Глава 1. Теоретико-методологические основы проблемы противопоставления высказываний о себе высказываниям о других
1.1. Я и другой
1.2. Высказывание о себе VS высказывание о других
1.3. Оценка состояния “я и другой”
1.4. Языковые средства выражения болезненного дискомфорта
Язык в системе выражаемых им значений фиксирует знания и опыт языкового коллектива, картину мира говорящего на нем народа.
Вопрос о сущности понятий «картина мира» и «языковая картина мира» привлекает внимание исследователей различных направлений – философии, психо- и этнолингвистики, культурологии, лингвокультурологии и пр. дисциплин. Пионером в научной разработке понятия «картина мира» считают фон Гумбольдта, который в конце XIX века рассматривал картину мира в контексте языковой реальности. В частности, В. Гумбольдт обосновывает понятие «картина мира» посредством обозначения разности мировоззрения людей, детерминированной разностью языков. В рамках логики понятие «картина мира» впервые исследуется Людвигом Витгенштейном . С начала ХХ века интерес к вопросу о картине мира увеличивается и разрабатывается на дискуссионных площадках различных наук. Например, культурология представляет картину мира в виде целостного образа мира, созданного всей совокупностью знаний о нем, существующего в сознании представителей той или иной культуры (некий коллективный опыт народа). Здесь важным является аспект ментальной репр езентации культуры, что объясняет единство свойств картины мира и культуры в целом: многоаспектность, целостность, историчность, диалогичность, объективируемость и пр.
Психология рисует картину мира как отображенную в слоях психики реальность, поддающуюся сознательному осмыслению . В данном подходе картина мира – это продукт высшей нервной деятельности и он включает в себя самого человека с его деятельностью и состоянием, в том числе состоянием «здесь и сейчас».
Нельзя не отметить и биологический подход к пониманию картины мира. Он состоит в определении всей совокупности «концептов или сложных репрезентаций, присутствующих в сознании индивида и отражающих обобщенный опыт непосредственного и опосредованного (в процессе воспитания и образования) взаимодействия со средой .
Пристальное внимание картине мира уделяет и философия , представляющая картину мира в научном аспекте. В целом философия трактует картину мира как портрет Вселенной, ее образнопонятийная копию, определяющую мировоззрение человека с его ценностями, целями, взглядами, эмоциональным отношением к миру. Изначально в философской разработке понятия «картина мира» отмечалось отсутствие его связи с другими сферами социального сознания, такими, как искусство, мифология, религия. Как отмечает Э.К. Погорский, обращение к тематике картины мира в контексте иных форм общественного сознания начинается в конце ХХ века .