Глава 1. Теоретические аспекты системы качества предприятия 3
1.1 Понятие системы качества предприятия 3
1.2 Требования к обеспечению качества согласно ИСО 9001:2015 10
Понятие «система» характеризует некую упорядоченную совокупность элементов в соответствие с заложенными принципами. Подходы к определению данного понятия отражены на рис. 1. Основными свойствами системы выступают: целостность, множество элементов, связи между элементами, единая главная цель у всех элементов.
Рисунок 1. Подходы к определению понятия «система»
Система качества представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, позволяющих создавать на предприятии необходимые условия для обеспечения выпуска продукции надлежащего качества, эффективного управления и устойчивого развития предприятия . Внедрение такой системы на предприятии позволяет добиться успеха и повысить показатели, отражающие эффективность его деятельности.
Управление качеством – деятельность менеджеров и работников предприятия, направленная на постоянное повышение качества продукции. При этом оно может осуществляться не только высшим руководством, но и рядовым персоналом.
Система управления качеством на предприятии должна функционировать на всех этапах жизненного цикла продукта, начиная от идеи и составления проектной документации. После того как товар введен в эксплуатацию, сбор информации продолжается уже для того, чтобы сделать следующую партию продукции более совершенной.
Объект управления качеством – производство, субъекты – руководители предприятия (не только топ-менеджеры, но и начальники подразделений). Основные функции управления качеством:
планирование;
организация;
координирование;
мотивация;
контроль.
Процесс управления качеством в разных организациях осуществляется по-своему. Однако есть общепринятая схема, определяющая основные действия руководителей разных уровней (рис. 2).
Управление качеством и менеджмент образуют определенную иерархичную систему. Например, руководитель высшего звена должен всесторонне взаимодействовать с внешней средой, то есть своевременно реагировать на какие-либо изменения в стандартах, а также следить за нововведениями в законодательстве, регламентирующими данный вопрос. Кроме того, он обязан разрабатывать политику и определять план мероприятий, которые будут направлены на совершенствование продукции.