ПОЛОРОЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ СРЕДСТВАМИ ТАТАРСКОГО ИГРОВОГО ФОЛЬКЛОРА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы полоролевого воспитания младших школьников на уроках музыки средствами татарского игрового фольклора . .. 8
1.1 Полоролевое воспитание младших школьников как психолого¬
педагогическая проблема 8
1.2 Воспитательный потенциал татарского игрового фольклора на уроках музыки 165
Выводы по I главе 25
Глава 2. Практический аспект полоролевого воспитания младших школьников на уроках музыки средствами татарского игрового фольклора. 26
2.1 Разработка цикла уроков музыки на основе татарского игрового
фольклора 26
2.2 Ход и результаты практической работы по полоролевому воспитанию
младших школьников на уроках музыки 34
Выводы по II главе 53
Заключение 53
Список литературы 576
Приложения
Глава 1. Теоретические основы полоролевого воспитания младших школьников на уроках музыки средствами татарского игрового фольклора . .. 8
1.1 Полоролевое воспитание младших школьников как психолого¬
педагогическая проблема 8
1.2 Воспитательный потенциал татарского игрового фольклора на уроках музыки 165
Выводы по I главе 25
Глава 2. Практический аспект полоролевого воспитания младших школьников на уроках музыки средствами татарского игрового фольклора. 26
2.1 Разработка цикла уроков музыки на основе татарского игрового
фольклора 26
2.2 Ход и результаты практической работы по полоролевому воспитанию
младших школьников на уроках музыки 34
Выводы по II главе 53
Заключение 53
Список литературы 576
Приложения
Актуальность исследования. Научно-технический прогресс XX-XXI веков резко изменил бытовые и экономические условия семьи. Значительно вырос образовательный уровень мужчин и женщин, снизилась финансовая зависимость женщины в семье, но остались стереотипы ролевого «домостроевского» сознания, не позволяющие ни мужчине, ни женщине в целом раскрыть полностью свой потенциал, развивать свои способности и интересы. Огромное количество разводов, разрушение семейных ценностей, снижение рождаемости - вот далеко не полный список проблем современного российского общества. Противоречивость половозрастных взаимоотношений требует учета не только изменившегося положения женщины в обществе, но и изменения статуса мужчины в нем.
Гармоничное всестороннее развитие каждого ребенка зависит от многих обстоятельств, но, в первую очередь, от его психогенетического наследования, социального окружения, качества педагогического воздействия и образовательной среды.
Знакомство с основами гендерной психологии и педагогики стало необходимо коллективу при решении задач социализации и, при этом, под-толкнуло к полному переосмыслению способов взаимодействия с девочками и мальчиками, т.к. у них эти процессы протекают совершенно по-разному.
Степень исследованности. Методологические и теоретические основы полоролевого воспитания разрабатывались на философско-историческом и историко-педагогическом уровнях. Философско-исторические категории «мужественность», «женственность», «пол», «гендер», «материнство», «отцовство» рассматривались в работах П.А. Бакунина, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, В.С. Библера, Л.Н. Гумилева, И.А. Ильина, П.Ф. Каптерева, Р.Л. Лившица, Д.С. Лихачева, Е.И. Рерих, В.В. Розанова, В.С. Соловьева и др.
Изучение традиций как части культуры, ценностей семьи, пола, поло-ролевого поведения с позиций смыслового и функционального подходов осуществлялось Ю.В. Бромлеем, Г.Н. Волковым, М.И. Забылиным, Н.И. Костомаровым и др.
Проблема развития личности как представителя пола отражены в работах В.Б. Каган, Д.Н. Исаева, Д.В. Колесова, В.С. Мухина, Т.А. Репина, И.С. Кон, А.Г. Хрипковой и др.
Проблема исследования. Однако в настоящее время отмечается недостаточное количество методической литературы по вопросу организации полоролевого воспитания детей младшего школьного возраста на уроках музыки, в связи с этим положением возникает противоречие между необходимостью полоролевого воспитания детей и недостаточной методической обеспеченностью данного процесса на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Тема выпускной квалификационной работы: Полоролевое воспитание младших школьников на уроках музыки средствами татарского игрового фольклора.
Объект исследования: полоролевое воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - процесс полоролевого воспитания детей младшего школьного возраста на уроках музыки средствами татарского игрового фольклора.
Цель исследования заключается в исследовании теоретических основ и практического опыта полоролевого воспитания детей младшего школьного возраста на уроках музыки в школе средствами татарского игрового фольклора.
Гипотеза исследования. Полоролевое воспитание младших школьников на уроках музыки будет эффективным, если:
- будут определены содержание, критерии и уровни полоролевой воспитанности младших школьников;
- будет выявлен потенциал татарского игрового фольклора как средства полоролевого воспитания младших школьников на уроках музыки;
- будут разработаны конспекты и реализован цикл уроков музыки, направленных на полоролевое воспитание младших школьников средствами татарского игрового фольклора.
Проблема, цель и гипотеза исследования обусловила необходимость решения ряда следующих задач:
1) определить содержание полоролевого воспитания детей младше¬го школьного возраста как психолого-педагогической проблемы;
2) выявить воспитательный потенциал татарского игрового фольклора как средства полоролевого развития детей;
3) разработать и экспериментально проверить цикл уроков музыки с использованием татарского игрового фольклора как средства полоролевого воспитания детей.
Научная новизна исследования и практическая значимость исследования заключается в том, что:
- были расширены представления об особенностях процесса полоролевого развития младших школьников на уроках музыки посредством татарского игрового фольклора.
- разработанные конспекты цикла уроков музыки на основе татарского игрового фольклора могут использоваться преподавателями общеобразовательных школ с целью полоролевого развития детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
• теоретические, включающие анализ и систематизацию психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• практические, включающие педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, качественный и количественный математический анализ полученных данных, педагогическая интерпретация результатов исследования.
Методологическую основу исследования составляют научные положения в области воспитания, психологии, педагогики, физиологии о развитии и воспитании личности в возрастном становлении (О.И. Иванова, Д. Элиум, Н.Л. Белопольская, Н.Е. Татаринцева, А.М. Щетинина, Р.С. Немов), научные подходы - аксиологический, дифференцированный и личностно ориентированный, позволяющие рассматривать процесс полоролевого воспитания в контексте духовного развития личности.
Объем работы. Работа состоит из двух глав и 4 параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Объем составляет 86 страниц.
Гармоничное всестороннее развитие каждого ребенка зависит от многих обстоятельств, но, в первую очередь, от его психогенетического наследования, социального окружения, качества педагогического воздействия и образовательной среды.
Знакомство с основами гендерной психологии и педагогики стало необходимо коллективу при решении задач социализации и, при этом, под-толкнуло к полному переосмыслению способов взаимодействия с девочками и мальчиками, т.к. у них эти процессы протекают совершенно по-разному.
Степень исследованности. Методологические и теоретические основы полоролевого воспитания разрабатывались на философско-историческом и историко-педагогическом уровнях. Философско-исторические категории «мужественность», «женственность», «пол», «гендер», «материнство», «отцовство» рассматривались в работах П.А. Бакунина, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, В.С. Библера, Л.Н. Гумилева, И.А. Ильина, П.Ф. Каптерева, Р.Л. Лившица, Д.С. Лихачева, Е.И. Рерих, В.В. Розанова, В.С. Соловьева и др.
Изучение традиций как части культуры, ценностей семьи, пола, поло-ролевого поведения с позиций смыслового и функционального подходов осуществлялось Ю.В. Бромлеем, Г.Н. Волковым, М.И. Забылиным, Н.И. Костомаровым и др.
Проблема развития личности как представителя пола отражены в работах В.Б. Каган, Д.Н. Исаева, Д.В. Колесова, В.С. Мухина, Т.А. Репина, И.С. Кон, А.Г. Хрипковой и др.
Проблема исследования. Однако в настоящее время отмечается недостаточное количество методической литературы по вопросу организации полоролевого воспитания детей младшего школьного возраста на уроках музыки, в связи с этим положением возникает противоречие между необходимостью полоролевого воспитания детей и недостаточной методической обеспеченностью данного процесса на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Тема выпускной квалификационной работы: Полоролевое воспитание младших школьников на уроках музыки средствами татарского игрового фольклора.
Объект исследования: полоролевое воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - процесс полоролевого воспитания детей младшего школьного возраста на уроках музыки средствами татарского игрового фольклора.
Цель исследования заключается в исследовании теоретических основ и практического опыта полоролевого воспитания детей младшего школьного возраста на уроках музыки в школе средствами татарского игрового фольклора.
Гипотеза исследования. Полоролевое воспитание младших школьников на уроках музыки будет эффективным, если:
- будут определены содержание, критерии и уровни полоролевой воспитанности младших школьников;
- будет выявлен потенциал татарского игрового фольклора как средства полоролевого воспитания младших школьников на уроках музыки;
- будут разработаны конспекты и реализован цикл уроков музыки, направленных на полоролевое воспитание младших школьников средствами татарского игрового фольклора.
Проблема, цель и гипотеза исследования обусловила необходимость решения ряда следующих задач:
1) определить содержание полоролевого воспитания детей младше¬го школьного возраста как психолого-педагогической проблемы;
2) выявить воспитательный потенциал татарского игрового фольклора как средства полоролевого развития детей;
3) разработать и экспериментально проверить цикл уроков музыки с использованием татарского игрового фольклора как средства полоролевого воспитания детей.
Научная новизна исследования и практическая значимость исследования заключается в том, что:
- были расширены представления об особенностях процесса полоролевого развития младших школьников на уроках музыки посредством татарского игрового фольклора.
- разработанные конспекты цикла уроков музыки на основе татарского игрового фольклора могут использоваться преподавателями общеобразовательных школ с целью полоролевого развития детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
• теоретические, включающие анализ и систематизацию психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• практические, включающие педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, качественный и количественный математический анализ полученных данных, педагогическая интерпретация результатов исследования.
Методологическую основу исследования составляют научные положения в области воспитания, психологии, педагогики, физиологии о развитии и воспитании личности в возрастном становлении (О.И. Иванова, Д. Элиум, Н.Л. Белопольская, Н.Е. Татаринцева, А.М. Щетинина, Р.С. Немов), научные подходы - аксиологический, дифференцированный и личностно ориентированный, позволяющие рассматривать процесс полоролевого воспитания в контексте духовного развития личности.
Объем работы. Работа состоит из двух глав и 4 параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Объем составляет 86 страниц.
Полоролевое воспитание - процесс, направленный на выработку качеств, черт личности, определяющих необходимое для общества отношения человека к представителям другого пола. Половое воспитание предполагает не только нравственное поведение взрослых, но и соответствующее поведение детей, которые должны быть правильно воспитаны в половом отношении.
Воздействие традиционной культуры на личность осуществляется через передачу культурных архетипов - базисных элементов культуры, которые формируют модели духовной жизни. Конкретные формы традиционной культуры, как и социальные механизмы их трансмиссии, носят исторически преходящий характер.
Во время уроков музыки у педагога есть множество возможностей подчеркнуть самые привлекательные черты противоположного пола. Важно поддерживать и развивать у девочек мягкость, нежность, отзывчивость, аккуратность, стремление к красоте и желание помогать, а у мальчиков - смелость, решительность, ответственность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола.
Все основные части урока музыки (музыкально-ритмические движения; пение; слушанье музыки; игра на музыкальных инструментах; музыкально-дидактическая игра; театрализованная деятельность) следует проводить с учетом полоролевых особенностей.
«Татарский игровой фольклор» в широком смысле включает созданные народом материальные и духовные ценности, заложенные в них традиции трудового, нравственного, эстетического, конфессионального, интеллектуального характера, свидетельствующие о богатстве исторического опыта и наследуемые из поколения в поколение благодаря своей жизненной необходимости и востребованности.
Игровой фольклор татарского народа богат и разнообразен. Неоценим он по своему двигательному содержанию. Ходьба, бег, прыжки, метание, и другие виды движения - все это можно найти в таких татарских народных играх: «Капка», «Серый волк», «Кто первый?», «Займи место», «Угадай и догони» и других. Почти все они в большей или меньшей степени способствуют формированию жизненно важных навыков, совершенствованию физического развития, воспитывает необходимые морально - волевые качества.
Овладение подрастающим поколением богатой вокальной культурой татарского народа происходило различными путями, и, прежде всего, в условиях семейного музицирования. Важным средством приобщения молодёжи к песенной культуре народа было слушание лирических, бытовых, шуточных и игровых песен в исполнении взрослых. Именно на уроках музыки посредством игрового фольклора появляются все необходимые возможности для полоролевого воспитания детей младшего школьного возраста.
В качестве базы проведения констатирующего эксперимента выступало Арская НОШ №3 - Детский сад.
В исследовании участвовало 30 детей (14 девочек и 16 мальчиков) в возрасте 7-8 лет. Дети случайным образом были поделены нами на две группы: контрольную (16 детей - 6 девочек и 10 мальчиков) и экспериментальную (14 детей - 8 девочек и 6 мальчиков).
Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня поло-ролевой воспитанности детей младшего школьного возраста
В основу были взяты теоретические положения исследований Н.Л. Белопольской, Н.Е. Татаринцевой, О.И. Ивановой, А.М. Щетининой и др. о развитии основных компонентов полоролевого развития младших школьников, исходя из чего были выявлены показатели для исследования которых мы подобрали соответствующие диагностические задания.
Итак, исследование уровня полоролевого развития показало, что у большинства детей младшего школьного возраста диагностированы низкий (27 % детей) и средний (43 % детей) уровни. Высокого уровня достигают только 40% испытуемых. Данные результаты свидетельствуют о необходимости осуществления целенаправленной работы по развитию половозрастной идентичности у детей младшего школьного возраста. В качестве средства развития был определен татарский игровой фольклор.
Результаты контрольного среза показали положительную динамику развития половозрастной идентичности. Количественный анализ показал, что количество детей с высоким уровнем развития половозрастной идентичности у детей экспериментальной группы возросло до 71 %, количество детей со средним уровнем развития осталось неизменным, но зато процент детей с низким уровнем развития половозрастной идентичности сведен к нулю. Отсюда мы можем сделать вывод, что уровень развития половозрастной идентичности у детей экспериментальной группы изменился со среднего до высокого у 28,5 % детей, а количество детей, изменивших свой уровень развития половозрастной идентичности с низкого до среднего - 28,5 %.
Качественный анализ данных показал, что дети стали лучше осознавать признаки своего пола; у детей сформировалось представление о социальных полоролевых функциях в будущем. Преимущественное количество детей стали уверенно называть признаки мужественности и женственности, которые отражаются не только внешне, но и проявляются в поведении. Дети стали осознавать необратимость своего пола, у большинства детей сформировалось положительное отношение к своему полу.
Согласно результатам контрольного эксперимента можно сделать вы¬вод, что занятия с использованием татарского игрового фольклора на уроках музыки способствуют эффективному развитию у детей младшего школьного возраста половозрастной идентичности.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.
Воздействие традиционной культуры на личность осуществляется через передачу культурных архетипов - базисных элементов культуры, которые формируют модели духовной жизни. Конкретные формы традиционной культуры, как и социальные механизмы их трансмиссии, носят исторически преходящий характер.
Во время уроков музыки у педагога есть множество возможностей подчеркнуть самые привлекательные черты противоположного пола. Важно поддерживать и развивать у девочек мягкость, нежность, отзывчивость, аккуратность, стремление к красоте и желание помогать, а у мальчиков - смелость, решительность, ответственность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола.
Все основные части урока музыки (музыкально-ритмические движения; пение; слушанье музыки; игра на музыкальных инструментах; музыкально-дидактическая игра; театрализованная деятельность) следует проводить с учетом полоролевых особенностей.
«Татарский игровой фольклор» в широком смысле включает созданные народом материальные и духовные ценности, заложенные в них традиции трудового, нравственного, эстетического, конфессионального, интеллектуального характера, свидетельствующие о богатстве исторического опыта и наследуемые из поколения в поколение благодаря своей жизненной необходимости и востребованности.
Игровой фольклор татарского народа богат и разнообразен. Неоценим он по своему двигательному содержанию. Ходьба, бег, прыжки, метание, и другие виды движения - все это можно найти в таких татарских народных играх: «Капка», «Серый волк», «Кто первый?», «Займи место», «Угадай и догони» и других. Почти все они в большей или меньшей степени способствуют формированию жизненно важных навыков, совершенствованию физического развития, воспитывает необходимые морально - волевые качества.
Овладение подрастающим поколением богатой вокальной культурой татарского народа происходило различными путями, и, прежде всего, в условиях семейного музицирования. Важным средством приобщения молодёжи к песенной культуре народа было слушание лирических, бытовых, шуточных и игровых песен в исполнении взрослых. Именно на уроках музыки посредством игрового фольклора появляются все необходимые возможности для полоролевого воспитания детей младшего школьного возраста.
В качестве базы проведения констатирующего эксперимента выступало Арская НОШ №3 - Детский сад.
В исследовании участвовало 30 детей (14 девочек и 16 мальчиков) в возрасте 7-8 лет. Дети случайным образом были поделены нами на две группы: контрольную (16 детей - 6 девочек и 10 мальчиков) и экспериментальную (14 детей - 8 девочек и 6 мальчиков).
Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня поло-ролевой воспитанности детей младшего школьного возраста
В основу были взяты теоретические положения исследований Н.Л. Белопольской, Н.Е. Татаринцевой, О.И. Ивановой, А.М. Щетининой и др. о развитии основных компонентов полоролевого развития младших школьников, исходя из чего были выявлены показатели для исследования которых мы подобрали соответствующие диагностические задания.
Итак, исследование уровня полоролевого развития показало, что у большинства детей младшего школьного возраста диагностированы низкий (27 % детей) и средний (43 % детей) уровни. Высокого уровня достигают только 40% испытуемых. Данные результаты свидетельствуют о необходимости осуществления целенаправленной работы по развитию половозрастной идентичности у детей младшего школьного возраста. В качестве средства развития был определен татарский игровой фольклор.
Результаты контрольного среза показали положительную динамику развития половозрастной идентичности. Количественный анализ показал, что количество детей с высоким уровнем развития половозрастной идентичности у детей экспериментальной группы возросло до 71 %, количество детей со средним уровнем развития осталось неизменным, но зато процент детей с низким уровнем развития половозрастной идентичности сведен к нулю. Отсюда мы можем сделать вывод, что уровень развития половозрастной идентичности у детей экспериментальной группы изменился со среднего до высокого у 28,5 % детей, а количество детей, изменивших свой уровень развития половозрастной идентичности с низкого до среднего - 28,5 %.
Качественный анализ данных показал, что дети стали лучше осознавать признаки своего пола; у детей сформировалось представление о социальных полоролевых функциях в будущем. Преимущественное количество детей стали уверенно называть признаки мужественности и женственности, которые отражаются не только внешне, но и проявляются в поведении. Дети стали осознавать необратимость своего пола, у большинства детей сформировалось положительное отношение к своему полу.
Согласно результатам контрольного эксперимента можно сделать вы¬вод, что занятия с использованием татарского игрового фольклора на уроках музыки способствуют эффективному развитию у детей младшего школьного возраста половозрастной идентичности.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.



