Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №47331

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы101
Год сдачи2018
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
736
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Сущностная характеристика понятия «этнокультурное воспитание».... 7
1.2. Интегративные технологии как средство этнокультурного воспитания
старших дошкольников 20
1.3. Анализ особенностей этнокультурного воспитания в различных
программах музыкального образования дошкольников 35
Выводы по главе I 49
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 52
2.1 Разработка программы этнокультурного воспитания старших
дошкольников на музыкальных занятиях 52
2.2 Анализ практического опыта этнокультурного воспитания старших дошкольников на музыкальных занятиях средствами интегративных технологий 73
Выводы по главе II 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 94
ПРИЛОЖЕНИЯ 99

Актуальность исследования. В современных условиях общественной жизни этнокультурное воспитание становится неотъемлемой частью современной образовательной среды и рассматривается как непременное условие самореализации личности. Актуализируется проблема формирования интереса к родному краю, родному народу и воспитания духовности, нравственности и патриотизма. Этнокультурное воспитание является важнейшей частью национальной культуры каждого народа, поэтому в последние годы в образовательных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению детей к культуре своего народа.
Необходимость знакомства учащихся с народной культурой отражена в ряде нормативных документов, современных концепций и национальных проектов. «Закон об образовании Российской Федерации» и «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» нацеливают на «формирование патриотизма и бережного отношения к культуре своего народа» [33, 42]. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) провозглашает идею «погружения в культурные традиции своего народа» [41].
Признавая высокие развивающие и воспитательные качества фольклора,отечественные ученые и исследователи в области музыкального искусства (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б.Алеев, О.В. Усачева, Л.В. Школяр и др.) активно внедряли изучение народной музыки в практику общего музыкального образования.
В то же время, за последние годы накоплен опыт приобщения детей к народной культуре и в практике дошкольного образования: активно внедряются этнокультурные программы, пособия и методики, которые используются в образовательной области: «Социально-коммуникативного развития», «Познавательного развития», «Речевого развития» и «Художественно-эстетического развития». Вместе с тем, в связи с обострением внешнеполитической обстановки, всеобщей глобализацией и унификацией социокультурных процессов, внутренней миграции населения, проблема этнокультурного воспитания дошкольников в многонациональных регионах до сих пор остается остросоциальной.
Степень изученности проблемы. Теоретические положения этнокультурного воспитания рассмотрены втрудах Г.Н. Волкова, В.Н. Ганичева, И.Ф. Гончарова, Г.Б. Корнетова, М.Ю. Новицкой, З.И. Равкина и др. Этнокультурное воспитание как средство эмоционального, интеллектуального и нравственного развития рассматривается в работах В.А. Алексеева, В.Х. Арутюняна, Л.Б. Бактигулова, Т.Н. Комарова, Г.И. Губа Л.М. Захарова. Вопросы театральной деятельности освещены в работах педагогов: М.В.Букатова, И.А. Генераловой,А.Ю. Гончарук, А.П. Ершовой, И.Л. Любинского, Т.Г. Пеня, Ю.И. Рубиной, Е.К. Чухман и др. В них подчеркивается значение использования культурного наследия в развитии национального самосознания и духовно-нравственном развитии личности.
Несмотря на имеющиеся научные исследования по воспитанию у детей этнокультуры, в опубликованных работах не полностью раскрыт педагогический потенциал народной культуры с дошкольниками, не разработаны педагогические условия его реализации.
Таким образом, несмотря на достаточно пристальное внимание исследователей к данной проблеме, многие вопросы дошкольного этнокультурного воспитания продолжают оставаться недостаточно разработанными, в частности, остаются малоизученными средства и методы формирования этнокультурного воспитания дошкольников на музыкальных занятиях. Таким образом, выявилось противоречие между необходимостью формирования начальных основ патриотизма, национального самосознания, толерантности старших дошкольников, обусловленной существующими социокультурными и недостаточностью представлений о возможностях современных технологий этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста, на музыкальных занятиях.
В современных дошкольных учреждениях возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, относятся интегративные технологии. Интегративные технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо- поисковом уровне, о и социализацию ребен а.
Исходя из вышеизложенного была сформулирована проблема исследования: какие инновационные технологии будут способствовать этнокультурному воспитанию старших дошкольников на музыкальном занятии?
Учитывая вышесказанное, была сформулирована тема выпускной квалификационной работы: «Этнокультурное воспитание старших дошкольников на музыкальных занятиях средствами интегративных технологий».
Цель выпускной квалификационной работы - изучить особенности этнокультурного воспитания старших дошкольников на музыкальных занятиях средствами интегративных технологий.
Объект исследования - этнокультурное воспитание старших дошкольников.
Предметом исследования является этнокультурное воспитание старших дошкольников на музыкальных занятиях в ДОО средствами интегративных технологий.
В соответствии с объектом, предметом и целью были сформулированы задачи исследования:
1. Представить сущностную характеристику понятия «этнокультурное воспитание».
2. Рассмотреть интегративные технологии как средство этнокультурного воспитания старших дошкольников.
3. Осуществить анализ особенностей этнокультурного воспитания в различных программах музыкального образования дошкольников.
4. Разработать программу этнокультурного воспитания старших дошкольников на музыкальных занятиях.
5. Проанализировать практический опыт этнокультурного воспитания старших дошкольников на музыкальных занятиях средствами интегративных технологий.
Для решения поставленных в работе задач использовались теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта и наблюдение.
База исследования: МАДОУ "Детский сад № 62 комбинированного вида Кировского район г. Казани"
Новизна исследования: заключается в выявлении потенциала интегрированных технологий как средства этнокультурного воспитания старших дошкольников на музыкальных занятиях.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе теоретического анализа литературы и методик музыкального воспитания дошкольников, позволяют сделать научно обоснованные выводы и рекомендации, способствующие наиболее эффективной организации педагогического процесса этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста.
Практическая значимость: материалы исследования и разработанная программа этнокультурного воспитания старших дошкольников могут быть использованы музыкальными руководителями в практике музыкального образования в ДОО.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, 5 параграфов, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В исследовании были сделаны следующие выводы.
Этнокультурное воспитание - процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.
Во втором параграфе мы раскрыли понятие интегративные технологии, предполагающие интеграцию на разных смысловых уровнях:
- все образовательные области: физическое, социально¬
коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое;
- развивающие, образовательные и воспитательные задачи,
реализуемые разными специалистами: музыкальным руководителем, воспитателем, логопедом, психологом.
- предполагает участие родителей, что способствует позитивному взаимодействию семьи и дошкольной образовательной организации.
- интегрирует в себе духовно-культурные традиции народов и этносов, проживающих конкретной территории;
- интегрирует все компоненты и направления изучаемого явления (например, музыку, танцы, литературный и поэтический фольклор, народные ремесла, промыслы и.д.);
- реализуются в форме интегрированных занятий.
Анализ методик в третьем параграфе показал, что при этнокультурном воспитании дошкольников в процессе музыкального образования, необходимо учитывать, что значение фольклора функциональное, утилитарное - оно призвано помочь интересней провести игру, организовать её. Песенки, припевки иллюстрируют действия, дают наиболее полный выход эмоциональной энергии детей, их темпераменту - ведь в основе их понимания, мироосвоения лежит именно игра, игровой момент.
Основной целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является приобщение детей к народной культуре, формированием начальной положительной этнической идентичности в процессе занятий.
В работе над приобщением дошкольников народной культуре в процессе музыкального образования воспитатель и музыкальный руководитель должны:
- создавать непринужденную атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя легко и непосредственно;
- уловить непосредственность детской реакции и ненавязчиво помочь развить ее в конкретном выражении;
- увлечь детей своим творческим отношением;
- уметь объективно оценить вместе с детьми творческую реализацию их художественного замысла;
- поддержать в дошкольниках желание творческого самовыражения.
- использовать такие средства и формы работы, как: игровая деятельность, элементарная импровизация, анализ характера музыки и др.
Опора на традиционную народную музыку дает возможность передавать ребенку конституирующие человеческие качества, мотивацию деятельности, имеющие своеобразную этническую окраску, этнические черты, интерпретирующие «всеобщее» через общинное, семейное, национальное. Это позволит в дальнейшем сформировать этническую самоидентичность, ценностное отношение к наследию народа, устанавливать дружеские и доброжелательные отношения с природой, социумом, окружающим миром, развивать творческие способности, корректировать психофизическое развитие детей, способствовать их вхождению в мировое культурное пространство.
Осуществленный теоретический анализ исследований позволяет сделать вывод, что народная художественная культура является содержательным компонентом в этнокультурном воспитании дошкольников, так как представления о жизни, быте, истории русского народа закрепились в его культуре: сказках, песнях, поговорках и пословицах, в стилистике костюма, в интерьере, народных промыслах, играх. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности. Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народными песнями, рассматривая изделия декоративно-прикладного искусства, дети приобретают новые знания о жизни, труде людей, о том, что ценит народ в человеке, что порицает.
В результате исследования теоретических основ проблемы этнокультурного воспитания дошкольников, была разработана программа этнокультурного воспитания дошкольников.
Разработанная Программа включала в себя следующие разделы:
- пояснительная записка;
- цель и задачи программы;
- концепция Программы, основанная на принципах интеграции, реализуемых на разных уровнях;
- психолого-педагогические условия,
- календарно-тематический план и содержание работы,
- структура занятий и ожидаемые результаты.
Анализ результатов апробации Программы позволил сделать вывод о том, что в экспериментальной группе после внедрения в воспитательный процесс ДОО программы воспитания культуры в целом у дошкольников интегративными средствами повысился общий уровень сформированности межкультурного и межличностного взаимодействия. Низкий уровень этнокультурного воспитания не показал ни один из воспитанников, 70% - высокий уровень, 30% - средний. В то время как в контрольной группе показатели изменились незначительно.
Анализ результатов диагностики воспитания этнической культуры у дошкольников показывает:
1. Уровень сформированности межкультурного и межличностного взаимодействия повысился.
2. Заметно изменилось отношение детей экспериментальной группы к традициям народов. В процессе непосредственных изучений особенностей народов в сознание детей заложилось ясное и точное представление о традициях народов, что в обществе все связано между собой, что отдельные люди и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в человеке, в поведении подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на развитие общества.
4. На занятиях по детям стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о народах, их традициях, особенностях жизнедеятельности, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечает.
Результатом работы по этнокультурному воспитанию стало более терпеливое и бережное отношение детей друг к другу, как к представителям разных национальностей, устойчивый интерес к самобытной культуре людей разных народов.
Опытно-экспериментальным путем мы проверили эффективность методов и приемов, способствующих воспитанию культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами интегративных технологий.



1. Афанасьева, А.Б. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы / Б.А. Афанасьева. - СПб.: Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2009. - 296 с.
2. Бабунова, Е.С. Педагогическая стратегия этнокультурного воспитания детей в образовательной среде дошкольного учреждения. / Е.С. Бабунова // Педагогическая стратегия этнокультурного воспитания. - 2011. - Выпуск №5. - С. 197-203.
3. Богатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства / П.Г. Богатырев. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 432 с.
4. Богомолова, М.И. Гуманистические истоки первоначального воспитания детей в истории зарубежной педагогики / М.И. Богомолова // Известия Уральского государственного университета. - 2010. - №5 (84). - С. 140-148.
5. Богомолова, М.И. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие / М.И. Богомолова, JI.M. Захарова. - 2-е изд., испр. - М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2011. - 176 с.
6. Болбас, В. С. Этнокультурное воспитание школьников в условиях глобализации / В. С. Болбас // Истифодаи технологияи навин дар таълими фанхои мактаби ва проблемахои омузиши дастовардхои илми ва инноватсиони дар шароити чахонишави дар кишвархои ИДМ: сборник научных статей. - Душанбе: ЭР-граф, 2010. - С. 181-188.
7. Боронина, Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. - М.: Владос, 1999. - 123 с.
8. Васеха, Л.И. Этнохудожественное образование как фактор социально - культурной адаптации личности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Москва, 2004. - 22с.
9. Васюкова Н.Е. Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников // Управление ДОУ. № 2. 2013. С. 110-116
10. Вентцель, К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный
детский сад. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ventsel_teoriya-svobodnogo-
vospitaniya_1923.
11. Волков, Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно¬воспитательного процесса [Текст] / Г.Н. Волков. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. - 160 с.
12. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / Волков Г.Н. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
13. Детские народные подвижные игры: Книга для воспитателей детского сада и родителей / Сост. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина - 2-е изд., М.: Просвещение, 1995г. - 121 с.
14. Захарова Л.М. Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста / Л.М. Захарова // Образование. Просвящение. - 2010. - С. 37- 43.
15. Зацепина М.Б. ФГОС Музыкальное воспитание в детском саду / М.Б Зацепина. - М.: Мозаика-синтез, 2017. - 192 с.
16. Капица, О.И. Детский народный календарь // Поэзия и обряд: Межвуз. сб. науч. трудов / Отв. ред. Б. П. Кирдан. - М., 1989. - 127 с.
17. Каплунова, И., Новоскольцева, И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999. - 60 с.
18. Карбенова З.У. ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ / З.У. Карбинова // Авторефератдиссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Екатеринбург. - 2005. - 94 с.
19. Кашафутдинов, Р.Г. Народные празники (общие и семейные) казанских татар: дис. ...канд. пед. наук / Р.Г. Кашафутдинов. - Казань, 1969. - 183 с.
20. Коломинский, Я.Л. Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинскиого, Е. А. Панько. - Минск: Университетское, 2008. - 399 с.
21. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 144 с.
22. Конькина Е.В., Николаева Н.А., Савинова И.А. Интеграция детей-мигрантов в российскую культуру средствами мультипликации // Психология, социология и педагогика. - № 2. - 2014. - С. 27-29
23. Костина Э.П. Камертон: Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э.П. Костина. - М.: Просвещение, 2004. - 223 с.
24. Куприянова, Л.Л. Формирование исполнительско-творческой активности детей, осваивающих детский фольклор / Л.Л. Куприянова // Музыкальное воспитание. - 2011. - Вып.15. - С. 22-23
25. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка - дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 368 с.
26. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка - дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 368 с.
27. Медведева М.С. Интегрированная образовательная среда - необходимое условие смешанного обучения / М.С. Медведева // Современные исследования социальных проблем - Электронный научный журнал. - 2012. - №10 (18). - С. 89-93
28. Народное искусство в воспитании дошкольников / под редакцией Комаровой Т.С., М.: Педагогическое общество России, 2005. - 214 с.
29. Науменко, Г.М. Фольклорная азбука: Учебн. пособие для начальной школы / Г.М. Науменко. - М.: Просвещение, 2014. - 112 с.
30. Новицкая, М.Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования: метод. пособие.- М.: Айрис Пресс. Айрис дидактика, 2006. - 301 с.
31. Новочук П.А. Формирование этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-кульурной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2009. - 24 с.
32. Покровский, Е.А. Детские игры, преимущественно русские / Е.А. Покровский. - М.: Просвещение, 2007. - 164 с.
33. Постановление Правительства Российской Федерации «О
национальной доктрине образования в Российской Федерации» от 4 октября 2000 г. №751 г. Москва [Электронный ресурс]. // URL:
http: //pozdnyakova. ucoz.ru/MPI/sem3/nacionalnaj a doktrina obrazovanij a do 2025 goda.pdf(дата обращения 20.12.2017)
34. Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников / О.П Радынов. - М.: Академия Москва, 1998. - 240 с.
35. Рытов, Д.А. Музыкальное воспитание детей на традициях народной инструментальной культуры / Д.А. Рытов // Искусство в школе. - № 3. - 2008. - С. 46-49
36. Селиванова, Н.Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике / Н.Л. Селиванова. - М.: УРАО ИТИП, 2010. - 87 с.
37. Тарасова К. В., Нестеренко Т. В., Рубан Т. Г. «Гармония». Программа развития музыкальности у детей. - М.: Центр «Гармония», 1993.
38. Тимошенко Л.Г. Этнокультурное образование в условиях современного социума / Л.Г. Тимошенко // Научно-педагогическое обозрение. - № 2. - 2013. - С. 46- 51.
39. Тюлепаева Э.Р. «Становление этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста», автореферат к диссертации, Челябинск 2011. - С. 10-11.
40. Учебник для учащихся педагогических училищ по специальности 03.08. «Дошкольное воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н.
Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 270 с.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2014 - № 2. - 121 с.
42. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации http:// [Электронный ресурс]: www.pravo.gov.ruСвободный доступ. Дата обращения: 13.06.2018
43. Федорова С. «Этнокультурная компетентность педагога» Йошкар-Ола, 2002. - 113 с.
44. Ченкураева Е.Н / Педагогические условия становления этнокультурного образования в инновационном образовательном учреждении (на примере национальной гимназии): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2007. - 24 с.
45. Чехонина, О. И. Самостоятельная поисковая деятельность детей в образовательном процессе детского сада / О. И. Чехонина. - С.101-107.
46. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - Москва - Воронеж: НПО «Модэк», 2001. - 416 с.
47. Этнопсихологический словарь / Под. ред. В.Г. Крысько. М.: Московский психологосоциальный словарь. 1999. - 321 с.
48. Явгильдина, З.М. Детский фольклор на уроках музыки / З. М. Явгильдина // Музыка в школе. - 2011. - № 3. - С. 8-12.
49. Явгильдина, З.М. Использование фольклора в музыкальном образовании: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов /
З.М. Явгильдина.- Казань: КФУ, 2012. - 110 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ