Введение 3
Глава 1. Теоретические основы полоролевого воспитания младших школьников на уроках музыки средствами татарского игрового фольклора . .. 8
1.1 Полоролевое воспитание младших школьников как психолого¬
педагогическая проблема 8
1.2 Воспитательный потенциал татарского игрового фольклора на уроках музыки 165
Выводы по I главе 25
Глава 2. Практический аспект полоролевого воспитания младших школьников на уроках музыки средствами татарского игрового фольклора. 26
2.1 Разработка цикла уроков музыки на основе татарского игрового
фольклора 26
2.2 Ход и результаты практической работы по полоролевому воспитанию
младших школьников на уроках музыки 34
Выводы по II главе 53
Заключение 53
Список литературы 576
Приложения
Актуальность исследования. Научно-технический прогресс XX-XXI веков резко изменил бытовые и экономические условия семьи. Значительно вырос образовательный уровень мужчин и женщин, снизилась финансовая зависимость женщины в семье, но остались стереотипы ролевого «домостроевского» сознания, не позволяющие ни мужчине, ни женщине в целом раскрыть полностью свой потенциал, развивать свои способности и интересы. Огромное количество разводов, разрушение семейных ценностей, снижение рождаемости - вот далеко не полный список проблем современного российского общества. Противоречивость половозрастных взаимоотношений требует учета не только изменившегося положения женщины в обществе, но и изменения статуса мужчины в нем.
Гармоничное всестороннее развитие каждого ребенка зависит от многих обстоятельств, но, в первую очередь, от его психогенетического наследования, социального окружения, качества педагогического воздействия и образовательной среды.
Знакомство с основами гендерной психологии и педагогики стало необходимо коллективу при решении задач социализации и, при этом, под-толкнуло к полному переосмыслению способов взаимодействия с девочками и мальчиками, т.к. у них эти процессы протекают совершенно по-разному.
Степень исследованности. Методологические и теоретические основы полоролевого воспитания разрабатывались на философско-историческом и историко-педагогическом уровнях. Философско-исторические категории «мужественность», «женственность», «пол», «гендер», «материнство», «отцовство» рассматривались в работах П.А. Бакунина, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, В.С. Библера, Л.Н. Гумилева, И.А. Ильина, П.Ф. Каптерева, Р.Л. Лившица, Д.С. Лихачева, Е.И. Рерих, В.В. Розанова, В.С. Соловьева и др.
Изучение традиций как части культуры, ценностей семьи, пола, поло-ролевого поведения с позиций смыслового и функционального подходов осуществлялось Ю.В. Бромлеем, Г.Н. Волковым, М.И. Забылиным, Н.И. Костомаровым и др.
Проблема развития личности как представителя пола отражены в работах В.Б. Каган, Д.Н. Исаева, Д.В. Колесова, В.С. Мухина, Т.А. Репина, И.С. Кон, А.Г. Хрипковой и др.
Проблема исследования. Однако в настоящее время отмечается недостаточное количество методической литературы по вопросу организации полоролевого воспитания детей младшего школьного возраста на уроках музыки, в связи с этим положением возникает противоречие между необходимостью полоролевого воспитания детей и недостаточной методической обеспеченностью данного процесса на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Тема выпускной квалификационной работы: Полоролевое воспитание младших школьников на уроках музыки средствами татарского игрового фольклора.
Объект исследования: полоролевое воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - процесс полоролевого воспитания детей младшего школьного возраста на уроках музыки средствами татарского игрового фольклора.
Цель исследования заключается в исследовании теоретических основ и практического опыта полоролевого воспитания детей младшего школьного возраста на уроках музыки в школе средствами татарского игрового фольклора.
Гипотеза исследования. Полоролевое воспитание младших школьников на уроках музыки будет эффективным, если:
- будут определены содержание, критерии и уровни полоролевой воспитанности младших школьников;
- будет выявлен потенциал татарского игрового фольклора как средства полоролевого воспитания младших школьников на уроках музыки;
- будут разработаны конспекты и реализован цикл уроков музыки, направленных на полоролевое воспитание младших школьников средствами татарского игрового фольклора.
Проблема, цель и гипотеза исследования обусловила необходимость решения ряда следующих задач:
1) определить содержание полоролевого воспитания детей младше¬го школьного возраста как психолого-педагогической проблемы;
2) выявить воспитательный потенциал татарского игрового фольклора как средства полоролевого развития детей;
3) разработать и экспериментально проверить цикл уроков музыки с использованием татарского игрового фольклора как средства полоролевого воспитания детей.
Научная новизна исследования и практическая значимость исследования заключается в том, что:
- были расширены представления об особенностях процесса полоролевого развития младших школьников на уроках музыки посредством татарского игрового фольклора.
- разработанные конспекты цикла уроков музыки на основе татарского игрового фольклора могут использоваться преподавателями общеобразовательных школ с целью полоролевого развития детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
• теоретические, включающие анализ и систематизацию психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• практические, включающие педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, качественный и количественный математический анализ полученных данных, педагогическая интерпретация результатов исследования.
Методологическую основу исследования составляют научные положения в области воспитания, психологии, педагогики, физиологии о развитии и воспитании личности в возрастном становлении (О.И. Иванова, Д. Элиум, Н.Л. Белопольская, Н.Е. Татаринцева, А.М. Щетинина, Р.С. Немов), научные подходы - аксиологический, дифференцированный и личностно ориентированный, позволяющие рассматривать процесс полоролевого воспитания в контексте духовного развития личности.
Объем работы. Работа состоит из двух глав и 4 параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Объем составляет 86 страниц.
Полоролевое воспитание - процесс, направленный на выработку качеств, черт личности, определяющих необходимое для общества отношения человека к представителям другого пола. Половое воспитание предполагает не только нравственное поведение взрослых, но и соответствующее поведение детей, которые должны быть правильно воспитаны в половом отношении.
Воздействие традиционной культуры на личность осуществляется через передачу культурных архетипов - базисных элементов культуры, которые формируют модели духовной жизни. Конкретные формы традиционной культуры, как и социальные механизмы их трансмиссии, носят исторически преходящий характер.
Во время уроков музыки у педагога есть множество возможностей подчеркнуть самые привлекательные черты противоположного пола. Важно поддерживать и развивать у девочек мягкость, нежность, отзывчивость, аккуратность, стремление к красоте и желание помогать, а у мальчиков - смелость, решительность, ответственность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола.
Все основные части урока музыки (музыкально-ритмические движения; пение; слушанье музыки; игра на музыкальных инструментах; музыкально-дидактическая игра; театрализованная деятельность) следует проводить с учетом полоролевых особенностей.
«Татарский игровой фольклор» в широком смысле включает созданные народом материальные и духовные ценности, заложенные в них традиции трудового, нравственного, эстетического, конфессионального, интеллектуального характера, свидетельствующие о богатстве исторического опыта и наследуемые из поколения в поколение благодаря своей жизненной необходимости и востребованности.
Игровой фольклор татарского народа богат и разнообразен. Неоценим он по своему двигательному содержанию. Ходьба, бег, прыжки, метание, и другие виды движения - все это можно найти в таких татарских народных играх: «Капка», «Серый волк», «Кто первый?», «Займи место», «Угадай и догони» и других. Почти все они в большей или меньшей степени способствуют формированию жизненно важных навыков, совершенствованию физического развития, воспитывает необходимые морально - волевые качества.
Овладение подрастающим поколением богатой вокальной культурой татарского народа происходило различными путями, и, прежде всего, в условиях семейного музицирования. Важным средством приобщения молодёжи к песенной культуре народа было слушание лирических, бытовых, шуточных и игровых песен в исполнении взрослых. Именно на уроках музыки посредством игрового фольклора появляются все необходимые возможности для полоролевого воспитания детей младшего школьного возраста.
В качестве базы проведения констатирующего эксперимента выступало Арская НОШ №3 - Детский сад.
В исследовании участвовало 30 детей (14 девочек и 16 мальчиков) в возрасте 7-8 лет. Дети случайным образом были поделены нами на две группы: контрольную (16 детей - 6 девочек и 10 мальчиков) и экспериментальную (14 детей - 8 девочек и 6 мальчиков).
Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня поло-ролевой воспитанности детей младшего школьного возраста
В основу были взяты теоретические положения исследований Н.Л. Белопольской, Н.Е. Татаринцевой, О.И. Ивановой, А.М. Щетининой и др. о развитии основных компонентов полоролевого развития младших школьников, исходя из чего были выявлены показатели для исследования которых мы подобрали соответствующие диагностические задания.
Итак, исследование уровня полоролевого развития показало, что у большинства детей младшего школьного возраста диагностированы низкий (27 % детей) и средний (43 % детей) уровни. Высокого уровня достигают только 40% испытуемых. Данные результаты свидетельствуют о необходимости осуществления целенаправленной работы по развитию половозрастной идентичности у детей младшего школьного возраста. В качестве средства развития был определен татарский игровой фольклор.
Результаты контрольного среза показали положительную динамику развития половозрастной идентичности. Количественный анализ показал, что количество детей с высоким уровнем развития половозрастной идентичности у детей экспериментальной группы возросло до 71 %, количество детей со средним уровнем развития осталось неизменным, но зато процент детей с низким уровнем развития половозрастной идентичности сведен к нулю. Отсюда мы можем сделать вывод, что уровень развития половозрастной идентичности у детей экспериментальной группы изменился со среднего до высокого у 28,5 % детей, а количество детей, изменивших свой уровень развития половозрастной идентичности с низкого до среднего - 28,5 %.
Качественный анализ данных показал, что дети стали лучше осознавать признаки своего пола; у детей сформировалось представление о социальных полоролевых функциях в будущем. Преимущественное количество детей стали уверенно называть признаки мужественности и женственности, которые отражаются не только внешне, но и проявляются в поведении. Дети стали осознавать необратимость своего пола, у большинства детей сформировалось положительное отношение к своему полу.
Согласно результатам контрольного эксперимента можно сделать вы¬вод, что занятия с использованием татарского игрового фольклора на уроках музыки способствуют эффективному развитию у детей младшего школьного возраста половозрастной идентичности.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.
1. Х Волковские этнопедагогические чтения «Педагогика любви»:
сборник материалов Международной научно- практической конференции (Абакан, 21-23 мая 2015 г.) / отв. ред. М. Я. Доб- ря. - Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2015. - 372 с.
2. Абраменкова, В.В. Сказка как социогенный инвариант семейных
отношений [Текст] / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии.
- 1987. - № 5. - С. 70-77.
3. Ашикова, С. Наши мальчики [Текст] / С. Ашикова // Дошкольное
воспитание. -2003. - № 1. - С. 54-56.
4. Белкин, И.И. Биологические и социальные факторы, формирую¬
щие половую идентификацию [Текст] / И.И. Белкин / под ред. В.М. Банщикова и Б.Ф.Ломова. - М. : Книж. фабрика №1, 1975. - с. 777-790.
5. Белопольская, Н.Л. Половозрастная идентификация: методика
исследования детского самосознания [Текст] / Н.Л. Белопольская. - М. : Когито-Центр, 2002. - 24 с.
6. Берн, Ш. Гендерная психология. Секреты психологии [Текст] /
Ш. Берн. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 320 с.
7. Бернс, Э. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Э. Бернс.
- М. : Прогресс, 1986. - 424 с.
8. Благой, Д.Д. О традиции и традиционности // Традиции в истории
и культуре [Текст] / Д.Д. Благой. - М. : Наука, 1978. - 314 с.
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте
[Текст] / Л.И. Божович. - СПб. : Питер, 2008. - 208 с.
10. Бочарова, Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода
в физическом воспитании мальчиков и девочек [Текст] / Н. Бочарова // Дошкольное воспитание, 1997. - № 12. - С. 72-75.
11. Бутовская, М.Л. Антропология пола [Текст] / М.Л. Бутовская. -
М. : Век-2, 2013. - 256 с.
12. Виноградова Н.Ф. Начальная школа XXI века. [Текст] / М.: «Вентана-Граф» , 2011.
13. Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста : учебное
пособие для вузов [Текст] / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. - М. : Владос, 2007. - 301 с.
14. Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика
[Текст] / Монография в 2-х частях / Под ред. Штылевой Л.В. - Мурманск : ОУ КРЦДОиРЖ, 2001. - 93 с.
15. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ [Текст] / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 160 с.
16. Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки: два разных мира. Нейропсихологи - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам [Текст] / В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман. - СПб. : Тускарора, 1998. - 184 с.
17. Железнова, С.В. Гендерное воспитание дошкольников в условиях
детского сада [Текст] : учебно-методическое пособие / под ред. С.В. Железновой. - Тольятти, 2008. - 128 с.
18. Иванова, О.И. Формирование позитивной половой идентичности
у детей старшего дошкольного возраста : Учебно¬методическое пособие [Текст] / О.И. Иванова, А.М. Щетинина.
- Великий Новгород : НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2006.- 124 с.
19. Исаев, Д.Н. Полоролевое воспитание детей: Медико- психологические аспекты [Текст] / Д.Н. Исаев, В.Е. Каган. - Л. : Медицина, 1998. - 405 с.
20. Каган, В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных
установок у детей 3-7 лет [Текст] / В.Е. Каган // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С. 65-69.
21. Клецина И.С. Гендерная социализация. - СПб., Из-во РГПУ им.
А.И. Герцена, 1998. - 92 с. - С. 9
22. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: концептуализация и эмпирическая иллюстрация макроуровня.//Российское общество. Гендерное измерение. Сборник научных статей. Иваново, 2006. с.46-69. Электронный ресурс. / Режим доступа: http: //humanpsy.ru/klyotsina/gender-macro.
23. Колесов, Д.В. Беседы о половом воспитании. Библиотека для родителей [Текст] / Д.В. Колесов. - М. : Педагогика, 1986. - 160 с.
24. Колесов М.С. Место и роль фольклора в духовной культуре общества / Колесова М.С. Автореф. дис.
канд. философ, наук. - Л.- 1973. - 22с.
25. Коломинский, Я.Л. Ролевая дифференциация пола у дошкольников [Текст] / Я.Л. Коломинский, М.Х. Мелтас // Вопросы психологии. - 1985. - № 3. - С. 165-171.
26. Кон, И.С. Психология половых различий [Текст] / И.С. Кон // Во¬
просы психологии. - 1981. - № 2. - С. 47-57.
27. Кон, И. С. Сексология: учеб. пособие для вузов / И. С. Кон. - М.:
Академия, 2004. - (Высшее профессиональное образование. Психология). - 383 с.
28. Красоткина, И. По-разному или одинаково думают мальчики и
девочки? [Текст] / И. Красоткина // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 12. - С. 44-50.
29. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.
Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. - М. : Генезис, 2000. - 208 с.
30. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А.Н.
Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975. - 304 с.
31. Лисина, М.И. Развитие самопознания у дошкольников [Текст] /
М.И. Лисина, А.И. Сильвестру. - Кишинев, 1983. - 231 с.
32. Лисина, М.И. Формирование личности в общении [Текст] / М.И.
Лисина // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в дошкольном возрасте / Под ред. В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной. - М., 1980. - 254 с.
33. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми
[Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб. : Издательство «Речь», 2005. - 190 с.
34. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. - М. :
Эксмо-Пресс, 2000. - 352 с.
35. Немов, P. C. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заве¬
дений : в 3 кн. Кн. 2 / P. C. Немов. -3-е изд. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 608 с.
36. Немов, Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. - 560с.
37. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы
[Текст] / Л.Ф. Обухова. - М. : Тривола, 1995. - 360 с.
38. Осипова, А.А. Общая психокоррекция : учебное пособие [Текст] /
А.А. Осипова. - М. : Сфера, 2002. - 510 с.
39. Психодиагностика детей: энциклопедия психодиагностики
[Текст] / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара : Издатель¬ский Дом «Бахрах- М», 2008. - 624 с.
40. Репина, Т.А. Воспитание мальчиков и девочек [Текст] / Т.А. Ре¬
пина, Л.Б. Арутюнова // Дошкольное воспитание. - 1984. - № 6. - С. 50-51.
41. Репина, Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в дет¬
ском саду [Текст] / Т.А. Репина // Вопросы психологии. - 1984. - № 4. - С. 62-49.
42. Репина, Т.А. Проблема полоролевой социализации детей / Т.А.
Репина / Под ред. Д.И. Фельдштейн. - М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж :НПО «МОДЭК», 2004. - 288 с.
43. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст] / Е.О. Смирнова. -СПб. : Владос, 2008. - 366 с.
44. Столин, В.В. Самосознание личности [Текст] / В.В. Столин. - М.
: Изд-во МГУ, 1983. - 284 с.
45. Татаринцева, Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников на ос¬
нове народных традиций [Текст] / Н.Е. Татаринцева. - М. : Центр педагогического образования, 2013. - 96 с.
46. Татаринцева, Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников: практические материалы [Текст] / Н.Е. Татаринцева. - М. : Центр педагогического образования, 2013. - 176 с.
47. Татаринцева, Н.Е. Полоролевое поведение ребенка как образ
культурной жизни человека / Н.Е. Татаринцева // Ребенок в мире культуры : учебно-методическое пособие / Под ред. Р.М. Чумичевой. - Ставрополь : Ставропольсервисшкола, 1998. - 558 с.
48. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология : учеб. пособие [Текст] /
Г.А. Урантаева. - М. : Академия, 2001. - 336 с.
49. Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и
психологической коррекции: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст] / О.В. Хухлаева. - М. : Из-дательский центр «Академия», 2001. - 208 с
50. Хрипкова, А.Г. В семье растут сын и дочь: Книга для учителя
[Текст]/А.Г. Хрипкова. - М.: Просвещение, 1995. - 37с
51. Чекалина, А.А. Гендерная психология : учебное пособие [Текст] /
А.А. Чекалина. - М. : Ось-89, 2009. - 240 с.
52. Черняева, С.А. Психотерапевтические сказки и игры [Текст] /
С.А. Черняева. - СПб. : Речь, 2004. - 168 с.
53. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии [Текст] /
И.И. Чеснокова. - М. : Наука, 1977. - 142 с
54. Щетинина, А.М. Полоролевое развитие детей 5-7 лет [Текст] /
А.М.Щетинина, О.И.Иванова. - М. : Сфера, 2010. - 128 с
55. Элиум, Д. Воспитание дочери [Текст] / Д. Элиум, Дж. Элиум. -
СПб. : Питер Пресс, 1997. - 384 с.
56. Элиум, Д. Воспитание сына [Текст] / Д. Элиум, Дж. Элиум. -
СПб. : Питер Пресс, 1997. - 288 с.
57. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.
: Академия, 2006. - 384 с.
58. Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис. Пер. с англ. [Текст]
/ Э. Эриксон. - М. : Флинта, 2006. - 342 с
59. Якобсон, С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста
[Текст] / С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева. - М. : Дрофа, 2006. - 176 с.
60. Якобсон, С.Г. Формирование Я-потенциального положительного
как метод регуляции поведения дошкольников [Текст] / С.Г. Якобсон, Т.И. Фещенко // Вопросы психологии. - 1997. - № 3. - С. 27-32.
61. Явгильдина З.М. Татарский детский фольклор как средство воспитания музыкально-эстетического интереса у детей младшего школьного возраста: автореферат диссертации доктора педагогических наук. Казанский федеральный университет, Казань, 1998.