ВВЕДЕНИЕ 4
1 Исследование теоретических и методических подходов к постановке и решению проблем управления в сфере повышения эффективности деятельности малого предприятия 7
1.1 Обзор терминологического аппарата и оценка современного состояния проблем управления в сфере повышения эффективности деятельности малого предприятия 7
1.2 Обзор методических подходов к решению проблем управления в сфере повышения эффективности деятельности малого предприятия 12
1.3 Обоснование актуальности проблем управления применительно к ИП Зубарева А.А. 19
Выводы к главе 1 26
2 Сбор, обработка и систематизация материалов для ознакомления с деятельностью предприятия в сфере повышения эффективности деятельности малого предприятия 27
2.1 Краткая характеристика ИП Зубарева А.А. 27
2.2 Анализ внешней и внутренней среды организации 31
2.2.1 Анализ производственно-хозяйственной деятельности ИП Зубарева А.А. 31
2.2.2 Анализ структуры рынка строительных материалов и конкурентов 34
2.2.3 Анализ поведения потребителей 47
2.2.4 Стратегический анализ ИП Зубарева А.А. и интерпретация его результатов 47
2.3 Выводы по результатам исследования и постановка задач по повышению эффективности деятельности малого предприятия 57
2.3.1 Выводы и определение перечня проблем организации 63
2.3.2 Построение дерева проблем 63
Выводы к главе 2 64
3 Разработка предложений по развитию и повышению эффективности деятельности ИП Зубарева А.А. в сфере повышения эффективности деятельности малого предприятия 66
3.1 Построение дерева решений 66
3.2 Разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности ИП Зубарева А.А 66
3.3 Оценка экономической эффективности реализации предложений 67
Заключение 86
Список литературы 89
Приложение 94
Для экономики в целом малый бизнес играет огромную роль, его развитие влияет на экономический рост, на насыщение рынка товарами, на создание рабочих мест, решая многие экономические и социальные вопросы.
Малый бизнес – это необходимая мобильность в условиях рынка, создающая глубокую специализацию, без которой немыслима высокая эффективность.
Актуальность темы дипломной работы связана, на сегодняшний день, стратегией, как основа в управлении организацией, которая обеспечивает экономическое развитие, повышение конкурентоспособности, в том числе развития малого предприятия.
Малый бизнес – это база цивилизационного, рыночного хозяйства, элемент конкуренции, механизм формы хозяйствования. Малый бизнес развивается на местных и региональных рынках. Но он большим образом влияет на национальный рынок в целом, а в отдельных случаях иметь и внешнеэкономические связи.
Таким образом, основная задача малого бизнеса России на современном этапе – окончательно расколоть монополистическую систему хозяйства и создать здоровую конкуренцию на свободном рынке.
Значение стратегического поведения, играющую огромную роль в борьбе за «место под солнцем» возросло. Весь бизнес, оказавшийся на волне жёсткой конкуренции и нестабильность в экономике, должны охватывать не только на атмосферу, складывающуюся внутри организации, но и на долгосрочный план действий, который позволил бы подстраиваться под происходящие изменения в окружении. Сталкивая с такими проблемами как, новые запросы и изменения позиций потребителя, борьба за ресурсы и глобализация бизнеса.
Каждая конкретная ситуация для фирмы определяет стратегию. При всем этом, существует некий стандарт подходов для формулировки стратегии и ее типовые рамки, в которые стратегия вписывается.
Стратегия по общим признакам - основное движение организации, для долгосрочной перспективы, которое приведет к цели. Такое определение стратегии может быть отнесено только к верхним уровням управления.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка стратегии развития организации ИП Зубарева Антонина Андреевна (далее – ИП Зубарева А.А.), анализ внутренний и внешней среды организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие «малое предприятие»;
2. Определить основные направления повышения эффективности деятельности малого предприятия;
3. Выявить суть и виды стратегий развития организации. План выбора стратегии;
4. Определить принципы и этапы разработки стратегии развития малого предприятия;
5. Определить методы анализа среды организации малого предприятия;
6. Охарактеризовать организацию как объект управленческой деятельности;
7. Определить цели организации при разработке новой стратегии развития;
8. Выявить теоретические аспекты разработки стратегии компании;
9. Раскрыть проблемы проведения стратегических изменений;
10. Провести анализ факторов внешней и внутренней среды ИП Зубарева А.А.;
11. Выбрать стратегию развития ИП Зубарева А.А.;
12. Дать экономическую оценку от внедрения предложенных стратегий и определить их влияние на эффективность предпринимательской деятельности.
Объектом исследования является ИП Зубарева А.А.
Объектом изучения являются развитие и положение малого сектора в России, совокупность внешних и внутренних экономических взаимоотношений, касающихся его функционирования, а также институциональную среду в этой области бизнеса и формы деятельности малого бизнеса.
Предметом изучения является процесс разработки стратегии развития предприятия, как направления повышения эффективности ее деятельности.
В качестве методов исследования применялись: методы сравнения, наблюдения, детализации, группировки и обобщения, анализ PEST-факторов и SWOT анализ.
Теоретической основой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых в области экономической теории, финансового менеджмента, экономического анализа деятельности коммерческих организаций: Арустамова Э.А., Беспалова М.В., Гарнова А.П., Гончаровой Т.В., Жильцовой Е.Н., Ловковой Е.С., Моргуновой Н.В., Савицкой Г.В., Синельниковой Е.В., Филимоновой Н.М., Шеремет А.Д., Фокс Дж. и др.
Информационная база исследования составлена с использованием нормативно-правовых актов Российской Федерации, информации из сети, Интернет, информационных источников «Гарант», «Консультант». Количественные и качественные показатели деятельности предприятий малого бизнеса, получены с использованием данных Федеральной службы государственной статистики, бухгалтерской отчетности исследуемой организации.
Сбор информации для подготовки ВКР проводился в организации ИП Зубарева А.А. с предварительным инструктажем по технике безопасности и охране труда, изучением приемов оказания первой помощи, методов защиты в условиях чрезвычайных ситуаций. В процессе выполнения выпускной квалификационной работы соблюдался режим труда и отдыха, применялись методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
Подводя итог проведенного исследования, можно сформулировать следующие выводы и предложения по данной теме.
Стратегический менеджмент указывает руководящему персоналу, как в нужный момент раскрывать риски с границами интересов и управлять ими по средству разумного использования ресурсов.
Эффективно распланированный стратегический менеджмент в рамках объединения и расширение процесса экономических процессов, когда товары и услуги стали уподобляющими любым потребителям, позволяет предприятиям и фирмам с точностью определить потребности целевых групп покупателей, сделать их клиентами на постоянной основе.
Грамотная стратегия развития является средством реализации планируемого будущего компании, позволяет обеспечить стабильный доход для менеджмента и акционеров компании.
Стратегия должна обеспечивать устойчивый экономический рост, то есть увеличение размеров предприятия и расширение объема производства, и развитие предприятия (повышение эффективности функционирования на основе совершенствования техники, технологии и организации труда и улучшение качества выпускаемой продукции), повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг.
Для организации задача в изучении внутренней среды, должна быть первостепенной и принадлежать более серьезному изучению.
Миссия организации является неотъемлемой частью планирование стратегии, это главная идея, которой следует предприятие.
Если миссия все же отражает интересы фирмы и формирует направление организации, то конечное состояние фиксируется в целях.
Цель - конкретно заданная позиция, опираясь на которые формируются этапы.
Цели задают ход отношений и построения фирмы, являющаяся базой мотивации и точкой отсчета, на краткосрочной и долгосрочной основах.
Специфичность отрасли, создает показатель ориентирования на формирование миссии, при которых устанавливаются свои цели и качественная оценка этапов разработки стратегии на предприятии.
Так же, как и цели, для разработки стратегии нужны определённые правила и процедуры, которую играют большую роль в деятельности стратегического управления.
Правила являются ограниченными или предписывающими определенный характер, создавая атмосферу, в которой и формируется деятельность, многие правила носят узкий смысл, затрагивают конкретные стороны функционирования. Правила существуют, для выделения за рамки конкретных обязанностей, для достижение определенной цели или стратегии. Если же задача стратегии изменение внутренней жизни или культуры, то правила сами являются объектом изменения.
Процедура описывает действия, осуществимые на конкретном отрезке и конкретной ситуации. Определенные процедуры и правила, являются индикатором ограничения свободы, направляю сотрудником по нужной для предприятия траектории и правильное использование правил, только добавляет эффективности деятельности, нежели сокращает творческий потенциал и мотивацию.
Внешнюю среду невозможно изменить, но можно под нее подстраиваться, она должна учиться на всем отрезке жизни компании, пускай это будет несколько фактором или огромное множество, от воздействия поставщиков и конкурентов, до государственных постановлений и темпов технологического прогресса, все это различается сложность среды т.е. разностью количества влияющих факторов.
Ситуация на рынке производства строительных материалов способствует совершенствованию маркетинга и заставляет производителей быть все более изобретательными в методах реализации своих проектов. Любая компания активно старается переманить покупателей у своих конкурентов, используя новейшие инновационные технологии и новые подходы в решении даже самых простых задач. Конкуренция требует не только максимальной оптимизации размещения рекламы недвижимости, но и создания все более креативных идей, эффективнее воздействующих на целевую аудиторию.
В наибольшей степени на финансовый успех проекта влияют цена и объем сбыта. Поэтому значительное увеличение совокупных расходов не окажет значительного влияния на финансовый успех проекта. Итак, проведенный анализ рисков показал, что финансовые показатели проекта являются достаточно устойчивыми и финансовый успех компании подвержен незначительным рискам.
Итак, предлагается разработка мероприятий по организации продаж керамической плитки.
В качестве инновационного продукта по повышению эффективности деятельности на предприятии будет предложено производство керамической плитки методом вибропрессования.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая-вторая: //Собрание законодательства РФ. – 2015. - № 1. Ст.3452.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть первая – вторая: //Собрание законодательства РФ. – 2013. - № 11. Ст.3452.
3. Баронин, С.А. Основы менеджмента, планирования и контроллинга в недвижимости: учебное пособие / С.А. Баронин. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 160 c.
4. Бланк, И.А. Основы финансового менеджмента. В 2– х т. Основы финансового менеджмента: учебное пособие / И.А. Бланк. – М.: Омега – Л, Эльга, 2016. – 1330 c.
5. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2016. – 320 c.
6. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2017. – 320 c.
7. Володько, В. Ф. Основы менеджмента: учебное пособие / В. Ф. Володько. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2017. – 303 с.
8. Воропаев, С. Н. Менеджмент: учебное пособие / С. Н. Воропаев, В. Д. Ермохин; Международная ассоциация «Агрообразование». – Москва: КолосС, 2016. – 246 с.
9. Глухов, В. В. Менеджмент: для экономических специальностей учебное пособие / В. В. Глухов. – Санкт– Петербург: Питер Пресс, 2016. – 600 с.
10. Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск: Современная школа, 2017. – 635 с.
11. Горелик, О.М. Производственный менеджмент. Принятие и реализация управленческих решений: учебное пособие – М.: КноРус, 2016. – 270 с.
12. Данилаев, Д.П. Методология организации и информационная система подготовки кадрового обеспечения предприятий ОПК // Организатор производства. 2017. Т.25. №4. - С. 5-17.
13. Дафт, Ричард Л. Менеджмент: [перевод с английского] / Л. Дафт.: учебное пособие. Санкт– Петербург: Питер; Питер Пресс, 2016. – 863 с.
14. Егоршин, А.П. Основы менеджмента: учебник для вузов / А.П. Егоршин. – Н.Новг.: НИМБ, 2017. – 320 c.
15. Исаченко, И.И. Основы самоменеджмента: учебник / И.И. Исаченко. – М.: НИЦ ИНФРА. – М, 2016. – 312 c.
16. Зиновьев, В. Н. Менеджмент: учебное пособие / В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева. – Москва: Дашков и Кº, 2017. – 477 с.
17. Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов– на–Дону: Феникс, 2017. – 452 с.
18. Ковалев, В.В. Основы теории финансового менеджмента: учебник / В.В. Ковалев. – М.: Проспект, 2016. – 544 c.
19. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет (финансовый и управленческий): учебник / Н.П. Кондраков. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 584 с.
20. Коротков, Э.М. Основы менеджмента: учебное пособие / И.Ю. Солдатова, Э.М. Коротков; Под ред. И.Ю. Солдатова, М.А. Чернышева. – М.: Дашков и К, Академцентр, 2017. – 272 c.
21. Коротков, Э. М. Менеджмент: учебник для бакалавров / Э. М. Коротков. – Москва: Юрайт, 2017. – 640 с.
22. Костин, В. А. Менеджмент: учебное пособие / В.А. Костин, Т. В. Костина. – Москва: Гардарики, 2016. – 334 с.
23. Костюков, В.Е., Кривошеев О.В., Трищенков А.В. Функциональная архитектура системы промышленной автоматизации, разрабатываемой в составе типовой информационной системы предприятий госкорпорации «Росатом» // Вестник НГИЭИ. 2016. № 12 (67). - С. 18-26.
24. Круи, М. Основы риск – менеджмента: учебник / М. Круи, Д. Галай, Р. Марк. – Люберцы: Юрайт, 2017. – 390 c.
25. Круглова, Н. Ю. Основы менеджмента: учебное пособие / Н. Ю. Круглова. – Москва: КноРус, 2017. – 499 с.
26. Латфуллин, Г,А., Никитин А.С., Серебрянников С.С. Теория менеджмента.: учебник - СПб.: Питер, 2016. - 464 с.
27. Лукасевич, И.Я. Финансовый менеджмент в 2 ч. Часть 2. Инвестиционная и финансовая политика фирмы: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: учебник / И. Я. Лукасевич. - 4-е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 304 с.
28. Маликова, Д.М. Моделирование эффективного механизма программно-проектного управления внедрением безлюдных технологий производства на предприятиях ОПК // Организатор производства. 2017. Т.25. №4. - С. 18-31.
29. Маркевич, А.Л. Основы экономики, менеджмента и маркетинга для морских специальностей рыбопромыслового флота /А.Л. Маркевич. – М.: МОРКНИГА, 2016. – 267 c.
30. Менеджмент: учебник / [С. И. Ашмарина и др.]; под редакцией С. И. Ашмариной. . – Москва: Читай!: Рид Групп, 2017. – 572 с.
31. Менеджмент: учебное пособие / В.Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева. – Москва: Дашков и К, 2016. – 477 с.
32. Менеджмент: учебное пособие / И. В. Балдин, Г. Е. Ясников. – Минск: БГЭУ, 2016. – 305 с.
33. Менеджмент: учебник для высших учебных заведений по экономическим специальностям / [А. В. Игнатьева и др.]; под редакцией М. М. Максимцова, М. А. Комарова.: учебник. – Москва: ЮНИТИ–ДАНА, 2017. – 320 с.
34. Менеджмент организации: учебник для высших учебных заведений по экономическим специальностям / А. В. Тебекин, Б. С. Касаев. – Москва: КноРус, 2016. – 407 с.
35. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Вильямс, 2017. – 672 c.
36. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; Пер. с англ. О.И. Медведь. – М.: Вильямс, 2017. – 672 c.
37. Мясоедов, С.П. Основы кросскультурного менеджмента. Как вести бизнес с представителями других стран и культур: учебное пособие / С.П. Мясоедов. – М.: ИД Дело РАНХиГС, 2017. – 256 c.
38. Никифорова, Н. А. Управленческий анализ: учебник для бакалавриата и магистратуры: учебное пособие / Н. А. Никифорова, В. Н. Тафинцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 468 с.
39. Операционный менеджмент: учебник; Финуниверситет; под ред. А.В. Трачука - Москва: Кнорус, 2017 - 360 с.
40. Производственный менеджмент.: учебник. – М.: Проспект, 2016. – 400 с.
41. Производственный менеджмент.: практикум. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2016. – 364 с.
42. Производственный менеджмент в строительстве.: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2016. – 352 с.
43. Пучкова, Н.В. Управленческий учет и анализ расходов на предприятиях в условиях реструктуризации.: учебное пособие. М.: Издательство «Перо», 2016. 128 с.
44. Романова, Ю.Д., Винтова Т.А., Коваль П.Е., Музычкин П.А. Информационные технологии в управлении персоналом: учебник и практикум для прикладного бакалавриата.: учебное пособие. М.: Изд-во Юрайт, 2016. - 291 с.
45. Сигидов, Ю.И., Рыбянцева, М.С. Взаимосвязь контроллинга и управленческого учета.: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2016. - 168 с.
46. Степанчук, А.А. Актуальные проблемы развития бюджетирования в малом бизнесе // Организатор производства. 2017. Т.25. №4. С. 32-43.
47. Сулоева, С.Б., Гульцева О.Б. Традиционные и современные системы управления затратами: сущность и особенности // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2016. № 4 (246). - С. 173-180.
48. Федорова М.А. Коммерческая деятельность торгового предприятия: сущность и основные направления // Социально-экономические явления и процессы. - 2016. - № 10. - С. 110 - 114.
49. Фролова Н.А. Выбор стратегии маркетинга предприятия на рынке // Новый университет. Серия: Экономика и право. - 2017. - № 10. - С. 80 - 82.
50. Керамическая плитка: Россия, отечественный рынок. Строительный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://build-experts.ru/kera- micheskaya-plitka-rossiya-otechestvennyj-rynok/.