ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ДМШ: ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД
|
Введение
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ
ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
1.1. Целостное представление о музыкальном искусстве как педагогическая проблема
1.2. Интеграция как методологическая категория в музыкальном образовании
1.3. Возможности интегративного подхода в формировании целостного представления о музыкальном искусстве
Выводы по первой главе
ГЛАВА II ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ В ДМШ
2.1. Отечественный и зарубежный опыт использования технологий интегрированного обучения в музыкальном образовании
2.2. Разработка методического обеспечения по
формированию целостного представления о музыкальном искусстве на основе интегративного подхода
2.3. Опытно-экспериментальная работа по апробации педагогического обеспечения по формированию у учащихся старших классов целостного представления о музыкальном искусстве
Выводы по второй главе
Заключение
Библиография
Приложения
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ
ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
1.1. Целостное представление о музыкальном искусстве как педагогическая проблема
1.2. Интеграция как методологическая категория в музыкальном образовании
1.3. Возможности интегративного подхода в формировании целостного представления о музыкальном искусстве
Выводы по первой главе
ГЛАВА II ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ В ДМШ
2.1. Отечественный и зарубежный опыт использования технологий интегрированного обучения в музыкальном образовании
2.2. Разработка методического обеспечения по
формированию целостного представления о музыкальном искусстве на основе интегративного подхода
2.3. Опытно-экспериментальная работа по апробации педагогического обеспечения по формированию у учащихся старших классов целостного представления о музыкальном искусстве
Выводы по второй главе
Заключение
Библиография
Приложения
Актуальность исследования.В условиях социально-экономических и политических преобразований, происходящих в последние годы в России и в мире, возникает необходимость углубленного анализа современного состояния и разработки новых форм организации и управления образовательной деятельностью. В связи с этим, в общественном понимании происходит осознание ценностного статуса дополнительного образования детей. Именно дополнительное образование обладает уникальными возможностями в плане воспитания и развития многогранной личности ребенка, удовлетворения ее интересов и стремления к творчеству,в вопросах формирования потребности к освоению культурно-исторического наследия.
О том, что сфера дополнительного образования должна стать «инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего», говорится в Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. [62].
В настоящее время можно утверждать, что в системе ДМШ решаются задачи всестороннего развития личности, происходит обновление содержания в соответствии с интересами детей и их родителей, а также осуществляется приобщение молодого поколения к общечеловеческим ценностям.
Целенаправленное педагогическое воздействие на формирование у учащихся знаний, развитие их умений и навыков, способствующих воспитанию целостного представления о музыкальном искусстве, приобретения ими личностного качества - свободного владения и преобразования всей имеющейся информации,является необходимым условием воспитания высокого уровня художественной культуры выпускника музыкальной школы, способного привносить социально значимый вклад в жизнь общества. К сожалению, подобные требования остались не реализованными в полной мере в современной образовательной практике ДМШ.
В педагогике искусства проблема целостности является одной из важных, в силу специфики природы искусства, воссоздающего человеческую жизнь в ее единстве. Предметная область теоретических дисциплин («Музыкальная литература» и «Сольфеджио») предполагает изучение музыкального искусства с разных сторон, требует обширных знаний по теории и истории музыки, подразумевает наличие способностей к восприятию, постижению и исполнению музыки, а также требует постоянного переосмысления художественного наследия с точки зрения современных взглядов на мир.
Степень изученности проблемы исследования.
Целостность как философская категория изучена и описана в трудах выдающихся философов (Аристотель,Г. Гегель,И. Кант, К. Маркс).
На протяжении столетий в философии(Аристотель, Л.Берталанфи, Г. Гегель, В.Гейзенберг, И. Кант, Н. Кузанский, Платон, Г. Спенсер, A. Эйнштейн и др.)сложились идеи о взаимной обусловленности целостности и интеграции. Философы рассматривают интеграцию как процесс формирования целостного на основе установления всеобщих связей, единства явлений и процессов окружающего мира.
Обоснованием теории интегрированного обучения занимались Л.Н. Бахарев, В.С. Безрукова, Н.И. Вьюнов, Г.И. Ибрагимов, И.Д. Зверев, Ю.С. Тюнников, В.Н. Максимов, Г.Ф. Федорец. Значимый вклад в разработку технологий интегрированного обучения внесли В.П. Беспалько,B. Ф. Башарин, М.В.Кларин, Б.Т.Лихачев, Г.К.Селевко, Д.В. Чернилевский, М.Чошанов и др. Идеи по реализации межпредметной интеграции в современных условиях разрабатывались в трудах Е.Б. Евладова, Л.П. Ильенко, Л.В. Занкова, Ю.М. Колягина.
Психологические механизмы интегрированного обучения и его влияние на развитие личности ребенка нашли отражение впсихолого- педагогических концепциях (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев, H.A. Менчинская, Ю.А. Самарин, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.).Разработаны концепции на основе социоцентрической модели педагогической интеграции (Т.И. Бакланова, Б.СБезрукова, М.Н. Берулава, И.Д. Зверев, В.Н. Максимова, Ю.С. Тюнников, Н.К. Чапаев и др.).
Проблема формирования целостного представления об искусстве выступала предметом исследования у представителей педагогической науки в области искусства А.А. Мелик-Пашаева, Е.В. Назайкинского, Б.М. Неменского, Е.М. Торшиловой, А.Н. Сохор, Б.П. Юсова и др.
С позиций полихудожественного подхода вслед за Б.П. Юсовым его последователями выделены некоторые специфические особенности интегрированного обучения средствами разных видов искусства, выявлены этапы, уровни и методы (Л.С. Вагинова, Л.В. Горюнова, Е.П. Кабкова, Л.П. Печко, Л.Г. Савенкова, Г.П. Шевченко, Н.П. Шишлянникова и др.).
Значимыми для нашего исследования явились работы, посвященные формированию целостного представления об искусстве Е.С. Медковой, Е.В. Смотровой, Н.С. Ширяевой, а также исследования, раскрывающие необходимость применения интегративного подхода в преподавании музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ (Е.Б. Журовой, Г.И. Шатковского).
Анализ научной литературы свидетельствует о том, что до настоящего времени специальных исследований, посвященных изучению проблемы формирования у учащихся ДМШ целостного представления о музыкальном искусстве на основе интегрированного обучения в учреждении дополнительного образования детей, не проводилось.
Направляющими ориентирами при разработке темы исследования послужили правовые законодательные документы: «Концепция развития дополнительного образования детей» от 4 сентября 2014 года, «Концепция развития детских школ искусств в Российской Федерации» (2013), Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 № 613н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”», «Основы государственной культурной политики» (2014 г.), содержащие определенные требования к воспитанию у учащихся целостного представления о мире, формированию их мировоззрения и жизненных приоритетов в условиях учреждений дополнительного образования детей.
Актуальность и целесообразность темы исследования обусловлена противоречием между необходимостью сформированности целостного представления о музыкальном искусстве у учащихся ДМШ и отсутствием педагогического обеспечения (учебных программ и методических разработок), позволяющих организовать данный процесс на основе интегративного подхода.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования,заключающуюся в научно-теоретическом обосновании процесса формирования целостного представления о музыкальном искусствена основе интегративного подхода и в разработке педагогического обеспечения по предметам теоретического цикла в рамках учреждения дополнительного образования детей, а именно в Детской музыкальной школе.
Тема настоящего исследования: «Формирование целостного представления о музыкальном искусстве у учащихся старших классов ДМШ: интегративный подход»
Объектом исследования является процесс формирования целостного представления о музыкальном искусстве в ДМШ.
Предмет исследования: педагогическое обеспечение организации процесса формирования целостного представления о музыкальном искусстве в учреждении дополнительного образования детей.
Целью исследования является выявление методолого-теоретических основ, способствующих формированию у учащихся целостного представления о музыкальном искусствена основе интегративного подхода, а также разработка и апробация педагогического обеспечения организации процесса обучения учащихся старших классов по музыкально-теоретическим предметам в ДМШ.
Исходя из цели, предмета и объекта исследования в работе поставлены следующие задачи:
• изучить литературу по проблеме исследования, уточнить сущностно- содержательную характеристику ключевых понятий исследования;
• выявить возможности интегративного подхода в формировании целостного представления о музыкальном искусстве;
• провести обзор отечественного и зарубежного опыта использования технологий интегрированного обучения в музыкальном образовании;
• разработать и апробировать педагогическое обеспечение по формированию целостного представления о музыкальном искусстве у учащихся старших классов ДМШ на основе интегрированного подхода.
Гипотеза исследования: целостное представление о музыкальном искусстве у учащихся старших классов ДМШ будет сформировано, если в процесс обучения по музыкально-теоретическим предметам будет включено специально разработанное педагогическое обеспечение на основе интегративного подхода.
Методологической основой исследования явились: теории о целостности (Аристотель, Платон, Ф. Бэкон, Дж. Локк); идеи применения интеграции в образовании (И.Ф. Гербарт, К.Д. Ушинский, Б.Г. Ананьев, Н.В. Бунаков, В.И. Водовозов, В.Я. Стоюнин и др.); принципы взаимосвязи теории и практики обучения, идеи о межпредметных связях (С.И. Архангельский, М.Н. Берулава, М.А. Данилов, Д.Б. Кабалевский др.); исследования о педагогических технологиях интегрированного обучения (В.П. Беспалько, Г.К. Селевко), концепции применения полихудожественного подхода в педагогике искусства (Б.М. Неменский, Л.Г. Савенкова, Н.А. Терентьева, Б.П. Юсов и др.).
Проведенное исследование базируются на комплексном использовании следующих методов исследования:
-теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, моделирование.
-эмпирические: наблюдение, беседы, изучение отчетной документации и материалов, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент, математическая обработка результатов исследования.
Организация и этапы исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось в МБУДО «Детская музыкальная школа №7 им. З.В. Хабибуллина» Вахитовского района г. Казани. Общее количество участников эксперимента составило 16 учащихся и 1 преподаватель.
Первый этап (2015-2016) включал проведение теоретического анализа психолого-педагогической, музыкально-педагогической литературы по рассматриваемой проблематике; изучение нормативных документов и рабочей документации; организацию эмпирического исследования по изучению практики формирования целостного представления о музыкальном искусстве; определении исходных методологических позиций и категориального аппарата исследования;разрабатывалась и конструировалась авторская технология.
На втором этапе(2016-2017) создавались методические материалы для учащихся; организация и проведение формирующего этапа эксперимента по экспериментальной апробации педагогического обеспечения; уточнялись теоретико-методические выводы.
Третий этап (2017-2018)включал организацию и проведение контрольного этапа эксперимента, обобщение полученных результатов эмпирического исследования; систематизацию материала, уточнение теоретико-методических выводов; оформление рукописи диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
-предложено определение: целостное представление о музыкальном искусстве - открытая, «живая» система развитого мышления человека, которая пребывает в непрерывном становлении и может выражаться в индивидуализированном варианте воспроизведения в сознании впечатлений от восприятия музыкального искусства, создании на основе синтеза предметных ЗУНов и личностного потенциала оригинального суждения и индивидуальной трактовки музыкального искусства;
-выявлена структура целостного представления о музыкальном искусстве в составе следующих компонентов: эмоционально-ценностного, личностного, когнитивного, деятельностного;
-разработано и теоретически обосновано применение интегративного подхода в формировании целостного представления о музыкальном искусстве у учащихся старших классов ДМШ;
- разработано педагогическое обеспечение в виде комплекта, включающего авторскую программу, примеры интегрированных уроков,комплекса контрольно-измерительных материалов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнена сущность ключевых понятий исследования; теоретически обосновано применение интегративного подхода в ДМШ,
охарактеризован опыт применения интегративного подхода в отечественной и зарубежной практике.
Практическая значимость исследования состоит в разработке педагогического обеспечения, включающего программу по предмету «Музыкальная литература», комплекта разработанных интегрированных уроков, комплекса контрольно-измерительных материалов. Материалы научно-исследовательской работы могут быть использованы в практической деятельности педагогов-музыкантов в учреждениях дополнительного образования детей (ДМШ и ДШИ).
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались:на итоговых научно-образовательных конференциях студентов Казанского федерального университета (Казань, 2016,2017,2018); на VI Международной научно-практической конференции «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» (Казань, 2017);
Всероссийском конкурсе студенческих научных работ в области искусства и художественного образования (Казань, 2017); на семинаре- практикуме преподавателей теоретических дисциплин «Интегрированные подходы в преподавании музыкально-теоретических дисциплин»(Казань, февраль 2018).
Результаты исследования отражены в 2 публикациях автора:
1. Столярова Н.А. Интегрированные подходы в преподавании предметов теоретического цикла в Детской музыкальной школе /Н.А. Столярова // Совершенствование педагогических технологий путем внедрения инноваций в сферу дополнительного образования детей художественной направленности: материалы Республиканской научно¬практической конференции ((Казань, ноябрь 2016 года) / отв. ред. О.В. Цыганова. - Казань: изд-во «РЦВР», 2016. - С. 44-46.
2. Столярова Н.А. Использование технологий интегрированного обучения на предметах теоретического цикла в ДМШ / Е.А. Дыганова,Н.А. Столярова // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: материалы VI Международной научно¬практической конференции (Казань, 20 октября 2017 года) / отв. ред.Н.В. Шириева. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2017. - С.67-71.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа, заключения, списка литературы и приложений.
О том, что сфера дополнительного образования должна стать «инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего», говорится в Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. [62].
В настоящее время можно утверждать, что в системе ДМШ решаются задачи всестороннего развития личности, происходит обновление содержания в соответствии с интересами детей и их родителей, а также осуществляется приобщение молодого поколения к общечеловеческим ценностям.
Целенаправленное педагогическое воздействие на формирование у учащихся знаний, развитие их умений и навыков, способствующих воспитанию целостного представления о музыкальном искусстве, приобретения ими личностного качества - свободного владения и преобразования всей имеющейся информации,является необходимым условием воспитания высокого уровня художественной культуры выпускника музыкальной школы, способного привносить социально значимый вклад в жизнь общества. К сожалению, подобные требования остались не реализованными в полной мере в современной образовательной практике ДМШ.
В педагогике искусства проблема целостности является одной из важных, в силу специфики природы искусства, воссоздающего человеческую жизнь в ее единстве. Предметная область теоретических дисциплин («Музыкальная литература» и «Сольфеджио») предполагает изучение музыкального искусства с разных сторон, требует обширных знаний по теории и истории музыки, подразумевает наличие способностей к восприятию, постижению и исполнению музыки, а также требует постоянного переосмысления художественного наследия с точки зрения современных взглядов на мир.
Степень изученности проблемы исследования.
Целостность как философская категория изучена и описана в трудах выдающихся философов (Аристотель,Г. Гегель,И. Кант, К. Маркс).
На протяжении столетий в философии(Аристотель, Л.Берталанфи, Г. Гегель, В.Гейзенберг, И. Кант, Н. Кузанский, Платон, Г. Спенсер, A. Эйнштейн и др.)сложились идеи о взаимной обусловленности целостности и интеграции. Философы рассматривают интеграцию как процесс формирования целостного на основе установления всеобщих связей, единства явлений и процессов окружающего мира.
Обоснованием теории интегрированного обучения занимались Л.Н. Бахарев, В.С. Безрукова, Н.И. Вьюнов, Г.И. Ибрагимов, И.Д. Зверев, Ю.С. Тюнников, В.Н. Максимов, Г.Ф. Федорец. Значимый вклад в разработку технологий интегрированного обучения внесли В.П. Беспалько,B. Ф. Башарин, М.В.Кларин, Б.Т.Лихачев, Г.К.Селевко, Д.В. Чернилевский, М.Чошанов и др. Идеи по реализации межпредметной интеграции в современных условиях разрабатывались в трудах Е.Б. Евладова, Л.П. Ильенко, Л.В. Занкова, Ю.М. Колягина.
Психологические механизмы интегрированного обучения и его влияние на развитие личности ребенка нашли отражение впсихолого- педагогических концепциях (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев, H.A. Менчинская, Ю.А. Самарин, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.).Разработаны концепции на основе социоцентрической модели педагогической интеграции (Т.И. Бакланова, Б.СБезрукова, М.Н. Берулава, И.Д. Зверев, В.Н. Максимова, Ю.С. Тюнников, Н.К. Чапаев и др.).
Проблема формирования целостного представления об искусстве выступала предметом исследования у представителей педагогической науки в области искусства А.А. Мелик-Пашаева, Е.В. Назайкинского, Б.М. Неменского, Е.М. Торшиловой, А.Н. Сохор, Б.П. Юсова и др.
С позиций полихудожественного подхода вслед за Б.П. Юсовым его последователями выделены некоторые специфические особенности интегрированного обучения средствами разных видов искусства, выявлены этапы, уровни и методы (Л.С. Вагинова, Л.В. Горюнова, Е.П. Кабкова, Л.П. Печко, Л.Г. Савенкова, Г.П. Шевченко, Н.П. Шишлянникова и др.).
Значимыми для нашего исследования явились работы, посвященные формированию целостного представления об искусстве Е.С. Медковой, Е.В. Смотровой, Н.С. Ширяевой, а также исследования, раскрывающие необходимость применения интегративного подхода в преподавании музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ (Е.Б. Журовой, Г.И. Шатковского).
Анализ научной литературы свидетельствует о том, что до настоящего времени специальных исследований, посвященных изучению проблемы формирования у учащихся ДМШ целостного представления о музыкальном искусстве на основе интегрированного обучения в учреждении дополнительного образования детей, не проводилось.
Направляющими ориентирами при разработке темы исследования послужили правовые законодательные документы: «Концепция развития дополнительного образования детей» от 4 сентября 2014 года, «Концепция развития детских школ искусств в Российской Федерации» (2013), Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 № 613н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”», «Основы государственной культурной политики» (2014 г.), содержащие определенные требования к воспитанию у учащихся целостного представления о мире, формированию их мировоззрения и жизненных приоритетов в условиях учреждений дополнительного образования детей.
Актуальность и целесообразность темы исследования обусловлена противоречием между необходимостью сформированности целостного представления о музыкальном искусстве у учащихся ДМШ и отсутствием педагогического обеспечения (учебных программ и методических разработок), позволяющих организовать данный процесс на основе интегративного подхода.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования,заключающуюся в научно-теоретическом обосновании процесса формирования целостного представления о музыкальном искусствена основе интегративного подхода и в разработке педагогического обеспечения по предметам теоретического цикла в рамках учреждения дополнительного образования детей, а именно в Детской музыкальной школе.
Тема настоящего исследования: «Формирование целостного представления о музыкальном искусстве у учащихся старших классов ДМШ: интегративный подход»
Объектом исследования является процесс формирования целостного представления о музыкальном искусстве в ДМШ.
Предмет исследования: педагогическое обеспечение организации процесса формирования целостного представления о музыкальном искусстве в учреждении дополнительного образования детей.
Целью исследования является выявление методолого-теоретических основ, способствующих формированию у учащихся целостного представления о музыкальном искусствена основе интегративного подхода, а также разработка и апробация педагогического обеспечения организации процесса обучения учащихся старших классов по музыкально-теоретическим предметам в ДМШ.
Исходя из цели, предмета и объекта исследования в работе поставлены следующие задачи:
• изучить литературу по проблеме исследования, уточнить сущностно- содержательную характеристику ключевых понятий исследования;
• выявить возможности интегративного подхода в формировании целостного представления о музыкальном искусстве;
• провести обзор отечественного и зарубежного опыта использования технологий интегрированного обучения в музыкальном образовании;
• разработать и апробировать педагогическое обеспечение по формированию целостного представления о музыкальном искусстве у учащихся старших классов ДМШ на основе интегрированного подхода.
Гипотеза исследования: целостное представление о музыкальном искусстве у учащихся старших классов ДМШ будет сформировано, если в процесс обучения по музыкально-теоретическим предметам будет включено специально разработанное педагогическое обеспечение на основе интегративного подхода.
Методологической основой исследования явились: теории о целостности (Аристотель, Платон, Ф. Бэкон, Дж. Локк); идеи применения интеграции в образовании (И.Ф. Гербарт, К.Д. Ушинский, Б.Г. Ананьев, Н.В. Бунаков, В.И. Водовозов, В.Я. Стоюнин и др.); принципы взаимосвязи теории и практики обучения, идеи о межпредметных связях (С.И. Архангельский, М.Н. Берулава, М.А. Данилов, Д.Б. Кабалевский др.); исследования о педагогических технологиях интегрированного обучения (В.П. Беспалько, Г.К. Селевко), концепции применения полихудожественного подхода в педагогике искусства (Б.М. Неменский, Л.Г. Савенкова, Н.А. Терентьева, Б.П. Юсов и др.).
Проведенное исследование базируются на комплексном использовании следующих методов исследования:
-теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, моделирование.
-эмпирические: наблюдение, беседы, изучение отчетной документации и материалов, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент, математическая обработка результатов исследования.
Организация и этапы исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось в МБУДО «Детская музыкальная школа №7 им. З.В. Хабибуллина» Вахитовского района г. Казани. Общее количество участников эксперимента составило 16 учащихся и 1 преподаватель.
Первый этап (2015-2016) включал проведение теоретического анализа психолого-педагогической, музыкально-педагогической литературы по рассматриваемой проблематике; изучение нормативных документов и рабочей документации; организацию эмпирического исследования по изучению практики формирования целостного представления о музыкальном искусстве; определении исходных методологических позиций и категориального аппарата исследования;разрабатывалась и конструировалась авторская технология.
На втором этапе(2016-2017) создавались методические материалы для учащихся; организация и проведение формирующего этапа эксперимента по экспериментальной апробации педагогического обеспечения; уточнялись теоретико-методические выводы.
Третий этап (2017-2018)включал организацию и проведение контрольного этапа эксперимента, обобщение полученных результатов эмпирического исследования; систематизацию материала, уточнение теоретико-методических выводов; оформление рукописи диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
-предложено определение: целостное представление о музыкальном искусстве - открытая, «живая» система развитого мышления человека, которая пребывает в непрерывном становлении и может выражаться в индивидуализированном варианте воспроизведения в сознании впечатлений от восприятия музыкального искусства, создании на основе синтеза предметных ЗУНов и личностного потенциала оригинального суждения и индивидуальной трактовки музыкального искусства;
-выявлена структура целостного представления о музыкальном искусстве в составе следующих компонентов: эмоционально-ценностного, личностного, когнитивного, деятельностного;
-разработано и теоретически обосновано применение интегративного подхода в формировании целостного представления о музыкальном искусстве у учащихся старших классов ДМШ;
- разработано педагогическое обеспечение в виде комплекта, включающего авторскую программу, примеры интегрированных уроков,комплекса контрольно-измерительных материалов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнена сущность ключевых понятий исследования; теоретически обосновано применение интегративного подхода в ДМШ,
охарактеризован опыт применения интегративного подхода в отечественной и зарубежной практике.
Практическая значимость исследования состоит в разработке педагогического обеспечения, включающего программу по предмету «Музыкальная литература», комплекта разработанных интегрированных уроков, комплекса контрольно-измерительных материалов. Материалы научно-исследовательской работы могут быть использованы в практической деятельности педагогов-музыкантов в учреждениях дополнительного образования детей (ДМШ и ДШИ).
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались:на итоговых научно-образовательных конференциях студентов Казанского федерального университета (Казань, 2016,2017,2018); на VI Международной научно-практической конференции «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» (Казань, 2017);
Всероссийском конкурсе студенческих научных работ в области искусства и художественного образования (Казань, 2017); на семинаре- практикуме преподавателей теоретических дисциплин «Интегрированные подходы в преподавании музыкально-теоретических дисциплин»(Казань, февраль 2018).
Результаты исследования отражены в 2 публикациях автора:
1. Столярова Н.А. Интегрированные подходы в преподавании предметов теоретического цикла в Детской музыкальной школе /Н.А. Столярова // Совершенствование педагогических технологий путем внедрения инноваций в сферу дополнительного образования детей художественной направленности: материалы Республиканской научно¬практической конференции ((Казань, ноябрь 2016 года) / отв. ред. О.В. Цыганова. - Казань: изд-во «РЦВР», 2016. - С. 44-46.
2. Столярова Н.А. Использование технологий интегрированного обучения на предметах теоретического цикла в ДМШ / Е.А. Дыганова,Н.А. Столярова // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: материалы VI Международной научно¬практической конференции (Казань, 20 октября 2017 года) / отв. ред.Н.В. Шириева. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2017. - С.67-71.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа, заключения, списка литературы и приложений.
В процессе написания исследовательской работы нами было изучены научные труды по темам, входящим в содержание диссертации. Анализ данных работ показал, что в области педагогической науки серьезные изменения затрагивают такие составляющие учебно-воспитательного процесса, как цель обучения, предметное содержание дисциплин, входящих в учебный план, методы и технологии обучения. А самое главное, относятся к субъекту образовательного процесса - ученику, у которого должно быть сформировано зрелое мышление и развиты способности к творчеству. Происходящие изменения в педагогической практике направлены на модернизацию всей образовательной системы и на формирование у обучающихся индивидуального мировоззрения и создание собственной картины мира. Все это позволит им активно действовать в стремительно меняющихся условиях современного социума.
На основе изучения научных трудов в области философии и психологии были рассмотрены ключевые понятия исследования (целостность, представления) и дана их сущностно-смысловая характеристика. В результате нами было сформулировано, что целостное представление о музыкальном искусстве - это открытая система развитого мышления человека, которая пребывает в непрерывном становлении и выражается в индивидуализированном варианте воспроизведения в сознании впечатлений от восприятия музыкального искусства, создании на основе синтеза предметных ЗУНов и личностного потенциала оригинального суждения и индивидуальной трактовки музыкального искусства.
Основываясь на результатах теоретического исследования, мы определили структуру целостного представления о музыкальном искусстве у учащихся ДМШ,состоящую из четырех взаимосвязанных компонентов: эмоционально-ценностного, когнитивного, личностного (уровень способностей и качеств личности), деятельностного (владение разнообразными видами музыкальной деятельности).
Интеграция, как методологическая категория в музыкальном образовании, была изучена с разных позиций и определены ее виды и типы. Отдельно рассмотрены виды интеграции, применяемые в образовательной практике ДМШ, а конкретно, в цикле теоретических предметов (на уроках сольфеджио и музыкальной литературе). Среди основных типов интеграции, особо следует выделить интеграцию содержания образования, интеграцию методов и приемов, а также межпредметные связи и межвидовую интеграцию.
В качестве основного подхода, способствующего формированию у учащихся старших классов ДМШ целостного представления о музыкальном искусстве, был рассмотрен интегративный подход, выявлены его возможности. В процессе обучения в ДМШ, именно интегративный подход выступает в качестве способа освоения музыкального искусства, так как музыка является и объектом познания и средством воспитания, и предполагает различные формы общения с ней.Опыт реализации интегративного подхода в ДМШ связан с разработкой различных интегрированных предметов и в создании интегрированных уроков.
Изучение отечественного и зарубежного музыкального образования позволяет сделать вывод, что и в России, и зарубежом накоплен огромный опыт применения интеграции в образовании. Музыкальные занятия в западных странах направлены на достижение учащимися личного результата, который может быть отражен в интеллектуальных и исполнительских умениях и навыках. В России процесс обучения долгое время превалировал над результатом, и уровень подготовки учеников не всегда был высоким. В настоящее время достижение высоких результатов в обучении требует поиска новых форм и методов, которые могут изменить ситуацию в лучшую сторону. Поэтому в системе, как общего, так и дополнительного образования используются технологии интегрированого обучения, которые призваны способствовать формированию у учащихся целостного представления о музыкальном искусстве. Большим подспорьем в этом процессе может стать создание педагогического обеспечения по предметам теоретического цикла.
В ходе проведения настоящего исследования нами было создано и оформлено педагогическое обеспечение, включающее программу по предмету «Музыкальная литература» с комплектом контрольно- измерительных материалов для учащихся 5-7 классов ДМШ и разработан ряд интегрированных уроков.
В процессе проведения опытно-экспериментальной работы по апробации педагогического обеспечения была доказана эффективность применения в образовательной практике ДМШ интегративного подхода, выраженного в проведении интегрированных уроков по предмету «Музыкальная литература», направленных на формирование у учащихся старших классов целостного представления о музыкальном искусстве. Результаты контрольного этапа показали, что у учащихся экспериментальной группы динамика составила от 10% до 20% относительно всех уровней, тогда как у учащихся контрольной группы всего от 3% до 16%. Предложенное педагогическое обеспечение может быть использовано в образовательной практике других Детских музыкальных школ.
На основе изучения научных трудов в области философии и психологии были рассмотрены ключевые понятия исследования (целостность, представления) и дана их сущностно-смысловая характеристика. В результате нами было сформулировано, что целостное представление о музыкальном искусстве - это открытая система развитого мышления человека, которая пребывает в непрерывном становлении и выражается в индивидуализированном варианте воспроизведения в сознании впечатлений от восприятия музыкального искусства, создании на основе синтеза предметных ЗУНов и личностного потенциала оригинального суждения и индивидуальной трактовки музыкального искусства.
Основываясь на результатах теоретического исследования, мы определили структуру целостного представления о музыкальном искусстве у учащихся ДМШ,состоящую из четырех взаимосвязанных компонентов: эмоционально-ценностного, когнитивного, личностного (уровень способностей и качеств личности), деятельностного (владение разнообразными видами музыкальной деятельности).
Интеграция, как методологическая категория в музыкальном образовании, была изучена с разных позиций и определены ее виды и типы. Отдельно рассмотрены виды интеграции, применяемые в образовательной практике ДМШ, а конкретно, в цикле теоретических предметов (на уроках сольфеджио и музыкальной литературе). Среди основных типов интеграции, особо следует выделить интеграцию содержания образования, интеграцию методов и приемов, а также межпредметные связи и межвидовую интеграцию.
В качестве основного подхода, способствующего формированию у учащихся старших классов ДМШ целостного представления о музыкальном искусстве, был рассмотрен интегративный подход, выявлены его возможности. В процессе обучения в ДМШ, именно интегративный подход выступает в качестве способа освоения музыкального искусства, так как музыка является и объектом познания и средством воспитания, и предполагает различные формы общения с ней.Опыт реализации интегративного подхода в ДМШ связан с разработкой различных интегрированных предметов и в создании интегрированных уроков.
Изучение отечественного и зарубежного музыкального образования позволяет сделать вывод, что и в России, и зарубежом накоплен огромный опыт применения интеграции в образовании. Музыкальные занятия в западных странах направлены на достижение учащимися личного результата, который может быть отражен в интеллектуальных и исполнительских умениях и навыках. В России процесс обучения долгое время превалировал над результатом, и уровень подготовки учеников не всегда был высоким. В настоящее время достижение высоких результатов в обучении требует поиска новых форм и методов, которые могут изменить ситуацию в лучшую сторону. Поэтому в системе, как общего, так и дополнительного образования используются технологии интегрированого обучения, которые призваны способствовать формированию у учащихся целостного представления о музыкальном искусстве. Большим подспорьем в этом процессе может стать создание педагогического обеспечения по предметам теоретического цикла.
В ходе проведения настоящего исследования нами было создано и оформлено педагогическое обеспечение, включающее программу по предмету «Музыкальная литература» с комплектом контрольно- измерительных материалов для учащихся 5-7 классов ДМШ и разработан ряд интегрированных уроков.
В процессе проведения опытно-экспериментальной работы по апробации педагогического обеспечения была доказана эффективность применения в образовательной практике ДМШ интегративного подхода, выраженного в проведении интегрированных уроков по предмету «Музыкальная литература», направленных на формирование у учащихся старших классов целостного представления о музыкальном искусстве. Результаты контрольного этапа показали, что у учащихся экспериментальной группы динамика составила от 10% до 20% относительно всех уровней, тогда как у учащихся контрольной группы всего от 3% до 16%. Предложенное педагогическое обеспечение может быть использовано в образовательной практике других Детских музыкальных школ.



