Введение 3
1. Теоретические положения основы применения франчайзинга 6
1.1. Франчайзинг как форма бизнеса 6
1.2. Франчайзинг в индустрии гостеприимства 15
1.3. Зарубежный опыт развития франчайзинга 28
2. Анализ тенденций развития франчайзинга на предприятиях индустрии
гостеприимства 35
2.1. Тенденции развития франчайзинга в системе предприятий
гостеприимства 35
2.2. Особенности развития франчайзинга в РФ 41
2.3. Деятельность компании франчайзинговой сети 50
3. Основные направления совершенствования франчайзинга на примере
франчайзинговой компании индустрии гостеприимства 60
3.1. Управление ресурсами франчайзинговой компании индустрии
гостеприимства 60
3.2. Проект совершенствования франчайзинговой компании индустрии
гостеприимства 69
Заключение 76
Список использованных источников 80
Приложения
Для современного бизнеса характерно наличие ряда факторов, сдерживающих его развитие. В частности, существует необходимость расширения реализации произведенной продукции, привлечения специалистов в дилерскую сеть крупных фирм; повышения эффективности и сокращение срока работы предприятий.
В этой связи точных данных относительно количества и общего товарооборота франчайзинговых компаний в мире нет. Ввиду вышеуказанной проблемы исследование практики применения франчайзинга в различных странах было значительно затруднено. При этом ввиду новизны механизма франчайзинга для российского рынка, а также в связи с возрастающим интересом к франчайзингу со стороны субъектов рынка растет потребность в подробном исследовании зарубежного опыта использования данного механизма для стабилизации российского бизнеса в период кризиса. Однако следует признать наличие в России ряда экономических, организационно-правовых и социально-психологических факторов, которые сдерживают развитие франчайзинга в России. В это связи на передний план выдвигается задача поиска оптимального решения обозначенных проблем, осознание достоинств, недостатков и рисков франчайзинга, что позволит определить сферу применения последнего и выбрать возможные направления продвижения франчайзинга в России.
Цель исследования состоит в разработке и обосновании теоретических подходов и практических рекомендаций франчайзинговой формы организации бизнеса на предприятиях индустрии гостеприимства.
Для достижения вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю и предпосылки возникновения франчайзинговых отношений;
- раскрыть содержание и систематизировать понятийный аппарат теории и практики франчайзинговой формы организации бизнеса;
- определить ключевые достоинства и недостатки, присущие системе франчайзинга;
- рассмотреть опыт функционирования зарубежных франчайзинговых компаний;
- выявить тенденции развития франчайзинга в системе предприятий гостеприимства;
- определить особенности развития франчайзинга в РФ;
- провести анализ франчайзинговой компании на примере гостиничного предприятия;
- определить основные направления управления ресурсами франчайзинговой компании из сферы гостеприимства;
- разработать проект совершенствования деятельности франчайзинговой компании индустрии гостеприимства.
Объектом исследования являются экономические отношения, складывающиеся между субъектами франчайзинга в процессе организации совместной предпринимательской деятельности.
Предметом исследования является зарубежная и отечественная практика применения франчайзинга в гостиничной индустрии.
Методологическую основу исследования составляют принятые в отечественной науке способы и формы научного познания. В качестве научно-познавательных инструментов и приемов использованы общенаучные методы, такие, как системный, логический, исторический, сравнительный, прогностический, а также метод комплексного экономического анализа.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных авторов в области экономики предприятий гостиничного бизнеса: Абрютиной М.С., Дуровича А., Кабушкина И.Н., Котлера Ф., Лесника А.Л., Ульянова В.А., Шаховой М.С., Янкевича B.C. и др.
Информационной базой для проведения исследования послужили управленческая отчетность предприятия, внутренние документы, относящиеся к управлению персоналом.
В процессе выполнения исследования были использованы методы сбора (анкетирование, анализ управленческой отчетности предприятия) и обработки (математические, статистические) информации.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования полученных результатов в качестве методологической базы при разработке программ развития франчайзинговых предприятий индустрии гостеприимства.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
На основании проведенного в настоящей работе анализа и изучения перспектив развития гостиничных сетей представляется возможным сделать ряд .обобщающих выводов.
Во-первых, сетевая форма организации характерна для современного крупного и все более глобализирующегося гостиничного бизнеса, что обусловлено спецификой гостиничной отрасли и гостиничного продукта. Прежде всего следует подчеркнуть значительное разнообразие видов деятельности отеля и высокую степень комплексности конечного гостиничного продукта (особенно в случае высококлассных отелей), ввиду чего оказывается очень востребованной сетевая межфирменная организация, способствующая эффективной координации комплементарных активов и генерированию отношенческих рент. Предложенная нами схема гостиничной сети и краткий анализ ее основных элементов послужили дополнительным подтверждением специфики гостиничного бизнеса, гостиничного предложения и особенностей стратегий гостиничных сетей.
в Во-вторых, при всей важности физических, финансовых, технологических активов, а также активов местоположения конкурентные преимущества гостиничной фирмы (отличительные достоинства ее бизнес- модели) в определяющей степени сопряжены с ее нематериальными и активами: брэндом, человеческим капиталом, и организационными способностями. Ключевую роль для успеха практически всех выявленных нами стратегий развития гостиничных сетей играют сетевые брэнды и организационные способности формирования, координации и развития взаимовыгодных долгосрочных .отношений между участниками сетей. Именно с этими нематериальными и крайне сложно поддающимися копированию активами связана устойчивость конкурентных преимуществ фирм в гостиничном бизнесе, что убедительно подтверждает логику ресурсной концепции стратегического управления.
В-третьих, феномен сетевой формы организации международного гостиничного бизнеса, будучи в Созвучным общим тенденциям распространения межфирменных сетей в современной экономике, обладает и явной отраслевой спецификой. Так, центральная фирма сети - с это гостиничная корпорация, которая не производит конечный продукт, а ответственна за разработку корпоративной и стратегии и особенно поддержание и развитие сетевого брэнда. В немалой степени данная модель напоминает «динамическую» разновидность сетевой организации, «полую» или виртуальную корпорацию, известную по сюжетам индустрии спортивной одежды, игрушек, компьютерной промышленности и других сфер бизнеса, подверженных факторам быстрых изменений технологий и моды.
Анализ общих тенденций развития франчайзинга в сфере гостеприимства позволил выявить следующие тренды: появление новых форматов гостиничных предприятий и гостиничных сервисов, распространяемых по модели франчайзинга, омоложение аудитории покупателей франшиз, увеличение доли эконом-франшиз в общей массе рынка и количества региональных франшиз, а также появление более гибких моделей франчайзинга, сохраняющих самостоятельность франчайзи.
Современное развитие гостиничных предприятий в РФ характеризуется рядом проблем. Во-первых, этому способствует экономический фактор. Конвертировать существующие (советские) гостиницы под международные стандарты не представляется возможным, бренды на это не идут или идут очень неохотно, выставляя очень высокие требования, и с экономической точки зрения, такая финансовая модель становится неэффективной.
Что касается строительства новых гостиниц, то это большие деньги, достаточно долгий период получения разрешительной документации - это всё является сдерживающими факторами.
Еще один фактор - незрелость рынка и недостаточно высокий уровень компетенции обсуживающего персонала. Если в Москве и Санкт-Петербурге уровень профессиональной подготовки персонала гостиничных предприятий удовлетворительный, то в регионах России ситуация гораздо хуже - в основном персонал отелей нуждается в длительном и дорогостоящем обучении.
И еще один фактор, серьезно сдерживающий развитие франчайзинга международных гостиничных цепей в России - политическая ситуация вокруг страны.
Далее в работе нами был проведен анализ деятельности франчайзингового предприятия сферы гостеприимства на примере гостиницы, принадлежащей российской франчайзинговой сети Amaks Hotels &Resorts - Amaks Сафар-отель (г. Казань).
Исследуемое предприятие на данный момент занимает одно из лидирующих мест в рейтинге предприятий-конкурентов. Существенным недостатком Амакс Сафар-отеля является сравнительная удаленность от исторического и делового центра Казани.
Проведенные SWOT- и PEST анализ Амакс Сафар-отеля показали, что с целью сохранения своей позиции отелю необходимы технологические новшества, а также мероприятия по раскрутке бренда в регионе и за его пределами и усилению программы лояльности на уровне франчайзинговой сети, к которой принадлежит исследуемое предприятие.
Проведенный нами анализ удовлетворенности основного ресурса гостиницы - персонала факторами труда выявил необходимость совершенствования системы управления персоналом.
В итоговой части работы нами был предложен предлагаемый проект совершенствования деятельности исследуемого предприятия, состоящий из трех блоков мероприятий:
1. мероприятий по управлению персоналом;
2. внедрение новых технологий;
3. рекламная кампания по продвижению гостиничного бренда.
Если говорить об эффективности предлагаемых блоков мероприятий, то наибольшую, выраженную в рублях, отдачу дадут мероприятия по управлению персоналом и рекламная кампания. Технологические новшества, наоборот, будут наиболее затратным блоком проекта, а отдача в виде лояльности клиентов проявится не сразу.
Мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом и рекламной кампании мы рекомендуем первоначально внедрить и отработать на примере одной гостиницы сети в Казани. Мероприятия же по внедрению новых технологий рекомендуется сразу рассматривать и применять на всех предприятиях франчайзинговой сети Amaks Hotels &Resorts, так как мобильные ключи от гостиничных номеров для российского рынка гостеприимства пока является новинкой, и ее появление позволит сразу повысить уровень конкурентоспособности предприятий всей сети отелей.
Наиболее эффективные приемы по управлению персоналом и методы продвижения услуг отеля в Интернете рекомендуется внедрять во всех гостиницах сети Amaks Hotels &Resorts после первичной апробации в отеле в Казани.
В целом предложенные нами мероприятия будут способствовать росту качества обслуживания гостей отелей всей сети, повышению ее доходности и уровня конкурентоспособности, что особенно важно в современных условиях турбулентного рынка.
1. Абрютина М.С. .Экспресс - анализ деятельности организации при помощи шкалы финансово-экономической устойчивости. // Финансовый менеджмент. № 3. - 2017. - с. 58-70; №4. - 2017. - с. 3-12
2. Аверьянов Б. И. Путь к звездам отеля. уСочи, 2017.
3. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 2017. - 519 с.
4. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник - М.: Изд- во МГУ, 2016. - 225 с.
5. Гостиничный рынок России. - http://www.joneslanglasalle
6. Европейский гостиничный маркетинг : Учеб. Пособие: Пер. с англ.-М.: Финансы и статистика, 2017.
7. Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы
планирования. - М.: Финпресс, 2016. - 192 с.
8. Звигинцев Е.Е., Михайловский В.П. Развитие гостиничного хозяйства -как составляющая рынка услуг в условиях современной рыночной экономики// Аграрный вестник Урала. - 2017. - №6(42). - С.86-87
9. Исалова М.Н., Платова Ф.Р. Особенности управления устойчивым развитием предприятий гостиничного бизнеса//Управление. - 2014. №12. - С.32-36
10. Исмаев Д. К. Маркетинг гостиничных услуг в России. М., 2016.
11. Кабушкин Н. И., Бондаренко Г А. Менеджмент гостиниц и ресторанов. Минск, 2017.
12. Катькало В. С. Ресурсная концепции стратегического управления: генезис основных идей и понятий // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. 2016. Вып. 4. С. 20-42.
13. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: Учебное пособие. Практикум. - М.: Инфра-М, 2014.
14. Ковалев С. Н., Чернов Г. Е., Попов А. Г. Гостиничный бизнес. Классификация гостиниц и стандарты первоклассных отелей. ПСП6., 2015
15. Козлов В.Д. Управление организацией. -М.: Экономика, 2014
16. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. - М.: ООО «Новое знание», 2017. - 526с.
17. Кудимова М.В. мУважение к клиенту начинается с уважения к . .себе.// 5 звезд, 2017, №6
18. Лесник А. Л., Смирнова М.Н. . жОсновы стратегического управления в индустрии гостеприимства. - М.: ООО «АС ПЛЮС», 2016
19. Лесник А., Смирнова М. Мировой гостиничный рынок: итоги прошлого столетия // Отель. 2017. № 6. С. 46-47.
20. Лесник А.Л., Смирнова М.Н. Методика проведения маркетинговых исследований в гостиничном бизнесе. М.: ООО «С АС ПЛЮС», 2016
21. Лесник А.Л., Смирнова М.Н. Перспективы Российской гостиничной индустрии: Москва на острие прорыва. //5 звезд, 2017, №2
22. Малхазова Е. Международный бренд в региональных отелях. SureStay, белая франшиза и качественный продукт для корпоративного клиента. 10 марта 2017 //https://www.hotelier.pro/sales/item/2435-malkhazova
23. Маркетинг гостеприимства и туризм. Ф. Котлер, Д. Боуэн, Д.Мейкенз, М, «Юнити» 2014, с. 74
24. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе. С.С.Скобкин, М, ЮРИСТЪ, 2014, с. 123
25. Маркетинговые исследования в туризме. А. Дурович, Л
Анастасова, М, «Новое знание» 2017
26. Менеджмент в индустрии гостеприимства. Г. А. Папирян М., 2016, с. 87
27. Надолинская О.Д. Система взаимного информирования - как информативная помощь в работе гостиничных предприятий. //5 звезд, 2017, №3
28. Организация и управление гостиничным бизнесом / Под ред. А. Л. Лесника, А. В. Чернышева. Т. 2. М., 2015.
29. Пестрикова Е.И. Способы удержания профессионалов в компании. // Справочник по управлению персоналом. - 2009. - №7. - С. 25¬29.
30. Петров А.Н. Стратегическое планирование развития .организации. -СПб., ун-т экономики, 2015. - 412 с.
31. Тис Д.Дж., Пизано Г., Шуен Э. Динамические способности фирмы и стратегическое управление // Вестн. С.-Петерб. ун- та. Сер. Менеджмент. 2017. Вып. 4. С. 133- 185.
32. Ульянов В. А. Малые гостиницы в индустрии гостеприимства. М., 2016.
33. Шахова М.С. Гостиничный франчайзинг в России в свете развития внутреннего туризма // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2016. - № 7(4 (28)). - С. 185-189.
34. Экономическая стратегия фирмы / Под ред. А. П. Градова. - С¬Пб.: Специальная литература, 2015. - 414 с.
35. Янкевич B.C., Безрукова Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный . Под ред. B.C. Янкевича.-М.: дФинансы и статистика, 2016. - 412 с.
36. Ясинская А. Петербург - . это где? // Недвижимость и строительство Петербурга. 2017. № 12 (94). 3 апреля. С. 15.
37. Bock P., Forster B. European Hotel Transactions 2016 // HVS International. 2016. P. 1-11.
38. Corinthia Nevskij Palace Today. 2016. Spring.
39. Farthing N. Meridien Puts Back Target for Occupancy and Profits // Leisure & Hospitality Business. 2016. October 3. P. 4
40. Johnson S. M., Slattery P. Hotel Chains in Europe // EIU Travel and Tourism Analyst. 2017. N 1.
41. Jones U., Shirley N. Hospitality & Catering: A Close Look. The Bath Press, 2016.
42. Lovelock C. H., Yip G. S. Developing Global Strategies for Service Businesses // California Management Review. 2016. Vol. 38. Winter. N 2. P. 64¬86.
43. Phillips P. A. Customer-Oriented Hotel Aesthetics: A Shareholder Value Perspective // Journal of Retail & Leisure Property. 2017. Vol. 3. N 4. P. 365-373.
44. Rispoli M. Competitive Analysis and Competence-Based Strategies in the Hotel Industry // Dynamics of Competence-Based Competitoon / Eds. R. Sanchez, A. Heene, H. Thomas. Oxford, 2016. P. 119-137.
45. Stolyarova G. British Hotelier Supports Arts and City Style // The St.Petersburg Times. 2016. N 100(932). December 30. P. 9.
46. BUYBRAND EXPO 2016. Франшиза в индустрии
гостеприимства. Hilton, IHG, Best Western, Wyndham. Как отыскать hospitality-бренд в мире ретейла и фастфуда. 30 сентября 2016. //
https://www.hotelier.pro/news/item/1874-buybrand/1874-buybrand
47. EY представила ежегодную сводную аналитику International Hotel
Brands in Russia 2018. 17 Ноябрь 2017 //
http://hotelier.pro/management/item/3199-ey/3199-ey
48. Tatarstan Top Hotels & Restaurants Award 2017. Лучшие отели и
рестораны Татарстана. Победители Второй Республиканской
профессиональной премии. 30 Октябрь 2017 //
http://hotelier.pro/news/item/3150-tatarstan-awards
49. Бредли Дж. Забудьте про ключ в номер в виде гостиничной карты
и используйте просто свой смартфон. ноябрь 2017 //
http://www.samsung.com/ru/business/insights/others/ditch-the-hotel-key-card-and-grab-a-smartphone-instead/
50. Отели в Казани теряют звезды, а число хостелов увеличилось вдвое //http://prohotel.ru/review-219659/0/
51. Официальный сайт Амакс Сафар-отеля - kazan.amaks-hotels.ru
52. Официальный сайт разработчика мобильных ключей для
гостиничных предприятий фирмы НОРВЕК -http://www.norweq.ru/
53. Половников С. Ключ от номера в смартфоне. август 2017 // http://www.content-review.Com/articles/41374/