Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие словаря детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром (Развитие речи, Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №47463

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы37
Год сдачи2018
Стоимость400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
475
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МБДОУ «Детский сад №30» г. Барнаул.
Выборка: 10 детей среднего дошкольного возраста от 4 лет 1 месяца до 5 лет 8 месяцев.
Есть приложения.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она подойдет для любого города и вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы формирования словаря у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром 5
1.1 Особенности словаря детей среднего дошкольного возраста 5
1.2 Особенности формирования словаря у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром 10
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей сформированности словаря у детей среднего дошкольного возраста 17
2.1 Процедура и методика исследования 17
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 19
Заключение 25
Список использованных источников 27
Приложение 30


Актуальность исследования. Одной из главных задач развития речи является формирование её лексической стороны. Уже в дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть объёмом словаря, достаточным для того, чтобы понимать речь взрослых и сверстников, содержание литературных произведений, теле- и радиопередач. Н.Г. Яковлева и др. отмечает, что дети с развитым словарным запасом успешнее осваивают образовательную программу детского сада, легче овладевают навыком чтения, быстрее усваивают нормы грамматического строя языка [34, с. 56]. Формирование лексики ребенка тесно связано с развитием его познавательной деятельностью. Овладение словом отражает, прежде всего, процесс соотношения мышления и речи в сознании ребенка и во многом определяется уровнем его интеллектуального развития, тесно связано с формированием восприятия, памяти и других психических процессов. Один из значимых факторов успешности речевого общения, указывает У.Ш. Утянова, – сформированность словаря. Нарушение в овладении словарем существенно затрудняет общение, сотрудничество ребенка с взрослым, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и, в дальнейшем, письменной речи, служит препятствием при овладении школьной программой [29, с. 12].
Степень изученности. Проблемой развития речи детей дошкольного возраста занимались Л.С. Выготский, С.А. Иванова, В.А. Калягин, О.А. Ковалева, И.М. Ладогова, К.С. Лещенко, Н.Г. Яковлева и др. Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.А. Люблинская и др. раскрыли особенности развития детей четвертого года жизни. С.А. Иванова, В.А. Калягин, Н.А. Лиман, Ю.В. Терентьева, Н.Г. Яковлева исследовали особенности развития лексического строя у детей дошкольного возраста. А.И. Баевой, С.Ю. Кондратьевой, А.И. Лаврентьевой, О.Л. Перышкиной, Е.Н. Соколовой, У.Ш. Утяновой и др. определены педагогические условия эффективного развития лексической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста. Однако, при обширном изучении речевого развития, недостаточно изученными остаются вопросы формирования словаря у дошкольников в процессе ознакомления с предметным миром, как одного из основных компонентов развития речи.
Цель исследования – изучить особенности формирования словаря у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности развития словаря в онтогенезе.
2. Определить особенности формирования словаря у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром.
3. Выявить состояние сформированности словаря у детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предположили, что состояние словаря у детей среднего дошкольного возраста будет характеризоваться бедностью, однообразием, отсутствием навыка объяснения лексического значения слов.
Объект исследования – словарь детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности формирования словаря у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; обследование состояние сформированности словаря у детей среднего дошкольного возраста, методы количественного и качественного анализа результатов исследования (в процентном соотношении).
База исследования: База исследования: МБДОУ «Детский сад №30» г. Барнаул. Выборку исследования составили 10 детей среднего дошкольного возраста: возраст детей от 4,1 до 5,8 лет.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность исследования обусловлена тем, что формирование у детей среднего дошкольного возраста является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Средний дошкольный возраст характеризуется новыми достижениями в развитии речи ребенка, Дети свободно пользуются речью, легко вступают в контакт не только со знакомыми, но и с посторонними людьми. Потребность в общении побуждает дошкольников к проявлению инициативы, они сами начинают разговор, задают много вопросов, их познавательные потребности увеличиваются, Детей интересуют явления природы, взаимоотношения между людьми, незнакомые предметы. Нужно поддержать этот интерес, так как он лежит в основе дальнейшего развития речи и других высших психических функций ребенка.
В словарном составе языка у детей среднего дошкольного возраста преобладают существительные и глаголы. Усвоение прилагательных вызывает сложности, в связи с чем, в речи детей используются только прилагательные, которые обозначают воспринимаемые свойства предметов. Трудности у детей среднего дошкольного возраста наблюдаются и в определении цвета и формы предметов.
Развитию активного словаря детей среднего дошкольного возраста в наибольшей мере способствует проведение с ними целенаправленной работы по обогащению словарного запаса дошкольников в процессе ознакомления с предметным миром. процесс формирования словаря у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром будет проходить эффективнее при следующих педагогических условиях: отборе содержания словарной работы с учетом требований программы воспитания и обучения, деятельности детей, задачами ознакомления с предметным и окружающим миром; использовании разнообразных методов и приемов словарной работы при проведении мероприятий по ознакомлению с с предметным миром; взаимодействии с родителями.
С целью определения уровня сформированности словаря у детей среднего дошкольного возраста было организовано и проведено экспериментальное исследование. Для обследования состояния сформированности словаря у детей среднего дошкольного возраста был применен комплекс диагностических методик Е.А. Стреблевой.
Полученные в экспериментальном исследовании результаты свидетельствует о недостаточном уровне сформированности словаря у детей среднего дошкольного возраста, что подтверждает необходимость проведения с ними коррекционной работы т.к. формирование словаря очень важно для развития речи ребёнка. При малом содержании в речи ребёнка имён существительных, имен прилагательных, глаголов, активной и пассивной лексики его речь становится бедной, не красочной, не эмоциональной. При поступлении в школу у ребёнка объём запаса слов должен соответствовать возрастным нормативам от этого будет зависеть успешность его обучения в школе.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Антонова, Л.И. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Л.И. Антонова. – М.: Академия, 2016. – 400 с.
2. Ананьев, Б.Г. Антропология / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер. 2015. – 587 с.
3. Баева, А.И. Изучение состояния речевых процессов у детей младшего дошкольного возраста / А.И. Баева // Логопед. – №2. – 2016. – С. 40-43.
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М. Академия, 2014. – 874 с.
5. Грибанова, О.Е. Особенности активного и пассивного словаря деетй младшего дошкольного возраста / О.Е. Грибанова // Детский сад от А до Я. – 2015. – № 6. – С. 7-16.
6. Иванова, С.А. Методика развития речи / С.А. Иванова. – М.: Т,Ц Сфера, 2016. – 299 с.
7. Калягин, В.А. Логопсихология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 3-е изд., стер. / В.А. Калягин – М.: Академия, 2015. – 320 с.
8. Карпукова, В.А. Ситуация речевого развития в младшем дошкольном возрасте / В.А. Карпукова // Педагогика. – 2016. – №4. – С. 63-66.
9. Ковалева, О.А. Дидактические игры как средство развития словаря детей младшего дошкольного возраста / О.А. Ковалева // Практический психолог и логопед. – 2016. – № 1. – С. 46-55.
10. Ковалева, О.А. Лексика, грамматика, связная речь детей младшего дошкольного возраста / О.А. Ковалева. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 119 с.
11. Кондратьева, С.Ю. Если у ребенка задержка психического развитии / С.Ю. Кондратьева. – СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 64 с.
12. Кухоренко, Л.А. Речевое развитие дошкольников / Л.А. Кухоренко. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2014. – 248 с.
13. Лаврентьева, А.И. Особенности лексики дошкольников с ОНР / А.И. Лаврентьева // Дефектолог. – 2016. – №4. – С. 52-56.
14. Ладогова, И.М. Методы и приемы пополнения словаря дошкольников / И.М. Ладогова. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2013. – 249 с.
15. Лещенко, К.С. Методика развития лексической стороны речи на занятиях в детском саду / К.С. Лещенко. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 156 с.
16. Лиман, Н.А. Лексическое развитие в дошкольном возрасте / Н.А. Лиман // Логопедия. – 2016. – №4. – С. 58-59.
17. Логинова, В.И. Формирование словаря дошкольника / В.И. Логинова // Дефектология. – 2015. – №4. – С. 52-55.
18. Люблинская, А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2013. – 457 с.
19. Олту, С.П. Изучение речевого развития дошкольников с задержкой психического развития с помощью разных диагностических систем / С.П. Олту // Коррекционная педагогика. – 2014. – № 2 (апр.-июнь). – С. 63-65.
20. Перышкина, О.Л. Речевая деятельность дошкольников на занятиях в детском саду / О.Л. Перышкина // Логопед. – 2016. – №3. – С. 32-34.
21. Рогова, П.Д. Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста / П.Д. Рогова. – Н.Новогород: ООО «Цветной бульвар», 2015. – 169 с.
22. Светличная, А. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста / А. Светличная // Коррекционная педагогика. – 2016. – № 3 (май-июнь). – С. 58-62.
23. Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие / А.В. Семенович. – М.: Генезис, 2014. – 171 с.
24. Симакова, Т.А. Учимся, играя: логопедическая работа с дошкольниками и младшими школьниками / Т.А. Симакова // Логопедия сегодня. – 2016. – № 4 (окт.-дек.). – С. 19-23.
25. Соколова, Е.Н. Развитие словаря дошкольников / Е.Н. Соколова // Дефектология. – 2014. – №2. – С. 52-56.
26. Терентьева, Ю.В. Социально-психологические особенности детей с четвертого года жизни / Ю.В. Терентьева // Мир психологии. – 2015. – № 4. – С. 74-77.
27. Трошин, О.В. Логопсихология: Учебное пособие / О.В. Трошина, Е.В. Жулина. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 256 с.
28. Тушканова, Г.Е. Особенности речи детей младшего дошкольного возраста / Г.Е. Тушканова // Дефектология. – 2015. – №3. – С. 23-25.
29. Утянова, У.Ш. Создание педагогических условий для развития речи детей младшего дошкольного возраста / У.Ш. Утянова // Дефектология. – 2013. – №4. – С. 11-13.
30. Федоренко, Л.П. Этапы формирования словаря дошкольника / Л.П. Федоренко // Логопед. – 2016. – №3. – С. 61-65.
31. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2015. – 224 с.
32. Шичанина, О.В. Семантическая структура слова и основные аспекты работы над лексикой с дошкольниками / О.В. Шичанина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 6. – С. 61-65.
33. Хватцев, М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками / М.Е. Хватцев. – М.: АСТ, 2012. – 266 с
34. Яковлева, Н.Г. Педагогика и психология / Н.Г. Яковлева. – СПб.: Питер, 2015. – 452 с.
35. Яркова, Д.Л. Создание предметно-развивающей среды для успешного развития словаря младшего дошкольника / Д.Л. Яркова // Детский сад от А до Я. – 2015. – №3. – С. 58-61.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ