Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНДИЙСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ЭСХАТОЛОГИЯ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Работа №47574

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

философия

Объем работы62
Год сдачи2018
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
324
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие эсхатологического мышления.
Методологические вопросы……………………..……………………….6
1.1. Эсхатологическое мышление, его определение и границы……….6
1.2. К вопросу об эволюции эсхатологической метафизики …………11
2. Циклическая эсхатология: политеистическая парадигма…………………………………………………………….......18
2.1. Общая характеристика эсхатологической метафизики Индии..……………………………………………………………………...18
2.2. Циклизм в метафизике индийских религий (на примере ведической, брахманистской и буддийской эсхатологии)…………………….24
3. Эсхатологические образы индийской религии……………………………………………………….………..35
3.1. Эсхатологическое содержание образов Калки и Будды Майтреи………………………………………………………………...35
3.2. Эсхатология учения Калачакры в буддийской
легенде о Шамбале………………………………………..………….45
4. Динамика взглядов индийской религиозной эсхатологии (личностной)………………………………………………………………53
Заключение……………………………………………………………….……....56
Список источников и литературы…………………………………………………..…………………...58


Тема моей выпускной работы «Индийская религиозная эсхатология».
Объект моего исследования – индийские (дхармические) религии.
Предмет – эсхатологические концепции в системе индийских религиозных верований.
Понятие эсхатологии в переводе с греческого «eshatos» означает конечный, последний или крайний. Эсхатология представляет собой учение о конце бытия и всего сущего, кончине физического мира, что связанно с такими важнейшими проблемами философии религии как цель бытия, смысл существования человека и рядом других философских проблем.
Эсхатологические религиозные мотивы Индии выступают в качестве необходимого и важнейшего элемента её богатой и самобытной духовной культуры, наследие которой пользуется интересом и поныне. Памятники индийской древней литературы и искусства невозможно понять, не зная её эсхатологических мотивов, подобно тому, как непонятны без знаний античных мифологических представлений скульптуры Фидия или поэзия Горация. Точно так же эсхатологические представления древних индийцев не только отразились в санскритской литературе, но продолжают сегодня питать духовную жизнь народа Индии. Даже можно сказать более, они распространились за пределы Индии, на другие страны Востока, воспринявшие влияние индийской религиозности.
Необходимо сказать о том, что ярко выраженный эсхатологический элемент содержится во всех, более или менее развитых религиях: христианстве, исламе, иудаизме, буддизме, индуизме, зороастризме, даосизме, а также религиозно-мифологических традициях скандинавов и индейцев Америки.
Однако многими исследователями отмечаются принципиальные различия, противопоставляющие эсхатологические концепции так называемых авраамических религий (иудаизм, христианство и мусульманство) в совокупности с зороастризмом, эсхатологии дальневосточных религий – буддизму, индуизму и даосизму. Различия эти кроются в моделях восприятия эсхатологической истории и времени вообще.
На основе этого противопоставления, В.Н. Нечипуренко выделяются две разновидности эсхатологических взглядов: исторический («западные» религии) и космологический («восточные» религии).
В пределах каждой из этих двух основных ветвей развития религиозных представлений о мире эсхатологические концепции представляют собой ряд инвариантных элементов.
Итак, целью данной дипломной работы является рассмотрение индийского религиозно-эсхатологического мышления.
Данная цель будет выполняться посредством решения следующих задач:
• рассмотреть, что представляет собой эсхатологическое мышление;
• изучить политеистическую парадигму – цикличность индийской эсхатологии;
• исследовать эсхатологические образы индийской религии (на примере Калки и Будды Майтреи, а также учения Калачакра);
• привести динамику взглядов индийской личностной эсхатологии.
В данной работе использован компаративный метод (в частности, метод сравнительно-метафизического анализа).
Моя работа обладает следующей структурой.
В первой главе мы рассмотрим методологические вопросы, заключенные представлении об эсхатологическом мышлении, его границах и эволюции метафизики эсхатологии, — вопросы, которые представляют философский интерес. В частности, будут выделены разные типы эсхатологического мышления. В этой главе использованы работы митрополита Макария «Эсхатология Григория Нисского», Осипова А.И. «Посмертная жизнь», Бестужев-Лада И.В. «Эсхатология индуизма (футурологический аспект)», Григоренко А.Ю. «Эсхатология, миллинаризм, адвентизм: история и современность» и т.д.
Эсхатология в политеистической религиозности, представленная во второй главе. Сначала будет дана общая характеристика эсхатологической метафизики Индии по работам Гесиода «Работы и дни», Ринчендуба Б. «История буддизма», Элиаде М. «Миф о вечном возвращении: Архетипы и повторяемость» и охарактеризована цикличность метафизики индийской религии на примере религиозной метафизики Древней Индии (в ведизме и брахманизме). Для рассмотрения этого вопроса использовались священные и философские тексты Древней Индии – «Ригведу», «Вишну Пураны», «Веданта Сутру», «Махабхарату»), а также дополнительная литература – «Индийская философия» С. Радхакришнан и др.
В третьей главе мы рассмотрим эсхатологические образы индийской религии на примере Калки (десятого аватара Вишну) и Будды Майтреи. Первый является ключевым в системах буддистской и индуистской циклической эсхатологии, а второй получил наибольшее распространение в буддизме махаяны. Для этого использовались работы Сахарова П.Д. «Мифологическое повествование в санскритских пуранах», Елизаренкова Т.Я., Топоров В.Н. «Язык пали», Невелева С.Л. «Мифология древнеиндийского эпоса» и ряда иностранных авторов (Рис-Дэвидсон Т.В., Джайсвал С. и др.).
Кроме этого, в третьей главе рассмотрена эсхатология учения Калачакра в буддийской легенде о Шамбале. По своей мифологической сути эта легенда (индуистский и буддийский варианты) служит эсхатологическим мифом. В основе лежит работа Стрелков A.M. «Представления в северном буддизме о рождении в Шамбале» и Бернбаума Э. «Путь в Шамбалу».
Четвертая глава нашего исследования посвящена рассмотрению этапов развития личностной эсхатологии индуизма, её мифологическому содержанию.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Эсхатология представляет собой религиозное учение о конечных судьбах отдельных людей, человечества и мира в целом. В то же время эсхатологическая проблематика представляет интерес для философского изучения и подхода. С точки зрения методологии в работе было проведено разделение на циклическую и историческую эсхатологию в соответствии с монотеистической и политеистической религиозными парадигмами. Была исследована индийская эсхатология циклического типа. Другое деление эсхатологических учений — на всеобщую, космическую эсхатологию, с одной стороны, а с другой, — личностную, или эсхатологию человеческого бытия. Последняя также была рассмотрена на примере индуистских мифов.
В данной работе рассматривались с философской точки зрения индуистская и буддийская эсхатологии, представляющие собой комплекс мифологических архетипов, образов и сюжетов, имеющих различное происхождение, но объединенных единым сюжетом.
Необходимо сказать о том, что циклический вариант эсхатологии не является эсхатологией в буквальном смысле своего слова, т.е. «учением о последних днях»: циклы, которые бесконечно сменяют друг друга, не имеют и не могут иметь ничего «последнего», а только лишь смену одного периода другим. Иными словами, общим принципом, который лежит в основании индийской религиозной эсхатологии, служит повторяющаяся череда гигантских временных циклов, включающих в себя совокупность более коротких периодов, что так же опять повторяются за друг другом. Внутри малого цикла периоды сменяют друг друга по принципу, который напоминает идею Золотого, Серебряного, Медного и Железного веков в других культурных регионах.
В эсхатологии индийских религий выделают два уровня. Принципиальное различие между первым и вторым уровнями достаточно очевидно. В первом случае в новое, идеальное состояние мира вступает, фактически, ныне живущее человечество, правда только избранные праведники и после произошедшего очищения мира в катастрофе вселенского масштаба. Во втором случае грядущий, пусть и золотой, век отделяется от существующего человечества за счет непреодолимой преграды небытия, и наслаждаться будущей эпохой счастья уготовано только лишь новому роду людей, который неизвестно где, когда и как должен еще возникнуть; нынешний же приговорен к полному уничтожению вместе со всей существующей вселенной. Такие два варианта индийской эсхатологии условно называются «оптимистическим» и «пессимистическим» прогнозом.
Необходимо сказать о том, что индуистская эсхатология намного превзошла по своей сложности иудео-христианско-мусульманскую. Собственно, это и не удивительно, в виду того, что она прошла длительную эволюцию своего развития с XV в. до н.э. до XVI вв. и теперь представляет собой систему множества религиозных ответвлений. Однако в контексте циклической эсхатологии в метафизике индийских религий наибольшее развитие получили, по большей части, брахманистские и индуистские представления, а именно, мифология суток Брахмана, отраженные в большинстве религиозных и философских текстов Древней Индии.



1. Аверинцев С.С. «Эсхатология» // Новая философская энциклопедия. – т. 4. – М.: Мысль, 2001.
2. Аникеева Е.Н. Параметры и исторический смысл индийского теизма (Ишвара-вады) // – Философский дискурс в традиции духовных культур Запада и Востока. – / Под ред. Н.С.Кирабаева, А.В.Семушкина, С.А.Нижникова: Монография. – М.: РУДН, 2009.
3. Аникеева Е. Н. Юга // БРЭ. Т. 35. - М.: Научное изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 2017. С. 532.
4. Бестужев-Лада И.В. Эсхатология индуизма: (Футурологический аспект) // Индуизм: Традиции и современность / Отв. ред. А.Д. Литман, Р.Б. Рыбаков. – М.: Наука, 1985
5. Блаватская Е.П. Теософский словарь. URL: http://lib.rus.ec/b/7314/read.
6. Бхагавата Пурана. URL: http://www.philosophy.ru/library/asiatica/indica/purana/bhagavata/rus/book12.html
7. Веданта-сутра. URL: http://scriptures.ru/sutras/brahmasutras.htm
8. Вишну Пурана. Пер. с санскрита Т. К. Посовой. СПБ.: ОВК, 1995.
9. Гесиод. Работы и дни // Эллинские поэты. – М.: Госполитиздат, 1963.
10. Григоренко А.Ю. Эсхатология, миллинаризм, адвентизм: история и современность. Философско-религиоведческие очерки (научное издание). – СПб., 2004.
11. Елизаренкова Т.Я. Послесловие // Ригведа. Мандалы IX-X. Изд. подг. Т.Я. Елизаренкова. – М.: Наука, 1999.
12. Елизаренкова Т.Я., Топоров В. Н. Язык пали. М., 1965.
13. Зороастрийская мифология. – СПб. – М., 1998.
14. Иванова А.С Эсхатологическое содержание образов Калки и Будды Майтреи: компаративный анализ. Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 72.
15. Из истории путеводителей в Шамбалу. Окончание URL: https://nandzed.livejournal.com/6877873.html.
16. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. Альбедиль М.Ф. и Дубянского А.М. – М.: Республика, 1996.
17. История одной идеи URL: https://tanya-chekhova.livejournal.com/24286.html.
18. Калки-пурана. URL: http://stomfaq.ru/kalki-purana-perevod-na-russkij/index.html.
19. Лебедев А.В. Фрагменты ранних греческих философов. М.: Наука, 1989
20. Махабхарата. Рамаяна. М.: АСТ, 2004.
21. Махабхарата. Кн. I. Адипарва / Перевод с санскрита и комментарии В.И. Кальянова. – М. – Л.: Изд-во АН СССР, 1950.
22. Митр. Макарий (Оксиюк). Эсхатология Григория Нисского. – Киев, 2006.
23. Невелева С.Л. Мифология древнеиндийского эпоса. М., 1975.
24. Нечипуренко В.Н. Эсхатологические мифы и учения как социальный феномен: (Опыт социально-философского анализа): Автореф. дис. … канд. филос. наук. – Ростов н/Д, 1997.
25. Осипов А.И. Посмертная жизнь. – М., 2007.
26. Петров Ф.Н. Универсальная структура эсхатологического мифа // Религиоведение. № 4, 2004.
27. Петрухин В. Загробный мир. Мифы о загробном мире: мифы разных народов. М., 2010.
28. Польский А.А. Постскриптумы смерти: от мифологии к мифологеме. Ставрополь, 2008.
29. Поршнева Е.Б. Религиозные движения позднесредневекового Китая: Проблемы идеологии. – М.: Наука, 1991.
30. Радхакришнан С. Индийская философия. М., 2008.
31. Радхакришнан С. Индийская философия.В 2-х тт. Т. 1. М.: Стикс, 1993.
32. Радхакришнан С. Индийская философия. В 2-х тт. Т.2. М.: Стикс, 1994.
33. Ригведа. Мандалы. Изд. подг. Т.Я. Елизаренкова. – М.: Наука, 1999.
34. Ринчендуб Б. История буддизма. – СПб.: Евразия, 1999.
35. Сахаров П.Д. Мифологическое повествование в санскритских пуранах. М., 1996.
36. Стрелков A.M. Мифическая история и эсхатология учения Калачакра в буддийской легенде о Шамбале // Восток. 2008. №. 5.
37. Стрелков A.M. Представления в северном буддизме о рождении в шамбале. Этнографическое обозрение № 4, 2009.
38. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т.: Т. 3. Т – Я. / Ред. кол.: С.С. Аверинцев (гл. ред.) и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1995.
39. Элбакян. Е.С. Эсхатология / Религиоведение. Энциклопедический словарь. – М., 2006.
40. Элиаде М. Миф о вечном возвращении: Архетипы и повторяемость. – СПб.: Алетейя, 2000.
41. Эсхатология // Философский энциклопедический словарь. – М., 2003.
42. Abegg E. Der Messiasglaube in Indien und Iran. B., 1928.
43. Bernbaum E. The Way to Shambhala. – Los Angelos: Jeremy P. Tarcher, Inc., 1989.
44. Rhys Davids T.W. Introduction to the Cakkavatti Sīhanāda Sutta // Dialogues of the Buddha / C. A. F. Rhys Davids, trans. L., 1921. P. 3.
45. Jaiswal S. The origin and development of vaisnavism. Delhi, 1967.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ