Работа носит чисто теоретический характер. Хорошо подойдет в качестве первой главы диплома (теории).
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования грамматического строя речи у детей 5
1.1 Характеристика грамматического строя речи 5
1.2 Развитие грамматического строя речи в онтогенезе 9
1.3 Пути формирования грамматической стороны речи у детей 12
Глава 2 Методологические основы формирования грамматического строя речи средствами игровых упражнений 18
2.1 Роль игры в дошкольном возрасте 18
2.2 Игровые упражнения как средство развития грамматического строя речи детей 22
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Своевременное формирование грамматического строя речи у детей представляет собой основное условие их полноценного речевого и общего психического развития, так как язык и речь осуществляют главную функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности детей, самоорганизации действий, в развитии взаимосвязей с обществом. Язык и речь являются важнейшим средством выражения основных психических процессов, таких как память, восприятие, эмоции.
Освоение грамматического строя речи происходит на основании познавательного развития, в результате овладения предметными действиями, игрой, трудом и иными формами детской деятельности, которые опосредствованы речью, в процессе коммуникации со взрослыми и сверстниками. Источники и факторы развития языка детей и их грамматического строя являются довольно многообразными, и по этой причине могут использоваться различные педагогические условия, средства и виды педагогического влияния.
Вопросы развития грамматического строя речи раскрываются в теоретических и практических исследованиях знаменитых отечественных ученых, таких как М.М. Алексеева, А.М. Бородич, А.Н. Гвоздев, В.И. Логинова, Ф.А. Сохин, Е.М. Струнина, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, Б.И. Яшина и многих других.
В данном исследовании раскрывается вопрос формирования грамматической стороны речи ребенка в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности детей. В качестве формы игра способствует развитию у дошкольников психических процессов и интеллектуальных способностей, а кроме того, оказывает влияние на речь, поскольку игра не может осуществляться без речевого общения детей.
Учитывая все изложенное выше, формирование грамматических конструкций средствами игры в дошкольном возрасте является актуальной проблемой и в настоящее время.
Цель исследования: теоретически обосновать использование игровых упражнений для повышения уровня развития грамматического строя речи детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- охарактеризовать грамматический строй речи;
- рассмотреть развитие грамматического строя речи у дошкольников;
- проанализировать пути формирования грамматической стороны речи у детей;
- выявить роль игры в дошкольном возрасте;
- рассмотреть использование игровых упражнений в качестве средства развития грамматического строя речи детей.
Объект исследования: грамматический строй речи. Предмет исследования: игровые упражнения как средство формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ, синтез и обобщение литературных источников по проблеме исследования.
В качестве теоретической базы исследования были использованы труды таких ученых, как Е.С. Белова, Н.Ф. Губанова, Т.Р. Тенкачева, О.С. Ушакова и др.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Грамматический строй языка делает речь организованной и понятной для окружающих. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка, на его общее развитие, обеспечивая дошкольнику переход к изучению языка в школе. Он начинает мыслить более логично, последовательно, правильно излагать свои мысли.
Грамматический строй речи представляет собой продукт длительного исторического развития. Грамматика определяет тип языка как наиболее устойчивая его часть. Быстрое изменение ее мешало бы пониманию русского языка. Многие правила грамматики переходят из поколения в поколение и бывают иногда трудно объяснимыми. Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, то есть в развитии связной речи ребенка.
Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. В живой речи дети замечают постоянные значения грамматических элементов – морфем, но в русском языке много исключений из общих правил, которые нужно запомнить, на которые нужно выработать частные, единичные динамические стереотипы и усвоение которых требует целенаправленного обучения.
Пути формирования грамматически правильной речи являются довольно разнообразными. Сюда можно отнести создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых; специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; формирование грамматических навыков в практике речевого общения; исправление грамматических ошибок.
Игра представляет собой ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Она имеет огромное значение не только для речевого развития ребенка, но и для развития когнитивных процессов и личности в целом. К игровым методам и приемам относят дидактические, речевые и словесные игры и упражнения, которые можно использовать с детьми разных возрастных групп.
Формирование грамматического строя речи ребенка происходит во всех возрастных группах. На занятиях непременно должны использоваться дидактические упражнения и игры. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключаются в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче. По этой причине применение специальных дидактических игр и упражнений позволяет наиболее успешно решать вопросы развития грамматического строя речи детей дошкольного возраста.
Таким образом, проблема формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время. Данный теоретический материал может быть использован педагогами дошкольных учреждений для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста и разработки памяток для родителей.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 400 с.
2. Белова, Е.С. Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста [Текст] / Е.С. Белова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2015. - №1. - С. 136-141.
3. Белянин, В.П. Психолингвистика [Текст] / В.П. Белянин. - 4-е изд. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2014. - 232 с.
4. Болотова, И.О. Современные педагогические методы и технологии по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И.О. Болотова // Молодой ученый. - 2016. – №7. - С. 35-38.
5. Браудо, Т.Е. Онтогенез речевого развития [Текст] / Т.Е. Браудо, М.Ю. Бобылова, М.В. Казакова // Русский журнал детской неврологии. - 2017. – №1. - С. 41-46.
6. Веракса, А.Н. Развитие речи в дошкольном детстве [Текст] / А.Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. – №1. - С. 56-63.
7. Вяльцева, Д.В. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Д.В. Вяльцева // Вестник МГЛУ. - 2014. – №13. - С. 60-68.
8. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст] / Н.Ф. Губанова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 128 с.
9. Давидчук, А.Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие [Текст] / А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова. - М.: Сфера, 2017. - 176 с.
10. Ковшиков, В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности - 3-е изд. [Текст] / В.А. Ковшиков, В.П. Глухов. - М.: Астрель, 2017. - 320 с.
11. Кондрашина, О.Е. Педагогические условия речевого развития дошкольников [Текст] / О.Е. Кондрашина // Вестник Тамбовского университета. - 2013. – №5. - С. 112-116.
12. Кудайбергенова, М.Б. Методы развития речи у дошкольников [Текст] / М.Б. Кудайбергенова, А.А. Умиралиева // Современные проблемы науки и образования. - 2013. – №6. - C. 24-29.
13. Кулипанова, М.В. Роль дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста [Текст] / М.В. Кулипанова, Е.Н. Гамова, И.А. Радюкова // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. – №8. - С. 71-74.
14. Маланчук, И.Г. Методологические основания исследования развития речи в раннем онтогенезе человека [Текст] / И.Г. Маланчук // Сибирский психологический журнал. - 2013. – №3. - С. 76-80.
15. Петрова, А.А. Развитие речи в онтогенезе [Текст] / А.А. Петрова // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2013. – №1. - С. 112-117.
16. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.А. Стародубова. - 5-е изд., стер. - М.: «Академия», 2012. - 256 с.
17. Тенкачева, Т.Р. Онтогенез формирования грамматической стороны речи у дошкольников [Текст] / Т.Р. Тенкачева // Специальное образование. - 2013. – №4. - С. 66-71.
18. Тенкачева, Т.Р. Особенности грамматического строя речи у различных категорий детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т.Р. Тенкачева // Специальное образование. - 2014. – №1. - С. 68-78.
19. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: Учебно-методическое пособие / О.С. Ушакова. - М.: Владос, 2013. - 287 с.
20. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольника [Текст]: Методическое пособие / О.С. Ушакова. - М.: Владос, 2013. - 132 с.
21. Цыганкова, А.В. Психолингвистические основы методики развития речи [Текст] / А.В. Цыганкова // Специальное образование. - 2013. – №2. - С. 60-67.
22. Яшина, Б.И. Теория и методика развития речи детей [Текст] / В.И. Яшина, М.М. Алексеева. - М.: Академия, 2013. - 448 с.