Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ

Работа №47621

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

автомобили и автомобильное хозяйство

Объем работы122
Год сдачи2018
Стоимость4890 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
425
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН АВАРИЙНОСТИ
ГРУЗОВОГО АВТОТРАНСПОРТА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗОК
1.1 Исследование причин аварийности грузового автотранспорта
1.2 Обеспечение безопасности грузовых автомобильных перевозок
1.3 Профессиональная надежность водителей - ключевая проблема повышения безопасности дорожного движения
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОДИТЕЛЯ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ
2.1 Теоретические исследования восприятия водителем
информации при управлении ТС
2.2. Теоретические основы применения профессионального отбора для реализации индивидуального подхода
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОПУСКА ВОДИТЕЛЕЙ К УЧАСТИЮ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ
3.1 Основные задачи по реализации стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы
3.2 Нормативно-правовое обеспечение допуска водителей грузового автотранспорта к профессиональной деятельности
3.3 Перспективные положения нормативно-методических
документов в области обеспечения безопасности движения на автомобильном транспорте
3.4 Повышение квалификации на ежегодных занятиях с
водителями автотранспортных организаций
3.5 Программа Академии МСАТ (IRU) по предотвращению ДТП
3.6 Предложения по методике повышения квалификации водителей грузового автотранспорта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Развитие транспортной системы страны становится в настоящее время необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста Российской Федерации и улучшения качества жизни населения. Несмотря на благоприятные тенденции в развитии автомобильного транспорта, автотранспортная система не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам развития РФ, и в первую очередь ввиду её недостаточной безопасности. Рост автомобильного парка и постоянное повышение интенсивности движения выдвинули на первый план как важнейшую государственную задачу проблему безопасности дорожного движения, о важности которой можно судить по утверждённым Правительством Российской Федерации Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» [7] и «Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы» [8]. Если целью ФЦП является сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий к 2020 году на 28,82 % по сравнению с 2012 годом, то целью Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы является стремление к «нулевой смертности» в дорожно-транспортных происшествиях к 2030 году.
Дорожно-транспортные происшествия наносят экономике России и обществу в целом колоссальный социальный, материальный и демографический ущерб. В Российской Федерации с 2007 по 2016 год в дорожно-транспортных происшествиях погибло 271 тыс. человек, 2,5 млн. человек были ранены, пострадали 227 тыс. детей в возрасте до 16 лет, из них 9 тыс. получили травмы, несовместимые с жизнью. Треть погибших в авариях на автомобильных дорогах составляют люди наиболее активного трудоспособного возраста (26 - 40 лет). Около 20% пострадавших становятся инвалидами.
Вместе с тем анализ основных и относительных показателей дорожно-транспортной аварийности в 2007 - 2016 годах свидетельствует о некотором улучшении ситуации с безопасностью дорожного движения в Российской Федерации. В 2016 году отмечались наибольшие темпы сокращения показателей за рассматриваемый период: количество дорожно-транспортных происшествий уменьшилось на 25,7 %, число погибших - на 39 %, число раненых - на 24,3 %. Почти в 2 раза снизились значения социального риска (число погибших в расчёте на 100 тыс. населения) и транспортного риска (число погибших в расчёте на 10 тыс. единиц транспортных средств), составив 13,8 погибшего и 3,8 погибшего соответственно (снижение на 40,9 % и снижение на 55,8 % относительно 2007 года). При этом количество автомототранспортных средств на дорогах страны за рассматриваемый период увеличилось почти в 2 раза, достигнув значения 57,1 млн. единиц (без прицепов и полуприцепов). Прирост населения Российской Федерации (на 4,6 млн. человек за тот же период) также сказался на увеличении интенсивности дорожного движения.
Результаты анализа статистических данных, характеризующих состояние дорожно-транспортного травматизма, позволяют выделить проблемные зоны, на которые в первую очередь должны быть направлены усилия.
Так, состояние безопасности дорожного движения во многом определяется дисциплиной и уровнем профессионального мастерства водителей. В России более 85 % дорожно-транспортных происшествий происходит по причине нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств.
На долю таких происшествий приходится более 80 % погибших и более 90 % раненых. Сопоставительный анализ статистических данных об аварийности в зависимости от стажа управления транспортным средством позволяет отнести к группе риска водителей, получивших право на управление транспортными средствами менее 2 лет назад. В 2016 году из-за нарушений правил дорожного движения такими водителями совершено каждое тринадцатое дорожно-транспортное происшествие (7,9 %). Эти данные свидетельствуют о необходимости комплексного совершенствования процесса допуска водителей к участию в дорожном движении, главным образом с точки зрения подготовки и приёма экзаменов. Данный факт позволяет сделать вывод о необходимости целевого воздействия на указанную проблему.
Начиная с 2013 года, растёт количество происшествий, совершённых из-за нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, и число раненых в них людей.
Рассматривая дорожно-транспортную аварийность в привязке к местам совершения дорожно-транспортных происшествий, следует учитывать, что более 70 % дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации регистрируются на территории городов и населённых пунктов. В них погибают более 40 % и получают ранения около 70 % пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий. Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий, происходящих в городах России, приходится на города с численностью жителей от 250 тыс. до 1 млн. человек (35,9 % дорожно-транспортных происшествий, 27,6 % погибших и 36,7 % раненых в городах в 2016 году). Далее идут города с населением более 1 млн. человек с сопоставимыми значениями основных показателей аварийности (31,3 %, 23,2 % и 30,5 % соответственно). В то же время требует внимания и аварийность вне пределов населённых пунктов. Так, наибольшей тяжестью последствий характеризуются дорожно-транспортные происшествия, произошедшие на автомобильных дорогах федерального значения и платных автомобильных дорогах, что обусловлено высокой скоростью дорожного движения на них. В 2016 году тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий на федеральных дорогах составила 15,2 погибшего на 100 пострадавших, а на платных — 15,4 погибшего на 100 пострадавших.
Наименьший удельный вес в структуре основных показателей дорожно-транспортной аварийности имеют происшествия, в которых зафиксирована техническая неисправность автомототранспортных средств (3,1 % дорожно-транспортных происшествий, 4,8 % погибших и 3,6 %раненых). Однако, начиная с 2013 года, динамика удельного веса таких аварий и пострадавших в них людей характеризуется тенденцией к ускоренному росту. В 2016 году относительно 2007 года количество этих происшествий увеличилось на 142,9 %, число погибших — на 130,7 %, раненых — на 176,5 %. Указанные данные позволяют сделать вывод о необходимости принятия комплекса мер, направленных на обеспечение соответствия технического состояния эксплуатируемых транспортных средств современным требованиям.
Согласно Стратегии для того, чтобы достигнуть заявленных показателей по снижению смертности, необходимо изменить поведение участников дорожного движения, выработав у них безусловное соблюдение норм и правил дорожного движения, усовершенствовать дорожную инфраструктуру, упростив участникам дорожного движения выполнение правил ПДД, усовершенствовать организационно-правовые механизмы допуска водителей-новичков.
Из приведённых в стратегии данных следует, что основные виды ДТП в России - это столкновения транспортных средств и наезды на пешеходов. В общей сложности на них приходится более 70% всех происшествий и пострадавших в них. Эксперты правительства подсчитали, что ежегодные экономические потери России от ДТП составляют около 2% ВВП и сопоставимы в абсолютных показателях с валовым региональным продуктом Краснодарского края или Республики Татарстан.
Таким образом, безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам.
Анализ аварийности показывает, что слабым звеном человеко-машинной системы "водитель-автомобиль-дорога-среда" (ВАДС), ограничивающим её эффективность и надёжность, является сам человек. При этом начинающие водители, а их менее 30% от общей численности водителей, в первые три года самостоятельной работы за рулём автомобиля совершают более половины происшествий всех видов.
Рассматривая водителя автомобиля как оператора сложной динамической системы ВАДС, следует отметить при этом и особенности его деятельности, отличающие его работу не только от многих операторов систем «человек- машина», но и от деятельности операторов некоторых других транспортных средств. Так, например, лётчик в полёте 90% информации получает в закодированной форме от различных приборов, расположенных на приборной доске. Водитель автомобиля большую часть информации (до 95%) получает от автомобиля, дороги, среды движения и лишь небольшую часть в виде закодированной информации от контрольно-измерительных приборов. Лётчик может использовать автопилот и периодически ослаблять режим слежения. Ослабление же водителем слежения за быстро меняющейся дорожной обстановкой невозможно, так как именно такое отвлечение внимания даже на 1-2 сек. может привести к возникновению аварийной ситуации. Однако водитель, изменяя скорость движения или маршрут, может снижать или увеличивать количество информации, получаемое и перерабатываемое им в единицу времени. Эффективность работы любой системы «человек-машина», в том числе и системы ВАДС, зависит от надёжности оператора, т.е. водителя транспортного средства.
Таким образом, основными вопросами, рассматриваемыми в данной диссертационной работе, являются:
1) повышение надёжности функционирования системы ВАДС;
2) изучение деятельности водителя, как оператора системы ВАДС, с учётом сложности управления транспортным средством;
3) совершенствование системы подготовки водителей, как одного из путей повышения безопасности дорожного движения.
Цель исследования: совершенствование процесса повышения квалификации профессиональных водителей грузовых автомобилей.
Задачи исследования:
провести исследование причин аварийности грузового автотранспорта;
провести теоретические исследования безопасной работы водителей при перевозке грузов;
выявить тенденции, закономерности, противоречия в процессе обучения водителей на автотранспортном предприятии и определить исходные методолого-теоретические основания исследования;
разработать методику обучения водителей на автотранспортном предприятии в области безопасности дорожного движения.
Методы исследования: обобщение теоретического материала, связанного с состоянием сферы подготовки водителей, которое на данный момент не отвечает современным требованиям обеспечения безопасности на дорогах.
Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения, изложенных на 140 страницах машинописного текста

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Как уже было отмечено, в Российской Федерации основные показатели аварийности за последние годы имеют тенденцию к сокращению, что в целом соответствует мировому опыту адаптации стран к условиям растущей автомобилизации населения. Вместе с тем отечественные показатели существенно отстают от европейских. Количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях в России по-прежнему значительно превышает аналогичный показатель стран Европейского союза. Если в 2016 году в Российской Федерации (население 146,8 млн. человек) число погибших составило 20308 человек, то суммарно во всех странах Европейского союза (население 510,1 млн. человек) данный показатель составил 25500 погибших. Показатель социального риска в 2016 году в России составил 13,8 погибшего на 100 тыс. населения, в то время как среднее значение в Европейском союзе составило 5 погибших. Так, риск гибели в дорожно-транспортных происшествиях был ниже в Швеции, чем в Российской Федерации, в 5 раз (2,7 погибшего на 100 тыс. населения), в Германии — в 3,5 раза (3,9 погибшего на 100 тыс. населения) и в Великобритании — в 4,9 раза (2,8 погибшего на 100 тыс. населения). Существующее отставание обусловлено рядом причин, к числу основных из которых следует отнести низкую дисциплину участников дорожного движения (главным образом, водителей транспортных средств), связанную, в частности, с недостатками в правоприменительной деятельности, не позволяющими в полной мере реализовать принцип неотвратимости наказания, а также отсутствие или неэффективность действенных механизмов обеспечения удовлетворительного уровня подготовки водителей, технического состояния транспортных средств, состояния улично-дорожной сети и организации движения по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Кроме того, негативное влияние на состояние аварийности оказывает недостаточность существующих контрольно-надзорных механизмов, в том числе за субъектами, осуществляющими перевозки пассажиров и грузов
Несмотря на положительные тенденции, дорожно-транспортный травматизм остается одной из острых социально-экономических и демографических проблем в России, требующих активизации усилий государства, бизнес-сообщества и граждан в воздействии на ключевые факторы аварийности, оказывающие влияние на гибель людей в дорожно-транспортных происшествиях. Недостаток внимания к этой проблеме может привести к росту основных показателей аварийности уже в ближайшие годы.
В течение последнего десятилетия работа по повышению безопасности дорожного движения в Российской Федерации осуществлялась на программно-целевой основе. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах» позволила переломить негативные тенденции развития ситуации с аварийностью и смертностью в Российской Федерации, сложившиеся в стране к 2005 году. По экспертным оценкам, за годы реализации Программы в нашей стране сохранены жизни более 35 тыс. человек. Суммарное снижение числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях по сравнению с 2004 годом, принятым в Программе в качестве базы сравнения, превысило цель на 17 %. Следует отметить, что снижение смертности было нестабильным. Положительная динамика в 2006 - 2010 годах сменилась ростом аварийности в 2011 - 2012 годах. В первые годы реализации Программы фактическое число погибших в дорожно-транспортных происшествиях было существенно ниже установленных целевых значений, а целевые задания на 2011 и 2012 годы достигнуты не были, что свидетельствует о многофакторности решаемой задачи. Для эффективного решения проблем, связанных с дорожно-транспортной аварийностью и обеспечением снижения её показателей, в настоящее время реализуется федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2013 № 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах».
Результаты анализа тенденций изменения показателей состояния безопасности дорожного движения демонстрируют их тесную взаимосвязь с показателями социально-экономического развития государства. Вследствие этого улучшение экономической ситуации повлечёт за собой рост покупательского спроса на продукцию автомобильной промышленности, повышение уровня мобильности населения, увеличение объёма грузо- и пассажироперевозок, что в случае ослабления целенаправленной работы по профилактике аварийности на автомототранспорте может негативным образом сказаться на состоянии безопасности дорожного движения.
Таким образом, требуются усиление системной работы по реализации соответствующих мероприятий, выработка и осуществление новых подходов по приоритетным направлениям деятельности с учётом складывающейся ситуации в рассматриваемой сфере и имеющих место ресурсных ограничений.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ