Введение
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ
ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
1.1. Целостное представление о музыкальном искусстве как педагогическая проблема
1.2. Интеграция как методологическая категория в музыкальном образовании
1.3. Возможности интегративного подхода в формировании целостного представления о музыкальном искусстве
Выводы по первой главе
ГЛАВА II ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ В ДМШ
2.1. Отечественный и зарубежный опыт использования технологий интегрированного обучения в музыкальном образовании
2.2. Разработка методического обеспечения по
формированию целостного представления о музыкальном искусстве на основе интегративного подхода
2.3. Опытно-экспериментальная работа по апробации педагогического обеспечения по формированию у учащихся старших классов целостного представления о музыкальном искусстве
Выводы по второй главе
Заключение
Библиография
Приложения
Актуальность исследования.В условиях социально-экономических и политических преобразований, происходящих в последние годы в России и в мире, возникает необходимость углубленного анализа современного состояния и разработки новых форм организации и управления образовательной деятельностью. В связи с этим, в общественном понимании происходит осознание ценностного статуса дополнительного образования детей. Именно дополнительное образование обладает уникальными возможностями в плане воспитания и развития многогранной личности ребенка, удовлетворения ее интересов и стремления к творчеству,в вопросах формирования потребности к освоению культурно-исторического наследия.
О том, что сфера дополнительного образования должна стать «инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего», говорится в Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. [62].
В настоящее время можно утверждать, что в системе ДМШ решаются задачи всестороннего развития личности, происходит обновление содержания в соответствии с интересами детей и их родителей, а также осуществляется приобщение молодого поколения к общечеловеческим ценностям.
Целенаправленное педагогическое воздействие на формирование у учащихся знаний, развитие их умений и навыков, способствующих воспитанию целостного представления о музыкальном искусстве, приобретения ими личностного качества - свободного владения и преобразования всей имеющейся информации,является необходимым условием воспитания высокого уровня художественной культуры выпускника музыкальной школы, способного привносить социально значимый вклад в жизнь общества. К сожалению, подобные требования остались не реализованными в полной мере в современной образовательной практике ДМШ.
В педагогике искусства проблема целостности является одной из важных, в силу специфики природы искусства, воссоздающего человеческую жизнь в ее единстве. Предметная область теоретических дисциплин («Музыкальная литература» и «Сольфеджио») предполагает изучение музыкального искусства с разных сторон, требует обширных знаний по теории и истории музыки, подразумевает наличие способностей к восприятию, постижению и исполнению музыки, а также требует постоянного переосмысления художественного наследия с точки зрения современных взглядов на мир.
Степень изученности проблемы исследования.
Целостность как философская категория изучена и описана в трудах выдающихся философов (Аристотель,Г. Гегель,И. Кант, К. Маркс).
На протяжении столетий в философии(Аристотель, Л.Берталанфи, Г. Гегель, В.Гейзенберг, И. Кант, Н. Кузанский, Платон, Г. Спенсер, A. Эйнштейн и др.)сложились идеи о взаимной обусловленности целостности и интеграции. Философы рассматривают интеграцию как процесс формирования целостного на основе установления всеобщих связей, единства явлений и процессов окружающего мира.
Обоснованием теории интегрированного обучения занимались Л.Н. Бахарев, В.С. Безрукова, Н.И. Вьюнов, Г.И. Ибрагимов, И.Д. Зверев, Ю.С. Тюнников, В.Н. Максимов, Г.Ф. Федорец. Значимый вклад в разработку технологий интегрированного обучения внесли В.П. Беспалько,B. Ф. Башарин, М.В.Кларин, Б.Т.Лихачев, Г.К.Селевко, Д.В. Чернилевский, М.Чошанов и др. Идеи по реализации межпредметной интеграции в современных условиях разрабатывались в трудах Е.Б. Евладова, Л.П. Ильенко, Л.В. Занкова, Ю.М. Колягина.
Психологические механизмы интегрированного обучения и его влияние на развитие личности ребенка нашли отражение впсихолого- педагогических концепциях (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев, H.A. Менчинская, Ю.А. Самарин, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.).Разработаны концепции на основе социоцентрической модели педагогической интеграции (Т.И. Бакланова, Б.СБезрукова, М.Н. Берулава, И.Д. Зверев, В.Н. Максимова, Ю.С. Тюнников, Н.К. Чапаев и др.).
Проблема формирования целостного представления об искусстве выступала предметом исследования у представителей педагогической науки в области искусства А.А. Мелик-Пашаева, Е.В. Назайкинского, Б.М. Неменского, Е.М. Торшиловой, А.Н. Сохор, Б.П. Юсова и др.
С позиций полихудожественного подхода вслед за Б.П. Юсовым его последователями выделены некоторые специфические особенности интегрированного обучения средствами разных видов искусства, выявлены этапы, уровни и методы (Л.С. Вагинова, Л.В. Горюнова, Е.П. Кабкова, Л.П. Печко, Л.Г. Савенкова, Г.П. Шевченко, Н.П. Шишлянникова и др.).
Значимыми для нашего исследования явились работы, посвященные формированию целостного представления об искусстве Е.С. Медковой, Е.В. Смотровой, Н.С. Ширяевой, а также исследования, раскрывающие необходимость применения интегративного подхода в преподавании музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ (Е.Б. Журовой, Г.И. Шатковского).
Анализ научной литературы свидетельствует о том, что до настоящего времени специальных исследований, посвященных изучению проблемы формирования у учащихся ДМШ целостного представления о музыкальном искусстве на основе интегрированного обучения в учреждении дополнительного образования детей, не проводилось.
Направляющими ориентирами при разработке темы исследования послужили правовые законодательные документы: «Концепция развития дополнительного образования детей» от 4 сентября 2014 года, «Концепция развития детских школ искусств в Российской Федерации» (2013), Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 № 613н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”», «Основы государственной культурной политики» (2014 г.), содержащие определенные требования к воспитанию у учащихся целостного представления о мире, формированию их мировоззрения и жизненных приоритетов в условиях учреждений дополнительного образования детей.
Актуальность и целесообразность темы исследования обусловлена противоречием между необходимостью сформированности целостного представления о музыкальном искусстве у учащихся ДМШ и отсутствием педагогического обеспечения (учебных программ и методических разработок), позволяющих организовать данный процесс на основе интегративного подхода.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования,заключающуюся в научно-теоретическом обосновании процесса формирования целостного представления о музыкальном искусствена основе интегративного подхода и в разработке педагогического обеспечения по предметам теоретического цикла в рамках учреждения дополнительного образования детей, а именно в Детской музыкальной школе.
Тема настоящего исследования: «Формирование целостного представления о музыкальном искусстве у учащихся старших классов ДМШ: интегративный подход»
Объектом исследования является процесс формирования целостного представления о музыкальном искусстве в ДМШ.
Предмет исследования: педагогическое обеспечение организации процесса формирования целостного представления о музыкальном искусстве в учреждении дополнительного образования детей.
Целью исследования является выявление методолого-теоретических основ, способствующих формированию у учащихся целостного представления о музыкальном искусствена основе интегративного подхода, а также разработка и апробация педагогического обеспечения организации процесса обучения учащихся старших классов по музыкально-теоретическим предметам в ДМШ.
Исходя из цели, предмета и объекта исследования в работе поставлены следующие задачи:
• изучить литературу по проблеме исследования, уточнить сущностно- содержательную характеристику ключевых понятий исследования;
• выявить возможности интегративного подхода в формировании целостного представления о музыкальном искусстве;
• провести обзор отечественного и зарубежного опыта использования технологий интегрированного обучения в музыкальном образовании;
• разработать и апробировать педагогическое обеспечение по формированию целостного представления о музыкальном искусстве у учащихся старших классов ДМШ на основе интегрированного подхода.
Гипотеза исследования: целостное представление о музыкальном искусстве у учащихся старших классов ДМШ будет сформировано, если в процесс обучения по музыкально-теоретическим предметам будет включено специально разработанное педагогическое обеспечение на основе интегративного подхода.
Методологической основой исследования явились: теории о целостности (Аристотель, Платон, Ф. Бэкон, Дж. Локк); идеи применения интеграции в образовании (И.Ф. Гербарт, К.Д. Ушинский, Б.Г. Ананьев, Н.В. Бунаков, В.И. Водовозов, В.Я. Стоюнин и др.); принципы взаимосвязи теории и практики обучения, идеи о межпредметных связях (С.И. Архангельский, М.Н. Берулава, М.А. Данилов, Д.Б. Кабалевский др.); исследования о педагогических технологиях интегрированного обучения (В.П. Беспалько, Г.К. Селевко), концепции применения полихудожественного подхода в педагогике искусства (Б.М. Неменский, Л.Г. Савенкова, Н.А. Терентьева, Б.П. Юсов и др.).
Проведенное исследование базируются на комплексном использовании следующих методов исследования:
-теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, моделирование.
-эмпирические: наблюдение, беседы, изучение отчетной документации и материалов, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент, математическая обработка результатов исследования.
Организация и этапы исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось в МБУДО «Детская музыкальная школа №7 им. З.В. Хабибуллина» Вахитовского района г. Казани. Общее количество участников эксперимента составило 16 учащихся и 1 преподаватель.
Первый этап (2015-2016) включал проведение теоретического анализа психолого-педагогической, музыкально-педагогической литературы по рассматриваемой проблематике; изучение нормативных документов и рабочей документации; организацию эмпирического исследования по изучению практики формирования целостного представления о музыкальном искусстве; определении исходных методологических позиций и категориального аппарата исследования;разрабатывалась и конструировалась авторская технология.
На втором этапе(2016-2017) создавались методические материалы для учащихся; организация и проведение формирующего этапа эксперимента по экспериментальной апробации педагогического обеспечения; уточнялись теоретико-методические выводы.
Третий этап (2017-2018)включал организацию и проведение контрольного этапа эксперимента, обобщение полученных результатов эмпирического исследования; систематизацию материала, уточнение теоретико-методических выводов; оформление рукописи диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
-предложено определение: целостное представление о музыкальном искусстве - открытая, «живая» система развитого мышления человека, которая пребывает в непрерывном становлении и может выражаться в индивидуализированном варианте воспроизведения в сознании впечатлений от восприятия музыкального искусства, создании на основе синтеза предметных ЗУНов и личностного потенциала оригинального суждения и индивидуальной трактовки музыкального искусства;
-выявлена структура целостного представления о музыкальном искусстве в составе следующих компонентов: эмоционально-ценностного, личностного, когнитивного, деятельностного;
-разработано и теоретически обосновано применение интегративного подхода в формировании целостного представления о музыкальном искусстве у учащихся старших классов ДМШ;
- разработано педагогическое обеспечение в виде комплекта, включающего авторскую программу, примеры интегрированных уроков,комплекса контрольно-измерительных материалов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнена сущность ключевых понятий исследования; теоретически обосновано применение интегративного подхода в ДМШ,
охарактеризован опыт применения интегративного подхода в отечественной и зарубежной практике.
Практическая значимость исследования состоит в разработке педагогического обеспечения, включающего программу по предмету «Музыкальная литература», комплекта разработанных интегрированных уроков, комплекса контрольно-измерительных материалов. Материалы научно-исследовательской работы могут быть использованы в практической деятельности педагогов-музыкантов в учреждениях дополнительного образования детей (ДМШ и ДШИ).
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались:на итоговых научно-образовательных конференциях студентов Казанского федерального университета (Казань, 2016,2017,2018); на VI Международной научно-практической конференции «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» (Казань, 2017);
Всероссийском конкурсе студенческих научных работ в области искусства и художественного образования (Казань, 2017); на семинаре- практикуме преподавателей теоретических дисциплин «Интегрированные подходы в преподавании музыкально-теоретических дисциплин»(Казань, февраль 2018).
Результаты исследования отражены в 2 публикациях автора:
1. Столярова Н.А. Интегрированные подходы в преподавании предметов теоретического цикла в Детской музыкальной школе /Н.А. Столярова // Совершенствование педагогических технологий путем внедрения инноваций в сферу дополнительного образования детей художественной направленности: материалы Республиканской научно¬практической конференции ((Казань, ноябрь 2016 года) / отв. ред. О.В. Цыганова. - Казань: изд-во «РЦВР», 2016. - С. 44-46.
2. Столярова Н.А. Использование технологий интегрированного обучения на предметах теоретического цикла в ДМШ / Е.А. Дыганова,Н.А. Столярова // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: материалы VI Международной научно¬практической конференции (Казань, 20 октября 2017 года) / отв. ред.Н.В. Шириева. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2017. - С.67-71.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа, заключения, списка литературы и приложений.
В процессе написания исследовательской работы нами было изучены научные труды по темам, входящим в содержание диссертации. Анализ данных работ показал, что в области педагогической науки серьезные изменения затрагивают такие составляющие учебно-воспитательного процесса, как цель обучения, предметное содержание дисциплин, входящих в учебный план, методы и технологии обучения. А самое главное, относятся к субъекту образовательного процесса - ученику, у которого должно быть сформировано зрелое мышление и развиты способности к творчеству. Происходящие изменения в педагогической практике направлены на модернизацию всей образовательной системы и на формирование у обучающихся индивидуального мировоззрения и создание собственной картины мира. Все это позволит им активно действовать в стремительно меняющихся условиях современного социума.
На основе изучения научных трудов в области философии и психологии были рассмотрены ключевые понятия исследования (целостность, представления) и дана их сущностно-смысловая характеристика. В результате нами было сформулировано, что целостное представление о музыкальном искусстве - это открытая система развитого мышления человека, которая пребывает в непрерывном становлении и выражается в индивидуализированном варианте воспроизведения в сознании впечатлений от восприятия музыкального искусства, создании на основе синтеза предметных ЗУНов и личностного потенциала оригинального суждения и индивидуальной трактовки музыкального искусства.
Основываясь на результатах теоретического исследования, мы определили структуру целостного представления о музыкальном искусстве у учащихся ДМШ,состоящую из четырех взаимосвязанных компонентов: эмоционально-ценностного, когнитивного, личностного (уровень способностей и качеств личности), деятельностного (владение разнообразными видами музыкальной деятельности).
Интеграция, как методологическая категория в музыкальном образовании, была изучена с разных позиций и определены ее виды и типы. Отдельно рассмотрены виды интеграции, применяемые в образовательной практике ДМШ, а конкретно, в цикле теоретических предметов (на уроках сольфеджио и музыкальной литературе). Среди основных типов интеграции, особо следует выделить интеграцию содержания образования, интеграцию методов и приемов, а также межпредметные связи и межвидовую интеграцию.
В качестве основного подхода, способствующего формированию у учащихся старших классов ДМШ целостного представления о музыкальном искусстве, был рассмотрен интегративный подход, выявлены его возможности. В процессе обучения в ДМШ, именно интегративный подход выступает в качестве способа освоения музыкального искусства, так как музыка является и объектом познания и средством воспитания, и предполагает различные формы общения с ней.Опыт реализации интегративного подхода в ДМШ связан с разработкой различных интегрированных предметов и в создании интегрированных уроков.
Изучение отечественного и зарубежного музыкального образования позволяет сделать вывод, что и в России, и зарубежом накоплен огромный опыт применения интеграции в образовании. Музыкальные занятия в западных странах направлены на достижение учащимися личного результата, который может быть отражен в интеллектуальных и исполнительских умениях и навыках. В России процесс обучения долгое время превалировал над результатом, и уровень подготовки учеников не всегда был высоким. В настоящее время достижение высоких результатов в обучении требует поиска новых форм и методов, которые могут изменить ситуацию в лучшую сторону. Поэтому в системе, как общего, так и дополнительного образования используются технологии интегрированого обучения, которые призваны способствовать формированию у учащихся целостного представления о музыкальном искусстве. Большим подспорьем в этом процессе может стать создание педагогического обеспечения по предметам теоретического цикла.
В ходе проведения настоящего исследования нами было создано и оформлено педагогическое обеспечение, включающее программу по предмету «Музыкальная литература» с комплектом контрольно- измерительных материалов для учащихся 5-7 классов ДМШ и разработан ряд интегрированных уроков.
В процессе проведения опытно-экспериментальной работы по апробации педагогического обеспечения была доказана эффективность применения в образовательной практике ДМШ интегративного подхода, выраженного в проведении интегрированных уроков по предмету «Музыкальная литература», направленных на формирование у учащихся старших классов целостного представления о музыкальном искусстве. Результаты контрольного этапа показали, что у учащихся экспериментальной группы динамика составила от 10% до 20% относительно всех уровней, тогда как у учащихся контрольной группы всего от 3% до 16%. Предложенное педагогическое обеспечение может быть использовано в образовательной практике других Детских музыкальных школ.
1. Актуальные проблемы музыкального и художественного образования и культуры: история и современность. Материалы международной научно-практической конференции, сост. 5 декабря 2007г./ Отв. Ред. Л.И. Уколова. - М.: МГПУ, 2008. - 272с.
2. Актуальные проблемы нравственности: Сборник материалов
международной научно-практической конференции 9-16 мая 2009г. Институт гуманитарного образования и информационных технологий.
[Электронный ресурс] режим доступа:http://www.igumo.ru/files/nauch/konf-nravstvennost.pdf
3. Актуальные проблемы художественного образования (по материалам диссертационных исследований). Гл. ред.: Л.Г.Савенкова. - М.: ИХО РАО, 2005. - 160с.
4. Алиев, Ю.Б. Дидактический феномен предметности и его значения для процесса приобщения школьников к искусству в эпоху постиндустриального общества /Ю.Б. Алиев [Электронный ресурс] режим доступа http://pedagog.vlsu.ru/fileadmin/Dep_pedagogical/konf_lerner/Aliev_YU.B..pdfЮ.Б.Алиев. - М.: Владос, 2000. - 335с.
5. Асафьев, Б. В. Речевая интонация./Б.В. Асафьев. М.- Л.: Музыка, 1965. 136 с.
6. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. / Б.В.Асафьев. - 2-е изд. - Л.: Музыка, 1973. - 144с.
7. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс./ Б.В.Асафьев. - 2-е изд. Л.: Музыка, 1971. - 376с.
8. Бабаева, Э.С. Психолого-педагогические особенности проектирования программ неформального образования./ Э.С.Бабаева// Мир науки, культуры, образования, 2013. - №3(40).
9. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Курс лекций./ Бабанский Ю.К. - М.:
Просвещение, 1988. - 478с.
10. Безрукова, В.С. Интеграционные процессы в теории и практике/
В.С.Безрукова - Екатеринбург, 1994. - 152с.
11. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб.пособие для студ.
высш. пед. учеб. заведений / А.С.Белкин. - М.: Издательский центр
«Академия», 2000. - 192 с.
12. Благонадежина Л. В. Эмоции и чувства / Л.В. Благонадёжина - М., 2010.-490 с.
13. Бершадский М.Е. Дидактические и психологические основания
образовательной технологии / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. - М.:
Педагогический поиск, 2003. - 256 с.
14. Блонский, П.П. Педология. / П.П.Блонский - М.: Владос, 2000. - 288с.
15. Бодина Е.А. Идеи музыкального образования: от Платона до Кабалевского / Е.А. Бодина. Моногр. ч.1 - М.: МГПУ, 2013. - 247с.
16. Бодина, Е.А. Формирование духовно-нравственной культуры личности. Учебно-методическое пособие. /Е.А.Бодина. - М.: МГПУ, 2013. - 76с.
17. Большой Энциклопедический Словарь - сборник электронных словарей. [Электронный ресурс] http://slovorus.ru/index.php?ID=25198&pg=0&w
18. Бондаренко, Т.И. Педагогическая импровизация в профессиональной деятельности учителя музыки: дисс.канд.пед.наук: 13.00.08 /
Т.И. Бондаренко. - М., 2007. - 178с.
19. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр. Учебно-методическое пособие. / Букатов В.М. Московский психолого-социальный институт. Издательство «Флинта», - М.: 2003, - 151 стр.
20. Булатова, О.С. Искусство современного урока: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С.Булатова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 256с.
21. Ванслов, В.В. Изобразительное искусство и музыка. / В.В.Ванслов - изд. 2-е, доп. - Л.: Художник РСФСР, 1983. - 400с.
22. Ванслов, В.В. К методологии анализа содержания и формы в искусстве / В.В.Ванслов, //Философия искусства в прошлом и настоящем. - М.: Искусство, 1981. - 280с.
23. В мире искусства. Словарь основных терминов по искусствознанию, эстетике, педагогике и психологии искусства. М.: Искусство в школе, 2001. - 381с.
24. Вольнов, В. Феномен музыки./ В.Вольнов. - Личный веб-сайт Вячеслава Вольнова. [Электронный ресурс] режим доступа URL: http://www.v- volnov.narod.ru/SmallWorks/PhenomenonOfMusic.htm
25. Восприятие музыки: сб. статей / под ред. В.Н.Максимова. - М.: Музыка, 1980. - 256с.
26.. Выготский Л.С. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили.
Антология гуманной педагогики.- 1996. - 224с.
27. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С.Выготский. - М.: Искусство,
1986. -572с.
28. Выготский, Л.С. Психология развития человека./ Л.С.Выготский. - М.: Смысл; Эксмо. - 2005. - 1136 с.
29. Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. Материалы VI международной научно-практической конференции; М.: РУДН, 18-19 апреля, 2013 / научн. ред. В.И.Казаренков. -М.: РУДН, 2013. - 806с
30. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика: в 4-х т. / Г.В.Ф.Гегель [общ.ред. М.Лифшица]. М.: Искусство, 1973. - т.4. - 675с.
31. Гербарт, И.Ф. Учебник психологии // Гербарт И.Ф. Психология. С. - Петербург: Изд. редакции журнала «Пантеон литературы», 1895, 278 с.
32. Горюнова, Л.В., Маслова, Л.П. Урок музыки - урок искусства. Книга для учителя./ Л.В.Горюнова, Л.П.Маслова. - М.: Педагогика, 1972. - 424с.
33. Грибкова, О.В. Теория и практика формирования профессионаной культуры педагога-музыканта: автореф. дис. д-ра пед.наук: 13.00.02 / Ольга Владимировна Грибкова. - М., 2010. - 44с.
34. Давыдкина В.В. Художественные знания, умения, навыки в
профессиональной деятельности педагога искусства: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Давыдкина Валентина Викторовна. - М., 2004. - 159с.
35. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. / В.В.Давыдов. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 480с.
36. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В.Давыдов - М.: Интор, 1996. - 544с.
37. Данилюк, А. Я. Три принципа организации образования / А.Я.Данилюк // Научно-педагогические школы Юга России: теория и история развития.
[Электронный ресурс]http: //rspu.edu.ru/university/publish/school s/2/6 .html
38. Ершова, А.П., Букатов, В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя /Ершова А.П., Букатов В.М. — 2-е изд., исп. и доп. — М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998. — 232 с.
39.Загвязинский, В.И. Методология и методика педагогического исследования. / В.И.Загвязинский. - М.: Педагогика, 1982. - 160с.
40.Затямина, Т.А. Музыкальная деятельность ребенка в пространстве педагогической реальности: моногр. /Затямина Т.А. - Волгоград: Изд-во ВГАПК РО, 2008.
41.Зверев, И.Д., Максимова, В.Н. Межпредметные связи в современной школе / И.Д. Зверев, В.Н.Максимова - М.: Педагогика, 1981. - 160с.
42.Зеленский, В. Словарь аналитической психологии / Национальная психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]
http: //www.vocabulary.ru/dictionary/11 /word/inte gracij a
43. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учебн. для студ. высш. учеб.заведений / А.Н.Зимина. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 304с.
44.Зись, А.Я. Философское мышление и художественное творчество. / А.Я. Зись. - М.: Искусство, 1987. - 255с.
45. 46.Ильенков, Э.В. Школа должна учить мыслить. / Э.В.Ильенков. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2002. - 112с.
47. Инновации в современном музыкально-художественном образовании:
Материалы международной научно-практической конференции «Инновации в современном музыкально-художественном образовании». Екатеринбург, 28 октября 2008г. / Гл.ред. - Е.Ю.Глазырина. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.- пед. ун-т, 2008. - 305с.
48. Инновационные технологии образовательной области «Искусство»:
Материалы педагогических чтений «Интеграция в художественной педагогике: методология, методы, технологии», 4-9 февр., 2002. - М., - 355с.
49. Информационные материалы Международной научно-практической
конференции «Информационные технологии в художественном
образовании». - Екатеринбург, 20-22 ноября 2007г./ Гл.ред. - Е.Ю.Глазырина. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.пед. ун-т, 2007. - 194с.
50. Кабалевский, Д.Б. Прекрасное побуждает доброе. / Д.Б.Кабалевский. - М.: Молодая гвардия, 1977. - 192с.
51. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя /
Д. Б. Кабалевский. М.: Просвещение, 1981. - 206 с.
52. Кабкова, Е.П. Художественное обобщение на занятиях искусством в школе. / Е.П.Кабкова. - М.: ИХО РАО, 2005. - 261с.
53. Казаренков В.И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников: Учеб.пособие. / В.И.Казаренков. - М.: Логос, 2003. - 96с.
54. Каптерев, П.Ф. Педагогика - наука или искусство?/ П.Ф.Каптерев // Избр. пед. соч., под ред. А.М.Арсеньева. - М.: Педагогика, 1982 - 704с.
55. Караковский, В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. / В.А.Караковский. - М. : Творческая педагогика, 1993. - 80с.
56. Кара-Мурза, С.Г. Потерянный разум / С.Г.Кара-Мурза [Электронный ресурс] режим доступа:http: //www.kara-murza.ru/books/Razum/Razum004.html
57. Кашекова, И.Э. Педагогические технологии построения интеграционного образовательного пространства школы средствами искусства: автореф. дис. д-ра пед.наук: 13.00.08 / Кашекова Ирина Эмильевна. - М., 2007. - 48с.
58. Кикель, П. В., Сороко, Э. М. Краткий энциклопедический словарь философских терминов/ П. В. Кикель, Э. М. Сороко. - 2-е изд. - Минск : БГПУ, 2008.- 266 с.
59. Коджаспирова, Г.М. История образования и педагогической мысли. / Г.М.Коджаспирова. - М.: Владос, 2003. - 223с.
60. Колесов, Д.В. За что судят побеждённых, или Совесть - это не химера! / Д.В.Колесов. [Электронный ресурс] Эл.журнал «Развитие личности», 2006г. Режим доступа:http://rl-online.ru/articles/rl02 06/534.html
61. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения./ Я.А.Коменский. - М.: Учпедгиз, 1955. - 297с.
62. Концепция развития дополнительного образования детей. [Электорнный резурс] http: //static. government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
63. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования: проект. М., 2009. [Электронный ресурс]
http://avkrasn.ru/article-1119.html
64. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе.// М.: Искусство в школе, 1991. - №1.
65. Копылова, А.В. Технология урока искусства (книга первая): Эссе на темы художественной педагогики. / А.В.Копылова. - М.: Тач Маркетинг, 2004. - 279с.
66. Коротеева, Е.И. Система развития способносоей младших школьников к художественно-творческой деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед.наук: 13.00. / Коротеева Елена Ивановна. - М., 2006. - 48с.
67. Краевский, В.В. Проблемы научного обоснования обучения.
Методологический анализ. / В.В.Краевский. - М.: Педагогика, 1977. - 264с.
68. Краевский, В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов- исследователей./ В.В.Краевский. Чебоксары: Издательство Чувашского университета, 2001. - 244с.
69. Краткий словарь современной педагогики. Сост. Т.Б. Санжиева, Ю.Г. Резникова, Т.К. Солодухина и др. Под.ред. Л.Н. Юмсуновой. Изд-е 2-е, перераб. доп.- Улан- Удэ.: Издательство Бурятского госуниверситета, 2001. - 100 с.
70. Кудрявцев, В.Т., Слободчиков, В.И., Школяр, Л.В. Культуросообразное
образование: концептуальные основания / В.Т. Кудрявцев,
В.И. Слободчиков, Л.В. Школяр // Известия Российской академии образования. - М., 2001. - №4.
71. Кучерук, И.В. Трасформация современного отечественного образования в контексте диалога культур России и США: автореф. дис. д-ра культурологи: 24.00.01/ Ирина Владимировна. - Саратов, 2011. [Электронный ресурс] режим доступа: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-kulturologiya/1Za8php.
72. Лао-Цзы. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили (Антология гуманной педагогики.- 2001. - 224с.
73. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н.Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304с.
74. Лихачёв, Б.Т. Философия воспитания. / Б.Т.Лихачёв. - М.: Прометей, 1995. - 282с.
75. Лосев, А.Ф. Музыка как предмет логики./ А.Ф.Лосев. Электронная
библиотека «Либ100» [Электронный ресурс]
http:ZZlib100.com/book/philosophiZmuzic logicZ
76. Лосев, А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. / А.Ф.Лосев. - М.: Искусство, 1976. - 363с.
77. Лосев, А.Ф. Философия имени/А.Ф.Лосев. // Бытие. Имя. Космос. - М.: Мысль. - 1993. - 961с.
78. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв. / Ю.М. Лотман. - М.: Гнозис, 1992. - 272с.
79. Лотман, Ю.М. Чему же учатся люди? (из выступления на открытии
русской гимназии при Тартуском университете, 1990) [Электронный ресурс] режим доступа: URL:
http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/LOTMAN/LOTMAN01 .HTM
80. Малый академический словарь. - М.: Институт русского языка Академии наук СССР Евгеньева А.П.
81. Медкова, Е.С. Возможности обогащения преподавания МХК методами гуманитарных наук./ Е.С.Медкова // Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы. (Ежегодник Института художественного образования РАО). - М., 2003.- 306с.
82. Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки. / В.В.Медушевский. М.:Композитор,1993. - 262с.
83. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки./В.В.Медушевский. - М.: Музыка, 1976. - 254с.
84. Мелик-Пашаев, А.А. Искусство в школе или тюрьма 12+?/ А.А. Мелик- Пашаев //Искусство в школе. - 2013. - № 2
85. Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н., Адаскина А.А., Чубук Н.Ф. Художественная одарённость детей, её выявление и развитие: методическое пособие / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, А.А. Адаскина, Н.Ф.Чубук. - Дубна: Феникс+, 2006. - 112с.
86. Методика преподавания предметов художественно-эстетического цикла на профильном и предпрофильном уровнях. Ежегодник НОУ «Школа XXI века». Вып. 7 - Отв. ред. Е.С.Медкова. - М.: 2008, - 110с.
87. Методологическая культура педагога-музыканта: учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений / Э.Б.Абдуллин, О.В.Ванилихина, Н.В.Морозова и др.: Под ред. Э.Б.Абдуллина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.
88. Мир искусства и мир детства: интеграция в современном художественном образовании детей /Е.А.Ермолинская, Е.П.Каюкова, Л.Г.Савенкова, Р.М.Чумичева; под общ.ред. Л.Г.Савенковой. - М.: ООО «ТИД 2Русское слово - РС», 0 2010. - 176с.
89. Модернизация содержания, методов и форм музыкального образования в современных условиях / Ред. - сост. Е.А.Бодина. - М.: МГПУ, 2009. - 246с.
90. Музыка и этика: Сборник материалов международной научно-практической конференции. - М.: МГПУ, 2008. - 170с.
91. Музыкальное искусство и педагогика на современном этапе развития: материалы международной научно-практической конференции / Ред. колл.: Е.А.Бодина, Е.Г.Артемова. - М.: МГПУ, 2011. - 284с.
92. Музыкальный энциклопедический словарь. / Гл.ред. Г.В.Келдыш. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 672с.
93. Мун, Л.Н. Синтез искусств в художественном образовании. / Л.Н.Мун.- М.: Издательский дом Российской академии образования, 2008. - 294с.
94. Назайкинский, Е.В. Логика музыкальной композиции./Е.В.Назайкинский. - М.: Музыка, 1982. - 319с.
95. Научные школы педагогики искусства в современном образовании: сборник научных трудов. - М.: ИХО РАО, 2012. - 308с.
96. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры (записки педагога) / Г.Г.Нейгауз. - М. Государственное музыкальное издательство, 1958. - 320с.
97. Николаева, Е.В. История музыкального образования: Древняя Русь: Конец X - середина XVII столетия: Учеб.пос. для студ. высш. учеб. заведений. / Е.В.Николаева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 208с.
98. Новейший философский словарь. Сост. и гл. н. ред. Грицанов А.А. 3-е изд., испр. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1280с.
99. Нравственное и патриотическое воспитание школьников и студентов в процессе музыкально-художественного образования: традиции и инновации. Материалы международной научно-практической конференции-съезда, состоявшейся 18-19 декабря 2006г. - М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2008. - 240с.
100. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С.Рапацевич - МН.: Современное слово, 2005, - 720с.
101. Педагогика искусства и интеграция: Материалы Международной конференции «Интеграция как методологический феномен художественного образования в изменяющейся России» - Москва, 29янв.-4февр. 2001г. - М.: ИХО РАО, 2001. - 440с.
102. Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания. Материалы I международной научной сессии (29 - 31 мая 2007г.) - в 2-х ч. - М.: ИХО РАО, 2007. - ч.1 - 224с., ч 2 - 228с.
103. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб.пособие. / Под ред. С.А.Смирнова. - М.: Академия, 1998. - 283с.
104. Педагогический словарь под ред. Г.М. Коджаспировой -М.: Академия, 2001, - 176с.
105. Платон. Антология гуманной педагогики. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. - 224с.
106. Пономарёв, Я.А. Психология творчества и педагогика. / Я.А.Пономарёв.
- М.: Педагогика, 1976. - 278с.
107. Программы дополнительного художественного образования детей / Ред.
- сост. Н.И.Кучер, Е.П.Кабкова. - М.: Просвещение, 2005. - 240с.
108. Развитие идей Д.Б.Кабалевского в современном музыкальном
образовании: Сборник материалов научно-практической конференции,
посвящённой 105-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского / Ред. коллегия: Е.А.Бодина, Е.Г. Артёмова. - М.: МГПУ, 2010 - 208с.
109. Реан, А.А. Психология подростка: учебник / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2003. - 432 с.
110. Роллан, Р. Собрание сочинений в 9-ти т./Р. Роллан. - М.: Правда, 1983. - 2 т. - 448 с.
111. Рубинштейн, Л.С. Основы общей психологии: в 2-х т. /С.Л.Рубинштейн.
- М.: Педагогика, 1989. -2 т. - 323с.
112. Слободчиков, В.И. О понятии образовательной среды в концепции
развивающего образования / В.И.Слободчиков. - М.: Экопсицентр
РОСС, 2000. - 230с.
113. Смотрова, Е.В. Интегративный подход к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве (на материале уроков музыки в школе) автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / СмотроваЕлена Владимировна. - М., 2014. -161 с.
114. Советский энциклопедический словарь./ Гл. ред. А.М.Прохоров. - 4-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 1600с.
115. Современные методы и технологии музыкального образования: Сборник материалов международной научно-практической конференции / Ред.колл.: Е.А.Бодина, Е.Г.Артемова. - М.: МГПУ, 2012. - 172с.
116. Современные проблемы педагогики искусства: Материалы научно-практической конференции, посвящённой памяти педагога и учёного Л.В.Горюновой / Ред.-сост. Е.А.Бодина. - М.: МГПУ, 2007. - 162с.
117. Сохор А. Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974.- С.78¬91.
118. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256с.
119. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др.
- М.: Флинта: Наука, 1998. - 336с.
120. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.Т. Теплов. М.: Наука, 2003. - 379с.
121. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании. /К.Д.
Ушинский [Электронный ресурс]
http://az.lib.ru/u/ushinskij_k_d/text_0050.shtml).
122. Философская энциклопедия [Электронный ресурс]
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc philosophy/3660/
123. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Подред.
A. А.Ивина, 2004 [Электронный ресурс]
http: //dic. academic. ru/dic. nsf/enc_philosophy/470/%D0%98%D0%A 1%D0%9A% D0% A3%D0%A1%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%9E
124. Философия образования: словарь. / Сост.: В.М.Кондратьев, М.И. Яскевич; под ред. Б.Н. Бессонова, В.М. Кондратьева. - М.: МГПУ, 2011. - 208с.
125. Холопова, В.Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм. /
B. Н.Холопова. - СПб.: Издательство «Лань», 2002. - 368с.
126. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы,
суждения, мнения. / Г.М. Цыпин. - М.: Интерпракс, 1994.- 384 с.
127. Шатковский, Г.И. Развитие музыкального слуха: методическая
разработка. / Г. И. Шатковский. - Москва: Амрита-Русь, 2010. - 196 с.
128. Шацкий, С.Т. Бодрая жизнь. / С.Т.Шацкий. Избранные пед. сочинения.- М.: Учпедгиз. - 1958. - 432с.
129. Школяр, В.А. Восприятие музыкальной классики как психолого-педагогическая проблема / В.А.Школяр. Методологическая сюита в шестнадцати частях на тему: «Научная школа Д.Б.Кабалевского в педагогике искусства». - М.: ИХО РАО, 2011. - 206с.
130. Школяр, Л.В. Гуманитарное пространство. / Международный альманах, т.1, Прилож.5, Музыка в системе развивающего обучения. Ч.2, - М., 2012. - 170с.
131. Школяр, Л.В. Интегративный курс по искусству - необходимость или дань моде?/ Л.В.Школяр // Современное музыкальное образование в свете развития идей Д.Б.Кабалевского. - М.: МГПУ, 2005.
132. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т.1 // Шопенгауэр А. О четверояком корне... Мир как воля и представление. Т.1. Критика кантовской философии. М., 1993. - 501с.
133. Эстетический опыт как источник активности творческого воображения в художественном образовании. Сборник научных трудов и материалов научно-практической конференции. Вып.1. / Под общ.ред. Л.П.Печко. - М., ИД «Секрет фирмы», 2004. - 135с.
134.Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы (Ежегодник Института художественного образования РАО). - М.: 2001.- 280с.
135. Юсов, Б.П.Современная концепция образовательной области
«Искусство». / Б.П.Юсов и др. // Виды искусства и их взаимодействие (пособие для учителя). - М.: ИХО РАО, 2001. - 211с.
136. Юсов, Б.П. Взаимосвязь культурологических факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство» / Юсов Б.П. Избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей. - М.: ИХО РАО. Компания Спутник, 2004 г. - 252 с.