Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие межкультурной компетенции на уроках иностранного языка с использованием ИКТ

Работа №47590

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
391
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Основные характеристики понятия «межкультурная компетенция» и принципы ее формирование на уроке иностранного языка 7
1.1 Понятие «Межкультурная компетенция» 7
1.2 Структура и условия формирования межкультурной компетенции 11
1.3 Модели формирования межкультурной компетенции в условиях
среднего (общего) образования 18
Выводы по 1 главе 21
Глава 2. Условия формирования межкультурной компетенции посредством икт в условиях среднего (общего) образования на уроке немецкого языка ... 22
2.1 Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и способы их
применения на уроках иностранного языка 22
2.2. Ресурс «Interkulturelles Lernen online» 28
2.3 Ресурс «EU-Projekt MIG-KOMM» 31
Выводы по 2 главе 37
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию и диагностике сформированности межкультурной компетенции учащихся в условиях среднего (общего) образования с помощью икт 38
3.1 Результаты использования инновационных ресурсов на уроке
немецкого языка 38
3.2 Исследование сформированности межкультурной компетентности
учащихся и анализ его результатов 45
Выводы по 3 главе 53
Заключение 55
Список литературы 57
Приложения

В XXI веке современное общество в процессе глобализации испытывает быстрые экономические, политические, социальные и культурные изменения. Укрепляются связи между различными странами, нациями и культурными группами. Не только для общества, но и для каждого человека возникает следующая проблема: с одной стороны, сохранить свою культурную самобытность, с другой стороны, уметь адаптироваться к культуре другой страны. Для того, чтобы отдать должное обеим сторонам, индивидууму, а также отдельным культурным, этническим или социальным сообществам необходимо развивать межкультурную компетенцию.
В современном постиндустриальном обществе процесс образования информатизировался. Это привело к широкому применению информационно-коммуникационных средств в образовательных учреждениях, в следствии чего последовали изменениям в преподавании иностранного языка в школе. Использование ИКТ открыли пространство для межкультурного общения и обмена культурным опытом между представителями разных культур. Перед российской системой образования стоит задача формирования ключевых компетенций, которые представляют собой целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся за результат обучения.
Межкультурная компетентность является одной из ключевых компетенций и ее эффективное формирование в условиях глобализации посредством инновационных методик и ресурсов является одной из приоритетных задач современного образования, что определяет актуальность нашего исследования.
Проблема формирования межкультурной компетентности является актуальным вопросом современной российской педагогической теории и практики. Данной проблеме посвящены исследования таких российских и зарубежных ученых, как Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П, Беннет М, Ауерхаймер Г. и другие. В данных условиях представляется актуальным исследование теоретических и практических основ, а также особенностей формирования межкультурной компетенции личности как системы знаний о культуре, умений практического взаимодействия с представителями иных культур, формирование качеств личности, необходимых для достижения взаимопонимания с представителями изучаемого иностранного языка и иноязычной культуры и одновременно активное использовании инновационных методик и ресурсов.
Цель данного исследования выявить педагогические условия формирования межкультурной компетентности на уроках иностранного языка в средней школе с применением инновационных средств и методик. В ходе исследования решались следующие задачи:
- сопоставить определения понятия «межкультурная компетентность» российских и зарубежных ученых;
- провести сравнительное исследование качеств личности для эффективного развития межкультурной компетентности;
- представить модели формирования межкультурной компетентности;
- рассмотреть особенности применения современных информационно - коммуникационных средств на уроке иностранного языка;
-изучить и применить задания по развитию межкультурной компетентности с использованием современных средств ИКТ.
Объектом исследования является структура и основные закономерности формирования межкультурной компетентности у учащихся средней школы.
Предметом являются методы и этапы формирования межкультурной компетенции учащихся с использованием средств ИКТ.
Научная гипотеза исследования основана на том, что уровень развития межкультурной компетенции на уроке иностранного языка будет повышаться с использованием современных информационно - коммуникационных средств. В процессе обучения учащиеся: организуют общение со сверстниками из других стран посредством ИКТ; получают возможность сопоставить родную культуру с иноязычной культурой; создают совместные проекты и участвуют в совместной деятельности, которая повышает уровень межкультурной компетентности.
В качестве методов исследования использовались:
- описательно - аналитический метод, применяется для интерпретации понятия межкультурная компетенция с точки зрения различных исследователей;
- метод системного анализа позволяет сопоставить и выявить основные закономерности в формировании межкультурной компетентности у учащихся;
- лингвистический ассоциативный эксперимент заключается в определении развития уровня межкультурной компетентности у учащихся.
Новизна исследования определяется в использовании современных информационных технологий, а именно новых образовательных ресурсов, созданных исследователями для формирования межкультурной компетентности у учащихся средней школы, а также в сопоставлении и выявлении основных качеств личности моделей формирования межкультурной компетентности у зарубежных и российских ученых.
Теоретическая значимость работы. Предпринята попытка сопоставительного анализа понятия межкультурная компетентность зарубежных и российских исследователей и выявления основных факторов сформированности одной из главных компетенций в системе среднего (общего) образования. Были рассмотрены различные модели формирования межкультурной компетентности, сопоставлены структурные элементы, что позволило выявить сходства и различия и обобщить полученные результаты исследования.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты экспериментального исследования по формированию межкультурной компетентности могут быть использованы в системе среднего (общего) образования. Исследование дает возможность для проведения дальнейших научных исследований по данной тематике, что позволит расширить практические методы в преподавании иностранных языков. Полученные результаты могут быть внесены в методические разработки и планы уроков для преподавателей немецкого языка в средней общеобразовательной школе.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальным вопросом современной российской педагогической теории и практики является формирование межкультурной компетенции. В работе было изучено понятие «межкультурная компетенция», ее сущность, содержания и принципы формирования. В связи с условиями всемирной глобализации формирование межкультурной компетенции учащихся является главной задачей системы образования, а с внедрением ИКТ эта задача стала реализовываться эффективней посредством современных ресурсов и интерактивных упражнений.
Цель данного исследования состояла в том, чтобы выявить педагогические условия формирования межкультурной компетенции учащихся в условиях среднего (обшего) образования. В ходе работы были поставлены задачи, с помощью которых были выявлены основные компоненты и умения, необходимые учащимся для развития межкультурной компетентности, а также были представлены и изучены модели ее формирования. В ходе сравнительного исследования работ отечественных и зарубежных ученых было выявлено, какие качества личности необходимы для успешной интеграции в иностранную культуру. Основными чертами личности, которые необходимо развивать у учащихся являются: открытость и эмпатия, а также немаловажную роль играют коммуникативные навыки, которые необходимо развивать на уроке иностранного языка.
В ходе опытно-экспериментальной работы на уроке немецкого языка были применены инновационные ресурсы и упражнения, которые позволили повысить уровень межкультурной компетентности учащихся. а также продиагностировать уже имеющиеся результаты их социокультурных знаний о стране изучаемого языка.
Результаты анкетирования, созданного для выявления понимания учащимися важности формирования межкультурной компетенции, показали
56 адекватное отношение большинства учащихся к своей и чужой культуре, что учащиеся открыты к изучению другого менталитета, толерантны по отношению к другим культурам и владеют базовыми знаниями, которые необходимы для эффективного взаимодействия.



1. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) - М: Издательство ИКАР, 2009-102
2. Бодалево А.А. Психология общения. Энциклопедический словарь. - М: Когито-Центр, 2011-65
3. Васильева Н.Н. Межкультурная компетенция. Стратегии и техники ее достижения, 2012
4. Верещагин Е.М.Язык и культура: три лингвострановедческие концепции, Москва, 2005 - 43
5. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам.
Лингводидактика и методика: учебное пособие. - М.: Академия, 2006-112
6. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы
межкультурной коммуникации. - М.: Юнити-Дана, 2003
7. Есенкова В.В. Информационно-образовательная среда как условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта, УИПКПРО, Ульяновск, 2011
8. Зерницкая, А.А. Структура понятия «Коммуникативная компетенция. Русский язык за рубежом», 2005-57
9. Ковальчук М.А. Дискуссия как средство обучения иноязычному общению. М.: Высшая школа, 2008
10. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2009
11. Куликова Л.В. Межкультурная коммуникация: теоретические и прикладные аспекты. На материале русской и немецкой лингвокультур, 2004
12. Леонтович О.А. Россия и США: Введение в межкультурную коммуникацию: Учеб. пособие — Волгоград: Перемена, 2003. — 399 с.
13. Мартынова, И.Н. Толерантность и коммуникация // Сб. научн. тр. Чебоксары, 2007, с.27 - 34.
14. Мартынова, И.Н. Язык и межкультурная коммуникация // Сб. научн. тр. Чебоксары, 2007, с.45
15. Маслыко Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка : справочное пособие / Минск.: «Высшая школа», 2001
16. Пассов Е.И. Концепция коммуникативного иноязычного образования. СПб.: Златоуст, 2007.
17. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров - М.: Издательский центр «Академия», 2005-272.
18. Рот, Ю., Коптельцева, Г. Межкультурная коммуникация. Теория, тренинг Изд-во «Юиити-Дана», 2006 - 223
19. Садохин, А.П. Межкультурная компетентность: сущность и механизмы формирования. М.: МГУКИ, 2009
20. Самохина Т.С. Эффективное деловое общение. М.: Р. Валент, 2005. — 216 с..
21. Сергеева, Н.Н. Критерии отбора учебника иностранного языка как средства развития социокультурной компетенции учащегося / Образование и наука: Уральское отделение РАО, 2006.
22. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Просвещение, 2002
23. Тевс Д.П. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие, 2006. с. 29-36.
24. Тер-Минасова С.Г.Война и мир языков и культур: вопросы теории и практики межъязыковой и межкультурной коммуникации // Москва, 2008
25. Хакимов, Э.Р. Профессиональная компетентность, педагогов- психологов в области межэтнических отношений и ее формирование у студентов.Психологическая наука и образование, 2008
26. Хуторской, Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет- журнал "Эйдос". - 2005
27. Черняк Н.В. Сравнительное экспериментальное исследование межкультурной компетенции студентов медицинских специальностей, 2015
28. Шафрин Ю.А. Информационные технологии. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000 -320
29. Aschenbrenner-Wellmann, B. Interkulturelle Kompetenz in Verwaltung und Wirtschaft. Berlin: Logos, 2003
30. Auernheimer, G. Unser Bildungssystem und unsere Schulen auf dem Prufstand. Zu Systemdefiziten und zur Notwendigkeit interkultureller Bildung in Rahmen von Schulentwicklung: GroBe Holthaus, 2004
31. Auernheimer, G. Einfuhrung in die Interkulturelle Padagogik. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2005
32. Byram M. Cultural studies in foreign language education. Clevedon; Avon, 1989.
33. Blomeke, S. Kompetenzerfassung in der empirischen Bildungsforschung. Historische und disziplinare Entwicklungen sowie die aktuelle Umsetzung in Studien. Weinheim, 2012
34. Bolten, J. Interkultureller Trainingsbedarf aus der Perspektive der Problemerfahrungen entsandter Fuhrungskrafte, 2006
35. Bolten, J. Einfuhrung in die Interkulturelle Wirtschaftskommunikation. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht GmbH & Co. Kg, 2007
36. Bolten, J. Interkulturelle Kompetenz. Erfurt: Landeszentrale fur politische Bildung, 2007
37. Clapeyron, P. Interkulturelle Kompetenz in der Sozialpadagogischen Arbeit. In: Europaischer Fluchtlingsrat (Hrsg.): Interkulturelle Kompetenz in der padagogischen Praxis. Eine Einfuhrung. Kiel: Hansadruck, 2004, с. 5-15.
38. Davis, N. The Puzzles of Practice: Initiating a collaborative research culture. Canberra, Australia, 2009
39. Decke-Cornill, H. Fremdsprachendidaktik. Tubingen: Narr Francke Attempto, 2011
40. Deardorff, D. K Interkulturelle Kompetenz-Schlusselkompetenz des 21. Jahrhunderts. Thesenpapier der Bertelsmann Stiftung aus Basis der Interkulturellen-Kompetenz-Modelle von Dr. Darla K. Deardorff. Bertelsmann Stiftung (Hrsg.), 2006
41. Fantini, A. E. Exploring intercultural competence: A construct proposal, 2006
42. Leclercq, J.- M.: Facets of interculturality in education. Responses to violence in everyday life in a democratic society. Strasbourg: Council of Europe Publishing, 2003
43. Neubert, S. Multikulturalitat in der Diskussion. Neuere Beitrage zu einem umstrittenen Konzept. Interkulturelle Studien. Wiesbaden: Springer, 2013
44. Nieke, W. Interkulturelle Erziehung und Bildung. Wertorientierung im Alltag. Opladen: Leske & Budrich, 2000
45. Nieke, W. Interkulturelle Erziehung und Bildung. Wertorientierungen im Alltag. Wiesbaden: VS fur Sozialwissenschaften, 2008
46. Sandfuchs, U. Stellenwert und Ziele des interkulturellen Lernens in der Schule. Julius Klinkhardt, 2011, с. 66-78.
47. Scholz, R. Kulturelle Identitat. Uber Multikulturalitat im Unterschied zu Multikulturalismus. Politische Meinung, 2008
48. Thomas, A. Interkulturelle Kompetenz. Grundlagen, Probleme und Konzepte. Erwagen - Wissen - Ethik, 2003, с. 137-228.
49. Weinert, F. E. Vergleichende Leistungsmessung in Schulen - Eine umstrittene Selbstverstandlichkeit. Weinheim und Basel, 2001
50. Welsch, W.K: Was ist eigentlich Transkulturalitat? Hochschule als transkultureller Raum? Kultur, Bildung und Differenz in der Universitat. Bielefeld, 2010
51. Westphal, M. Interkulturelle Kompetenz als Konzept der
Zusammenarbeit mit Eltern. Furstenau, 2009, с. 89-106.
52. http: //ikkompetenz.thueringen.de/
53. http://www.experience-map.org/
54. http://ikkompetenz.thueringen.de/sag-mir-welchen-kulturbegriff-du- verwendest/
55. http: //ikkompetenz.thueringen.de/uncliched/
56. http://www.mig-komm.eu/
57. http: //www.mig-komm.eu/uebungen_interkulturelles
58. http://www.mig-komm.eu/system/files/uebungen/ik/11i/11i.htm
59. http://ikkompetenz.thueringen.de/interkulturelle-email-projekte/
60. http: //ikkompetenz.thueringen.de/wp-
content/uploads/2017/07/stegreif-praesentation-anleitung.pdf
61. https://www.testedich.de/quiz36/quiz/1429094098/Selbsttest-Bin-ich- interkulturell-kompetent
62. http://www.mig-komm.eu/system/files/uebungen/ik/11b/11b.htm


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ