Введение 3
1. Особенности инвестиционных процессов России и КНР 6
1.1. Общая характеристика двустороннего сотрудничества РФ и КНР 6
1.2. Место иностранных инвестиция в экономике КНР и России 11
1.3. Правовые основы регулирования торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества в РФ и КНР 17
2 Актуальные проблемы и перспективы двусторонних связей в сфере инвестиций 26
2.1. Основные проблемы привлечения китайского капитала в экономику России 26
2.2. Пути активизации притока инвестиций из КНР в РФ 30
Заключение 34
Список использованных источников 35
Со времени распада Советского Союза Россия стала независимым игроком в международных экономических отношениях и активно стремилась к интеграции в мировую экономику. В начале XXI века Китай стал сферой, представляющей особый интерес для России. Это объясняется различными факторами: во-первых, Россия и Китай являются соседями с общей границей более 4300 км. Это является взаимовыгодным для развития торговых отношений и сотрудничества. Во-вторых, Китай является многообещающим рынком из-за высоких темпов экономического роста, достигнутых с начала 1990-х годов, и увеличения покупательной способности его населения более 1,7 миллиарда человек. В-третьих, в 2010 году Китай стал крупнейшим потребителем энергии в мире, опередив США. Однако национальное производство углеводородов, а особенно нефти и газа, недостаточно для удовлетворения растущего спроса. Столкнувшись с этой ситуацией, Китай увеличил свой импорт энергоресурсов и реализовал политику диверсификации поставщиков энергии и создания новых транспортных маршрутов для энергетики. Цель заключается в укреплении национальной энергетической безопасности. В-четвертых, Россия, являясь ведущим мировым экспортером газа и вторым экспортером нефти, стремится диверсифицировать продажи энергоресурсов в других странах с целью снижения зависимости от экспорта нефти и газа в страны Европейского союза, являющиеся основным рынком сбыта углеводородов в России. Это будет способствовать социально-экономическому развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока, регионов, богатых углеводородами, и создаст прочную основу для энергетического сотрудничества между двумя странами.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена следующим обстоятельствами: во-первых, значимость Китая в инвестиционной сфере как одного из основных лидеров мирового экономического развития; во-вторых, необходимость в регулировании и в дополнительном привлечении инвесторов для обеспечения дальнейшего устойчивого развития экономики обеих стран; в-третьих, возрастанием роли приграничного регионального экономического сотрудничества Китая и России; наконец, в-четвертых, особым значением развития и укрепления долгосрочного торгово-экономического сотрудничества Китая и России как стран, обладающих огромными внутренними экономическими потенциалами, а также находящимися в непосредственном соседстве.
Степень изученности проблемы. Учитывая роль КНР как одного из ведущих мировых инвесторов и государства, нуждающегося в приобретении, в первую очередь, технологической и ресурсной базы, нельзя не отметить особый интерес лидеров поднебесной к нашей стране, обладающей обоими переменными, сумма которых отвечает на вопросы, стоящие перед руководством КПК. Среди материалов, посвящённых вопросу регулирования инвестиционной деятельности, необходимо выделить работы отечественных авторов: Астапова К. Л., Воропаева А. В., Дорониной Н. Г., Носкова И. Н., а также китайских специалистов в сфере инвестиционного права: Ван Ци Лэ, Чжан Пин, Ханъ Фулин, Мо Линся и др.
Информационной базой исследования стали также официальные статистические данные, статьи, доклады, комментарии представителей экспертного сообщества, политических элит страны, представителей аналитических центров, а также результаты других исследований, близких к области диссертационного анализа.
Цель данной работы – исследование взаимных инвестиций России и Китая.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику двустороннего сотрудничества РФ и КНР;
- определить место иностранных инвестиция в экономике КНР и России;
- исследовать правовые основы регулирования торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества в РФ и КНР;
- проанализировать основные проблемы привлечения китайского капитала в экономику России;
- выявить основные пути активизации притока инвестиций из КНР в РФ.
Объект исследования – инвестиционное сотрудничество между РФ и КНР.
Предмет исследования – взаимные инвестиционные проекты и пути их
правового регулирования.
Работа выполнена с помощью методов логического анализа и синтеза.
Структура работы отражает логику и содержание исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Инвестиционные отношения и регулирование на национальных уровнях между Россией и Китаем максимально развиты, однако унифицикация норм международного инвестиционного права необходима, поэтому вопрос является дискуссионным и актуальным, требующими законодательного урегулирования, путем внесения изменений в соответствующие нормативно-правовые акты, как России, так и Китая.
Изучение и анализ действующего российского и китайского законодательств, международных актов, работ российских и иностранных специалистов по теме исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Инвестиционные отношения между двумя странами – самый важный аспект в развитии не только экономики, но и партнерства и сотрудничества в различных сферах. Двухсторонние инвестиционные договоры выводят законодательство в сфере инвестиций на новый, более высокий уровень.
2. В международном правовом регулировании иностранных инвестиций в КНР и РФ имеются как сильные, так и слабые стороны. Китайское законодательство более детализировано, однако в стране существует «двухколейная система» регулирования инвестиций, что негативно сказывается на инвестиционную привлекательность страны. Что касается привлечения инвестиций, то оно направлено на передовые наукоемкие производства и инноваций, отвечающих последним достижениям научно-технического прогресса. Российское инвестиционное законодательство, напротив, в настоящее время невосприимчиво к приобретению нового опыта и предпочтение отдается развитию проверенных отраслей экономики. При этом и китайское, и российское инвестиционные законодательства не представляют собой нечто застывшее и неизменное - они находятся в постоянном и непрерывном развитии и совершенствовании в связи с необходимостью решения возникающих перед государствами проблем, обусловленных бурным развитием инвестиционных отношений.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - ст. 4398.
2. Батищев С. Китай наращивает объём инвестиций в Россию / Сергей Батищев // Вести : интернет-газ. 2010. 9 июня. - Режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=367292(дата обращения: 14.05.2018).
3. Булдакова А.В. Проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в Российскую Федерацию // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2014. - № 1. - С. 27-34.
4. Виноградов А.О. Новый тип отношений и новый шелковый путь. К вопросу о внешнеполитических инновациях Китая // Китай в мировой и региональной политике. История и современность / отв. ред. Е.И. Сафро-нова. Вып. ХХ. - М.: ИДВ РАН, 2015. - С. 69-87.
5. Исследование Ernst&Young; Global Limited «Китайские перспективы: как мнение о российском рынке влияет на инвестиционные стратегии Китая». - Режим доступа: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-perspectives-from-china-survey-rus// EY-perspectives-from-china-survey-rus.pdf (дата обращения: 14.05.2018).
6. Каменнов Б.П. Экономическая реформа в КНР: на рубеже веков. / Б.П. Каменнов. – М.: Ин-т Дальн. Вост. РАН, 2017. – 98с.
7. Ковалев А.А. Российская научная доктрина международного экономического права // Московский журнал международного права. - 2013. - № 1. - С.54-59.
8. Матвеев В.А. Совершенствование инвестиционного законодательства: федеральный и региональный аспекты / В.А. Матвеев // Регион: экономика и социология. – 2012. – № 3. – С. 3-22.
9. Овичиникова И.В., Корнакова Е.А. Инвестиционная привлекательность России: проблемы и пути решения //
10. Вестник Кузбасского государственного технического университета. – 2015.- №1(107). – С. 141-145.
11. Пиняскина О.В. О правовой природе инвестиционной деятельности / О.В. Пиняскина // Банковское право. – 2010. – №2. – С. 15 - 22.
12. Скворцова Г.Г. Влияние объективных внутренних факторов на регио-нальную инвестиционную политику / Г.Г. Скворцова // Вестник ИНЖЭКО-НА. Серия: Экономика. – 2012. – № 7. – С. 62-69.
13. Статистика внешнего сектора ЦБ РФ [URL] Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=sv(дата обращения: 14.05.2018).
14. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020. Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/1/99.html (дата обращения: 14.05.2018).
15. Фролова Н.К. Инвестиции в регионы - важнейший фактор финансового -экономического роста и стабильности / Н.К. Фролова // Финансы. – 2010. – №1. – С. 9-12.
16. Чэнь Э., Ван, Ф. Анализ факторов влияния прямых инвестиций из КНР / Э. Чэнь, Ф. Ван // Экономика и управление. – 2011. – №8. – С. 35-38.
17. Шевинский А. Электронный журнал «Forbes», « Елена Батурина и другие проблемы китайских инвестиций». - Режим доступа: http://m.forbes.ru/article.php?id=54692 (дата обращения: 14.05.2018).
18. UNCTADHandbookofStatisticsonline - База данных по торговле и инвестициям [URL] Режим доступа: http://www.unctad.org/Templates/Page.asp?intItemID=1890&lang=1(дата обращения: 14.05.2018).
19. World Investment Report 2015 // UNCTAD [URL] Режим доступа:http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2015_en.pdf (дата обращения: 14.05.2018).