Работа носит теоретический характер - хорошо подойдет в качестве первой главы диплома.
Текст работы имеет шрифт размером 12 пунктов (требование заказчика). Таким образом, объем работе при стандартном размере шрифта (14 пунктов) составит около 48 страниц. Это приближается к объему дипломной работы.
Введение 3
Глава 1 Особенности профориентации старших классов в школе 5
1.1 Сущность профориентации 5
1.2 Этапы развития проблематики профессионального самоопределения 9
1.3 Основные факторы выбора профессии 13
Выводы по первой главе 20
Глава 2 Тьюторское сопровождение в системе профориентации старших классов в школе 21
2.1 Сущность и специфика тьюторской деятельности 21
2.3 Основные этапы тьюторского сопровождения среди старших классов 28
2.4 Тьюторское сопровождение на примере профориентационного проекта среди старших классов 31
Выводы по второй главе 35
Список использованных источников 36
Приложение 1 41
Современное общество предъявляет все более высокие требования к выпускникам школ. Закончив школу, молодые люди должны уметь реалистично оценивать уровень своих способностей и социальных навыков, делать осознанный выбор своей будущей профессии, грамотно выстраивать коммуникацию с социальными институтами.
Реформирование современной системы образования обусловило появление новых подходов к проблеме формирования профессиональной направленности старшеклассников, которые связаны с созданием оптимальных условий для профессионального самоопределения. В задачи современной школы входит и целенаправленная деятельность по подготовке учеников к выбору профессиональной сферы и получения дальнейшего образования. Вместе с тем осуществление такого выбора весьма сложно.
Изучением данной проблемы занимались и занимаются значительное количество исследователей, среди которых можно отметить Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова, Л.И, Божовича, В.А. Бодрова, Л.Г.Набиулина. Таким образом, в современных исследованиях, теоретические аспекты представлены достаточно полно, однако, практические вопросы остаются не до конца решенными. Можно отметить существование следующих проблем: несоответствие форм и методов профориентационной работы характеру изменениям в общественной жизни, отсутствие комплексной системы такой работы, незнание педагогами современных технологий ее организации, незнание научного обоснования профессиональной ориентации.
Таким образом, актуальность указанной проблемы определяется недостаточной изученностью профессионального самоопределения в многообразии его аспектов.
Цель исследования – изучение специфики тьюторского сопровождения профориентации.
Задачи исследования:
1. Определить сущностные характеристики профориентации
2. Изучить развитие проблематики профессионального самоопределения.
3. Выделить факторы, влияющие на выбор профессии.
4. Определить сущность и специфику тьюторского сопровождения в системе профориентации старшеклассников.
5. Провести исследование эффективности программы тьюторского сопровождения профориентации старшеклассников.
Объект исследования – система профориентационного сопровождения старшеклассников.
Предмет – тьюторство в системе профориентационного сопровождения старшеклассников.
Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, объединенных в рамках констатирующего исследования и формирующего эксперимента. В частности, диагностические методики «Якорь карьеры» и методика Йоваша.
Кроме того, были применены такие общенаучные методы, как теоретико-методологический анализ, построение аналогий, сравнительный анализ, обобщение.
Для написания работы использовался ряд источников: монографии, публикации в периодических изданиях и сети Интернет. Понятие профессионального самоопределения рассматриваются в работах И.А. Криволя, И.А. Левицкой, Л.В. Махлеева, Н.С. Пряжникова, С.Н. Чистякова, Г.П.Юрьева.
Проблемы профориентационной работы поднимаются в исследованиях А.Н. Гусева, В.Г. Милославского, Т.А. Антопольского, А.В. Саломатова, И.П. Смирнова.
Тьюторское сопровождение рассматривается в работах Н.А. Шалимовой, Е.А. Александровой и Т.Г. Курепиной.
Работа состоит из трех глав основной части, введения, заключения, списка источников, приложений.
Более семи веков продолжают разрабатываться теоретические аспекты деятельности тьютора и возможности ее внедрения в современную систему образования. Данный факт объясняет существование различных понятий, определений, категорий и терминов в данной сфере. Однако, несмотря на неразработанность понятийного аппарата, факт существования этого явления остается неоспоримым.
На основе изучения различных авторских подходов к толкованию содержания тьюторской деятельности, возможно сделать некоторые обобщения: тьюторская деятельность не тождественна обучающей деятельности; различные позиции преподавателя и тьютора; тьюторство является особой формой педагогического сопровождения; деятельность тьютора направлена на индивидуальные и личностные особенности учащихся; для успешной деятельности тьютора важен опыт реализации индивидуальных образовательных программ.
Специфика образовательной деятельности старшеклассников заключается в сочетании процесса образования с воспитательной работой за пределами школы. Одним из видов образовательной деятельности является тьюторское сопровождение, которое направлено на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащихся. Данное сопровождение организуется в соответствии с принципами: индивидуализиции образования, принципа открытого пространства, вариативности, гибкости и сотрудничества.
Тьюторское сопровождение старшеклассников реализуется в рамках индивидуальной образовательной программы (ИОП). В данном процессе выделяются несколько этапов: моделирование ИОП, проектирование ИОП, коррекция ИОП, самореализация ИОП, презентация результатов. Тьютор выполняет роль консультанта и рефлексолога. В своей работе использует различные педагогические технологии, которые способствуют саморазвитию учащихся и осознанному выбору.
Наиболее эффективным методом в работе тьютора является проектная технология. Данный факт объясняется широкими возможностями, которые предоставляет выполнение проекта. В частности, в процессе такой работы учащиеся получают дополнительные знания о профессиях вообще и о выбранной профессии в частности. Кроме того, по ходу выполнения проекта развивается творческое мышление.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция, 2016). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 15.04.2019).
2. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2019 г. №1897 [Электронный ресурс] //Федеральный портала Российское образование Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m1897.html, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 15.04.2019)
3. Александрова Е.А. Теория и практика тьюторской деятельности в России/ Е.А. Александрова, Е.А. Андреева// Известия Саратовского ун-та.- 2012.- Т.2.- С. 78
4. Асеева С.С. Ориентир – профессиональное будущее/ С.С. Асеева// Профессиональное образование в России и зарубежом.- 2016.- №3.- С. 73
5. Будагов Г. П. Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению как психолого-педагогическая проблема/ Г.П. Будаков// Вектор науки Томского государственного университета. - 2012. - № 2. - С. 50–52.
6. Воронина Е. В. Педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников[Электронный ресурс]/Е.В. Воронина // Концепт: Научно-методический электронный журнал . – 2013. – № 04 (апрель). – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2013/13081.htm.- (06.04.2019)
7. Громова Е.Н. Инновационные технологии в профессиональном самоопределении школьников/ Е.Н. Громова// Вестник РМАТ.- 2012.- №2.- С. 46
8. Гусев А. Н., Экспертная система профориентации школьников «Выбирай и поступай»/ А.Н. Гусев, Н.С. Пряжников // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология.- 2016.- №4. - С. 55-60.
9. Долгушина Т.Н. Профессиональное самоопределение как компонент профессионального становления личности/Т. Н. Долгушина, С. Н. Юревич// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-практический журнал.- 2013-№3-4.- С. 102
10. Дорожкин Е. М., Научно-прикладные основания профориентации: теория и практика/ Е.М. Дорожкин, Э.Ф. Зеер // Сибирский психологический журнал. -2014.- № 52.- С. 67–78.
11. Ермаков Д.С.Профессиональное самоопределениеи профессиональная ориентация школьников: историко-педагогические аспекты, современный взгляд/Д.С. Ермаков//Профессиональное образование в России и за рубежом.- 2017.- №3.- С. 53
12. Занина Л. В. Профессиональная успешность как ключевая цель системы повышения квалификации учителя /Л. В. Занина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. –№ 1 (14). – С. 5–9.
13. Зеер Э.Ф. Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования/ Э.Ф. Зеер//Педагогическое образование в России.- 2012.- №5.- С126.
14. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев, Е. В. Зачесова и др. - М.: Перо, 2014.-38 с.
15. Криволь И.А. Государственная политика в области профессионального самоопределения обучающихся/ И.А. Криволь// Профессиональное образование в России и зарубежом.- 2016.- №3.- С. 76.
16. Курепина Т.Г. Становление тьюторства в России на рубеже ХХ и XXI века/ Т.Г. Курепина// Вестник ТГУ.- 2013.- Вып. 8. – С. 76
17. Лаврова Ю.С. Проблема профессиональной ориентации старшеклассников [Электронный ресурс]/ Ю.С. Лаврова// Международный студенческий вестник.- Режим доступа: https://scienceforum.ru/2015/article/2015010856, свободный.- (дата обращения 16.04.2018)
18. Левицкая И.А.Профессиональное самоопределение как социокультурный процесс/ И. А. Левицкая//Вестник Кемеровского государственного университета.- 2014.- № 2 (58).- Т. 2.- С. 83.
19. Махлеева Л. В. Профессиональное самоопределение школьников: сущность и содержание/ Л.В. Махлеева // Молодой ученый. - 2015. - №24. - С. 1088.
20. Милославский В. Г., Теория и практика профориентации в России: проблемы и перспективы/ В.Г. Милославский, Н.Х. Алиева, С.М. Соловьев // Молодой ученый. - 2016. - №7. - С. 905-911.
21. Мордовская А. В. Основы профориентологии : пособие для бакалавров/ А.В. Мордовская, С.В. Панина, Т.А. Макаренко. 2-е изд.,испр. и доп. М. : Юрайт, 2013. 237 с.
22. Набиулин Л.Г. Социально-профессиональные ценности учащихся как фактор их творческого и личностного развития/ Л.Г. Набиулина// Педагогика.-2014.- №1.- С. 46.
23. Нечаев М.П. Современное осмысление проблем профориентации обучающихся/ М.П. Нечаев// Гудеамус: психолого-педагогический журнал.- 2017.- №2.- С. 94
24. Овсянникова С.К.Организация профориентационной работы в школе: Методическое пособие/ С.К. Овсянникова. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. - 362 с.
25. Панина С.В. Управление профориентационной работой в общеобразовательной организации в условиях ФГОС/ С.В. Панина// Педагогика и психология.- 2017.- Т.6.-№1.- С. 65
26. Профессиональная ориентация учащейся молодёжи: теория и практика развития / Т.А. Антопольская [и др.]; под общ. ред. Т.А. Антопольской..- Курск: ИП Андрушко Е.Н., 2016. - 226 с.
27. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика : учеб.пособие / Н. С. Пряжников. – М. : Академия, 2008. –117 с.
28. Пряжников, Н. С. Профориентология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. С. Пряжников. -М. : Издательство Юрайт, 2016. - 405 с. – (Бакалавр. Академический курс)
29. Ревякина, В. И. Профориентация школьников: опыт прошлого и проблемы настоящего/ В. И. Ревякина, К. Е. Осетрин // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. – № 5 (158). – С. 248
30. Саломатов А. В. Профориентация на базе интернет-технологий: просто, доступно, продуктивно / А.В. Саломатов// Профессиональное образование и рынок труда. 2014. – №5. – С. 32-33.
31. Смирнов И. П. Система профессиональной ориентации: менять или развивать?/ И.П. Смирнов // Профессиональное образованиев России и за рубежом. – 2017. – № 1 (25). – С. 18–21.
32. Хасанова И. И., Проблема использования инновационных технологий в профессиональном самоопределении молодежи/ И.И. Хасанова, С.С. Котова // European journal of education and appliedpsychology.-2015. – № 3. – С. 19–23.
33. Храпов А. В. Теоретический анализ проблемы роли личности в построение успешной профессиональной карьеры в исследованиях зарубежных психологов/ А.В. Храпов, Л.Э. Кузнецова// Психологические науки: теория и практика: материалы VIМеждунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). -Краснодар: Новация, 2018. - С. 4-8.
34. Чистякова С.Н. Изменение проблемного поля поддержки профессионального самоопределения обучающихся/ С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев // Непрерывность образования и профессиональная карьера учащейся молодежи: вчера, сегодня, завтра: сб. материалов. М.: Экон-Информ, 2017. С. 5–9.
35.Чистякова С.Н. От учебы к профессиональной карьере : учеб.пособие / С.Н.Чистякова, Н.Ф.Родичев. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 176 с. - (Профессиональная ориентация).
36. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение обучающихся. Проблемы и пути решения/ С.Н. Чистяков// Профессиональное образвоание в России и за рубежом.- 2015.- №2.- С. 65
37. Чистякова С.Н. Новые подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования/ С.Н. Чистякова// Школа и производство.- 2013.- №1.- С. 9
38. Шалимова Н.А. Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения учащихся в условиях старшей школы // современные проблемы науки и образования/ Н.А. Шалимова. – 2011. – № 6.- С. 54
39. Шафранова Г.Ф. Профессиональное самоопределение как ведущий фактор развития конкурентоориентированности и конкурентоспособности старшеклассников/ Г.Ф. Шафранова//
40. Юрьева Г. П. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников [Электронный ресурс]/Г.П. Юрьева // Концепт: Научно-методический электронный журнал. – 2015. – № 05 (май). – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/15150.htm. – (06.04.2019).
41. Ярлыкова О.В. Комплексные подходы к изучению проблем профориентации/ О.В. Ярлыкова// Парадигма: электронный научный журнал.- 2017.- №1.- Режим доступа: http://paradigma.science/, свободный.- (дата обращения 16.04.2019)