ВЗАИМОСВЯЗЬ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ С МЕТАКОГНИТИВНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ С МЕТАКОГНИТИВНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ 10
1.1. Прокрастинация как предмет психологических исследований 10
1.2. Содержание понятия метакогнитивных способностей личности 30
1.3. Формирование метакогнитивных способностей у студентов с
академической прокрастинацией 55
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ С МЕТАКОГНИТИВНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ .. 66
2.1. Объект, предмет и гипотезы исследования 66
2.2. Организация исследования 66
2.3. Методы и методики исследования 67
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ С МЕТАКОГНИТИВНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ 78
3.1. Результаты исследования прокрастинации и метакогнитивных
способностей у студентов 78
3.2. Анализ взаимосвязи прокрастинации и метакогнитивных способностей у
студентов ВУЗов с помощью показателей корреляционного анализа 85
3.3. Предложения по профилактике академической прокрастинации у
студентов 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 100
ПРИЛОЖЕНИЯ 113
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ С МЕТАКОГНИТИВНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ 10
1.1. Прокрастинация как предмет психологических исследований 10
1.2. Содержание понятия метакогнитивных способностей личности 30
1.3. Формирование метакогнитивных способностей у студентов с
академической прокрастинацией 55
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ С МЕТАКОГНИТИВНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ .. 66
2.1. Объект, предмет и гипотезы исследования 66
2.2. Организация исследования 66
2.3. Методы и методики исследования 67
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ С МЕТАКОГНИТИВНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ 78
3.1. Результаты исследования прокрастинации и метакогнитивных
способностей у студентов 78
3.2. Анализ взаимосвязи прокрастинации и метакогнитивных способностей у
студентов ВУЗов с помощью показателей корреляционного анализа 85
3.3. Предложения по профилактике академической прокрастинации у
студентов 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 100
ПРИЛОЖЕНИЯ 113
Актуальность темы обусловлена стремительным распространением в современном обществе феномена «прокрастинация». Современному человеку часто необходимо выполнить объемную работу, что требует высокого уровня самоорганизации, при этом человек старается выглядеть активным, но его активность, деятельность не приводит к конкретным значимым результатам. Несмотря на то, что он представляет, как значима для него эта работа, он отвлекается на второстепенные дела, или даже на бессмысленные занятия.
Прокрастинация - откладывание на потом важных действий, достаточно распространенный феномен в современной жизни, имеет тесную связь с личностью и мотивацией, ряд авторов связывает ее с перфекционизмом личности; общей тревожностью; нарушением самооценки личности и собственных ресурсов и т.п.
Проблема прокрастинации находится в сфере интересов зарубежных исследователей уже достаточно давно, с конца 70-х годов ХХ века. В поле зрения отечественных психологов прокрастинация как объект для изучения существует относительно недавно, с конца 90-х.
За последние 25 лет уровень прокрастинации повысился, а также имеет тенденции к дальнейшему росту. В зарубежных и отечественных исследованиях отмечается, что прокрастинация характерна как для взрослого населения, так и для студентов (80-95%, из них 50% студентов имеют серьезные проблемы в обучении).
Прокрастинация может затронуть любую сферу деятельности субъекта: трудовую (неспособность реализовать проект вовремя, сдать работу в срок), социальную (откладывание важных телефонных звонков, встреч, ответов на письма и т.п.), бытовую (откладывание запланированного ремонта, уклонение от выполнения домашних обязанностей и т.п.), учебную (откладывание подготовки домашних заданий, подготовки к экзаменам)
[Ивутина 2013: 44].
Согласно имеющимся данным, прокрастинация является одним из существенных факторов, порождающих трудности в обучении. В связи с этим выделяется отдельное направление в исследованиях прокрастинации - так называемая академическая прокрастинация.
Академическая прокрастинация предполагает задержку выполнения учебных задач и связана с несформированностью учебных навыков, неорганизованностью, забывчивостью и общей поведенческой ригидностью. Следствием такого поведения в большинстве случаев становится снижение успеваемости и результативности обучения. Большая часть студентов является прокрастинаторами, и значительная доля внимания в исследованиях выделяется именно академической прокрастинации. Студенты- прокрастинаторы имеют конкретные негативные последствия в процессе обучения, у них возникают определенные трудности при обучении. Многие студенты понимают важность данной проблемы, зная о ее наличии [Коробейниква 2016: 80].
Несмотря на широчайшую распространенность этого психологического феномена в российской среде, в нашей стране практически отсутствуют исследования такого рода. Можно надеяться, что получение новых данных внесет большую ясность в изучение вопроса об источниках академической прокрастинации и, соответственно, о способах совладания с ней.
Феномен академической прокрастинации связан с различными особенностями, образованиями личности, например, с метакогнитивными способностями.
Современный образовательный процесс предъявляет высокие требования к будущему специалисту, что в свою очередь требует мобилизации всех ресурсов личности, таких как: способность проявлять активность посредством внутренней мотивации, создавать и реализовывать свои жизненные стратегии, а также гибко адаптироваться в разнообразных жизненных ситуациях.
Очевиден тот факт, что в процессе самообучения и саморазвития важную роль играют метакогнитивные способности личности, обеспечивающие регуляцию и управление интеллектуальной деятельностью. Заметим, что такого рода способности необходимы специалисту любой квалификации, т.к. они формируют психологическую готовность к профессиональной деятельности, являющейся одним из компонентов структуры качества подготовки специалиста [Светлакова 2007: 57].
Современная тенденция развития метакогнитивизма характеризуется направленностью исследований на сферу образования, которая является приоритетной в данном направлении психологии. Приоритет сферы образования в метакогнитивизме объясняется тем, что исследуемые процессы широко представлены именно в учебной деятельности.
Метакогнитивные процессы характеризуются специфичностью, которая проявляется в том, что они выступают одновременно и когнитивными, и регулятивными. Данные процессы представляют собой индивидуальное знание о собственных когнитивных процессах и результатах познавательной деятельности, выполняющее функцию активного контроля, регуляции и организации когнитивных процессов при достижении конкретных целе.
В отечественной и зарубежной психологии метакогнитивные процессы рассматриваются как фактор успешности познавательной деятельности субъекта и определяют ее продуктивность.
Однако обращение к современным педагогическим исследованиям показало, что теоретические вопросы формирования метакогнитивных способностей студентов в вузе недостаточно отражены в научной литературе и фактически не являлись объектом научно-педагогических исследований.
Также не проводилось исследований взаимосвязи академической прокрастинации и метакогнитивных способностей студентов, что актуализирует тему исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ литературы показывает, что в отечественной психологии изучение проблемы прокрастинации находится в сфере интересов таких зарубежных ученых, как П. Рингенбах, А. Эллис, В. Кнаус, Дж. Бурка и Л. Юэн и др. Среди отечественных психологов тема прокрастинации рассматривается в работах Е.Л. Михайловой, Н.Н. Карловской, Я.И. Варваричевой, Н. Г. Г аранян, Т.Ю. Юдеевой, Т. Л. Крюковой, Я. В. Колпакова.
Проблеме способностей уделяется большое внимание уделяется в трудах: Б.Г. Ананьева, Л. Бине, Д.Б. Богоявленской, Д. Векслера, Ф. Гальтона, В.Н. Дружинина, К.К. Платонова, С Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.
Основные теоретико-методологические положения современного метакогнитивизма разработаны такими авторами, как P.A. Alexander, R. Atkins, J. Borkowski, М.А. Brown, D. Dunloski, J.C. Campione, M.A. Dirkes, D. Dunloski, J.H. Flavell, R. Garner, R. Kluwe, J.R. Leonesio, S. Madigan, J. Metcalfe, P. Murphy, Т.О. Nelson, R. Perkins, M. Pressley, L.M. Reder, B. Salomon, A.P. Shimamura, W. Schneider, E. Tulving, E.A. Сергиенко, М.А. Холодная, А.В. Карпов, Ю.В.Скворцова; М.М.Кашапов др.
Общие способности и метакогнитивные процессы (и соответствующие им качества), в действительности, тесно взаимосвязаны и закономерным образом взаимодействуют между собой: в собственную структуру общих способностей в той или иной мере включены компоненты метакогнитивного характера (Р. Стернберг, М.А. Холодная, В.Н. Дружинин, J. Borkowski, D. Dunloski, J. Metcalfe [] и др.). Метакогнитивные процессы и качества оказывают фасилитирующее влияние на общие способности (R.A. Dixon, J.R. Leonesio, S. Madigan []).
Проанализировав имеющиеся в психологической литературе научные данные по исследованию проблем проявления прокрастинации студентов, раскрыв основные теоретические и практические подходы к проблеме развития метакогнитивных способностей студентов, мы обнаружили сложившиеся к настоящему времени противоречия:
- между распространенным поэлементным подходом в изучении прокрастинации и объективно необходимыми исследованиями академической прокрастинации студентов ВУЗов;
- между необходимостью изучения взаимосвязи академической прокрастинации студентов и их метакогнитивными способностями и отсутствием научно-теоретического исследования данной взаимосвязи.
Необходимость разрешения этих противоречий определила актуальность исследований и обусловила проблему исследования, которая состоит в том, что взаимосвязь академической прокрастинации и метакогнитивных способностей личности студентов ВУЗов характеризуется сочетанием высокой теоретической и практической значимости с явно недостаточным уровнем ее разработанности.
Цель диссератционной работы - выявление взаимосвязи академической прокрастинации с метакогнитивными способностями студентов ВУЗов.
Объект диссератационной работы - феномен «академической прокрастинации» студентов.
Предмет диссератационной работы - взаимосвязь академической прокрастинации с метакогнитивными способностями студентов ВУЗов.
Гипотеза исследования: предполагается, что высокий уровень
академической прокрастинации связан с низким уровнем метакогнитивных способностей студентов ВУЗов.
Для достижения указанной цели в диссератционной работе поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты исследования
академической прокрастинации у студентов ВУЗов.
2. Изучить ососбенности метакогнитивных способностей студентов ВУЗов.
3. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи детерминанты академической прокрастинации с метакогнитивными способностями у студентов ВУЗов.
4. Разработать и предложить рекомендации по профилактике академической прокрастинации у студентов ВУЗов.
Практическая значимость. Полученные результаты дают право говорить о том, что прокрастинаторы пытаются всячески уйти от решения проблемы, дистанцироваться от нее эмоционально, некоторые из них могут принимать на себя чрезмерную ответственность, с которой не в силах справиться в срок, в связи с чем в их поведении могут наблюдаться импульсивность и враждебность. Поэтому выявленная связь академической прокрастинации с метакогнитивными способностями может быть использована для разработки программ совладающего поведения студентам-прокрастинаторам, а также для повышения успеваемости студентов.
В ходе исследования использовались разнообразные методы:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы сбора данных;
- математические и статистические методы обработки результатов.
Для выявления взаимосвязи академической прокрастинации с
метакогнитивными способностями студентов ВУЗов проведены
диагностические исследования по следующим методикам:
- Шкала общей прокрастинации С. Лэй (C.Lay);
- Опросник ирроциональной прокрастинации (Irrational Procrastination scale, IPS);
- Опросник метакогнитивных знаний и метакогнитивной
активности Ю.В.Скворцовой и М.М. Кашапова;
- Опросник метакогнитивной включенности в деятельность (аторы Г. Шроу, Р. Деннисон) (адаптация А.В. Карпова).
При обработке и анализе эмпирических материалов использовались методы статистической обработки данных с применением метода корреляционного анализа (Спирмен).
Исследование составили студенты, обучающиеся в г. Казань:
- студенты юридического факультета и студенты психологического факультета, обучающиеся в АНО ВО Академия Социального Образования (АНО ВО АСО) (Исаева д. 12);
- студенты юридического факультета института социальных
и гуманитарных знаний (ЧОУ ВО ИСГЗ) - (ул. Профсоюзная, д. 13/16);
- студенты кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «Казанский
национальный исследовательский технологический университет» (ул.К. Маркса, 68). Общая численность выборки 200 человек.
Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего ... источников, и .. приложений.
Объем работы без списка литературы и приложений составляет .. страниц и содержит .. таблиц и ...рисунков.
Прокрастинация - откладывание на потом важных действий, достаточно распространенный феномен в современной жизни, имеет тесную связь с личностью и мотивацией, ряд авторов связывает ее с перфекционизмом личности; общей тревожностью; нарушением самооценки личности и собственных ресурсов и т.п.
Проблема прокрастинации находится в сфере интересов зарубежных исследователей уже достаточно давно, с конца 70-х годов ХХ века. В поле зрения отечественных психологов прокрастинация как объект для изучения существует относительно недавно, с конца 90-х.
За последние 25 лет уровень прокрастинации повысился, а также имеет тенденции к дальнейшему росту. В зарубежных и отечественных исследованиях отмечается, что прокрастинация характерна как для взрослого населения, так и для студентов (80-95%, из них 50% студентов имеют серьезные проблемы в обучении).
Прокрастинация может затронуть любую сферу деятельности субъекта: трудовую (неспособность реализовать проект вовремя, сдать работу в срок), социальную (откладывание важных телефонных звонков, встреч, ответов на письма и т.п.), бытовую (откладывание запланированного ремонта, уклонение от выполнения домашних обязанностей и т.п.), учебную (откладывание подготовки домашних заданий, подготовки к экзаменам)
[Ивутина 2013: 44].
Согласно имеющимся данным, прокрастинация является одним из существенных факторов, порождающих трудности в обучении. В связи с этим выделяется отдельное направление в исследованиях прокрастинации - так называемая академическая прокрастинация.
Академическая прокрастинация предполагает задержку выполнения учебных задач и связана с несформированностью учебных навыков, неорганизованностью, забывчивостью и общей поведенческой ригидностью. Следствием такого поведения в большинстве случаев становится снижение успеваемости и результативности обучения. Большая часть студентов является прокрастинаторами, и значительная доля внимания в исследованиях выделяется именно академической прокрастинации. Студенты- прокрастинаторы имеют конкретные негативные последствия в процессе обучения, у них возникают определенные трудности при обучении. Многие студенты понимают важность данной проблемы, зная о ее наличии [Коробейниква 2016: 80].
Несмотря на широчайшую распространенность этого психологического феномена в российской среде, в нашей стране практически отсутствуют исследования такого рода. Можно надеяться, что получение новых данных внесет большую ясность в изучение вопроса об источниках академической прокрастинации и, соответственно, о способах совладания с ней.
Феномен академической прокрастинации связан с различными особенностями, образованиями личности, например, с метакогнитивными способностями.
Современный образовательный процесс предъявляет высокие требования к будущему специалисту, что в свою очередь требует мобилизации всех ресурсов личности, таких как: способность проявлять активность посредством внутренней мотивации, создавать и реализовывать свои жизненные стратегии, а также гибко адаптироваться в разнообразных жизненных ситуациях.
Очевиден тот факт, что в процессе самообучения и саморазвития важную роль играют метакогнитивные способности личности, обеспечивающие регуляцию и управление интеллектуальной деятельностью. Заметим, что такого рода способности необходимы специалисту любой квалификации, т.к. они формируют психологическую готовность к профессиональной деятельности, являющейся одним из компонентов структуры качества подготовки специалиста [Светлакова 2007: 57].
Современная тенденция развития метакогнитивизма характеризуется направленностью исследований на сферу образования, которая является приоритетной в данном направлении психологии. Приоритет сферы образования в метакогнитивизме объясняется тем, что исследуемые процессы широко представлены именно в учебной деятельности.
Метакогнитивные процессы характеризуются специфичностью, которая проявляется в том, что они выступают одновременно и когнитивными, и регулятивными. Данные процессы представляют собой индивидуальное знание о собственных когнитивных процессах и результатах познавательной деятельности, выполняющее функцию активного контроля, регуляции и организации когнитивных процессов при достижении конкретных целе.
В отечественной и зарубежной психологии метакогнитивные процессы рассматриваются как фактор успешности познавательной деятельности субъекта и определяют ее продуктивность.
Однако обращение к современным педагогическим исследованиям показало, что теоретические вопросы формирования метакогнитивных способностей студентов в вузе недостаточно отражены в научной литературе и фактически не являлись объектом научно-педагогических исследований.
Также не проводилось исследований взаимосвязи академической прокрастинации и метакогнитивных способностей студентов, что актуализирует тему исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ литературы показывает, что в отечественной психологии изучение проблемы прокрастинации находится в сфере интересов таких зарубежных ученых, как П. Рингенбах, А. Эллис, В. Кнаус, Дж. Бурка и Л. Юэн и др. Среди отечественных психологов тема прокрастинации рассматривается в работах Е.Л. Михайловой, Н.Н. Карловской, Я.И. Варваричевой, Н. Г. Г аранян, Т.Ю. Юдеевой, Т. Л. Крюковой, Я. В. Колпакова.
Проблеме способностей уделяется большое внимание уделяется в трудах: Б.Г. Ананьева, Л. Бине, Д.Б. Богоявленской, Д. Векслера, Ф. Гальтона, В.Н. Дружинина, К.К. Платонова, С Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.
Основные теоретико-методологические положения современного метакогнитивизма разработаны такими авторами, как P.A. Alexander, R. Atkins, J. Borkowski, М.А. Brown, D. Dunloski, J.C. Campione, M.A. Dirkes, D. Dunloski, J.H. Flavell, R. Garner, R. Kluwe, J.R. Leonesio, S. Madigan, J. Metcalfe, P. Murphy, Т.О. Nelson, R. Perkins, M. Pressley, L.M. Reder, B. Salomon, A.P. Shimamura, W. Schneider, E. Tulving, E.A. Сергиенко, М.А. Холодная, А.В. Карпов, Ю.В.Скворцова; М.М.Кашапов др.
Общие способности и метакогнитивные процессы (и соответствующие им качества), в действительности, тесно взаимосвязаны и закономерным образом взаимодействуют между собой: в собственную структуру общих способностей в той или иной мере включены компоненты метакогнитивного характера (Р. Стернберг, М.А. Холодная, В.Н. Дружинин, J. Borkowski, D. Dunloski, J. Metcalfe [] и др.). Метакогнитивные процессы и качества оказывают фасилитирующее влияние на общие способности (R.A. Dixon, J.R. Leonesio, S. Madigan []).
Проанализировав имеющиеся в психологической литературе научные данные по исследованию проблем проявления прокрастинации студентов, раскрыв основные теоретические и практические подходы к проблеме развития метакогнитивных способностей студентов, мы обнаружили сложившиеся к настоящему времени противоречия:
- между распространенным поэлементным подходом в изучении прокрастинации и объективно необходимыми исследованиями академической прокрастинации студентов ВУЗов;
- между необходимостью изучения взаимосвязи академической прокрастинации студентов и их метакогнитивными способностями и отсутствием научно-теоретического исследования данной взаимосвязи.
Необходимость разрешения этих противоречий определила актуальность исследований и обусловила проблему исследования, которая состоит в том, что взаимосвязь академической прокрастинации и метакогнитивных способностей личности студентов ВУЗов характеризуется сочетанием высокой теоретической и практической значимости с явно недостаточным уровнем ее разработанности.
Цель диссератционной работы - выявление взаимосвязи академической прокрастинации с метакогнитивными способностями студентов ВУЗов.
Объект диссератационной работы - феномен «академической прокрастинации» студентов.
Предмет диссератационной работы - взаимосвязь академической прокрастинации с метакогнитивными способностями студентов ВУЗов.
Гипотеза исследования: предполагается, что высокий уровень
академической прокрастинации связан с низким уровнем метакогнитивных способностей студентов ВУЗов.
Для достижения указанной цели в диссератционной работе поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты исследования
академической прокрастинации у студентов ВУЗов.
2. Изучить ососбенности метакогнитивных способностей студентов ВУЗов.
3. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи детерминанты академической прокрастинации с метакогнитивными способностями у студентов ВУЗов.
4. Разработать и предложить рекомендации по профилактике академической прокрастинации у студентов ВУЗов.
Практическая значимость. Полученные результаты дают право говорить о том, что прокрастинаторы пытаются всячески уйти от решения проблемы, дистанцироваться от нее эмоционально, некоторые из них могут принимать на себя чрезмерную ответственность, с которой не в силах справиться в срок, в связи с чем в их поведении могут наблюдаться импульсивность и враждебность. Поэтому выявленная связь академической прокрастинации с метакогнитивными способностями может быть использована для разработки программ совладающего поведения студентам-прокрастинаторам, а также для повышения успеваемости студентов.
В ходе исследования использовались разнообразные методы:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы сбора данных;
- математические и статистические методы обработки результатов.
Для выявления взаимосвязи академической прокрастинации с
метакогнитивными способностями студентов ВУЗов проведены
диагностические исследования по следующим методикам:
- Шкала общей прокрастинации С. Лэй (C.Lay);
- Опросник ирроциональной прокрастинации (Irrational Procrastination scale, IPS);
- Опросник метакогнитивных знаний и метакогнитивной
активности Ю.В.Скворцовой и М.М. Кашапова;
- Опросник метакогнитивной включенности в деятельность (аторы Г. Шроу, Р. Деннисон) (адаптация А.В. Карпова).
При обработке и анализе эмпирических материалов использовались методы статистической обработки данных с применением метода корреляционного анализа (Спирмен).
Исследование составили студенты, обучающиеся в г. Казань:
- студенты юридического факультета и студенты психологического факультета, обучающиеся в АНО ВО Академия Социального Образования (АНО ВО АСО) (Исаева д. 12);
- студенты юридического факультета института социальных
и гуманитарных знаний (ЧОУ ВО ИСГЗ) - (ул. Профсоюзная, д. 13/16);
- студенты кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «Казанский
национальный исследовательский технологический университет» (ул.К. Маркса, 68). Общая численность выборки 200 человек.
Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего ... источников, и .. приложений.
Объем работы без списка литературы и приложений составляет .. страниц и содержит .. таблиц и ...рисунков.
В ходе проведенного исследования, было собрано множество определений прокрастинации, а также дано описание различных подходов к изучению данного феномена. Прокрастинации - склонности к постоянному откладыванию «на потом» неприятных дел.
Причины прокрастинации связаны со «сбоями» в осуществлении различных этапов волевого усилия: отсутствием субъективной значимости целей учебной деятельности, расщеплением побуждающей и смыслообразующей функциями мотивов деятельности, негативной оценкой своих возможностей достижения цели, трудностями в принятии решений или инициации собственной активности.
Наиболее распространенным подходом к классификации прокрастинации является выделение ее форм в соответствии со сферами деятельности, в которых она проявляется, выделяются бытовая прокрастинация, профессиональная прокрастинация, академическая прокрастинация и т. д.
«Академическая прокрастинация» - тенденция откладывать «на потом» выполнение текущих и итоговых учебных заданий, заменяя его другими формами активности, и психологический дискомфорт в этой связи. Академическая прокрастинация традиционно считается самой распространенной формой прокрастинации.
Исследование понятие «метакогнитивные способности» привело к тому, что они являются важным категорией процесса образования, тесно взаимосвязаны с учебной деятельностью, которая в высшем учебном заведении строится на определенном количестве самостоятельной работы и включенности в учебную деятельность. Определенный уровень развития метакогнитивных способностей является предпосылкой для успешной учебной деятельности, обеспечивая контроль над протеканием своих психических процессов, выбор главных целей деятельности в ситуациях неопределённости, а также является ресурсом, обеспечивающим наилучшую адаптацию в решении профессиональных и личностных проблем. В процессе обучения важную роль играют метакогнитивные способности личности, обеспечивающие регуляцию и управление интеллектуальной деятельностью.
Эмпирическое исследование взаимосвязи прокрастинации и метакогнитивных способностей у студентов ВУЗов обучающихся в г. Казань АНО ВО Академия Социального Образования (АНО ВО АСО); студенты ЧОУ ВО ИСГЗ; студенты ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет». Общая выборкасоставила 200 человек.
В своем исследовании для достижения поставленных целей подтверждения гипотезы использовали следующие методики: шкала общей прокрастинации С. Лэй (C.Lay); опросник Irrational Procrastination scale (IPS); опросник метакогнитивной включенности в деятельность (адаптация А.В. Карпова); опросник метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности Ю.В. Скворцовой и М.М. Кашапова.
Проведенные исследования выявили следующее: пометодике CLay, к группе со средним уровнем прокрастинации можно отнести 18% студентов. К «прокрастинаторам» относятся 41,5% испытуемых. И высокий уровень прокрастинации отмечен у это 40,5%. Низкий и очень низкие уровни прокрастинации не показал никто 0%.
По методике «IPS» в группу со средней степенью прокрастинации можно отнести 13,5% испытуемых. К студентам, показавшим серьезную степень прокрастинации можно отнести 39% испытуемых. Тяжелую степень прокрастинации показали 44%. Легкая степень прокрастинации выявлена у 3,5% студентов. Низкую степень прокрастинации не показал никто 0%.
По методике А.В. Карпова высокий уровень метакогнитивной регуляции деятельности показали 3% студентов, повышенный уровень - 1,5%, средний уровень - 10,5%, пониженный уровень 45% и низкий уровень метакогнитивной регуляции деятельности выявлен у 40%.
По методике М.М. Кашапова, студенты показали следующие результаты метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности: высокий показатель развития метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности выявлен у 4,5%, повышенный уровень - 0,5% (1 чел.). Средний уровень метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности показали 7,5% студентов, пониженный уровень - 14,5% и низкий уровень
метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности 73%.
Кроме того, были выявлена взаимосвязь прокрастинации и метакогнитивных способностей у студентов ВУЗов. Определение
статистической достоверности проводилось по коээфециенту корреляции Пирсона.
В результате корреляционного анализа было выявлено, что между показателями прокрастинации и метакогнитивными способностями наблюдаются значимые корреляционные связи. Так, по тесту «Общей прокрастинации Lay» и метакогнитивными способностями была выявлена статистически значимая (при р<0,01) умеренная отрицательная связь.
Результаты корреляционного анализа с использованием данных по «Шкале IPS» так же показали статистически значимую умеренную отрицательную связь между прокрастинацией и метакогнитивными способностями.
Мы подтвердили, что у студентов, демонстрирующих высокий уровень прокрастинации, наблюдается низкий уровень метакогнитивных способностей, а у студентов, чьи метокогнитивные способности находятся на высоком уровне, определятся низкий уровень прокрастинации.
Причины прокрастинации связаны со «сбоями» в осуществлении различных этапов волевого усилия: отсутствием субъективной значимости целей учебной деятельности, расщеплением побуждающей и смыслообразующей функциями мотивов деятельности, негативной оценкой своих возможностей достижения цели, трудностями в принятии решений или инициации собственной активности.
Наиболее распространенным подходом к классификации прокрастинации является выделение ее форм в соответствии со сферами деятельности, в которых она проявляется, выделяются бытовая прокрастинация, профессиональная прокрастинация, академическая прокрастинация и т. д.
«Академическая прокрастинация» - тенденция откладывать «на потом» выполнение текущих и итоговых учебных заданий, заменяя его другими формами активности, и психологический дискомфорт в этой связи. Академическая прокрастинация традиционно считается самой распространенной формой прокрастинации.
Исследование понятие «метакогнитивные способности» привело к тому, что они являются важным категорией процесса образования, тесно взаимосвязаны с учебной деятельностью, которая в высшем учебном заведении строится на определенном количестве самостоятельной работы и включенности в учебную деятельность. Определенный уровень развития метакогнитивных способностей является предпосылкой для успешной учебной деятельности, обеспечивая контроль над протеканием своих психических процессов, выбор главных целей деятельности в ситуациях неопределённости, а также является ресурсом, обеспечивающим наилучшую адаптацию в решении профессиональных и личностных проблем. В процессе обучения важную роль играют метакогнитивные способности личности, обеспечивающие регуляцию и управление интеллектуальной деятельностью.
Эмпирическое исследование взаимосвязи прокрастинации и метакогнитивных способностей у студентов ВУЗов обучающихся в г. Казань АНО ВО Академия Социального Образования (АНО ВО АСО); студенты ЧОУ ВО ИСГЗ; студенты ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет». Общая выборкасоставила 200 человек.
В своем исследовании для достижения поставленных целей подтверждения гипотезы использовали следующие методики: шкала общей прокрастинации С. Лэй (C.Lay); опросник Irrational Procrastination scale (IPS); опросник метакогнитивной включенности в деятельность (адаптация А.В. Карпова); опросник метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности Ю.В. Скворцовой и М.М. Кашапова.
Проведенные исследования выявили следующее: пометодике CLay, к группе со средним уровнем прокрастинации можно отнести 18% студентов. К «прокрастинаторам» относятся 41,5% испытуемых. И высокий уровень прокрастинации отмечен у это 40,5%. Низкий и очень низкие уровни прокрастинации не показал никто 0%.
По методике «IPS» в группу со средней степенью прокрастинации можно отнести 13,5% испытуемых. К студентам, показавшим серьезную степень прокрастинации можно отнести 39% испытуемых. Тяжелую степень прокрастинации показали 44%. Легкая степень прокрастинации выявлена у 3,5% студентов. Низкую степень прокрастинации не показал никто 0%.
По методике А.В. Карпова высокий уровень метакогнитивной регуляции деятельности показали 3% студентов, повышенный уровень - 1,5%, средний уровень - 10,5%, пониженный уровень 45% и низкий уровень метакогнитивной регуляции деятельности выявлен у 40%.
По методике М.М. Кашапова, студенты показали следующие результаты метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности: высокий показатель развития метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности выявлен у 4,5%, повышенный уровень - 0,5% (1 чел.). Средний уровень метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности показали 7,5% студентов, пониженный уровень - 14,5% и низкий уровень
метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности 73%.
Кроме того, были выявлена взаимосвязь прокрастинации и метакогнитивных способностей у студентов ВУЗов. Определение
статистической достоверности проводилось по коээфециенту корреляции Пирсона.
В результате корреляционного анализа было выявлено, что между показателями прокрастинации и метакогнитивными способностями наблюдаются значимые корреляционные связи. Так, по тесту «Общей прокрастинации Lay» и метакогнитивными способностями была выявлена статистически значимая (при р<0,01) умеренная отрицательная связь.
Результаты корреляционного анализа с использованием данных по «Шкале IPS» так же показали статистически значимую умеренную отрицательную связь между прокрастинацией и метакогнитивными способностями.
Мы подтвердили, что у студентов, демонстрирующих высокий уровень прокрастинации, наблюдается низкий уровень метакогнитивных способностей, а у студентов, чьи метокогнитивные способности находятся на высоком уровне, определятся низкий уровень прокрастинации.
Подобные работы
- СВЯЗЬ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ С МЕТАКОГНИТИВНЫМИ ПРОЦЕССАМИ У СТУДЕНТОВ (В ПРИМЕРЕ УЗБЕКСКИХ И РУССКИХ СТУДЕНТОВ)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2025 - ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ КАК ПРЕДИКТОРЫ АКАДЕМИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТВ ВУЗОВ Г. ТОМСКА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2025



