ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основания организации полихудожественной деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки (на основе проектного подхода)
1.1 Сущностная характеристика понятия «полихудожественная деятельность» 8
1.2 Проект как форма организации полихудожественной деятельности
учащихся на уроках музыки в школе 16
1.3 Особенности организации полихудожественной деятельности учащихся на уроках музыки в школе (на основе проектного подхода) 24
Выводы по Главе 1 32
Глава 2. Опыт организации полихудожественной деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки (на основе проектного подхода)
2.1 Разработка проекта по организации полихудожественной деятельности учащихся на уроках музыки в школе 34
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по реализации проекта «Мы дети твои, Россия!» на уроках музыки в МКОУ «ООШ №60» г. Миасса) 42
Выводы по Главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ЛИТЕРАТУРА 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Актуальность исследования определяется запросами современного общества и государства к содержанию и качеству образования учащихся в общеобразовательных учебных заведениях, задачами которых являются: развитие у учащихся способностей к самостоятельному освоению окружающего мира, стимулирование у них творческой активности в различных сферах деятельности и формирование потребности в самореализации. Подтверждение этому дано в «Концепции Федеральной целевой программы развития образования» на 2016-2020 гг. [1], где указано, что основной целью образования является «формирование разносторонне развитой творческой личности, способностей реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества». В документе подчеркивается необходимость «обеспечения условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала» [1, с.5],а также определены пути решения задач образования, в том числе предлагается «реализация мер популяризации среди детей и молодежи научно- образовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодежи» [1, с.30].
По мнению ученых и педагогов-исследователей(Э.Б.Абдуллина, Б.М. Неменского,Б.П.Юсова и др.) выявление и полноценное развитие творческого потенциала школьников может осуществляться лишь в процессе включения учащихся в различные виды художественной деятельности. Именно поэтому особая роль сегодня отводится школам, которые осуществляют экспериментально-инновационную деятельность в сфере художественно-эстетического воспитания учащихся. Однако в процессе обучения дети, как правило, реализуют себя лишь в одном виде художественного творчества, что ограничивает их возможности в проявлении всего творческого потенциала. Решение данной проблемы возможно с внедрением полихудожественного обучения, ориентированного на методы, в основе которых - взаимодействие различных видов искусств.
Включение учащихся в полихудожественную деятельность отвечает принципам современной образовательной парадигмы и создает условия для формирования готовности учащихся общеобразовательной школы к творческой деятельности, которая может быть организована и осуществлена на основе новых педагогических технологий, среди которых важнейшую роль играет технология проектного обучения(В.П. Беспалько,А.М.Новиков, Д.А.Новиков, А.В. Хуторской и др.). В основу проектного обучения положен метод проектов, разработанный и апробированный на практике зарубежными и российскими учеными в первой половине XX в. (Дж. Дьюи, У.Х. Килпатрик, С.Т. Шацкий и др.). На современном этапе развития образования этот метод позволяет оптимизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, формировать адекватную ей мотивацию, обеспечивая развитие самостоятельности, творческой инициативы школьников в процессе постановки цели, задач проекта и их реализации. В практике общеобразовательных школ метод проектов все более востребован, особенно в старших классах, когда учащиеся привлекаются к исследовательской и творческой деятельности.
Исходя из сказанного и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования [2] необходима разработка и применение технологий, направленных на проектирование и реализацию творческого образовательного процесса. Перед школой стоит вопрос о преодолении противоречия между традиционными способами овладения знаниями, умениями и навыками на уроках в школе и новыми технологиями. К таким методам относят метод интеграции разных видов искусств и технологию обучения на основе проектного подхода, которые включают учащихся в творческую полихудожественную деятельность и формируют готовность к применению интегративных знаний,умений, навыков в учебных и жизненных ситуациях.
Таким образом, актуальная для современного образования проблема развития творческого потенциала учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки в школе средствами различных видов искусств в их взаимодействии на основе проектного подхода определила выбор темы исследования «Организация полихудожественной деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки в школе (на основе проектного подхода)».
Проблема и уровень ее разработанности. Возможности взаимодействия искусств в художественном образовании детей в системе общего образования как педагогическая проблема сформулирована в работах известных деятелей искусства и образования прошлого века Д.Б.Кабалевского и Б.М. Неменского.
Идеи о необходимости введения различных видов искусств в процесс эстетического воспитания детей изложены в трудах Э.Б.Абдуллина, Л.В. Горюновой, Л.В Школяр и других.
Изучая психолого-педагогические аспекты данной проблемы, исследователи пришли к выводам о том, что в учебной деятельности, осуществляемой на основе взаимодействия искусств, открывается новая возможность для художественно-творческого и духовного развития школьника, как личности. В настоящее время разработка программ на полихудожественной основе - программ-проектов нового поколения - является предметом поисков исследователей-ученых и педагогов-практиков (Е.А.Заплатина, Н.Г.Тагильцева).
Целью исследования является теоретическое обоснование понятий полихудожественная деятельность, проект, проектный подход, разработка комплекса уроков по организации полихудожественной деятельности учащихся на уроках музыки в школе на основе проектного подхода и его апробация.
Объект исследования - процесс полихудожественной деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки.
Предмет исследования-полихудожественная деятельность учащихся младшего школьного возраста в процессе реализации разработанного комплекса уроков музыки в школе (на основе проектного подхода).
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
1. Представить характеристику основных понятий исследования: полихудожественного деятельность, проект, проектный подход в школе.
2. Разработать комплекс уроков музыки, обеспечивающих полихудожественную деятельность учащихся младшего школьного возраста(на основе проектного подхода).
3. Разработать критерии освоения знаний, развития умений,личностных качеств младших школьников в процессе полихудожественной деятельности на уроках музыки в школе.
4. Разработать и апробировать проект как эффективную форму организации полихудожественной деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки в школе.
Гипотеза исследования заключается в том, что организация полихудожественной деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки будет эффективной при условии:
-применения комплекса уроков музыки на основе интеграции различных видов искусств;
- внедрения проектного подхода в учебный процесс на уроках музыки;
-учета особенностей организации полихудожественной деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки (на основе проектного подхода).
Теоретико-методологической основой исследования являются: теория творческой деятельности человека(Б.Г. Ананьев); теория творческой деятельности в детском возрасте (Л.С.Выготский);идеи интеграции различных видов искусств в процессе полихудожественной деятельности детей (Б.П. Юсов); идеи художественного эстетического воспитания на основе интеграции искусств (Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский и др.); теоретические основы музыкального образования и музыкально¬эстетического воспитания (М.Б.Абдуллин, Л.В. Школяр и др.); теоретические основы проектного метода в образовании(В.П.Беспалько, А.М.Новиков, Д.А.Новиков, и др.).
Методы исследования: теоретические - анализ научной и методической литературы по теме исследования; методы обобщения и синтеза полученных результатов; моделирование образовательного проекта на основе полихудожественной деятельности; эмпирические методы: наблюдение, педагогический эксперимент,реализация образовательного
проекта,организация, контроль и анализ полихудожественной деятельности учащихся.
Новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что: представлена сущностная характеристика понятия«школьный художественно-образовательный проект», дополнено содержание понятия «полихудожественная деятельность учащихся младшего школьного возраста»;определены критерии и показатели готовности учащихся младшего школьного возраста к полихудожественной деятельности на уроках музыки в школе (на основе проектного подхода).
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности применения результатов исследования (теоретических материалов,разработанного комплекса уроков,сценария проекта) в последующей практической деятельности.
Базой исследования является МКОУ «ООШ № 60» г.Миасса.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка литературы, приложений, глоссария.
Особое значение в настоящее время приобретает поиск способов внедрения полихудожественной деятельности в учебный процесс общеобразовательных школ на основе разработанной теории полихудожественного воспитания (Б.П.Юсов) и его программного обеспечения(Т.С.Шмагина, Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева).При этом особое внимание должно уделяться вопросам профессиональной подготовки педагогов к реализации современных технологий художественного образования. В соответствии с целью и задачами данного исследования был осуществлен анализ научной и учебно-методической литературы по теме исследования. Было раскрыто содержание и даны характеристики ключевым понятиям исследования: полихудожественная деятельность, проект, проектный подход. Полихудожественная деятельность основана на интеграции различных видов искусств, которые взаимовлияют и взаимодополняют друг друга. Полихудожественная деятельность чаще всего применяется в работе с учащимися младшего школьного возраста, поскольку этот возрастной период характеризуется особой восприимчивостью детей к занятиям всеми видами художественной деятельности.
Включение учащихся в полихудожественную деятельность отвечает принципам современной (деятельностной) образовательной парадигмы и создает условия для формирования готовности учащихся общеобразовательной школы к творческой деятельности, которая может быть организована и осуществлена на основе новых педагогических технологий, среди которых важнейшую роль играет технология проектного обучения. Метод проектов успешно реализуется в процессе изучения предметов искусства, поскольку творческий потенциал этого метода актуализируется в процессе творческой деятельности учащихся на уроках музыки. Поэтому, ведущую роль в учебном процессе должны играть творческие методы обучения.Так, при тесном сотрудничестве преподавателей литературы, изобразительного искусства, музыки и педагогов дополнительного образования (хореографов и мастеров дизайна) рождается творческий замысел произведения-концерта.
В исследовании были апробирована идея организации полихудожественной деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки (на основе проектного подхода).В процессе исследования была проведена опытно-экспериментальная работа, содержанием которой являлась разработка и апробация комплекса уроков по организации полихудожественной деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки в школе на основе проектного подхода.С целью апробации данного комплекса уроков был разработан творческий проект- концерт «Мы, дети твои, Россия!» и соответствующие педагогические условия. Опираясь на научные исследования ученых и работы педагогов- практиков и учитывая психолого-педагогические особенности младших школьников, были разработаны и применены критерии для выявления уровня готовности учащихся младшего школьного возраста к полихудожественной деятельности, а также различные педагогические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, творческие задания по интерпретации художественного образа, созданного различными художественными средствами (музыки, изобразительного искусства, литературы), использовались модифицированные методики - «Эмоциональное полотно» Л.Дрофмана (Приложение 1-2); «Цветовое моделирование музыки» Т.Барышевой (Приложение 3).
В завершении проекта было проведено тестирование уровня готовности учащихся младшего школьного возраста к полихудожественной деятельности до и после опытно-экспериментальной работы. Сравнительная динамика уровней готовности младших школьников к полихудожественной деятельности в ЭГ и КГ в завершении исследования показала эффективность предложенного комплекса уроков по организации полихудожественной деятельности младших школьников во 2-м классе на уроках музыки (на основе проектного подхода). Следовательно, гипотеза исследования была подтверждена на теоретическом уровне и в опытно-экспериментальной работе.
Материалы данного исследования могут быть использованы в практике общеобразовательных школ на уроках художественно-эстетического цикла.
1. «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» утверждена распоряжением от 29.12. 2014 г. № 2765-р Правительства РФ.
2. «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» утверждена приказом Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. №1644.
3. Абдуллин, Э.Б. и др. Методика музыкального образования: Учеб. для высш. пед. учебных заведений / Э.Б Абдуллин,.Е.В. Николаева. Под общей редакцией М.И.Ройтерштейна. - М.: «Музыка», переизд., 2012. - 335 с.
4. Ананьев, Б.Г. Задачи психологии искусства // Б.Г. Ананьев, Художественное творчество. - М.: Издательство «Наука». - 2011 .- 285 с.
5. Бондарева, Н.И. Развитие у школьников системных представлений о культуре поведения на основе полихудожественного похода: автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук: спец. 13.00.01 // Н.И.Бондарева. - Астрахань, 2003. - 24 с.
6. Базелюк, А.В. Технология полихудожественного воспитания старших подростков как педагогическая проблема / А. В. Базелюк. - М.: Молодой ученый. - 2013. - №10. - С. 494-497.
7. Беземчук, Л.В. Подготовка будущего учителя музыки к конструированию содержания художественного образования / Л.В. Беземчук // Научный журнал НПУ имени М.П.Драгоманова. - Вып. 16(26). - М.: Изд-во НПУ имени М.П. Драгоманова, 2012. - С. 16-21.
8. Беспалько,В.П. Слагаемые педагогической технологии/ В.П. Беспалько/ -М.: Педагогика,1989. - 192с.
9. Воронова, Е.Р. Проектная деятельность учащихся как часть современного
урока музыки/Е.Р. Воронова//Искусство в школе. - М., 2009. - С.25-26.
10. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
Психологический очерк//Л.С. Выготский/Книга для учителя, 3-е издание- М.:Просвещение.- 1991.- 96с.
11. Выготский, Л.С. Психология искусства//Л.С. Выготский/-Ростов на Дону: «Феникс»- 1998.- 480с.
12. Горюнова, Л.В. На пути к педагогике искусства // Л.В. Горюнова/Музыка в школе-М.- 1998. № 2- С.2-8.
13. Горюнова, Л.В. Урок музыки урок искусства: книга для учителя/ Л.В.Горюнова.- М.:из-во: «Прометей», 1989.- 101с.
14. Гузеев, В.В. Инновационные идеи в современном образовании/В.В. Гузеев//Школьные технологии.,1997.- №1- С.3-10.
15. Гузеев, В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения//В.В. Гузеев/Директор школы. - 1995.
16. Дьюи, Дж. Демократия и образование: перевод с англ./ Дж.Дьюи/ -М.: Педагогика -Пресс, 2000.-384с.
17. Ефремова, Г.Г. Метод проектов в музыкальном образовании//Г.Г.
Ефремова, /Искусство в школе. - М.,2009. - № 4. -С.78-80.
18.Заплатина, Е.А. Полихудожественный подход как научная категория / Е.А. Заплатина // Актуальные проблемы теории и практики музыкального и художественного образования: межвуз. сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун - т. - Екатеринбург: из-во «Пермь». - 2010. - 125 с.
19. Заплатина, Е.А. Полихудожественный подход в развитии творческой активности младших школьников (В школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла)// Е.А.Заплатина/- Екатеринбург.- 2009.- 23с.
20. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке?/Д.Б Кабалевский/- М.: Издательство: «Просвещение». - 2015.- 205с.
21. Коротеева, Е.В. Публикация: Связь музыки и живописи в развитии
художественно-образного мышления школьников. /Е.В.
Коротеева/Искусство в школе// 2010. - №8(12). - С. 41-46.
22. Науменко Т.И. и др.Музыка. 5 класс: учебник/Т.И.Науменко, В.В. Алев/- М.: из-во «Инфа-М», 2010. - 162 с.
23. Неменский, Б.М. Педагогика искусства./Б.М.Неменский,-М.:
«Просвещение».- 2007. - 255 с.
24. Новиков, А.М. и др./ Методология/ А.М. Новиков, Д.А. Новиков/ -М.: из- во «СИНТЕГ».-2007.- 668с.
25. Новикова, Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности //Новикова, Т.Д. /Народное образование, № 7, 2000.-С.67
26. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова [и др.]. - М.: Большая Рос. энциклоп., 2013. - 525 с.
27. Ражников, В.Г. Словарь признаков характера звучания //Диалоги о музыкальной педагогике/ В.Г.Ражников- М.: из-во «Классика-XXI», 2014. - 165с.
28. Сластенин, В.А. и др. Введение в педагогику/В.А.Сластенин, Г.И.Чижакова - М.: Издательский дом «Академия». - 2013. - 205 с.
29. Усачева, В.О.и др. Музыкальное искусство. Методическое пособие для учителя: 1 класс четырехлетней начальной школы / В.О. Усачева, Л.В.Школяр, В.А. Школяр. - М.: переиз. «Образование». - 2010. - 185 с.
30. Файзрахманова, Л.Т.Художественно-просветительский проект как форма
практико-ориентированной учебной деятельности магистра
педагогического профиля // Современные тенденции в обучении и воспитании средствами искусства: сб. науч. ст. /- Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. - 196 с.
31. Хуторской, А.В. Практикум до дидактики и современным методикам обучения. /Хуторской, А.В./-СПБ: «Питер».- 2004.- 241с.
32. Чечель, И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов/ И.Д.Чечель/ Директор школы.- М.: - 1998.-- №4- С.3-10.
33. Чечель, И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула/И.Д.Чечель/Директор школы.- М.№ 3,1998.
34. Школяр, В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций /В.А.Школяр.-М.: «Образование». - 2013.¬234 с.
35. Школяр, Л.В. и др.Теория и методика музыкального образования детей.
Научно-методическое пособие /Л.В.Школяр, М.С.Красильников, Е.Д.Критская.- М.:Издательство «Вентана-Граф».Серия: Начальная школа XXI века. - 2012. - 336 с.
36. Школяр, Л.В. Интегративный курс по искусству - необходимость или дань моде? // Современное музыкальное образование // Материалы международной конференции// Л.В. Школяр.- М.: МГПУ, 2015. - С.22¬28.
37. Шульгина, И.Б. Функциональная модель продуктивного образования
школьников на основе полихудожественного взаимодействия искусств: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : (13.00.02) // И.Б.Шульгина- Москва, 2007. - 25 с.
38. Юсов, Б.П. Интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников / Б.П. Юсов // Магнитогорск: из-во «МаГУ», 2002. - С. 28.
39. Юсов, Б.П. О взаимодействии искусств в развитии детей на интегрированных занятиях /Б.П.Юсов/Когда все искусства вместе /Альтернативный вариант // Сборник научных трудов. Переизд. // - 2012. - С.18-49.
40. Юсов, Б.П. Стратегия взаимодействия искусств в воспитании школьников
(новая парадигма) //Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: материалы международной научно¬
практической конференции 25-27 августа 1997.Астрахань, 1997.- С.214-220
41. Юсов, Б.П. Комплект интегрированных полихудожественных программ по изобразительному искусству для дошкольных и общеобразовательных учебных заведений: учебное пособие / Б.П.Юсов. - М.: «Инфа-М», переизд. - 2010. - 148 с.
42. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. /Шацкий С.Т. - М.: «Педагогика».- 1980.Т.2.
43. Савенкова, Л.Г. Современные направления художественного образования в России [Электронный ресурс]//Педагогика искусства: сетевой
электронный научный журнал. - № 3. - 2014.C.5. -режим доступа: http: //www.art-education.ru/AE-magazine-3-2014 (дата обращения:
22.02.2018).
44. Савенкова, Л.Г. Педагогика Искусства Электронный научный журнал учреждения Российского Академии образования «Институт
Художественного Образования» [Электронный ресурсф/AE-magazine. - №3. - 2011.C.10., режим доступа:http://www.art-education.ru (дата
обращения: 17.02.2018).
45. Школяр, Л.В. Современные подходы к образованию через искусство [Электронный ресурс] //Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. - № 3. - 2014.C. 5 режим доступа:http://www.art- education.ru/AE-magazine-3-2014(дата обращения: 17.02.2018).
46. Шмагина, Т.С. и др. Музыка. 2 класс. Под редакцией Соболевой Ю.М.,
Усенко Е.В. [Электронный ресурс]/
Т.С.Шмагина,Е.Д.Критская.,Г.П.Сергеева.- М.:изд-во «Просвещение».- 2015. 128с.режим доступа:http://www.labirint.ru/books/480903(дата обращения: 15.03.2018).