ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МОНО И ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ СЕМЬЯХ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты этнопсихологических особенностей детско-родительских отношений 7
1.1. Теоретический анализ моно и полиэтнических семей 7
1.2. Детско-родительские отношения в семьях 14
1.3. Особенности детско-родительских отношений в русских и татарских семьях 22
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Эмпирическое исследование детско-родительских отношений в моно и полиэтнических семьях 30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Результаты исследования детско-родительских отношений в моно и
полиэтнических семьях 34
Выводы по второй главе 55
Заключение 57
Список использованной литературы 60
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты этнопсихологических особенностей детско-родительских отношений 7
1.1. Теоретический анализ моно и полиэтнических семей 7
1.2. Детско-родительские отношения в семьях 14
1.3. Особенности детско-родительских отношений в русских и татарских семьях 22
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Эмпирическое исследование детско-родительских отношений в моно и полиэтнических семьях 30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Результаты исследования детско-родительских отношений в моно и
полиэтнических семьях 34
Выводы по второй главе 55
Заключение 57
Список использованной литературы 60
Приложение
Актуальность исследования. Изучение семьи имеет не только научное, но и практическое значение вследствие ее влияния на формирование личности. Семья является главным институтом социализации ребенка, где в отношениях со взрослым происходит формирования личности (Л.С. Выготский, А, Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Поэтому без анализа детско-родительских отношении невозможно представить целостное понимание развития личности.
Большинство существующих подходов к детско-родительским отношениям концентрируются на родительском аспекте этих отношений, фиксируя, в основном разные формы его отклонений. При этом, в описываемых отдельных типах родительского отношения смешаны разнородные признаки: внешние и внутренние, существенные и случайные, системаобразующия и зависящие от них. Для различных возрастных периодов развития ребенка также существуют свои типологии, между которыми часто нет связи и преемственности. Таким образом, современное состояние исследовании детско-родительских отношений характеризуется, с одной стороны, множеством эмпирических исследований, с другой стороны, остается пробелом представление о детско-родительских отношениях, которое позволило бы в многообразием его вариаций выделить такие обобщенные параметры, которые изменяясь в процессе развития этих отношений являлись бы общим для разных возрастных периодов.
Известно, что семья имеет двойственную природу. С одной стороны, дети и родители, представляют собой общность, где человек реализует базовые потребности в безопасности, любви, признании и т.д. С другой стороны - содержание семейных отношений зависит от культуры, традиций, этноса в которых она функционирует. Поэтому процессы, происходящие в семье, и, в том числе, в детско-родительских отношениях имеют особую значимость.
Нами исследовались моноэтнические татарские, моноэтнические русские и полиэтнические семьи.
Цель исследования - проанализировать и сравнить особенности детско-родительских отношений в моно- и полиэтнических семьях.
Объектом исследования явились детско-родительские отношения, предметом - специфика детско-родительских отношений в моно- и полиэтнических семьях.
Гипотез исследования: содержание детско-родительских отношений зависит от культуры, традиций, этноса в которых функционирует семья.
В соответствии с целью исследования решались следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ существующих исследований детско-родительских отношений.
2. Изучить особенности детско-родительских отношений, в моно и полиэтнических семьях.
3. Провести сравнительное исследование детско-родительских отношений в моноэтнических татарских, моноэтнических русских и полиэтнических семьях.
Теоретико-методологическую основу исследования составили теоретические представления концепции российских и зарубежных исследователей, рассматривающие категорию «отношение» (А.А.Бодалев, А.Ф.Лазурский, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев и др.); основные подходы к пониманию детско-родительских отношений (А.С.Варга, Р.В.Овчарова и др.); подходы к исследованию этнической психологии (В.Г.Крысько).
Методы и методики исследования. В работе использовались как теоретические (анализ и систематизация научной литературы), так и эмпирические методы исследования (тестирование); методы; обработки данных (вычисление среднего значения, t критерий Стьюдента). В исследовании применялись следующие методики: тест-опросник родительского отношения ОРО (А.Я. Варга, В.В. Столин), Тест-опросник «Измерения родительских установок и реакций» (опросник PARY).
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы преподавателями, психологами при организации занятий и составлении коррекционных программ, направленных на оптимизацию родительских отношений. Также полученные данные могут быть использованы в рамках дисциплин «Семейная психология», «Психология развития».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Большинство существующих подходов к детско-родительским отношениям концентрируются на родительском аспекте этих отношений, фиксируя, в основном разные формы его отклонений. При этом, в описываемых отдельных типах родительского отношения смешаны разнородные признаки: внешние и внутренние, существенные и случайные, системаобразующия и зависящие от них. Для различных возрастных периодов развития ребенка также существуют свои типологии, между которыми часто нет связи и преемственности. Таким образом, современное состояние исследовании детско-родительских отношений характеризуется, с одной стороны, множеством эмпирических исследований, с другой стороны, остается пробелом представление о детско-родительских отношениях, которое позволило бы в многообразием его вариаций выделить такие обобщенные параметры, которые изменяясь в процессе развития этих отношений являлись бы общим для разных возрастных периодов.
Известно, что семья имеет двойственную природу. С одной стороны, дети и родители, представляют собой общность, где человек реализует базовые потребности в безопасности, любви, признании и т.д. С другой стороны - содержание семейных отношений зависит от культуры, традиций, этноса в которых она функционирует. Поэтому процессы, происходящие в семье, и, в том числе, в детско-родительских отношениях имеют особую значимость.
Нами исследовались моноэтнические татарские, моноэтнические русские и полиэтнические семьи.
Цель исследования - проанализировать и сравнить особенности детско-родительских отношений в моно- и полиэтнических семьях.
Объектом исследования явились детско-родительские отношения, предметом - специфика детско-родительских отношений в моно- и полиэтнических семьях.
Гипотез исследования: содержание детско-родительских отношений зависит от культуры, традиций, этноса в которых функционирует семья.
В соответствии с целью исследования решались следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ существующих исследований детско-родительских отношений.
2. Изучить особенности детско-родительских отношений, в моно и полиэтнических семьях.
3. Провести сравнительное исследование детско-родительских отношений в моноэтнических татарских, моноэтнических русских и полиэтнических семьях.
Теоретико-методологическую основу исследования составили теоретические представления концепции российских и зарубежных исследователей, рассматривающие категорию «отношение» (А.А.Бодалев, А.Ф.Лазурский, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев и др.); основные подходы к пониманию детско-родительских отношений (А.С.Варга, Р.В.Овчарова и др.); подходы к исследованию этнической психологии (В.Г.Крысько).
Методы и методики исследования. В работе использовались как теоретические (анализ и систематизация научной литературы), так и эмпирические методы исследования (тестирование); методы; обработки данных (вычисление среднего значения, t критерий Стьюдента). В исследовании применялись следующие методики: тест-опросник родительского отношения ОРО (А.Я. Варга, В.В. Столин), Тест-опросник «Измерения родительских установок и реакций» (опросник PARY).
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы преподавателями, психологами при организации занятий и составлении коррекционных программ, направленных на оптимизацию родительских отношений. Также полученные данные могут быть использованы в рамках дисциплин «Семейная психология», «Психология развития».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Данное исследование посвящено изучению специфики детско- родительских отношений в моно- и полиэтнических семьях.
Семейные отношения представляют собой сложный феномен семейной системы, особое место в которой занимают детско-родительские отношения. Детско-родительские отношения - это отношения между родителями и детьми, которые включают родительское отношение и отношение ребенка к родителям.
В ходе теоретического анализа обнаружены схожесть в реализации родительства в монокультурных русских и монокультурных татарских семьях. Главными для них является благополучие своих детей, ради которых они готовы на любые жертвы, стремление передать национально-культурные традиции.
В поликультурных семьях родители стремление передать национально-культурные традиции обоих родителей, стремятся с раннего детства прививать детям самостоятельность и строить партнёрские взаимоотношения. Отцы в большей мере берут на себя моральную и материальную ответственность на ребенка. Матери в таких семьях родительство рассматривают как необходимую сферу деятельности. Восприятие родительства как ограничения для саморазвития связаны с ориентацией человека на достижение успеха в профессиональной сфере.
Эмпирическое исследование проводилось с использованием: тест- опросника родительского отношения ОРО (А.Я. Варга, В.В. Столин), Тест- опросника «Измерения родительских установок и реакций» (опросник PARY).
Сравнение полученных результатов по методике А.Я. Варга, В.В. Столин не показало различий по стилю «симбиоз», который проявляется у всех типов семей. Тип отношения «кооперация» в большей мере свойствен русским семьям. Тип отношения «авторитарная гиперсоциализация» больше проявляется в русских и татарских семьях. Тип отношения «маленький неудачник» больше проявляется с полиэтнических семьях.
Согласно полученным данным в отношениях к семейной роли обнаружены различия между семьями. Зависимость от семьи, ощущение самопожертвования, сверхавторитет родителей в большей мере присуще моноэтнической татарской семьей. Неудовлетворенностью ролью хозяйки проявляется в полиэтнических семьях. Во всех типах семей большее время на воспитание ребенка уделяется матерями, хотя в принятии решений участвуют оба родителя.
По показателю «эмоциональный контакт» все семьи прилагают много усилий на развитие ребенка. Но при этом в русских семьях по сравнению с другими семьями ребенку разрешается высказывать свое мнение. В татарских семьях не приветствуют равные партнерские отношения родителей и детей, акцент делается на авторитет родителей.
По показателю «эмоциональная дистанция» проявление излишней строгости в большей мере присуща полиэтническим семьям.
По показателю «концентрация на ребенке» обнаружены различия в проявлении установок подавление воли, опасения обидеть ребенка. В татарских семьях в воспитательных позициях родители в меньшей мере подавляют волю ребенка, опасаясь обидеть его. Родители в моноэтнических русских семьях не стремятся ускорить развитие ребенка. То есть они в большей мере делают акцент на возрастных особенностях развития ребенка, что не наблюдается в татарских и полиэтнических семьях.
В ходе исследования цель достигнута, задачи решены, выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение в результатах проведенного исследования. Было обнаружено, что содержание детско-родительских отношений зависит от культуры, традиций, этноса в которых функционирует семья.
Семейные отношения представляют собой сложный феномен семейной системы, особое место в которой занимают детско-родительские отношения. Детско-родительские отношения - это отношения между родителями и детьми, которые включают родительское отношение и отношение ребенка к родителям.
В ходе теоретического анализа обнаружены схожесть в реализации родительства в монокультурных русских и монокультурных татарских семьях. Главными для них является благополучие своих детей, ради которых они готовы на любые жертвы, стремление передать национально-культурные традиции.
В поликультурных семьях родители стремление передать национально-культурные традиции обоих родителей, стремятся с раннего детства прививать детям самостоятельность и строить партнёрские взаимоотношения. Отцы в большей мере берут на себя моральную и материальную ответственность на ребенка. Матери в таких семьях родительство рассматривают как необходимую сферу деятельности. Восприятие родительства как ограничения для саморазвития связаны с ориентацией человека на достижение успеха в профессиональной сфере.
Эмпирическое исследование проводилось с использованием: тест- опросника родительского отношения ОРО (А.Я. Варга, В.В. Столин), Тест- опросника «Измерения родительских установок и реакций» (опросник PARY).
Сравнение полученных результатов по методике А.Я. Варга, В.В. Столин не показало различий по стилю «симбиоз», который проявляется у всех типов семей. Тип отношения «кооперация» в большей мере свойствен русским семьям. Тип отношения «авторитарная гиперсоциализация» больше проявляется в русских и татарских семьях. Тип отношения «маленький неудачник» больше проявляется с полиэтнических семьях.
Согласно полученным данным в отношениях к семейной роли обнаружены различия между семьями. Зависимость от семьи, ощущение самопожертвования, сверхавторитет родителей в большей мере присуще моноэтнической татарской семьей. Неудовлетворенностью ролью хозяйки проявляется в полиэтнических семьях. Во всех типах семей большее время на воспитание ребенка уделяется матерями, хотя в принятии решений участвуют оба родителя.
По показателю «эмоциональный контакт» все семьи прилагают много усилий на развитие ребенка. Но при этом в русских семьях по сравнению с другими семьями ребенку разрешается высказывать свое мнение. В татарских семьях не приветствуют равные партнерские отношения родителей и детей, акцент делается на авторитет родителей.
По показателю «эмоциональная дистанция» проявление излишней строгости в большей мере присуща полиэтническим семьям.
По показателю «концентрация на ребенке» обнаружены различия в проявлении установок подавление воли, опасения обидеть ребенка. В татарских семьях в воспитательных позициях родители в меньшей мере подавляют волю ребенка, опасаясь обидеть его. Родители в моноэтнических русских семьях не стремятся ускорить развитие ребенка. То есть они в большей мере делают акцент на возрастных особенностях развития ребенка, что не наблюдается в татарских и полиэтнических семьях.
В ходе исследования цель достигнута, задачи решены, выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение в результатах проведенного исследования. Было обнаружено, что содержание детско-родительских отношений зависит от культуры, традиций, этноса в которых функционирует семья.
Подобные работы
- Изучение различий в показателях развития нравственного сознания у старших дошкольников из семей с разными социально-демографическими характеристиками
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2021



