Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ В ЦЕНТРЕ МОЛОДЕЖНОГО ИННОВАЦИОННОГО ТВОРЧЕСТВА «ИМИДЖ»

Работа №47326

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы127
Год сдачи2018
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
575
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания развития когнитивных способностей младших школьников средствами интеграции искусств 9
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия «когнитивные
способности младших школьников» 9
1.2 Роль и значение интеграции искусств на занятиях с младшими
школьниками в условиях культурно-досуговой деятельности 28
Выводы по главе 1 45
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию когнитивных способностей младших школьников средствами интеграции искусств на базе Центра молодежного инновационного творчества «Имидж» 47
2.1 Методические аспекты развития когнитивных способностей младших
школьников в условиях культурно-досугового центра 47
2.2 Разработка методического обеспечения для развития когнитивных
способностей младших школьников средствами интеграции искусств 56
2.3 Экспериментальная работа по реализации программы «Развитие
когнитивных способностей младших школьников средствами интеграции искусств» и ее апробация на базе Центра молодежного инновационного творчества «Имидж» 66
Выводы по главе 2 78
Заключение 81
Список литературы 86
Приложение 95


Актуальность исследования. В познании мира современным человеком доминирующую роль играет визуальная информация, поэтому адаптация ребенка в социокультурном пространстве ХХ! века напрямую зависит от его способности адекватно воспринимать зрительные образы. Необходимость ориентироваться в потоке информации, вычленять главное, оценивать взаимодействия визуального образа с существующим в опыте человека комплексом знаний, представлений, мотивов, ценностных ориентаций.
Актуальность данной проблемы обозначена в нормативном документе правительства Российской Федерации Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. N 1726-р. В данной концепции, о дополнительном образовании детей, отмечена высокая значимость познавательной активности выходящая из рамки всех учреждений. Благодаря дополнительному образованию дети и подростки получают огромный социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В данных условиях дополнительное образование является не только как подготовка к жизни и профориентации, но саморазвитие и совершенствование человека как явный представитель культуры [66].
В ходе деятельности человек сталкивается с различными проблемами, для решения которых необходим постоянный поиск информации. Инструментом познания окружающего мира являются когнитивные способности человека: способности приобретать, хранить и преобразовывать информацию. Когнитивные способности - один из базовых ресурсов личности, который лежит в основе самодостаточной, инициативной и продуктивной жизнедеятельности человека. В исследованиях Е.В. Муссалитиной, В.П. Озерова, Ю.А. Пашковой, О.В. Соловьевой доказано, что сензитивным периодом развития когнитивных способностей является младший школьный возраст. Таким образом, необходимость создания образовательных технологий, обеспечивающих эффективное развитие когнитивных способностей в младшем школьном возрасте, является актуальной для практики обучения и воспитания детей младшего школьного возраста.
Степень изученности проблемы. В научной литературе разработаны различные модели структуры когнитивных способностей (В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков и др.); рассмотрены вопросы динамики развития когнитивных способностей учащихся (Ю.А. Пашкова), а так же диагностики и выявления взаимосвязи когнитивно-моторных и когнитивно¬интеллектуальных способностей одаренных детей (Н.А. Медведева). М.Б. Волович, Б.В. Гнеденко, Г.В. Дорофеева, Э.В. Ильенкова, И.Я. Каплунович, А.Н. Колмогорова, А.Г. Мордкович, В.Н. Осинский и др. отмечали большую значимость общего образования в развитии когнитивного потенциала личности. Необходимость владения современным учителем лучшими достижениями педагогики музыкального образования подтверждена работамиЭ.Б. Абдуллина,П.С. Волковой, К. Дальфрати, Л.Г. Дмитриеевой, Э.Жак-Далькроза, Д.Б. Кабалевского, В:В. Кирюшина, 3. Кодая,Д.Е. Огороднова, К. Орфа, Ш. Сузуки, Н.А. Терентьевой, Б. Тричкова и других.
Понятие интеграция было изучено в трудах В.В. Видгофа, М.С. Кагана, И.В. Кошминой, А.А. Мелик-Пашаева, Б.М. Йеменского и других. А так же написаны методики: «интегрированный урок как средство развития творческого потенциала школьников» Г.В. Земцова; «интеграция как методическое явление» О.С. Михайлова.; «интеграция видов искусств при изучении художественных направлений» М.В. Баркова; «интегрированный урок как форма учебного занятия» Л.А. Петренко; «интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира» М.И. Балагурова.В то же время специальные исследования в области разработки педагогических технологий развития когнитивных способностей в процессе музыкального образования младшего школьника практически отсутствуют. Между тем, в данной сфере широко изучены методические аспекты применения в образовательном процессе интеграции искусств как средства воспитания.
Настоящее исследование обусловлено необходимостью преодоления противоречия между большой изученностью принципов развития когнитивных способностей обучающихся и недостаточной разработанностью методического обеспечения для стимулирования их развития у младших школьников средствами интеграции искусств. Обозначенное противоречие обусловило проблему исследования: какое методическое обеспечение позволит эффективно развивать когнитивные способности младших школьников средствами интеграции искусства? На основе изученных источников, выявленного противоречия и обозначенной проблемы была сформулирована тема исследования: Развитие когнитивных способностей младших школьников средствами интеграции искусств в центре молодежного инновационного творчества «Имидж».
Цель работы: разработать методическое обеспечение для развития когнитивных способностей младших школьников средствами интеграции искусств и экспериментально апробировать его в центре молодежного инновационного творчества «Имидж».
Объектом исследования: образовательный процесс в учреждении культурно-досуговой деятельности.
Предмет исследования: развитие когнитивных способностей у младших школьников средствами интеграции искусств.
Гипотеза исследования: эффективность развития когнитивных способностей младших школьников средствами интеграции искусств повысится, если будет:
-изучена сущностно-содержательная характеристика понятия «когнитивные способности младших школьников»;
-определены роль и значение интеграции искусств на занятиях с младшими школьниками в условиях культурно-досуговой деятельности;
-выявлены методические аспекты развития когнитивных способностей младших школьников в условиях культурно-досугового центра;
-разработана методическое обеспечение для развития когнитивных способностей младших школьников средствами интеграции искусств;
-проведена экспериментальная работа по реализации программы «Развитие когнитивных способностей младших школьников средствами интеграции искусств» и выполнена ее апробация на базе Центра молодежного инновационного творчества «Имидж».
Задачи исследования:
1. Изучить сущностно-содержательную характеристику понятия «когнитивные способности младших школьников»;
2. Определить роль и значение интеграции искусств на занятиях с младшими школьниками в условиях культурно-досуговой деятельности;
3. Выявить методические аспекты развития когнитивных способностей младших школьников в условиях культурно-досугового центра;
4. Разработать программу «Развитие когнитивных способностей младших школьников средствами интеграции искусств» средствами интеграции искусств;
5. Провести экспериментальную работу по реализации программы «Развитие когнитивных способностей младших школьников средствами интеграции искусств» и выполнить ее апробацию на базе Центра молодежного инновационного творчества «Имидж».
Теоретико-методологической основой исследования являются положения философии о сущности комплексного подхода к научным проблемам, психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теория познания (Дж. Брунер, Д. Дьюи, Ж. Пиаже); психолого - педагогическая концепция поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); теоретические положения оптимизации обучения (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько); принцип гуманизации процесса обучения (Ш.А. Амонашвили, С.Л. Соловейчик, В.А. Сухомлинский); теория индивидуальных различий (B.C. Мерлин, Б.М. Теплов), теория учебной деятельности (Г.И. Вергелес, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), исследования в области теории и технологии личностно ориентированного образования (И.С. Якиманская), системный подход и его применение к педагогическим исследованиям. Философская концепция природосообразности воспитания и обучения (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо и др.); концептуальные идеи психологов о специфике развития музыкальных способностей детей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Медушевский, В.Н. Мясищев, Л.С. Рубинштейн, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов и др.); теории взаимосвязи развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста с умственным и физическим развитием (Ю.Б. Алиев, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, В.П. Морозов, Н.Д. Орлова, О.П. Радынова, Г.П. Стулова и др.); теории синтеза искусств, связи музыки и цвета (Ы.И. Веселовский, И.В. Кадобнова, В.О. Усачева, Л.В. Школяр и др.); этнопедагогические теории обучения и воспитания детей (У.А. Винокурова, Г.Н. Волков, А.А. Григорьева, Д.А. Данилов, Л.В. Кузнецова, Н.Д. Неустроев, И.С. Портнягин, К.С. Чиряев и др.).
В ходе исследования были использованы следующие группы методов: -теоретические: теоретический анализ философских, психолого¬
педагогических исследований, анализ учебных программ, учебников;
-эмпирические: наблюдение, беседа, тест;
-экспериментальные: констатирующий, поисковый и формирующий эксперименты, количественный и качественный анализ результатов проведенных экспериментов.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап (2016 - 2017 гг.) - установочный: изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме выпускной квалификационной работы; анализ и оценка современного состояния проблемы в теории и практике. Проведение первого этапа констатирующего эксперимента.
Второй этап (2017г.) - экспериментальный: выявление условий, разработка комплекса дидактических средств по развитию когнитивных способностей младших школьников средствами интеграции искусств; апробация этих средств в учебном процессе. Проведение педагогического эксперимента.
Третий этап (2017 - 2018 гг.) - обобщающий: анализ и описание результатов исследования, оформление выпускной квалификационной работы, внедрение результатов исследования в практику работы наставников в центре молодежного инновационного творчества «Имидж».
Научная новизна исследования состоит в том, что было создано методическое обеспечение для культурно-досуговых занятий младших школьников, которое включает в себя программу «Развитие когнитивных способностей младших школьников средствами интеграции искусств», упражнения и игры для развития межполушарного взаимодействия на основе кинезиологической гимнастики.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное в нем методическое обеспечение может быть использовано в образовательном процессе учреждений культурно-досуговой сферы, а также системы общего и дополнительного музыкального образования.
Структура работы включает введение, две главы, пять параграфов, заключение, список литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Федеральный государственный образовательный стандарт дополнительного образования является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. При обучении музыки,математики и других предметов в школе основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение учащихся установить контакт для общения с другими людьми, умение анализировать свои действия и слова, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли. Современные достижения в научной сфере дают возможность исследовать иные базисные основы методики обучения развития когнитивных способностей. В последнее время появились исследования по проблеме обучения счету с использованием когнитивного компонента. В частности, Ж.Пиаже обосновывает методику развития когнитивных когнитивных способностей. Этот путь представляется оправданным для все- возможного развития когнитивных способностей средствами интеграции искусств. Многие школьники неохотно и мало посещают культурно¬досуговые центры, потому что большинство центров скучно проводя занятия, нацеливаются на на развитие одно качество человеческих возможностей. В тоже время именно когнитивные способности являются фундаментом всего последующего образования, воспитания и развития человека. В следствии этого - развитие когнитивных способностей средствами интеграции искуств и межпредметных направлений является одной из первостепенных задачи при обучении в любых образовательных, культурно-досуговых учреждений. По опыту работы с детьми, а так же с педагогами было выявлено, что наилучшая реализация своих скрытых способностей и лучшие педагоги данного направления являются те кто занимался, занимается музыкой. У музыкантов хорошо развито воображение и мелкая моторика пальцев, эти основные необходимые элементы успешной реализации данной программы.
1. В результате проведения исследования были уточнены определения базовых понятий исследования. Основоположником теории когнитивного развития является Ж.-Ж.Пиаже. Его концепция говорит о том, что развитие когнитивных процессов представляет собой результат постоянных попыток человека адаптироваться к изменениям окружающей среды. Т.к. внешние воздействия заставляют наш организм либо видоизменять структуры активности (если они уже не удовлетворяют требованиям адаптации), либо, если это понадобится вырабатывать новые структуры. Здесь имеется ввиду, что приспособление осуществляется при помощи двух механизмов, а именно: ассимиляция и аккомодация. Когнитивные способности по определению теории стадий Ж. Пиаже,описывающий развитие интеллектуальной сферы детей, которое включает в себя изменения, затрагивающие познание и познавательные способности ребёнка, является наиболее полным и глубоко отражающим его суть. С точки зрения личностного подхода к пониманию способностей представляется интересной модель «интеллектуального диапазона» В.Н. Дружинина, которая объясняет зависимость между уровнем интеллекта и индивидуальными достижениями.
Учитывая психолого-возрастные особенности детей младшего школьного возраста, а также теоретические основания понятия когнитивные способности нами было уточнено определение понятия «когнитивные способности младших школьников», которое представляет собой комплекс всех познавательных процессов, уровень знаний, систему интеллектуальных операций, обеспечивающих возможности усвоения, воспроизведения и использование знаний в жизни. Полноценная психика предполагает согласованную и уравновешенную работу обоих полушарий. Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка.
2. Понятие интеграция - это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов и тем разных учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким, последовательным, многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений. Интеграция искусств особо благоприятна для развития когнитивных способностей: расширяет кругозор, возможности творческой самореализации, позволяет средствами разных видов искусств и межпредметных связей активизировать различные участки коры головного мозг.
Было подтверждена выдвинутая гипотеза о том, что процесс развития когнитивных способностей средствами интеграции искусств будет протекать более успешно, если в процессе обучения использовать разработанное методическое обеспечение. Проведенное опытно-экспериментальное обучение осуществлялось в естественных условиях и в соответствие с утвержденной методикой в культурно-досуговом центре молодежного инновационного творчества «Имидж».
-По результатам констатирующего этапа было установлено, что развитие когнитивных способностей происходит неравномерно. Для этого необходим дополнительный комплекс упражнений.
-Эффективность разработанного методического обеспечения позволила учащимся достигнуть более высокого уровня развития когнитивных способностей младших школьников средствами интеграции искусств в центре молодежного инновационного творчества «Имидж».
3. На основе изучения опыта работы различных центров России по развитию когнитивных способностей, нами были сделаны следующие выводы:: В качестве основы методики развития когнитивных способностей детей многие центры используют ментальную арифметику и метод скорочтения. Структура методики, используемой в данных центрах, соответствует стадиям теории когнитивного развития Ж.Пиаже. Методика, применяемая в центрах когнитивного развития детей, основывается на технике межполушарного взаимодействия. Нами не было найдено центра, работа которого по развитию когнитивных способностей была бы основана на методике интеграции искусств и, в частности, опиралась бы на межпредметные взаимосвязи математики и музыки.
4. На основе изученного опыта были выделены методические аспекты развития когнитивных способностей средствами интеграции искусств: В основу разработанной программы положено формирование математических навыков счета на абакусе, что позволяет развивать межполушарное взаимодействие, память, воображение, пальцевая моторика. Для активизации межполушарного взаимодействия применяются методики: кинезиологические упражнения. Использование интеграции музыки и математики позволяет значительно повысить эффективность занятий благодаря активизации интереса ребенка, опоре на образное мышление, способствующее формированию мыслительных процессов, осуществлению взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики.
5. Экспериментальной базой послужил Центр молодежного инновационного творчества «Имидж» был создан в 2016 году в г.Альметьевск. Это многофункциональный центр, дающий огромные перспективы подрастающему поколению профориентируя подростков к будущей профессии. Благодаря ЦМИТ дети реализуют свои идеи в прототипы или готовый продукт. Конечно это главная цель центра, но не у всех детей есть возможности самостоятельной реализации, в таком случае центр предоставляет наставников, профессионалов, педагогов которые научат подростков работать с инновационным оборудованием и програмным обеспечением. Основная возрастная категория от 11 лет и старше, но именно мной было предложено заниматься подготовкой детей к более серьезному этапу жизни начиная с 3 лет. В следствии этого мной было написана обучающая программа развития когнитивных способностей средствами интеграции искусств для младшего, среднего и старшего возраста. Данная программа была опробированна в разных городах России и по сей день успшно реализуются в центрах и общеобразовательных учреждений (в городах Москва, Альметьевск, Азнакаево, Джалиль, с.Дубьязы, , п.г.т.Актюбиский).
Основные критерии оценки когнитивных способностей младших школьников: развития межполушарного взаимодействия; умения считать в быстром темпе; знание музыкальной основы;
Методика диагностики проходила по трем пунктам: ознакомительный, актуальный, творческий.
-Ознакомительное (выделяются следующие умения: наблюдать;
мыслить логически; использовать приемы мышления (индукцию и дедукцию);
-Актуальный (применения интеграции искусств и предмета, благодаря которым развивается фотографическая память, усидчивость, концетрация, внимание, слуховая память, логическое мышление).
-Творческий (выделяются следующие умения: мыслить нелогически, быть лидером, творческой активности, работать в коллективе)
Анализ результатов показывает, что в ЭГ повысилось количество учеников, имеющих средний и высокий уровень формирования когнитивных способностей, а количество учеников с низким уровнем формирования когнитивных умений понизился. Из таблицы видно, что у основной части учащихся ЭГ определен средний уровень формирования когнитивных способностей после проведения опытно- экспериментальной работы. Судя по результатам контрольной работы в КГ, у некоторых учеников наблюдалось понижение уровня формирования когнитивных способностей.
Таким образом, можно сделать вывод, что специально разработанный комплекс заданий эффективен. Следовательно, наша гипотеза, о том, что процесс развития когнитивных способностей средствами интеграции искусств будет протекать более успешно, если в процессе обучения использовать разработанную мной методику, подтвердилась на практике.



1. Абакумова Е.В. Развитие художественно-творческих
способностей учащихся. Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук /Е.В. Абакумова. Майкоп, 2004. - 26с.
2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе , Издательство Просвещение, 2003 - 108 с.
3. Аванесова Г.А. Эстетическое воспитание в русской народной педагогике. Текст.: автореф. дис. .канд.пед.наук /Л.С.Алексеева. Пятигорск,2002. - 18с.
4. Алиев Ю. Б. Музыка. Книга для 7 класса Издательство: Музыка (Москва) Год издания: 2000 102 с.
5. Алферова А.Д. Совершенствование учебно-воспитательного процесса с целью повышения эффективности учения школьников М-во просвещения РСФСР. Рост. н/д гос. пед. ин-т. - Ростов на Дону, 2006. - 170 с.
6. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике, М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2005. — 496 с.
7. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. В 2-х тт. Т.1: Очерки психологии. История русской психологии; Т.2: Развитие и воспитание личности: Труды / Под ред. Н.А. Логиновой; Отв. ред. и сост. Коростылева Л.А., Никифоров Г.С. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. - 549 с.
8. Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 243-244. — URL https://moluch.ru/archive/73/12457/(дата обращения: 28.02.2018).
9. Арановская И.В. Эстетическое развитие будущего педагога- музыканта в современной системе высшего образования. Текст.: автореф. дис. .док.пед.наук /И.В.Арановская. Волгоград, 2002. - 47с.
10. Ариарский М.А. Педагогические условия организации творческой деятельности младших школьников в процессе обучения. Текст.: автореф. дис. .канд.пед.наук /М.С.Аромштам. Москва, 2004. - 19с.
11. Ахлибинский Б.А. Категориальный аспект понятия интеграции Текст.: сборник «Диалектика как основа интеграции научного знания» /Б.А.Ахлибинский; под ред. А.А.Королева. Ленинград: ЛГУ, 2003.- 50-66с.
12. Бабанского Ю. К. - Педагогика М.: М. Педагогика 2001г. 560 с
13. Бакштейн И. Внутри картины: статьи и диалоги о современном искусстве / И. Бакштейн. - М.: Новое лит.обозрение, 2015. - 456 с.
14. Бардала М.В. Развитие художественно-творческой активности учащихся 1-4 классов в процессе упражнений на уроках изобразительного искусства. Текст.: автореф. дис. .канд.пед.наук/ М.В.Бардала. Москва, 2004. - 22с.
15. Бахарева Л. Н. Интеграция обучения и воспитания учащихся в начальной школе - Рязань: РГПИ, 2009. - 27 с.
16. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 416 с.
17. Беспалько В.П., Учебник. Теория создания и применения, НИИ школьных технологий, 2006 - 192 стр.;
18. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Ю.Б.Богоявленская. - М.: Академия,2002, - 320 с.
19. Большой толковый психологический словарь Текст.: в 2 т. /составитель Ребер Артур, пер. с англ.; М.: Вече, ACT, 2000. - 560с. -2т.
20. Брикунова С.С. Педагогические условия развития творческого самовыражения детей средствами искусства в системе начального образования. Текст.: дис. .канд.пед.наук./С.С.Брикунова. Ростов -на. Дону, 2005.-169с.
21. Брунер Дж. Психология познания, Пер. с англ. - М.: Прогресс,. (Общественные науки за рубежом. Философия и социология) 2000. - 413 с
22. Валлон А. Психическое развитие ребенка. Издательство «просвещение» Москва 2002 - 198 с
23. Вергелес Г.В. Система формирования учебной деятельности младших школьников. 3-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 168 с.
24. Видгоф В.М. «философия эстетического сознания: интеллектуально-эмоциональный мир, социальная природа и специфика». томск: изд-во том. ун-та, 2007-101 с.
25. Волкова П.С. «Художники. Искусство детям», Издательство«АСТ» , 2004 - 258 стр.
26. Выготский Л.С. Психология искусства, Издательство: Искусство 2005, 657 стр.
27. Гальперин П. Я. «Введение в психологию», Издательство: "КДУ" 2000 -.334 с.
28. Гнеденко Б.В. «Математика и математическое образование в
современном мире» Год издания: 1985 Издательство: Просвещение
Издательство: "Просвещение" 2001 - 192 стр.
29. Григорович, Л.А. Педагогика и психология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2001.-182с.
30. Гридчин О.В. Развитие музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств. Текст. :автореф. дис. . канд.пед.наук./ О.В.Гридчин. Белгород, 2001. - 23с.
31. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения предметов). М.: Педагогика, 2002 - 398 стр.
32. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе, Пособие для учителя. — М.: Академия, 2005. — 240 с.
33. Домаданова С.Р. Эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства. Текст.: автореф. дис. .канд.пед.наук. / С.Р.Домаданова. Махачкала, 2004. - 23с.
34. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей Текст./Т.Н.Доронова. М.: Просвещение, 2003. - 159с.
35. Дорофеев Г.В. «Математика для каждого», год издания:,
Издательство: Аякс, 2000 - 392 стр.
36. Дружинин В. Н. Когнитивные способности: Структура.
Диагностика. Развитие. — М.: Per se; СПб.: ИМАТОН, 2001. — 223 с
37. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления Издательство: Совершенство Год: 2001 - 208
38. Егорова Э. Н. Психология развития/ Э. Н. Егорова- Харьков,
2003. — 421 с
39. Жак-Далькроз Э. «Ритм», Издательство Классика-XXI, 2006, -248
40. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств / А. Д. Жарков. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 2006. - 246 с.
41. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. -М. РГГУ, 2000. - 591с.
42. Золтан Кодай Венгерская народная музыка, Издательство: Corvina,Год издания: 2006 - .200
43. Зырянова С.М. Формирование представлений о художественном образе у детей 6-7 лет на основе интеграции выразительных средств музыки и изобразительного искусства. Текст.: дис. .канд.пед.наук./С.М.Зырянова. Екатеринбург, 2003. - 240с.
44. Кабалевский Д. Б. Требование времени // Музыка в школе. - 2009. - 83 с.
45. Каган М.С. Человеческая деятельность М., Политиздат, 2003 - 328 с
46. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского
изобразительного творчества Текст.: учеб.пособие для студентов
педагогических ВУЗов/ Т.Г.Казакова. М.-.ВЛАДОС, 2006-255с.
47. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Пособие для музыкальных руководителей Издательство «Композитор» 2009. - 156с.
48. Каптерев П.Ф. Антология гуманной педагогики Текст.: сборник трудов П.Ф.Каптерева; составитель П.А.Лебедев. - Москва: Издательский дом Ш. Амонашвили, 2001. - 224с.
49. Картушина М.Ю. Мы играем, рисуем и поём. Интегрированные занятия для детей 3-5 лет. М., Издательство Скрипторий», 2010. -146с.
50. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. / Д.К. Кирнарская.- М.:Таланты - XX в. 2004. - 493с.
51. Кирюшин В.В. «Развитие абсолютного слуха», издательство : ТОО "ИнтелТех" Год издания: 1994 Количество страниц :2004-144 с.
52. Колягина Ю. М Русская школа и математическое образование / Орел: Б. и., 2005. - 190с.
53. Комарова Т.С. Художественная культура. Интегрированные занятияс детьми 5-7 лет Текст./Т.С.Комарова. М.: Аркти, 2003.- 95с.
54. Коменский Я. А. Из "Великой дидактики". Гл. VI, VII, IX / Пер. под ред. И. А. Шляпкина. - В кн.: Памяти отца современной педагогики Яна Амоса Коменского. СПб. 2000, с. 38-53.
55. Кошмина И.В., Межпредметные связи в начальной школе, Владос, 2003 - 144 стр.
56. Лазарева М.В. Подготовка студентов высших учебных заведенийк проведению интегрированных занятий с детьми дошкольного возраста. Текст.: дисс.канд.пед.наук./М.В.Лазарева. М,2000. -211с.
57. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы / Н. С. Лейтес. - М.: Знание, 2005. - 79 с.
58. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М.: Смысл; Академия, 2004. — 352 с
59. Литвинова Н.В. Интегративныйподход к развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства. Текст.: автореф. дис. канд.пед.наук./Н.В.Литвинова. Рязань, 2003. -21с.
60. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти: (Ум мнемониста) / А. Р. Лурия. - М.: Эйдос, 2000. - 96 с.
61. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. — М.: Изда-тельство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 720 с.
62. Медведева Н. А. Диагностика и формирование когнитивно-моторных и когнитивно-интеллектуальных компонентов способностей одаренных детей и выявление их взаимосвязи : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Ставрополь, РГБ ОД, 61:02-19/304-8. 2002 165 с.
63. Мелик-Пашаев А.А. «Ступеньки к творчеству», Бином.Лаборатория знаний, 2014, 160 страниц
64. Мерлин В.С. «Психология индивидуальности», Издательство:
"МОДЭК, МПСИ" 2009- 544 стр.
65. Миллер С. Психология развития: методы исследования
С.Миллер.- СПб. и др.: Питер,2002. - 463 с.
66. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб.Заведений. В 3 кн / Р.С. Немов. - 4-е изд. - М.:ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1.¬686 с.
67. Орф К. «Шульверк». Итоги и задачи / Баренбойм Л. Элементарное музыкальное воспитание по Карлу Орфу. — М., 2000 - 110 с.
68. Патрушев В.Д. Свободное время горожан в 1986 и 1995 годах // Социологические исследования. 2001. № 7. С. 44-50.
69. Пашкова Ю. А. Развитие познавательных способностей учащихся средствами интеллектуальных и социально-психологических тренингов : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : Ставрополь, 2000 251 с.
70. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / М.:
Политиздат, 2008. - 255 с.
71. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребёнка, Издательство: Академический проект, 2006г., 480стр.
72. Потапова Е. Н. Интегрированные уроки в начальной школе или как создать у младших школьников целостную картину мира. М.: Новая школа. - 2002.-323с.
73. Пшеничных Л.А. Педагогические условия творческого развития
детей в процессе игровойи изобразительной деятельности (на материале дошкольного образования). Текст.: автореф. дис.
канд.пед.наук./Л.А.Пшеничных. Белгород, 2005. - 18с.
74. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р <Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей>
75. Ратанова Т. А., Чуприкова Н. И. Время реакций как показатель дискриминативной способности мозга, интеллекта и специальных способностей // Психология высших когнитивных процессов / Под ред. Т. Н. Ушаковой, Н. И. Чуприковой. М., 2004. С. 33—56
76. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб:
Издательство «Питер», 2000 - 712 с
77. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, Питер, 2002 г., 720 стр.
78. Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ. Методическое пособие. - М, ТЦ Сфера,. (Приложение к журналу «Управление ДОУ» - 2008-128с.
79. Сатарова Л.А. Формирование духовной культуры учащихся средствами изобразительного искусства. Текст.: журнал Педагогика. 2004, №5.-с. 46-51.
80. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в
психологии/ Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2000. - 349 с.
81. Солдатова Е.Л. Возрастная психология. Учебное пособие,
Челябинск, Издательство ЮУрГУ, 2000-54 с.
82. Стрельцова Ю.А. «Учение с увлечением», Издательство: М.: Первое сентября, Год: 2012, 222 стр.
83. Солсо Р. Когнитивная психология.- СПб: Дом “Питер”,2002.- 189с.
84. Сухомлинский В.А., Сердце отдаю детям Издательство:
"Концептуал" 2016., 320 стр.
85. Сырникова Н.А. Психология интеллекта : Великий Новгород : НовГУ, 2007. - 60 с.
86. Тайсон. Р. и Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: "деловая книга", 2000 - 86 с.
87. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М Академия 2003г. 288с.
88. Тарасова, К. В. Дети слушают музыку : методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки : Для детей среднего возраста 9-14 / К. В. Тарасова, Т. Г. Рубан; редактор В. Вилюнова.- М. : Мозаика-Синтез, 2001.- 128 с.
89. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей Издательство: Наука, Год: 2004, 355 с.
90. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей Л.: АПН РСФСР, 2000. — 355 с.
91. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения / Г.М. Цыпин. - М.: Фирма «Интерпракс», 2003. - 373с.
92. Чуприкова Н. И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. — М.: АО “СТОЛЕТИЕ”, 2008 — 480 с.
93. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. М.; Издательская корпорация "Логос", 2000. 320 с
94. Шамов А.Н. Коммуникативно-огнитивный подход в обучении лексической стороне речи на уроках немецкого языка.// Иностранные языки в школе.-2008.-№4.-456с.
95. Шепеленко Д.А. Эстетическое развитие школьников в
личностно-ориентированном образовательном процессе. Текст.: дис.
.канд.пед.наук./Д.А.Шепеленко. Ростов-на-Дону, 2001. -204с.
96. Школа творческого развития личности /Л.И.Рысак [и др.]. - М.: Пед. общество России, 2002. - 96 с.
97. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе /М.: Сентябрь 2001 -96с
98. Ятайкина А. А. Об интегрированном подходе в обучении // Школьные технологии. 2001. №6. - С. 10-15.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ