Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Интегративный подход к формированию целостного представления об искусстве у младших школьников на уроках музыки

Работа №47317

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2018
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
262
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы интегративного подхода к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве
1.1. Целостное представление об искусстве как педагогическая проблема
1.2. Интегративный подход в организации урока музыки как урока искусства 17
1.3. Методы и формы проведения интегративного урока музыки как урока искусства 24
Выводы по I главе 32
Глава 2. Практический опыт реализации интегративного подхода к
формированию у младших школьников целостного представления об
искусстве (на материале уроков музыки в школе)
2.1. Разработка комплекса интегративных уроков музыки для учащихся
младших классов 34
2.2. Формирующий эксперимент на базе МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №5» 41
2.3. Итоги опытно - экспериментальной работы 53
Выводы по II главе 60
Заключение 62
Список литературы 64
Приложение 69

Актуальность исследования заключается в рассмотрении проблемы формирования целостного представления об искусстве учащимися младших классов. В век информационных технологий, когда поток информации очень большой, учащимся сложно научиться разделять полезную и ненужную для них информацию. Так же современные школьники не умеют использовать полученные ими знания в комплексе. Через урок музыки ребята узнают историю, учатся мыслить, рассуждать, музыка воплощает в себе все, что связано с человеком: чувства, эмоции, поступки, уроки музыки очень важны для формирования полноценной личности. И это особенно актуально сейчас - в век прагматизма и бездуховности.
Урок музыки - основная форма организации музыкального образования в школе, это тот кирпичик, на котором стоит фундамент эстетического воспитания в школе.
Урок музыки неотъемлемая часть общеобразовательного процесса, поэтому он должен соответствовать всем необходимым требованиям к уроку, так же урок музыки - это урок искусства, вследствие чего он обладает выраженным своеобразием. В связи с этим, урок музыки имеет как общие, так и отличительные черты с уроками по другим предметам. Существующая предметная система обучения отражает традиционно сложившееся в науке разделение предметных областей знаний на естественные, технические, гуманитарные. Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию. Главная отличительная черта урока музыки от других дисциплин, это урок искусства, а не научной дисциплины. Музыкальное искусство - особая форма отражения действительности, в которой важнейшую роль играет эмоциональная сфера. Музыкальное образование школьников направлено на развитие у них целостного интегративного представления о музыкальном искусстве, приобретение ими ключевых знаний и умений в музыкальной деятельности, обеспечивающей школьникам базу для последующего самостоятельного общения с искусством.
Однако такое направление музыкального образования в школе трактуется по-разному. Одни педагоги акцентируют внимание на хоровом пении, другие - трактуют «Музыку» как изучение музыкальной литературы, третьи - «Музыка» как игра на различных музыкальных инструментах. Поэтому рассмотрение интегративного подхода к уроку музыки как уроку искусства (развитие эмоционально-ценностного отношения к искусству, музыкального восприятия, накопление опыта музыкально-творческой деятельности) является актуальным в современном музыкальном
образовании школьников. Как педагогическая проблема, проблема интеграции в современных условиях приобретает новую интерпретацию.
Степень изученности проблемы. Проблема формирования целостного представления об искусстве рассматривались в философии, психологии и педагогике. Различные аспекты данной проблемы рассматривались в исследованиях таких психологов как: М.Б. Теплова, А.П. Ершова, Р. Арнхейма, П.Ф. Каптерева, Б.П. Юсова, В.Н. Максимова, Ю.К. Бабанского, В.В. Краевского, Л.С. Выготского, Н.И. Болдырева, В.В. Давыдова, С.Л. Рубинштейна и др.
Философские аспекты проблемы рассматривались в трудах: А.А. Мелик-Пашаева, М.С. Кагана, Г. Гегеля, Б.Т. Лихачева, А.Н. Сохора, А.И. Герцена, А.Ф. Лосева, В.И. Вернадского, В.С. Соловьева и др.
Педагогические проблемы исследовались в трудах: Д.Б. Кабалевского, Э.Б. Абдуллина, Л.В. Горюновой, Ю.Б. Алиева, Л.В. Школяр, Е.А. Бодиной, Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Е.Ю. Глазыриной, М.С. Красильниковой и др.
Объектом исследования является интегративный подход к формированию целостного представления об искусстве на уроках музыки.
Предметом исследования являются процесс формирования целостного представления об искусстве на уроках музыки в младших классах общеобразовательной школы.
Цель исследования: разработать теоретические и методические основы интегративного подхода к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве на уроках музыки в школе.
Гипотеза исследования: Интегративный подход обеспечит формирование у младших школьников целостного представления об искусстве на уроках музыки, если будет включать комплекс уроков, направленных на развитие умений осознанно выявить ведущее настроение, переданное художником в своем произведении, соотнести его с выразительными средствами, которыми пользовался художник (композитор) при создании произведения; умение обратиться к собственному эстетическому опыту при восприятии произведения искусства (ассоциативность); умение связать различные виды искусства между собой.
Исходя из объекта, предмета, цели и гипотезы, можно сформулировать следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы целостного представления об искусстве младших школьников и интегративные подходы к организации урока музыки как урока искусства.
2. Проанализировать методы и формы проведения интегративного урока музыки как урока искусства
3. Разработать комплекс интегративных уроков музыки для учащихся младших классов.
4. Апробировать разработанный комплекс в условиях педагогического эксперимента.
Теоретико-методологической основой исследования являются: основные положения эстетики, педагогики, психологии о познавательной, воспитательной и культуросозидательной роли искусства, в частности, музыки; идеи целостности культуры, аккумулирующей общечеловеческие нравственные ценности; основные положения теории развивающего обучения; интонационная теория Б.В.Асафьева; теория двойственности музыкальной формы В.В.Медушевского; концепция музыкального воспитания Д.Б.Кабалевского; теоретико-методологическая концепция развивающего музыкального образования Л.В.Школяр, В.А.Школяра.
Методы исследования: изучение и анализ литературы по проблеме исследования; анализ программно-методических материалов по музыке; синтез, сравнение и обобщение опыта преподавания музыки в начальных классах; педагогическое наблюдение; беседа; опрос, тестирование и интервьюирование учащихся и педагогов; анализ результатов учебно - творческой деятельности младших школьников на интегрированных уроках музыки; опытно-экспериментальная работа; педагогическая интерпретация её результатов.
База исследования. Исследование проводилось с 2017 по 2018 гг. на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» с углубленным изучением отдельных предметов г. Нижнекамск. Экспериментальным исследованием было охвачено 30 учащихся.
Этапы исследования. На первом этапе - (2017 гг.) изучалась и анализировалась литература по теме исследования, обобщался передовой педагогический опыт и собственный опыт работы учителем музыки общеобразовательной школы, разрабатывались методологические основы исследования. Теоретически обобщался эмпирический материал, связанный с преподаванием интегрированных уроков музыки в начальной школе.
На втором этапе (2017-2018 гг.) разрабатывалась теоретическая концепция интегративного подхода к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве на уроках музыки, определялись основные аспекты анализа, формулировались теоретико¬методические положения исследования, осмыслялись пути их апробации и внедрения в практику.
На третьем этапе (2018 гг.) проводилась опытно - экспериментальная работа, анализировались ее результаты, осуществлялось внедрение разработанного комплекса уроков в практику проведения уроков музыки и оценивалась ее эффективность; осуществлялась итоговая обработка результатов исследования - их систематизация, обобщение и литературное оформление в виде текста выпускной квалификационной работы, формулировались соответствующие выводы.
Научная новизна и теоретическая значимость
Новизна и практическая значимость работы в сборе актуального материала, в обобщении современных инновационных методов и технологи, в разработке комплекса интегративных уроков музыки, который можно использовать в начальной школе.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Апробация и внедрение осуществлялись в ходе экспериментальной работы в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» с углубленным изучением отдельных предметов г. Нижнекамск.
Ход и результаты исследования докладывались на международной, научно-практической конференции: «Научное сообщество студентов XXI столетия» (Казань, КФУ, Институт психологии и образования, 4 апреля 2018 г.) и опубликованы в материалах конференции:
Фасхутдинова Ю.А., Хурматуллина Р.К. Интегративный урок музыки как целостной представление об искусстве // Научное сообщество студентов XXI столетия: материалы Международной студенческой научно-образовательной конференции студентов, магистрантов и молодых ученых (Казань, 4 апреля 2018 г.) / под общей ред. Н.П. Ячиной, А.М. Имамутдиновой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. -С. 182-185.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной курсовой работе мы рассмотрели проблему интегративного подхода к организации урока музыки как урока искусства. Последовательно решая задачи исследования, мы рассмотрели теоретические основы интегративного подхода к организации урока музыки как урока искусства; проанализировали методы и формы проведения интегративного урока музыки как урока искусства ; разработали комплекс интегративных уроков музыки для учащихся младших классов, апробировали его в условиях педагогического эксперимента.
Мы выяснили, что интеграция изначально возникла в «большой» науке на фоне своей дифференциации. В образовательной системе интеграция имеет два значения: формирование у учащихся единого представления об окружающем мире и нахождение общей платформы сближения предметных знаний. Мы обнаружили, что в современной образовательной системе интеграция является необходимым элементом, но имеет ряд проблем: учащиеся обладают обрывочными знаниями; не могут объединить пройденный материал с вновь изучаемым, применять знания по другим предметам на уроках; специализация и внутришкольная дифференциация учителя затрудняют грамотное использование сведений из других предметов. Выяснили, что интеграция идет на межпредметных и внутрипредметных уровнях, а проблема установления межпредметных связей, интеграции в общеобразовательной школе остается актуальной. Мы рассмотрели формы и средства обучения, используемые для интеграции знаний, а так же виды и способы создания межпредметных проблемных ситуаций на уроках.
Так же мы рассмотрели особенности организации урока музыки как урока искусства, выявили его отличительные черты и выделили основные элементы его специфики. Так же мы выделили несколько типов уроков искусства, основные цели и задачи музыкального обучения и способы их осуществления.
В методической части мы выявили условия эффективной организации интегративных уроков и принципы, которых стоит придерживаться при их построении. Рассмотрели работы Ю.Б. Алиева, Н.А. Терентьевой и Р.Г. Шитиковой. Так же мы выделили основные формы и методы организации интегративного урока музыки как урока искусства. На их основе составили комплекс интегративных уроков музыки для учащихся младших классов.
Основной задачей исследования было организовать интегративный урок музыки как урок искусства так, чтобы дети получали удовольствие от занятия, ждали новой встречи с прекрасным, ведь заполучить внимание младших школьников особенно сложно. Реализация разработанного нами комплекса способствовала более глубокому восприятию музыки, литературы, художественного искусства, расширению кругозора детей, осознанию детьми того, что музыка не стоит особняком от других видов искусств, наоборот, тесно и разнообразно связана с ними.



1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. Учебник
для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.,:
«Академия», 2004. - 336 с.
2. Актуальные проблемы музыкального и художественного образования и культуры: история и современность. Материалы международной научно-практической конференции, сост. 5 декабря 2007г./ Отв. Ред. Л.И. Уколова. - М.,: МГПУ, 2008. - 272 с.
3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.,:
«Владос», 2000. - 336 с. [Электронный ресурс]. URL:
http: //pianotki .ru/book/book2/ (Дата обращения 17.01.2017)
4. Алиев Ю.Б. Дидактический феномен предметности и его значения для
процесса приобщения школьников к искусству в
эпоху постиндустриального. - М.,: «Владос», 2000. - 335с. [Электронный ресурс]. URL:
http://pedagog.vlsu.ru/fileadmin/Dep pedagogical/konf lerner/Aliev YU.B..pdf
5. Апраксина О.А. Современные задачи музыкального воспитания в школе. Музыкальное воспитание в школе. Выпуск 2. - М.,: «Академия». - 148 с.
6. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2. - Л.,: «Музыка», 1973. - 144 с.
7. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Изд. 2. - Л.,: «Музыка», 1971. - 376 с.
8. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.,:
«Просвещение», 1988. - 478с.
9. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. - М.,: «Академия», 2002. - 416 с.
10. Бодина Е.А. Кабалевский. Монография. Часть 1. - М.,: МГПУ, 2013. - 247с.
11. Бодина Е.А. Формирование духовно-нравственной культуры личности. Учебно-методическое пособие. - М.,: МГПУ, 2013. - 76с.
12. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.,:
«Просвещение», 1979. - 290с.
13. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. Изд. 2. - Л.,:
«Художник РСФСР», 1983. - 400с.
14. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.,: «Искусство», 1986. - 572с.
15. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.,:«Эксмо», 2005. - 1136 с.
16. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. - М.,: «Искусство», 1973. - 675с.
17. Глазырина Е.Ю. Освоение музыки как художественного явления мира в
общеобразовательной школе. - М., 2001. [Электронный ресурс]. URL:
http: //www. dslib. net/teoria-vospitania/osvoenie-muzyki-kak-hudozhestvenno go-
j avlenij a-mira-v-obweobrazovatelnoj -shkole.html
18. Горюнова Л.В., Маслова Л.П. Урок музыки - урок искусства. Книга для учителя. - М.,: «Педагогика», 1972. - 424с.
19. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. - М.,: Педагогическое общество России, 2000. - 480 с.
20. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений. Изд. 2. - М.,: «Академия», 1998. - 240 с.
21. Жигалова Л.А. Современная концепция программы Д.Б. Кабалевского: конспекты уроков и внеклассных занятий. - Волгоград,: «Учитель», 2013. - 171 с.
22.Затямина Т.А. Современный урок музыки. - М.,: «Глобус», 2010. - 170 с.
23.Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. - М.,: «Педагогика», 1981. - 160с.
24. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего
возраста. Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.,:
«Владос», 2000. - 304с.
25. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. - М.,: «Академия», 2001. - 104 с.
26. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. - М.,: «Владос», 2003. - 223с.
27. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Начальные классы. - СПб.,: «Просвещение», 2011. - 153 с.
28. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. - Ростов-на-Дону,: «Феникс», 2002. - 288 с.
29. Лебедева О.В. Развивающее музыкальное образование. - Кострома,: КГУ, 2001. - 69 с.
30. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,: «Политиздат», 1975. - 304с.
31. Лихачёв Б.Т. Философия воспитания. - М.,: «Прометей», 1995. - 282с.
32. Масловская С.В. Педагогические основы становления эстетической культуры учащихся. Методическое пособие. - Оренбург, 2002. - 171 с.
33. Мацкевич М.В. Особенности восприятия изобразительного искусства у
детей 5-7 лет в условиях художественного музея // Художественно-образовательное пространство музейной педагогики.
Сборник материалов первой республиканской научно-практической конференции. - Усть- Каменогорск, 2013. - 39 с.
34. Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами
музыкального искусства. - М.,: «Преподаватель», 2001. - 96 с.
35. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. - М.,: «Композитор», 1993. - 262с.
36. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М.,: «Музыка», 1976. - 254с.
37. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. - М.,:
«Музыка», 1972. - 105 с.
38.Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. - М.,: «Академа», 2001. - 368 с.
39. Раппопорт С. Х. Искусство и эмоции. Изд. 2. - М.,: «Музыка», 1972. - 166с.
40. Сергеева Г.П. Музыка в школе. Выпуск 1. - М.,: «Музыка», 2013. - 144 с.
41. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. - М.,: Экопсицентр РОСС, 2000. - 230с.
42. Сохор А. Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия. - М.,: «Музыка», 1974. - 130 с.
43. Терентьева Н.А., Шитикова Р.Г. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. - СПб.,: «Просвещение», 1999. - 215 с.
44. Холопова В.Н. Теория музыки. Мелодика, ритмика, фактура, тематизм. - СПб.,: «Лань», 2002. - 368 с.
45. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. - М.,: «Интерпракс», 1994. - 384с.
46. Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей. - М.,: «Флинта-Наука», 1999. - 320 с.
47. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. - М.,: «Академа», 2001. - 230 с.
48. Энциклопедический [Электронный ресурс]. URL:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/95452/%D0%A1%D0%BE%D0% B2%D0%B5 %D 1 %81 %D 1 %82%D 1 %8C
49. Юсов Б.П. Искусство. Виды искусства и их взаимодействие. Пособие для учителя. - М.,: ИХО РАО, 2001. - 211с.
50. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурологических факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». - М.,: ИХО РАО. Компания Спутник, 2004. - 252 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ