатации автомобиля, степень его экономичности, активной и экологической безопасности во многом зависят от безупречного функционирования системы электрооборудования, что напрямую зависит от того, насколько своевременно и точно была обнаружена неисправность. В связи с этим целью выпускной квалификационной работы является повышение прибыли предприятия за счет расширения спектра оказываемых услуг путем подбора современного диагностического оборудования на электротехнический участок.
Основные потребители электроэнергии в автомашинах дополняются разно-образными электротехническими устройствами вспомогательного назначения, такими, как «дворники», сигналы звукового оповещения, радиооборудование и многими другими. Питание всех электрических устройств и приборов осуществляется от источников тока. Весь комплекс электрических механизмов и приборов, включая источники электроэнергии, в совокупности образует систему автомобильного электрооборудования.
Аккумуляторная батарея, или сокращенно АКБ, состоит из блока свинцово-кислотных модулей-аккумуляторов постоянного тока (обычно в состав АКБ входит шесть таких модулей), представляя собой химический источник электроэнергии, служащий как для запуска двигателя посредством электростартера, так и для питания электрооборудования при незапущенном либо работающем на малых оборотах коленчатого вала в двигателе. Автомобильный электрогенератор пред-назначен для обеспечения током всех электротехнических и электронных приборов и устройств автомашины при работе двигателя в режиме как средней, так и высокой частоты вращения коленчатого вала.
Современные автомобили оснащаются бесконтактной электронной системой зажигания, выгодно отличающейся целым рядом существенных преимуществ перед морально устаревшей контактной системой. К основным из таких достоинств можно причислить: увеличенный потенциал напряжения, поступающего на вторичную обмотку катушки зажигания; увеличенную мощность и большую продолжительность искрового разряда; контакты прерывателя не подлежат износу; повышенный срок эксплуатации свечей зажигания; более полное сгорание рабочей топливной смеси в цилиндрах автомобильного мотора; облегченный запуск двигателя; значительно более высокая приемистость и экономичность. Надежный запуск двигателя может быть обеспечен лишь при частоте вращения коленчатого вала не менее 60-80 об/мин. Достигнуть столь высокой скорости вращения вручную, при помощи давно ставшей достоянием истории заводной рукоятки, попросту невозможно, поэтому для запуска используется специальное устройство в виде электрического стартера, обеспечивающего водителю возможность пуска двигателя непосредственно из салона автомобиля.
Одним из основных электронных компонентов электрооборудования автомобиля является электронная система управления двигателем. Основные проблемы у владельцев современных автомобилей со сложной электроникой возникают именно при появлении отказов в системе управления двигателя, поскольку здесь одного опыта специалиста по ремонту двигателя будет недостаточно - необходимо использовать современные сканеры, считывающие и расшифровывающие показатели датчиков и выявляющие ошибки системы.
Надежность эксплуатации автомобиля, степень его экономичности, активной и экологической безопасности во многом зависят от безупречного функционирования системы электрооборудования, что напрямую зависит от того, насколько своевременно и точно была обнаружена неисправность. В связи с этим целью выпускной квалификационной работы является повышение прибыли предприятия за счет расширения спектра оказываемых услуг путем подбора современного диагностического оборудования на электротехнический участок.
Автоцентр «Лада-ТТС» оказывает практически полный перечень услуг, связанных с диагностикой и ремонтом системы автомобильного электрооборудования. Однако, на сегодняшний день на электротехническом участке «Лада- ТТС» не проводятся работы по диагностике и ремонту генераторов, стартеров и катушки зажигания. В результате был составлен список оказываемых услуг и список услуг, предлагаемых к внедрению. Для определения достаточности производственных мощностей произведен расчет количества работников, постов и площадей при прогнозируемом увеличении годового объема работ на участке. В результате чего сделан вывод о том, что существующая площадь на 1 м2 меньше расчетной. В связи с этим предложено заменить имеющийся длинный стол для инструментов на однотумбовый электротехнический верстак, а приборы и инструменты, которые не получится уместить на нем, разместить в новом навесном шкафу.
Таким образом, к внедрению предложены контрольно-измерительный стенд Скиф-1-04, стенд диагностирования системы зажигания ЦНТ-СПМЗ-3, верстак слесарный однотумбовый PROFFI 112 Т и шкаф перфорированный настенный TB 001, итоговые затраты на закупку которых составят 131154 руб. При этом срок окупаемости капиталовложений составит 4-5 месяцев, что говорит о высокой эффективности предложений.
Таким образом, к внедрению предложены контрольно-измерительный стенд Скиф-1-04, стенд диагностирования системы зажигания ЦНТ-СПМЗ-3, верстак слесарный однотумбовый PROFFI 112 Т и шкаф перфорированный настенный TB 001, итоговые затраты на закупку которых составят 131154 руб. При этом срок окупаемости капиталовложений составит 4-5 месяцев, что говорит о высокой эффективности предложений.



