Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МОНО И ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ СЕМЬЯХ

Работа №47244

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
315
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты этнопсихологических особенностей детско-родительских отношений 7
1.1. Теоретический анализ моно и полиэтнических семей 7
1.2. Детско-родительские отношения в семьях 14
1.3. Особенности детско-родительских отношений в русских и татарских семьях 22
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Эмпирическое исследование детско-родительских отношений в моно и полиэтнических семьях 30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Результаты исследования детско-родительских отношений в моно и
полиэтнических семьях 34
Выводы по второй главе 55
Заключение 57
Список использованной литературы 60
Приложение

Актуальность исследования. Изучение семьи имеет не только научное, но и практическое значение вследствие ее влияния на формирование личности. Семья является главным институтом социализации ребенка, где в отношениях со взрослым происходит формирования личности (Л.С. Выготский, А, Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Поэтому без анализа детско-родительских отношении невозможно представить целостное понимание развития личности.
Большинство существующих подходов к детско-родительским отношениям концентрируются на родительском аспекте этих отношений, фиксируя, в основном разные формы его отклонений. При этом, в описываемых отдельных типах родительского отношения смешаны разнородные признаки: внешние и внутренние, существенные и случайные, системаобразующия и зависящие от них. Для различных возрастных периодов развития ребенка также существуют свои типологии, между которыми часто нет связи и преемственности. Таким образом, современное состояние исследовании детско-родительских отношений характеризуется, с одной стороны, множеством эмпирических исследований, с другой стороны, остается пробелом представление о детско-родительских отношениях, которое позволило бы в многообразием его вариаций выделить такие обобщенные параметры, которые изменяясь в процессе развития этих отношений являлись бы общим для разных возрастных периодов.
Известно, что семья имеет двойственную природу. С одной стороны, дети и родители, представляют собой общность, где человек реализует базовые потребности в безопасности, любви, признании и т.д. С другой стороны - содержание семейных отношений зависит от культуры, традиций, этноса в которых она функционирует. Поэтому процессы, происходящие в семье, и, в том числе, в детско-родительских отношениях имеют особую значимость.
Нами исследовались моноэтнические татарские, моноэтнические русские и полиэтнические семьи.
Цель исследования - проанализировать и сравнить особенности детско-родительских отношений в моно- и полиэтнических семьях.
Объектом исследования явились детско-родительские отношения, предметом - специфика детско-родительских отношений в моно- и полиэтнических семьях.
Гипотез исследования: содержание детско-родительских отношений зависит от культуры, традиций, этноса в которых функционирует семья.
В соответствии с целью исследования решались следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ существующих исследований детско-родительских отношений.
2. Изучить особенности детско-родительских отношений, в моно и полиэтнических семьях.
3. Провести сравнительное исследование детско-родительских отношений в моноэтнических татарских, моноэтнических русских и полиэтнических семьях.
Теоретико-методологическую основу исследования составили теоретические представления концепции российских и зарубежных исследователей, рассматривающие категорию «отношение» (А.А.Бодалев, А.Ф.Лазурский, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев и др.); основные подходы к пониманию детско-родительских отношений (А.С.Варга, Р.В.Овчарова и др.); подходы к исследованию этнической психологии (В.Г.Крысько).
Методы и методики исследования. В работе использовались как теоретические (анализ и систематизация научной литературы), так и эмпирические методы исследования (тестирование); методы; обработки данных (вычисление среднего значения, t критерий Стьюдента). В исследовании применялись следующие методики: тест-опросник родительского отношения ОРО (А.Я. Варга, В.В. Столин), Тест-опросник «Измерения родительских установок и реакций» (опросник PARY).
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы преподавателями, психологами при организации занятий и составлении коррекционных программ, направленных на оптимизацию родительских отношений. Также полученные данные могут быть использованы в рамках дисциплин «Семейная психология», «Психология развития».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данное исследование посвящено изучению специфики детско- родительских отношений в моно- и полиэтнических семьях.
Семейные отношения представляют собой сложный феномен семейной системы, особое место в которой занимают детско-родительские отношения. Детско-родительские отношения - это отношения между родителями и детьми, которые включают родительское отношение и отношение ребенка к родителям.
В ходе теоретического анализа обнаружены схожесть в реализации родительства в монокультурных русских и монокультурных татарских семьях. Главными для них является благополучие своих детей, ради которых они готовы на любые жертвы, стремление передать национально-культурные традиции.
В поликультурных семьях родители стремление передать национально-культурные традиции обоих родителей, стремятся с раннего детства прививать детям самостоятельность и строить партнёрские взаимоотношения. Отцы в большей мере берут на себя моральную и материальную ответственность на ребенка. Матери в таких семьях родительство рассматривают как необходимую сферу деятельности. Восприятие родительства как ограничения для саморазвития связаны с ориентацией человека на достижение успеха в профессиональной сфере.
Эмпирическое исследование проводилось с использованием: тест- опросника родительского отношения ОРО (А.Я. Варга, В.В. Столин), Тест- опросника «Измерения родительских установок и реакций» (опросник PARY).
Сравнение полученных результатов по методике А.Я. Варга, В.В. Столин не показало различий по стилю «симбиоз», который проявляется у всех типов семей. Тип отношения «кооперация» в большей мере свойствен русским семьям. Тип отношения «авторитарная гиперсоциализация» больше проявляется в русских и татарских семьях. Тип отношения «маленький неудачник» больше проявляется с полиэтнических семьях.
Согласно полученным данным в отношениях к семейной роли обнаружены различия между семьями. Зависимость от семьи, ощущение самопожертвования, сверхавторитет родителей в большей мере присуще моноэтнической татарской семьей. Неудовлетворенностью ролью хозяйки проявляется в полиэтнических семьях. Во всех типах семей большее время на воспитание ребенка уделяется матерями, хотя в принятии решений участвуют оба родителя.
По показателю «эмоциональный контакт» все семьи прилагают много усилий на развитие ребенка. Но при этом в русских семьях по сравнению с другими семьями ребенку разрешается высказывать свое мнение. В татарских семьях не приветствуют равные партнерские отношения родителей и детей, акцент делается на авторитет родителей.
По показателю «эмоциональная дистанция» проявление излишней строгости в большей мере присуща полиэтническим семьям.
По показателю «концентрация на ребенке» обнаружены различия в проявлении установок подавление воли, опасения обидеть ребенка. В татарских семьях в воспитательных позициях родители в меньшей мере подавляют волю ребенка, опасаясь обидеть его. Родители в моноэтнических русских семьях не стремятся ускорить развитие ребенка. То есть они в большей мере делают акцент на возрастных особенностях развития ребенка, что не наблюдается в татарских и полиэтнических семьях.
В ходе исследования цель достигнута, задачи решены, выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение в результатах проведенного исследования. Было обнаружено, что содержание детско-родительских отношений зависит от культуры, традиций, этноса в которых функционирует семья.



1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб. : Питер,
2002. - 288 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2002. — 378 с.
3. Антонов А.И. и др. Социология семьи: учебник / А.И.Антонов, О.В. Дорохина, В.М. Медков и др./ Под ред. А.И.Антонова; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. - 2-е изд. - М.: Инфра- М, 2005. - 640 с.
4. Арутюнян Ю. В. Этносоциология / Ю. В. Артунян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов. - М.: Аспект-Пресс, 1999. - 271 с.
5. Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь. - М., 1994. - 80 с.
6. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2000. - № 6. - С. 35-56.
7. Варга А.Я. Тест родительского отношения. Психологические тесты / А.Я. Варга, В.В. Столин ; Ред. А.А.Карелин. - М., 2001. - 228 с.
8. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей.- М.: Пресс-сервис, 1997.-441с.
9. Выготский Л.С. Психология. - М., 2010.
10. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 2002. - 272 с.
11. Грищенко Е.Г. Детско-родительские отношения в семейной системе казахов в условиях поликультурного пространства (на примере Республики Казахстан) // Вестник Университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ. - № 21. - 2011.
12. Грищенко Е.Г. Социально-психологические особенности детско- родительских отношений в семейных системах казахов и русских в условиях единого поликультурного пространства (на примере Республики Казахстан): Автореф. дис.... канд. психол. наук. - М., 2011. - 24 с.
13. Громыко М.М. Мир русской деревни. - М.: Мол. гвардия, 1991. - 446 с.
14. Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург, 2004. - 160 с.
15. Еникеева А.С. Задача русской матери // Семья и школа. - 1996. - № 11. - С. 5-12.
16. Исхаков Д.М. Татары: популярная этнография (этническая история татарского народа). - Казань: Татар. кн. изд-во. 2005.
17. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. - М.: АСТ, 2010. - 448 с.
18. Крайг Г. Психология развития. - СПб., Питер, 2008.- 992 с.
19. Крысько В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2008.-320 с.
20. Кукушин В.С. Этнопедагогика и этнопсихология. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 443 с.
21. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.И. Колющий. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464с.
22. Ладзина Н.А. Этнопсихологические основы взаимодействия и поведения людей. - Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ, 2004. - 211 с.
23. Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. — М.: Наука,
2003. - 446 с.
24. Леонтьев Д.А. Деятельностный подход к анализу взаимодействия в супружеской диаде // Семья и личность. - М.: 1996. - часть 1. - С. 207¬217.
25. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии// Методологические и теоретические проблемы в психологии. - М., 1984. - С. 242 - 271
26. Лунин И.И., Старовойтова Г.В. Исследование родительских полоролевых установок в разных этнокультурных средах// Этнические стереотипы мужского и женского поведения. - М., 2001. - С. 6-16.
27. Мальтиникова Н.П. Этнопсихологические особенности родительства - модель изучения // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: Материалы 6-й научно¬практической конференции. - Иркутск, 2005.- С. 171-175.
28. Мальтиникова Н.П. Этнопсихологические особенности формирования родительства в поликультурной среде (на примере казахских, татарских и русских семей): Автореф. дис.... канд. психол. наук. - Самара, 2005. - 27 с.
29. Мальтиникова Н.П. Этнопсихологические факторы,
определяющие формирование родительства // Психология родительства и семейного воспитания: Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. - Курган, 2004.- С. 68-70.
30. Малявина С. Кросс-культурное исследование родительского отношения в современных русских, мородовских и татарских семьях // Вестник общественного мнения. - июнь-сентябрь. - 2007.
31. Мастюгина Т.М., Перепелкин Л.С. Этнология народов России: история и современное положение. - М.:ВЛАДОС, 2007. - 250 с.
32. Мид М. Культура и мир детства / Пер. с анг. и коммент. Ю.А.Асеева. Сост. и послесловие И.С.Кона. - М., 1988. - 429 с.
33. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). - М.: Москов. Психолого - соц. Институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.-265с.
34. Морозова И.С. Особенности родительских установок супругов в семьях с различным стажем семейной жизни // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017. №2 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti- roditelskih-ustanovok-suprugov-v-semyah-s-razlichnym-stazhem-semeynoy- zhizni (дата обращения: 11.05.2018).
35. Мустафина Э. Обычаи и традиции татарского народа глазами
семейного терапевта // Институт Интегративной Семейной Терапии (Institute of Integrative Family Therapy).
URL:http://www.familyland.ru/library/diplom/diplom 229.html(дата доступа: 10.04.2018).
36. Мясищев В. Н. Психология отношений / Под ред. А.А.Бодалева. - М.: Инст.практической психологии, Воронеж: «МОДЭК», 2005. - 356 с.
37. Навайтис Г. Семья в психологической консультации.- Воронеж, 1999.- 280 с.
38. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. - Киев, 1999.
39. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство, 2006. - 374 с.
40. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. - 319 с.
41. Овчарова Р.В. Психология родительства. - М.: Академия, 2005. - 368 с.
42. Попов Б.К. Семейная культура народов Северо -Востока России / Отв. ред. В.И. Бойко. - Новосибирск: ВО «Наука», 2003. - 260 с.
43. Попов Л.М. Добро и зло в психологии человека / Попов Л.М., Кашин А.П., Старшинова Т.А. - Казань: Изд-во Казанского университета. - 2000. - 176 с.
44. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М. : Эксмо, 2006. - 608 с.
45. Психология семьи. Хрестоматия / Сост. Д.Я.Райгородский. - Самара: «Бахрах -М», 2007. -752 с.
46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2009.
47. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: изд-во ООО «Речь», 2004. - 350 с.
48. Смирнова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Смирнова Е.О., Быкова М.В. // Вопросы психологии. - 2000. - №3. - С.3-14.
49. Смит Н. Современные системы психологии: Пер. с англ. - СПБ.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2003.-384с.
50. Татары / Под ред. Р.К. Уразманова, С.В.Чешко. - М.: Наука, 2001. - 390 с.
51. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель - Пресс, Изд - во ЭКСМО - Пресс, 2000. - 512 с.
52. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. -М.: Академический проект, 2005.-768 с.
53. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. Психология и психотерапия семьи.- СПб., 2009.-656 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ