Введение
Глава I. Теоретические аспекты развития музыкально-ритмических способностей дошкольников в условиях игровой деятельности 7
1.1. Развитие музыкально-ритмических способностей как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Игровая деятельность как средство развития музыкально-ритмических
способностей у детей 31
Выводы по I главе 44
Глава II. Практический опыт развития музыкально-ритмических способностей детей среднего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности 47
2.1. Анализ практического опыта развития музыкально-ритмических
способностей детей в условиях игровой деятельности 47
2.2. Разработка цикла занятий по развитию музыкально-ритмических
способностей детей 4 - 5 лет «В мире ритма» в условиях игровой деятельности 56
Выводы по главе II 79
Заключение 82
Список литературы 87
Приложения
Развитие музыкально-ритмических способностей - одна из главных задач дошкольного воспитания. Детские образовательные учреждения являются начальной ступенью в воспитании творческой личности ребенка.
Основное содержание образовательной области «Музыка» в структуре ФГОС основной общеобразовательной программы дошкольного образования представлено в разделе «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изобразительным искусством и литературой. «Художественно-эстетическое развитие» предполагает формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Развитие музыкально-ритмических способностей - одна из главных задач музыкального воспитания. Исследования известных ученых, педагогов (А.И. Бурениной, Н.А. Ветлугиной, К.В.Тарасовой, О.П. Радыновой и др.) доказывают необходимость развития у детей музыкально-ритмических способностей. Решение этой задачи необходимо начинать с дошкольного возраста, так как в период дошкольного детства развивающийся организм ребенка сензитивен к воздействиям и способен к эмоциональному отклику на окружающую действительность.
В процессе занятий в дошкольном образовательном учреждении развитие музыкально-ритмических способностей занимает особое место. В условиях игровой деятельности происходит развитие слуха, музыкальности детей, формируются интонационные навыки, необходимые для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте.
Формирование у детей музыкально-ритмических способностей в условиях игровой деятельности зависит от созданных условий, пространства и уровня подготовленности музыкального педагога, который должен владеть теоретическими и методическими основами музыкально-игровой деятельности, и уметь эффективно организовать процесс взаимодействия ребенка с музыкально-игровым миром.
Исходя из вышесказанного, возникает необходимость в развитии музыкально-ритмических способностей каждого ребенка.
Степень разработанности проблемы:
Методика развития музыкальных способностей в образовательном процессе раскрыта в работах А.Д. Алексеева [4], Н.А. Ветлугиной [19], А.Л. Островского [54], Г.М. Цыпина [71] и др.
Психология музыкальных способностей освещена в трудах A. Л. Готсдинера [25], Д.К. Кирнарской [36], Н.И. Киященко [37], B. И. Петрушина [56], К.В. Тарасовой [64], Б.М. Теплова [66]и др.
Развитию двигательных функций посвящены труды Н.А. Бернштейна [11], Л.С. Выготского [21], А.Н. Леонтьева [47].
Взаимосвязь психомоторного и моторного развития раскрыта в работах А.С. Дворкина [27], Н.И. Дворкина [28], К.Д. Чермита [76], Ю.А. Цагарелли [72].
Проблемы влияния музыкально-ритмической деятельности на формирование художественного творчества в дошкольном возрасте рассмотрены в трудах Н.Г. Александровой [5], Н.А. Ветлугиной [19],Э.Ж. Далькроза [30], Е.В. Коноровой [39], К. Орфа [55].
Анализ литературы по данной проблематике показал, что многие аспекты развития музыкально-ритмических способностей детей среднего дошкольного возраста остаются недостаточно разработанными. Актуальность и недостаточная изученность данного вопроса позволили сформулировать проблему исследования: как развить музыкально-ритмические способности детей среднего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности?
Тема исследования: «Развитие музыкально-ритмических способностей детей среднего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности».
Объект исследования: музыкально-ритмическое воспитание детей.
Предмет исследования: процесс развития музыкально¬ритмических способностей детей 4-5 лет в условиях игровой деятельности.
Цель исследования: разработать цикл занятий по развитию музыкально-ритмических способностей у детей 4 - 5 лет в условиях игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие музыкально-ритмических способностей как психолого-педагогическую проблему.
2. Раскрыть игровую деятельность как средство развития музыкально-ритмических способностей у детей.
3. Проанализировать практический опыт развития музыкально-ритмических способностей детей в условиях игровой деятельности.
4. Разработать цикл занятий по развитию музыкально-ритмических способностей детей 4 - 5 лет в условиях игровой деятельности.
Методологическая основа исследования:
-педагогические теории (Н.А. Ветлугина [19], А.Н. Зимина [31]);
-концепции по музыкальной психологии (А.Л. Готсдинер [25], Б.М. Теплов [66]);
- теории по развитию музыкально-ритмических способностей (А.И. Буренина [13], Э.Ж. Далькроз [30],).
Методы исследования: теоретические - анализ и синтез педагогической и психологической литературы по проблеме исследования; эмпирические - наблюдение, сравнение.
Этапы исследования: исследование проводилось в течение четырех лет с 2014 по 2018 гг. и включало в себя три этапа:
1. На первом этапе (2014 г.) осуществлялся теоретический анализ педагогической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; формулировались цель, задачи, исследования.
2. На втором этапе (2015 - 2016 гг.) разрабатывался цикл занятий по развитию музыкально-ритмических способностей детей 4 - 5 лет в условиях игровой деятельности.
3. На третьем этапе (2017 - 2018 г.) завершалось оформление исследования.
Научная новизна: разработан цикл занятий по развитию музыкально-ритмических способностей детей 4 - 5 лет «В мире ритма» в условиях игровой деятельности, включающий авторские творческие задания и упражнения («Передай соседу», «Кулачки», «Танец игрушек», «Аплодисменты», «Ритмический рисунок», «Постучалки», «Ритмическое освоение слов», а также игру с применением различных музыкальных инструментах («Сыграй как я», «Музыкальный ёжик», «Стучалочка»).
Практическая значимость исследования: результаты работы могут быть использованы в практике дошкольных образовательных заведений, а также в преподавании курса «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» в педагогических училищах, колледжах, институтах. Исследование может служить базой для дальнейших научных разработок актуальной проблемы развития музыкально-ритмических способностей в условиях игровой деятельности.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений. Общий объем работы составляет 122 страницы.
В данной квалификационной работе, которая посвящена теме «Развитие музыкально-ритмических способностей детей среднего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности» рассмотрено развитие музыкально-ритмических способностей как психолого-педагогическая проблема; раскрыта игровая деятельность как средство развития музыкально-ритмических способностей у детей; проанализирован практический опыт развития музыкально-ритмических способностей детей в условиях игровой деятельности; разработана авторская программа по развитию музыкально-ритмических способностей детей 4 - 5 лет в условиях игровой деятельности.
Методологической основой исследования явились труды Э.Б. Абдуллина, В.И. Андреева, Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, Д.Б. Кабалевского, А.Н. Леонтьева, А.Н. Лука.
Музыкально-ритмические способности (чувство музыкального ритма) - один из важнейших элементов комплекса специальных способностей, обеспечивающих успешность музыкальной деятельности. Музыкально-ритмическая способность - это сложная способность, состоящая из трех основных компонентов: способности к восприятию ритмического рисунка, способности к восприятию метра и способности к восприятию темповых соотношений.
Таким образом, можно отметить следующую последовательность в развитии музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста:
1. Исходным пунктом должны быть собственная ритмическая деятельность детей (игровые песни, ритмические движения и т.д., которым дети учились).
2. Для развития чувства метра можно использовать всякое равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые ребенок делает во время игры («кошение», «кование» и др.).
3. Элементы сознательности должны вводится в музыкальную деятельность детей постепенно, сохраняя элемент игры.
Игра является важным видом детской деятельности и имеет большое значение для формирования творческой личности.
Музыкальная игра - наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Л.С. Выготский считал игру генетической основой, источником, корнем всякого творчества, его подготовительной ступенью и видел проявления связи детского творчества с игрой в синкретичности его первичных форм, его импровизационном характере, тесной связи с личными переживаниями. Игра имеет определенный сюжет, правила, музыкально-учебные задания.
Тематика музыкальных игр складывается под влиянием других разделов воспитания - знакомства с социальными окружением, с природой и т. д., стоит отметить также влияние детских народных игр, которые определяют частично тематику ее сказочными персонажами и форму музыкальных игр.
Нередко для развития чувства ритма, выразительности движения, фантазии, воображения используют музыкальные игры со сливом. Особенностью является то, что все эти игры можно проводить и без музыкального сопровождения, мелодизированный текст, который в определенной степени заменяет собой мелодичный напев.
В основе большинства подобных игр - народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования).
Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и
темпе.
Текст любой игры можно использовать для развития у ребенка чувства ритма. Важно еще и то, что текст необязательно заучивать с ребенком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие - это выразительное, как бы нараспев, ритмическое произнесение текста.
Ритмическое воспитание детей осуществляется в разнообразных играх, хороводах, драматизациях, песнях, танцах, упражнениях, которые должны организоваться в доступной и интересной форме для детей.
Музыкально-ритмические способности развиваются в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. Педагог, облекая задание в интересную форму, помогает ребятам справляться с различными трудностями. Упражнения, главным образом игрового характера, несложны по построению, развивают детские двигательные умение: бег и кружение с «султанчиками» в руках, бег в парах, притоптывание, прихлопывание и др.
Таким образом, музыкально-ритмические способности развиваются через игры, пляски и хороводы, которые требуют силу воли для тренировок и частых упражнений, старания и являются воспитывающим процессом и помогают развитию музыкально-эстетических, эмоциональных, волевых и познавательных сторон личности ребенка.
Во второй главе дипломной работы нами проведен анализ практического опыта развития музыкально-ритмических способностей детей в условиях игровой деятельности.Рассмотрены работы А.И.Бурениной, Т.И.Барбакуц, Т.С.Бабаджана, М.Ю.Картушиной, З.Н.Качаевой, А.И.Катинене, Е.Д.Макшанцевой, Н.В.Нуждиной, И.М.Пономаревой, О.П.Радыновой, Т.Н.Сауко. Данные методические разработки, прежде всего, направлены на общее музыкальное развитие дошкольников путём развития музыкально-ритмического чувства, основываются на возрастных особенностях развития дошкольника, учитывая его ведущую игровую деятельность. В своей работе «Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста» А.Буренина рекомендует развивать музыкально-ритмическое чувство детей, используя не отрывки музыкальных произведений, а полное музыкальное сопровождение к музыкально-ритмическим играм, тем самым формируя способность ребёнка понимать музыку, воссоздавая полный музыкальный образ. Т. Сауко и А. Буренина в программе «Топ-хлоп, малыши!» указывают на важность использования игровых музыкально-ритмических упражнений с использованием доступных для дошкольника движениями. В педагогическом альманахе «Музыкальные минутки для малышей», педагоги (И. Пономарева, М. Картушина, З. Качаева, Н. Нуждина, Т. Барбакуц и др.) в работе с дошкольниками рекомендуют использовать различные игры-забавы, песни-забавы, музыкально¬танцевальные сказки, основанные на простейших движениях, доступных детям данного возраста. В работе «Музыкальное развитие дошкольника» О. Радыновой и А. Катинене отмечают значимость использования в работе с дошкольниками наглядный, словесный и практический методы, а также выделяют три этапа обучения ритмики, основанные на ознакомлении, углублении (совершенствовании) и закреплении.
С целью формирования музыкально-ритмических способностей детей 4-5 лет был разработан цикл занятий. В качестве основного средства развития музыкально-ритмических способностей выступила игра. В силу особенностей возрастной психологии абстрактное мышление у детей среднего дошкольного возраста развито слабо, и лучше всего они усваивают теоретические знания в наглядно-игровой форме. Игра - ведущий тип деятельности ребенка в дошкольном возрасте, позволяющий развиваться всем сторонам психики ребенка.
Цикл занятий включает в себя курс музыкальных занятий для детей 4 - 5 лет. Продолжительность занятий - 30 минут, 2 раза в неделю. Срок реализации - полгода. Цикл занятий направлен на развитие музыкально-ритмических способностей детей 4-5 лет в условиях игровой деятельности. В цикле занятий использованы авторские творческие задания и упражнения («Передай соседу», «Кулачки», «Танец игрушек», «Аплодисменты», «Ритмический рисунок», «Постучалки», «Ритмическое освоение слов», а также игру с применением различных музыкальных инструментах («Сыграй как я», «Музыкальный ёжик», «Стучалочка»)
В процессе занятий у детей развивается умение ритмично ходить под музыку, двигаться в соответствии с характером музыки; изменять движение в зависимости от динамики, формы музыкального произведения, узнавать песню по выложенному ритмическому рисунку, прохлопывать ритм, различать высокие и низкие звуки, а также учатся выступать перед публикой.
1. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: пособие для учителя / Э. Б. Абдуллин. - М.: Просвещение, 1983. - 111 с.
2. Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования: учебник / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М.: Академия, 2004. - 336 с.
3. Абдульманова Л. В.Развитие основ физической культуры детей 4-7 лет в парадигме культуросообразного образования. - Ростов н/Д.: Изд - во Рост. ун - та, 2005. - 220 с.
4. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано: учеб. пособие / А. Д. Алексеев. - 3-е изд., доп. - М.: Музыка, 1978. - 288 с.
5. Александрова Н. Г. Ритмическое воспитание / Н. Г. Александрова // Революция - искусство - дети. - М., 1968. - С. 216-222.
6. Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей: учеб. пособие / В. П. Анисимов. - М.: Владос, 2004. - 128 с.
7. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных
способностей / В.П. Анисимов. - М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2004. - 128 с.
8. Анисимова Г. И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников: старшая и подготовительная группы / Г. И. Анисимова. - [2-е изд.]. -Ярославль: Академия развития, 2007. - 96 с.
9. Барышникова Т. В. Азбука хореографии / Т. В. Барышникова. - М.: Рольф, 2001. - 234 с.
10. Бекина С. И. Музыка и движение: (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет): из опыта работы муз. руководителей дет. садов / С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. - М.: Просвещение, 1984. - 288 с.
11. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность / Н. А. Бернштейн; под ред. О. Г. Газенко; изд. подгот. И. М. Фейгенберг. - М.: Наука, 1990. - 495 с.
12. Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной
деятельности: учеб. пособие / Л. Л. Бочкарёв. - М.: Ин-т
психологии РАН, 1997. - 352 с.
13. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей 3-7 лет / А. И. Буренина. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Фонд «Петерб. центр творческой педагогики "Аничков мост"», 2015. - 196 с.
14. Буренина А. Педагогический альманах Аничков мост: вчера, сегодня, завтра. Выпуск 3. Музыкальные минутки для малышей. - СПб, 2006. - 144 с.
15. Барышникова Т.В. Азбука хореографии. - СПб, 2001. - 234с
16. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 272 .
17. Вагина Н. Оздоровительная фунуция музыки как составляющая системы музыкального воспитания дошкольников / Вагина Н. // Дошкольное образование. - 2010. - №3. - С.100-102.
18. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества // Дошкольное воспитание. - 1982. - №11. - С. 32-38.
19. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08. «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н.
Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 270 с.
20. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: учебник / Г. А. Волкова. - М.: Владос, 2002. - 272 с.
21. Выготский Л.С. Развитие высших
психических функций. - М.: Просвещение, 1988. - 500 с.
22. Галкина М.А. Музыкальное развитие дошкольников / Под.ред. Н.В. Микляевой. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 160 с.
23. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. - М.: Академия, 2005. - 317 с.
24. Горкина А.П. Литература и язык: современная
иллюстрированная энциклопедия / Под ред. А.П. Горкина. - М.: Росмэн, 2006. - 584 с.
25. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология [Текст] / А.Л. Готсдинер. - М.: Изд. Москва, 1993. - 191 с.
26. Домогацкая И. Е. Программа по предмету «Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет». - М., 2007. - 34 с.
27. Дворкина А.С Современный олимпийский спорт и спорт для всех. - 2003. - Т-1. - С. 230 - 232.
28. Дворкина Н.И. Сопряженное развитие физических
качеств и психических процессов детей дошкольного возраста / Н. И. Дворкина // Современный олимпийский спорт и спорт для всех. - М., 2003. - Т-1. - С. 230 - 232.
29. Домогацкая И. Е. Программа по предмету «Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет» / И. Е. Домогацкая. - М.: Классика-XXI, 2007. - 34 с.
30. Жак-Далькроз, Э. Ритм / Э. Жак-Далькроз. - М.:
Классика-ХХ1, 2001. - 248 с.
31. Зимина А. Новые подходы к процессу воспитания творческой напрвленности ребенка на основе музыкального материала / А. Зимина // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 9. - С. 95-98.
32. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учебник для студ. вузов. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 304 с.
33. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика- Синтез, 2006. - 105 с.
34. Каплунова И. М. Этот удивительный ритм: развитие чувства ритма у детей: пособие для воспитателей и музык. рук. дет. дошк. учреждений / И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева. - СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.
35. Касицына М. А. Коррекционная ритмика: комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР / М. А. Касицына, И. Г. Бородина. - М.: Гном и Д, 2007. - 223 с.
36. Кирнарская Д.К Психология специальных
способностей. Музыкальные способности - М.: Таланты-XXI век,
2004. - 496 с.
37. Киященко Н.И., Тарасова К.В., Кирнарская Д.Н Психология музыки и музыкальных способностей. - М.: «АСТ»,
2005. - 720 с.
38. Комиссарова Л. Н., Медведева Е. А., Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. М.: ТЦ Сфера, 2002. - 198с.
39. Конорова Е.В. Танец и ритмика в дошкольном возрасте: Методическое пособие. - М., 1960.
40. Коренева Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.- метод. пособие: в 2 ч. / Т. Ф. Коренева. - М.: Владос, 2001. - Ч. 1. - 112 с.
41. Костина Э. П. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста: пособие / Э. П. Костина. - М.: Линка-Пресс, 2008. - 320 с.
42. Костина Э. П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка / Э. П. Костина // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 12. - С. 74-77.
43. Косолапова Н. Формируем личность ребенка в игре /
Н. Косолапова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 7. - С.
114-118.
44. Костина Э. П. «Камертон»- программа музыкального образования дошкольного и раннего школьного возраста. - Москва: Просвещение, 2008. - 235 с.
45. Кузнецова Г. Детское музыкальное исполнительство / Г. Кузнецова // Дошкольное образование. - 2011. - № 3. - С. 81¬85.
46. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. - М.: Академия, 1996. - 446 с.
47. Леонтьев А. Н. Умственное развитие ребенка / А. Н. Леонтьев. - М.: Правда, 1950. - 32 с.
48. Мадорский Л. Р., Зак А. Музыкальное воспитание ребенка / Л. Р. Мадорский, А. Зак. - Москва: Айрис-пресс, 2011. - 128 с.
49. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. Под ред. Е.А. Медведевой. М.: Академия, 2002. - 198 с.
50. Менджеринская Д. Роль творческой игры в знакомстве детей с окружающей жизнью / Д. Менджеринская // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 6. - С. 15-22.
51. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей / М. Михайлова. - 3-е изд. - Ярославль: Академия развития, 2013. - 118 с
52. Молева И. Познаем окружающий мир через игру / И. Молева // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 7. - С. 24-33.
53. Немов Р. С. Психология: учебник: в 3 кн. - 4-е изд. - М.: Владос, 2003. - Кн. 1. - 687 с.; Кн. 2. - 606 с.; Кн. 3. - 631 с.
54. Островский А. Л. Методика теории музыки и сольфеджио: пособие для педагогов / А. Л. Островский. - 2-е изд., доп. - Л.: Музыка, 1970. - 296 с.
55. Орф.К. Система детского музыкального воспитания / под ред. Баренбойма Л.А. - Л.: Музыка, 1970. - 160 с.
56. Петрушин В. И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Владос, 1997. - 383 с.
57. Платонов К.К. Проблема способностей. - М.: Наука, 1972. - 312 с.
58. Поплянова Е.Н. Игровые каноны на уроках музыки. - Москва: Владос, 2002. - 225 с.
59. Радынова О.П. Музыкальное воспитание
дошкольников. - М, 2000. - 225 с.
60. Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. - М.: Айрис, 2006. - 62 с.
61. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика: хореография в детском саду: метод. материал / С. Л. Слуцкая. - М.: Линка-Пресс,
2006. - 250 с.
62. Салпыкова И. Проектная деятельность как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников / И. Салпыкова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 8. - С. 65-69.
63. Сауко Т., Буренина А. Программа музыкально - ритмического воспитания детей 2-3 лет «Топ - хлоп, малыши!». - СПб, 2001. - 42 с.
64. ТарасоваК.В. Психология музыкальных способностей. - М.: Педагогика, 1988. - 176 с.
65. Тютюнникова Т. Уроки музыки. Система Карла Орфа: Метод, пособие для учителей музыки / Т. Э. Тютюнникова. - М.; АСТ, 2000. - 180 с.
66. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей (под ред. Голубевой Э. А., Гусевой Е. П., Кольцовой В. А. и др.). - М.: Наука, 2003. - 379 с.
67. Трифонова О.Н. Солнечная радуга: Музыкальная коррекция нарушения речи у детей с нотным приложением.- Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 205 с.
68. Торяник Т. Воспитатель и музыкальный руководитель / Т. Торяник // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5. - С. 78-80.
69. Фадеева С. Музыка как объединяющее начало в эстетическом развитии / С. Фадеева // Дошкольное воспитание. - 2012. - №2. - С. 53-56.
70. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ДО // Справочник музыкального руководителя. - 2014. - №2. - С.1-4.
71. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано: учеб. пособие / Г. М. Цыпин. - М.: Просвещение, 1984. - 176 с.
72. Цагарелли, Ю.А. Системная диагностика человека и развитие психических функций: учеб. пособие / Ю.А. Цагарелли.
- Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2009. - 492 с.
73. Шаехова Р. К. Региональная программа дошкольного образования / Р. К. Шаехова. - Казань: Идел-Пресс, 2012. - 207 с.
74. Ширкова Н. Комплексное занятие как одно из условий
развития эмоционально-ценностного восприятия искусства / Н. Ширкова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 10. - С. 127¬
131.
75. Чурилова Э.Г. Методика и организация
театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар /Э.Г. Чурилова. - М.,
2001. - 160 с.
76. Чермит К.Д., Н.В. Карягина., И.С. Козлов // Антропологическая психология и гипнология в профессиональной подготовке и оздоровлении человека - Майкоп, 1992. - С. 33-34.
77. Чехович Д.О. Ритм музыкальный // Большая российская энциклопедия / Д.О. Чехович. - Москва, 2015. - С. 541.
Интернет источники
78. Анисимов В. П. Методы диагностики музыкальных способностей [Электронный ресурс] / В. П. Анисимов. - URL: https: //nsportal .ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/08/metody-diagno stiki- muzykalnykh-sposobnostey (дата обращения: 07.06.2018).
79. Гришон А.Е. Импровизация и хореография [Электронный ресурс]: — Режим доступа. — URL:
http://www.girshon.ru/index.php/moi-stati/articles/improvizacija-i- xoreografija.html(дата обращения 12.08.2013).