Развитие межкультурной компетенции на уроках иностранного языка с использованием ИКТ
|
Введение
Глава 1. Основные характеристики понятия «межкультурная компетенция» и принципы ее формирование на уроке иностранного языка 7
1.1 Понятие «Межкультурная компетенция» 7
1.2 Структура и условия формирования межкультурной компетенции 11
1.3 Модели формирования межкультурной компетенции в условиях
среднего (общего) образования 18
Выводы по 1 главе 21
Глава 2. Условия формирования межкультурной компетенции посредством икт в условиях среднего (общего) образования на уроке немецкого языка ... 22
2.1 Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и способы их
применения на уроках иностранного языка 22
2.2. Ресурс «Interkulturelles Lernen online» 28
2.3 Ресурс «EU-Projekt MIG-KOMM» 31
Выводы по 2 главе 37
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию и диагностике сформированности межкультурной компетенции учащихся в условиях среднего (общего) образования с помощью икт 38
3.1 Результаты использования инновационных ресурсов на уроке
немецкого языка 38
3.2 Исследование сформированности межкультурной компетентности
учащихся и анализ его результатов 45
Выводы по 3 главе 53
Заключение 55
Список литературы 57
Приложения
Глава 1. Основные характеристики понятия «межкультурная компетенция» и принципы ее формирование на уроке иностранного языка 7
1.1 Понятие «Межкультурная компетенция» 7
1.2 Структура и условия формирования межкультурной компетенции 11
1.3 Модели формирования межкультурной компетенции в условиях
среднего (общего) образования 18
Выводы по 1 главе 21
Глава 2. Условия формирования межкультурной компетенции посредством икт в условиях среднего (общего) образования на уроке немецкого языка ... 22
2.1 Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и способы их
применения на уроках иностранного языка 22
2.2. Ресурс «Interkulturelles Lernen online» 28
2.3 Ресурс «EU-Projekt MIG-KOMM» 31
Выводы по 2 главе 37
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию и диагностике сформированности межкультурной компетенции учащихся в условиях среднего (общего) образования с помощью икт 38
3.1 Результаты использования инновационных ресурсов на уроке
немецкого языка 38
3.2 Исследование сформированности межкультурной компетентности
учащихся и анализ его результатов 45
Выводы по 3 главе 53
Заключение 55
Список литературы 57
Приложения
В XXI веке современное общество в процессе глобализации испытывает быстрые экономические, политические, социальные и культурные изменения. Укрепляются связи между различными странами, нациями и культурными группами. Не только для общества, но и для каждого человека возникает следующая проблема: с одной стороны, сохранить свою культурную самобытность, с другой стороны, уметь адаптироваться к культуре другой страны. Для того, чтобы отдать должное обеим сторонам, индивидууму, а также отдельным культурным, этническим или социальным сообществам необходимо развивать межкультурную компетенцию.
В современном постиндустриальном обществе процесс образования информатизировался. Это привело к широкому применению информационно-коммуникационных средств в образовательных учреждениях, в следствии чего последовали изменениям в преподавании иностранного языка в школе. Использование ИКТ открыли пространство для межкультурного общения и обмена культурным опытом между представителями разных культур. Перед российской системой образования стоит задача формирования ключевых компетенций, которые представляют собой целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся за результат обучения.
Межкультурная компетентность является одной из ключевых компетенций и ее эффективное формирование в условиях глобализации посредством инновационных методик и ресурсов является одной из приоритетных задач современного образования, что определяет актуальность нашего исследования.
Проблема формирования межкультурной компетентности является актуальным вопросом современной российской педагогической теории и практики. Данной проблеме посвящены исследования таких российских и зарубежных ученых, как Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П, Беннет М, Ауерхаймер Г. и другие. В данных условиях представляется актуальным исследование теоретических и практических основ, а также особенностей формирования межкультурной компетенции личности как системы знаний о культуре, умений практического взаимодействия с представителями иных культур, формирование качеств личности, необходимых для достижения взаимопонимания с представителями изучаемого иностранного языка и иноязычной культуры и одновременно активное использовании инновационных методик и ресурсов.
Цель данного исследования выявить педагогические условия формирования межкультурной компетентности на уроках иностранного языка в средней школе с применением инновационных средств и методик. В ходе исследования решались следующие задачи:
- сопоставить определения понятия «межкультурная компетентность» российских и зарубежных ученых;
- провести сравнительное исследование качеств личности для эффективного развития межкультурной компетентности;
- представить модели формирования межкультурной компетентности;
- рассмотреть особенности применения современных информационно - коммуникационных средств на уроке иностранного языка;
-изучить и применить задания по развитию межкультурной компетентности с использованием современных средств ИКТ.
Объектом исследования является структура и основные закономерности формирования межкультурной компетентности у учащихся средней школы.
Предметом являются методы и этапы формирования межкультурной компетенции учащихся с использованием средств ИКТ.
Научная гипотеза исследования основана на том, что уровень развития межкультурной компетенции на уроке иностранного языка будет повышаться с использованием современных информационно - коммуникационных средств. В процессе обучения учащиеся: организуют общение со сверстниками из других стран посредством ИКТ; получают возможность сопоставить родную культуру с иноязычной культурой; создают совместные проекты и участвуют в совместной деятельности, которая повышает уровень межкультурной компетентности.
В качестве методов исследования использовались:
- описательно - аналитический метод, применяется для интерпретации понятия межкультурная компетенция с точки зрения различных исследователей;
- метод системного анализа позволяет сопоставить и выявить основные закономерности в формировании межкультурной компетентности у учащихся;
- лингвистический ассоциативный эксперимент заключается в определении развития уровня межкультурной компетентности у учащихся.
Новизна исследования определяется в использовании современных информационных технологий, а именно новых образовательных ресурсов, созданных исследователями для формирования межкультурной компетентности у учащихся средней школы, а также в сопоставлении и выявлении основных качеств личности моделей формирования межкультурной компетентности у зарубежных и российских ученых.
Теоретическая значимость работы. Предпринята попытка сопоставительного анализа понятия межкультурная компетентность зарубежных и российских исследователей и выявления основных факторов сформированности одной из главных компетенций в системе среднего (общего) образования. Были рассмотрены различные модели формирования межкультурной компетентности, сопоставлены структурные элементы, что позволило выявить сходства и различия и обобщить полученные результаты исследования.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты экспериментального исследования по формированию межкультурной компетентности могут быть использованы в системе среднего (общего) образования. Исследование дает возможность для проведения дальнейших научных исследований по данной тематике, что позволит расширить практические методы в преподавании иностранных языков. Полученные результаты могут быть внесены в методические разработки и планы уроков для преподавателей немецкого языка в средней общеобразовательной школе.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
В современном постиндустриальном обществе процесс образования информатизировался. Это привело к широкому применению информационно-коммуникационных средств в образовательных учреждениях, в следствии чего последовали изменениям в преподавании иностранного языка в школе. Использование ИКТ открыли пространство для межкультурного общения и обмена культурным опытом между представителями разных культур. Перед российской системой образования стоит задача формирования ключевых компетенций, которые представляют собой целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся за результат обучения.
Межкультурная компетентность является одной из ключевых компетенций и ее эффективное формирование в условиях глобализации посредством инновационных методик и ресурсов является одной из приоритетных задач современного образования, что определяет актуальность нашего исследования.
Проблема формирования межкультурной компетентности является актуальным вопросом современной российской педагогической теории и практики. Данной проблеме посвящены исследования таких российских и зарубежных ученых, как Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П, Беннет М, Ауерхаймер Г. и другие. В данных условиях представляется актуальным исследование теоретических и практических основ, а также особенностей формирования межкультурной компетенции личности как системы знаний о культуре, умений практического взаимодействия с представителями иных культур, формирование качеств личности, необходимых для достижения взаимопонимания с представителями изучаемого иностранного языка и иноязычной культуры и одновременно активное использовании инновационных методик и ресурсов.
Цель данного исследования выявить педагогические условия формирования межкультурной компетентности на уроках иностранного языка в средней школе с применением инновационных средств и методик. В ходе исследования решались следующие задачи:
- сопоставить определения понятия «межкультурная компетентность» российских и зарубежных ученых;
- провести сравнительное исследование качеств личности для эффективного развития межкультурной компетентности;
- представить модели формирования межкультурной компетентности;
- рассмотреть особенности применения современных информационно - коммуникационных средств на уроке иностранного языка;
-изучить и применить задания по развитию межкультурной компетентности с использованием современных средств ИКТ.
Объектом исследования является структура и основные закономерности формирования межкультурной компетентности у учащихся средней школы.
Предметом являются методы и этапы формирования межкультурной компетенции учащихся с использованием средств ИКТ.
Научная гипотеза исследования основана на том, что уровень развития межкультурной компетенции на уроке иностранного языка будет повышаться с использованием современных информационно - коммуникационных средств. В процессе обучения учащиеся: организуют общение со сверстниками из других стран посредством ИКТ; получают возможность сопоставить родную культуру с иноязычной культурой; создают совместные проекты и участвуют в совместной деятельности, которая повышает уровень межкультурной компетентности.
В качестве методов исследования использовались:
- описательно - аналитический метод, применяется для интерпретации понятия межкультурная компетенция с точки зрения различных исследователей;
- метод системного анализа позволяет сопоставить и выявить основные закономерности в формировании межкультурной компетентности у учащихся;
- лингвистический ассоциативный эксперимент заключается в определении развития уровня межкультурной компетентности у учащихся.
Новизна исследования определяется в использовании современных информационных технологий, а именно новых образовательных ресурсов, созданных исследователями для формирования межкультурной компетентности у учащихся средней школы, а также в сопоставлении и выявлении основных качеств личности моделей формирования межкультурной компетентности у зарубежных и российских ученых.
Теоретическая значимость работы. Предпринята попытка сопоставительного анализа понятия межкультурная компетентность зарубежных и российских исследователей и выявления основных факторов сформированности одной из главных компетенций в системе среднего (общего) образования. Были рассмотрены различные модели формирования межкультурной компетентности, сопоставлены структурные элементы, что позволило выявить сходства и различия и обобщить полученные результаты исследования.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты экспериментального исследования по формированию межкультурной компетентности могут быть использованы в системе среднего (общего) образования. Исследование дает возможность для проведения дальнейших научных исследований по данной тематике, что позволит расширить практические методы в преподавании иностранных языков. Полученные результаты могут быть внесены в методические разработки и планы уроков для преподавателей немецкого языка в средней общеобразовательной школе.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Актуальным вопросом современной российской педагогической теории и практики является формирование межкультурной компетенции. В работе было изучено понятие «межкультурная компетенция», ее сущность, содержания и принципы формирования. В связи с условиями всемирной глобализации формирование межкультурной компетенции учащихся является главной задачей системы образования, а с внедрением ИКТ эта задача стала реализовываться эффективней посредством современных ресурсов и интерактивных упражнений.
Цель данного исследования состояла в том, чтобы выявить педагогические условия формирования межкультурной компетенции учащихся в условиях среднего (обшего) образования. В ходе работы были поставлены задачи, с помощью которых были выявлены основные компоненты и умения, необходимые учащимся для развития межкультурной компетентности, а также были представлены и изучены модели ее формирования. В ходе сравнительного исследования работ отечественных и зарубежных ученых было выявлено, какие качества личности необходимы для успешной интеграции в иностранную культуру. Основными чертами личности, которые необходимо развивать у учащихся являются: открытость и эмпатия, а также немаловажную роль играют коммуникативные навыки, которые необходимо развивать на уроке иностранного языка.
В ходе опытно-экспериментальной работы на уроке немецкого языка были применены инновационные ресурсы и упражнения, которые позволили повысить уровень межкультурной компетентности учащихся. а также продиагностировать уже имеющиеся результаты их социокультурных знаний о стране изучаемого языка.
Результаты анкетирования, созданного для выявления понимания учащимися важности формирования межкультурной компетенции, показали
56 адекватное отношение большинства учащихся к своей и чужой культуре, что учащиеся открыты к изучению другого менталитета, толерантны по отношению к другим культурам и владеют базовыми знаниями, которые необходимы для эффективного взаимодействия.
Цель данного исследования состояла в том, чтобы выявить педагогические условия формирования межкультурной компетенции учащихся в условиях среднего (обшего) образования. В ходе работы были поставлены задачи, с помощью которых были выявлены основные компоненты и умения, необходимые учащимся для развития межкультурной компетентности, а также были представлены и изучены модели ее формирования. В ходе сравнительного исследования работ отечественных и зарубежных ученых было выявлено, какие качества личности необходимы для успешной интеграции в иностранную культуру. Основными чертами личности, которые необходимо развивать у учащихся являются: открытость и эмпатия, а также немаловажную роль играют коммуникативные навыки, которые необходимо развивать на уроке иностранного языка.
В ходе опытно-экспериментальной работы на уроке немецкого языка были применены инновационные ресурсы и упражнения, которые позволили повысить уровень межкультурной компетентности учащихся. а также продиагностировать уже имеющиеся результаты их социокультурных знаний о стране изучаемого языка.
Результаты анкетирования, созданного для выявления понимания учащимися важности формирования межкультурной компетенции, показали
56 адекватное отношение большинства учащихся к своей и чужой культуре, что учащиеся открыты к изучению другого менталитета, толерантны по отношению к другим культурам и владеют базовыми знаниями, которые необходимы для эффективного взаимодействия.
Подобные работы
- Использование ИКТ для развития социокультурной компетенции на уроках иностранного языка в 9 классе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА: РОССИЙСКИЙ И
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2020 - Партисипация как способ взаимодействия на уроке иностранного языка
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2020 - Формирование иноязычной коммуникативной компетенции на базе современных ИКТ в условиях средней общеобразовательной школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Развитие дискурсивной компетенции на уроке английского языка в средней школе на основе ИКТ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2016 - Использование игровых технологий для развития речевой компетенции
будущих преподавателей иностранных языков на занятиях по английскому языку (уровень бакалавриат)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - Использование ИКТ в процессе изучения страноведческого материала на уроках английского языка в средней образовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Использование Интернет-ресурсов для развития навыков аудирования на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2023 - Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке английского языка в 5 классе как средство повышения мотивации обучающихся
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2020



