Особенности словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата (Психология лиц с нарушением функции опорно-двигательного аппарата, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Введение 3
1.Словесно-логическое мышление детей младшего школьного возраста с нормальным развитием опорно-двигательного аппарата 5
2. Особенности словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата 11
3. Методы исследования словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста 16
Заключение 20
Список использованных источников 22
В младшем школьном возрасте дети претерпевают переход от наглядно-образного мышления, которое является фундаментальным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению, которое определяет важность этого возрастного периода для формирования всех последующих психологических процессов. Психолого-педагогическое исследование должно быть направлено на внедрение новых методов и разработку комплексной диагностической системы с учетом возрастных и психологических особенностей этой категории детей, что определяет актуальность выбранной темы [8].
Проблема словесного и логического мышления издавна привлекала внимание педагогов и психологов. С разных методологических позиций ученые пытались раскрыть особенности функционирования этого типа мышления. Значительную роль в развитии теории словесно-логического мышления сыграли отечественные психологи: Л.С. Выготский [6], С.Л. Рубинштейн [21], А.Н. Леонтьев [13], П.Я. Гальперин [7], Б.Г. Ананьев [1] и др.
Именно поэтому мы считаем, что тема «Особенности словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата» является актуальной.
Цель работы: анализ особенностей словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Объект исследования: познавательная сфера младшего школьного возраста.
Предмет исследования: словесно-логическое мышление детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.
В соответствии с целью, предметом, объектом и гипотезой необходимо решение следующих задач:
1. Дать общую характеристику словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с нормальным развитием опорно-двигательного аппарата.
2. Рассмотреть особенности словесно-логического мышления детей младшего школьноговозраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.
3. Определить методы исследования словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста.
В ходе работы применялись теоретические методы исследования, такие как изучение литературы, анализ теоретических подходов, сравнение.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы.
В настоящее время проблема профилактики, медицинской, психологической, педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата становится все более актуальной. Основной задачей системы обучения и воспитания является социальная адаптация и интеграция в общество детей с двигательными расстройствами и их включение в общественно полезную деятельность.
Проанализировав информационные источники, мы пришли к следующим выводам.
Мышление младшего школьника при норме развития характеризуется:
- переходом от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению;
- развитием всех три форм мышления - понятие, суждение, умозаключение;
- овладение приемами мыслительной деятельности;
- приобретение способности действовать в уме и анализировать процесс собственных рассуждений.
Не все нарушения опорно-двигательного аппарата приводят к нарушению развития словесно – логического мышления. Особенности развития мышления в большей степени изучены у детей с церебральным параличом, затруднения которых обусловлены сочетанием раннего органического повреждения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Характеристиками мышления таких детей являются: низкий уровень осведомленности об окружающем мире, ограниченный словарный запас, конкретно-ситуационное определение значений слов, трудности словесного представления обобщающих понятий.
Эффективными методами исследования словесно – логического мышления являются стандартизированные методики: методика «Словесных субтестов» сконструирована на основе некоторых методик теста структуры интеллекта по Р. Амтхауэру и Тест Векслера для измерения уровня интеллектуального развития. Эти методики позволяют определить структуру словесно-логического мышления. Преимуществами этих методов являются их обоснованность и стандартизация.
Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены.
1. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека [Текст] / Б.Г. Ананьев. – М.: Наука, 2010. - 24 с.
2. Ануфриев А.Ф. [Текст] Как преодолеть трудности в обучении детей [Текст] / А.Ф.Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Норма, 2011. – 272 с.
3. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии [Текст] / В.М. Астапов. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 216 с.
4. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе [Текст] /М.Р. Битянова, Ж.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. – М.: Совершенство, 1998. – 452 с.
5. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464с.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2010. – 350 с.
7. Гальперин П.Я. Введение в психологию [Текст] / П.Я, Гальперин. - М.: Норма, 2010. – 150 с. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е исправл. Издание. – М.: Смысл, 2013.-488 с.
8. Григорьева О. Т. Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / О.Т, Григорьева, Е. Н. Корнилова // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 644-646
9. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе / монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.
10. Дубровина И.В. Младший школьник: развитие познавательных способностей Пособие для учителя [Текст] / И.В.Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др.. — М.: Просвещение, 2003. — 148 с.
11. Замбацявичене Э. Ф. К разработке стандартизованной методики для определения уровня умственного развития нормальных и аномальных детей [Текст] / Э. Ф. Замбацявичене //Дефектология. – 1984. - No 1. – С. 28-34.
12. Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие [Текст] / В. М. Козубовский. — 3-е изд. — Минск: Амалфея, 2008. — 368 с.
13. Левченко И.Ю., технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] /И.Ю. Левченко, О. Г. Приходько. —— М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
14. Методики исследования интеллектуальной сферы личности школьников (методические рекомендации) [Текст] / Сост.: Л. Ф. Чупров. - Абакан; АГПИ, 1990.- 56 с.
15. Мещеряков Б. Г. Современный психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — М.: АСТ; СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 490 с.
16. Переслени Л. И., Особенности словесно-логического мышления младших школьников в аспекте диагностики интеллектуальной недостаточности [Текст] / Л.И. Переслени, Е. М. Мастюкова, Л. Ф. Чупров // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 1989. – Том 89. – Вып. 3. – С. 35-39.
17. Психодиагностика особенностей словесно-логического мышления младших школьников (методические рекомендации) [Текст] /Авт.-сост.: Переслени Л. И., Мастюкова Е. М., Чупров Л. Ф. – Абакан: АГПИ, 1990. – 28 с.
18. Психология мышления. Хрестоматия [Текст] /под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. — М: МГУ, 1982
19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога образования [Текст] / Е.И. Рогов. - М.: АСТ, 2011. – 527 с.
20. Розанова Т.В. Программы подготовки специалистов для ПМПК. ПсихологическиеА основы диагностики и коррекции [Текст] / Т.В. Розанова // Дефектология. 1995. No4. С. 82-89.
21. Рубинштейн С.Л. Общая психология [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 2011. – 705 с. Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 416 с.
22. Сергеева Е. С. Проблемы изучения словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста [Текст] / Е.С, Сергеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 46–50
23. Смирнова А. С. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте [Текст] / А.С.Смирнова, Л. В. Левицкая // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1783-1785
24. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. —М.: Изд. центр «Академия»,2005. — 464 с.
25. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога [Текст] / Е.А, Стребелева. — М.: ВЛАДОС, 2004.
26. Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления у детей [Текст] / Л.Ф, Тихоирова, А.В. Басов. – Ярославль: Гринго, 2012. - 240 с.
27. Чупров Л.Ф. Исследование особенностей словесно-логического мышления детей (практическое пособие для психологов) [Текст]/ Л.Ф, Чупуров. – Москва – Черногорск: СМОПО, 2009. –62 с.
28. Шипицына Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 368 с.