Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исторический материал, как средство развития познавательной активности младших школьников на уроках математики

Работа №47583

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы40
Год сдачи2019
Стоимость1900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
473
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В 1-4 КЛАССАХ 6
1.1 Сущность и способы активизации познавательной деятельности младших школьников 6
1.2 Реализация межпредметных связей при обучении математике в 1 - 4 классах 11
1.3 Методика использования исторического материала на уроках математики в начальной школе 16
1.4 Ученые-методисты о роли исторического материала при изучении математики 22
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКОЙ 25
2.1 Исторический материал в современных учебниках математики 25
2.2 Опыт использования исторического материала на уроках математики в начальной школе 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обозначены главные требования к предметным результатам освоения основных общеобразовательных программ. Одной из основных учебных программ, которая занимает особое место в системе начального образования, является учебная программа по математике, роль которой в развитии ребенка необычайно велика. Обучение младших школьников математике призвано развивать логику и оттачивать гибкость мышления обучающихся.
Актуальность исследования: математика - одна из наиболее абстрактных наук, изучаемых в начальной школе, её связь с окружающим ребенка миром более опосредована. Она более формализована. И для её усвоения требуется сосредоточить внимание, память, определенное напряжение умственной деятельности. Все это в определенной степени является причиной того, что дети считают математику трудным предметом, а поэтому относят этот предмет к разряду нелюбимых. Чтобы математические знания и умения стали достоянием каждого ученика, необходимо, используя природное любопытство, любознательность младших школьников, воспитывать у них познавательный интерес, активизировать процесс учения, т.е. познавательную деятельность.
Именно поэтому проблема активизации познавательной деятельности учащихся - одна из наиболее актуальных на современном этапе развития педагогической теории и практики. Но в особой степени острота проблемы ощущается в начальной школе. В возрасте 6-7 лет у детей происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную. Поэтому важно, чтобы ребенок активно включился в процесс учения, чтобы у него формировался стойкий познавательный интерес, чтобы учение не воспринималось им как скучный обязательный труд, а как удовлетворение потребностей в новых знаниях, как разнообразный, интенсивный процесс познания окружающей действительности [30, с. 108].
Проблема исследования: проблему развития познавательной активности школьников можно решать различными способами, методами, приёмами, технологиями. В силу возрастных психофизиологических особенностей детей младшего школьного возраста одним из ведущих приемов активизации познавательной деятельности выступает реализация межпредметных связей.
Народная мудрость гласит, что, не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цель будущего. Это, конечно, относится и к математике. Методисты и учителя выделяют использование исторического материала как способ развития познавательной активности школьников. Обогащение содержание обучения математике историческим материалом способствует формированию интереса к математике; освоению универсальных учебных действий, получению более полного знания в рамках предмета математики; формированию предпосылок научного мировоззрения и др. Однако, вопросу использования исторического материала уделяется недостаточное внимание, как в литературе, так и на практике [16, с. 75].
В рамках данной курсовой работы будет рассмотрена проблема использования исторического материала при развитии познавательной деятельности школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать методические приемы формирования познавательной активности младших школьников на уроках математики через использование исторического материала.
Объект исследования: процесс развития познавательной активности младших школьников.
Предмет исследования: использование исторического материала на уроках математики.
Гипотеза: использование исторического материала на уроках математики способствует повышению познавательной активности учеников.
Задачи:
1. Изучить методы формирования познавательной активности школьников.
2. Выявить сущность межпредметных связей и возможности их реализации на уроках математики.
3. Раскрыть особенности исторического материала, который может быть использован на уроке математики в 1 - 4 классах.
4. Разработать задания историко-математического характера и методику работы с ними.
5. .Разработать фрагменты урока математики с использованием исторического материала.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Требование Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обеспечения новых образовательных результатов, отражающих перспективные потребности личности и общества актуализировало необходимость решения проблемы поиска эффективных средств достижения этих результатов средствами предметной области «Математика». Одним из перспективных средств, на наш взгляд, выступает исторический материал. Использование элементов историзма в обучении математике позволяет прогнозировать ситуации, создание которых достигается путем постановки перед обучающимися соответствующих задач.
Исторический материал помогает показать, что математика есть продукт творческой деятельности человеческой мысли, это обобщение опыта человечества, что она развивалась для удовлетворения непрерывно возрастающих потребностей общества. Таким образом, математика предстанет перед обучающимися не «застывшей» наукой, а в творческом процессе созидания, в динамике.
История математики неразрывно связана с историей всего человечества и в частности историей России, поэтому каждый уважающий себя и свой народ человек должен её знать. Человека, который совсем не знаком с историей предмета, который он изучает, можно сравнить с деревом без корней.
Опыт педагогов доказывает, что исторический материал содержит в себе огромный потенциал для достижения младшими школьниками личностных образовательных результатов. Знакомство с жизнью ученых-математиков и систематическое проведение исторических экскурсов, путешествий в прошлое математики, кратких рассказов, наглядных демонстраций древних предметов для проведения измерений и счета позволяет вызвать у младших школьников живой интерес к обучению, создает предпосылки к формированию общекультурной компетентности, научного мировоззрения, повышают ценностное отношение детей к изучаемому материалу. Школьники глубже понимают изучаемый фактический материал, расширяют свой кругозор, повышается общий уровень культуры учащихся, развивается познавательный интерес учащихся к математике.
Внедрение исторического материала в предмет математики в начальной школе имеет огромное значение для общего развития школьника, а также формирования у него таких качеств личности, как уважение и бережное отношение к историческому материалу.
Учитывая то, что исследования проблемы использования исторического материала на уроках математики продолжаются и по сей день, а наше исследование является лишь кратким анализом работы многих педагогов и психологов, существует перспектива дальнейшей работы в данном направлении.




1. Аксенова М. В. Исторический материал как средство развития познавательного интереса младших школьников в процессе обучения математике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 13. – С. 11–15.
2. Александрова Л.А. О преемственности в обучении математике между начальной и основной школой // Математика в школе. – 2013. - № 10. – С. 16-21.
3. Александрова, Э.И. Психолого-педагогические основы построения учебного предмета «Математика» для начальных классов / Э.И. Александрова // Программа развивающего обучения (Система Эльконина Д.Б. - Давыдова В.В.). – M.: Вита-Пресс, 2002.
4. Амирова С.К. Обеспечение преемственности в обучении математике между начальной и основной школой // Современные гуманитарные исследования. - 2014. – № 6 (61). – С. 102.
5. Амонашвили Ш. А. «Здравствуйте, дети» — М.: Просвещение, 1986.
6. Баврин И.И. Занимательные задачи по математике Текст / И.И. Баврин, Е.А. Фрибус. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 120 с.
7. Башмаков М.И. Математика: 1-й кл. : учебник : В 2 ч. Ч. 1 / М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 125, [3] с.
8. Башмаков М.И. Математика: 2-й класс : учебник : В 2 ч. Ч. 1 / М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова. – М.: АСТ: Астрель, 2012. – 127 с.
9. Башмаков М.И. Математика: учебник для 3-го кл. Четырехл. Нач. Шк. : в 2 ч. Ч. 1 / М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 127 с.
10. Гашаров Н.Г., Омарова А.А., Магомедов Н.Г. Использование сведений из истории математики в начальной школе // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 2 (63). – С. 84–86.
11. Глейзер Г.И. История математики в школе. Пособие для учителей. – Под ред. Н.В. Молодшего – М.: Просвещения, 1964. – 376 с.
12. Дробышев, Ю. А. Историко-математические знания как средство решения современных методических проблем / Ю. А. Дробышев. // Актуальные проблемы обучения математике: материалы Всероссийской научно-практ. Конф. – Орел : Изд-во ОГУ, 2002. – 117 с.
13. Ефимов В.Ф. Использование исторических сведений на уроках математики // Начальная школа. 2004. №6. – С. 74–80.
14. Иванова О. А. Исторический материал как средство формирования у учащихся начальных классов познавательного интереса к математике // Молодой ученый. — 2018. — №13. — С. 122-124.
15. Карасева Д.Н. Возможности включения исторического материала на уроках математики в начальной школе // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. - 2016. – № 5 (9). – С. 29-33.
16. Макарова О.Н. Задачи с историческим содержанием в обучении математике // Начальная школа. – 2013. – № 7. – С. 36–38.
17. Маловичко, Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника / Д.А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2010. – Вып. № 1. – С. 125-129.
18. Манвелов, С.Г. Конструирование современного урока математики / С.Г. Манвелов.- М.: Просвещение, 2002.
19. Мендыгалиева, А. К. Практико-ориентированные задания по математике в начальной школе как средство повышения качества образованности обучающихся / А. К. Мендыгалиева // Наука: прошлое, настоящее, будущее: сб. Статей межд. Науч.-практ. Конф (1 августа 2016 г., г. Уфа). В 2 ч. Ч. 1 /Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – С. 143–145.
20. Морозова, И.С. Познавательная активность младших дошкольников / И.С. Штепина, И.С. Морозова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 12. – С. 162-165.
21. Петерсон Л.Г. Математика «Учусь учиться». 1 класс. Часть 1. -- Изд. 4- е, перераб. / Л.Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2012. – 64 с.
22. Петерсон Л.Г. Математика «Учусь учиться». 1 класс. Часть 2. -- Изд. 4- е, перераб. / Л.Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2012. –- 64 с.
23. Петерсон Л.Г. Математика «Учусь учиться». 2 класс. Часть 2 / Учебник комплекта «Учебник + рабочие тетради». - Изд. 5-е, перераб. / Л.Г. Петерсон. -- М.: Ювента, 2013. – 112 с.
24. Петерсон Л.Г. Математика. 3 класс. Часть 2. / Л.Г. Петерсон. -- М.: Ювента, 2012. – 96 с.
25. Петерсон Л.Г. Математика. 4 класс. Часть 1. / Л.Г. Петерсон. -- М.: Ювента, 2013. – 96 с.
26. Петерсон Л.Г. Математика. 4 класс. Часть 2. / Л.Г. Петерсон. -- М.: Ювента, 2013. – 128 с.
27. Сурикова М.А. Обеспечение преемственности в обучении математике между начальной и основной школой как условие обеспечения качества образования // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2012. - Т. 3. № 2. – С. 54-62.
28. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н.Ф. Талызина.- М.: Просвещение, 1983.
29. Трегубова Н. Е. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 652-655.
30. Царева С. Е. Обучение решению задач // Начальная школа. - 1997. - № 11. – С.93-98.
31. Чистяков В.Д. Старинные задачи по элементарной математике. - 3-е изд., испр. – Минск: «Высшая школа», 1978.
32. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. – М. : Педагогика, 1982. – 209 с.
33. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М. 1971.
34. Щукина, Г. И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г. И. Щукина. – М. : Педагогика, 2001. – 351 с. 9
35. Эльконин, Э.Б. Введение в психологию развития / Э.Б. Эльконин. – М.: Тривола, 1994.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ