Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГИТАРА»

Работа №47255

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы110
Год сдачи2018
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
555
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования базовой исполнительской техники у обучающихся 1-4 классов детской музыкальной школы по специальности «Гитара»
1.1 Сущностно-содержательная характеристика основного понятия исследования «исполнительская техника», «базовая исполнительская техника»
1.2. Исторический анализ развития методики обучения игре на классической гитаре в России и за рубежом
1.3 Особенности формирования базовой исполнительской техники у обучающихся 1-4 классов детской музыкальной школы по специальности «Гитара»
Выводы по главе I 60
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию базовой исполнительской техники у обучающихся 1-4 классов детской музыкальной школы по специальности «Гитара»
2.1 Разработка учебно-методического обеспечения по формированию базовой исполнительской техники у обучающихся 1-4 классов детской музыкальной школы по специальности «Гитара»
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию базовой исполнительской техники у обучающихся 1-4 классов МБУДО ДМШ №13 г. Казани по специальности «Гитара»
Выводы по главе II 85
Заключение 88
Список литературы 92
Приложение 102


Актуальность исследования. Процесс приобщения к искусству является важнейшей частью полноценного развития личности, его эстетического, художественного и творческого потенциала.
Активное развитие музыкальной индустрии в настоящее время становится негативным фактором для формирования вкусовых предпочтений в области музыкального искусства подрастающего поколения. Это приводит к тому, что музыкально-эстетическое воспитание детей формируется на образцах сомнительного художественного качества, рассчитанных на легкое восприятие (простая мелодия, ритмика, гармония). Значительно большим потенциалом для решения данной проблемы обладают учреждения системы дополнительного образования, где индивидуальные занятия являются преобладающей формой, которая позволяет учитывать факторы возрастных, интеллектуальных особенностей личности, и создать наиболее благоприятные условия для ее развития в соответствии с интересами и потребностями.
Согласно документа Министерства культуры Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации «Концепция художественного образования» (далее - Концепция), опирающегося на основополагающий государственный документ -«Национальную доктрину образования в Российской Федерации», отмечается приоритет образования в государственной политике, определяется стратегия и направление развития системы образования в России на период до 2025 года. В данной Концепции отмечается, что важное значение в воспитании подрастающего поколения отводится учреждениям системы дополнительного образования, перед которыми ставятся следующие задачи: формирование эстетических потребностей и вкусов; создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей; широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества; вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков; выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.
В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующие развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
В настоящее время в сфере дополнительного образования одним из самых востребованных музыкальных инструментов является шестиструнная гитара. Обучение игре на классической гитаре в системе дополнительного образования является значимым фактором приобщения молодежи к высокохудожественным образцам музыкально-исполнительского искусства.
Одной из задач Государственной программы «Развитие образования на 2013-2020 год» является модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленные на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации.
В настоящее время в связи с недостаточной обеспеченностью теоретической, методологической литературы, освещающей вопросы как технического, так и художественного развития начинающих гитаристов, музыканты-педагоги вынуждены обращаться к трудам известных скрипачей, пианистов, виолончелистов и других музыкантов, чтобы получить ответы на вопросы касающиеся методики подготовки исполнителя. Данные источники не позволяют раскрыть особенности освоения инструмента. В связи с этим,проблема формирования исполнительских умений и навыков решается только анализом большого числа работ музыкантов-педагогов. Необходимость совершенствования методики обучения по специальности«Гитара» в детской музыкальной школе, недостаточная разработка теоретико-методических положений формирования базовой исполнительской техники обучающихся и определяют актуальность данного исследования.
Степень изученности проблемы исследования. Анализ научных источников показал, что проблема музыкального воспитания и обучения в той или иной мере рассматривалась многими учеными из различных областей познания.
Использование личностно-ориентированного подхода к обучению, воспитанию и развитию детей исследованы в трудах основоположников гуманистической педагогики В.А. Сухомлинского,К.Д.Ушинскогои др.,
считавших, что процессы обучения, воспитания и развития детей необходимо выстраивать с учетом принципов природосообразности и культуросообразности.
Проблема реализации педагогических принципов, предполагающих глубокое знание педагогом естественных, психофизиологических законов развития человека, сформулированы СЛ.Рубинштейном, Б.М.Тепловым и др.
Психолого-педагогическими проблемами в области исполнительства занимались такие ученые, как М.Г.Арановский, А.Д.Артоболевская, Л.Л.Бочкарев, Б.М.Теплов и др.
Вопросами, связанными с философией музыкального образования, занимались ведущие отечественные музыковеды: Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева, Л.А.Рапацкая, Е.Н.Федорович, Г.М.Цыпин и др.
История гитарного искусства рассматривались в работах Б.Вольман, Е.Д.Ларичев, А.Н.Соколов и др.
Значимыми для нашего исследования явились труды педагогов- исследователей в области гитарного искусства: П.С.Агафошин, Д.Г.Агуадо, А.М. Иванов-Крамской, М.Каркасси, Н.П.Михайленко, Э.В.Пухоль, А.Т.Сеговия, Ф.Э.Таррега; методические руководства по обучению игре на гитаре С.И.Руднев, Х.С.Сагрерас и др.
Методика исполнительства на народных инструментах представлена в работах Б.Л.Вольман, В.Г.Лебедева, В.П. Машкевича, О.И. Спешиловой, П.Н. Столпянского, М.С. Яблокова и др.педагогический опыт которых использовался при разработке сферы технологии и подготовки исполнителя- гитариста.
Значимость выбранного направления исследования, а также изучение научно-методической базы в области развития исполнительской техники гитариста, подтверждается рядом противоречий, выявленных нами в результате теоретического анализа и изучения массовой практики методики обучения игре на классической гитаре, которые фиксируются между:возрастающей потребностью в обучении игре на гитаре, и недостаточной разработанностью его теоретических основ, научно-методического обеспечения и практических разработок, научно обосновывающих пути и условия его дальнейшего развития;
Обозначенные противоречия позволили выявить необходимость исследования проблемы формирования базовой исполнительской техники у детей младшего школьного возраста в классе гитары детской музыкальной школы и определить тему диссертационного исследования: «Формирование базовой исполнительской техники у обучающихся 1-4 классов детской музыкальной школы по специальности «гитара».
Объект исследования-образовательный процесс в детской музыкальной школе.
Предмет исследования-формирование базовой исполнительской техники у обучающихся 1-4 классов детской музыкальной школы по специальности «Гитара».
Цель исследования -теоретически обосновать и экспериментально апробировать эффективность учебно-методического обеспечения по формированию базовой исполнительской техники у обучающихся 1-4 классов детской музыкальной школы по специальности «Гитара».
Гипотеза исследования основывается на предположении, что изучение теоретических и практических аспектов формирования базовой исполнительской техники у обучающихся 1-4 классов детской музыкальной школы по специальности «Гитара», а именно определения основного понятия исследования; исторического анализа развития методики обучения игре на классической гитаре в России и за рубежом; разработки учебно¬методического обеспечения по формированию базовой исполнительской техники у обучающихся 1-4 классов детской музыкальной школы по специальности «Гитара»,будут способствовать успешной реализации данного процесса.
Конструктивному достижению цели и гипотезы исследования способствует решение следующих задач:
1) дать сущностно-содержательную характеристику основным
понятиям исследования: «исполнительская техника», «базовая исполнительская техника»;
2) провести исторический анализ развития методики обучения игре на классической гитаре в России и за рубежом;
3) рассмотреть особенности формирования базовой исполнительской техники у обучающихся 1-4 классов детской музыкальной школы по специальности «Гитара»;
4) представить разработку учебно-методического обеспечения по формированию базовой исполнительской техники у обучающихся 1-4 классов детской музыкальной школы по специальности «Гитара»и проверить его эффективность.
Методологическую основу исследования составляют труды в области общей педагогики, содержащие сведения о новаторских подходах к образованию (Ш.А.Амонашвили, В.С.Библер, Л.В.Занков, М.В.Кларин,
B. В.Краевский, А.М.Кушнир, И.П.Подласый, В.Ф.Шаталов, Д.Б.Эльконин и др.); исследования по проблемам гитарной педагогики: А.М.Иванов- Крамской, Н.П.Михайленко, Э.В.Пухоль,Ф.Э.Таррега; труды в области общей и музыкальной психологии (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Л.Гройсман, А.В.Клюев, С.Т.Махлина, В.В.Медушевский, В.И.Петрушин,
C. Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов); труды, посвященные комплексному подходу в разработке методики формирования исполнительской техники (Л.А.Баренбойм, Е.Г.Либерман, С.М.Майкапар, Н.К.Метнер,С.Е.Фейнберг, Г.М.Цыпин, Ф.А. Штейнгаузени др.).
Методы исследования. В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретические- анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования; обобщение практического опыта работы педагогов-гитаристов, анализ учебных программ и пособий для гитаристов и т.д.; эмпирические - педагогическое наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, включающий наблюдение за процессом обучения гитаристов в детских музыкальных школах, опрос, беседы с преподавателями и обучающимися, обработка результатов эксперимента.
Экспериментальная база исследования.Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБУДО «Детская музыкальная школа № 13» г. Казани РТ. В экспериментальном исследовании приняли участие 16обучающихся (ЭГ и КГ)в возрасте 7-10 лет.
Этапы проведения исследования:
Подготовительный этап (2017 г.): теоретический анализ литературы, обоснование темы и определение содержания исследования.
Этап организации и проведения исследования (2017-2018 г.г.): изучение педагогического опыта формирования базовой исполнительской техники;разработка учебно-методического обеспечения формирования базовой исполнительской техники у детей младшего школьного возраста в классе гитары детской музыкальной школы; осуществление опытно-экспериментальной работы.
Этап завершения исследования (2018 г.): проведена систематизация, анализ и обобщение результатов исследования, осуществлялось оформление диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нём теоретически углублены представления в определении понятия«базовая исполнительская техника»;об основных этапах исторического процесса развития методики обучения игре на классической гитаре; выполнен анализ методик обучения игре на классической гитаре в России и за рубежом; представлено учебно-методическое обеспечение по формированию базовой исполнительской техники у обучающихся 1-4 классов детской музыкальной школы по специальности «Гитара».
Практическая значимость исследования.Материалы исследования могут быть использованы в практике детских музыкальных школ и школ искусств, в центрах детского творчества и учреждениях дополнительного образования детей, а также для повышения профессионального потенциала студентов музыкально-педагогических вузов и ссузов.
На защиту выносятся следующие положения исследования:
- понятийное обеспечение проблемы формирования базовой исполнительской техники у обучающихся 1-4 классов детской музыкальной школы по специальности «Гитара».
- исторический анализ развития методики обучения игре на классической гитаре в России и за рубежом.
- особенности формирования базовой исполнительской техники у детей младшего школьного возраста в классе гитары детской музыкальной школы.
- учебно-методическое обеспечение по формированию базовой исполнительской техники у обучающихся 1-4 классов детской музыкальной школы по специальности «Гитара».
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством:
- обсуждения и публикации статей на конференциях различного уровня:
- Костюшкина, О.Н. Исторический анализ развития методики обучения игре на классической гитаре в России и за рубежом / И.Ф.Камалова, О.Н.Костюшкина// Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: Материалы VI Международной научно-практической конференции (Казань, 20 октября 2017 года). - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2017. - С. 205-211.
- публикации научных статей в журналах, включенных в перечень ВАК:
- Костюшкина, О.Н. Формирование базовой исполнительской техники гитариста как научная проблема / И.Ф.Камалова, О.Н.Костюшкина // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. -Вып. 59 - Ч. III- С. 349-352.
прохождение стажировок:
- Международный научно-методический семинар «Профессионально-этическая подготовка учителей средствами театральной педагогики» // Казань, 21 февраля 2018.
Структура работы.Магистерская диссертация включает в себя: введение, 2 главы, 5 параграфов, выводы, заключение, список литературы(109), приложения (7).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Представленное диссертационное исследование позволило определить актуальность проблемы формирования базовой исполнительской техники у обучающихся 1-4 классов детской музыкальной школы по специальности «Гитара»и подтвердить эффективность разработанного учебно-методического обеспечения данного процесса, что позволило нам прийти к следующему заключению:
Для проведения теоретического анализа содержания основного понятия исследования «базовая исполнительская техника» нами рассмотрена сущность понятий «техника», «исполнительская техника», «базовая исполнительская техника» и смысловые единицы, связанные с данными понятиями и помогающие раскрыть их сущность.
Дано определение основного понятия исследования «базовая исполнительская техника» - это первоначальные умения и навыки звукоизвлечения, звуковедения, слухового контроля; скоординированность музыкально-слуховых представлений со специфическими способами их воспроизведения на музыкальном инструменте.
Базовая исполнительская техника совмещают в себе как механическую часть игры, так и музыкально-эстетические способности, для передачи наиболее полного образного-эмоционального содержания произведения.
В структуре базовой исполнительской техники гитариста музыкант педагог-исследователь М.А.Самохина выделяет следующие четыре взаимосвязанных компонента: нотно-ориентированный, звукодвигательный, инструментально-ориентированный, художественно-выразительный.
Проанализировав мнения ряда гитаристов, педагогов в определении структуры основного понятия нашего исследования (Э.Пухоль, А.М.Иванов- Крамской, Н.П.Михайленко, В.А.Кузнецов и др.) мы выделили следующие критерии основных структурных компонентов базовой исполнительской техники гитариста: правильная посадка и постановка рук; знание нотной грамоты; постановка исполнительского аппарата: (постановка правой и левой руки, звукоизвлечение и звукообразование); способы звукоизвлечения; ориентация на грифе инструмента; координацию различных движений; дифференциацию двигательных и слуховых ощущений; работа над штрихами; работа над звуковедением.
Рассмотрены этапы становления гитарного искусства, история развития методики обучения игре на классической гитаре в России и за рубежом,проведен сопоставительный анализ отечественных и зарубежных методик освоения гитарных навыков следующих авторов: П.Агафошин, Д. Агуадо, Алонсо Мударра, А.Ф.Гитман, В.А.Кузнецов, Е.Д.Ларичев, Луис Милан, Луис де Нарваес, Н.П.Михайленко, Э. Пухоль, Ф. Сор, А.Сеговия, Д.Теслов.
Рассмотрены возрастные особенности младшего школьного возраста, включающие физиологические, психологические, социальные изменения детей данного возраста.
Представили особенности формирования базовой исполнительской техники у детей младшего школьного возраста в классе гитары, включающие первоначальные умения и навыки звукоизвлечения, звуковедения, слухового контроля; скоординированность музыкально-слуховых представлений со специфическими способами их воспроизведения на музыкальном инструменте;
Младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития способностей - период впитывания и накопления знаний. Типичные характерные особенности детей данного возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, способствующая их успешному воспитанию и обучению. Психологические особенности данной возрастной группы : доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность способствуют их успешному воспитанию и обучению. Основная задача педагогов в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации способностей детей, с учетом индивидуальности каждого ребенка.
При изучении проблемы формирования базовой исполнительской техники в системе дополнительного образования необходимо отметить, что учебно-методическое обеспечение является важной составляющей и дает возможность осуществлять данный процесс.
Учебно-методическое обеспечение- это совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий, методических рекомендаций и т.д.), представляющих собой проект системного описания образовательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике.
Представленное в исследовании учебно-методическое обеспечение «Формирование базовой исполнительской техники у обучающихся 1-4 классов детской музыкальной школы по специальности «Гитара»
разработана на основе закона РФ «Об образовании», Приказа об утверждении 13 федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусства;концепции развития детских школ искусств в рамках проекта Программы развития системы дополнительного образования детей в РФ до 2020 г., на основе примерной программы по учебной дисциплине «Музыкальный инструмент (гитара шестиструнная)» В.А.Кузнецова, А.Ф.Гитмана, а также с учетом многолетнего педагогического опыта автора исследования в области исполнительства на гитаре в детской музыкальной школе
Цель учебно-методического обеспечения: формирование базовой исполнительской техники на основе приобретенных знаний, умений в области гитарного исполнительства,отражает организацию учебного процесса по специальности«Гитара» в области музыкального искусства «Музыкальное исполнительство» 1-4 класса обучения в ДМШ.
Опытно-экспериментальная работа по формированию базовой исполнительской техники обучающихся 1-4 классов ДМШ осуществлялась на базе МБУДО «ДМШ №13» г. Казань РТ в три этапа.
На констатирующем этапе нами были выделены основные компоненты и критерии: нотно-ориентированный компонент: знание нотной грамоты,дифференциация двигательных и слуховых ощущений;звукодвигательный компонент: постановка исполнительского аппарата (постановка правой и левой руки, звукоизвлечение и звукообразование), способы звукоизвлечения, ориентация на грифе инструмента, координация различных движений; инструментально-ориентированный компонент: правильная посадка и постановка рук, ориентация на грифе инструмента; художественно-выразительный компонент: работа над штрихами, работа над звуковедением.
Были выделены показатели оценивания, направленные на получение постоянной и объективной информации об уровне освоения базовой исполнительской техники обучающихся 1-4 классов детской музыкальной школы по специальности «Гитара», которые изменялись под влиянием определенных условий.
Данные, полученные в результате опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе МБУДО «ДМШ №13», отразили определенную тенденцию к повышению уровня сформированности базовой исполнительской техники у обучающихся 1-4 классов по специальности «Гитара», входящих в экспериментальную группу, что доказывает достоверность выдвинутой гипотезы исследования, подтверждает эффективность разработанного учебно-методического обеспечения и позволяет считать проведенное исследование успешным.



1. Абдуллин, Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта: учеб.пособие для студ. высш. пед.учеб.заведений / под ред. Э.Б. Абдуллина. М.: Академия, 2002. - 272с.
2. Агафошин, П.С. «Новое о гитаре» / П.С.Агафошин, - М.:
Госиздат, музыкальный сектор, 1928. - 206 с.
3. Агафошин, П.С. «Школа игры на шестиструнной гитаре» / П.С. Агафошин, М.,: «Музыка», 1987. - с. 206
4. Агафошин, П.С. «Классическая гитара в России и СССР» / П.С. Агафошин //Сост. М. Яблоков. - Тюмень-Екатеринбург, 1992. - С. 13-34.
5. Агуадо, Д. Школа игры на шестиструнной гитаре /Д.Агуадо - СПб,: «Музыка», 1993. - 68с.
6. Амонашвили, Ш. А. В школу с шести лет / Ш. А. Амонашвили. - М. : Педагогика, 1986. - 186 с.
7. Амонашвили, Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш.А.Амонашвили. - М.: Педагогика, 1984. — 297 с.
8. Амонашвили, Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш.А. Амонашвили ; Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.-социал. инт. - М. : ИПП ; Воронеж : МОДЭК, 1998. - 543 с.
9. Аракелова, А.О. «О реализации дополнительных
предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств»: в 2 ч./ монография : сборник материалов для детских школ искусств//Авт.-сост. Аракелова, А.О. - М.: Минкультуры России, 2012. - Ч.1.
- 118 с.
10. Арановский, М.Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных представлений / М.Г.Арановский // Проблемы музыкального мышления, сб. статей /под ред. MX. Арановского.- М.: Музыка, 1974. -С.252-271.
11. Артобалевская, А.Д. Первая встреча с музыкой, учебное пособие, издание четвертое / А.Д.Артобаевская. - М.: «Советский композитор», 1985.
- 102 с.
12. Баренбойм, Л.А. Музыкальная педагогика; и исполнительство / Л.А. Баренбойм.- Л.:Музыка, 1974. - 335с.
13. Берлиоз, Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке/ Г.Берлиоз. Т.1- М.: Музыка, 1972. - 307с.
14. Библер, B.C. Культура. Диалог культур / B.C. Библер // Вопросы философии. -1989. № 6. - С. 4-42
15. Биографический музыкально-литературный словарь-справочник русских и советских деятелей гитары. Классическая гитара в России и СССР. Сост. М.С. Яблоков. Екатеринбург: «Русская энциклопедия», 1992. - 2108 с.
16. Бирмак, А.В. О художественной технике пианиста/ А.В. Бирмак - М.: Музыка, 1973. - 149с.
17. Бочаров, О.А. Букварь гитариста / О.А.Бочаров, М.: Изд-во «Аккорд», 2002. - 48 с.
18. Бочкарёв, Л.Л.Психология музыкальной деятельности /Л.Л.Бочкарёв. - М.: Классика-ХХ1, 2008.- 352с.
19. Бурханов, А. Неизвестное о «твореньице» Хуана Карлоса Амата, испанской гитаре, бандоле и много другом. / А.Бурханов, Музыкальный журнал «Старинная музыка» - 2012. - № 3-4. - с. 38-60.
20. Быкова, О.В. Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной детской школе искусств / О.В.Быкова - СПб: Изд-во «Реноме», 2012 - 243 с.
21. Вайсборд, М. АндресСеговия и гитарное искусство XX века: Очерк жизни и творчества. М.: Сов.композитор, 1989.- 208 с.
22. Вещицкий, П. Классическая шестиструнная гитара / П.Вещицкий, Е.Ларичев, Г.Ларичева. - М., 2000. - 216 с.
23. Вольман, Б. Гитара в России. Очерки истории гитарного
искусства. / Б.Вольман. - Ленинград: «Музгиз», 1961. -177 с.
24. Вольман, Б.Л. Гитара в России: Очерки истории гитарного
искусства. / Б.Л.Вольман. - Ленинград: «Музгиз», 1961. - С. 150-153;
25. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский - М.: Изд-во Соврем, гуманитар, ун-та, 2001. - 209 с.
26. Высотский, М.Т. Школа для семиструнной гитары. / М.Т.Высотский.- М.: Гос. Изд-во, 1836.- 127 с.
27. Гальперин, П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии: материалы к курсу лекций. / П. Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова. -М., Издательство Московского университета, 1978. - 118 с.
28. Гитара и мастер: Музыкальный журнал с ил., нот.прил.- М.: Торопов, 1999. - С 11
29. Гитарист: Музыкальный журнал с ил., нот.прил. - М.: Афромеев, 1904; №1-12. - С 4
30. Гитарист: Музыкальный журнал с ил., нот.прил. М., 2002; №1 - С.52-53.
31. Гитара и гитаристы: Ежемесячный литературный журнал. — Грозный: М.Панченков, 1925; № 11-12.- С. 3-4
32. Гитман, А.Ф. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. /
A. Ф.Гитман - М.: ИЧП «Престо», 2002. - 105 с.
33. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (в новой редакции). Распоряжение от 15 мая 2013 г. № 792-р.
34. Григорьев В.Ю. Методика обучения игре на скрипке /
B. Ю.Григорьев. -М.: Классика-ХХ1, 2007. - 254 с.
35. Григорьев, С. Краткий очерк истории гитары. / С.Григорьев - М.: Просвещение, 2012. - 36 с.
36. Груздова, И. Музыкально - эстетическая культура детей дошкольного возраста: сущность и пути формирования / И.Груздова Дошкольное воспитание. № 2 - 2011. - с. 88
37. Дмитриева H.H. Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары :дис. канд. пед. наук : 13.00.02 / H.H. Дмитриева. М., 2004. - 232 с.
38. Ермакова, Е.С. Эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкального искусства. Научный журнал. / Е.С.Ермакова, - г. Нижний Тагил: Научно-издательский центр «Социосфера», 2010. - с. 52-56
39. Иванов, В.Д. Словарь музыканта-духовика / В.Иванов, М.: Музыка, 2007. - 28 с.
40. Иванов - Крамской, А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. / А.М.Иванов - Крамсккой.- М.: «Феникс», 2002. - с. 152
41. Иванова - Крамская, Н.А. Жизнь посвятил гитаре / Н.А.Иванова- Крамская. - М., 1995. -c. 128
42. Каминская, Н.Н. Психофизиология детей 6-7 лет и создание адаптивной образовательной среды: Методическое пособие для учителей начальных классов, педагогов-психологов образовательных учреждений родителей / Н.Н.Каминская. - Вологда: « ВИРО», 2005. - 108 с.
43. Каркасси, М. Школа игры на шестиструнной гитаре / М.Каркасси - М.: «Советский композитор», 1988. - с. 150
44. Кирьянов, А. «Искусство игры на классической шестиструнной гитаре» / А.Кирьянов - М.: «Дека» 1997. - 169 с.
45. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) Рига: НПЦ Эксперимент, 1998. - 180с.
46. Краевский, В.В. Проблемы научного обоснования обучения М.: Педагогика, 1977. -264с.
47. Кузнецов, В.А. Игровой аппарат гитариста / - В.А.Кузнецов - М.: «Классика-XXI», 2006. -201с.
48. Кузнецов, В.А. «Как научиться играть на гитаре» / В.Домогацкий «Из опыта молодого гитариста» - М: «Классика-XXI», 2006. -200с.
49. Келдыш, Г.В. Музыкальный энциклопедический словарь / Г.В.Келдыш - М.: Советская энциклопедия, 1990. - с. 359
50. Келдыш, Ю.В. Музыкальная энциклопедия. / Ю.В.Келдыш - М.: Советская энциклопедия, 1973. -Т. 1. - 1070 с.
51. Ларичев, Е.Д. Шестиструнная гитара // Музыкальный альманах. Гитара. - Вып. 2. / Е.Д.Ларичев.- М.: Музыка, 1990. - С. 4-5
52. Ларичев, Е.Д. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. / Е.Д.Ларичев. - М., 1986. - 94 с.
53. Ларичева, Г.А. Специальный класс шестиструнной гитары. Программа для детских и вечерних музыкальных школ/ Сост. Г.А.Ларичева. М., 1982. - 48с.
54. Лебедев, С.Н. // Большая российская энциклопедия. Т.22 /
С.Н.Лебедев М.,-2013.-С.44.
55. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. // Форма Стиль - Выражение / Сост. A.A. Тахо-Годи; Общ. Ред. A.A. Тахо-Годи и И.И.Маханькова. - М.: Мысль, 1995. - С.405-602
56. Лук, А.Н. Психология творчества, креативности, одаренности/
A. Н. Лук. - СПб.: Питер, 2009. - 434 с.
57. Макаров, В. «Методика обучения игре на начальном этапе» /
B. Макаров, Харьков: ХГИИ, 1997. - 120 с.
58. Майкапар, С.М. Музыкальное исполнительство и педагогика: из неизд. тр. / С.М. Майкапар. Челябинск: MPI, 2006. - 224 с.
59. Махлина, С.Т. Язык искусства в контексте культуры. СПб.: ГАК, 1995.-217 с.
60. Методические записки по вопросам музыкального образования. - Вып.2 /Ред. сост. Н.Л.Фишман. - М.: Музыка, 1979. - 224с.
61. Метнер, Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. Страницы из записных книжек / Н.К. Метнер. М.: Музгиз, 1963. - 92с.
62. Милан, Луис де Нарваэс //Большая российская энциклопедия. Т.20 / Луис де Нарваэс, Милан, М.: БРЭ, 2012. - 296 с.
63. Михайленко, Н. П. Методика преподавания на шестиструнной гитаре / Н.П.Михайленко. - Киев, 2003. -248 с.
64. Михайленко, Н. П. Фан Динь Тан. Справочник гитариста / Н.П.Михайленко. - Киев, 1998. - 247 с.
65. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. высш. учеб.заведений / А.В.Мудрик. - 7-е изд., испр. и доп. - М: «Академия», 2009. - 224 с.
66. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального воспитания / Е.В.Назайкинский - М: «Просвещение», 1972. -383 с.
67. Назаров, А. О гитаре / Музыкальный альманах. Выпуск 1. Гитара // А.Назаров.- М. 1989. -53 с.
68. Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога /Г.Нейгауз //Шестое издание. М.: Классика - XXI, 1999. -232с.
69. Николаев, Л.В. Статьи и воспоминания современников. Письма / Л.В.Николаев /сост. Л.Баренбойм и Н.Фишман- Л.: Сов.композитор, 1979 - 328 с.
70. Петренко, Е.В. Методика обучения игре на шестиструнной гитаре для детей в возрасте 11-16 лет/ Доклад на педагогическом совете / Е.В.Петренко- Вязьма, 2015. - 6 с.
71. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия. М.: Композитор, 1997. - 164 с.
72. Потеряев, Б. Формирование художественной техники баяниста- исполнителя /Б. Потеряев. - Челябинск, 1999. - 162 с.
73. Пухоль, Э. Школа игры на шестиструнной гитаре / Э.Пухоль - Москва: «Советский композитор», 1977. -183 с.
74. Пухоль, Э. Школа игры на шестиструнной гитаре на принципах техники Ф. Таррега/ Э. Пухоль - М.: Всесоюзное издательство, 1983. - 188 с.
75. Рапацкая, Л. А. Культурология и музыкальное образование: проблема диалога Текст. / Л.А. Рапацкая // Взаимосвязь методологической и методической подготовки учителей музыки: материалы 2 междунар. науч.- практ. конф.).-М., 1994.-С. 14-15.
76. Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей / О.П.Радынова - М.: «Владос» 1995. -606 с.
77. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии
/С.Л..Рубинштейн.- М.: Просвещение, 1976.-411 с.
78. Руднев, С. Русский стиль на классической гитаре / С.Руднев - Тула: «Ясная поляна», 2002. - 203 с.
79. Русанов , В.А. Гитара в России / В.А.Русанов - М., 1901. - 98 с.
80. Руднев, И.С. Русский стиль игры на классической гитаре / И.С. Руднев. - Тула: Ясная Поляна, 2002. -208 с.
81. Русанов, В.А. Гитара и гитаристы, вып. 2 / В.А.Русанов - М., 1901. - 64 с.
82. Русанов, В. А. История гитары в лицах, вып. 1 / В. А. Русанов, - М., Музыка1924. - С. 5-10
83. Сайфуллина, М.В. Музыкально-эстетическое воспитание как социокультурный процесс / М.В.Сайфуллина. - Томск: Изд-во «ТГУ», 2002. -182 с.
84. Сагрерас, Х.С.. Школа игры на шестиструнной гитаре. Ч. 1. / Х.С.Сагрерас.- М.: ДеКА, 1996. -198 с.
85. Самовик, О.А. Детские музыкальные школы и детские школы искусств в системе современного модернизирующегося музыкального образования / О.А.Самовик «Вестник» адыгейского государственного университета. Серия 3: педагогика и психология. - 2013. - № 2(117). - С. 62-67
86. Сеговия, А. Моя Гитарная тетрадь / А.Сеговия - СПб: «Музыка», 1995. -56 с.
87. Склярова, Т.В. Возрастная психология для социальных педагогов: Учеб.пособие для студентов пед. специальностей / Т.В. Склярова, Н.В. Носкова. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. - 336 с.
88. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения / М.Н. Скаткин- М.: Педагогика, 1971.-206 с.
89. В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. Киев: Радяньска школа, 1988. - 270с.
90. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования: уч. пособие - М.: Просвещение, 1986. -46 с.
91. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М.Теплов - М.: «Просвещение», 1989. - 270 с.
92. Теслов, Д. Идеальная школа техники гитариста / Д. Теслов.- «Goldenguitarstudio», 2008. - 218 с.
93. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений Текст. В 10 т. Т. 10. Материалы к третьему тому «Педагогических антропологии» / К.Д. Ушинский. -М.-Л.: АПН СССР, 1950. - 668 с.
94. Федорович, Е. Н. Основы психологии музыкального образования Текст: учеб. пособие / Е. Н. Федорович ; Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 2004. - 152 с.
95. Фейнберг, С.Е. Пианизм как искусство / С.Е.Фейнберг. М.: Классика XXI, 2001.- 335 с.
96. Цыпин, Г.М. Исполнитель и техника. М.: Академия, 1999. - 192 с.
97. Шаталова, Н.В. Фундамент конкурентоспособности /
H. В.Шаталова // Поиск. 2003. №39 (749). - С. 13.
98. Шилова, Н.Е. Роль музыки в процессе воспитания нравственных чувств ребенка / Н.Е.Шилова Педагогическое образование в России. 2013.-№
I. -С. 112-115
99. Штелин, Я. Известия о музыке в России. - «Музыкальное наследство», вып. I. / Я.Штелин - М., 1935. - 148 с.
100. Штейнгаузен, Ф.Р. Техника игры на фортепиано / Ф.Р. Штейнгаузен. -М.:Музгиз, 1926. - 149 с.
101. Эльконин, Б.Д. Понятие компетентности с позиций
развивающего обучения // Современные подходы к компетентностно- ориентированному образованию: Материалы семинара / Под ред.
A.B.Великановой. Самара: Профи, 2001.-60 с.
102. Ямпольский, И. Основы скрипичной аппликатуры. 3-е изд. - М.: Гос. муз.из-во, 1955. - 192с.
Интернет-источники
103. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. [Электронный ресурс] - режим доступа:
Ьйр://минобрнауки.рф/документы/4429/файл/3414/Концепция%20развития% 20дополнительного%20образования%20детей.рйГ (Дата обращения
10.03.2018)
104. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология: [Электронный
ресурс] / Л.Ф.Обухова- Режим доступа
http: //modernlib .ru/books/obuhova_l/detskaya_vozrastnaya_psihologiya/read (Дата обращения 01.04.17)
105. Предпрофессиональные программы [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.iroski.ru/node/1074(Дата обращения 20.06.17).
106. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь [Электронный ресурс] /- Режим доступа http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=76901(Дата обращения 10.11.17).
107. Примерные предпрофессиональные программы [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.iroski.ru/node/1074(Дата обращения 08.05.17).
108. Самохина, М.А. Формирование исполнительских умений и
навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары / М.А.Самохина [Электронный ресурс] - Режим доступа
http://www.dissercat.com/content/formirovanie-ispolnitelskikh-umenii-i-navykov- uchashchikhsya-detskoi-muzykalnoi-shkoly-v-kla(Дата обращения 08.10.2017)
109. Чудинов, А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка, 1910. [Электронный ресурс] - Режим доступа http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/35359(Дата обращения 31.05.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ