Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ АРТИСТИЗМА ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ (НА ПРИМЕРЕ РУКОВОДИТЕЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА)

Работа №47361

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2018
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
419
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ АРТИСТИЗМА ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА 8
1.1 Содержательная характеристика понятия «артистизм педагога-
музыканта» 8
1.2 Профессионально-личностные качества педагога-музыканта как
руководителя коллектива 22
1.3 Теоретико-методический обзор основных концепций
театральной педагогики 34
Выводы по I главе 43
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ АРТИСТИЗМА ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА 46
2.1 Анализ методических материалов и опыта использования
театральной педагогики в образовательном процессе 46
2.2 Методические рекомендации по развитию артистизма педагога-
музыканта как руководителя коллектива 52
Выводы по II главе 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Проблема формирования артистизма личности педагога-музыканта как руководителя коллектива считается актуальной в педагогической теории и на практике. По сложности решаемых проблем, полифункциональных личностных качеств, по степени ответственности за результаты деятельности, профессия педагога-музыканта как руководителя коллектива является одной из самых трудных. Это означает, что сегодня педагогика должна углубиться в решения проблем всестороннего и гармоничного развития личности.
Среди профессионально-личностных качеств педагога-музыканта как руководителя коллектива важную роль играет проблема формирования артистизма - профессионального свойства личности, способствующего ее успешной самореализации и решению профессионально-творческих задач. Это требует от педагога не только совершенного владения музыкально-исполнительской деятельностью, не только владения современными педагогическими технологиями, знаниями в области возрастной и музыкальной психологии, но и в определенной степени искусством актерского мастерства. Вместе с тем важность артистизма как феномена художественного творчества подтверждается живой практикой искусства, анализом многочисленных трудов по истории и теории музыкального исполнительства. В этом ряду задач в рамках данного педагогического исследования нами было сформулировано понятие артистизм педагога- музыканта как руководителя коллектива. Артистизм педагога-музыканта как руководителя коллектива является как значимой частью комплекса его профессионально-личностных качеств, развитой способности к целенаправленному эмоциональному воздействию на учащихся и увлечению учеников предметом ансамблевого музицирования.
Теоретический анализ существующих исследований показал, что, несмотря на широкий спектр изучения проблем в области применения форм, методов и приемов театральной педагогики в образовательном процессе, есть ряд важных аспектов, оказавшихся вне пределов внимания современных педагогических трудов. Большинство исследований направлено на изучение возможностей использования средств театральной педагогики в обучении и воспитании школьников.
Степень изученности проблемы. Идея использования достижений театральной педагогики в подготовке учителя разработана в трудах П.П. Блонского, А.С. Макаренко, Ю.П. Азарова, Г. Лозанова, И.А. Зязюна, Н.Н. Тарасевич. В педагогической деятельности вопросы формирования артистизма и актерско-сценических умений нашли отражение в работах целого ряда исследователей (Л.А. Баренбойм, Д.А. Белухин, И.М. Гальперин, О.М. Головенко, И.А. Зязюн, С.А. Казачков, В.А. Кан-Калик, Т.М. Короткова, Ю.М. Кузнецов, Л.С. Майковская, Н.Д. Никандров и др.).
Художественно-коммуникативный аспект деятельности будущего учителя музыки на основе "артистизма действий" является предметом исследования диссертации JI.C. Майковской (1992).
Проводились и проводятся исследования в этой области другими педагогами. Так, например: театральная педагогика в развитии профессионально-творческих способностей студентов (А.К. Подгорная); роль системы К.С. Станиславского в процессе формирования педагогической техники будущего учителя (О.М. Головенко); основы актерско-сценических умений, как составная часть педагогической техники (Д.А. Белухин); формирование "театрального" мышления студентов музыкальных вузов (И.М. Гальперин).
Таким образом, выявилось противоречие между необходимостью оптимизации процесса развития артистизма педагога-музыканта как руководителя коллектива в новых социокультурных условиях и недостаточностью психолого-педагогических исследований в этой области.
В связи с вышеизложенным была сформулирована тема исследования: «Развитие артистизма педагога-музыканта средствами театральной педагогики (на примере руководителя музыкального коллектива)».
Проблема исследования. В результате теоретического анализа исследований, нам представляется, что малоизученной оказалась проблема поиска обновленных средств и технологий формирования артистизма педагога-музыканта как руководителя коллектива.
Таким образом, выявилось противоречие между необходимостью оптимизации процесса развития артистизма педагога-музыканта как руководителя коллектива в новых социокультурных условиях и недостаточностью психолого-педагогических исследований в этой области.
В связи с вышеизложенным была сформулирована тема исследования: «Развитие артистизма педагога-музыканта средствами театральной педагогики (на примере руководителя музыкального коллектива)»
Цель исследования: изучение методов теaтрaльной педaгогики как средства рaзвития aртистизмa педaгогa-музыкaнтa как руководителя коллективa.
Объект исследования: совершенствование профессионально¬личностного развития педагога-музыканта.
Предмет исследования: процесс развития артистизма педагога- музыканта.
Гипотеза исследования: процесс развития артистизма педагога- музыканта будет эффективен, если:
- педагогический артистизм педагога-музыканта как руководителя коллектива будет рассматриваться как значимая часть комплекса его профессионально-личностных качеств;
- будут учитываться особенности музыкально-исполнительской и педагогической деятельности педагога-музыканта как руководителя коллектива;
- будут применяться адекватные содержанию деятельности руководителя коллектива оптимальные формы и методы театральной педагогики в процессе учебной и концертно-исполнительской деятельности;
- будет создана творческая атмосфера сотрудничества, способствующая
успешному развитию межличностных отношений участников коллектива и овладению ими профессиональной музыкально-исполнительской деятельностью.
Задачи исследования:
1. Осуществить сущностную характеристику понятия «артистизм».
2. Изучить профессионально-личностные качества педагога-музыканта как руководителя коллектива.
3. Осуществить теоретико-методический обзор основных концепций театральной педагогики.
4. Выявить пути внедрения методов театральной педагогики в процесс развития артистизма педагога-музыканта
5. Разработать методические рекомендации по развитию артистизма педагога- музыканта средствами театральной педагогики.
Методологическую основу исследования составили: работы по эстетическому воспитанию (М.М.Рубинштейна, В.В.Кудряшова, и др.); по театральной педагогике (В.Э.Мейерхольда, К.С.Станиславского и др.);
исследования содержания и организации методологической подготовки педагога-музыканта (Абдуллин Э.Б., Абдуллина О.А., Арчажникова Л.Г., Благинина Т.А. и др.), по развитию артистизма педагога-музыканта (В.А. Ильев, Л.С. Майковская, А.К.Подгорная и др.).
Новизна исследования заключается в выявлении методов и приемов театральной педагогики, способствующих развитию артистизма педaгогa- музыкaнтa кзк руководителя коллективa.
Практическая значимость исследования
Практическая значимость исследовательской работы определяется возможностью использовать материал в педагогической практике и в исследовательской работе для дальнейшего изучения педагогического артистизма педагога-музыканта посредством методов театральной педагогики. Результаты исследования могут быть использованы педагога- музыканта в методике улучшения навыков артистизма.
Структура работы: работа состоит из: введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Среди профессионально-личностных качеств педагога-музыканта как руководителя коллектива важную роль играет проблема формирования артистизма - профессионального свойства личности, способствующего ее успешной самореализации и решению профессионально-творческих задач.
Проблема формирования артистизма личности педагога-музыканта как руководителя коллектива считается актуальной в педагогической теории и на практике. По сложности решаемых проблем, полифункциональных личностных качеств, по степени ответственности за результаты деятельности, профессия педагога-музыканта как руководителя коллектива является одной из самых трудных.
Артистизм педагога-музыканта как руководителя коллектива является как значимой частью комплекса его профессионально-личностных качеств, развитой способности к целенаправленному эмоциональному воздействию на учащихся и увлечению учеников предметом ансамблевого музицирования.
Таким образом, наше исследование было осуществлено на актуальную тему. В процессе исследования поставленные цели и задачи были решены.
В работах отечественных исследователей артистизм рассматривается: как личностно-адаптационный комплекс (Д.А. Белухин); как необходимый компонент общения (Л.А. Баренбойм); как компонент художественно - коммуникативных умений педагога-музыканта (Л.С. Майковская); как показатель профессиональной коммуникативной компетентности (А.К. Подгорная); как форма проявления профессионального мастерства хорового дирижера (С.А. Казачков).
В своей работе мы основываемся на определении артистизма Л.С. Майковской: артистизм педагога-музыканта - есть особое качество его личности и обобщенную способность, которая интегрирует в своем содержании эмоционально-экспрессивные, художественно-интеллектуальные и художественно-операционные стороны коммуникативной деятельности.
Осуществив анализ требований к личности и професиональной деятельности педагога-музыканта, можно выделить следующие профессионально-личностные качества:
- музыкальность,
- эмпатия,
- артистизм,
- художественно-педагогическая интуиция,
- профессиональное мышление и самосознание,
- личностная профессиональная позиция.
Далее мы рассмотрели наиболее звеные концепции отечественной театральной педагогики. Наиболее известными теория театральной педагогики являются концепции В.Э.Мейерхольдa, К.С. Стaнислaвского и теория педагогического артистизма Л.С. Майковской.
Анализ методических материалов свидетельствует о том, отечественные ученые считзют, что глaвнaя зaдaчa школы зaключaется в том, чтобы открыть в кaждом рaстущем человеке творш
В результате анализа методических материалов можно выделить следующие методы теaтрaльной педaгогики, способствуие развитию артистизма педагога-музыканта как руководителя коллектива:
- метод физических действий;
- метод исторических параллелей;
- метод действенного анализа;
- метод ролевого действия;
- этюдный метод.
Для достижения результaтa кaждый метод дополняется специфическими приемами, помогающими более детaльно овлaдеть техникой перевоплощения.
В соответствии с перечисленными функциями и профессионaльно- личностными умениями педaгогa-музыкaнтa кзк руководителя коллективa выделили 3 направления применения методов театральной педагогики как средства развития артистизма педагога-музыканта как:
1. специфического профессионального умения, связанного с невербальной пластической экспрессией, необходимой при дирижировании.
2. условия эффективной мотивации и воздействия на участников коллектива, а также эмоционально комфортного конгруэнтного взаимодействия между всеми его членами.
3. воплощения артистических способностей руководителя, позволяющих ему реализовывать на практике игровые технологии, способствующие раскрепощению и выразительной экспрессии учащихся.
Все вышеизложенное позволило разработать методические рекомендации по развитию артистизмапедагог-музыканта как руководителя коллектива: сформулировать цель, задачи, принципы и условия реализации педагогом-музыкантом, формы, приемы и методы театральной педагогики в образовательном музыкальном процессе.
На основе анализа существующих методических разработок в области общего образования, нами был разработан комплекс упражнений, направленный на формирование артистизма педагога-музыканта как руководителя коллектива.



1. Абдуллин Э.Б. Содержание и организация методологической подготовки педагога-музыканта в системе высшего педагогического образования: Дисс.докт. пед. наук. - М., 1991. - 375 с.
2. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования [Текст]: для пед. спец. вузов / О. А. Абдуллина. - М. : Просвещение, 1999. - 2-е изд., перераб. и доп. - 141 с.
3. Авратинер В.И. Обучение и воспитание музыканта-педагога. // Учеб. пособие по курсу педагогики для студентов высших муз. учеб. завед. - М.,1981. - 84 с.
4. Авров Д.А. Спектакль и зритель / Д.А. Авров. - М.: Просвещение, 1985. - 96 с.
5. Апраксина О.А. Современные требования к школьному учителю- музыканту. востт. в школе. В. 15. - Сб. Статей /Сост. О. Апраксина - М.: Музыка, 1982. - С. 32-42.
6. Арчажникова Л.Г. Сущность профессионально педагогического мастерства учителя музыки.// Сб. Совершенствование подготовки педагога-музыканта на муз.-пед. факультете. - Свердловск, 1991. -С.3 - 9.
7. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально¬педагогической подготовки учителя музыки. Дисс.доктора пед. наук. - М., 1986. - 442 с.
8. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -Л.; Музыка, 1973. -2-е изд-е. -144 с.
9. Бабанский Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения.// Вопросы психологии 1984, № 1. с. 51-57.
10. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методический аспект. - М,: Просвещение, 1982. - 192 с.
11. Бакланова Т.И. Организация и научно-педагогическое обеспечение художественной самодеятельности: Учеб. пособие. -М., 1992.
12. Бакланова Т.И. теоретические основы педагогического руководства художественной самодеятельностью. Дисс. докт. пед. наук. - Л., 1990.
13. Берлянчик М. М. Системность личностно- профессиональных качеств исполнителя ( к проблеме преемственности муз. образования.) // Сб: психологические и педагогические проблемы муз. обр- я. - Новосибирск, 1986. - С. 35-55.
14. Благинина Т.А. Подготовка будущего педагога-музыкантак
художественно-педагогическому анализу музыкального произведения на уроке// Авто-реф. дисс.канд. пед. наук М., 1995 - 16 с.
15. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учеб. пособие [Текст] /
О.С. Булатова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. -240с.
16. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. -М., 1978. -Кн.2. - 366 с.
17. Вечер JI.C. Секреты делового общения. Мн.: Высш. шк., 1996. - 367 с.
18. Героева Л.М. Влияние интерактивных технологий театральной
педагогики на самосознание младших школьников// Журнал «Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств». - М., 2003. —164с.
19. Грачева Л.В. Актерский тренинг: теория и практика / Л.В. Грачева. - СПб.: Речь, 2003. - 168 с.
20. Жданов В.Ф. Артист музыкального театра: принципы формирования вокально-сценического мастерства. - М.: Петит, 1996, - 293 с.
21.Захаров Е.З. Театр как вид искусства / Е.З. Захаров. - М.: Знание, 1987.¬43 с.
22. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока / В.А. Ильев. - М.: АО Аспект Пресс, 1993.-127 с.
23. Искусство в системе культуры. Социологические аспекты. - Л.: изд-во ЛГУ, 1981.- 397 с.
24. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца, книга для учителя. - М.: Издательство Просвещение, 1981. -192с.
25. Каган М.С. Искусство в системе культуры / М.С. Каган. - Л.: Наука, Ленинградское отд., 1987. - 272 с.
26. Калашников Ю.А. Этика в системе Станиславского / Ю.А.
Калашников. - М.: Искусство, 1960. - 354 с.
27. Климов Е.А.Психология профессионального самоопределения (Учеб. пособ. для вузов). - Ростов на Дону: Феникс, 1996. - 509 с.
28. Колышева Т.А. Подготовка педагога-музыкантак профессионально-личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования./ Под. Ред. Э.Б. Абдуллина. - М., 1997. - 276 с.
29. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1979. - 144 с.
30. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. -Самара: Сам ГПИ, 1994. -165 с.
31. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М. «Высшая школа», 1990. - 119 с.
32. Леви В.Л. Искусство быть собой. Изд. обнови. - М.: Знание, 1991. -256 с.
33. Майковская Л.С. Артистизм педагога-музыканта как необходимое условие формирования этнокультурной толерантности у школьников //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - №1 (22), 2008. - С. 181-219. - 0,46 п.л.
34. Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы / В.Э. Мейерхольд. - М.: Искусство, 1968. - 643 с.
35. Моисеев Н. Человек и ноосфера / Н. Моисеев. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 351 с.
36.Овчинникова С.И. Искусство в жизни, жизнь в искусстве / С.И. Овчинникова. - М.: Знание, 1988. - 64 с.
37. Рубинштейн М. М. Эстетическое воспитание детей. - М.: Т-во «В. В. Думнов, наследн. бр. Салаевых», 1924. — 118, [6] с. - Изд. 3-е, испр.
38. Сироткина, Шестое чувство авангарда. Танец, движение, кинестезия в жизни поэтов и художников, 2007. - 216с.
39. Сопер Поль JI. Основы искусства речи / Поль JI. Сопер. - М.: Прогресс-Академия, 1992.- 416 с.
40. Станиславский К.С. «Режиссура и актерское мастерство». - М: Изд. Юрайт; 2017. - 332с.
41. Станиславский К.С. Мое гражданское служение России / К.С. Станиславский. - М.: изд-во Правда, 1990. - 656 с.
42. Станиславский К.С. Об искусстве театра / К.С. Станиславский. -М.: ВТО, 1982. -510 с.
43. Терский В.Н. Игра. Творчество. Жизнь / В.Н. Терский. - М.:
Просвещение, 1966.-304 с.
44. Триодин В.Е. История и теория социально-культурной деятельности / В.Е. Триодин. - СПб.: СПбГУП, 2000. - 248 с.
45. Хализев В.Е. Драма как явление искусства / В.Е. Хализев. -М.: Искусство, 1978.-240 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ