Введение
Глава 1. Теоретические аспекты субъектно-ориентированного подхода к развитию творческой индивидуальности учащихся 10
1.1 Психолого-педагогическая характеристика понятия «творческая
индивидуальность» 10
1.2 Педагогические принципы субъектно-ориентированного подхода... 21
1.3 Методические аспекты развития творческой индивидуальности
учащихся в классе скрипки 29
Выводы по главе 1 39
Глава 2. Экспериментальная работа по внедрению субъектно-ориентированного подхода к развитию творческой индивидуальности учащихся класса скрипки в учреждении дополнительного образования 42
2.1 Педагогические условия развития творческой индивидуальности
учащихся класса скрипки на основе субъектно-ориентированного подхода 42
2.2 Внедрение педагогических условий развития творческой индивидуальности учащихся класса скрипки на основе субъектно-ориентированного подхода и их апробация в рамках образовательного процесса в 5-7 классах Детской музыкальной школы № 2 г. Альметьевска 52
Выводы по главе 2 63
Заключение 64
Список литературы 67
Приложения 74
Актуальность исследования. Сегодня творчество провозглашается неотъемлемой составляющей любой деятельности человека. И место творчества в структуре деятельности будет возрастать в связи с преобразованием среды обитания людей с естественного в создаваемое, техногенное.
Актуальность данной проблемы обозначена в нормативном документе РФ,Федеральная целевая программа «Концепция развития дополнительного образования до 2020 г.» от 4 сентября 2014 г. N 1726-р., согласно которой, Целями Концепции являются: обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования;развитие инновационного потенциала общества.
Насущная необходимость активизации творчески преобразующей деятельности в условиях новых реалий общественного развития вызвала необходимость глубокой научной разработки проблемы творчества. Как следствие, проблема творчества, проблема человека как творца, проблема человеческой жизни как творческого восхождения к собственному «Я» относятся к важнейшим в философии, психологии и педагогике. Главное внимание уделяется развитию творческого потенциала личности. Ученые ищут средства выявления и развития природных дарований каждого ребенка, чтобы помочь ей же реализоваться, сделать творчество неотъемлемой составляющей ее деятельности. Это объясняется тем, что творчество делает человека счастливым и полезным для общества.
Степень изученности проблемы.
Со второй половины 50-х годов и до сих пор феномен творчества разрабатывается на различных уровнях. Работы Г.Альтшуллера, Д.Богоявленской, Б. Волкова, А.Шумилина и других посвящены выяснению сущности творчества и его механизмов. Вопросам психологии творчества занимался Г.Костюк. Им был осуществлен анализ способностей, их структуры с акцентом на значении природных задатков, которые успешно развиваются в соответствующей деятельности. Труды Б.Волкова, Л.Выготского, О.Леонтьев, А.Лука, В.Моляко, Я.Пономаревой, В.Чудновского, и других раскрывают пути и средства развития творческих способностей личности. Обоснованию эффективности групповых форм развития творческой активности учащихся посвящены труды Ш.Амонашвили, В.Моляко, Б.Никитина, И.Семенова, В.Сухомлинского. Они обнаружили педагогические условия развития творческих способностей, выяснили особенности развития творческих способностей школьников в различных видах деятельности. Проблемам развития творческих способностей школьников разного возраста посвящены труды И.Беха, Д.Богоявленской, А.Бодалева, В.Давыдова, А.Киричук, И.Кулагиной, Н.Лейтеса, А.Лука, А.Матюшкина, В.Моляко, Л.Фридмана, И.Якиманская, Е.Яковлевой.
Теоретические основания и характеристика субъектно¬ориентированного подхода были изучены Д.Юмом, Р.Декартом, И.Кантом. В отечественной психологии особенности субъектно - ориентированного подхода изучали К.Абульханова, Б.Ананьев, А.Брушлинский, Л.Выготский, В.Лекторский, В.Лепский, В.Петровский, С.Рубинштейн, В.Степин.
На значение эстетического воспитания, роль искусства в развитии творческих способностей, учащихся разных возрастных групп указывают Д.Джола, Б.Щербо. Зависимость творческих способностей личности от социальных условий его обитания исследуют А.Маслоу, В.Моляко, К.Роджерс. Побочные эффекты привлечения школьников к творческой деятельности (в том числе формирования их познавательной активности) исследуют К.Абульханова - Славская, Ю.Бабанский, В.Давыдов, И.Родак, П.Пидкасистый.
Вопросы теории и методики обучения игре на скрипке были изучены Ф.Джемениани, Л.Моцартом, К.Мострасом, И.Лесманом, Л.Ауэром, Ю.Янкелевичем, С.Шальманом.
Исследователям удалось раскрыть значение образного мышления в творческом процессе, отследить его связь с вербально-понятийным мышлением, по-новому осмыслить связи мышления и речи, показать роль подсознания и интуиции в творчества, определить гипотезы, аналогии, моделирования в творческом поиске решения проблем, понять связь формальной и диалектической логики, показать, что диалектическая логика логикой творчества, изобретений и открытий.
Привлекает внимание многогранность творчества, различные ее стороны отражаются в понятиях творческий потенциал, творческие возможности, творческие способности, творческое мышление, творческая активность, творческое отношение, творческая деятельность, творческий труд, творческая личность. Долгое время в творчестве видели наиболее полно выраженное проявление человеческого духа. При этом считалось, что указанный феномен вообще не поддается научному анализу.
На основании изученных трудов было выделено существующее в практике школьного образования противоречие между: высокой степенью изученности проблемы развития творческой индивидуальности в психолого-педагогических работах и недостаточной ее разработанностью в методическом аспекте с учетом достижений в области методологии современной педагогической науки для учащихся класса скрипки.
На основе изученной литературы и выделенного противоречия была сформулирована проблема исследования - какие педагогические условия будут способствовать развитию творческой индивидуальности учащихся в процессе занятий в классе скрипки?
Выделенное противоречие и проблема исследования были положены в основу формулировки его темы: «Субъектно-ориентированный подход к развитию творческой индивидуальности учащихся в классе скрипки».
Цель исследования - разработать педагогические условия к развитию творческой индивидуальности учащихся на основе субъектно-ориентированного подхода и апробировать их в процессе занятий в классе скрипки учреждения дополнительного образования детей.
Объектом исследования - процесс музыкального образования в учреждении дополнительного образования детей.
Предмет исследования - развитие творческой индивидуальности учащихся в классе скрипки.
Гипотеза исследования: эффективность субъектно-ориентированного развития творческой индивидуальности учащихся класса скрипки значительно повысится, если будет:
- рассмотрена психолого-педагогическая характеристика понятия «творческая индивидуальность»;
- выполнен анализ педагогических принципов субъектно-ориентированного подхода к развитию творческой индивидуальности учащихся класса скрипки;
- изучены методические аспекты развития творческой индивидуальности учащихся в классе скрипки;
- определены педагогические условия субъектно-ориентированного подхода к развитию творческой индивидуальности учащихся класса скрипки;
- выполнена апробация педагогических условий субъектно-ориентированного развития творческой индивидуальности учащихся 5-7 классов скрипки Детской музыкальной школы № 2 г. Альметьевска.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику понятия «творческая индивидуальность»;
2. Проанализировать педагогические принципы субъектно-ориентированного подхода к развитию творческой индивидуальности учащихся класса скрипки;
3. Изучить методические аспекты развития творческой индивидуальности учащихся в классе скрипки.
4. Определить педагогические условия субъектно¬
ориентированного подхода к развитию творческой индивидуальности учащихся класса скрипки;
5. Выполнить апробацию педагогических условий субъектно-ориентированного развития творческой индивидуальности учащихся класса скрипки Детской музыкальной школы № 2 г. Альметьевска.
Для изучения субъектно-ориентированного подхода к развитию творческой индивидуальности школьников в классе скрипки были применены следующие методы исследования:
-теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы по теории и практике художественного развития школьников, методических трудов по вопросам обучения детей в классе скрипки;анализ и обобщение опыта музыкально-художественного воспитания детей школьного возраста; синтез изучаемых и выведенных нами ранее педагогических условий для эффективности обучения в классе скрипки, моделирование с помощью применения творческой индивидуальности, проявляемая в сценариях концертов, самостоятельных творческих заданиях.
-эмпирические: беседа, опрос, наблюдение, педагогический эксперимент;
-экспериментальные: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
Теоретическая база исследования. В основу настоящего исследования были положены труды по психологии и педагогике развития личности таких ученых, как Ш.Амонашвили, Л.Выготский, А.Лук,
A. Матюшкин, Я.Пономарев; работы по теории и методике воспитания
B. Андреев, П.Пидкасистый, В.Степин, Р.Немов; труды, в которых раскрыта сущностно-содержательная характеристика субъектно-ориентированного подхода, К.Абульхановой, Н.Борытко, В.Лепского, О.Мацкайловой, В.Слободчикова, И.Якиманской; работы по психолого-возрастным особенностям развития личности таких ученых, как: Г.Айзенк, Н.Лейтес, А.Леонтьев, В.Моляко, К.Роджерс, С.Рубинштейн; основополагающие труды по методике обучения игре на скрипке И.Лесмана, Л.Моцарта, И.Ямпольского, Ф.Джеминиани.
Этапы исследования:
На первом этапе (2016-2017) - были проанализированы составляющие понятия творческая индивидуальность, рассмотрены существующие определения творческой индивидуальности, изучена литература по теме исследования.
На втором этапе (2017) - был представлен исторический обзор уже существующих методик по изучению творческой индивидуальности в классе скрипки, разработаны и апробированы педагогические условия развития творческой индивидуальности учащихся средних классов скрипки.
На третьем этапе (2017-2018) - был проведен эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), оформлены результаты исследования.
Экспериментальная база исследования. Эксперимент был проведен на базе МАОУ ДО «ДМШ №2» г. Альметьевска, 24 участника, из них 11 человек составили экспериментальную группу, 13 человек контрольную.
Новизна исследования состоит в том, что были разработаны педагогические условия развития творческой индивидуальности учащихся средних классов скрипкина основе субъектно-ориентированного подхода:
1. Индивидуальный подход к каждому учащемуся с опорой на диагностические методы, обеспечивающие изучение психологических особенностей, музыкальных способностей, вкусов и предпочтений в области музыкального искусства, уровень интеллектуального и эмоционального развития.
2. Стимулирование творческой активности учащихся, поощрение их стремления к проявлению и развитию своих творческих устремлений и потребности к самореализации; обеспечение возможности раскрытия творческого потенциала ребенка; нивелирование отношения к системе оценивания как инструменту наказания и использование в качестве конструктивного метода в целях поощрения.
3. Подбор учебного репертуара в соответствии с увлечениями и интересами учащихся, способствующего проявлению наиболее сильных качеств его музыкального дарования.
4. Создание комфортной, психологически благоприятной обстановки на уроке, включая эмоциональную уравновешенность преподавателя, его умение находить и налаживать контакт со всеми учащимися исходя из их типов характера и личности.
Практическая значимость работы заключается в том, что использование данных методов будет полезно на занятиях в музыкальной школе и школах искусств по классу скрипки у школьников. Данные рекомендации помогут ученикам в осуществлении такой необходимой для художественного развития способности, как творческая индивидуальность.
Структура работы состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, приложений.
В аспекте психолого-педагогической науки понятие «творческая индивидуальность» представляет проявление уникального комплекса свойств, обеспечивающих внутреннюю целостность, активность и относительную самостоятельность личности в процессе воплощения оригинальных продуктов деятельности человеческого сознания в форме вещей или социальных знаков.
Базовые принципы субъектно-ориентированного подхода: принцип научности, принцип системности, принцип целостности, принцип гуманистической направленности, принцип природо и культуросообразности, принцип субъектности, принцип контекстности, принцип прогностичности, принцип ориентации личности на профессионально-творческую самореализацию, принцип интериоризации, принцип непрерывного творческого саморазвития как проектирования будущего личности, принцип обратной связи.
Наиболее ранними методиками обучение игре на скрипке являются труды Ф.Джеминиани, Л.Моцарта, тремя авторами - П.Роде, П.Байо, Р.Крейцером, И. Хандошкиным, К. Мострасом, Л.Ауэром, Ю.Янкелевичем. В них подробно рассматриваются технические аспекты овладения навыками игры на этом инструменте. Проведенное нами исследование позволило сделать вывод об отсутствии в них указаний и каких-либо рекомендаций относительно развития творческой индивидуальности учащихся в классе скрипке.
В данной работе был рассмотрен субъектно-ориентированный подход к развитию творческой индивидуальности учащихся в классе скрипки. Таким образом, в процессе проведения настоящего исследования нами были сформулированы и решены задачи педагогических условий к развитию творческой индивидуальности в классе скрипки на основе субъектно-ориентированного подхода:
1. Индивидуальный подход к каждому учащемуся с опорой на диагностические методы, позволил изучить психологические особенности учащихся методом тестирования для родителей на определение темперамента их детей, экспертная карточка оценки исполнителей, позволила выявить музыкальные способности, тестом на теоретические и художественно - исторические знания выяснили уровень интеллектуального развития, с помощью диагностического метода путем беседы и наблюдения определили вкусы и предпочтения в области музыкального искусства, а также был выявлен уровень эмоционального развития, что в свою очередь способствовало выбору соответствующего темпа урока.
2. Стимулирование творческой активности учащихся, была выполнена поощрением и стимулировании стремлений учащихся к проявлению и развитию своих творческих устремлений, потребности к самореализации. Обеспечение возможности раскрытия творческого потенциала ребенка выполнялось с помощью нивелирования отношения к системе оценивания как инструменту наказания и использование в качестве конструктивного метода в целях поощрения.
3. Подбор учебного репертуара в соответствии с увлечениями и интересами учащихся, способствующего проявлению наиболее сильных качеств его музыкального дарования, была выполнена путем подбора учебного материала, ориентирования на эффективность выбранного произведения, способствующего разностороннему развитию учащегося.
4. Создание комфортной, психологически благоприятной обстановки на уроке,осуществлялось путем нахождения и налаживания контакта со всеми учащимися исходя из их типов характера и личности, мотивации на благоприятное достижение успеха, настойчивости в поставленной цели, отсутствии эмоциональных напряжений.
5. В ходе эксперимента, проведенного на базе МАОУ ДО «ДМШ №2» г.Альметьевска с участием 24 учеников нами было выявлено значительное улучшение качества исполнения детей экспериментальной группы, в которой занятия проводились с использование методических рекомендаций, по сравнению с контрольной, на основании чего был сделан вывод об эффективности разработанных методических рекомендаций.
Диагностика на контрольном этапе позволила сделать вывод о значительном улучшении качества творческой индивидуальности у учащихся экспериментальной группы, тогда как значительных изменений в контрольной группе не было выявлено.
1. Абульханова К. А. Соотношение индивидуальности и личности в свете субъектного подхода // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011. № 1. С. 22-31.
2. Адлер А. Индивидуальная психология и развитие ребенка, СПб: Институт гуманитарных исследований, 2017. - 176с.
3. Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность. Пер. с англ. — М.: Когито- центр, 2000. - 248 с.
4. Александрова Л. М. «Творческая индивидуальность и индивидуальный стиль деятельности учителя в современной педагогике» // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2014 - с.1-2.
5. Альтшуллер Г. Творчество как точная наука -П.: «Скандинавия», 2004, -96 с.
6. Амонашвили Ш.А. Учитель, вдохнови меня на творчество! -Хмельницкий, М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2011. - С.43-44.
7. Ананьев Б.Г.Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: Директ-Медиа, 2008.- с. 134
8. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой
личности: основы педагогики творчества, Казань: Издательство
Казанского университета 1988 - 46-56 с.
9. Андреев В.И. Концептуальная педагогическая прогностика: монография. Казань: Центр инновационных технологий, 2010. - 220с.
10. Андреев В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 608 с.
11. Ауэр. Л. «Моя школа игры на скрипке» СПб.: «Композитор». 2004-117с.
12. Асташова H.A. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей.- М: Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 271 с.
13. Афанасьев В. Проектирование педагогических технологий //Высшее образование в России. 2001. - № 4. - С. 147-150.
14. Ахулкова А.И., Образцов П.И, Черниченко О.Ф. Проектирование и
конструирование профессионально-ориентированной технологии
обучения: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. профессора П.И. Образцова. Орел: ОГУ, 2003. - 94 с.
15. Безрукова В.С. Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург: Делова книга. 2000. -26 с.
16. Бех И.Д. Воспитание личности: учебник / Иван Дмитриевич Бех. — М.: Просвещение, 2008. - 848 с.
17. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей -М.: Академия, 2002. - 320 с.
18. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная пед. академия, 1995. - 328 с.
19. Борытко Н.М. Становление субъектной позиции учащегося в
гуманитарном пространстве урока [Текст]: Монография / Н.М. Борытко, О.М. Мацкайлова; науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2002. - 132 с.
20. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.Институт
психологии РАН,1994. - С. 109
21. Вальтер В. Как учиться играть на скрипке 1910. 3-е издание, - 68 с.
22. Вишнякова С.М., Профессиональное образование. Словарь, М: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
23. Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования М.: Академический Проект; Фонд Мир. 2005 г. - 352 с.
24. Волощук И.С. Научно-педагогические основы формирования личности. - М.: Пед. мысль, 2009. - С. 23-26
25. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психолог очерк: Книга для учителя. - М.: Просвещ. 2010.-96с.
26. Вышеславцев Б.П., Цвык В.А. // Культурология.Энциклопедия: в 2 тт. — М., 2007, 456 с.
27. Гарлицкий М. Шаг за шагом//Методическое пособие для юных скрипачей М.:1985-80с.
28. Григорьев В., Гинзбург Л. История скрипичного искусства в трёх выпусках. - М.:Музыка. 1990 г. Выпуск 1 - 303 с.
29. Давыдов В. Проблемы развивающего обучения М.:Директмедиа
Паблишинг, 2008 г. - 613 с.
30. Декарт Р. Рассуждение о методе М.:Академический проект. 2017., 328 с.
31. Деркач А.А. Субъектные феномены: акмеологический подход. - М.: РАГС, 2010. - 240 с.
32. Джол Д.М, Щербо А.Б. Естетичне виховання учшв у початкових классах К.: Рад.шк., 1969. 235 с.
33. Кант И. Критика чистого разума / (Пер. с нем.; предисл. И. Евлампиева). - М.: Эксмо; СПб.:Мидгард, 2007. — 1120 с.
34. Кикель, П.В., Сороко, Э. М. Краткий энциклопедический словарь философских терминов / П. В. Кикель, Э. М. Сороко. - 2-е изд. - Минск:БГПУ, 2008. - 266 с.
35. Киричук О. Духовно-катарсический активность личности: сущность, функции, генезис //Реабилитационная педагогика на рубеже XXI в Научно-методических. сборник. - Ч. И. - К., 2011. -160 с.
36. Киричук О. Развитие и самореализация личности в условиях образовательного учреждения //Начальная школа. - 2012. - № 5. - С. 28 - 30
37. Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: Уч. пособие. - М.: Академия, 2004.-240с.
38. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр Академия, 2005. - 176 с.
39. Козырева О.А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов: теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. с. 136-142 с.
40. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности в основных сферах жизнедеятельности: концептуальный подход //Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Л.А.Коростылевой. СПб. 2002.Вып.6. - С. 8.
41. Костюк Г. Способности и их развитие у детей. - М.: Т-во Знание, 1963. - 80 с.
42. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. -М.: Педагогика, 1971. -280с.
43. Лекторский В.А. Субъект в истории философии: проблемы и достижения // Методология и историяпсихологии. 2010. Том 5. Выпуск 1,- С.5-18
44. Лепский В.Е. Становление субъектно-ориентированного подхода в контексте развитияпредставлений о научной рациональности / Наука и социальная картина мира. К 80-летиюакадемика В.С.Степина; под ред. Аршинова В.И., Касавина И.Т.. -М.: Альфа -М, 2014. С.392-420.
45. Лесман И. «Скрипичная техника и ее развитие в школе профессора Л.С.Ауэра»СПб., 1909.- 31 с.
46. Лемберг Б. Креативное решение проблем. Как развить творческое мышление.- СПб: Вектор, 2014. -1 с.
47. Леонтьев А.Н. Глава о способностях (рецензия на рукопись Н.С. Лейтеса) // Вопросы психологии. 2003. № 2. 7-13 с.
48. Лук А.Н. Мышление и творчество -М.: Политиздат, 1976. -144с.
49. Лук А.Н. Психология творчества - Р. н/Д.:Феликс, 2002. -126 с.
50. Матюшкин A.M. Загадка одаренности. -М.: Школа-Пресс, 1993.-224с.
51. Мацкайлова О.А. Становление субъектной позиции как цель общего и профессиональногообразования / О. А. Мацкайлова // Единение: сб. науч. ст. Вып. 1. Волгоград: 2002. - 164 с.
52. Мейли Р. Структура личности // Экспериментальная психология. М.: Прогресс. Вып. 5, 1975. - С. 197
53. Минилис О.А. Концепция субъектно-ориентированного подхода к
развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов: монография. - Казань: Центр инновационных технологий, 2011. - 220 с.
54. Моляко В.А. Психологическая готовность к творческому труду. -К.: Т-во Знание УССР, 1989. - C. 7
55. Мострас К.Г. Ритмическая дисциплина скрипача М., Л.: Государственное музыкальное издательство, 1951. - 307 с.
56. Моцарт Л. Основательное Скрипичное училище г. Моцарта / пер. с нем. яз. последнего изд. Павлом Торсоном. - СПб.: При Императорской Академии Наук, 1804. - 206 с.
57. Немов Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов. - М.: Высшее образование, 2008. - 639 с.
58. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
59. Нюттен Ж. Экспериментальная психология Вып. 5/ Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1975. -43 с.
60. Петровский А.В. Введение в психологию. -М.: Академия, 1995.- 494с.
61. Пидкасистый П.И., Беляев В. И., Юзефавичус Т. А., Мижериков В. А. Педагогика. — М.: Академия, 2010. -511 с.
62. Пономарева Я.А. Психология творчества. - М.: Наука, 1990 - 224 с.
63. Рабей В. Ритмическая дисциплина скрипача (рецензия) // «Советская музыка», 1952. № 1.
64. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: Институт общегуманитарных исследований 2016. - 258 с.
65. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство Питер, 2000. - 712 с.
66. Рындак В.Г., Творчество. Краткий педагогический словарь, М.: Педагогический вестник, 2001. - 84 с.
67. Семенов И.Н. Методика исследования поведения личности в группе при коллективном решении творческих задач // Петровский А.В. (ред.) Личность в психологическом эксперименте. - М.: МГПИ, 1973. С. 4-115.
68. Сластенин В.А. Субъектно-деятельностный подход в общем и профессиональном образовании // Сибирский педагогический журнал - 2006. - № 5. - С. 17-30.
69. Слободчиков В.И./Исаев Е.И. Психология развития человека М. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. 2013. - 400 с.
70. Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2003.- 744с.
71. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Школьная пресса, 2003 - 192 с.
72. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. - 288с.
73. Хушбахтов А.Х. Терминология педагогические условия // Молодой ученый. - 2015. С. 1020-1022.
74.Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности, - М.: Знание, 1986.-80 с.
75. Шальман С.Я. Я буду скрипачом. Л., 1987. -212с.
76. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества: Монография. - Москва: Высш. шк, 1989. - 143 с.
77. Щербо А. Б. Приобщение младших школьников к эстетической культуре Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе: Сб. науч. тр. Под ред. Л. П. Печко. М.: Изд-во АПН СССР. 1991. С. 33 - 43.
78. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. - 176 с.
79. Яковлева Н.М. Теория и практика педагогического творчества: Учеб. пособие к спецкурсу/ Челяб. гос. пед. ин-т. Челябинск, ЧГПИ, 1987. - 67с.
80. Ямпольский И. Русское скрипичное искусство, И.А. Скрыпичная школа. Л.: Музыка, 1951. - С. 323-352.
81. Янкелевич Ю.И. Педагогическое наследие -Москва «Постскриптум» 1993. - 310 с.
82. Geminiani F. Theartofplayingontheviolin, 1751 // Francesco Geminiani.
[music] / Edited, with an introduction, by David D. Boyden. - Facsim. ed. - London: Oxford University Press, 1951.
83. Nuttin J. Psychoanalysis and personality. A dynamic theory of normal personality: Transl. N. Y.: Sheed& Ward, 1953. - 310 p.
84. Французское классическое скрипичное искусство и Парижская кон- серватория,http://prokofievcollege.ru/upload/files/metodicheskie-raboty/podmazova/Статья%20в%20Вестник%20МГУКИ.pdf,12.12.17 г.