ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ 2
1.1. Муниципальное управление образованием: основные понятия и тезисы 2
1.2. Нормативно-правовое регулирование в сфере образования 15
1.3. Особенности управления системой образования на муниципальном уровне 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Начало XXI в. ознаменовано формированием новой философии образования, которая в качестве одной из ключевых идей позиционирует необходимость перехода к инновационной управленческой парадигме, характеризующейся законодательным закреплением полномочий в этой сфере деятельности за различными уровнями управления и наличием существенных изменений в его структурно-функциональном, содержательном и технологическом аспектах.
Данный тезис крайне актуален сегодня, в условиях создания новой системы педагогической подготовки, прогнозирующей качественно новый профессиональный педагогический потенциал и ресурс для реализации стратегических задач современной образовательной политики.
Образование всегда играло важную роль в жизни человека. С развитием индустриального общества роль образования резко возрастает. Образование становится массовым, превращается в особую духовную сферу. Потребности материального производства в высококвалифицированных кадрах способствуют широкому развитию системы непрерывного профессионального образования. Возрастает роль управления сферой образования. Философия управления образованием рассматривает аксиологические и методологические основания деятельности в процессе управления в сфере образования. Важными проблемами философии управления образованием являются проблемы правильного сочетания принципов и ценностей профессионального образования и нравственного гражданского воспитания; узкой специализации и всестороннего развития личности; свободы индивидуального выбора и общих для всех ценностей и целей; западных стандартов и национальных традиций управления образованием; непрерывного самообразования; качества методов обучения и др.
Социальная ценность и цель управления образованием – формирование образованного человека – гражданина, объединение народа в одно целое. Управление образованием должно способствовать развитию диалектического единства индивидуального и всеобщего в жизни человека.
Идеалы, по мнению В. Франкла, позволяют реализовывать сущность человека – «трансцендирование, превосхождение себя, выход к чему-то иному» . Идеалы играют роль бесконечного источника энергии деятельности человека на основесвободной воли и вдохновения. Ценности, цели и идеалы выполняют организационную программную функцию в управлении образованием. В.С. Стёпин пишет: «Цель – это идеальный образ продукта, результата деятельности… Ценности – это то, что санкционирует деятельность» .
Основная цель управления образованием заключается в возвышении индивида до общественного человека, моральной личности. Моральность человека проявляется не только в его убеждениях, но и в его конкретных практических действиях.
Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. №131%ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003) [Электронный ресурс] // Российская газета. Доп. выпуск №3316. 8 октября. URL: http://www.rg.ru/2003/10/08/zakonsamouprav.html [архивировано в WebCite]. (дата обращения: 04.04.2019).
2. Скударёва, Г. Н. (2008) Педагогические условия профессионального становления молодого учителя в муниципальном образовательном пространстве: дис. … канд. пед. наук. - М. 215 с.
3. Майер О.Б., Наливайко Н.В., Покасова Е.В. Постмодернизм в образовании - очередной этап в адаптации социума? // Философия образования. - 2008. - N 2. - С. 69 - 76.
4. Панарин В.И. Тенденции развития отечественного образования (социально-философский анализ): монография. - Новосибирск: СО РАН, 2008. - 260 с.
5. Нечаев, М.А. Социология образования: учебник для вузов / М.А. Нечаев, – М.: Изд-во МГУ, 2014. – 200 с.
6. Конституция Российской Федерации. – М.: Эксмо, К 65 2012. – 32 с.
7. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-I // Российская газета. - 1992. - N172. - 31 июля.
8. ФГОС основного общего образования [Электронный ресурс] – 2012. – URL:http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 05.05.2019).
9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Омега – Л., 2015. – 134 с.
10. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Собрание законодательства РФ от 26.08.1996. N 35, ст. 4135.
11. Коротина К.С. Особенности муниципального управления образованием и его нормативно-правовое регулирование // Вопросы экономики и управления. — 2017. — №4. — С. 10-12. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/73/2796/ (дата обращения: 05.05.2019).
12. Индивидуальные маршруты и программы как основа обучения в школе / В.Б. Лебединцев, Н.М. Горленко, О.В. Запятая, Г.В. Клепец. - М., 2013.
13. Грязнова Е.В. Управление образованием на муниципальном уровне: проблемы и перспективы // Административное право и практика администрирования. 2015. - № 6. – С.10-21.
14. Манхейм К. Диагноз нашего времени // Избранное. Диагноз нашего времени / Пер. с нем. и англ. М., 2010, с. 539-706.
15. Сорокин П.А. Социальная мобильность. М., 2005, с. 187.
16. Осипов А.М. Социология образования: Очерки теории. Ростов-н/Д., 2006.
17. Миронов В.В. О школьном образовании, гуманитарном знании и уровнях изучения философии // Вопросы философии, 2018, № 6, с. 24.
18. Липская Л.А. Философия образования: проблема управления и самоуправления // Социум и власть, 2016, № 2(58), с. 111-116.