Введение 3
1. Теоретические основы стратегического планирования 6
1.1 Понятие, структура, основные положения стратегического планирования
на предприятии 6
1.2 Задачи, функции стратегического планирования 11
1.3 Особенности формирования стратегии на предприятии сферы услуг 16
2. Исследование стратегического планирования в сети кинотеатров «КАРО-Фильм» 23
2.1. Общая характеристика предприятия 23
2.2 Анализ стратегического планирования ООО «КАРО-Фильм менеджмент»
2.3 Оценка эффективности стратегии 37
3. Совершенствование стратегического планирования в сети кинотеатров «КАРО» 48
3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического
планирования в ООО «КАРО-Фильм менеджмент» 48
3.2 Расчёт эффективности предложенных вариантов 56
3.3 Направление дальнейшего совершенствования стратегического
планирования в ООО «КАРО-Фильм менеджмент» 66
Заключение 81
Список использованных источников 85
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современные предприятия и организации в целях обеспечения результативности деятельности нуждаются в разработке и реализации собственной стратегии развития в соответствии с действующим законодательством, регламентирующим правила ведения бизнеса с учетом складывающейся рыночной конъюнктуры.
Изменения во внешней и внутренней среде существенно повышают разнообразные риски в деятельности предприятия. Для уменьшения воздействия любого из видов риска с одновременным устойчивым ростом современным компаниям необходимо знание о тенденциях своего развития путем предвидения и прогнозирования [38, с. 15].
Подобная информация позволяет предприятию достичь желаемых результатов, а также является ориентиром для принимаемых управленческих решений. Предвидение будущих целей и задач развития предприятия, а также разработка средств их достижения в длительной перспективе в широком смысле представляет собой сущность стратегии развития. Возможности наращивания экономического потенциала и конкурентоспособности предприятий во многом определяются эффективностью и качеством стратегического планирования.
Современная ситуация характеризуется отсутствием у многих российских предприятий достаточного опыта и необходимой информационной базы для стратегического планирования [45, с.27].
Особую актуальность настоящему исследованию придает существующая необходимость в стабилизации экономического положения многих российских предприятий и организаций в связи с их переходом на стратегию устойчивого роста, максимально используя имеющийся стратегический потенциал. С учетом того, что каждое предприятие уникально и обладает своими специфическими особенностями и индивидуальным стратегическим профилем, возрастает значимость стратегического планирования.
Существенный вклад в развитие стратегического планирования принадлежит И. Ансоффу, Ж.-Ж. Ламбену, Г. Минцбергу, М. Портеру, А. Стрикленду, А. Дж. Томпсону. Среди современных ученых заслуживают внимания работы Ю.А. Витиной, Г.Л. Григорян, Л.Ф. Бердниковой, О.В. Баженову, Д.В. Арутюновой и др.
Объектом исследования выступает система стратегического планирования сети кинотеатров «КАРО».
Предметом исследования являются экономические и организационные отношения, возникающие в процессе стратегического планирования.
Цель исследования состоит в разработке мероприятий совершенствования стратегического планирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
- раскрыть понятие, структуру, основные положения стратегического планирования на предприятии;
- изучить задачи, функции стратегического планирования;
- рассмотреть особенности формирования стратегии на предприятии сферы услуг;
- провести анализ стратегического планирования ООО «КАРО-Фильм менеджмент»;
- дать оценку эффективности стратегии;
- разработать рекомендации по совершенствованию стратегического планирования в ООО «КАРО-Фильм менеджмент» и провести расчет эффективности предложений.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы зарубежных и отечественных ученых в области стратегического планирования. Были также использованы информационные материалы научных конференций и данные полученные в ходе практики.
В процессе исследования применены следующие методы исследования: общенаучные, такие как системный подход, анализ, сравнительный метод, синтез, способы графического представления данных.
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В заключение представленной выше дипломной работы необходимо остановиться на ряде выводов, полученных в процессе исследования.
Стратегическое планирование - это одна из функций управления, появляющаяся на этапе прогнозирования и представляющая собой процесс определения целей организации и возможностей их достижения. Исходя из того факта, что стратегия - это единство намерений, действий, ожиданий, стратегическое планирование должно обеспечить базу для принятия всех управленческих решений, функционирования процессов организации, мотивации и контроля, нацеленных на выработку стратегических планов по конкретным направлениям деятельности предприятия.
Стратегия развития предприятия сферы услуг представляет собой совокупность мероприятий, рассчитанную на перспективу и обеспечение достижения конкурентных целей, путем координации и распределения ресурсов компании. Согласно теории стратегического менеджмента, концепция стратегического развития, определяющая зону стратегического хозяйствования предприятия сферы услуг, — это обоснованные прогнозно-аналитическими исследованиями и технико-экономическими расчетами направления производственно-коммерческой и финансово-экономической деятельности.
Практические особенности стратегического планирования исследованы на примере ООО «КАРО-Фильм менеджмент».
Сеть кинотеатров «КАРО-Фильм» была создана в июле 1997 года. Это первая сеть, использующая партнерские отношения с торговыми центрами для создания в них мультиплексов.
В рейтинге крупнейших сетей кинооператоров по числу залов, составленном компанией «Невафильм», сеть «Каро-Фильм» занимает второе место, сохраняя его в течение 8-ми лет подряд.
В 2015-2017 гг динамика основных коэффициентов рентабельности оценивается отрицательно, свидетельствует о снижении эффективности использования собственных средств предприятия и имеющемся потенциале для более эффективного вложения средств.
Финансовое состояние предприятия в целом требует внимания, так как снизились показатели ликвидности и платежеспособности в динамике, что может привести к существенным нарушениям интересов собственников и менеджеров, интересов коллектива предприятий и фискальных интересов государства.
Организация стратегического планирования в ООО «КАРО-Фильм Менеджмент» предполагает разработку правил и инструментов для эффективного достижения стратегических целей предприятия наиболее экономичными способами. При этом ресурсы распределяются в порядке приоритетности направлений развития компании, учитывая основную цель, миссию и видение долгосрочного развития.
Основа стратегического планирования компании состоит в определении направлений ее развития наиболее конкурентоспособных областей. Разработка перспективного стратегического плана, производится в соответствии с планами роста эффективности деятельности сети кинотеатров КАРО-Фильм, в соответствии с поставленными конкретными экономическими задачами, определяющими основные фактические параметры компании в перспективе.
Основным пунктом стратегии до 2020 года является рост прирост доли рынка и прирост числа посетителей, кинотеатры сети должны стать центрами социальной активности, местом проведения разного рода досуга, центрами коммуникации и кооперации сообществ.
По итогам проведенного анализа можно сделать вывод о том, что стратегия развития ООО «КАРО-Фильм Менеджмент» реализуется в целом эффективно, что подтверждается высокими позициями в рейтингах, ростом числа зрителей, высокой оценкой деятельности кинотеатра потребителями по результатам оценки ключевых факторов успеха, но ООО «КАРО-Фильм Менеджмент» необходимо лучше использовать сильные стороны предприятия для снижения отраслевых рисков, которые значительно повлияли на финансовое состояние и развитие ООО «КАРО-Фильм Менеджмент».
Основным недостатком является то, что стратегическое планирование в ООО «КАРО-Фильм менеджмент» осуществляет Общее собрание учредителей, при этом функционирование стратегического планирования никак формально не организовано в компании.
Для совершенствования системы стратегического планирования в ООО «КАРО-Фильм менеджмент» предлагается формализовать процедуры планирования и разработки стратегии для предприятия и управляемых ею сети кинотеатров.
В работе было предложено создать и ввести в организационную структуру ООО «КАРО-Фильм менеджмент» отдел стратегического управления, в который включены две группы: стратегического планирования и стратегического развития.
Также в рамках представленной работы были определены основные подходы для стратегического планирования, которые должен будет использовать отдел по стратегическому развитию ООО «КАРО-Фильм менеджмент» в своей деятельности.
Далее в работе были описаны и охарактеризованы основные принципы, на которых должна будет строится стратегия дальнейшего развития, включая особенности проведения рекламной кампании, а также обучения персонала.
Принципиальный выбор был сделан в пользу стратегии концентрированного роста, включающую стратегию развития товара, стратегию развития рынка и стратегию усиления позиции.
Стратегия усиления позиции ООО «КАРО-Фильм менеджмент» должна включать следующие основные действия:
- позиционирование - необходимо придать особое место ООО «КАРО- Фильм менеджмент» в сознании потребителей:
- лучшие стандарты обслуживания;
- «клубные» традиции;
- брендинг - существующий знак обслуживания КАРО требует постоянного поддержания уровня известности и узнаваемости, формирования лояльности потребителей. Это предполагает участие кинотеатра в различных мероприятиях (например, спонсорство детских и студенческих праздников и т.п.).
Представленные расчеты обосновывают наличие экономической эффективности предлагаемых мероприятий.
Прогнозная оценка эффективности выбранных направлений свидетельствует об успешной деятельности ООО «КАРО-Фильм менеджмент» в будущем.
1. О защите конкуренции: [федер. закон № 135-ФЗ]. - Информ. - правое. система «Гарант»
2. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: [федер. закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ]. - Информ. - правов. система «Гарант»
Книги, монографии
3. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф. М.: Экономика, 2012. - 456 с.
4. Артюнова Д. В. Стратегический менеджмент: учеб пособие / Д. В. Артюнова. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2016. - 122 с.
5. Воловиков Б.П. Стратегическое бизнес-планирование на промышленном предприятии с применением динамических моделей и сценарного анализа / Б.П. Воловиков. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 222 с.
6. Глумаков В.М. Стратегический менеджмент: практикум. / В. Глумаков М., Максимцов И., Малышев. - М.: Вузовский учебник, 2015. -187 с.
7. Иванова Ю.Н. Стратегическое планирование российских трансрегиональных корпораций: Монография / Ю.Н. Иванова. - М.: ИНФРА- М, 2016. - 228 с.
8. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная практика. М.: Прогресс, 2012. - 399 с.
9. Кеворков В.В. Политика и практика маркетинга: учебно- методическое пособие / В. Кеворков, С. Леонтьев. - М.: ИСАРП, Бизнес - Тезаурус, 2014. - 192 с.
10. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. / Г.Б. Клейнер. - М.:
Издательство: Дело, 2012. - 568 с.
11. Корчагин А. П. Стратегическое планирование: учеб. пособие / А. П. Корчагин, В.В. Соловьев. - М.: МИИТ, 2016. - 176 с.
12. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер. - СПб: Питер, 2014. - 464 с.
13. Крымов С.М. Стратегический менеджмент / С.М. Крымов. - М.: Академия, 2015. - 208 с.
14. Лапыгин IO.T. Стратегическое развитие организации / Ю. Лапыгин. - М.: КРОИУС, 2015. - 288 с.
15. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: курс лекций / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 288 с.
16. Панов О.И. Коробейников А.И. Стратегический менеджмент. / Коробейников А.И. - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2016. - 384 с.
17. Планирование деятельности на предприятии / под ред. С. Кукушкина, В. Позднякова. - М.: Юрайт, 2012. - 144 с.
18. Поделинская И. А. Стратегическое планирование: учеб пособие / И.
А. Поделинская, М. В. Бянкин. - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2011. - С.55.
19. Портер М. Конкурентные преимущества / М. Портер. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. - 705 с.
20. Российский статистический ежегодник. 2017: Стат. сб./Росстат. - М., 2017 - 686 с.
21. Стратегическое планирование и управление / Под ред. профессора Петрова А.И. - СПб.: СПбГУЭФ, 2014. - 275 с.
22. Томпсон-мл. А., Стрикленд Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / А.Томпсон-мл, Дж. Стрикленд. Пер. с англ. - М.: Вильяме, 2012. - 928 с.
23. Уткин Э.А. Финансовый менеджмент / Э.А. Уткин. - М., 2013. - 298 с.
24. Хасби Д. Стратегия и планирование / Под ред. Л. А. Трофимовой. - СПб: Питер, 2014. - 384 с.
25. Янковская В.В. Планирование на предприятии / В.В. Янковская. - М.: ИНФРА-М,2013. - 425 с.
Печатная периодика
26. Баженов О. В. Методика формирования прогнозных данных на основе результатов стратегического анализа (на примере предприятий медной промышленности) / О. В. Баженов // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. - 2015. - Т. 14. - № 3. - С. 413-431.
27. Бердникова Л. Ф. Этапы стратегического анализа ресурсного потенциала организации / Л. Ф. Бердникова // Вестник СамГУПС. - 2014. - № 4 (26). - С. 28-32.
28. Бутенко Е. Д. Интернет-сообщество и ВТО: плюсы и минусы присоединения / Е.Д. Бутенко // Экономические исследования. 2013. - № 2. - С.24-26.
29. Витина Ю. А. Отдельные методические подходы к стратегическому анализу для малого и среднего бизнеса / Ю. А. Витина // СМАЛЬТА. - 2015. - №3. - С. 87-91.
30. Гавель О. Ю. Перспективы бизнес-моделирования в стратегическом анализе / О.Ю. Гавель // Инновационное развитие экономики. - 2014. - №4. - С. 101-102.
31. Григорян Г. Л. К вопросу о возможности применения pest-анализа в стратегическом менеджменте / Г. Л. Григорян // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 1-4. - С. 74-76.
32. Дранко О. Планирование с помощью информационных систем / О. Дранко // Финансовая газета. 2013. - № 35. - С.12-17
33. Дука Б. Эффективность планирования / Б. Дука // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2015. - № 31. - С. 4.
34. Евдокимова Н. А. Место стратегического анализа в системе управления предприятием / Н. А. Евдокимова // Наука и общество. - 2015. - № 2 (21) - С. 78-81.
35. Желтова А. А. Анализ отрасли как важная составляющая стратегического анализа деятельности организации / А. А. Желтова, Е. И. Фомичева // Контентус. - 2015. - № 6 (35). - С. 142-149.
36. Зимин А. В. Информационно-аналитическая система анализа динамики трендов и выбора стратегических альтернатив развития предприятий и организаций / А. В. Зимин, О. В. Логиновский // Известия высших учебных заведений. - 2014. - № 6. - С. 44-55.
37. Ибрагимова М.Х. Анализ внешней среды компании для принятия стратегических решений / Ибрагимов М.Х. // Проблемы современной экономики. - 2012. - №2. - С.12-16.
38. Илышева Н. Н. Стратегический анализ риск-системы предприятия как новое направление экономического анализа / Н. Н. Илышева // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - № 14 (317). - С. 12-19.
39. Комельчик С. Информационные ресурсы в обеспечении стратегического анализа деятельности организации / С. Комельчик, С. Лапаев // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2011. - № 4. - Ч. 2. - С. 770-777.
40. Корнилова О.Н. О стратегическом планировании как системе / О.Н. Корнилова // В сборнике: Экономика и общество в условиях турбулентности внешней среды. - 2017. - С. 71-73.
41. Линкевич В. А. Эффективность управления организационно-производственным потенциалом компании: стратегический аспект, концепция и оценка / В. А. Линкевич, С. Дж. Гульманов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2010. - № 5. - С. 58-66.
42. Лубков В. А. Объект и этапы стратегического анализа организации /
B. А. Лубков // Российское предпринимательство. - 2013. - № 8 (230). - С. 46-51.
43. Мамонова О. А. Стратегический подход к анализу системы оценки эффективности менеджмента на промышленном предприятии / О. А. Мамонова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2013. - № 2 (35). -
C. 249-252.
44. Медков А. Д. Формирование механизма стратегического управления малым и средним предпринимательством на региональном уровне / А. Д. Медков // Российское предпринимательство. - 2014. - № 13 (259). - С. 145-154.
45. Нилиповский В., Отварухина Н., Костычева Д. Совершенствование моделей и процедур построения стратегии организации в современных условиях / В. Нилиповский, Н. Отварухина, Д. Костычева // Московский научный журнал. - 2016. - № 4. - С.25-29.
46. Петренко А.А. Особенности стратегического планирования на отечественных предприятиях / А.А. Петренко // В сборнике: Актуальные проблемы развития современного российского общества теория и практика. - 2017. - С. 81-86.
47. Рогачева Ж.С. Факторы и условия стратегического планирования промышленных предприятий: реляционный аспект / Ж.С. Рогачева // Предпринимательство. - 2014. - №1. - С. 157-162.
Электронные ресурсы
48. Десять школ стратегического менеджмента // Эксперт ONLINE [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://expert.ru/ratings/desyat-shkol- strategicheskogo-menedzhmenta
49. Лящук А.В. Разнообразие подходов к стратегическому планированию
на предприятии / А.В. Лящук // Управление экономическими системами. - 2017. - № 2 - [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://uecs.ru/index.php?option=com_flexicontent&view=items&id=4681
50. Сакина Елена Николаевна, Квасова Елена Викторовна Методика определения ключевых факторов успеха принтмедиаорганизации // Вестник МГУП. - 2016. - №3 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-opredeleniya-klyuchevyh-faktorov-uspeha- printmediaorganizatsii