ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ (НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основания организации полихудожественной деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки (на основе проектного подхода)
1.1 Сущностная характеристика понятия «полихудожественная деятельность» 8
1.2 Проект как форма организации полихудожественной деятельности
учащихся на уроках музыки в школе 16
1.3 Особенности организации полихудожественной деятельности учащихся на уроках музыки в школе (на основе проектного подхода) 24
Выводы по Главе 1 32
Глава 2. Опыт организации полихудожественной деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки (на основе проектного подхода)
2.1 Разработка проекта по организации полихудожественной деятельности учащихся на уроках музыки в школе 34
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по реализации проекта «Мы дети твои, Россия!» на уроках музыки в МКОУ «ООШ №60» г. Миасса) 42
Выводы по Главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ЛИТЕРАТУРА 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Глава 1. Теоретические основания организации полихудожественной деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки (на основе проектного подхода)
1.1 Сущностная характеристика понятия «полихудожественная деятельность» 8
1.2 Проект как форма организации полихудожественной деятельности
учащихся на уроках музыки в школе 16
1.3 Особенности организации полихудожественной деятельности учащихся на уроках музыки в школе (на основе проектного подхода) 24
Выводы по Главе 1 32
Глава 2. Опыт организации полихудожественной деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки (на основе проектного подхода)
2.1 Разработка проекта по организации полихудожественной деятельности учащихся на уроках музыки в школе 34
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по реализации проекта «Мы дети твои, Россия!» на уроках музыки в МКОУ «ООШ №60» г. Миасса) 42
Выводы по Главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ЛИТЕРАТУРА 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Актуальность исследования определяется запросами современного общества и государства к содержанию и качеству образования учащихся в общеобразовательных учебных заведениях, задачами которых являются: развитие у учащихся способностей к самостоятельному освоению окружающего мира, стимулирование у них творческой активности в различных сферах деятельности и формирование потребности в самореализации. Подтверждение этому дано в «Концепции Федеральной целевой программы развития образования» на 2016-2020 гг. [1], где указано, что основной целью образования является «формирование разносторонне развитой творческой личности, способностей реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества». В документе подчеркивается необходимость «обеспечения условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала» [1, с.5],а также определены пути решения задач образования, в том числе предлагается «реализация мер популяризации среди детей и молодежи научно- образовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодежи» [1, с.30].
По мнению ученых и педагогов-исследователей(Э.Б.Абдуллина, Б.М. Неменского,Б.П.Юсова и др.) выявление и полноценное развитие творческого потенциала школьников может осуществляться лишь в процессе включения учащихся в различные виды художественной деятельности. Именно поэтому особая роль сегодня отводится школам, которые осуществляют экспериментально-инновационную деятельность в сфере художественно-эстетического воспитания учащихся. Однако в процессе обучения дети, как правило, реализуют себя лишь в одном виде художественного творчества, что ограничивает их возможности в проявлении всего творческого потенциала. Решение данной проблемы возможно с внедрением полихудожественного обучения, ориентированного на методы, в основе которых - взаимодействие различных видов искусств.
Включение учащихся в полихудожественную деятельность отвечает принципам современной образовательной парадигмы и создает условия для формирования готовности учащихся общеобразовательной школы к творческой деятельности, которая может быть организована и осуществлена на основе новых педагогических технологий, среди которых важнейшую роль играет технология проектного обучения(В.П. Беспалько,А.М.Новиков, Д.А.Новиков, А.В. Хуторской и др.). В основу проектного обучения положен метод проектов, разработанный и апробированный на практике зарубежными и российскими учеными в первой половине XX в. (Дж. Дьюи, У.Х. Килпатрик, С.Т. Шацкий и др.). На современном этапе развития образования этот метод позволяет оптимизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, формировать адекватную ей мотивацию, обеспечивая развитие самостоятельности, творческой инициативы школьников в процессе постановки цели, задач проекта и их реализации. В практике общеобразовательных школ метод проектов все более востребован, особенно в старших классах, когда учащиеся привлекаются к исследовательской и творческой деятельности.
Исходя из сказанного и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования [2] необходима разработка и применение технологий, направленных на проектирование и реализацию творческого образовательного процесса. Перед школой стоит вопрос о преодолении противоречия между традиционными способами овладения знаниями, умениями и навыками на уроках в школе и новыми технологиями. К таким методам относят метод интеграции разных видов искусств и технологию обучения на основе проектного подхода, которые включают учащихся в творческую полихудожественную деятельность и формируют готовность к применению интегративных знаний,умений, навыков в учебных и жизненных ситуациях.
Таким образом, актуальная для современного образования проблема развития творческого потенциала учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки в школе средствами различных видов искусств в их взаимодействии на основе проектного подхода определила выбор темы исследования «Организация полихудожественной деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки в школе (на основе проектного подхода)».
Проблема и уровень ее разработанности. Возможности взаимодействия искусств в художественном образовании детей в системе общего образования как педагогическая проблема сформулирована в работах известных деятелей искусства и образования прошлого века Д.Б.Кабалевского и Б.М. Неменского.
Идеи о необходимости введения различных видов искусств в процесс эстетического воспитания детей изложены в трудах Э.Б.Абдуллина, Л.В. Горюновой, Л.В Школяр и других.
Изучая психолого-педагогические аспекты данной проблемы, исследователи пришли к выводам о том, что в учебной деятельности, осуществляемой на основе взаимодействия искусств, открывается новая возможность для художественно-творческого и духовного развития школьника, как личности. В настоящее время разработка программ на полихудожественной основе - программ-проектов нового поколения - является предметом поисков исследователей-ученых и педагогов-практиков (Е.А.Заплатина, Н.Г.Тагильцева).
Целью исследования является теоретическое обоснование понятий полихудожественная деятельность, проект, проектный подход, разработка комплекса уроков по организации полихудожественной деятельности учащихся на уроках музыки в школе на основе проектного подхода и его апробация.
Объект исследования - процесс полихудожественной деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки.
Предмет исследования-полихудожественная деятельность учащихся младшего школьного возраста в процессе реализации разработанного комплекса уроков музыки в школе (на основе проектного подхода).
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
1. Представить характеристику основных понятий исследования: полихудожественного деятельность, проект, проектный подход в школе.
2. Разработать комплекс уроков музыки, обеспечивающих полихудожественную деятельность учащихся младшего школьного возраста(на основе проектного подхода).
3. Разработать критерии освоения знаний, развития умений,личностных качеств младших школьников в процессе полихудожественной деятельности на уроках музыки в школе.
4. Разработать и апробировать проект как эффективную форму организации полихудожественной деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки в школе.
Гипотеза исследования заключается в том, что организация полихудожественной деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки будет эффективной при условии:
-применения комплекса уроков музыки на основе интеграции различных видов искусств;
- внедрения проектного подхода в учебный процесс на уроках музыки;
-учета особенностей организации полихудожественной деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки (на основе проектного подхода).
Теоретико-методологической основой исследования являются: теория творческой деятельности человека(Б.Г. Ананьев); теория творческой деятельности в детском возрасте (Л.С.Выготский);идеи интеграции различных видов искусств в процессе полихудожественной деятельности детей (Б.П. Юсов); идеи художественного эстетического воспитания на основе интеграции искусств (Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский и др.); теоретические основы музыкального образования и музыкально¬эстетического воспитания (М.Б.Абдуллин, Л.В. Школяр и др.); теоретические основы проектного метода в образовании(В.П.Беспалько, А.М.Новиков, Д.А.Новиков, и др.).
Методы исследования: теоретические - анализ научной и методической литературы по теме исследования; методы обобщения и синтеза полученных результатов; моделирование образовательного проекта на основе полихудожественной деятельности; эмпирические методы: наблюдение, педагогический эксперимент,реализация образовательного
проекта,организация, контроль и анализ полихудожественной деятельности учащихся.
Новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что: представлена сущностная характеристика понятия«школьный художественно-образовательный проект», дополнено содержание понятия «полихудожественная деятельность учащихся младшего школьного возраста»;определены критерии и показатели готовности учащихся младшего школьного возраста к полихудожественной деятельности на уроках музыки в школе (на основе проектного подхода).
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности применения результатов исследования (теоретических материалов,разработанного комплекса уроков,сценария проекта) в последующей практической деятельности.
Базой исследования является МКОУ «ООШ № 60» г.Миасса.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка литературы, приложений, глоссария.
По мнению ученых и педагогов-исследователей(Э.Б.Абдуллина, Б.М. Неменского,Б.П.Юсова и др.) выявление и полноценное развитие творческого потенциала школьников может осуществляться лишь в процессе включения учащихся в различные виды художественной деятельности. Именно поэтому особая роль сегодня отводится школам, которые осуществляют экспериментально-инновационную деятельность в сфере художественно-эстетического воспитания учащихся. Однако в процессе обучения дети, как правило, реализуют себя лишь в одном виде художественного творчества, что ограничивает их возможности в проявлении всего творческого потенциала. Решение данной проблемы возможно с внедрением полихудожественного обучения, ориентированного на методы, в основе которых - взаимодействие различных видов искусств.
Включение учащихся в полихудожественную деятельность отвечает принципам современной образовательной парадигмы и создает условия для формирования готовности учащихся общеобразовательной школы к творческой деятельности, которая может быть организована и осуществлена на основе новых педагогических технологий, среди которых важнейшую роль играет технология проектного обучения(В.П. Беспалько,А.М.Новиков, Д.А.Новиков, А.В. Хуторской и др.). В основу проектного обучения положен метод проектов, разработанный и апробированный на практике зарубежными и российскими учеными в первой половине XX в. (Дж. Дьюи, У.Х. Килпатрик, С.Т. Шацкий и др.). На современном этапе развития образования этот метод позволяет оптимизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, формировать адекватную ей мотивацию, обеспечивая развитие самостоятельности, творческой инициативы школьников в процессе постановки цели, задач проекта и их реализации. В практике общеобразовательных школ метод проектов все более востребован, особенно в старших классах, когда учащиеся привлекаются к исследовательской и творческой деятельности.
Исходя из сказанного и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования [2] необходима разработка и применение технологий, направленных на проектирование и реализацию творческого образовательного процесса. Перед школой стоит вопрос о преодолении противоречия между традиционными способами овладения знаниями, умениями и навыками на уроках в школе и новыми технологиями. К таким методам относят метод интеграции разных видов искусств и технологию обучения на основе проектного подхода, которые включают учащихся в творческую полихудожественную деятельность и формируют готовность к применению интегративных знаний,умений, навыков в учебных и жизненных ситуациях.
Таким образом, актуальная для современного образования проблема развития творческого потенциала учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки в школе средствами различных видов искусств в их взаимодействии на основе проектного подхода определила выбор темы исследования «Организация полихудожественной деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки в школе (на основе проектного подхода)».
Проблема и уровень ее разработанности. Возможности взаимодействия искусств в художественном образовании детей в системе общего образования как педагогическая проблема сформулирована в работах известных деятелей искусства и образования прошлого века Д.Б.Кабалевского и Б.М. Неменского.
Идеи о необходимости введения различных видов искусств в процесс эстетического воспитания детей изложены в трудах Э.Б.Абдуллина, Л.В. Горюновой, Л.В Школяр и других.
Изучая психолого-педагогические аспекты данной проблемы, исследователи пришли к выводам о том, что в учебной деятельности, осуществляемой на основе взаимодействия искусств, открывается новая возможность для художественно-творческого и духовного развития школьника, как личности. В настоящее время разработка программ на полихудожественной основе - программ-проектов нового поколения - является предметом поисков исследователей-ученых и педагогов-практиков (Е.А.Заплатина, Н.Г.Тагильцева).
Целью исследования является теоретическое обоснование понятий полихудожественная деятельность, проект, проектный подход, разработка комплекса уроков по организации полихудожественной деятельности учащихся на уроках музыки в школе на основе проектного подхода и его апробация.
Объект исследования - процесс полихудожественной деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки.
Предмет исследования-полихудожественная деятельность учащихся младшего школьного возраста в процессе реализации разработанного комплекса уроков музыки в школе (на основе проектного подхода).
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
1. Представить характеристику основных понятий исследования: полихудожественного деятельность, проект, проектный подход в школе.
2. Разработать комплекс уроков музыки, обеспечивающих полихудожественную деятельность учащихся младшего школьного возраста(на основе проектного подхода).
3. Разработать критерии освоения знаний, развития умений,личностных качеств младших школьников в процессе полихудожественной деятельности на уроках музыки в школе.
4. Разработать и апробировать проект как эффективную форму организации полихудожественной деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки в школе.
Гипотеза исследования заключается в том, что организация полихудожественной деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки будет эффективной при условии:
-применения комплекса уроков музыки на основе интеграции различных видов искусств;
- внедрения проектного подхода в учебный процесс на уроках музыки;
-учета особенностей организации полихудожественной деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки (на основе проектного подхода).
Теоретико-методологической основой исследования являются: теория творческой деятельности человека(Б.Г. Ананьев); теория творческой деятельности в детском возрасте (Л.С.Выготский);идеи интеграции различных видов искусств в процессе полихудожественной деятельности детей (Б.П. Юсов); идеи художественного эстетического воспитания на основе интеграции искусств (Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский и др.); теоретические основы музыкального образования и музыкально¬эстетического воспитания (М.Б.Абдуллин, Л.В. Школяр и др.); теоретические основы проектного метода в образовании(В.П.Беспалько, А.М.Новиков, Д.А.Новиков, и др.).
Методы исследования: теоретические - анализ научной и методической литературы по теме исследования; методы обобщения и синтеза полученных результатов; моделирование образовательного проекта на основе полихудожественной деятельности; эмпирические методы: наблюдение, педагогический эксперимент,реализация образовательного
проекта,организация, контроль и анализ полихудожественной деятельности учащихся.
Новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что: представлена сущностная характеристика понятия«школьный художественно-образовательный проект», дополнено содержание понятия «полихудожественная деятельность учащихся младшего школьного возраста»;определены критерии и показатели готовности учащихся младшего школьного возраста к полихудожественной деятельности на уроках музыки в школе (на основе проектного подхода).
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности применения результатов исследования (теоретических материалов,разработанного комплекса уроков,сценария проекта) в последующей практической деятельности.
Базой исследования является МКОУ «ООШ № 60» г.Миасса.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка литературы, приложений, глоссария.
Особое значение в настоящее время приобретает поиск способов внедрения полихудожественной деятельности в учебный процесс общеобразовательных школ на основе разработанной теории полихудожественного воспитания (Б.П.Юсов) и его программного обеспечения(Т.С.Шмагина, Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева).При этом особое внимание должно уделяться вопросам профессиональной подготовки педагогов к реализации современных технологий художественного образования. В соответствии с целью и задачами данного исследования был осуществлен анализ научной и учебно-методической литературы по теме исследования. Было раскрыто содержание и даны характеристики ключевым понятиям исследования: полихудожественная деятельность, проект, проектный подход. Полихудожественная деятельность основана на интеграции различных видов искусств, которые взаимовлияют и взаимодополняют друг друга. Полихудожественная деятельность чаще всего применяется в работе с учащимися младшего школьного возраста, поскольку этот возрастной период характеризуется особой восприимчивостью детей к занятиям всеми видами художественной деятельности.
Включение учащихся в полихудожественную деятельность отвечает принципам современной (деятельностной) образовательной парадигмы и создает условия для формирования готовности учащихся общеобразовательной школы к творческой деятельности, которая может быть организована и осуществлена на основе новых педагогических технологий, среди которых важнейшую роль играет технология проектного обучения. Метод проектов успешно реализуется в процессе изучения предметов искусства, поскольку творческий потенциал этого метода актуализируется в процессе творческой деятельности учащихся на уроках музыки. Поэтому, ведущую роль в учебном процессе должны играть творческие методы обучения.Так, при тесном сотрудничестве преподавателей литературы, изобразительного искусства, музыки и педагогов дополнительного образования (хореографов и мастеров дизайна) рождается творческий замысел произведения-концерта.
В исследовании были апробирована идея организации полихудожественной деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки (на основе проектного подхода).В процессе исследования была проведена опытно-экспериментальная работа, содержанием которой являлась разработка и апробация комплекса уроков по организации полихудожественной деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки в школе на основе проектного подхода.С целью апробации данного комплекса уроков был разработан творческий проект- концерт «Мы, дети твои, Россия!» и соответствующие педагогические условия. Опираясь на научные исследования ученых и работы педагогов- практиков и учитывая психолого-педагогические особенности младших школьников, были разработаны и применены критерии для выявления уровня готовности учащихся младшего школьного возраста к полихудожественной деятельности, а также различные педагогические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, творческие задания по интерпретации художественного образа, созданного различными художественными средствами (музыки, изобразительного искусства, литературы), использовались модифицированные методики - «Эмоциональное полотно» Л.Дрофмана (Приложение 1-2); «Цветовое моделирование музыки» Т.Барышевой (Приложение 3).
В завершении проекта было проведено тестирование уровня готовности учащихся младшего школьного возраста к полихудожественной деятельности до и после опытно-экспериментальной работы. Сравнительная динамика уровней готовности младших школьников к полихудожественной деятельности в ЭГ и КГ в завершении исследования показала эффективность предложенного комплекса уроков по организации полихудожественной деятельности младших школьников во 2-м классе на уроках музыки (на основе проектного подхода). Следовательно, гипотеза исследования была подтверждена на теоретическом уровне и в опытно-экспериментальной работе.
Материалы данного исследования могут быть использованы в практике общеобразовательных школ на уроках художественно-эстетического цикла.
Включение учащихся в полихудожественную деятельность отвечает принципам современной (деятельностной) образовательной парадигмы и создает условия для формирования готовности учащихся общеобразовательной школы к творческой деятельности, которая может быть организована и осуществлена на основе новых педагогических технологий, среди которых важнейшую роль играет технология проектного обучения. Метод проектов успешно реализуется в процессе изучения предметов искусства, поскольку творческий потенциал этого метода актуализируется в процессе творческой деятельности учащихся на уроках музыки. Поэтому, ведущую роль в учебном процессе должны играть творческие методы обучения.Так, при тесном сотрудничестве преподавателей литературы, изобразительного искусства, музыки и педагогов дополнительного образования (хореографов и мастеров дизайна) рождается творческий замысел произведения-концерта.
В исследовании были апробирована идея организации полихудожественной деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки (на основе проектного подхода).В процессе исследования была проведена опытно-экспериментальная работа, содержанием которой являлась разработка и апробация комплекса уроков по организации полихудожественной деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки в школе на основе проектного подхода.С целью апробации данного комплекса уроков был разработан творческий проект- концерт «Мы, дети твои, Россия!» и соответствующие педагогические условия. Опираясь на научные исследования ученых и работы педагогов- практиков и учитывая психолого-педагогические особенности младших школьников, были разработаны и применены критерии для выявления уровня готовности учащихся младшего школьного возраста к полихудожественной деятельности, а также различные педагогические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, творческие задания по интерпретации художественного образа, созданного различными художественными средствами (музыки, изобразительного искусства, литературы), использовались модифицированные методики - «Эмоциональное полотно» Л.Дрофмана (Приложение 1-2); «Цветовое моделирование музыки» Т.Барышевой (Приложение 3).
В завершении проекта было проведено тестирование уровня готовности учащихся младшего школьного возраста к полихудожественной деятельности до и после опытно-экспериментальной работы. Сравнительная динамика уровней готовности младших школьников к полихудожественной деятельности в ЭГ и КГ в завершении исследования показала эффективность предложенного комплекса уроков по организации полихудожественной деятельности младших школьников во 2-м классе на уроках музыки (на основе проектного подхода). Следовательно, гипотеза исследования была подтверждена на теоретическом уровне и в опытно-экспериментальной работе.
Материалы данного исследования могут быть использованы в практике общеобразовательных школ на уроках художественно-эстетического цикла.
Подобные работы
- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
(НА ПРИМЕРЕ МЯГКОЙ ИГРУШКИ)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБЩЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ СКРИПИЧНОГО АНСАМБЛЯ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021 - Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования средствами синтетических видов искусств
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2021



