Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ДМШ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФАУСТИАНЫ

Работа №47501

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2018
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
394
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 9
1.1 Музыкально-эстетическое развитие личности как психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Изучение музыкальной фаустианы как средства музыкально-эстетического развития учащихся 18
Выводы по Главе I 33
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО МУЗЫКАЛЬНО¬ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ УЧАЩИХСЯ 7-х КЛАССОВ ДМШ 34
2.1. Цикл занятий по музыкально-эстетическому развитию учащихся
7 классов «Фаустиана в вокальной музыке XIX-XX веков» 34
2.2. Апробация авторской разработки на уроках музыкальной
литературы с учащимися 7-х классов ДМШ №11 г. Казани 55
Выводы по главе II 66
Заключение 67
Список литературы 68
Приложения

Актуальность исследования. В последние годы возросло внимание к музыкально-эстетическому воспитанию: во-первых, как к важнейшему средству формирования музыкально-эстетической культуры, как составной части общечеловеческой культуры, концентрирующей в себе достижения многих отраслей знания, ценный исторический, философский, нравственный и художественный опыт народа; во-вторых, как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Эстетическое воспитание представляет собой процесс формирования творческой личности, которая способна воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Оно тесно связано со всеми сторонами воспитания, усиливает воспитательный эффект других сторон воспитания через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий и оценок.
Исходя из концепции художественного образования в Российской Федерации следует создавать эстетически развитую и заинтересованную аудиторию слушателей и зрителей, приобщать граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам классического и современного искусства. [36] Одним из таких образцов является музыкальная фаустиана XIX-XX веков.
Фаустианская тема в искусстве является одной из самых разрабатываемых. Каждая эпоха с ее эстетическими принципами наделяла персонажей фаустовского мифа определенными, присущими только ей чертами. Легенда о Фаусте и Мефистофеле была столь притягательна, что ее не обошли стороной и композиторы. Дань этой теме отдали Ш. Гуно, А. Бойто, Г. Берлиоз, Р. Вагнер, Ф. Лист, С. Прокофьев, А. Шнитке и др. Несмотря на то, что эти сочинения, как правило, не изучаются в музыкальной школе, знакомство детей с ними будет способствовать их музыкально-эстетическому развитию, заключающемуся в накоплении опыта эмоционального переживания музыки и ценностному отношению к ней. В процессе приобретения знаний о музыкальной фаустиане, тесно сопряженных с изучением разных эпох и стилей, школьники приобщаются к музыкальному искусству, и это формирует их предпочтения, интересы, потребности, воображение и художественный вкус.
Актуальность темы исследования вызвана еще и тем, что у обучающихся в старших классах музыкальной школы зачастую наблюдается недостаток музыкального кругозора. Школьники лишь фрагментарно знакомы с творчеством композиторов Г. Берлиоза, Ш. Гуно, С. Прокофьева и А. Шнитке. Безусловно, рассматриваемые в настоящей работе сочинения не являются простыми для восприятия детьми, невзирая на наличие у них определенного слушательского опыта. Однако фаустианская тема в музыкальном искусстве имеет настолько большое значение, что автор считает необходимым в адаптированном виде знакомить с ней учащихся либо в форме факультативных занятий, либо включать ее в содержание уроков по музыкальной литературе в дополнение к основной программе.
Актуальность темы исследования формулирует его проблему, заключающуюся в выявлении методов работы, способствующих музыкально - эстетическому развитию подростков в музыкальной школе.
Степень изученности проблемы. Рассмотрению вопросов музыкально-эстетического воспитания, влияния музыкального искусства на формирование духовного мира личности посвящено довольно значительное количество работ в различных областях - в педагогике, эстетике, музыковедении и др. Среди ряда авторов, анализирующих проблемы музыкально-эстетического воспитания можно назвать Е.А. Бодину, Г.Л. Головинского, А.Н.Демьянчука, М.М. Князеву, М.Н. Лобанову, Ф.Л.Матониса, А.Н. Сохора, Р.А. Тельчарову, В.Н. Шацкую, О. Шерстневу и др.
Философские аспекты формирования музыкально-эстетического опыта рассматриваются в работах А.М. Аверина, В.П. Иванова, П.В. Копкина, В.А.Лекторской, М.Т. Руткевич, В.С. Швырев и др. В научных трудах психологов изучаются вопросы содержания и структуры психологического опыта личности (К.Ю. Артемьева, Л.И. Воробьева, Т.В. Снегирева), исследуется его отдельные компоненты (Н.И. Непомнящая, Д.К. Платонов), оказываются детерминанты и механизмы эстетического воздействия музыки (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Г.С. Тарасов, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон).
Различные аспекты изучения взаимодействия различных видов искусств как фактора, способствующего целостному восприятию окружающей действительности и культуры, раскрывались в работах М.Д. Габоридзе, И.М. Дзержинской Н.И. Киященко Б.Т. Лихачева, B. В. Неверова, Э.В. Соколова и др.
Музыкальному воплощению фаустовского мифа посвящены исследования Н.А. Антиповой, И.А. Барсовой, М.И. Бента, Н.Я. Берковского, C. Я. Вартанова, Н.Н. Вильмонта, В.С. Гавриловой, В.С. Галацкой, Б.Я. Гейман, А.В. Денисова, Т. Дзюн, М.С. Друскина, В.М. Жирмунского, Е.М. Иршаи, Г.Г. Ишимбаевой и др.
Цель исследования - исследовать процесс музыкально-эстетического развития учащихся 7 классов ДМШ, разработать и внедрить в процесс обучения в ДМШ методические материалы «Фаустиана в вокальной музыке XIX-XX веков».
Объектом исследования явилось музыкально-эстетическое развитие личности.
Предметом исследования явилось музыкально-эстетическое развитие учащихся старшеклассников ДМШ средствами изучения музыкальной фаустианы.
Гипотеза исследования заключается в том, что музыкально-эстетическое развитие старшеклассников в ДМШ будет более эффективным, если:
1) Организация занятий по музыкально-теоретическим дисциплинам в ДМШ будет направлена на музыкально-эстетическое развитие учащихся;
2) В программу по музыкальной литературе для старших классов ДМШ будет включен цикл занятий по музыкальной фаустиане.
Для достижения вышеозначенной цели были поставлены следующие задачи исследования:
1) Изучить музыкально-эстетическое развитие личности как психолого-педагогическую проблему;
2) Рассмотреть музыкальную фаустиану как средство музыкально-эстетического развития;
3) Разработать методические материалы для старшеклассников в учреждениях дополнительного образования детей «Фаустиана в вокальной музыке XIX-XX веков»;
4) Апробировать методическую разработку и описать результаты педагогического эксперимента.
Методологической основой работы послужили труды В.С. Гавриловой, А. Денисова, Г.Г. Ишимбаевой, А.К. Кенигсберг, Г.В. Ковалевского, Н.Г. Невской, Е.В. Стригиной, Ф.С. Таировой, В.Н. Холоповой, посвященные исследованию фаустианы в литературе и музыке, работы О.А. Апраксиной, Л.С. Выготского, В.Н. и С.Т. Шацких, М.С. Когана, А.Н. Леонтьева, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, И.Н. Немыкиной, Г.С. Тарасова, Д.Б. Теплова составили исследования в области музыкально-эстетического воспитания.
В работе использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы, историко-стилистический метод, педагогическое наблюдение, беседа, опрос, количественный и качественный анализ данных исследования.
Экспериментальной базой исследования явилась ДМШ № 11 г. Казани.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в рассмотрении дуэта Фауст - Мефистофель в качестве мигрирующего этического комплекса, репрезентирующего определенный тип музыкальной культуры и индивидуальную композиторскую технику; в разработанной автором методике музыкально-эстетического развития старшеклассников «Фаустиана в вокальной музыке XIX-XX веков».
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные авторские методические материалы могут быть использованы на предметах музыкально-теоретического цикла в системе дополнительного образования детей.
Апробация результатов исследования проходила в ДМШ №11 Авиастроительного района г. Казани на уроках музыкальной литературы с учащимися 7 класса, а так же осуществлялась в участиях автора в III Всероссийском конкурсе научных студенческих работ в области искусства и художественного образования (Казань, КФУ, 2015 г., лауреат I степени); в IV Международной научно-практической «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» (Казань, КФУ 2015 г.); в Республиканском конкурсе на лучшую научную работу в области искусства среди студентов и молодых ученых образовательных организаций РТ (Казань, 2015 г., участник); во Втором Всероссийском конкурсе молодых ученых в области искусств и культуры (Москва, 2015 г., участник); в Конкурсе на лучшую научную работу студентов КФУ (2016 г., диплом в номинации «Оригинальное музыкально-искусствоведческое исследование»); во Всероссийском конкурсе с международным участием научно¬исследовательских студенческих работ художественно-эстетической направленности «Музыкальная культура. Наука. Образование» (Саранск, МГПИ им. Евсеева, 2016 г., лауреат I степени).
Основные результаты работы отражены в публикации: Шириева Н.В., Вишленкова В. Ю. Эволюция образов Фауста и Мефистофеля в вокальной музыке XIX-XX веков // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: Материалы IV Международной научно-практической конференции (Казань, 15 октября 2015 года) / Отв. ред. З. М. Явгильдина, Н. В. Шириева. - Казань: Изд-во «Отечество», 2015. - С. 184-191.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения; двух глав; заключения, библиографии и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одним из важнейших компонентов становления личности учащихся является музыкально - эстетическое развитие. Это развитие начинается еще в раннем возрасте и продолжается на протяжении всей жизни.
Процесс музыкально-эстетического развития предполагает становление и развитие субъектности личности, основанной на способности выбирать, оценивать, конструировать разнообразные виды организованной педагогом и организованной ребёнком самостоятельной музыкально-эстетической деятельности.
Нами были рассмотрены теоретические вопросы музыкально - эстетического воспитания, традиционные и инновационные подходы к его развитию в педагогической практике. Мы выяснили, что музыкально-эстетическое развитие человека осуществляется различными путями, в том числе, в ходе систематического, целенаправленного воспитания и обучения в образовательных учреждениях.
В качестве одного из подходов развития был разработан цикл занятий по музыкальной литературе «Фаустиана в вокальной музыке XIX-XX веков». Данный цикл направлен на музыкально - эстетическое развитие старшеклассников ДМШ и ДШИ.
Апробация данного цикла показала, что учащиеся с большим увлечением слушают и анализируют сочинения связанные с фаустианской тематикой, наполненные высокой духовностью, нравственным чувством, философскими размышлениями.



1. Антипова, Н. А. Открытие романтического демонизма в «Фаусте»
Людвига Шпора [Электронный ресурс] / Н. А. Антипова // // Израиль XXI век. - №34. - июль 2012. - URL: http://archive.li/8buSc(Дата обращения 21.02.2018)
2. Беккерман П. Б. Специфика дополнительного художественного образования в контексте профессиональной подготовки в негуманитарных колледжах: дисс. ... канд. пед. наук: (13.00.08) / Беккерман Павел Борисович // Творческое развитие обучающихся в колледжах негуманитарного профиля (на примере дополнительного художественного образования). - М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2015. - С. 35-56.
3. Берлиоз Г. Мемуары. Перевод с франц., 2е изд. / Г. Берлиоз - М.: Музыка, 1967. - 813 с.
4. Бим - Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад - М.: Просвещение, 2002. - С. 152 - 153.
5. Быкова О.В. Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной детской школе искусств // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 158-159.
6. Вагнер Р. Моя жизнь: В 2 тт. / Р.Вагнер. - М.: Астрель, ACT, 2003. - Т. 1. - 560 с.
7. Верб М. А. Искусство и педагогика. Из культурного наследия России XIX - XX вв. Хрестоматия. / М. А. Верб - СПб: Образование, 1995. - 293с.
8. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка М.: Просвещение, 1968. - 415 с.
9. Вильмонт Н. Н. Гёте и его Фауст / Н. Н. Вильмонт. - М.: Гослитиздат, 1960. - 620 с.
10. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. — М.: НМЦ СПО. 1999. - 538 с.
11. Володин Б. Г. «Фауст» Гёте: история и жизнь [Электронный ресурс] / Б. Г. Володин // Открытый текст: электронное периодическое издание. - URL: http://www.opentextnn.ru/man/?id=374(Дата обращения 21.02.2018).
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т.; Детская психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
13. Гаврилова В.С. Статья «Фаустианство сквозь призму культурного диалога художественных текстов (о специфике претворения «вечной темы» в романе В.Я. Брюсова «Огненный ангел» и одноимённой опере С.С. Прокофьева) // Вопросы современного музыкознания: межвузовский сборник научных трудов. - Челябинск: Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2010. Вып. 4. - С. 74-83.
14. Гаврилова В.С. Фаустианские мотивы в романе В.Я. Брюсова
«Огенный Ангел» и одноименной опере С.С. Прокофьева [Электронный ресурс] / В. С. Гаврилова. // Израиль XXI век. - №31. - январь 2012 // URL: http://www.21israel-music.com/Ognenny_angel.htm (Дата обращения
19.06.2016).
15. Гельмут Риллинг прощается: Феликс Мендельсон, «Вальпургиева ночь» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dw.com/ru/(Дата обращения 19.03.2018).
16. Голованова Н. Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике / Н. Ф. Голованова // Педагогика. - Челябинск, 2007. - № 10. - С. 38-47.
17. Гуревич П. С. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Исходные философ проблемы, понятия и принципы / П. С. Гуревич - М.: Политиздат, 1991. - 672 с.
18. Денисов А. Кантата А. Шнитке «История доктора Иоганна Фауста»:
диалог средневековья с ХХ веком [Электронный ресурс] / А. Денисов // Израиль XXI век. - №33. - май 2012 // URL: http://www.21israel-
music.com/Schnittke_Faust.htm (Дата обращения 20.05.2017).
19. Друскин М. С. История зарубежной музыки в.4 т. / М. С. Друскин. - М.: Музыка, 1983. 4 том - 528 с.
20. Дубравская Е. М. «Апофеоз Рамо» А. Пуссера: трактат о новейшей гармонии / Е. М. Дубравская - М.: Московская консерватория, 2009. - С.162¬187.
21. Елистратов В. С. Эра пошлости, или Диктатура искусителя / В.С. Елистратов // Независимый литературно - художественный журнал. -
2011. - № 5 - С. 138-144.
22. Емелина Т.В., Касаткина Н.Э. Проблемы эстетического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства / Т. В. Емелина, Н.Э. Касаткина // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - №6. - С.27 - 31.
23. Емелина Т.В., Касаткина Н.Э. Эстетическое воспитание школьников в педагогической теории и практике / Т. В. Емелина, Н.Э. Касаткина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - №35. - С.217-220.
24. Жаткин Д.Н. Восприятие Кристофера Марло и его творчества в Росси начала XX в. / Д.Н. Жаткин, А.А Рябова // Вестник Томского государственного университета - 2014. - № 383. - С. 42-50.
25. Жирмунский В.М. Легенда о докторе Фаусте / В.М. Жирмунский / Серия «Литературные памятники». - М.: «Наука», 1978. - 430 с.
26. Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принципы развития в психологии (сб. статей) / Отв. ред. Л. И. Анциферова. - М.: Наука, АН СССР, Институт психологии, 1978. - С. 243-265.
27. Золотухина, Ж.Г. Трагедия И.В. Гете «Фауст» в музыке Ш. Гуно» / Ж.Г. Золотухина // Литература в школе. - №4. - 2010. - С. 18-25.
28. Ивашкин А.Г. Шнитке, Кантата «История доктора Иоганна Фауста» Гибель Фауста. / А.Г. Ивашкин - М.: РИК «Культура», 1994 г. - 302 с.
29. Ишимбаева, Г. Г. Образ Фауста в немецкой литературе XVI-XX веков: учеб. пособие / Г. Г. Ишимбаева. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 367 с.
30. Ишимбаева, Г.Г. Русская фаустиана XX века: учеб. пособие / Г.Г. Ишимбаева . - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 65 с.
31. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избр. Ст. и докл. / Д.Б. Кабалевский - АПН СССР. - М.: Наука, 1986. - С. 185-189.
32. Каратыгин В. Г. Новейшие течения в западноевропейской музыке // Каратыгин В. Г. Избранные статьи. - Л.: Музыка, 1965. - С. 117.
33. Кенигсберг А. К. Берлиоз «Осуждение Фауста» [Электронный ресурс] / А. К. Кенинсберг. - URL: http://www.belcanto.ru/faust-berlioz.html(Дата обращения 29.01.2018).
34. Ковалевский Г.В. Фаустовский миф в творчестве Альфреда Шнитке автореф. дис. канд. искусств-я (17.00.02) / Ковалевский Георгий Викторович; Нижегор. гос. консерватория им. М. И. Глинки. - Нижний Новгород, 2006. - 27 с.
35. Конен В. Д. История зарубежной музыки: Учебник для консерваторий. Выпуск 3. С 1789 года до середины XIX века / В. Д. Конен. - М.: Музыка, 1981. - 534 с.
36. Концепция художественного образования в Российской Федерации // приказ Минкультуры РФ от 28.12.2001 N 1403 [Электронный ресурс]. - URL: http://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minkultury-RF-ot-28.12.2001 -N-1403/
37. Королёва М. Б. Музыкальная деятельность как средство развития
старших дошкольников [Электронный ресурс] // Интернет-журнал Науковедение. 2013. №4 (17). - URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya- starshih-doshkolnikov(Дата обращения: 19.02.2018).
38. Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 352 с.
39. Кузнецова Т. В. Оптимизация развития личности ребенка в условиях социально-культурной среды : дис. ... канд. пед. наук. / Т. В. Кузнецова - М., 1999. - 270 с.
40. Левин М. Фауст, Мефистофель / М. Левин // ЛитБук. - №162. - апрель,
2012. - С. 215-230.
41. Лотман Ю. М. Символ в системе культуры // Семиосфера. - С- Петербург: Искусство - СПБ, 2004. - С. 241- 250.
42. Мельникова Л. Л. Организация концертно-просветительской деятельности в колледже искусств./ Л. Л. Мельникова // Наука. Образование. Педагогика. Искусство. Вып.2. - М., 2005. - С. 89-93.
43. Невская Н. Г. Претворение фаустовской темы в музыке XIX века: проблемы жанра: автореф. дисс канд. искусств-я (17.00.02) / Невская Наталья Геннадьевна; Ростовская государственная консерватория (академия) им. С.В. Рахманинова - Ростов на Дону, 2011. - 24 с.
44. Нестьев И. В. Жизнь Сергея Прокофьева / И. В. Нестьев. - М.: Советский композитор, 1973. - 713 с.
45. Образ Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст» [Электронный ресурс]. - URL: http://goldlit.ru/goethe/155-obraz-mefistofel(Дата обращения 3.05.2015).
46. Поспелов П. Г. Альфред Шнитке предпочитает доктора Фауста, жившего четыреста лет назад / П. Г. Поспелов // КоммерсантЪ. - Четверг 29 июня 1995.
47. Пуришев Б. И. Брюсов и немецкая культура XVI века / Б. И. Пуришев. - М.: Высш. шк., 1993. - 6 с.
48. Радынова О.П. Теория и методика музыкального воспитания детей школьного возраста: учебник для студентов высших учебных заведений / О.П. Радынова - Дубна: Феникс, 2011. - 285 с.
49. Рыжкин И. Я. Музыкальная фаустиана ХХ века / И. Я. Рыжкин. - Советская музыка. - №1. - 1990. - С. 97-102.
50. Сайфуллина М. В. Музыкально-эстетическое воспитание как со-циокультурный процесс: автореф. дис. ... канд. пед. наук. (24.00.01) / Сайфуллина Марина Витальевна; Кемеров. гос. акад. культуры и искусств. - Кемерово, 2002. - 16 с.
51. Сладкопевец Р. В., Ланщикова О. Г. Средства музыкальной выразительности в школе bell canto / Р. В. Сладкопевец, О. Г. Ланщикова // Вестник МГУКИ. - 2014. - №4 (60). - С. 233-239.
52. Словарь литературных персонажей: Мефистофель [Электронный ресурс]. - URL: http://www.c-cafe.ru/words/240/23873.php(Дата обращения 21.02.2018).
53. Смирнова Л.А.. История литературы конца XIX - начала XX вв.: учебник / Л.А. Смирнова. - М.: Лаком-книга, 2001. - 400 с.
54. Спицына А. Ю. Особенности личности подростка и его
межличностные отношения [Электронный ресурс] / А. Ю. Спицына, Е.И. Зиборова // Заочные электронные конференции : науч. электрон. архив : [сайт] / Рос. Акад. Естествознания. - М., 2012. - URL:
http://econf.rae.ru/pdf/2012/10/1704.pdf(Дата обращения 07.02.2018).
55. Стригина Е.В. Фауст - тема в литературе и музыке ХХ века: материалы к открытому уроку / Е.В. Стригина. - Бийск, 2003. - 23 с.
56. Таирова Ф. С Фауст в музыке: учебное пособие / Ф. С. Таирова - Баку, 2008. - 109 с.
57. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания.
- М.-Л.: Известия АПН РСФСР, 1947. Вып. 11. - С. 7-26.
58. Титкова Н.Е. Роман В.Я. Брюсова «Огненный ангел» в контексте мистического реализма / Н.Е. Титкова, О.Л. Лобова // Молодой ученый. - 2014. - №21(1). - С. 25-28.
59. Толстокоров Е. С. Ретроспективный анализ в познании роли музыкального искусства как средства музыкально-эстетического развития человека / Толстокоров Е. С. // Kant. - 2015. - №2 (15). - С. 47-49.
60. Хвостова И. А. Музыкально-эстетическое воспитание в контексте личностно-деятельностного подхода / И. А. Хвостова // Вестник ТГУ - 2013.
- №1.- С. 41-48.
61. Хилиль А. Ю. Формирование музыкально-эстетического интереса детей раннего возраста средствами дидактической игры / А. Ю Хилиль // Вестник МГУКИ. - 2011. - №1. - С. 19- 23.
62. Холопова В.Н. Композитор Альфред Шнитке: монография /
В.Н. Холопова. - М.: Аркаим, 2003. - 251 с.
63. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Шамова Т.И. - М.: Педагогика, 1982. - 208 с.
64. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В. Н. Шацкая. - М.: Педагогика, 1975. - 200 с.
65. Шнитке А. Г. Concerto grosso No. 2, Кантата «История доктора Иоганна Фауста»: аннотация к CD диску. - Мелодия, 1987 г.
66. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ