ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Понятие воспитательного процесса, его содержание и особенности организации
1.2. Система начального профессионального образования
1.2.1. Современные учреждения НПО
1.4. Изучение эффективности воспитательной работы и воспитательной системы в учреждениях начального профессионального образования
1.4.1. Социальный портрет учащегося системы НПО
1.5. Техника планирования воспитательной работы
1.5.1. Принципы и задачи планирования воспитательной работы
1.5.2. Требования к планированию воспитательной работы
1.6. Воспитательная работа как необходимое условие становления личности
1.6.1. Самовоспитание как необходимая составляющая учебно- -воспитательного процесса
1.7. Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях НПО
1.7.1. Формы воспитательного процесса
1.7.2. Методы воспитательной работы
1.8. Специфические особенности организации воспитательной деятельности в учреждениях НПО
1.9. Современные тенденции воспитательной деятельности в начально-профессиональных учебных заведениях
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГОУНПО «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №».
2.1. Воспитательная система лицея
2.2. Приоритетные направления воспитательной работы .
Глоссарий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложения
В настоящее время в условиях социальной нестабильности, утраты духовной ориентации особенно важной становится роль учреждений начального профессионального образования (НПО), как своеобразной начальной ступени в формировании общественной нравственности личности.
Начальная профессиональная школа призвана удовлетворять текущие потребности общества в специалистах, обладающих не только широким общим кругозором, но и профессиональной мобильностью, умением быстро адаптироваться к новым условиям производства.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г» подчеркивается: «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны». [6]
Таким образом, данную тему исследования я считаю наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как именно от воспитательной работы в учреждениях НПО зависит уровень развития личности молодого рабочего, становление его духовно-нравственных, умственных, профессиональных, физических и других качеств, а, следовательно, зависит и уровень развития общества в целом, его социальное благополучие.
Цель написания моей курсовой работы состоит в выявлении и обосновании условий повышения эффективности воспитательной работы в учреждениях НПО.
Объектом исследования является целостный воспитательный процесс в учреждениях НПО.
Предмет исследования - сущность организации воспитательного процесса в учреждениях НПО.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно выделить следующие задачи:
– конкретизировать сущность и особенности организации воспитательного процесса в системе НПО;
– выявить условия и тенденции, определяющие эффективность воспитательной работы;
– изучить технику планирования воспитательной работы;
– рассмотреть основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях НПО;
– проанализировать современные социально-педагогические тенденции организации воспитательного процесса в начально-профессиональных учебных заведениях.
В написании курсовой работы я использовала следующие методы:
1) теоретические (анализ социально-педагогической литературы, метод конкретизации, обобщения);
2) методы сбора и накопления данных (беседа).
При написании курсовой работы было использовано достаточно много разнообразной литературы. Опорную информацию в написании теоретической части курсовой работы составили следующие учебники: «Профессиональная педагогика» под редакцией С.Я. Батышева, «Педагогика профессионального образования» под редакцией В.А. Сластенина. Также было использовано много различной периодической литературы - это, в основном, журналы «Профессиональное образование» и др.
Таким образом, решены следующие задачи исследования:
– проанализировано понятие организации воспитательного процесса в системе НПО, выявлены его особенности;
– рассмотрены условия и тенденции, определяющие эффективность воспитательной работы;
– изучена техника планирования воспитательной работы, ее задачи и принципы;
– проанализированы основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях НПО;
– выявлены современные социально-педагогические тенденции организации воспитательного процесса в начально-профессиональных учебных заведениях.
Цель написания курсовой работы достигнута - была изучена организация воспитательного процесса в учреждениях НПО, выявлены тенденции и факторы, повышающие ее эффективность.
Таким образом, подводя итог практической и теоретической части моей курсовой работы, можно сделать вывод, что организация воспитательного процесса в учреждениях НПО должна охватывать весь педагогический процесс, объединяя обучение, разнообразную деятельность и общение за пределами учреждения. Воспитательная работа должна проводиться усилиями всех участников образовательного процесса: администрации, классными руководителями, мастерами п/о, учащимися и родителями.
В результате взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса происходит формирование активной личности, сочетающей в себе нравственные качества, творческую индивидуальность, социальную активность, гуманное отношение к людям и всему миру.
Результативность организации воспитательного процесса во многом зависит от создания педагогически целесообразных программ, методик и технологий, использования потенциала семьи, средств массовой информации.
1. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: Уч. для студ., обучающихся по пед. специальностям и направлениям. - 2-е изд., перераб. и доп.; Под ред. С.Я. Батышева. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 904с.
2. Болотов, В.А. «Начальное профессиональное образование: проблемы и перспективы развития» Профессиональное образование №9 2000
3. Бутко, Е.Я. «Начальное профессиональное образование: новый этап развития» Профессиональное образование №10 2003
4. Бутко, Е.Я. «Образовательные и экономические стратегии учреждений НПО» Экономика образования №4 2004
5. Демакова, И.Д. «Воспитательная деятельность педагога» Профессиональное образование №10 2002
6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г// Профессиональное образование №4 2001
7. Радовская, А.И. «Система начального профессионального образования -инновационное развитие» Профессиональное образование №5 2001
8. Рыкова, Е.А. «Новые педагогические исследования» Профессиональное образование №4 2003
9. Якуба, Ю.А. «Систематизированный сборник нормативных документов»
М. Академия, 1999
10. Ферцев, А.С. «Критерии оценки уровня воспитанности учащихся» Профессиональное образование №2 2005
11. Сластенин, В.А. Педагогика профессионального образования: Уч. пособие для студ. вузов/ Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и колл. авторов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 368с.
12. Секретёв, М.А. «Опыт и проблемы воспитания учащихся учреждений НПО» Профессиональное образование №2 2006
13. Маленкова, Л.И. «Методика и техника планирования воспитательной работы» Народное образование №1 2006
14. Куприянов, Б.С. «Классификация форм воспитательной работы» Воспитание школьников №4 2002
15. Смирнов, И.П., Ткаченко Е.В. «Начальное профессиональное образование: социальный портрет учащегося» Педагогика №5 2002
16. Степанов, Е.Н. «Воспитательная система образовательного учреждения» Классный руководитель №8 2001
17. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. Уч. пособие для студ. вузов - М.: Изд. центр «Академия», 2005 - 288 с.