Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ 9
1.1 Развитие художественно-творческих способностей личности как
актуальная психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Народные художественные промыслы как средство развития
художественно-творческих способностей старшеклассников 17
1.3 Педагогические возможности искусства коклюшечного
кружевоплетение развития в развитии художественно-творческих способностей старшеклассников 25
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 35
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ИСКУССТВА НЫРТИНСКОГО КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ 37
2.1 Состояние современной практики по использованию народных промыслов в обучении старшеклассников 37
2.2 Разработка авторской программы по освоению искусства
коклюшечного кружевоплетения, направленная на развития художественно-творческих способностей старшеклассников 43
2.3 Описание опытно-экспериментальной работы и обобщение её результатов 53
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
Актуальность исследования.Современное состояние экономики в нашей стране привело к необходимости переосмыслить основные цели и задачи национального образования. Современное общество требует использования широкого спектра человеческих способностей, индивидуальных качеств развития личности.
Одно из первых мест среди задач образования принадлежит подготовке молодого поколения к творчеству. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно реагировать на них, необходимо активировать свой творческий потенциал, который базируется на творческом воображении.
Только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень врожденных творческих способностей обучающихся (М. Н. Скаткин, С.Т. Шацкий и др.). Развитие этих навыков должно начинаться на ранних этапах становления личности, с дошкольного и младшего школьного возраста.
Реализация личностно-ориентированного обучения и воспитания ребенка в современной педагогике заключается в поиске средств развития навыков мышления, связанных с творческой деятельностью ребенка, школа пытается искать пути гуманизации образования.
На наш взгляд, гуманизации образования является центральной позицией современного образовательного процесса, в котором есть конкретная личность и ее отношение к получаемым знаниям в процессе образования.
Суть гуманизации образования заключается в обеспечении личностно-направленного участия каждого ребенка в образовательном процессе. Только тогда, когда ребенок вовлечен в образовательный процесс не только умственно, но и эмоционально, он может более эффективно воспринимать образовательный процесс, привлекая в него и свой жизненный опыт.
Отметим, что в первую очередь гуманизация образования подчеркивает не ценность знаний, а значение личности и его уникальности, а человеческая уникальность, оригинальность, индивидуальность тесно связана с проблемой творчества.
Творчество требует нового видения, нового решения, нового подхода, т.е. готовности отказаться от привычных схем поведения, восприятия и мышления, готовность к самоизменению.
Художественно-творческие способности являются проявлением творческой деятельности, направленной на создание красоты в любой работе, выраженной в попытке максимально ясно отразить задуманное содержание и передать образ, объекты и явления. Началом развития таких способностей является творческое воображение.
Мы считаем, что способствуя проявлению индивидуальности человека, мы способствуем проявлению его творческих сил и творческого воображения как основы творческой личности.
В своих работах концепцию проблемного обучения рассматривали такие психологи, как И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М. И. Махмутов и т.д.
Механизм развития художественно-творческих способностей и воображения была подробно рассмотрена в трудах российский ученых (Л. С. Выготского, Р.М. Грановского, В. В. Давыдова, В. Н. Дружинина, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А.М. Матюшкина, С. Л. Рубинштейн и другие), а также в работах зарубежных психологов (Дж. Гилфорд, Т. Рибо, П. Торренс и т.д.).
Физиологические и нейрофизиологические основы творчества изучали И.П. Павлов, П.В. Симонов, B.C. Ротенберг, СМ. Бондаренко, П.И. Деннисон и др.
Развитие художественно-творческих способностей возможно на уроках изобразительного искусства и технологии посредством привлечения обучающихся к изучению народных промыслов.
Народное промыслы - это одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий, которые восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Народные промыслы России - это ремесла русских мастеров, технологии которых передавались из поколения в поколения.
Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы являются неоспоримо важными компонентами общей системы художественно-эстетического образования, способствующими эффективному развитию художественно-творческих способностей обучающихся.
Проблема исследования: каковы педагогические условия использования народных промыслов в развитии художественно-творческих способностей старшеклассников?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития художественно-творческих способностей старшеклассников средствами народных промыслов (на примере искусства ныртинского кружевоплетения).
Объект исследования: развитие художественно-творческих способностей старшеклассников средствами народных промыслов.
Предмет исследования: педагогические условия развития художественно-творческих способностей старшеклассников средствами искусства коклюшечного кружевоплетения.
В связи с этим были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по изучаемой проблеме и выявить сущность понятий «художественно-творческие способности», «воображение» и «творческое воображение».
2. Рассмотреть педагогические возможности искусства
коклюшечного кружевоплетения в развитии художественно-творческих способностей старшеклассников.
3. Выявить педагогические условия развития художественно- творческих способностей старшеклассников средствами народных промыслов (на примере ныртинского кружевоплетения) и определить их эффективность.
4. Разработать программу для старшеклассников по освоению искусства ныртинского кружевоплетения, осуществить ее апробацию и проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза исследования: развитие художественно-творческих способностей старшеклассников в процессе освоения народных промыслов (на примере коклюшечного кружевоплетения) будет эффективным, если:
- определить диагностический инструментарий по выявлению творческого потенциала старшеклассников в процессе изучения народных промыслов (ныртинского кружевоплетения);
- разработать программу по искусству ныртинского кружевоплетения в аспекте развития художественно-творческих способностей старшеклассников в соответствии с требованиями ФГОС 2-го поколения общего образования;
- реализовать технологии, формы, методы, приемы развития художественно-творческих способностей старшеклассника в процессе знакомства с народными промыслами (на примере ныртинского кружевоплетения).
Для решения поставленных задач в данной работе были использованы следующие методы:
• теоретический анализ и синтез научной психолого¬педагогической литературы по исследуемой проблеме, обобщение и конкретизация теоретических аспектов проблемы;
• эмпирические - метод наблюдения и метод беседы; педагогический эксперимент; методы математической и статистической обработки результатов исследования.
Теоретико-методологические основы исследования: при рассмотрении различных аспектов обозначенной проблемы мы опирались на основополагающие принципы отечественной и зарубежной науки о происхождении и развитии творческого воображения, творческой деятельности, художественно-творческих способностей, отраженных в работах Л.С. Выготского, Е.Е. Сапоговой, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, Е.В. Заики, Л.А. Венгера и др.
Этапы исследования:
На первом этапе (2016-2017г.) - было осуществлено изучение и теоретический анализ проблемы по научным источникам: психолого- педагогической, учебно-методической литературы по теме исследования, формулировка гипотезы исследования, определение цели и задач.
На втором этапе (2017-2018г.) - изучена история искусства ныртинского кружевоплетения и разработана авторская программа для старшеклассников по освоению искусства ныртинского кружевоплетения, проведен констатирующий этап эксперимента.
На третьем этапе (2018г.) - была проведена опытно-экспериментальная работа по проверке гипотезы исследования, апробация авторской программы по освоению ныртинского кружевоплетения в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №82 с углубленным изучением отдельных предметов им. Р.Г.Хасановой» Приволжского района г. Казани с учащимися 9-11 классов, проведены этапы формирующего и контрольного эксперимента, обработка исследования, уточнены теоретические и экспериментальные выводы.
Опытно-экспериментальная база исследования:
Исследование было проведено в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №82 с углубленным изучением отдельных предметов им. Р.Г.Хасановой» Приволжского района г. Казани (26 человек).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- дан исторический анализ развития ныртинского коклюшечного кружевоплетения, раскрыты приемы технологии плетения ныртинского кружевоплетения;
- разработана программа по искусству ныртинского кружевоплетения в аспекте развития художественно-творческих способностей старшеклассников в соответствии с требованиями ФГОС 2-го поколения общего образования.
Теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении педагогической науки в области художественного развития личности педагогическими условиями и методами формирования художественно-творческих способностей старшеклассников средствами народных художественных промыслов.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы педагогами искусства в практической деятельности общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования и студентами ссузов и вузов художественного направления.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования отражены в 3 публикациях; были представлены на научно-практических конференциях и творческих конкурсах, среди них:
- II Международная научно-практическая конференция «Сохранение художественно-исторической среды современного города как духовного фактора культуры» (Казань, 2016);
- XIVМеждународная научно-практическая конференция «Современные научные исследования: актуальные теории и концепции»(Москва, 2016);
- VI Международная научно-практическая конференция «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» в рамках «Международного саммита языков и культур» (Казань, 2017);
- Всероссийский студенческий фестиваль-конкурс «Наследие великих мастеров» (г. Грозный, Чеченская Республика, 2017).
Структура работы:введение, 2 главы, заключение, список литературы (56 источников), приложения.
Подводя итог проведенному исследованию, необходимо отметить, что многие исследователи говорят о том, что творческое воображение - есть процесс создания новых образов. Эта тенденция относится к воображению форм чувственного отражения. Другие исследователи считают, что творческое воображение создает не только новые чувственные образы, но и создает новые идеи.
Одной из особенностей, характерных для воображения, является то, что это не только способ мышления, но и чувственные данные. Воображение не может быть развито без мышления, но оно не может быть сведено только к логике и, как это предполагается - к преобразованию чувственного материала. Также следует отметить, что творческое воображение - это и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта. И это преобразование происходит в органическом единстве чувственного и рационального.
Творческое воображение как динамично развивающаяся структура личности характеризуется неповторимостью и когерентным сочетанием следующих личностных характеристик: творчество, творческая активность, творческая индивидуальность, инициатива, внося свой вклад в процесс формирования самоактуализации творческой личности.
Процесс активизации творчества зависит от установки учителя практически во всех видах деятельности. Мудрый, опытный мастер-педагог способен открыть в воспитаннике такие способности, о которых тот даже и не подозревал. Такие перспективы могут позитивно повлиять на процесс развития личности в дальнейшем.
Практика отечественной педагогики многие годы носила монологический характер, где целью педагогического воздействия было формирование определенных качеств личности, а сама личность рассматривалась как объект. Развивая выше рассмотренную проблему, можно заметить, что подобный подход не учитывает особенностей личности ученика. Иное дело, когда педагог относится к воспитаннику как к субъекту. Это качественно иной подход, который отвечает требованиям образования нового времени.
Изучение литературы по теме диссертации показало, что проблема развития художественно-творческих способностей старшеклассников средствами народных художественных промыслов (в частности, ныртинского коклюшечного кружевоплетения) ранее не являлась предметом специального исследования. Представление о народных художественных промыслах лишь как о средстве эстетического воспитания личности, на наш взгляд, является достаточно узким относительно еще не в полной мере изученного педагогического потенциала народного самобытного творчества. Противоречие между осознанием необходимости создания целостной системы развития художественно-творческих способностей старшеклассников средствами народных художественных промыслов и отсутствием концептуальных положений, функциональной модели профилизации образовательного процесса по данному направлению обусловило выбор темы исследования.
Нами была выбрана такая форма занятия как проведение внеурочных занятий кружковой формы (по народному промыслу коклюшечное кружевоплетение) для старшеклассников.
Повышение уровня художественно-творческих способностей старшеклассников проводилось через развитие их креативности во время занятий по коклюшечному кружевоплетению. Для реализации эксперимента была разработана авторская программа по освоению искусства ныртинского кружевоплетения, направленная на развитие художественно-творческих способностей старшеклассников «ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДИЗАЙНА ИЗДЕЛИЙ С ГАДЖЕТАМИ В ТЕХНИКЕ НЫРТИНСКОГО КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ».
Экспериментальное исследование проходило констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе были выявлены следующие результаты уровни художественно-творческих способностей респондентов: высокий уровень - 47%, средний уровень - 23% и низкий уровень - 30%. В контрольной группе с высоким уровнем креативных способностей было 47% старшеклассников, со средним - 30%, и с низким - 23% старшеклассников.
На формирующем этапе был проведен комплекс мероприятий (беседы и практикумы по коклюшечному кружевоплетению), с помощью него, через развития креативности, мы повышали уровень художественно-творческих способностей детей старшего школьного возраста.
Контрольный этап позволил отметить динамику изменений в уровне художественно-творческих способностей старшеклассников в экспериментальной группе - % старшеклассников с высоким уровнем творческих способностей увеличился на 32%. Низкий уровень уменьшился на 27%. Средний уровень уменьшился на 15%. Что подтвердило эффективность использования разработанного комплекса мероприятий в школе. Таким образом, занятия по народному промыслу (в частности, ныртинскому коклюшечному кружевоплетению) способны развивать креативность старшеклассников и уровень их художественно-творческих способностей.
1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М.: Моск. рабочий, 1973. 296 с.
2. Баранов Г.В. Научный метод: понятие, структура, функции. - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2011. - 220 с.
3. Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево, М.: Изобразительное искусство, 1982 г. - 272с.
4. Белозёрова И.Е., Блинова Л.И. Русское кружево. Школа плетения на коклюшках. - М.: РИПОЛ классик, 200. - 334 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.).- М.: «Просвещение», 1968. - 464 с.
6. Боно Э. де. Серьезное творческое мышление [пер. с англ.] Минск: Попурри, 2009. - 416 с.
7. Боровик, О. В. Развитие воображения. М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2012. 112с.
8. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Декоративное искусство Татарстана 1920-е - 1990-х годов Монография Издательство «Фон» Казань, 1995. - 190 с.
9. Векслер А.К. Коллаж в системе профессиональной подготовки художника-педагога: Дис.канд. пед. наук. С.-Петербург, 2011. - 278 с.
10. Давыдова С. А. Русское кружево и русские кружевницы :исслед. ист., техн. и стат. Софии Давыдовой. - Спб. : Тип. А.С. Суворина, 1892. - 163 с.
11. Давыдова С. А. Русское кружево. - С-Петербург: Г.У.З. и З. Отдел сельской экономии и сельскохозяйственной статистики, 1909. — 51 с.
12. Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования / Авт.-сост.: И.В.Хромова, М.С.Коган. - Новосибирск, 2003. - 44 с.
13. Дудецкий, А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск, 2014. — 153с.
14. Егупова Н. В. Использование народных промыслов в системе эстетического воспитания // Научные исследования в образовании. 2007. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-narodnyh-promyslov-v-sisteme- esteticheskogo-vospitaniya(дата обращения: 03.11.2017).
15. Ефимова Л.В. Русское кружево.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.- 244 с.
16. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. - 3е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 192 с.
17. Иванова А. А. Развитие творческого воображения старших школьников [Текст] / А. А. Иванова, Н. А. Шинкарева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 08 мая 2015 г.) — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 136-138.
18. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-4 кл.: авт.-сост. Т.Я. Шпикалова // Программы общеобразовательных учреждений России. - М.: Просвещение, 2007. - 163 с.
19. Каргин А.С. Народное художественное творчество. Структура, формы, свойства/ А.С. Каргин. - М.: АСТ - Искусство, 2005. - 206 с.
20. Кензо Танге. Архитектура и градостроительство / сост. У. Культерман ; пер. с нем. Т.А. Трояновской. М., 1978. - 252 с.
21. Кислов А.Б. О специфике научного метода // Известия Иркутской государственной экономической академии. Иркутск, 2014. - № 3. - С. 86-89.
22. Козлова А.Д. Изучение сформированности опыта творческой деятельности школьников в процессе обучения. - Красноярск, 2011.
23. Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания. Спецкурс. М.: Изд-во МГУ, 2012. - 80 с.
24. Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория : учеб. пособие для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей / Н. А. Ковешни¬кова. — 5-е изд., стер. - М. : Издательство «Омега-Л», 2009. -224 с.
25. Кравцова, Е.Е. Психологические особенности среднего школьного возраста/ Е.Е. Кравцова. - М.: Владос, 2005. - 286 с.
26. Лескова С.В. Особенности развития креативного потенциала школьников [Текст] / С.В. Лескова //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. -2011. - №.
3. - С. 185-188.
27. Маклаков, А. Г. Общая психология. М.: Знание, 2015. 592 с.
28. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. Заведений / В.С. Мухина. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 528 с.
29. Национальная доктрина образования в Российской Федерации// Вестник образования. - 2003. - С. 4-10
30. Немов Р. С. Психология. Книга I. — М.: Юрайт, 2016. - 726 с.
31. Обрезкова А. П. История развития Кружевоплетения в Казанской губернии (XIX- ХХвв.) / А. П. Обрезкова. - Казань: Астория, 2006. - 26 с.
32. Обрезкова А.П. Кружение кружева: мировые региональные традиции в развитии кружевоплетения. //Сохранение и развитие народных художественных промыслов в едином культурно-образовательном пространстве. Материалы докладов и выступлений участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Казань: 2013. - 303 с
33. Орлов А.Б. Человекоцентрированный подход в образовании, психотерапии, психологии. - Р-н/Д. - 2009. - 72 с.
34. Петрушина С.В. Изучение элементов русской народной культуры на уроках трудового обучения/ С.В. Петрушина // Средняя школа. - 2005. - С. 64-65
35. Скоробогатов В. А., Коновалова Л. И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. - М.: Союз, 2012. - 356с.
36. Подкорытов Г.А. О природе научного метода Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 2011. - 224 с.
37. Пути формирования творческого потенциала школьников // научные труды Чувашского гос. пед. ун-та. - Чебоксары: ИД «Среда», 2011. - 384 с.
38. Решетько В.С. Педагог как организатор педагогического воздействия // Основы вузовской педагогики / Под ред. Н. В. Кузьминой, И.
А.Уркина. -- Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1972. - 311 с.
39. Рибо Т. Психология внимания. - СПб: Типография Товарищества "Общественная польза", 1897. -96 стр.
40. Роджерс К, Фрейберг Д. Свобода учиться. - М.: Смысл, 2012. - 527 с.
41. Росман Д. Психология изобретательства.- М., 1931.- 55 с.
42. Симановский, А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников / А.Э. Симановский. - М. - Воронеж: МПСИ НПО «МОДЭК», 2003. - 364 с.
43. Слободчиков В.И. Педагогическая позиция Вятской гуманитарной гимназии/ «На улице свободы».-Москва - Киров. 2013. - С.43-47.
44. Слободчиков В.И, Исаев Е.И. Основы психологической
антропологии. Психология развития человека: Развитие субъектной
реальности в онтогенезе. - М.: Школьная пресса, 2011. - 416 с.
45. Соловьев Ю.А. Природная мастерская/ Ю.А. Соловьев // Коллекция идей. - 2008.- С. 38-41.
46. Стильные штучки из кружева. Лукашева Р.А.-М.:АСТ-ПРЕСС книга, 2005.-144 с.
47. Таджиев Ж. К. Дидактические особенности развития творческих способностей учащихся в процессе освоения народных художественных промыслов // Молодой ученый. — 2010. — №7. — С. 301-302.
48. Терехин Ю.Г. Педагогические условия управления эмоциональным состоянием учащихся в образовательном процессе. Автореф. дис. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2011. - 19 с.
49. Фалеева В.А. Русское плетеное кружево / Фалеева В.А. - М.: Книга по Требованию, 2012. -336 с.
50. Фролова Т.В. Индивидуальная поддержка школьников //Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. - М., 2012. - С. 219-233.
51. Хотунцев Ю.Л. Русская культура в образовательной области «Технология»/ Ю.Л. Хотунцев // Школа и производство. - 2005. - С.67-69
52. Храмышкина Р.Н. Педагогические условия развития художественно-творческой деятельности студентов: Автореф...канд.пед.наук. - М.,2014. - 16 с.
53 Черноградский И. И. / М-во образования Респ. Саха (Якутия), Ин-т повышения квалификации работников образования Респ. Саха (Якутия); сост.: Соловьева С. И., Дьячкова С. П. Якутск: Изд-во ИПКРО, 2004. - 24 с.
54. Энгельмейер П.К. Теория творчества / П.К. Энгельмейер. - 2-е изд. - М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 208 с.
55. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. - М: Сентябрь, 2013. - 176 с.
56. Яговкина М.А. Развитие эврологического мышления: рекомендации для учителей начальных классов / М.А. Яговкина. - Глазов: Изд-во Экспресс, 2007. - 80 с.
57. Яковлева Е.А. Развитие творческого потенциала у школьников среднего возраста / Е.А. Яковлева // Вопросы психологии. -2006. - С. 28-32.