Развитие музыкально-ритмических способностей детей среднего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности
|
Введение
Глава I. Теоретические аспекты развития музыкально-ритмических способностей дошкольников в условиях игровой деятельности 7
1.1. Развитие музыкально-ритмических способностей как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Игровая деятельность как средство развития музыкально-ритмических
способностей у детей 31
Выводы по I главе 44
Глава II. Практический опыт развития музыкально-ритмических способностей детей среднего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности 47
2.1. Анализ практического опыта развития музыкально-ритмических
способностей детей в условиях игровой деятельности 47
2.2. Разработка цикла занятий по развитию музыкально-ритмических
способностей детей 4 - 5 лет «В мире ритма» в условиях игровой деятельности 56
Выводы по главе II 79
Заключение 82
Список литературы 87
Приложения
Глава I. Теоретические аспекты развития музыкально-ритмических способностей дошкольников в условиях игровой деятельности 7
1.1. Развитие музыкально-ритмических способностей как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Игровая деятельность как средство развития музыкально-ритмических
способностей у детей 31
Выводы по I главе 44
Глава II. Практический опыт развития музыкально-ритмических способностей детей среднего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности 47
2.1. Анализ практического опыта развития музыкально-ритмических
способностей детей в условиях игровой деятельности 47
2.2. Разработка цикла занятий по развитию музыкально-ритмических
способностей детей 4 - 5 лет «В мире ритма» в условиях игровой деятельности 56
Выводы по главе II 79
Заключение 82
Список литературы 87
Приложения
Развитие музыкально-ритмических способностей - одна из главных задач дошкольного воспитания. Детские образовательные учреждения являются начальной ступенью в воспитании творческой личности ребенка.
Основное содержание образовательной области «Музыка» в структуре ФГОС основной общеобразовательной программы дошкольного образования представлено в разделе «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изобразительным искусством и литературой. «Художественно-эстетическое развитие» предполагает формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Развитие музыкально-ритмических способностей - одна из главных задач музыкального воспитания. Исследования известных ученых, педагогов (А.И. Бурениной, Н.А. Ветлугиной, К.В.Тарасовой, О.П. Радыновой и др.) доказывают необходимость развития у детей музыкально-ритмических способностей. Решение этой задачи необходимо начинать с дошкольного возраста, так как в период дошкольного детства развивающийся организм ребенка сензитивен к воздействиям и способен к эмоциональному отклику на окружающую действительность.
В процессе занятий в дошкольном образовательном учреждении развитие музыкально-ритмических способностей занимает особое место. В условиях игровой деятельности происходит развитие слуха, музыкальности детей, формируются интонационные навыки, необходимые для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте.
Формирование у детей музыкально-ритмических способностей в условиях игровой деятельности зависит от созданных условий, пространства и уровня подготовленности музыкального педагога, который должен владеть теоретическими и методическими основами музыкально-игровой деятельности, и уметь эффективно организовать процесс взаимодействия ребенка с музыкально-игровым миром.
Исходя из вышесказанного, возникает необходимость в развитии музыкально-ритмических способностей каждого ребенка.
Степень разработанности проблемы:
Методика развития музыкальных способностей в образовательном процессе раскрыта в работах А.Д. Алексеева [4], Н.А. Ветлугиной [19], А.Л. Островского [54], Г.М. Цыпина [71] и др.
Психология музыкальных способностей освещена в трудах A. Л. Готсдинера [25], Д.К. Кирнарской [36], Н.И. Киященко [37], B. И. Петрушина [56], К.В. Тарасовой [64], Б.М. Теплова [66]и др.
Развитию двигательных функций посвящены труды Н.А. Бернштейна [11], Л.С. Выготского [21], А.Н. Леонтьева [47].
Взаимосвязь психомоторного и моторного развития раскрыта в работах А.С. Дворкина [27], Н.И. Дворкина [28], К.Д. Чермита [76], Ю.А. Цагарелли [72].
Проблемы влияния музыкально-ритмической деятельности на формирование художественного творчества в дошкольном возрасте рассмотрены в трудах Н.Г. Александровой [5], Н.А. Ветлугиной [19],Э.Ж. Далькроза [30], Е.В. Коноровой [39], К. Орфа [55].
Анализ литературы по данной проблематике показал, что многие аспекты развития музыкально-ритмических способностей детей среднего дошкольного возраста остаются недостаточно разработанными. Актуальность и недостаточная изученность данного вопроса позволили сформулировать проблему исследования: как развить музыкально-ритмические способности детей среднего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности?
Тема исследования: «Развитие музыкально-ритмических способностей детей среднего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности».
Объект исследования: музыкально-ритмическое воспитание детей.
Предмет исследования: процесс развития музыкально¬ритмических способностей детей 4-5 лет в условиях игровой деятельности.
Цель исследования: разработать цикл занятий по развитию музыкально-ритмических способностей у детей 4 - 5 лет в условиях игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие музыкально-ритмических способностей как психолого-педагогическую проблему.
2. Раскрыть игровую деятельность как средство развития музыкально-ритмических способностей у детей.
3. Проанализировать практический опыт развития музыкально-ритмических способностей детей в условиях игровой деятельности.
4. Разработать цикл занятий по развитию музыкально-ритмических способностей детей 4 - 5 лет в условиях игровой деятельности.
Методологическая основа исследования:
-педагогические теории (Н.А. Ветлугина [19], А.Н. Зимина [31]);
-концепции по музыкальной психологии (А.Л. Готсдинер [25], Б.М. Теплов [66]);
- теории по развитию музыкально-ритмических способностей (А.И. Буренина [13], Э.Ж. Далькроз [30],).
Методы исследования: теоретические - анализ и синтез педагогической и психологической литературы по проблеме исследования; эмпирические - наблюдение, сравнение.
Этапы исследования: исследование проводилось в течение четырех лет с 2014 по 2018 гг. и включало в себя три этапа:
1. На первом этапе (2014 г.) осуществлялся теоретический анализ педагогической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; формулировались цель, задачи, исследования.
2. На втором этапе (2015 - 2016 гг.) разрабатывался цикл занятий по развитию музыкально-ритмических способностей детей 4 - 5 лет в условиях игровой деятельности.
3. На третьем этапе (2017 - 2018 г.) завершалось оформление исследования.
Научная новизна: разработан цикл занятий по развитию музыкально-ритмических способностей детей 4 - 5 лет «В мире ритма» в условиях игровой деятельности, включающий авторские творческие задания и упражнения («Передай соседу», «Кулачки», «Танец игрушек», «Аплодисменты», «Ритмический рисунок», «Постучалки», «Ритмическое освоение слов», а также игру с применением различных музыкальных инструментах («Сыграй как я», «Музыкальный ёжик», «Стучалочка»).
Практическая значимость исследования: результаты работы могут быть использованы в практике дошкольных образовательных заведений, а также в преподавании курса «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» в педагогических училищах, колледжах, институтах. Исследование может служить базой для дальнейших научных разработок актуальной проблемы развития музыкально-ритмических способностей в условиях игровой деятельности.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений. Общий объем работы составляет 122 страницы.
Основное содержание образовательной области «Музыка» в структуре ФГОС основной общеобразовательной программы дошкольного образования представлено в разделе «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изобразительным искусством и литературой. «Художественно-эстетическое развитие» предполагает формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Развитие музыкально-ритмических способностей - одна из главных задач музыкального воспитания. Исследования известных ученых, педагогов (А.И. Бурениной, Н.А. Ветлугиной, К.В.Тарасовой, О.П. Радыновой и др.) доказывают необходимость развития у детей музыкально-ритмических способностей. Решение этой задачи необходимо начинать с дошкольного возраста, так как в период дошкольного детства развивающийся организм ребенка сензитивен к воздействиям и способен к эмоциональному отклику на окружающую действительность.
В процессе занятий в дошкольном образовательном учреждении развитие музыкально-ритмических способностей занимает особое место. В условиях игровой деятельности происходит развитие слуха, музыкальности детей, формируются интонационные навыки, необходимые для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте.
Формирование у детей музыкально-ритмических способностей в условиях игровой деятельности зависит от созданных условий, пространства и уровня подготовленности музыкального педагога, который должен владеть теоретическими и методическими основами музыкально-игровой деятельности, и уметь эффективно организовать процесс взаимодействия ребенка с музыкально-игровым миром.
Исходя из вышесказанного, возникает необходимость в развитии музыкально-ритмических способностей каждого ребенка.
Степень разработанности проблемы:
Методика развития музыкальных способностей в образовательном процессе раскрыта в работах А.Д. Алексеева [4], Н.А. Ветлугиной [19], А.Л. Островского [54], Г.М. Цыпина [71] и др.
Психология музыкальных способностей освещена в трудах A. Л. Готсдинера [25], Д.К. Кирнарской [36], Н.И. Киященко [37], B. И. Петрушина [56], К.В. Тарасовой [64], Б.М. Теплова [66]и др.
Развитию двигательных функций посвящены труды Н.А. Бернштейна [11], Л.С. Выготского [21], А.Н. Леонтьева [47].
Взаимосвязь психомоторного и моторного развития раскрыта в работах А.С. Дворкина [27], Н.И. Дворкина [28], К.Д. Чермита [76], Ю.А. Цагарелли [72].
Проблемы влияния музыкально-ритмической деятельности на формирование художественного творчества в дошкольном возрасте рассмотрены в трудах Н.Г. Александровой [5], Н.А. Ветлугиной [19],Э.Ж. Далькроза [30], Е.В. Коноровой [39], К. Орфа [55].
Анализ литературы по данной проблематике показал, что многие аспекты развития музыкально-ритмических способностей детей среднего дошкольного возраста остаются недостаточно разработанными. Актуальность и недостаточная изученность данного вопроса позволили сформулировать проблему исследования: как развить музыкально-ритмические способности детей среднего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности?
Тема исследования: «Развитие музыкально-ритмических способностей детей среднего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности».
Объект исследования: музыкально-ритмическое воспитание детей.
Предмет исследования: процесс развития музыкально¬ритмических способностей детей 4-5 лет в условиях игровой деятельности.
Цель исследования: разработать цикл занятий по развитию музыкально-ритмических способностей у детей 4 - 5 лет в условиях игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие музыкально-ритмических способностей как психолого-педагогическую проблему.
2. Раскрыть игровую деятельность как средство развития музыкально-ритмических способностей у детей.
3. Проанализировать практический опыт развития музыкально-ритмических способностей детей в условиях игровой деятельности.
4. Разработать цикл занятий по развитию музыкально-ритмических способностей детей 4 - 5 лет в условиях игровой деятельности.
Методологическая основа исследования:
-педагогические теории (Н.А. Ветлугина [19], А.Н. Зимина [31]);
-концепции по музыкальной психологии (А.Л. Готсдинер [25], Б.М. Теплов [66]);
- теории по развитию музыкально-ритмических способностей (А.И. Буренина [13], Э.Ж. Далькроз [30],).
Методы исследования: теоретические - анализ и синтез педагогической и психологической литературы по проблеме исследования; эмпирические - наблюдение, сравнение.
Этапы исследования: исследование проводилось в течение четырех лет с 2014 по 2018 гг. и включало в себя три этапа:
1. На первом этапе (2014 г.) осуществлялся теоретический анализ педагогической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; формулировались цель, задачи, исследования.
2. На втором этапе (2015 - 2016 гг.) разрабатывался цикл занятий по развитию музыкально-ритмических способностей детей 4 - 5 лет в условиях игровой деятельности.
3. На третьем этапе (2017 - 2018 г.) завершалось оформление исследования.
Научная новизна: разработан цикл занятий по развитию музыкально-ритмических способностей детей 4 - 5 лет «В мире ритма» в условиях игровой деятельности, включающий авторские творческие задания и упражнения («Передай соседу», «Кулачки», «Танец игрушек», «Аплодисменты», «Ритмический рисунок», «Постучалки», «Ритмическое освоение слов», а также игру с применением различных музыкальных инструментах («Сыграй как я», «Музыкальный ёжик», «Стучалочка»).
Практическая значимость исследования: результаты работы могут быть использованы в практике дошкольных образовательных заведений, а также в преподавании курса «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» в педагогических училищах, колледжах, институтах. Исследование может служить базой для дальнейших научных разработок актуальной проблемы развития музыкально-ритмических способностей в условиях игровой деятельности.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений. Общий объем работы составляет 122 страницы.
В данной квалификационной работе, которая посвящена теме «Развитие музыкально-ритмических способностей детей среднего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности» рассмотрено развитие музыкально-ритмических способностей как психолого-педагогическая проблема; раскрыта игровая деятельность как средство развития музыкально-ритмических способностей у детей; проанализирован практический опыт развития музыкально-ритмических способностей детей в условиях игровой деятельности; разработана авторская программа по развитию музыкально-ритмических способностей детей 4 - 5 лет в условиях игровой деятельности.
Методологической основой исследования явились труды Э.Б. Абдуллина, В.И. Андреева, Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, Д.Б. Кабалевского, А.Н. Леонтьева, А.Н. Лука.
Музыкально-ритмические способности (чувство музыкального ритма) - один из важнейших элементов комплекса специальных способностей, обеспечивающих успешность музыкальной деятельности. Музыкально-ритмическая способность - это сложная способность, состоящая из трех основных компонентов: способности к восприятию ритмического рисунка, способности к восприятию метра и способности к восприятию темповых соотношений.
Таким образом, можно отметить следующую последовательность в развитии музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста:
1. Исходным пунктом должны быть собственная ритмическая деятельность детей (игровые песни, ритмические движения и т.д., которым дети учились).
2. Для развития чувства метра можно использовать всякое равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые ребенок делает во время игры («кошение», «кование» и др.).
3. Элементы сознательности должны вводится в музыкальную деятельность детей постепенно, сохраняя элемент игры.
Игра является важным видом детской деятельности и имеет большое значение для формирования творческой личности.
Музыкальная игра - наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Л.С. Выготский считал игру генетической основой, источником, корнем всякого творчества, его подготовительной ступенью и видел проявления связи детского творчества с игрой в синкретичности его первичных форм, его импровизационном характере, тесной связи с личными переживаниями. Игра имеет определенный сюжет, правила, музыкально-учебные задания.
Тематика музыкальных игр складывается под влиянием других разделов воспитания - знакомства с социальными окружением, с природой и т. д., стоит отметить также влияние детских народных игр, которые определяют частично тематику ее сказочными персонажами и форму музыкальных игр.
Нередко для развития чувства ритма, выразительности движения, фантазии, воображения используют музыкальные игры со сливом. Особенностью является то, что все эти игры можно проводить и без музыкального сопровождения, мелодизированный текст, который в определенной степени заменяет собой мелодичный напев.
В основе большинства подобных игр - народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования).
Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и
темпе.
Текст любой игры можно использовать для развития у ребенка чувства ритма. Важно еще и то, что текст необязательно заучивать с ребенком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие - это выразительное, как бы нараспев, ритмическое произнесение текста.
Ритмическое воспитание детей осуществляется в разнообразных играх, хороводах, драматизациях, песнях, танцах, упражнениях, которые должны организоваться в доступной и интересной форме для детей.
Музыкально-ритмические способности развиваются в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. Педагог, облекая задание в интересную форму, помогает ребятам справляться с различными трудностями. Упражнения, главным образом игрового характера, несложны по построению, развивают детские двигательные умение: бег и кружение с «султанчиками» в руках, бег в парах, притоптывание, прихлопывание и др.
Таким образом, музыкально-ритмические способности развиваются через игры, пляски и хороводы, которые требуют силу воли для тренировок и частых упражнений, старания и являются воспитывающим процессом и помогают развитию музыкально-эстетических, эмоциональных, волевых и познавательных сторон личности ребенка.
Во второй главе дипломной работы нами проведен анализ практического опыта развития музыкально-ритмических способностей детей в условиях игровой деятельности.Рассмотрены работы А.И.Бурениной, Т.И.Барбакуц, Т.С.Бабаджана, М.Ю.Картушиной, З.Н.Качаевой, А.И.Катинене, Е.Д.Макшанцевой, Н.В.Нуждиной, И.М.Пономаревой, О.П.Радыновой, Т.Н.Сауко. Данные методические разработки, прежде всего, направлены на общее музыкальное развитие дошкольников путём развития музыкально-ритмического чувства, основываются на возрастных особенностях развития дошкольника, учитывая его ведущую игровую деятельность. В своей работе «Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста» А.Буренина рекомендует развивать музыкально-ритмическое чувство детей, используя не отрывки музыкальных произведений, а полное музыкальное сопровождение к музыкально-ритмическим играм, тем самым формируя способность ребёнка понимать музыку, воссоздавая полный музыкальный образ. Т. Сауко и А. Буренина в программе «Топ-хлоп, малыши!» указывают на важность использования игровых музыкально-ритмических упражнений с использованием доступных для дошкольника движениями. В педагогическом альманахе «Музыкальные минутки для малышей», педагоги (И. Пономарева, М. Картушина, З. Качаева, Н. Нуждина, Т. Барбакуц и др.) в работе с дошкольниками рекомендуют использовать различные игры-забавы, песни-забавы, музыкально¬танцевальные сказки, основанные на простейших движениях, доступных детям данного возраста. В работе «Музыкальное развитие дошкольника» О. Радыновой и А. Катинене отмечают значимость использования в работе с дошкольниками наглядный, словесный и практический методы, а также выделяют три этапа обучения ритмики, основанные на ознакомлении, углублении (совершенствовании) и закреплении.
С целью формирования музыкально-ритмических способностей детей 4-5 лет был разработан цикл занятий. В качестве основного средства развития музыкально-ритмических способностей выступила игра. В силу особенностей возрастной психологии абстрактное мышление у детей среднего дошкольного возраста развито слабо, и лучше всего они усваивают теоретические знания в наглядно-игровой форме. Игра - ведущий тип деятельности ребенка в дошкольном возрасте, позволяющий развиваться всем сторонам психики ребенка.
Цикл занятий включает в себя курс музыкальных занятий для детей 4 - 5 лет. Продолжительность занятий - 30 минут, 2 раза в неделю. Срок реализации - полгода. Цикл занятий направлен на развитие музыкально-ритмических способностей детей 4-5 лет в условиях игровой деятельности. В цикле занятий использованы авторские творческие задания и упражнения («Передай соседу», «Кулачки», «Танец игрушек», «Аплодисменты», «Ритмический рисунок», «Постучалки», «Ритмическое освоение слов», а также игру с применением различных музыкальных инструментах («Сыграй как я», «Музыкальный ёжик», «Стучалочка»)
В процессе занятий у детей развивается умение ритмично ходить под музыку, двигаться в соответствии с характером музыки; изменять движение в зависимости от динамики, формы музыкального произведения, узнавать песню по выложенному ритмическому рисунку, прохлопывать ритм, различать высокие и низкие звуки, а также учатся выступать перед публикой.
Методологической основой исследования явились труды Э.Б. Абдуллина, В.И. Андреева, Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, Д.Б. Кабалевского, А.Н. Леонтьева, А.Н. Лука.
Музыкально-ритмические способности (чувство музыкального ритма) - один из важнейших элементов комплекса специальных способностей, обеспечивающих успешность музыкальной деятельности. Музыкально-ритмическая способность - это сложная способность, состоящая из трех основных компонентов: способности к восприятию ритмического рисунка, способности к восприятию метра и способности к восприятию темповых соотношений.
Таким образом, можно отметить следующую последовательность в развитии музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста:
1. Исходным пунктом должны быть собственная ритмическая деятельность детей (игровые песни, ритмические движения и т.д., которым дети учились).
2. Для развития чувства метра можно использовать всякое равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые ребенок делает во время игры («кошение», «кование» и др.).
3. Элементы сознательности должны вводится в музыкальную деятельность детей постепенно, сохраняя элемент игры.
Игра является важным видом детской деятельности и имеет большое значение для формирования творческой личности.
Музыкальная игра - наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Л.С. Выготский считал игру генетической основой, источником, корнем всякого творчества, его подготовительной ступенью и видел проявления связи детского творчества с игрой в синкретичности его первичных форм, его импровизационном характере, тесной связи с личными переживаниями. Игра имеет определенный сюжет, правила, музыкально-учебные задания.
Тематика музыкальных игр складывается под влиянием других разделов воспитания - знакомства с социальными окружением, с природой и т. д., стоит отметить также влияние детских народных игр, которые определяют частично тематику ее сказочными персонажами и форму музыкальных игр.
Нередко для развития чувства ритма, выразительности движения, фантазии, воображения используют музыкальные игры со сливом. Особенностью является то, что все эти игры можно проводить и без музыкального сопровождения, мелодизированный текст, который в определенной степени заменяет собой мелодичный напев.
В основе большинства подобных игр - народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования).
Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и
темпе.
Текст любой игры можно использовать для развития у ребенка чувства ритма. Важно еще и то, что текст необязательно заучивать с ребенком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие - это выразительное, как бы нараспев, ритмическое произнесение текста.
Ритмическое воспитание детей осуществляется в разнообразных играх, хороводах, драматизациях, песнях, танцах, упражнениях, которые должны организоваться в доступной и интересной форме для детей.
Музыкально-ритмические способности развиваются в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. Педагог, облекая задание в интересную форму, помогает ребятам справляться с различными трудностями. Упражнения, главным образом игрового характера, несложны по построению, развивают детские двигательные умение: бег и кружение с «султанчиками» в руках, бег в парах, притоптывание, прихлопывание и др.
Таким образом, музыкально-ритмические способности развиваются через игры, пляски и хороводы, которые требуют силу воли для тренировок и частых упражнений, старания и являются воспитывающим процессом и помогают развитию музыкально-эстетических, эмоциональных, волевых и познавательных сторон личности ребенка.
Во второй главе дипломной работы нами проведен анализ практического опыта развития музыкально-ритмических способностей детей в условиях игровой деятельности.Рассмотрены работы А.И.Бурениной, Т.И.Барбакуц, Т.С.Бабаджана, М.Ю.Картушиной, З.Н.Качаевой, А.И.Катинене, Е.Д.Макшанцевой, Н.В.Нуждиной, И.М.Пономаревой, О.П.Радыновой, Т.Н.Сауко. Данные методические разработки, прежде всего, направлены на общее музыкальное развитие дошкольников путём развития музыкально-ритмического чувства, основываются на возрастных особенностях развития дошкольника, учитывая его ведущую игровую деятельность. В своей работе «Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста» А.Буренина рекомендует развивать музыкально-ритмическое чувство детей, используя не отрывки музыкальных произведений, а полное музыкальное сопровождение к музыкально-ритмическим играм, тем самым формируя способность ребёнка понимать музыку, воссоздавая полный музыкальный образ. Т. Сауко и А. Буренина в программе «Топ-хлоп, малыши!» указывают на важность использования игровых музыкально-ритмических упражнений с использованием доступных для дошкольника движениями. В педагогическом альманахе «Музыкальные минутки для малышей», педагоги (И. Пономарева, М. Картушина, З. Качаева, Н. Нуждина, Т. Барбакуц и др.) в работе с дошкольниками рекомендуют использовать различные игры-забавы, песни-забавы, музыкально¬танцевальные сказки, основанные на простейших движениях, доступных детям данного возраста. В работе «Музыкальное развитие дошкольника» О. Радыновой и А. Катинене отмечают значимость использования в работе с дошкольниками наглядный, словесный и практический методы, а также выделяют три этапа обучения ритмики, основанные на ознакомлении, углублении (совершенствовании) и закреплении.
С целью формирования музыкально-ритмических способностей детей 4-5 лет был разработан цикл занятий. В качестве основного средства развития музыкально-ритмических способностей выступила игра. В силу особенностей возрастной психологии абстрактное мышление у детей среднего дошкольного возраста развито слабо, и лучше всего они усваивают теоретические знания в наглядно-игровой форме. Игра - ведущий тип деятельности ребенка в дошкольном возрасте, позволяющий развиваться всем сторонам психики ребенка.
Цикл занятий включает в себя курс музыкальных занятий для детей 4 - 5 лет. Продолжительность занятий - 30 минут, 2 раза в неделю. Срок реализации - полгода. Цикл занятий направлен на развитие музыкально-ритмических способностей детей 4-5 лет в условиях игровой деятельности. В цикле занятий использованы авторские творческие задания и упражнения («Передай соседу», «Кулачки», «Танец игрушек», «Аплодисменты», «Ритмический рисунок», «Постучалки», «Ритмическое освоение слов», а также игру с применением различных музыкальных инструментах («Сыграй как я», «Музыкальный ёжик», «Стучалочка»)
В процессе занятий у детей развивается умение ритмично ходить под музыку, двигаться в соответствии с характером музыки; изменять движение в зависимости от динамики, формы музыкального произведения, узнавать песню по выложенному ритмическому рисунку, прохлопывать ритм, различать высокие и низкие звуки, а также учатся выступать перед публикой.
Подобные работы
- Развитие музыкально-сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами интерактивных музыкально-дидактических игр
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - Использование дидактических игр в работе над развитием музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022 - Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста в играх детского фольклора
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в дошкольных учреждениях (Нижневартовский Государственный Университет)
Магистерская диссертация, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПО РАЗВИТИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ
НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПО РАЗВИТИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО СЛУХА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017



