ОБЗОР деятельности органов предварительного следствия по расследованию уголовных дел о преступлениях, связанных с хищением бюджетных денежных средств, выделяемых из бюджета Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
Материнский капитал сегодня одна из самых востребованных мер социальной политики государства, в форме финансовой поддержки, которая регламентируется Федеральным законом № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Закон № 256-ФЗ) . В связи с тем, что снижение рождаемости в стране, и как следствие ухудшение демографической ситуации - это, скорее, свидетельство отсутствия финансовых средств на то, чтобы иметь и воспитывать ребенка, была разработана программа, согласно которой за рождение второго ребенка и последующих детей родители могут получить сумму, которая позволит компенсировать расходы на содержание малыша.
Основная причина продления программы – «сохранение позитивных демографических тенденций». Анализ ситуации за восемь лет показывает, что рождаемость в этот период существенно выросла: число родившихся увеличилось на 31,2%, с 1,48 млн человек в 2006 г. до 1,94 млн в 2014 г. Коэффициент рождаемости увеличился на 34%, с 1,31 в 2006 г. до 1,75 в 2014 г., а доля вторых и более рождений возросла с 41,2% в 2007 г. до 55,8% в 2014 г. .
В 2015 году третий раз подряд был зарегистрирован естественный прирост населения, значительную роль в достижении которого Правительство Российской Федерации отводит программе материнского капитала.
В целях дальнейшей реализации федеральной государственной программы в Закон № 256-ФЗ с учетом большого количества изменений, предложенных Правительством Российской Федерации и законодательно закрепленных депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также Президентом Российской Федерации, внесено ряд дополнений:
• действие программы Федеральным законом от 30.12.2015 № 433-ФЗ «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» официально продлили до 31.12.2018;
• в отличие от предыдущих лет, прошедших с начала действия Закона № 256-ФЗ, размер материнского капитала в 2016 г. не индексировался, и по-прежнему составляет 453 тысячи 026 рублей. Данное решение было принято в рамках Федерального закона 14.12.2015 № 371-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2016 год;
• введено новое направление использования материнского капитала - на социальную реабилитацию детей-инвалидов. 01.01.2016 вступили в силу изменения, внесенные в закон о материнском капитале Федеральным законом от 28.11.2015 № 348-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
• увеличилась единовременная выплата до 25 тысяч рублей из средств материнского капитала при наличии остатка средств по сертификату. Соответствующий Федеральный закон от 23.06.2016 № 181-ФЗ «О единовременной выплате за счёт средств материнского (семейного) капитала в 2016 году» вступил в силу 24.06.2016.
Обналичить средства материнского капитала, кроме как получить единовременную выплату, предусмотренную законом, нельзя ни в каком объеме. Они хранятся на счетах Пенсионного фонда Российской Федерации и при необходимости будут перечислены на осуществление определенных целей. Владелец может только распоряжаться данными средствами по направлениям указанным в законе при предъявлении сертификата на материнский капитал. При этом все расчёты производятся в безналичной форме.
В настоящее время законные варианты использования материнского (семейного) капитала предельно ограничены. Как и в предыдущие годы, средства по сертификату можно расходовать семьям с детьми по следующим основным направлениям:
• на улучшение жилищных условий (покупку, реконструкцию или строительство жилья), в том числе на компенсацию ранее понесенных затрат на строительство жилья;
• на оплату образовательных услуг, получаемых детьми (в любых образовательных учреждениях Российской Федерации, имеющих аккредитацию);
• на формирование накопительной части пенсии для матери;
• на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.
Использовать средства государственной субсидии по действующим правилам можно только по прошествии 3 лет со дня рождения второго или последующего ребенка (а также через 3 года после вступления в силу решения суда в случае принятия ребенка на воспитание в семью по «схеме усыновления»). В связи с этим на детей (второго, третьего и последующих), рожденных или усыновленных в 2016 г., выплаты по общему правилу будут реализовываться только в 2019 г. Исключение, как и ранее, составят случаи использования материнского капитала на ипотеку:
• в счет погашения ранее взятого кредита или займа на покупку или строительство жилья;
• в качестве первоначального взноса на получение нового жилищного кредита или займа.
В соответствии с законом право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 01.01.2007;
2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 01.01.2007, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 01.01.2007.