Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (на примере освоения техники батик)

Работа №47215

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2018
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
485
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (на примере освоения техники батик) 9
1.1. Этнокультурное воспитание личности как педагогическая
проблема 9
1.2. Педагогический потенциал художественно-творческой
деятельности в этнокультурном воспитании учащихся 19
1.3. Батик в системе декоративно-прикладного искусства и его роль
в этнокультурном воспитании 28
Вывод по I главе 41
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭТНОКУЛЬТУРНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 43
2.1. Разработка авторской программы «Познавательный батик» для
учащихся 5-х классов ДШИ по этнокультурному воспитанию 43
2.2. Описание опытно-экспериментальной работы и обобщение ее результатов 64
Выводы по главе II 72
Заключение 73
Список литературы 76
Приложение


Актуальность исследования. Одна из главных задач российской педагогики - умножение духовного потенциала молодежи посредством развития у нее глубокого интереса к истории своего народа, непреходящим ценностям национальной культуры.
Культура народа обладает большой силой, оказывая мощнейшее влияние на формирование личности, являясь базисом для ее нравственного становления и эстетического развития. Ведь достижения национальных культур составляют огромный пласт общечеловеческой культуры. Именно поэтому этнокультурное воспитание становится важной проблемой современного образования, что отражено в Стратегии национальной образовательной политики РФ на период до 2025 года [49].
Среди факторов этнокультурного воспитания особое место отводится декоративно-прикладному искусству. Приобщение детей к народным ремеслам, изготовление ими изделий народного художественного промысла способствует более глубокому знакомству юного поколения с культурными традициями родного края, одновременно обеспечивая сохранение, распространение и развитие национальной художественной культуры и народного искусства в исторической преемственности поколений.Исследование влияния декоративно-прикладного искусства на процесс этнокультурного воспитания личности определяет актуальность настоящей работы.
Степень изученности проблемы. Проблема этнокультурного воспитания явилась предметом исследования таких ученых, как А.Ю. Ахлестин, Т.И. Бакланова, Н.В. Бикбулатова, Е.Б. Бондаревская Д.Ж. Валеева, Л.И. Васеха, Г.Н. Волкова, Р.Г. Гадиева, Т.И. Гончарова, Г.И. Губа, Л.В. Ершова, А.Н. Джуринского, Л.М. Захарова, А.Э. Измайлова, Л.М. Кашапова, Ю.С. Кутлугильдина, Н.А. Мажитова, О.Д. Мукаева, М.С. Нагина, Л.В. Неретина, М.Ю. Новицкая, С.И. Раимова, В.Т. Рамзай, Ф.Ш. Салитова, С.С. Танхасаева С.А. Хамматова, Ф.Ф. Харисова, А.А. Шадрина Т.Я. Шпикалова, Н.В. Янкина, и др.
Вопросами приобщения подрастающего поколения к традиционной культуре этноса также занимались Т.И. Бакланова, Е.П. Белозерцева, M.B. Богуславский, И.Ф. Гончарова, М.С. Жирова, А.В. Нестеренко, В.Т. Пряникова, Т.Я. Шпикаловаи др.
Роль народных традиций в развитии личности обозначена в трудах выдающихся русских мыслителей, педагогов Н.А. Бердяева, П.П. Блонского, Г.Н. Волкова, П.Ф. Каптерева, К.Д. Ушинского, В.Н. Шацкой и др.
Исследованию различных аспектов декоративно-прикладного искусства посвящены работы Е.Артемьевой, А.А. Доценко, И.В. Итальянцевой, Л.Х. Кадыйровой, Е.А. Лапшиной, О.С. Поповой, Е.В. Хайрулиной и др.
Технология выполнения техники батик описана в пособиях А. Эм, Д. Ганнер, Р. Гильман Е.А. Иолтуховской, О.В. Соколовой, С. Стоку, Г.В. Терешиной,Е.А. Шилковойи др.
Несмотря на большой корпус исследований, посвященных вопросам этнокультурного воспитания личности, приобщению учащихся к народным традициям, а также практико-ориентированных пособий по освоению художественной росписи по ткани, среди них нет работ, раскрывающих влияние батика на этнокультурное воспитание детей. Однако батик, не являясь традиционным ремеслом для этносов, населяющих обширную территорию России, тем не менее, получил достаточное распространение, приобрел известную популярность в среде российских мастеров. Данный феномен позволяет предположить, что этот вид декоративно-прикладного искусства может использоваться как средство этнокультурного воспитания личности. В этом аспекте выбранный ракурс диссертации демонстрирует еще один срез актуальности работы и формулирует его проблему: какое влияние на этнокультурное воспитание учащихся оказывает освоение техники батик.
Объект исследования: этнокультурное воспитание учащихся.
Предмет исследования: этнокультурное воспитание младших подростков в процессе освоения техники батик.
Цель исследования: изучить возможности этнокультурного воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства, разработать авторскую программу этнокультурного воспитания в условиях художественно-творческой деятельности средствами освоения батика и апробировать ее в процессе опытно-экспериментальной работы.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи исследования:
- изучить и проанализировать научную литературу по этнокультурному воспитанию личности как педагогическую проблему;
- рассмотреть педагогический потенциал художественно-творческой деятельности в этнокультурном воспитании учащихся;
- изучить роль батика в системе декоративно-прикладного искусства и выявить его роль в этнокультурном воспитании;
- разработать авторскую программу «Познавательный батик» для учащихся пятых классов детских школ искусств по этнокультурному воспитанию и описать результаты опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс этнокультурного воспитания младших подростков будет эффективным при условии:
- изучения теоретических аспектов этнокультурного воспитания личности средствами декоративно-прикладного искусства;
- выявления педагогических возможностей художественно-творческой деятельности в этнокультурном воспитании учащихся;
- разработке и внедрении в учебный процесс дидактических средств по обучению батику, базирующихся на соединении заданий историко-культурологического блока с практическим, формирующим умения и навыки в освоении техники тканевой росписи.
Методологическая база исследования. Общенаучную базу составили труды психологов и педагогов по воспитанию детей в условиях школьного обучения Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанского, Н.А. Бердяева, Г.Н. Волкова, A. Н. Джуринского, Н.В. Кузьминой, Д.С. Лихачева, А.С. Макаренко, B. А. Сластенина, Р.И. Хмелюк, В.Н. Шацкой и др.
Среди частно-научных трудов были использованы работы:
- по этнокультурному воспитанию А.Б. Афанасьевой, В.С. Безруковой, Г.Н. Волковой, В.Н. Галяпиной, Г.И. Губы, Л.Г. Зенковой, А.Н. Некрасовой, Б.М. Неменского, Т.В. Поштаревой, К.Д. Ушинского, Е.А. Флерина и др.
- по декоративно-прикладному искусству Е.Артемьевой, А.А. Доценко, И.В. Итальянцевой, Л.Х. Кадыйровой, Е.А. Лапшиной, О.С. Поповой, С. Сузи, Е.В. Хайрулиной, Е.В. Шелковой и др.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, компаративный метод, синтез, обобщение.
Экспериментальной базой исследования явилась Детская школа искусств им. М.А. Балакирева Вахитовского района г. Казани.
Новизна диссертационного исследования заключается в том, что оно: 1) является первой работой, посвященной этнокультурному воспитанию детей средствами батика; 2) выявляет педагогический потенциал художественно-творческой деятельности в этнокультурном воспитании; 3) содержит разработанную автором авторскую программу «Познавательный батик», задания которой основываются выполнении в технике батик элементов татарского орнаментального искусства и фигур персонажей татарских народных сказок.
Теоретическая значимость работы определяется его вкладом в становление учебно-воспитательного процесса с учетом его регионализации, а также возможностью использования полученных выводов для дальнейшего исследования проблемы этнокультурного воспитания учащихся средствами батика.
Практическая значимость исследования состоит в возможности его использования в курсах обучения декоративно-прикладному искусству и этнохудожественному творчеству.
Результаты исследования апробировались в процессе выступления автора на Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (7 апреля 2017 г., 29 марта 2018 г.); на VI Международной научно¬
практической конференции «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» (20 октября 2017 г.); в рамках соискания стипендии для студентов вузов Академии наук РТ на 2-й семестр 2017/2018 учебного года (участник конкурсного отбора); в Конкурсе на лучшую научно-исследовательскую работу студентов КФУ (участник конкурсного отбора); во II Всероссийском конкурсе курсовых работ «Музыкальное и художественное образование» в Уральском государственном педагогическом университете (г. Екатеринбург, апрель-май 2018 г., лауреат III степени).
Основные положения исследования отражены в следующих публикациях автора:
1. Михальченко, А.В. Искусство тканевой росписи: история и современность // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2017 года: сб. тезисов: в 4 т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - Т. 1: Институт международных отношений, истории и востоковедения. Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого. - С. 309.
2. Шириева, Н.В., Михальченко, А.В. Педагогический потенциал художественно-творческой деятельности в контексте этнокультурного воспитания личности // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: Материалы международной научно-практической конференции. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - С. 92-96.
3. Михальченко А.В. Познавательный батик: методическое пособие
для 5-х классов детских школ искусств. - Казань: ООО «Мир без границ», 2018. - 32 с. (Усл. печ. л. - 3.69, тираж 50 экз.).
Структура исследования состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы, состоящего из пятидесяти девяти источников и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современной социокультурной ситуации перед педагогами стоит нелегкая задача воспитать нового человека не столько как носителя знаний, сколько как человека - носителя ценностей родной культуры, и этот параметр является одним из важнейших в формировании духовно развитой личности.
Изучение литературных источников, посвященных вопросам воспитания, показало тесную взаимосвязь воспитания и обучения. Данный принцип функционирования этих процессов на манер сообщающихся сосудов возможен только при правильном понимании педагогом воспитательных задач при организации обучения.
Обратив исследовательское внимание на воспитание личности в контексте культуры, мы рассмотрели различные трактовки понятия «человек культуры» и уточнили его личностные параметры, а именно гуманизм, духовность, коммуникабельность, адаптивность, открытость новому, креативность, свобода.
Анализ научной литературы по этнокультурному воспитанию выявил, что это этот процесс представляет собой осознание личностью собственной этнокультурной идентичности посредством приобщения к этнокультурным ценностям своего народа. Этнокультурное воспитание предполагает погружение человека в пространство родной культуры, что способствует не только осознанию принадлежности к ней, но и развивает готовность к взаимодействию с представителями иных культур.
Изучив условия формирования этнокультурной компетентности школьников, мы обнаружили, что для этого процесса необходима готовность учащихся к коммуникации в полиэтнической среде через погружение ребенка сначала в родную, а затем иную культуру.
Рассмотрев методы формирования этнокультурной компетенции, мы заострили внимание на методе приобщения детей к художественно- творческой деятельности посредством создания ими изделий декоративно-прикладного искусства. Данный метод, реализуя целый конгломерат функций личностного становления, является прочным фундаментом для формирования этнокультурных компетенций за счет изучения подрастающим поколением художественного своеобразия произведений народного творчества.
Анализ истории развития батика как одного из видов декоративно - прикладного искусства показал эволюцию техник и резервирующего состава, а также продемонстрировал нарастающую популярность этого вида ДПИ во всем мире. Именно широкое распространение батика в наше время, несложность исполнения отдельных способов, подчеркнутая декоративность и утилитарность позволили нам предположить, что данная техника тканевой росписи может служить средством этнокультурного воспитания учащихся.
В целях подтверждения гипотезы нами был проведен педагогический эксперимент с учащимися Детской школы искусств им. М.А. Балакирева Вахитовского района г. Казани. Для выявления этнокультурной воспитанности учащихся мы разработали диагностическую анкету и с помощью нее провели исследование двух групп детей. Статистические данные показали средний уровень этнокультурного воспитания членов обоих коллективов.
В качестве решения проблемы повышения уровня этнокультурной воспитанности учащихсяДШИ им. М.А. Балакирева нами было разработано методическое пособие «Познавательный батик» для 5-х классов, при помощи которого мы предполагали погрузить испытуемых в контекст татарской народной культуры. Данный дидактический материал представляет собой рабочую тетрадь, задания которой включают выполнение в технике тканевой росписи элементов татарской орнаментики и героев татарского эпоса (сказок).
Проведенный педагогический эксперимент, который выражался в реализации занятий поданному методическому пособию, показал положительный результат, выразившийся в существенном возрастании уровня этнокультурного воспитания у учащихся ДШИ им. М.А. Балакирева.
Таким образом, проведенное исследование и успешность экспериментальной работы подтвердили выдвинутую ранее гипотезу о том, что успешность процесса этнокультурного воспитания детей средствами декоративно-прикладного искусства зависит от адекватного сочетания знаний об истории и культуре своего народа и формирования практических умений и навыков в освоении ремесла.



1. Амонашвили, Ш. А. Как живете дети? — М.: Просвещение, 1986 г. - 47 с.
2. Артемьева, Е. Алешинский наряд. Чудесные мгновения. Серия: Традиционный костюм[Текст]. / Е. Артемьева. - 2005. - №5. - С. 5-24.
3. Афанасьева, А.Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования [Текст] / А.Б. Афанасьева // Проблемы педагогики и психологии. - 2009. - №3. - С. 189-195.
4. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды[Текст] / сост. М.Ю. Бабанский; авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов, Г. А. Победоносцев, А.М. Моисеев; авт. коммент. А. М. Моисеев; Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 558 с.
5. Батик [Электронный ресурс] // Википедия. - Режим
доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D 1 %82%D0%B 8%D0%BA (Дата обращения 21.01.2017).
6. Бисакова, А. Батик // Интернет-сайт, реферат про батик. Техника
росписи акриловыми красками по ткани- Режим доступа:
https://gidpokraske.ru/hudozhestvennye-kraski/izobrazhenie/rospis-po-tkani- акп1оуушьк^кашгЫш1(Дата обращения 30.05.2017).
7. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В.С. Безрукова. - Екатеринбург, 2000. - 937 с.
8. Белорусова, В.В. Спорт как средство нравственного воспитания советской молодежи [Текст]: (Метод. пособие в помощь лектору) / Д-р пед. наук В. В. Белорусова; О-во "Знание" РСФСР. Ленингр. организация. - Ленинград: [б. и.], 1972. - 23 с.
9. Бондаревская, Е.В. Становление теории личностно ориентированного воспитания[Текст] / Е.В. Бондаревская // Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: В 2 ч. Ч. 1. - Волгоград, 2005. - 560 с.
10. Бондаревская, Е.В. Ценностные
ориентированного воспитания[Текст] / Е.В. Бондаревская// Педагогика. — 1995. - №4. - С. 29-36.
11. Васильева, К.В. Народное декоративно-прикладное искусство как стредство приобщения дошкольников к культуре родного края[Текст]/ К.В. Васильева, Д.А. Гусев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 10-3. - С. 562-565.
12. Волков, И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы [Текст]/ И.П. Волков. - Минск: Нар. асвета, 1992. -126 с.
13. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений[Текст]/ Г.Н. Волков. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
14. Вышивка[Электронный ресурс]- Режим доступа:
http://www.baget1.ru/view_cat.php?cat=4 (Дата обращения 17.02.2018)
15. Ганнер, Д. Японский батик. Техника сибори[Текст]/ Д. Ганнер.- М.: Ниола-пресс, 2010 г. - 128 с.
16. Гильман, Р. Художественная роспись тканей. Учебное пособие для студентов вузов [Текст]/ Р. Гильман. -М.: Владос, 2008 г. - 192 с.
17. Гудожникова, О.М. Этнокультурная компетентность. Структура и особенности формирования [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //nsportal .ru/shkola/dopolnitelnoe-
obrazovanie/library/2014/09/15/etnokulturnaya-kompetentnost-struktura-i (Дата обращения 21.05.2018).
18. Гуров, В.Н. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие[Текст]/В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина и др. - М.: Педагогическое общество России, 2004. -234 с.
19. Давыдов, С. Батик. Техника, приемы, изделия[Текст]. - М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2005. - 184 с.
20. Джанибекова, Э.Х., Этнокультурная компетентность педагога
[Электронный ресурс] / Э.Х. Джанибекова, З.М. Урусова. - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/etnokulturnaya-kompetentnost-
pedagoga-1 (Дата обращения 21.05.2018).
21. Джуринский, А.Н. Поликультурное воспитание в России и за рубежом: сравнительный анализ: Монография[Текст] / А.Н. Джуринский. - М.: Прометей, 2006. - 160 с.
22. Доценко, А.А. Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие специальных знаний у младших школьников: курсовая работа[Электронный ресурс] / А.А. Доценко.- Южно-Сахалинск, 2009- Режим доступа https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00030171_0.html(Дата обращения 03.02.2017).
23. Зенкова, Л.Г. Народная художественная культура региона как основополагающий фактор этнокультурного воспитания дошкольников [Текст] / Л.Г. Зенкова // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - №6 (25). - 234 с.
24. Зенкова, Л.Г. Этнокультурное воспитание дошкольников в детской школе искусств: автореф. ... дисс. канд. пед. наук: 13.00.01[Текст] Z Людмила Германовна Зенкова. - Москва, 2012. - 23 с.
25. Игнатов, А.А. Педагогические воззрения и практика духовного воспитания святителя Феофана Затворника. Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Александр Александрович Игнатов. - Курск, 2004. - 151 с.
26. Иолтуховская, Е.А. Батик для начинающих. Мастер-классы по ручной росписи шелка [Текст] / Е.А. Иолтуховсвкая - Спб.:Питер, 2015 г. - 128 с.
27. История батика в Индонезии [Электронный ресурс]. - Режим доступа http:ZZart-batic.ru/infoZistoriya-batika/istoriya-batika-v-indonezii.htm(Дата обращения 12.03.2018).
28. История бисероплетения[Электронный ресурс]. - Режим доступа
http://bicerinka.com/History.html(,n,aTa обращения 12.03.2018).
29. Итальянцева, И.В. Эстетическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства: квалификационная работа [Электронный ресурс] / И.В. Итальянцева. - Режим доступа https://nsportal.ru/detskiy- sad/raznoe/2013/06/26/esteticheskoe-vospitanie-sredstvami-dekorativno- prikladnogoiskusstva(Дата обращения 03.02.2017).
30. Калюжная, Е.Г. Художественно-творческая деятельность: понятие, структура, педагогический потенциал[Текст] / Е.Г. Калюжная // Человек в мире культуры. - 2015. - №1 (4) - С. 34-39.
31. Каргин,А.С. Народная художественная культура: Курс лекций: Учебное пособие[Текст]. - М.: Гос. Респ. Центр русского фольклора. 1997. - 288 с.
32. Князева, В.В. К теории понятия «человек культуры» / В.В. Князева[Текст] // Человек культуры: коллект. Моногр. / науч. Ред. В.В. Князева. - Оренбург, 2006. - С. 30-44.
33. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и
мастера производственного обучения [Текст]. - М., 1990. - 97 с.
34. Лапшина, Е.А. Художественное кружевоплетение в системе профессионального образования[Текст] / Е.А. Лапшина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 94. - С. 143-146.
35. Лихачев, Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания[Текст] / Б.Т. Лихачев // Педагогика. - 2007. - № 9. - С. 60¬66.
36. Малиновская, С.М. Социокультурные и педагогические основания разработки национально-регионального компонента в современном образовательном пространстве[Текст] / С.М. Малиновская. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2007. - 215 с.
37. Мудрик, А.В. Категория воспитания в теории и практике современного образования [Текст]/ А.В. Мудрик // Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: сб. науч. тр. и материалов по итогам науч. конф. в 2 ч. - Волгоград: Перемена, 2005. -
Ч. 1. - С. 10-14.
38. Некрасова, А.Н. Культура межнационального общения в молодежной среде: состояние и формирование:автореф. дис. д-ра филос. наук (22.00.06)[Текст] / А.Н. Некрасова. - Москва, 1992. - 30 с.
39. Пидкасистый, П.И Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов [Текст]/ П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 608 с.
40. Погодина, С.В. Теория и методика развития детского изобразительного
творчества: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф.
образования[Текст]/ С.В. Погодина. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 352 с.
41. Попова, О.С. Русские художественные промыслы [Текст]/ О.С. Попова, Н.И. Каплан. - Москва: Знание, 1984. - 144 с.
42. Поштарева, Т.В. Формирование этнокультурной компетентности [Текст]//Педагогика. - 2005. - № 3. - 349 с.
43. Селиверстова, С.А. Мировоззренческие основания человека культуры[Текст]// Человек культуры: коллект. моногр. - Книга 1. - Оренбург: изд-во ОГПУ, 2004. - С. 91-109.
44. Ситников, В. Энциклопедия земли Вятской[Текст]/ГИПП «Вятка», — Т. 10 — Ремёсла. 2000.— С. 593.
45. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
46. Соколова, О. Волшебный мир батика [Текст]/ О. Соколова. - Издательство:Феникс, 2013 г. - 64 с.
47. Сохина, И.И. О концепции воспитания Ш. А. Амонашвили // Образование и воспитание. — 2017. — №5. —161 с. — Режим доступа: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2791/ (Дата обращения 13.04.2018).
48. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания[Текст] / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. - М: ТФ Сфера, 2003. - 160 с.
49. Стратегии национальной образовательной политики РФ на период до
2025 года [Электронный ресурс]- Режим доступа:
http://kremlin.ru/acts/bank/36512(Дата обращения 13.02.2018).
50. Сузи, С. Батик. Практическое руководство[Текст]/ Пер. с англ. - М.: Ниола 21-й век, 2006. - 96 с.
51. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. Т.2[Текст] / В.А. Сухомлинский. - М: Педагогика,1980. - 383 с.
52. Терешина, Г.В. Роспись по шелку[Текст]/ Г.В. Терешина. -
Издательство:АСТ-Пресс, 2013 г. - 80 с.
53. Тюленасова, Э.Р. Становление этнокультурной компетенции детей школьного возраста: автореферат диссертации канд. педагог. Наук 13.
00. 02. [Текст]/Э.Р. Тюленасова: ГОУ ВПО «Челябинский
государственный педагогический университет. - Челябинск: 2011. - 27 с.
54. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. / Под ред. А.И.Пискунова, Г.С. Костюка, Д.О. Лордкипанидзе - Т. 1. - 1948. - 584 с.
55. Хайрулина, Е.В. Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания школьников [Электронный ресурс] / Е.В. Хайрулина. - Режим доступа https://infourok.ru/dekorativnoprikladnoe- iskusstvo-kak-sredstvo-esteticheskogovospitaniya-doshkolnikov- 1318300.html(Дата обращения 03.02.2017).
56. Хмелюк, М. Использование загадок в работе с детьми[Текст]// Дошк. воспитание. - 1983. - №7. - 344 с.
57. Шилкова, Е.А. Волшебный батик. Искусство росписи по ткани [Текст]/ Е.А. Шилкова. - М:Рипол-Классик, 2017 г. - 256 с.
58. Шпикалова, Т.Я. Модель развития инновационных
процессов этнохудожественного образования[Текст]/ Т.Я. Шпикалова // Наука и школа. - 2007. - №5. - С. 49-51.
59. Эм, А. Батик. Самоучитель. 100 уникальных примеров [Текст]/ А. Эм // Карманная иллюстрированная библиотека. - М:Харвест, 2010 г. - 256 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ