Введение 3
Глава 1 Основные принципы Болонского соглашения и их реализации в Российской системе образования 5
1.1 Основные принципы Болонского соглашения 5
1.2 Реализация основных принципов Болонской декларации в системе образования России 9
Выводы по первой главе 13
Глава 2 Проблемы реформирования образования в условиях Болонского процесса 14
Глава 2 Проблемы реформирования образования в условиях Болонского процесса 14
2.1 Уровневая структура системы образования и приоритеты ее развития 14
2.2 Проблемы и перспективы реформирования системы образования 17
Выводы по второй главе 21
Заключение 22
Список использованных источников 23
Актуальность исследования. Российская система образования имеет свои традиции, уникальные черты, признанные в мире достижения. Сравнение по ряду показателей различных систем образования, в частности проводившееся Российской академией педагогических наук, показывает, что по уровню знаний и репродуктивных навыков выпускников результативность отечественного высшего образования никак не уступает зарубежным параметрам. Общий недостаток реформ прошлых десятилетий – односторонняя направленность решений, стремление к достижению результата через решение той или иной задачи, что, как правило, приводило к перекосам результативности всей системы.
Основным условием эффективной реализации образовательных стандартов третьего поколения является соблюдение интересов личности, общества, государства. С позиций интересов личности идеи Болонского процесса привлекательны, поскольку они расширяют возможности любого человека по совершенствованию своей профессиональной подготовки и трудоустройства, повышению качества жизни. Положительным моментом является возможность оперативно перенимать лучший опыт посредством академической мобильности, что полезно и государству, и личности, и обществу. Несмотря на ряд серьезных проблем, система российских вузов остается конкурентом на международном рынке образовательных услуг. В настоящее время идет формирование механизма выстраивания и развития профессиональных траекторий молодежи, включая инструменты адаптации к рынку труда.
Цель исследования – особенности изменения системы образования в России в условиях Болонского процесса.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать основные принципы Болонского соглашения.
2. Определить особенности реализации основных принципов Болонской декларации в системе образования России.
3. Описать уровневую структуру системы образования и приоритеты ее развития.
4. Проанализировать проблемы и перспективы реформирования системы образования.
Объект исследования – требования законодательства к высшей школе России.
Предмет исследования – требования законодательства к основным принципам высшей школы России.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, нормативно-правовой базы, методы классификации и сопоставления, синтез и обобщение.
Методологическую основу исследования составили научные публикации ученых, освещающих проблему реформирования системы образования в России в условиях Болонского процесса – Н.Ф. Голованова, Ю.П. Дусь, Д.В. Легенчук и др. Основные принципы современной системы образования определены в исследованиях Е.В. Добреньковой, В.П. Игнатьевой, В. Филиппова и др. проблемы в области реформирования образования в России выявлены в исследованиях Е.А. Архангельской, А.А. Вербицкого и др.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
В результате «Болонского процесса» актуализировались реформы национальных систем высшего образования европейских стран с целью сделать их совместимыми, а именно:
- ввести три цикла высшего образования – бакалавриат, магистратура и аспирантура;
- создать прозрачные механизмы обеспечения качества образования;
- взаимно признать всеми участниками процесса сроки обучения и квалификации;
- повысить престижность европейских систем образования, их конкурентоспособность.
Россия к «Болонскому процессу» присоединилась в 2003 году на Берлинской конференции министров образования европейских стран, где обязалась до 2010 года реализовать основные положения данного процесса. Но реализовала их только к 2012 году: ввели двухуровневую систему высшего образования (бакалавриат – магистратура), систему зачетных единиц и балльно-рейтинговую систему.
Одним из неоспоримых преимуществ реформирования является расширение возможности межвузовского взаимодействия, в том числе и на международном уровне. Это становится возможным посредством семестровых и годовых стажировок студентов. Данные процессы влекут за собой обновление образовательной инфраструктуры, в частности, технических средств, производственно-лабораторного оборудования, т.к., средства могут использоваться и на указанные цели.
В рамках Болонского процесса большое вни- мание уделяется дистанционному и непрерывному образованию с обеспечением доступности образования на протяжении всей жизни работника
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
1. Болонская декларация. Зона Европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования г. Болонья, 19 июня 1999 года // СПС «Консультант плюс». Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 24.05.2018 г.).
2. ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 N 125-ФЗ (последняя редакция // СПС «Консультант плюс». Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 24.05.2018 г.).
3. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. В ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ. // СПС «Консультант плюс». Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 24.05.2018 г.).
4. Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 годы // СПС «Консультант плюс». Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 24.05.2018 г.)
5. Анисимов, В. Совершенствование качества преподавания экономических дисциплин в свете Болонского процесса / В. Анисимов // Человек и труд. – 2017. – № 7. – С. 38-40.
6. Архангельская, Е.А. Современное состояние инженерного образования. Взгляд из региона / Е.А. Архангельская, С.Г. Анцупова // Инженер. образование. – 2016. – № 9. – С. 110–115.
7. Байденко, В.И. Многоплановый и системный характер Болонского процесса (Ст. 2) / В.И. Байденко // Высшее образование в России. – 2016. – № 9. – С. 120-132.
8. Бибикина, В.В. Организационно-экономические инструменты обеспечения конкурентоспособности высшей школы: Дис….канд. экон. наук / В.В. Бибикина; Московская государственная академия приборостроения и информатики. – М., 2016 – 136 с.
9. Вербицкий, А.А. Реформирование образования в России и Болонский процесс / А.А. Вербицкий // Высшее образование сегодня. – 2015. – № 11. – С. 51-55.
10. Голованова, Н.Ф. Бакалавриат как педагогическая проблема / Н.Ф. Голованова // Высшее образование в России. – 2017. – № 6. – С. 36-40.
11. Горбунова, Е.М. Основные результаты мониторинга участия России в Болонском процессе: Болонья глазами студентов / Е.М. Горбунова // Вестник международных организаций. − 2017. − № 2. − С. 9-26.
12. Добренькова, Е.В. Проблемы вхождения России в Болонский процесс / Е.В. Добренькова // Социологические исследования. – 2017. – № 6. – С. 102-106.
13. Дусь, Ю.П. Интеллектуальная колонизация. Миграционные перспективы присоединения РФ к Болонскому процессу / Ю.П. Дусь // ЭКО. – 2016. – № 2. – С. 76-93
14. Замошникова, Н.Н. Развитие системы высшего профессионального образования в Российской Федерации с 1990 по 2015 годы: взгляд из региона / Н.Н. Замошникова // Педагогика. − 2015. − № 4 (63). − С. 67-77.
15. Желтов, В. Болонская декларация и российское образование / В. Желтов // Педагогика. – 2017. – № 9. – С. 107-113.
16. Игнатьева, В.П. Болонский процесс опасения и надежды / В.П. Игнатьева // Высшее образование в России. – 2016. – № 4. – С. 138-140.
17. Ларионова, М.В. Интеграционные процессы в образовании: Европейский опыт. Ст. 1 / М.В. Ларионова / Высшее образование сегодня. – 2016. – № 2. – С. 46-52.
18. Легенчук, Д.В. Преемственность в системе многоуровневого профессионального образования / Д.В. Легенчук. − Курган, 2011. − 164 с.
19. Медведев, С. Болонский процесс. Россия и глобализация / С. Медведева // Высшее образование в России. – 2016. – № 3. – С. 31-37.
20. Международные программы высшего образовани / под ред. д-ра экон. наук, проф. И.А. Максимцева. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. – 195 с.
21. Осипова, Л.Б. Дистанционное обучение: возможности и перспективы / Л.Б. Осипов // Вестн. Орлов. гос. ун-та. – 2014. – № 2 (37). – С. 42–46.
22. Уткина, А.Н. Проблемы развития региональных вузов / А.Н. Уткина // Регионология. – 2016. – № 2. – С. 189-193.
23. Филиппов, В. Высшая школа России перед вызовами ХХI в. / В. Филиппов // Высшее образование в России. – 2011. − №1,2. – С. 85-88.