РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ
|
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ 9
1.1 Развитие художественно-творческих способностей личности как
актуальная психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Народные художественные промыслы как средство развития
художественно-творческих способностей старшеклассников 17
1.3 Педагогические возможности искусства коклюшечного
кружевоплетение развития в развитии художественно-творческих способностей старшеклассников 25
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 35
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ИСКУССТВА НЫРТИНСКОГО КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ 37
2.1 Состояние современной практики по использованию народных промыслов в обучении старшеклассников 37
2.2 Разработка авторской программы по освоению искусства
коклюшечного кружевоплетения, направленная на развития художественно-творческих способностей старшеклассников 43
2.3 Описание опытно-экспериментальной работы и обобщение её результатов 53
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ 9
1.1 Развитие художественно-творческих способностей личности как
актуальная психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Народные художественные промыслы как средство развития
художественно-творческих способностей старшеклассников 17
1.3 Педагогические возможности искусства коклюшечного
кружевоплетение развития в развитии художественно-творческих способностей старшеклассников 25
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 35
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ИСКУССТВА НЫРТИНСКОГО КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ 37
2.1 Состояние современной практики по использованию народных промыслов в обучении старшеклассников 37
2.2 Разработка авторской программы по освоению искусства
коклюшечного кружевоплетения, направленная на развития художественно-творческих способностей старшеклассников 43
2.3 Описание опытно-экспериментальной работы и обобщение её результатов 53
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
Актуальность исследования.Современное состояние экономики в нашей стране привело к необходимости переосмыслить основные цели и задачи национального образования. Современное общество требует использования широкого спектра человеческих способностей, индивидуальных качеств развития личности.
Одно из первых мест среди задач образования принадлежит подготовке молодого поколения к творчеству. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно реагировать на них, необходимо активировать свой творческий потенциал, который базируется на творческом воображении.
Только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень врожденных творческих способностей обучающихся (М. Н. Скаткин, С.Т. Шацкий и др.). Развитие этих навыков должно начинаться на ранних этапах становления личности, с дошкольного и младшего школьного возраста.
Реализация личностно-ориентированного обучения и воспитания ребенка в современной педагогике заключается в поиске средств развития навыков мышления, связанных с творческой деятельностью ребенка, школа пытается искать пути гуманизации образования.
На наш взгляд, гуманизации образования является центральной позицией современного образовательного процесса, в котором есть конкретная личность и ее отношение к получаемым знаниям в процессе образования.
Суть гуманизации образования заключается в обеспечении личностно-направленного участия каждого ребенка в образовательном процессе. Только тогда, когда ребенок вовлечен в образовательный процесс не только умственно, но и эмоционально, он может более эффективно воспринимать образовательный процесс, привлекая в него и свой жизненный опыт.
Отметим, что в первую очередь гуманизация образования подчеркивает не ценность знаний, а значение личности и его уникальности, а человеческая уникальность, оригинальность, индивидуальность тесно связана с проблемой творчества.
Творчество требует нового видения, нового решения, нового подхода, т.е. готовности отказаться от привычных схем поведения, восприятия и мышления, готовность к самоизменению.
Художественно-творческие способности являются проявлением творческой деятельности, направленной на создание красоты в любой работе, выраженной в попытке максимально ясно отразить задуманное содержание и передать образ, объекты и явления. Началом развития таких способностей является творческое воображение.
Мы считаем, что способствуя проявлению индивидуальности человека, мы способствуем проявлению его творческих сил и творческого воображения как основы творческой личности.
В своих работах концепцию проблемного обучения рассматривали такие психологи, как И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М. И. Махмутов и т.д.
Механизм развития художественно-творческих способностей и воображения была подробно рассмотрена в трудах российский ученых (Л. С. Выготского, Р.М. Грановского, В. В. Давыдова, В. Н. Дружинина, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А.М. Матюшкина, С. Л. Рубинштейн и другие), а также в работах зарубежных психологов (Дж. Гилфорд, Т. Рибо, П. Торренс и т.д.).
Физиологические и нейрофизиологические основы творчества изучали И.П. Павлов, П.В. Симонов, B.C. Ротенберг, СМ. Бондаренко, П.И. Деннисон и др.
Развитие художественно-творческих способностей возможно на уроках изобразительного искусства и технологии посредством привлечения обучающихся к изучению народных промыслов.
Народное промыслы - это одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий, которые восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Народные промыслы России - это ремесла русских мастеров, технологии которых передавались из поколения в поколения.
Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы являются неоспоримо важными компонентами общей системы художественно-эстетического образования, способствующими эффективному развитию художественно-творческих способностей обучающихся.
Проблема исследования: каковы педагогические условия использования народных промыслов в развитии художественно-творческих способностей старшеклассников?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития художественно-творческих способностей старшеклассников средствами народных промыслов (на примере искусства ныртинского кружевоплетения).
Объект исследования: развитие художественно-творческих способностей старшеклассников средствами народных промыслов.
Предмет исследования: педагогические условия развития художественно-творческих способностей старшеклассников средствами искусства коклюшечного кружевоплетения.
В связи с этим были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по изучаемой проблеме и выявить сущность понятий «художественно-творческие способности», «воображение» и «творческое воображение».
2. Рассмотреть педагогические возможности искусства
коклюшечного кружевоплетения в развитии художественно-творческих способностей старшеклассников.
3. Выявить педагогические условия развития художественно- творческих способностей старшеклассников средствами народных промыслов (на примере ныртинского кружевоплетения) и определить их эффективность.
4. Разработать программу для старшеклассников по освоению искусства ныртинского кружевоплетения, осуществить ее апробацию и проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза исследования: развитие художественно-творческих способностей старшеклассников в процессе освоения народных промыслов (на примере коклюшечного кружевоплетения) будет эффективным, если:
- определить диагностический инструментарий по выявлению творческого потенциала старшеклассников в процессе изучения народных промыслов (ныртинского кружевоплетения);
- разработать программу по искусству ныртинского кружевоплетения в аспекте развития художественно-творческих способностей старшеклассников в соответствии с требованиями ФГОС 2-го поколения общего образования;
- реализовать технологии, формы, методы, приемы развития художественно-творческих способностей старшеклассника в процессе знакомства с народными промыслами (на примере ныртинского кружевоплетения).
Для решения поставленных задач в данной работе были использованы следующие методы:
• теоретический анализ и синтез научной психолого¬педагогической литературы по исследуемой проблеме, обобщение и конкретизация теоретических аспектов проблемы;
• эмпирические - метод наблюдения и метод беседы; педагогический эксперимент; методы математической и статистической обработки результатов исследования.
Теоретико-методологические основы исследования: при рассмотрении различных аспектов обозначенной проблемы мы опирались на основополагающие принципы отечественной и зарубежной науки о происхождении и развитии творческого воображения, творческой деятельности, художественно-творческих способностей, отраженных в работах Л.С. Выготского, Е.Е. Сапоговой, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, Е.В. Заики, Л.А. Венгера и др.
Этапы исследования:
На первом этапе (2016-2017г.) - было осуществлено изучение и теоретический анализ проблемы по научным источникам: психолого- педагогической, учебно-методической литературы по теме исследования, формулировка гипотезы исследования, определение цели и задач.
На втором этапе (2017-2018г.) - изучена история искусства ныртинского кружевоплетения и разработана авторская программа для старшеклассников по освоению искусства ныртинского кружевоплетения, проведен констатирующий этап эксперимента.
На третьем этапе (2018г.) - была проведена опытно-экспериментальная работа по проверке гипотезы исследования, апробация авторской программы по освоению ныртинского кружевоплетения в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №82 с углубленным изучением отдельных предметов им. Р.Г.Хасановой» Приволжского района г. Казани с учащимися 9-11 классов, проведены этапы формирующего и контрольного эксперимента, обработка исследования, уточнены теоретические и экспериментальные выводы.
Опытно-экспериментальная база исследования:
Исследование было проведено в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №82 с углубленным изучением отдельных предметов им. Р.Г.Хасановой» Приволжского района г. Казани (26 человек).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- дан исторический анализ развития ныртинского коклюшечного кружевоплетения, раскрыты приемы технологии плетения ныртинского кружевоплетения;
- разработана программа по искусству ныртинского кружевоплетения в аспекте развития художественно-творческих способностей старшеклассников в соответствии с требованиями ФГОС 2-го поколения общего образования.
Теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении педагогической науки в области художественного развития личности педагогическими условиями и методами формирования художественно-творческих способностей старшеклассников средствами народных художественных промыслов.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы педагогами искусства в практической деятельности общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования и студентами ссузов и вузов художественного направления.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования отражены в 3 публикациях; были представлены на научно-практических конференциях и творческих конкурсах, среди них:
- II Международная научно-практическая конференция «Сохранение художественно-исторической среды современного города как духовного фактора культуры» (Казань, 2016);
- XIVМеждународная научно-практическая конференция «Современные научные исследования: актуальные теории и концепции»(Москва, 2016);
- VI Международная научно-практическая конференция «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» в рамках «Международного саммита языков и культур» (Казань, 2017);
- Всероссийский студенческий фестиваль-конкурс «Наследие великих мастеров» (г. Грозный, Чеченская Республика, 2017).
Структура работы:введение, 2 главы, заключение, список литературы (56 источников), приложения.
Одно из первых мест среди задач образования принадлежит подготовке молодого поколения к творчеству. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно реагировать на них, необходимо активировать свой творческий потенциал, который базируется на творческом воображении.
Только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень врожденных творческих способностей обучающихся (М. Н. Скаткин, С.Т. Шацкий и др.). Развитие этих навыков должно начинаться на ранних этапах становления личности, с дошкольного и младшего школьного возраста.
Реализация личностно-ориентированного обучения и воспитания ребенка в современной педагогике заключается в поиске средств развития навыков мышления, связанных с творческой деятельностью ребенка, школа пытается искать пути гуманизации образования.
На наш взгляд, гуманизации образования является центральной позицией современного образовательного процесса, в котором есть конкретная личность и ее отношение к получаемым знаниям в процессе образования.
Суть гуманизации образования заключается в обеспечении личностно-направленного участия каждого ребенка в образовательном процессе. Только тогда, когда ребенок вовлечен в образовательный процесс не только умственно, но и эмоционально, он может более эффективно воспринимать образовательный процесс, привлекая в него и свой жизненный опыт.
Отметим, что в первую очередь гуманизация образования подчеркивает не ценность знаний, а значение личности и его уникальности, а человеческая уникальность, оригинальность, индивидуальность тесно связана с проблемой творчества.
Творчество требует нового видения, нового решения, нового подхода, т.е. готовности отказаться от привычных схем поведения, восприятия и мышления, готовность к самоизменению.
Художественно-творческие способности являются проявлением творческой деятельности, направленной на создание красоты в любой работе, выраженной в попытке максимально ясно отразить задуманное содержание и передать образ, объекты и явления. Началом развития таких способностей является творческое воображение.
Мы считаем, что способствуя проявлению индивидуальности человека, мы способствуем проявлению его творческих сил и творческого воображения как основы творческой личности.
В своих работах концепцию проблемного обучения рассматривали такие психологи, как И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М. И. Махмутов и т.д.
Механизм развития художественно-творческих способностей и воображения была подробно рассмотрена в трудах российский ученых (Л. С. Выготского, Р.М. Грановского, В. В. Давыдова, В. Н. Дружинина, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А.М. Матюшкина, С. Л. Рубинштейн и другие), а также в работах зарубежных психологов (Дж. Гилфорд, Т. Рибо, П. Торренс и т.д.).
Физиологические и нейрофизиологические основы творчества изучали И.П. Павлов, П.В. Симонов, B.C. Ротенберг, СМ. Бондаренко, П.И. Деннисон и др.
Развитие художественно-творческих способностей возможно на уроках изобразительного искусства и технологии посредством привлечения обучающихся к изучению народных промыслов.
Народное промыслы - это одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий, которые восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Народные промыслы России - это ремесла русских мастеров, технологии которых передавались из поколения в поколения.
Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы являются неоспоримо важными компонентами общей системы художественно-эстетического образования, способствующими эффективному развитию художественно-творческих способностей обучающихся.
Проблема исследования: каковы педагогические условия использования народных промыслов в развитии художественно-творческих способностей старшеклассников?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития художественно-творческих способностей старшеклассников средствами народных промыслов (на примере искусства ныртинского кружевоплетения).
Объект исследования: развитие художественно-творческих способностей старшеклассников средствами народных промыслов.
Предмет исследования: педагогические условия развития художественно-творческих способностей старшеклассников средствами искусства коклюшечного кружевоплетения.
В связи с этим были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по изучаемой проблеме и выявить сущность понятий «художественно-творческие способности», «воображение» и «творческое воображение».
2. Рассмотреть педагогические возможности искусства
коклюшечного кружевоплетения в развитии художественно-творческих способностей старшеклассников.
3. Выявить педагогические условия развития художественно- творческих способностей старшеклассников средствами народных промыслов (на примере ныртинского кружевоплетения) и определить их эффективность.
4. Разработать программу для старшеклассников по освоению искусства ныртинского кружевоплетения, осуществить ее апробацию и проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза исследования: развитие художественно-творческих способностей старшеклассников в процессе освоения народных промыслов (на примере коклюшечного кружевоплетения) будет эффективным, если:
- определить диагностический инструментарий по выявлению творческого потенциала старшеклассников в процессе изучения народных промыслов (ныртинского кружевоплетения);
- разработать программу по искусству ныртинского кружевоплетения в аспекте развития художественно-творческих способностей старшеклассников в соответствии с требованиями ФГОС 2-го поколения общего образования;
- реализовать технологии, формы, методы, приемы развития художественно-творческих способностей старшеклассника в процессе знакомства с народными промыслами (на примере ныртинского кружевоплетения).
Для решения поставленных задач в данной работе были использованы следующие методы:
• теоретический анализ и синтез научной психолого¬педагогической литературы по исследуемой проблеме, обобщение и конкретизация теоретических аспектов проблемы;
• эмпирические - метод наблюдения и метод беседы; педагогический эксперимент; методы математической и статистической обработки результатов исследования.
Теоретико-методологические основы исследования: при рассмотрении различных аспектов обозначенной проблемы мы опирались на основополагающие принципы отечественной и зарубежной науки о происхождении и развитии творческого воображения, творческой деятельности, художественно-творческих способностей, отраженных в работах Л.С. Выготского, Е.Е. Сапоговой, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, Е.В. Заики, Л.А. Венгера и др.
Этапы исследования:
На первом этапе (2016-2017г.) - было осуществлено изучение и теоретический анализ проблемы по научным источникам: психолого- педагогической, учебно-методической литературы по теме исследования, формулировка гипотезы исследования, определение цели и задач.
На втором этапе (2017-2018г.) - изучена история искусства ныртинского кружевоплетения и разработана авторская программа для старшеклассников по освоению искусства ныртинского кружевоплетения, проведен констатирующий этап эксперимента.
На третьем этапе (2018г.) - была проведена опытно-экспериментальная работа по проверке гипотезы исследования, апробация авторской программы по освоению ныртинского кружевоплетения в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №82 с углубленным изучением отдельных предметов им. Р.Г.Хасановой» Приволжского района г. Казани с учащимися 9-11 классов, проведены этапы формирующего и контрольного эксперимента, обработка исследования, уточнены теоретические и экспериментальные выводы.
Опытно-экспериментальная база исследования:
Исследование было проведено в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №82 с углубленным изучением отдельных предметов им. Р.Г.Хасановой» Приволжского района г. Казани (26 человек).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- дан исторический анализ развития ныртинского коклюшечного кружевоплетения, раскрыты приемы технологии плетения ныртинского кружевоплетения;
- разработана программа по искусству ныртинского кружевоплетения в аспекте развития художественно-творческих способностей старшеклассников в соответствии с требованиями ФГОС 2-го поколения общего образования.
Теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении педагогической науки в области художественного развития личности педагогическими условиями и методами формирования художественно-творческих способностей старшеклассников средствами народных художественных промыслов.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы педагогами искусства в практической деятельности общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования и студентами ссузов и вузов художественного направления.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования отражены в 3 публикациях; были представлены на научно-практических конференциях и творческих конкурсах, среди них:
- II Международная научно-практическая конференция «Сохранение художественно-исторической среды современного города как духовного фактора культуры» (Казань, 2016);
- XIVМеждународная научно-практическая конференция «Современные научные исследования: актуальные теории и концепции»(Москва, 2016);
- VI Международная научно-практическая конференция «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» в рамках «Международного саммита языков и культур» (Казань, 2017);
- Всероссийский студенческий фестиваль-конкурс «Наследие великих мастеров» (г. Грозный, Чеченская Республика, 2017).
Структура работы:введение, 2 главы, заключение, список литературы (56 источников), приложения.
Подводя итог проведенному исследованию, необходимо отметить, что многие исследователи говорят о том, что творческое воображение - есть процесс создания новых образов. Эта тенденция относится к воображению форм чувственного отражения. Другие исследователи считают, что творческое воображение создает не только новые чувственные образы, но и создает новые идеи.
Одной из особенностей, характерных для воображения, является то, что это не только способ мышления, но и чувственные данные. Воображение не может быть развито без мышления, но оно не может быть сведено только к логике и, как это предполагается - к преобразованию чувственного материала. Также следует отметить, что творческое воображение - это и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта. И это преобразование происходит в органическом единстве чувственного и рационального.
Творческое воображение как динамично развивающаяся структура личности характеризуется неповторимостью и когерентным сочетанием следующих личностных характеристик: творчество, творческая активность, творческая индивидуальность, инициатива, внося свой вклад в процесс формирования самоактуализации творческой личности.
Процесс активизации творчества зависит от установки учителя практически во всех видах деятельности. Мудрый, опытный мастер-педагог способен открыть в воспитаннике такие способности, о которых тот даже и не подозревал. Такие перспективы могут позитивно повлиять на процесс развития личности в дальнейшем.
Практика отечественной педагогики многие годы носила монологический характер, где целью педагогического воздействия было формирование определенных качеств личности, а сама личность рассматривалась как объект. Развивая выше рассмотренную проблему, можно заметить, что подобный подход не учитывает особенностей личности ученика. Иное дело, когда педагог относится к воспитаннику как к субъекту. Это качественно иной подход, который отвечает требованиям образования нового времени.
Изучение литературы по теме диссертации показало, что проблема развития художественно-творческих способностей старшеклассников средствами народных художественных промыслов (в частности, ныртинского коклюшечного кружевоплетения) ранее не являлась предметом специального исследования. Представление о народных художественных промыслах лишь как о средстве эстетического воспитания личности, на наш взгляд, является достаточно узким относительно еще не в полной мере изученного педагогического потенциала народного самобытного творчества. Противоречие между осознанием необходимости создания целостной системы развития художественно-творческих способностей старшеклассников средствами народных художественных промыслов и отсутствием концептуальных положений, функциональной модели профилизации образовательного процесса по данному направлению обусловило выбор темы исследования.
Нами была выбрана такая форма занятия как проведение внеурочных занятий кружковой формы (по народному промыслу коклюшечное кружевоплетение) для старшеклассников.
Повышение уровня художественно-творческих способностей старшеклассников проводилось через развитие их креативности во время занятий по коклюшечному кружевоплетению. Для реализации эксперимента была разработана авторская программа по освоению искусства ныртинского кружевоплетения, направленная на развитие художественно-творческих способностей старшеклассников «ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДИЗАЙНА ИЗДЕЛИЙ С ГАДЖЕТАМИ В ТЕХНИКЕ НЫРТИНСКОГО КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ».
Экспериментальное исследование проходило констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе были выявлены следующие результаты уровни художественно-творческих способностей респондентов: высокий уровень - 47%, средний уровень - 23% и низкий уровень - 30%. В контрольной группе с высоким уровнем креативных способностей было 47% старшеклассников, со средним - 30%, и с низким - 23% старшеклассников.
На формирующем этапе был проведен комплекс мероприятий (беседы и практикумы по коклюшечному кружевоплетению), с помощью него, через развития креативности, мы повышали уровень художественно-творческих способностей детей старшего школьного возраста.
Контрольный этап позволил отметить динамику изменений в уровне художественно-творческих способностей старшеклассников в экспериментальной группе - % старшеклассников с высоким уровнем творческих способностей увеличился на 32%. Низкий уровень уменьшился на 27%. Средний уровень уменьшился на 15%. Что подтвердило эффективность использования разработанного комплекса мероприятий в школе. Таким образом, занятия по народному промыслу (в частности, ныртинскому коклюшечному кружевоплетению) способны развивать креативность старшеклассников и уровень их художественно-творческих способностей.
Одной из особенностей, характерных для воображения, является то, что это не только способ мышления, но и чувственные данные. Воображение не может быть развито без мышления, но оно не может быть сведено только к логике и, как это предполагается - к преобразованию чувственного материала. Также следует отметить, что творческое воображение - это и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта. И это преобразование происходит в органическом единстве чувственного и рационального.
Творческое воображение как динамично развивающаяся структура личности характеризуется неповторимостью и когерентным сочетанием следующих личностных характеристик: творчество, творческая активность, творческая индивидуальность, инициатива, внося свой вклад в процесс формирования самоактуализации творческой личности.
Процесс активизации творчества зависит от установки учителя практически во всех видах деятельности. Мудрый, опытный мастер-педагог способен открыть в воспитаннике такие способности, о которых тот даже и не подозревал. Такие перспективы могут позитивно повлиять на процесс развития личности в дальнейшем.
Практика отечественной педагогики многие годы носила монологический характер, где целью педагогического воздействия было формирование определенных качеств личности, а сама личность рассматривалась как объект. Развивая выше рассмотренную проблему, можно заметить, что подобный подход не учитывает особенностей личности ученика. Иное дело, когда педагог относится к воспитаннику как к субъекту. Это качественно иной подход, который отвечает требованиям образования нового времени.
Изучение литературы по теме диссертации показало, что проблема развития художественно-творческих способностей старшеклассников средствами народных художественных промыслов (в частности, ныртинского коклюшечного кружевоплетения) ранее не являлась предметом специального исследования. Представление о народных художественных промыслах лишь как о средстве эстетического воспитания личности, на наш взгляд, является достаточно узким относительно еще не в полной мере изученного педагогического потенциала народного самобытного творчества. Противоречие между осознанием необходимости создания целостной системы развития художественно-творческих способностей старшеклассников средствами народных художественных промыслов и отсутствием концептуальных положений, функциональной модели профилизации образовательного процесса по данному направлению обусловило выбор темы исследования.
Нами была выбрана такая форма занятия как проведение внеурочных занятий кружковой формы (по народному промыслу коклюшечное кружевоплетение) для старшеклассников.
Повышение уровня художественно-творческих способностей старшеклассников проводилось через развитие их креативности во время занятий по коклюшечному кружевоплетению. Для реализации эксперимента была разработана авторская программа по освоению искусства ныртинского кружевоплетения, направленная на развитие художественно-творческих способностей старшеклассников «ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДИЗАЙНА ИЗДЕЛИЙ С ГАДЖЕТАМИ В ТЕХНИКЕ НЫРТИНСКОГО КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ».
Экспериментальное исследование проходило констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе были выявлены следующие результаты уровни художественно-творческих способностей респондентов: высокий уровень - 47%, средний уровень - 23% и низкий уровень - 30%. В контрольной группе с высоким уровнем креативных способностей было 47% старшеклассников, со средним - 30%, и с низким - 23% старшеклассников.
На формирующем этапе был проведен комплекс мероприятий (беседы и практикумы по коклюшечному кружевоплетению), с помощью него, через развития креативности, мы повышали уровень художественно-творческих способностей детей старшего школьного возраста.
Контрольный этап позволил отметить динамику изменений в уровне художественно-творческих способностей старшеклассников в экспериментальной группе - % старшеклассников с высоким уровнем творческих способностей увеличился на 32%. Низкий уровень уменьшился на 27%. Средний уровень уменьшился на 15%. Что подтвердило эффективность использования разработанного комплекса мероприятий в школе. Таким образом, занятия по народному промыслу (в частности, ныртинскому коклюшечному кружевоплетению) способны развивать креативность старшеклассников и уровень их художественно-творческих способностей.
Подобные работы
- Развитие творческих способностей подростков средствами декоративно-прикладного искусства на примере офисных предметов интерьера
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
КИСТЕВОЙ РОСПИСИ С УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ
КЛАССОВ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5030 р. Год сдачи: 2016 - Техника «кинусайга» как средство эстетического развития учащихся старших классов в рамках курса дополнительного образования (Алтайский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИИ У УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование этнохудожественных знаний и умений учащихся старшего школьного возраста художественной школы в процессе выполнения проекта ''Иллюстрирование былины Б. Сиротина ''Борислава''
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ С УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017



