Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития эмпатии на занятиях по вокалу в младших классах детской музыкальной школы 10
1.1 Психолого-педагогическая характеристика понятия эмпатия и
особенности ее развития у младших школьников 10
1.2 Ретроспективный анализ и педагогические принципы отечественной вокальной школы 31
Выводы по главе 1 53
Глава 2.Практическая работа по развитию эмпатии на занятиях по вокалу в младших классах детской музыкальной школы 55
2.1 Методические основания развития эмпатии средствами вокальной
педагогики в младших классах детской музыкальной школы 55
2.2 Разработка программы по вокалу для развития эмпатии и ее
апробация в младших классах детской музыкальной школы № 3 им. Р.Яхина г. Казани 70
Выводы по главе 2 83
Заключение 87
Список литературы 93
Приложения
Актуальность исследования. Пение - это психологический процесс, связанный с различными эмоциональными состояния ребенка значительными изменениями жизненно важных актов организма: таких, как дыхание, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и прочее. Музыкальное развитие детей имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развиваются воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и энергия мышления даже у самых инертных детей. Но в реальной педагогической практике общего образования, в целом, и начального, в частности, музыкальному воспитанию уделяется неоправданно мало внимания. Хотя именно в этом возрасте формируются музыкальный слух и музыкальная память (Н.А. Ветлугина), закладывается фундамент эстетической культуры, для развития которых необходима организация новых моделей воспитания, следовательно, и новое качество процесса развития музыкальных способностей. Решение этой проблемы возможно приобщением детей к музыкальному искусству через пение как самого доступного вида музыкальной деятельности.
Актуальность данной проблемы обозначена в нормативном документе правительства Российской Федерации Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. N 1726-р 1. В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско- взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.
Кардинальные изменения в социально-экономической и культурной жизни общества породили устойчивый запрос на личность, способную к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей, а так же успешно адаптирующуюся в современном социокультурном пространстве. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети сегодня стали меньше общаться со сверстниками, читать художественную литературу. Они менее отзывчивы к чувствам других, так как, к сожалению, растут и развиваются в таком обществе, где не является приоритетом помочь кому-то. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Вырастить и воспитать гармонично развитого человека, способного чувствовать, сопереживать, понимать - желание и стремление многих родителей. На достижение этой цели направлены и усилия педагогов.
Воспитание эмпатии у ребенка - это одна из важнейших задач, которая стоит перед педагогом и родителями. Способность сопереживать - один из главных жизненных навыков, который напрямую влияет на духовное и интеллектуальное развитие личности, а также на социальную адаптацию. Недавние исследования, проведенные среди школьников, показали, что преуспевающие ученики, школьные лидеры, а также дети, активно участвующие в общественной жизни, обладают уровнем эмпатии выше среднего.
Детское сольное пение долго не признавалось в кругу профессионалов, и до сих пор многие вокальные педагоги придерживаются мнения, что детей не надо учить академическому пению. До сих пор в научных кругах обсуждались, в основном, вопросы методики работы с детским голосом, являясь предметом неутихающих споров. Вопрос вокально-технических возможностей детского голоса также является дискуссионным: некоторые трудности принципиально преодолимы и даже полезны для развития голоса, в то время как другие наносят часто непоправимый вред.
Голос ребенка растёт и изменяется вместе с общим ростом всего организма, и это накладывает существенные ограничения на выбор исполняемых произведений. Вокальные педагоги разделились на тех, кто ориентируется на традиционный «взрослый» классический вокальный репертуар (привычный и хорошо известный), на тех, кто ограничивает поле деятельности современными песнями для детей до новомодных песен из мультфильмов и мюзиклов, и на тех, кто стремится найти пресловутую «золотую середину».
Найти её необходимо, так как многие произведения классической вокальной литературы не соответствуют возможностям детского голоса, часто становясь причиной его деформации, и особенностям внутреннего мира ребёнка, выражая эмоции и чувства, чуждые его душевной организации. Задачи охраны детского голоса и гармонии внутреннего мира ребёнка должны быть сдерживающим фактором при выборе произведений на всех этапах обучения учащихся, уравновешивая естественное стремление к развитию.
Необходимо исследовать вопросы допустимой для ребёнка тесситуры и диапазона произведений, а также возможной динамической палитры: эти факторы являются важнейшими критериями при выборе детского вокального репертуара. Ограничения в содержательном аспекте связаны, с одной стороны, с задачами охраны голоса (многие повышено эмоциональные произведения провоцируют на пение в форсированном режиме), а с другой - с задачами охраны внутреннего мира ребёнка и гармоничного развития личности. Необходимо определить, какие эмоциональные состояния и какие музыкально-поэтические образы наиболее соответствуют чувствам и интересам ребёнка в разные периоды его развития.
Степень изученности проблемы.
Различные психологические аспекты развития личности были глубоко изучены в работах таких авторов, как А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, А.Л.Готсдинер, Е.В.Гурьянов, А.В.Петровский, Я.Рейковский. Исследования эмоций как психического процесса и их классификация были выполнены В.В. Абраменковой, К. Изардом. Содержательная характеристика понятия эмпатия была раскрыта в работах А.К. Бохарта, Т.П. Гавриловой, К.Роджерса, Т.И. Пашуковой.
История зарубежных вокальных школ была изучена в работах М. Гарсиа. Характеристика и закономерности исторического развития русской вокальной школы представлена в трудах таких авторов, как Б.В. Асафьев, М.И. Глинка,А.Варламов, Н.Дилецкий, Н. Карамзин, К.Ф.Никольско- Береговская. Методические аспекты вокальной подготовки систематически и последовательно описаны в работах следующих педагогов-вокалистов: О.М.Агарков, В.П.Багрунов, Н.Б.Гонтаренко, Л.Б.Дмитриев, Ф.Ф.Заседателев, В.П. Морозов, В.А.Светлов.
В настоящее время существует огромное количество методических разработок и образовательных программ по развитию голоса для детей всех возрастов и с разным уровнем подготовки. Обращение к эмоциональной сфере содержания произведения с целью сценической передачи образа присутствует в работах: Архиповой Н.А., Крутовой Н.И., Яуничкина М.Ю. В тоже время, нами не было найдено пособий по вокальному искусству, в который уделялось бы внимание развитию эмпатии на основе системного подхода и четкой структурированность нотного материала.
Настоящее исследование обусловлено необходимостью преодоления противоречия между большой изученностью историко-педагогических и методических оснований вокальной педагогики и недостаточной разработанностью методического обеспечения для развития эмпатии у учащихся младшего школьного возраста в условиях вокального класса.
Обозначенное противоречие обусловило проблему исследования: какое методическое обеспечение позволит эффективно развивать способности к эмпатии у младших школьников средствами вокальной педагогике? На основе изученных источников, выявленного противоречия и обозначенной проблемы была сформулирована тема выпускной квалификационной работы: «Развитие эмпатии на занятиях по вокалу в младших классах детской музыкальной школы».
Цель работы: разработать методическое обеспечение, включающее программу по вокалу, методические принципы, рекомендованный для изучения репертуар для развития способностей к эмпатии у младших школьников в процессе занятий в вокальном классе.
Объектом исследования: процесс дополнительного образования в детской музыкальной школе.
Предмет исследования: развитие эмпатии у младших школьников в процессе занятий в вокальном классе.
Гипотеза исследования: эффективность развития эмпатии у младших школьников в процессе занятий в вокальном классе повысится, если будет:
- изучена психолого-педагогическая характеристика понятия эмпатия и особенности ее развития у младших школьников;
- выполнен ретроспективный анализ и изучены педагогические принципы русской вокальной школы;
- рассмотрены методические основания развития эмпатии средствами вокальной педагогики в младших классах детской музыкальной школы;
- разработана программа по вокалу и методические рекомендации, выбран репертуар, способствующий развитию эмпатии и выполнена апробация в младших классах детской музыкальной школы № 3 им. Р. Яхина г. Казани
Задачи исследования:
1 .Изучить психолого-педагогическую характеристику понятия эмпатия и особенности ее развития у младших школьников.
2. Выполнить ретроспективный анализ и изучить педагогические принципы отечественной вокальной школы.
3. Рассмотреть методические основания развития эмпатии средствами вокальной педагогики в младших классах детской музыкальной школы.
4. Разработать программу по вокалу и методические рекомендации, выбрать репертуар, способствующий развитию эмпатии и выполнить апробацию в младших классах детской музыкальной школы № 3 им. Р.
Яхина г. Казани.
Теоретической основой исследования являются труды по общей психологии таких авторов, как Л.С.Выготский, А.Л.Готсдинер, Я.Рейковский; работы Л.И.Божович, М.И.Лисиной, О.Муромцевой, в которых была раскрыта психолого-возрастная характеристика учащихся младших классов; исследования эмоций как психического процесса и их классификации, предложенные В.В. Абраменковой, К. Изардом; труды, в которых были изучены теоретические основания понятия эмпатия, следующих авторов: А.К. Бохарт, Т.П. Гаврилова, К. Роджерс.
В основу исследования были положены теоретико-практические работы по музыкальной педагогике таких авторов, как О.А.Апраксина, Л.О.Гинзбург, В.В.Емельянов; исследования возрастных особенностей детского голоса, выполненные Е.И. Алмазовым и В.Н. Шацкой; фундаментальный труд по теории и практике фониатрии В.Г. Ермолаева.
Теоретическими основаниями исследования также послужили работы по истории вокального искусства Т.К. Владышевской, а также по истории русской вокальной школы следующих авторов: Б.В. Асафьев, М.И. Глинка,
A. Варламов, Н.Дилецкий, Н.Карамзин, по истории вокальной педагогики B. Багадуров, Ю.А Барсова; по методике обучения вокальному искусству таких авторов, как О.М.Агарков, Н.Б.Гонтаренко, Л.Б.Дмитриев, В.П.Морозов, В.А.Светлов.
В ходе исследования были использованы следующие группы методов:
- теоретические: теоретический анализ исторически сложившихся вокальных школ, психолого-педагогических исследований, анализ учебных пособий и программ, методических разработок;
- эмпирические: такие как наблюдение за поведением детей, сравнение с их сверстниками не связанных с миром искусства, измерения уровня способности сопереживать и сочувствовать окружающей среде.
- экспериментальные: была разработана рабочая программа по вокалу для развития эмпатии, проведена оценка измерений и выбора средств для проведения эксперимента, был поставлен эксперимент, а так же обработаны и проанализированы полученные в ходе эксперимента данные.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап (2016 - 2017 гг.) - установочный: изучение и теоретический анализ взятых за основу русской и советской вокальных школ, психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме выпускной квалификационной работы; анализ и оценка современного состояния проблемы в теории и практике. Проведение первого этапа констатирующего эксперимента.
Второй этап (2017г.) - экспериментальный: выявление условий, работа по составлению репертуара для развития эмпатии у детей младшего школьного возраста; апробация этих средств в учебном процессе. Проведение педагогического эксперимента.
Третий этап (2017 - 2018 гг.) - обобщающий: анализ и описание результатов исследования, оформление выпускной квалификационной работы, оформление рабочей программы по вокалу на основе эмпатии для детей младшего школьного возраста.
Научная новизна исследования состоит в том, что была разработана программа для занятий по вокалу детей младшего школьного возраста, которая включает в себя аспекты по развитию эмпатийных способностей при помощи музыки, упражнения и вокальный репертуар способствующий развитию чувств сострадания и сопереживания, и передача их посредством вокала.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная в нем вокальная программа может быть использована в образовательном процессе учреждений культурно-досуговой сферы, а также системы общего и дополнительного музыкального образования.
Структура работы включает введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список литературы, приложения.
На фоне прогрессивных изменений требований современного общества, где главное внимание уделяется интеллектуальному развитию ребенка, а главным критерием является объем усвоенных им знаний, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. Нельзя недооценивать эмоциональное развитие ребенка, ведь именно оно является одним из существенных условий успешного воспитания и обучения. Тенденция развития современного общества диктует свои правила и нормы, в которых общение детей зачастую сводится к использованию компьютеризованных технологий.
В процессе наблюдений за детьми в игре и повседневной жизни было установлено, что многие из них не умеют выражать свои эмоции, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.
Известно, что одним из важнейших аспектов формирования эмоциональной сферы ребенка, является развитие эмпатии - через нее происходит приобщение ребенка к миру переживаний других людей, формируется представление о ценности другого, развивается и закрепляется потребность в благополучии других людей. По мере психического развития ребенка и структурирования его личности эмпатия становится ещё и источником нравственного развития!
На основе изучения периодической и профессиональной литературы по данной теме, было установлено, что в теории программно-методическое обеспечение эмоционального развития детей отстаёт от потребностей практики.
Развитие эмпатии рассматривается в качестве одной из наиболее приоритетных задач эмоционального воспитания. Наиболее качественно и результативно эту работу можно построить на основе занятий по вокалу, т.к. у ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной, это было доказано в работах многих педагогов.
На настоящий момент актуальным остается не только изучение особенностей развития эмпатии у детей, но и разработка развивающих программ использующих весь потенциал музыкальной деятельности.
Музыкальная деятельность является эффективным, но недостаточно разработанным методом развития эмпатии. А ведь именно эта деятельность является наиболее интересной и занимательной для детей.
Эмпатия (греч.’Еу — «в» + греч. Па0од — «страсть», «страдание», «чувство») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Соответственно эмпат— это человек с развитой способностью к эмпатии.
Проявлениями этого состояния являются:
• интуитивное осознание чувств и состояний других субъектов;
• переживание эмоций, схожих с теми, которые испытывает собеседник;
• умение примерять на себя роли других людей;
• навыки принимать чужую точку зрения без препятствий;
• оценка ситуации с позиции другого человека.
Существует несколько видов эмпатии:
- Эмоциональная эмпатия. Люди, склонные к этому чувству подражают эмоциям своего окружения, и воспринимают их боль и переживания как свои собственные. При этом в любой момент они готовы откликнуться на волнения своего собеседника.
- Когнитивная эмпатия. Эта способность проявляется в умении проводить сравнение и анализ мыслей, беспокоящих оппонента. То есть эмпат не просто воспринимает чувства своего визави, а подключает умственные способности для того, чтобы понять происходящее.
- Предикативная эмпатия - значит, предугадывать ощущение и поведение другого человека при определенных обстоятельствах. Особенно ярко проявляется эта способность в конфликтах и ссорах.
Особенности проявления эмпатии у ребенка-школьника зависят от многих психофизиологических, психологических и социальных факторов. К ним относят:
- индивидуальные особенности темперамента и эмоциональной возбудимости, психодинамические качества личности;
- характер мотивации личности;
- степень близости с объектом эмпатии и частоту общения с ним;
- интенсивность стимула эмпатии, богатство эмпатийного опыта;
- симпатический дистресс;
- представления об эмоциях и чувствах, о содержании эмоциональных переживаний;
- социально-нравственные установки и требования.
Основные этапы развития русской вокальной школы следующие:
1. Вокальное искусство в докласический период - конец XVI, XVII вв.
2. Классический период, становление русской вокальной школы, М. И. Глинка - конец XVII, XVIII вв.
3. Золотой век русского искусства - XIX в.
4. Советский период - XX в.
Принципы развития русской вокальной школы:
• Большие требования к музыкальному слуху начинающего певца. Важное значение придается наличию развитой музыкальной памяти.
• Четкость, ясность дикции — также необходимое условие.
• Певец должен обладать эмоциональной восприимчивостью.
• Внимание к сценическому поведению артиста-певца.
• Оперный певец - это всегда певец-актёр.
• Натуральность и простота, естественность и правдивость интерпретации.
Обучение на этапе подготовки к публичному исполнению направлено на достижение эмоциональной яркости и выразительности и подразумевает развитие эмпатии как профессионального качества будущих вокалистов и предполагает индивидуальные творческо-практические занятия или групповые (пение дуэтов, трио). Цель творческой работы педагога-вокалиста с молодым вокалистом на этом этапе связана с обогащением опыта процессами восприятия вокального искусства, художественной интерпретации вокального произведения искусства, развитием эмпатийных качеств и формированием общепедагогической умений (специальных и вокальных). Музыку как искусство, отличает возможность напрямую передавать человеческие чувства, переживания, внутреннее эмоциональное состояние. Музыкальное искусство способно устанавливать тесную связь с другими видами искусства и отражать реальную действительность, что в значительной степени обусловлено слуховым опытом воспринимающего, его способностью к ассоциативному мышлению.
Анализ существующих программ, развития вокальных способностей у детей младшего школьного возраста уделяется огромное внимание. В тоже время проникновение в содержательный смысл исполняемого произведения, передача эмоций или же сопереживание персонажу произведения подробно не рассматриваются. Нет четкого системного подхода к освоению эмоциональной стороны. Не продуман путь приобщения к вокалу через эмпатию, а также специальные методы и приемы, позволяющие развивать именно это качество на всех этапах обучения в вокальном классе.
Экспериментальной базой послужило Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования г. Казани «Детская музыкальная школа №3 им. Рустема Яхина». В эксперименте приняли участие 20 человек - ученики 1-3 классов, из которых 10 учащихся составили экспериментальную группу - А, и 10 контрольную - Б. Для оценки динамики уровня эмпатии была использована адаптированная методика для младшего школьного возраста И.М. Юсупова и экспертная карточка оценки способности проявления эмпатии в процессе вокального исполнения.
Формирующий этап эксперимента был организован с учащимися экспериментальной группы, в процессе обучения которых была внедрена разработанная нами программа «Развитие эмпатии на занятиях по вокалу в младших классах детской музыкальной школы». Основная задача формирующего этапа заключалась в том, чтобы учащиеся экспериментальной группы посредством эмпатийного подхода закрепляли и совершенствовали свои музыкальные знания и нравственные качества.
Согласно разработанное программе «Развитие эмпатии на занятиях по вокалу в младших классах детской музыкальной школы» при подборе репертуара учителю всегда следует учитывать: собственный интерес ученика, национальное происхождение, диапазон, эмоциональную отзывчивость и т.д. Песня, выбранная для работы, должна:
- Нравиться ученику;
- Иметь соответствующий диапазон;
- Подходить тесситурно;
- Без завышенной исполнительской сложности
- Подходить по характеру, соответствовать возрасту.
В работе с учениками над песней, нами были выделены следующие важные аспекты:
- Эмоциональное восприятие песни;
- Разучивание мелодии и запоминание слов;
- Вокально-интонационная работа;
- Драматургия и содержание песни;
- Художественное исполнение.
При разучивании, так же, могут возникнуть следующие трудности:
• Сложность взятия «крайних» звуков;
• Скачки в мелодике;
• Неточности в интонировании;
• Неудобства при воспроизведении мелодической линии, особенности постановки дыхания;
• Дикционная работа при исполнении произведения в разных темпах;
• Непонимание учеником содержания произведения.
По итогам анализа результатов динамики каждого из компонентов: эмоционального и деятельностного был сделан вывод, что уровень эмпатии у учащихся экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента стал значительно выше, тогда как в контрольной группе изменения были не значительными. Это подтвердило эффективность разработанной программы целесообразность ее дальнейшей реализации в практике занятий в классе вокала в учреждении дополнительного музыкального образования.
1. Абраменкова B.B. Действенная групповая эмоциональная идентификация как проявление альтруистического поведения и методы её исследования у школьников // Новые исследования в психологии. - 1978. - № 2. - С.89-93.
2. Агарков, О.М. Интонирование и слуховой контроль в сольном пении / О.М. Агарков // Вопросы физиологии пения и вокальной методики. М., 1975. - С.70-90.
3. Алмазов Е. И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодёжи. Развитие детского голоса. - Москва: Издательство академии педагогических наук, 2006. - 189 с.
4. Апраксина, О.А., Орлова Н.Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними / О.А. Апраксина, Н.Д. Орлова // Музыкальное воспитание в школе. М., 1975. Вып.10. - С.104-113.
5. Асафьев, Б.В. М.И. Глинка / Б.В. Асафьев. Л., 1978. Том 1, - С.276-412.
6. Багадуров, В. Очерки по истории вокальной методологии. Ч.2. / Б.В. Асафьев. М., 1932; Ч. 3. Вып. 1. М., 1937. - С. 27-48.
7. Багрунов. В. П. Азбука владения голосом. Методика, основанная на раскрытии трёх секретов феномена Шаляпина. - Санкт-Петербург: ТЕССА, 2006. - 320 с.
8. Барсов, Ю.А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И. Глинки / Ю.А. Барсов. Л., 1968. - С. 121-178.
9. Барсова, Н. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира / Н. Барсов // Художественное творчество. Л.: 1986. - 171 с.
10. Бодалев A.A. Формирование понятия о другом человеке как о личности. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. - 136с.
11. Божович Л. И., Конникова Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. -1975. № I. - С.80-89.
12. Большая Советская энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. Т.18. М.:
Советская энциклопедия, 1974. - 217 с.
13. Бохарт А. К. Эмпатия в клиент-ориентированной психотерапии: сопоставление с психоанализом и я-психологией // Иностранная психология. 1993. - T.I. - £ 2. - С.57-63.
14. Варламов, А. Полная школа пения. В 3-х ч. / А. Варламов. М., 1953. - 246 с.
15. Васина-Гроссман, В.Дж. Музыка и поэтическое слово / В.Дж. Васина- Гроссман. М.: Музыка, 1978. - 365 с.
16. Витт, Ф.Ф. Практические советы обучающимся пению / под ред. Ю.А. Барсова / Ф.Ф. Витт. Л., 1968. - 86 с.
17. Владышевская, Т.К вопросу об изучении традиций древнерусского певческого искусства / Т.К. Владышевская // Из истории русской и советской музыки: Вып. 2. / Сост. А. Кандинский; Ред. Ю. Розанова. М., 1976. - С. 53-56.
18. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. М.-Л.: Соцэкгиз, 1934. - 324 с.
19. Выготский, Л.С. Психология искусства. 2-е изд. / Л.С. Выготский. М.: Искусство, 1966. - 103 с.
20. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатииу детей
младшего и среднего возраста // Вопросы психологии.-1974. № 5. - С.107-114.
21. Гарсиа, М. Школа пения / М. Гарсиа. М., 1957. - 87-213 с.
22. Гинзбург, Л.О. О работе над музыкальным произведением / Л.О. Гинзбург. М., 1960. - 23-96 с.
23. Глинка, М. Литературное наследие. Т. 1. Автобиографические и творческие материалы / М. Глинка. М., 1957. - С. 113-160.
24. Гонтаренко. Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 155 с.
25. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. Москва.: 1993,- С. 73-80.
26. Гурьянов, Е.В. Навыки / Е.В. Гурьянов // Психология/ Под ред. А.А. Смирнова, Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова. М., 1956. - 193 с.
27. Детский голос // под ред. В.Н. Шацкой. М.: Педагогика, 2005. - 290 с.
28. Дилецкий, Н. Идеа грамматики мусикийской // Памятники русского
музыкального искусства. Т. 7. / Публицистический перевод,
исследование и комментарий В. Протопопова. М., 1979. - 29 с.
29. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики» - М. Издательство: «Музыка», 1968. — 675 с;
30. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. М., 2009. - С. 74
31. Дмитриев Л. В. Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве: Диалоги о технике пения. - Москва, 2002. - 188 с.
32. Дунаев Н. Значение художественной литературы в формировании личности ребенка «Дошкольное воспитание». - 2007, №6. - С. 15-17.
33. Емельянов, В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки / В.В. Емельянов. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 2003. - 377 с.
34. Ермолаев, В.Г., и др. Руководство по фониатрии / В.Г. Ермолаев, Н.Ф. Лебедева, В.П. Морозов. Л., 1970. - 56 с.
35.Заседателев, Ф.Ф. Научные основы постановки голоса / Ф.Ф. Заседателев. М.: Муз.гос. Из-во, 1929. - С. 43-89.
36.Земцовский, И. Русские народные протяжные песни. Антология / И. Земцовский. М.; Л., 1966. - С. 119-130.
37. Иванов. А. П. Искусство пения. Практические советы вокалистам и оперным певцам. - Москва: Голос - Пресс, 2008. - 431 с.
38. Карамзин Н. История Государства Российского. - Москва:
Просвещение, 2010. - 382 с.
39. Карягина Т.Д. Общая психология, психология личности, история психологии. - Москва: МГУ, 2013г. - 175 с.
40. Кондаков И. М. Психологический словарь. - Москва: СГИ, 2000 г. - 58с.
41. Линклейтерн. К. Освобождение голоса. - Москва: ГИТИС, 2003г. - 176 с.
42. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении// Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М.: Педагогика, 1980. - С.36-46.
43. Львов, М. Л. Из истории вокального искусства. М.: Музыка, 1964. - 228с;
44. Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь. М.: «ОЛМА Медиал Групп», 2007. - 800 с.
45. Морозов В. П. Тайны вокальной речи. - Санкт-Петербург: Наука, 2008. - 204 с.
46. Муромцева О.: Реализация межпредметных связей в стетическом воспитании младших школьников. Белгород: Политерра, 2007. - 74 с.
47. Назаренко И. Искусство пения. - Москва: Музгиз, 2003. - 512 с.
48. Никольская С. Т. Техника речи. - Москва: Знание, 2008. - 64 с.
49. Никольско-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа от древности до XXI века. - Москва: Языки русской культуры, 2003. - 192 с.
50. Нургаянова, Н.Х. Вокализы на основе татарских народных напевов: методическое руководство [Текст] / Н.Х. Нургаянова. - Казань: ТГГПУ, 2003. - 21 с;
51. Павлов И. Полное собрание сочинений. - Москва: Издательство Академических наук, 2010. - 590 с.
52. Пашукова Т. И. О механизмах эмпатии и некоторых её психических коррелятах // Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар: Изд-во Кубан. ун-та, 1983. - С.86-92.
53. Петровский A.B. Личность в психологии с позиций системного подхода // Вопросы психологии. 1981. - № I. -С. 57-66.
54. Рейковский Я. Экспериментальная психология Эмоций. М., 1979. - С. 133-151.
55. Репина З. А. Буйко В. И. Уроки логопедии. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2005. - 207 с.
56. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.
57. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АПН СССР, 1957. - 328с.
58. Светлов В. А. История научного метода: Учеб. Пособие для ВУЗов. - Москва: Академический Проект, 2008. - 700 с.
59. Степанов С. С. Психология в лицах. - М.: «Издательство ЭКСМО- Пресс», 2001. - 384 с.
60. Стрельникова А. Н. Дыхательная гимнастика. - Москва: Метафора, 2010. - 376 с.
61. Стулова, Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М.: Просвещение, 1992. -270 с;
62. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - Москва: Директ-Медиа, 2012. - 270 с.
63. Сто великих вокалистов. Москва: «ВЕЧЕ», 2004.- 474 с.
64. Туишева А.Х. Техника вокала: Методическое Пособие для студентов средних и высших музыкальных учебных заведений/М.П.Файзулаева. - Казань: Волга, 2010.-59с;
65. Шкляр Ю. Острый угол моей жизни. Мысли вокалиста. - Санкт- Петербург: Композитор, 2010. - 132 с.