Введение 3
1. Теоретические и методические основы управления ценами 5
1.1 Содержание основных понятий управления ценовой политики 5
1.2 Методические подходы к управлению ценами предприятия 8
1.3 Особенности управления ценами на современном этапе развития экономики 10
2. Анализ действующей практики управления ценообразованием ООО «АФК» 13
2.1 Анализ развития деятельности в сфере противопожарных материалов, фасадов
и общая характеристика ООО «АФК» 13
2.2 Анализ системы управления ООО «АФК» 23
2.3 Исследование проблем ценообразования в ООО «АФК» 32
3. Рекомендации по совершенствованию управления ценообразованием ООО «АФК» 41
3.1 Анализ цен конкурентов и разработка предложений ООО «АФК» 41
3.2 Расчет вариаций цены товара для ООО «АФК» 50
3.3 Разработка мероприятий по оперативному регулированию цены для ООО «АФК» 60
Заключение 68
Список использованных источников 72
Приложения
« Ценовая политика» - Это комплекс мер, направленных на определение цены, ценовой тактики и стратегии. [5, с. 216].
В настоящее время на рынке присутствует довольно большое количество организаций, занимающихся торговлей или предоставляющих различные услуги.
Потребители же в свою очередь предъявляют все более новые и возрастающие требования к покупаемым товарам, желая приобрести красивый, надежный, безопасный и долговечный продукт. Торговым предприятиям необходимо угождать постоянно меняющимся запросам своих покупателей. Именно поэтому управление ценовой политики в настоящее время является очень важной проблемой. [7, с. 33].
Актуальность темы обусловлена необходимостью разработки успешных мероприятий по управлению ценами в организации как условия для повышения прибыли на предприятии в целом. Эффективное управление ценами призвано обеспечить благоприятную среду, для дальнейшего развития и роста фирмы, а также обеспечивает устойчивое положение на рынке а также конкурентоспособность.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексное исследование управления ценовой политики, а также разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления ценами.
Нерациональное формирование ассортимента, от которого зависит как предложение, так и спрос, может оказать сильное влияние на социальную среду и экономику организации.
В соответствии с поставленной целью можно выдвинуть следующие задачи:
1) Раскрыть содержание основных понятий управления ценовой политики;
2) Сделать анализ развития деятельности в сфере противопожарных материалов;
3) Рассмотреть специфику цен (в данном случае на примере строительной компании);
4) на конкретном примере изучить и оценить ассортимент цен (в данной работе на примере ООО АФК).
В ходе написания работы были рассмотрены теоретические разработки в области управления ценовой политики, обобщен опыт использования различных систем на материале исследований как отечественных, так и зарубежных авторов, профессионально занимающихся проблемами управления ценовой политики. Среди них - Ф. Котлер, П.Ф. Дракер, Ж.-Ж. Ламбен, Г.Дж. Болт, С. Репп, А.Н. Романов, А.П. Дурович, В.Е. Хруцкий, Е.П. Голубков, статьи из журналов "Менеджмент в России и за рубежом", "Маркетинг в России и за рубежом", "Экономический анализ: теория и практика" и др.
Предметом исследования является управление ценовой политики в производственной организации. Объектом исследования является ООО «АФК». Организация занимается производством и продажей окон, пвх профилей,и т.д . На рынке в г. Казани организация работает с 2006 года.
Структурно работа имеет: введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
В первой главе дается общая характеристика и говорится об основных понятиях ценовой политики. Приводится перечень выявленных в результате анализа проблем организации.
Во второй главе рассматриваются анализ системы управления. Представлены различные подходы к изучению проблем в области управления ценами в производственной организации, сделан анализ конкурентоспособности на основе анализа нормы прибыли.
В третьей главе разрабатываются предложения по совершенствованию управления ценами в организации.
Выводы по проделанной работе делаются в заключении. Список использованных источников состоит из 40 наименований. Приложения даны на 2 листах.
В ходе проделанного исследования, можно сделать следующие выводы. ООО «АФК» является крупным производителем светопрозрачных конструкций из стальных, алюминиевых и ПВХ профилей. Приоритетным направлением деятельности компании являются огнестойкие светопрозрачные конструкции. К данной группе изделий относят: противопожарные окна, двери, фасады и перегородки. Безопасность, которую обеспечивают противопожарные изделия, неоспорима - они защищают имущество, находящееся в помещении, а также здоровье его обитателей от возможных огневых рисков. Для производства светопрозрачных конструкций на предприятии используются материалы ведущих поставщиков профильных систем, таких как: «Schuco» (Германия), «Jansen» (Швейцария), «Forster» (Швейцария), «Татпроф» (Россия), «ALUTECH» (Белоруссия). Применение высококачественных материалов ведущих производителей и использование инноваций в производстве позволяет производить конструкции с пределом огнестойкости до 120 минут.
Проведенный анализ финансового состояния ООО «АФК» позволил выявить следующие тенденции. К положительным тенденциям относится, ежегодный рост стоимости имущества предприятия, что свидетельствует о наращивании имущественного потенциала предприятия в последние годы. К отрицательным тенденциям относится сокращение доли основных производственных фондов предприятия с 79% до 75%. Структуру источников формирования имущества ООО «АФК» можно признать удовлетворительной. В процессе анализа была выявлена тенденция сокращении доли собственных средств при увеличении доли краткосрочных пассивов, что свидетельствует о снижении финансовой автономии предприятия. Также за исследуемый период было выявлено снижение общей суммы выручки от реализации. Однако, темпы сокращения выручки от реализации оказались ниже, чем темпы снижения себестоимости, что в результате вызвало рост чистого дохода, остающегося в распоряжении ООО «АФК» более чем на 54%.
В настоящее время численность работников ООО «АФК» составляет 62 человека. Текучесть кадров на предприятии не превышает 10-12%, что является достаточно хорошим показателем и свидетельствует о здоровом социально- психологическом климате, а также благоприятных условиях труда, созданных руководством для персонала организации. Все работники ООО «АФК» действуют на основании должностных инструкций, которые определяют функциональные обязанности, права, ответственность работников и их условия труда.
Проведя исследование ценообразования было выявлено, что основной целью ценообразования на предприятии является получение максимальной прибыли. В этих условиях предприятие делает оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и останавливается на таких ценах, которые обеспечивают максимальную прибыль. Для контроля над процессом ценообразования в организации назначено должностное лицо, им является коммерческий директор. В ходе исследования было выявлено, что ООО «АФК» рассчитывает цены на различные товары по методу «издержки плюс прибыль» в сочетании с рыночным методом учета сложившихся на рынке цен. Это позволяет занимать лидерские позиции по объемам продаж продукции и покрывать все издержки, связанные с производством и реализацией продукции. В ООО «АФК» были выявлены некоторые проблемы в области ценообразования, такие как:
1. Перегруженность сотрудников коммерческого отдела.
2. Несовершенство применяемого метода ценообразования.
3. Отсутствие автоматизированной системы при работе с ценовой политикой. Таким образом, устранение выявленных проблем благоприятно скажется на дальнейшей деятельности ООО «АФК» на рынке светопрозрачных и огнестойких конструкций.
На основе проведенного анализа и выявленных проблем, для ООО «АФК» был разработан проект мероприятий по улучшению управления ценообразованием на предприятии:
1. Реструктуризация коммерческого отдела ООО «АФК». Данное мероприятие предполагает собой уточнение численного состава, сочетая реально сложившиеся условия с задачами, которое руководство организации ставит на будущее. В результате проведения реструктуризации, в ООО «АФК» будет наблюдаться увеличение сотрудников коммерческого отдела в количестве 4 человек. Введение в штат дополнительных специалистов, занимающихся именно ценообразованием и их тесное взаимодействие с другими специалистами, позволит обеспечить полноценное управление ценовой политикой в ООО «АФК». Также увеличение количества персонала на предприятии будет способствовать оптимизации работы внутри коллектива, а следовательно, результативность их работы будет стремиться к росту.
2. Повышение профессионального уровня сотрудников в области ценообразования. В рамках данного мероприятия сотрудники коммерческого отдела ООО «АФК» будут направлены на прохождение курсов по повышению квалификации. Таким образом, в установленный срок обучения, слушатели получат достаточные знания методов, приемов и организации ценообразования на предприятии, обсудят существующие вопросы, а также рассмотрят решение практических ситуаций, возникающих на российских предприятиях. Курсы для сотрудников коммерческого отдела позволят обновить взгляд на происходящее и улучшить систему ценообразования в компании. В свою очередь, предприятие выйдет на более высокий уровень прибыли.
3. Внедрение автоматизированной системы для оптимизации процесса ценообразования на предприятии. На сегодняшний день в ООО «АФК» существует дефицит программных инструментов, которые помогли бы сотрудникам более эффективно осуществлять управление ценообразованием. Поэтому, одним из вариантов решения данной проблемы может стать внедрение автоматизированной системы, с помощью которой возможно оптимизировать процессы формирования цен на предприятии. Для ООО «АФК» предлагается внедрение программы «1С: Предприятие 8». Результаты внедрения автоматизированной программы обеспечат ООО «АФК»: полностью автоматизированный процесс ценообразования; исключение ошибок персонала при выполнении расчетов; расчет вариаций цен с использованием различных методов; сокращение сроков сбора исходных данных для расчета цен.
4. Изменение применяемого метода ценообразования. В ходе исследования на предприятии была выявлена проблема, которая заключалась в несовершенстве применяемого метода ценообразования. При установлении цен ООО «АФК» использует метод «издержки плюс прибыль». Однако применяемый метод не в полной мере отвечает стратегическим целям предприятия. Главным недостатком метода можно считать условное отнесение на себестоимость постоянных накладных расходов, что искажает подлинный вклад продукта в общий доход предприятия. Произведя расчет вариаций цен было выявлено, что для ООО «АФК» более предпочтительными являются метод прямых затрат и метод на основе анализа безубыточности, их показатели наиболее адекватны и объективны. В обоих случаях прибыль значительно возрастает: при методе прямых затрат в 1,3 раза, при анализе безубыточности в 1,2 раза. В частности, метод прямых затрат позволит максимально точно сформулировать желаемую прибыль с учетом конъюнктуры рынка и себестоимости единицы.
Таким образом, грамотно построенная система ценообразования способна обеспечить максимально высокую конкурентоспособность предприятия на рынке. Разработанная программа мероприятий должна благоприятно сказаться на улучшении управления ценовой политикой предприятия, а, следовательно, и на совершенствовании коммерческой деятельности ООО «АФК» в целом. После внедрения предложенных мероприятий по улучшению управления ценообразованием, выручка на предприятии увеличится почти на 20%. Данная тенденция создаст предпосылку для дальнейшего успешного развития ООО «АФК» на рынке светопрозрачных и огнестойких конструкций.