РАЗВИТИЕ АРТИСТИЗМА ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ (НА ПРИМЕРЕ РУКОВОДИТЕЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ АРТИСТИЗМА ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА 8
1.1 Содержательная характеристика понятия «артистизм педагога-
музыканта» 8
1.2 Профессионально-личностные качества педагога-музыканта как
руководителя коллектива 22
1.3 Теоретико-методический обзор основных концепций
театральной педагогики 34
Выводы по I главе 43
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ АРТИСТИЗМА ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА 46
2.1 Анализ методических материалов и опыта использования
театральной педагогики в образовательном процессе 46
2.2 Методические рекомендации по развитию артистизма педагога-
музыканта как руководителя коллектива 52
Выводы по II главе 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ АРТИСТИЗМА ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА 8
1.1 Содержательная характеристика понятия «артистизм педагога-
музыканта» 8
1.2 Профессионально-личностные качества педагога-музыканта как
руководителя коллектива 22
1.3 Теоретико-методический обзор основных концепций
театральной педагогики 34
Выводы по I главе 43
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ АРТИСТИЗМА ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА 46
2.1 Анализ методических материалов и опыта использования
театральной педагогики в образовательном процессе 46
2.2 Методические рекомендации по развитию артистизма педагога-
музыканта как руководителя коллектива 52
Выводы по II главе 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Проблема формирования артистизма личности педагога-музыканта как руководителя коллектива считается актуальной в педагогической теории и на практике. По сложности решаемых проблем, полифункциональных личностных качеств, по степени ответственности за результаты деятельности, профессия педагога-музыканта как руководителя коллектива является одной из самых трудных. Это означает, что сегодня педагогика должна углубиться в решения проблем всестороннего и гармоничного развития личности.
Среди профессионально-личностных качеств педагога-музыканта как руководителя коллектива важную роль играет проблема формирования артистизма - профессионального свойства личности, способствующего ее успешной самореализации и решению профессионально-творческих задач. Это требует от педагога не только совершенного владения музыкально-исполнительской деятельностью, не только владения современными педагогическими технологиями, знаниями в области возрастной и музыкальной психологии, но и в определенной степени искусством актерского мастерства. Вместе с тем важность артистизма как феномена художественного творчества подтверждается живой практикой искусства, анализом многочисленных трудов по истории и теории музыкального исполнительства. В этом ряду задач в рамках данного педагогического исследования нами было сформулировано понятие артистизм педагога- музыканта как руководителя коллектива. Артистизм педагога-музыканта как руководителя коллектива является как значимой частью комплекса его профессионально-личностных качеств, развитой способности к целенаправленному эмоциональному воздействию на учащихся и увлечению учеников предметом ансамблевого музицирования.
Теоретический анализ существующих исследований показал, что, несмотря на широкий спектр изучения проблем в области применения форм, методов и приемов театральной педагогики в образовательном процессе, есть ряд важных аспектов, оказавшихся вне пределов внимания современных педагогических трудов. Большинство исследований направлено на изучение возможностей использования средств театральной педагогики в обучении и воспитании школьников.
Степень изученности проблемы. Идея использования достижений театральной педагогики в подготовке учителя разработана в трудах П.П. Блонского, А.С. Макаренко, Ю.П. Азарова, Г. Лозанова, И.А. Зязюна, Н.Н. Тарасевич. В педагогической деятельности вопросы формирования артистизма и актерско-сценических умений нашли отражение в работах целого ряда исследователей (Л.А. Баренбойм, Д.А. Белухин, И.М. Гальперин, О.М. Головенко, И.А. Зязюн, С.А. Казачков, В.А. Кан-Калик, Т.М. Короткова, Ю.М. Кузнецов, Л.С. Майковская, Н.Д. Никандров и др.).
Художественно-коммуникативный аспект деятельности будущего учителя музыки на основе "артистизма действий" является предметом исследования диссертации JI.C. Майковской (1992).
Проводились и проводятся исследования в этой области другими педагогами. Так, например: театральная педагогика в развитии профессионально-творческих способностей студентов (А.К. Подгорная); роль системы К.С. Станиславского в процессе формирования педагогической техники будущего учителя (О.М. Головенко); основы актерско-сценических умений, как составная часть педагогической техники (Д.А. Белухин); формирование "театрального" мышления студентов музыкальных вузов (И.М. Гальперин).
Таким образом, выявилось противоречие между необходимостью оптимизации процесса развития артистизма педагога-музыканта как руководителя коллектива в новых социокультурных условиях и недостаточностью психолого-педагогических исследований в этой области.
В связи с вышеизложенным была сформулирована тема исследования: «Развитие артистизма педагога-музыканта средствами театральной педагогики (на примере руководителя музыкального коллектива)».
Проблема исследования. В результате теоретического анализа исследований, нам представляется, что малоизученной оказалась проблема поиска обновленных средств и технологий формирования артистизма педагога-музыканта как руководителя коллектива.
Таким образом, выявилось противоречие между необходимостью оптимизации процесса развития артистизма педагога-музыканта как руководителя коллектива в новых социокультурных условиях и недостаточностью психолого-педагогических исследований в этой области.
В связи с вышеизложенным была сформулирована тема исследования: «Развитие артистизма педагога-музыканта средствами театральной педагогики (на примере руководителя музыкального коллектива)»
Цель исследования: изучение методов теaтрaльной педaгогики как средства рaзвития aртистизмa педaгогa-музыкaнтa как руководителя коллективa.
Объект исследования: совершенствование профессионально¬личностного развития педагога-музыканта.
Предмет исследования: процесс развития артистизма педагога- музыканта.
Гипотеза исследования: процесс развития артистизма педагога- музыканта будет эффективен, если:
- педагогический артистизм педагога-музыканта как руководителя коллектива будет рассматриваться как значимая часть комплекса его профессионально-личностных качеств;
- будут учитываться особенности музыкально-исполнительской и педагогической деятельности педагога-музыканта как руководителя коллектива;
- будут применяться адекватные содержанию деятельности руководителя коллектива оптимальные формы и методы театральной педагогики в процессе учебной и концертно-исполнительской деятельности;
- будет создана творческая атмосфера сотрудничества, способствующая
успешному развитию межличностных отношений участников коллектива и овладению ими профессиональной музыкально-исполнительской деятельностью.
Задачи исследования:
1. Осуществить сущностную характеристику понятия «артистизм».
2. Изучить профессионально-личностные качества педагога-музыканта как руководителя коллектива.
3. Осуществить теоретико-методический обзор основных концепций театральной педагогики.
4. Выявить пути внедрения методов театральной педагогики в процесс развития артистизма педагога-музыканта
5. Разработать методические рекомендации по развитию артистизма педагога- музыканта средствами театральной педагогики.
Методологическую основу исследования составили: работы по эстетическому воспитанию (М.М.Рубинштейна, В.В.Кудряшова, и др.); по театральной педагогике (В.Э.Мейерхольда, К.С.Станиславского и др.);
исследования содержания и организации методологической подготовки педагога-музыканта (Абдуллин Э.Б., Абдуллина О.А., Арчажникова Л.Г., Благинина Т.А. и др.), по развитию артистизма педагога-музыканта (В.А. Ильев, Л.С. Майковская, А.К.Подгорная и др.).
Новизна исследования заключается в выявлении методов и приемов театральной педагогики, способствующих развитию артистизма педaгогa- музыкaнтa кзк руководителя коллективa.
Практическая значимость исследования
Практическая значимость исследовательской работы определяется возможностью использовать материал в педагогической практике и в исследовательской работе для дальнейшего изучения педагогического артистизма педагога-музыканта посредством методов театральной педагогики. Результаты исследования могут быть использованы педагога- музыканта в методике улучшения навыков артистизма.
Структура работы: работа состоит из: введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы.
Среди профессионально-личностных качеств педагога-музыканта как руководителя коллектива важную роль играет проблема формирования артистизма - профессионального свойства личности, способствующего ее успешной самореализации и решению профессионально-творческих задач. Это требует от педагога не только совершенного владения музыкально-исполнительской деятельностью, не только владения современными педагогическими технологиями, знаниями в области возрастной и музыкальной психологии, но и в определенной степени искусством актерского мастерства. Вместе с тем важность артистизма как феномена художественного творчества подтверждается живой практикой искусства, анализом многочисленных трудов по истории и теории музыкального исполнительства. В этом ряду задач в рамках данного педагогического исследования нами было сформулировано понятие артистизм педагога- музыканта как руководителя коллектива. Артистизм педагога-музыканта как руководителя коллектива является как значимой частью комплекса его профессионально-личностных качеств, развитой способности к целенаправленному эмоциональному воздействию на учащихся и увлечению учеников предметом ансамблевого музицирования.
Теоретический анализ существующих исследований показал, что, несмотря на широкий спектр изучения проблем в области применения форм, методов и приемов театральной педагогики в образовательном процессе, есть ряд важных аспектов, оказавшихся вне пределов внимания современных педагогических трудов. Большинство исследований направлено на изучение возможностей использования средств театральной педагогики в обучении и воспитании школьников.
Степень изученности проблемы. Идея использования достижений театральной педагогики в подготовке учителя разработана в трудах П.П. Блонского, А.С. Макаренко, Ю.П. Азарова, Г. Лозанова, И.А. Зязюна, Н.Н. Тарасевич. В педагогической деятельности вопросы формирования артистизма и актерско-сценических умений нашли отражение в работах целого ряда исследователей (Л.А. Баренбойм, Д.А. Белухин, И.М. Гальперин, О.М. Головенко, И.А. Зязюн, С.А. Казачков, В.А. Кан-Калик, Т.М. Короткова, Ю.М. Кузнецов, Л.С. Майковская, Н.Д. Никандров и др.).
Художественно-коммуникативный аспект деятельности будущего учителя музыки на основе "артистизма действий" является предметом исследования диссертации JI.C. Майковской (1992).
Проводились и проводятся исследования в этой области другими педагогами. Так, например: театральная педагогика в развитии профессионально-творческих способностей студентов (А.К. Подгорная); роль системы К.С. Станиславского в процессе формирования педагогической техники будущего учителя (О.М. Головенко); основы актерско-сценических умений, как составная часть педагогической техники (Д.А. Белухин); формирование "театрального" мышления студентов музыкальных вузов (И.М. Гальперин).
Таким образом, выявилось противоречие между необходимостью оптимизации процесса развития артистизма педагога-музыканта как руководителя коллектива в новых социокультурных условиях и недостаточностью психолого-педагогических исследований в этой области.
В связи с вышеизложенным была сформулирована тема исследования: «Развитие артистизма педагога-музыканта средствами театральной педагогики (на примере руководителя музыкального коллектива)».
Проблема исследования. В результате теоретического анализа исследований, нам представляется, что малоизученной оказалась проблема поиска обновленных средств и технологий формирования артистизма педагога-музыканта как руководителя коллектива.
Таким образом, выявилось противоречие между необходимостью оптимизации процесса развития артистизма педагога-музыканта как руководителя коллектива в новых социокультурных условиях и недостаточностью психолого-педагогических исследований в этой области.
В связи с вышеизложенным была сформулирована тема исследования: «Развитие артистизма педагога-музыканта средствами театральной педагогики (на примере руководителя музыкального коллектива)»
Цель исследования: изучение методов теaтрaльной педaгогики как средства рaзвития aртистизмa педaгогa-музыкaнтa как руководителя коллективa.
Объект исследования: совершенствование профессионально¬личностного развития педагога-музыканта.
Предмет исследования: процесс развития артистизма педагога- музыканта.
Гипотеза исследования: процесс развития артистизма педагога- музыканта будет эффективен, если:
- педагогический артистизм педагога-музыканта как руководителя коллектива будет рассматриваться как значимая часть комплекса его профессионально-личностных качеств;
- будут учитываться особенности музыкально-исполнительской и педагогической деятельности педагога-музыканта как руководителя коллектива;
- будут применяться адекватные содержанию деятельности руководителя коллектива оптимальные формы и методы театральной педагогики в процессе учебной и концертно-исполнительской деятельности;
- будет создана творческая атмосфера сотрудничества, способствующая
успешному развитию межличностных отношений участников коллектива и овладению ими профессиональной музыкально-исполнительской деятельностью.
Задачи исследования:
1. Осуществить сущностную характеристику понятия «артистизм».
2. Изучить профессионально-личностные качества педагога-музыканта как руководителя коллектива.
3. Осуществить теоретико-методический обзор основных концепций театральной педагогики.
4. Выявить пути внедрения методов театральной педагогики в процесс развития артистизма педагога-музыканта
5. Разработать методические рекомендации по развитию артистизма педагога- музыканта средствами театральной педагогики.
Методологическую основу исследования составили: работы по эстетическому воспитанию (М.М.Рубинштейна, В.В.Кудряшова, и др.); по театральной педагогике (В.Э.Мейерхольда, К.С.Станиславского и др.);
исследования содержания и организации методологической подготовки педагога-музыканта (Абдуллин Э.Б., Абдуллина О.А., Арчажникова Л.Г., Благинина Т.А. и др.), по развитию артистизма педагога-музыканта (В.А. Ильев, Л.С. Майковская, А.К.Подгорная и др.).
Новизна исследования заключается в выявлении методов и приемов театральной педагогики, способствующих развитию артистизма педaгогa- музыкaнтa кзк руководителя коллективa.
Практическая значимость исследования
Практическая значимость исследовательской работы определяется возможностью использовать материал в педагогической практике и в исследовательской работе для дальнейшего изучения педагогического артистизма педагога-музыканта посредством методов театральной педагогики. Результаты исследования могут быть использованы педагога- музыканта в методике улучшения навыков артистизма.
Структура работы: работа состоит из: введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы.
Среди профессионально-личностных качеств педагога-музыканта как руководителя коллектива важную роль играет проблема формирования артистизма - профессионального свойства личности, способствующего ее успешной самореализации и решению профессионально-творческих задач.
Проблема формирования артистизма личности педагога-музыканта как руководителя коллектива считается актуальной в педагогической теории и на практике. По сложности решаемых проблем, полифункциональных личностных качеств, по степени ответственности за результаты деятельности, профессия педагога-музыканта как руководителя коллектива является одной из самых трудных.
Артистизм педагога-музыканта как руководителя коллектива является как значимой частью комплекса его профессионально-личностных качеств, развитой способности к целенаправленному эмоциональному воздействию на учащихся и увлечению учеников предметом ансамблевого музицирования.
Таким образом, наше исследование было осуществлено на актуальную тему. В процессе исследования поставленные цели и задачи были решены.
В работах отечественных исследователей артистизм рассматривается: как личностно-адаптационный комплекс (Д.А. Белухин); как необходимый компонент общения (Л.А. Баренбойм); как компонент художественно - коммуникативных умений педагога-музыканта (Л.С. Майковская); как показатель профессиональной коммуникативной компетентности (А.К. Подгорная); как форма проявления профессионального мастерства хорового дирижера (С.А. Казачков).
В своей работе мы основываемся на определении артистизма Л.С. Майковской: артистизм педагога-музыканта - есть особое качество его личности и обобщенную способность, которая интегрирует в своем содержании эмоционально-экспрессивные, художественно-интеллектуальные и художественно-операционные стороны коммуникативной деятельности.
Осуществив анализ требований к личности и професиональной деятельности педагога-музыканта, можно выделить следующие профессионально-личностные качества:
- музыкальность,
- эмпатия,
- артистизм,
- художественно-педагогическая интуиция,
- профессиональное мышление и самосознание,
- личностная профессиональная позиция.
Далее мы рассмотрели наиболее звеные концепции отечественной театральной педагогики. Наиболее известными теория театральной педагогики являются концепции В.Э.Мейерхольдa, К.С. Стaнислaвского и теория педагогического артистизма Л.С. Майковской.
Анализ методических материалов свидетельствует о том, отечественные ученые считзют, что глaвнaя зaдaчa школы зaключaется в том, чтобы открыть в кaждом рaстущем человеке творш
В результате анализа методических материалов можно выделить следующие методы теaтрaльной педaгогики, способствуие развитию артистизма педагога-музыканта как руководителя коллектива:
- метод физических действий;
- метод исторических параллелей;
- метод действенного анализа;
- метод ролевого действия;
- этюдный метод.
Для достижения результaтa кaждый метод дополняется специфическими приемами, помогающими более детaльно овлaдеть техникой перевоплощения.
В соответствии с перечисленными функциями и профессионaльно- личностными умениями педaгогa-музыкaнтa кзк руководителя коллективa выделили 3 направления применения методов театральной педагогики как средства развития артистизма педагога-музыканта как:
1. специфического профессионального умения, связанного с невербальной пластической экспрессией, необходимой при дирижировании.
2. условия эффективной мотивации и воздействия на участников коллектива, а также эмоционально комфортного конгруэнтного взаимодействия между всеми его членами.
3. воплощения артистических способностей руководителя, позволяющих ему реализовывать на практике игровые технологии, способствующие раскрепощению и выразительной экспрессии учащихся.
Все вышеизложенное позволило разработать методические рекомендации по развитию артистизмапедагог-музыканта как руководителя коллектива: сформулировать цель, задачи, принципы и условия реализации педагогом-музыкантом, формы, приемы и методы театральной педагогики в образовательном музыкальном процессе.
На основе анализа существующих методических разработок в области общего образования, нами был разработан комплекс упражнений, направленный на формирование артистизма педагога-музыканта как руководителя коллектива.
Проблема формирования артистизма личности педагога-музыканта как руководителя коллектива считается актуальной в педагогической теории и на практике. По сложности решаемых проблем, полифункциональных личностных качеств, по степени ответственности за результаты деятельности, профессия педагога-музыканта как руководителя коллектива является одной из самых трудных.
Артистизм педагога-музыканта как руководителя коллектива является как значимой частью комплекса его профессионально-личностных качеств, развитой способности к целенаправленному эмоциональному воздействию на учащихся и увлечению учеников предметом ансамблевого музицирования.
Таким образом, наше исследование было осуществлено на актуальную тему. В процессе исследования поставленные цели и задачи были решены.
В работах отечественных исследователей артистизм рассматривается: как личностно-адаптационный комплекс (Д.А. Белухин); как необходимый компонент общения (Л.А. Баренбойм); как компонент художественно - коммуникативных умений педагога-музыканта (Л.С. Майковская); как показатель профессиональной коммуникативной компетентности (А.К. Подгорная); как форма проявления профессионального мастерства хорового дирижера (С.А. Казачков).
В своей работе мы основываемся на определении артистизма Л.С. Майковской: артистизм педагога-музыканта - есть особое качество его личности и обобщенную способность, которая интегрирует в своем содержании эмоционально-экспрессивные, художественно-интеллектуальные и художественно-операционные стороны коммуникативной деятельности.
Осуществив анализ требований к личности и професиональной деятельности педагога-музыканта, можно выделить следующие профессионально-личностные качества:
- музыкальность,
- эмпатия,
- артистизм,
- художественно-педагогическая интуиция,
- профессиональное мышление и самосознание,
- личностная профессиональная позиция.
Далее мы рассмотрели наиболее звеные концепции отечественной театральной педагогики. Наиболее известными теория театральной педагогики являются концепции В.Э.Мейерхольдa, К.С. Стaнислaвского и теория педагогического артистизма Л.С. Майковской.
Анализ методических материалов свидетельствует о том, отечественные ученые считзют, что глaвнaя зaдaчa школы зaключaется в том, чтобы открыть в кaждом рaстущем человеке творш
В результате анализа методических материалов можно выделить следующие методы теaтрaльной педaгогики, способствуие развитию артистизма педагога-музыканта как руководителя коллектива:
- метод физических действий;
- метод исторических параллелей;
- метод действенного анализа;
- метод ролевого действия;
- этюдный метод.
Для достижения результaтa кaждый метод дополняется специфическими приемами, помогающими более детaльно овлaдеть техникой перевоплощения.
В соответствии с перечисленными функциями и профессионaльно- личностными умениями педaгогa-музыкaнтa кзк руководителя коллективa выделили 3 направления применения методов театральной педагогики как средства развития артистизма педагога-музыканта как:
1. специфического профессионального умения, связанного с невербальной пластической экспрессией, необходимой при дирижировании.
2. условия эффективной мотивации и воздействия на участников коллектива, а также эмоционально комфортного конгруэнтного взаимодействия между всеми его членами.
3. воплощения артистических способностей руководителя, позволяющих ему реализовывать на практике игровые технологии, способствующие раскрепощению и выразительной экспрессии учащихся.
Все вышеизложенное позволило разработать методические рекомендации по развитию артистизмапедагог-музыканта как руководителя коллектива: сформулировать цель, задачи, принципы и условия реализации педагогом-музыкантом, формы, приемы и методы театральной педагогики в образовательном музыкальном процессе.
На основе анализа существующих методических разработок в области общего образования, нами был разработан комплекс упражнений, направленный на формирование артистизма педагога-музыканта как руководителя коллектива.



