ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (на примере освоения техники батик)
|
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (на примере освоения техники батик) 9
1.1. Этнокультурное воспитание личности как педагогическая
проблема 9
1.2. Педагогический потенциал художественно-творческой
деятельности в этнокультурном воспитании учащихся 19
1.3. Батик в системе декоративно-прикладного искусства и его роль
в этнокультурном воспитании 28
Вывод по I главе 41
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭТНОКУЛЬТУРНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 43
2.1. Разработка авторской программы «Познавательный батик» для
учащихся 5-х классов ДШИ по этнокультурному воспитанию 43
2.2. Описание опытно-экспериментальной работы и обобщение ее результатов 64
Выводы по главе II 72
Заключение 73
Список литературы 76
Приложение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (на примере освоения техники батик) 9
1.1. Этнокультурное воспитание личности как педагогическая
проблема 9
1.2. Педагогический потенциал художественно-творческой
деятельности в этнокультурном воспитании учащихся 19
1.3. Батик в системе декоративно-прикладного искусства и его роль
в этнокультурном воспитании 28
Вывод по I главе 41
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭТНОКУЛЬТУРНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 43
2.1. Разработка авторской программы «Познавательный батик» для
учащихся 5-х классов ДШИ по этнокультурному воспитанию 43
2.2. Описание опытно-экспериментальной работы и обобщение ее результатов 64
Выводы по главе II 72
Заключение 73
Список литературы 76
Приложение
Актуальность исследования. Одна из главных задач российской педагогики - умножение духовного потенциала молодежи посредством развития у нее глубокого интереса к истории своего народа, непреходящим ценностям национальной культуры.
Культура народа обладает большой силой, оказывая мощнейшее влияние на формирование личности, являясь базисом для ее нравственного становления и эстетического развития. Ведь достижения национальных культур составляют огромный пласт общечеловеческой культуры. Именно поэтому этнокультурное воспитание становится важной проблемой современного образования, что отражено в Стратегии национальной образовательной политики РФ на период до 2025 года [49].
Среди факторов этнокультурного воспитания особое место отводится декоративно-прикладному искусству. Приобщение детей к народным ремеслам, изготовление ими изделий народного художественного промысла способствует более глубокому знакомству юного поколения с культурными традициями родного края, одновременно обеспечивая сохранение, распространение и развитие национальной художественной культуры и народного искусства в исторической преемственности поколений.Исследование влияния декоративно-прикладного искусства на процесс этнокультурного воспитания личности определяет актуальность настоящей работы.
Степень изученности проблемы. Проблема этнокультурного воспитания явилась предметом исследования таких ученых, как А.Ю. Ахлестин, Т.И. Бакланова, Н.В. Бикбулатова, Е.Б. Бондаревская Д.Ж. Валеева, Л.И. Васеха, Г.Н. Волкова, Р.Г. Гадиева, Т.И. Гончарова, Г.И. Губа, Л.В. Ершова, А.Н. Джуринского, Л.М. Захарова, А.Э. Измайлова, Л.М. Кашапова, Ю.С. Кутлугильдина, Н.А. Мажитова, О.Д. Мукаева, М.С. Нагина, Л.В. Неретина, М.Ю. Новицкая, С.И. Раимова, В.Т. Рамзай, Ф.Ш. Салитова, С.С. Танхасаева С.А. Хамматова, Ф.Ф. Харисова, А.А. Шадрина Т.Я. Шпикалова, Н.В. Янкина, и др.
Вопросами приобщения подрастающего поколения к традиционной культуре этноса также занимались Т.И. Бакланова, Е.П. Белозерцева, M.B. Богуславский, И.Ф. Гончарова, М.С. Жирова, А.В. Нестеренко, В.Т. Пряникова, Т.Я. Шпикаловаи др.
Роль народных традиций в развитии личности обозначена в трудах выдающихся русских мыслителей, педагогов Н.А. Бердяева, П.П. Блонского, Г.Н. Волкова, П.Ф. Каптерева, К.Д. Ушинского, В.Н. Шацкой и др.
Исследованию различных аспектов декоративно-прикладного искусства посвящены работы Е.Артемьевой, А.А. Доценко, И.В. Итальянцевой, Л.Х. Кадыйровой, Е.А. Лапшиной, О.С. Поповой, Е.В. Хайрулиной и др.
Технология выполнения техники батик описана в пособиях А. Эм, Д. Ганнер, Р. Гильман Е.А. Иолтуховской, О.В. Соколовой, С. Стоку, Г.В. Терешиной,Е.А. Шилковойи др.
Несмотря на большой корпус исследований, посвященных вопросам этнокультурного воспитания личности, приобщению учащихся к народным традициям, а также практико-ориентированных пособий по освоению художественной росписи по ткани, среди них нет работ, раскрывающих влияние батика на этнокультурное воспитание детей. Однако батик, не являясь традиционным ремеслом для этносов, населяющих обширную территорию России, тем не менее, получил достаточное распространение, приобрел известную популярность в среде российских мастеров. Данный феномен позволяет предположить, что этот вид декоративно-прикладного искусства может использоваться как средство этнокультурного воспитания личности. В этом аспекте выбранный ракурс диссертации демонстрирует еще один срез актуальности работы и формулирует его проблему: какое влияние на этнокультурное воспитание учащихся оказывает освоение техники батик.
Объект исследования: этнокультурное воспитание учащихся.
Предмет исследования: этнокультурное воспитание младших подростков в процессе освоения техники батик.
Цель исследования: изучить возможности этнокультурного воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства, разработать авторскую программу этнокультурного воспитания в условиях художественно-творческой деятельности средствами освоения батика и апробировать ее в процессе опытно-экспериментальной работы.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи исследования:
- изучить и проанализировать научную литературу по этнокультурному воспитанию личности как педагогическую проблему;
- рассмотреть педагогический потенциал художественно-творческой деятельности в этнокультурном воспитании учащихся;
- изучить роль батика в системе декоративно-прикладного искусства и выявить его роль в этнокультурном воспитании;
- разработать авторскую программу «Познавательный батик» для учащихся пятых классов детских школ искусств по этнокультурному воспитанию и описать результаты опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс этнокультурного воспитания младших подростков будет эффективным при условии:
- изучения теоретических аспектов этнокультурного воспитания личности средствами декоративно-прикладного искусства;
- выявления педагогических возможностей художественно-творческой деятельности в этнокультурном воспитании учащихся;
- разработке и внедрении в учебный процесс дидактических средств по обучению батику, базирующихся на соединении заданий историко-культурологического блока с практическим, формирующим умения и навыки в освоении техники тканевой росписи.
Методологическая база исследования. Общенаучную базу составили труды психологов и педагогов по воспитанию детей в условиях школьного обучения Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанского, Н.А. Бердяева, Г.Н. Волкова, A. Н. Джуринского, Н.В. Кузьминой, Д.С. Лихачева, А.С. Макаренко, B. А. Сластенина, Р.И. Хмелюк, В.Н. Шацкой и др.
Среди частно-научных трудов были использованы работы:
- по этнокультурному воспитанию А.Б. Афанасьевой, В.С. Безруковой, Г.Н. Волковой, В.Н. Галяпиной, Г.И. Губы, Л.Г. Зенковой, А.Н. Некрасовой, Б.М. Неменского, Т.В. Поштаревой, К.Д. Ушинского, Е.А. Флерина и др.
- по декоративно-прикладному искусству Е.Артемьевой, А.А. Доценко, И.В. Итальянцевой, Л.Х. Кадыйровой, Е.А. Лапшиной, О.С. Поповой, С. Сузи, Е.В. Хайрулиной, Е.В. Шелковой и др.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, компаративный метод, синтез, обобщение.
Экспериментальной базой исследования явилась Детская школа искусств им. М.А. Балакирева Вахитовского района г. Казани.
Новизна диссертационного исследования заключается в том, что оно: 1) является первой работой, посвященной этнокультурному воспитанию детей средствами батика; 2) выявляет педагогический потенциал художественно-творческой деятельности в этнокультурном воспитании; 3) содержит разработанную автором авторскую программу «Познавательный батик», задания которой основываются выполнении в технике батик элементов татарского орнаментального искусства и фигур персонажей татарских народных сказок.
Теоретическая значимость работы определяется его вкладом в становление учебно-воспитательного процесса с учетом его регионализации, а также возможностью использования полученных выводов для дальнейшего исследования проблемы этнокультурного воспитания учащихся средствами батика.
Практическая значимость исследования состоит в возможности его использования в курсах обучения декоративно-прикладному искусству и этнохудожественному творчеству.
Результаты исследования апробировались в процессе выступления автора на Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (7 апреля 2017 г., 29 марта 2018 г.); на VI Международной научно¬
практической конференции «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» (20 октября 2017 г.); в рамках соискания стипендии для студентов вузов Академии наук РТ на 2-й семестр 2017/2018 учебного года (участник конкурсного отбора); в Конкурсе на лучшую научно-исследовательскую работу студентов КФУ (участник конкурсного отбора); во II Всероссийском конкурсе курсовых работ «Музыкальное и художественное образование» в Уральском государственном педагогическом университете (г. Екатеринбург, апрель-май 2018 г., лауреат III степени).
Основные положения исследования отражены в следующих публикациях автора:
1. Михальченко, А.В. Искусство тканевой росписи: история и современность // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2017 года: сб. тезисов: в 4 т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - Т. 1: Институт международных отношений, истории и востоковедения. Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого. - С. 309.
2. Шириева, Н.В., Михальченко, А.В. Педагогический потенциал художественно-творческой деятельности в контексте этнокультурного воспитания личности // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: Материалы международной научно-практической конференции. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - С. 92-96.
3. Михальченко А.В. Познавательный батик: методическое пособие
для 5-х классов детских школ искусств. - Казань: ООО «Мир без границ», 2018. - 32 с. (Усл. печ. л. - 3.69, тираж 50 экз.).
Структура исследования состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы, состоящего из пятидесяти девяти источников и приложения.
Культура народа обладает большой силой, оказывая мощнейшее влияние на формирование личности, являясь базисом для ее нравственного становления и эстетического развития. Ведь достижения национальных культур составляют огромный пласт общечеловеческой культуры. Именно поэтому этнокультурное воспитание становится важной проблемой современного образования, что отражено в Стратегии национальной образовательной политики РФ на период до 2025 года [49].
Среди факторов этнокультурного воспитания особое место отводится декоративно-прикладному искусству. Приобщение детей к народным ремеслам, изготовление ими изделий народного художественного промысла способствует более глубокому знакомству юного поколения с культурными традициями родного края, одновременно обеспечивая сохранение, распространение и развитие национальной художественной культуры и народного искусства в исторической преемственности поколений.Исследование влияния декоративно-прикладного искусства на процесс этнокультурного воспитания личности определяет актуальность настоящей работы.
Степень изученности проблемы. Проблема этнокультурного воспитания явилась предметом исследования таких ученых, как А.Ю. Ахлестин, Т.И. Бакланова, Н.В. Бикбулатова, Е.Б. Бондаревская Д.Ж. Валеева, Л.И. Васеха, Г.Н. Волкова, Р.Г. Гадиева, Т.И. Гончарова, Г.И. Губа, Л.В. Ершова, А.Н. Джуринского, Л.М. Захарова, А.Э. Измайлова, Л.М. Кашапова, Ю.С. Кутлугильдина, Н.А. Мажитова, О.Д. Мукаева, М.С. Нагина, Л.В. Неретина, М.Ю. Новицкая, С.И. Раимова, В.Т. Рамзай, Ф.Ш. Салитова, С.С. Танхасаева С.А. Хамматова, Ф.Ф. Харисова, А.А. Шадрина Т.Я. Шпикалова, Н.В. Янкина, и др.
Вопросами приобщения подрастающего поколения к традиционной культуре этноса также занимались Т.И. Бакланова, Е.П. Белозерцева, M.B. Богуславский, И.Ф. Гончарова, М.С. Жирова, А.В. Нестеренко, В.Т. Пряникова, Т.Я. Шпикаловаи др.
Роль народных традиций в развитии личности обозначена в трудах выдающихся русских мыслителей, педагогов Н.А. Бердяева, П.П. Блонского, Г.Н. Волкова, П.Ф. Каптерева, К.Д. Ушинского, В.Н. Шацкой и др.
Исследованию различных аспектов декоративно-прикладного искусства посвящены работы Е.Артемьевой, А.А. Доценко, И.В. Итальянцевой, Л.Х. Кадыйровой, Е.А. Лапшиной, О.С. Поповой, Е.В. Хайрулиной и др.
Технология выполнения техники батик описана в пособиях А. Эм, Д. Ганнер, Р. Гильман Е.А. Иолтуховской, О.В. Соколовой, С. Стоку, Г.В. Терешиной,Е.А. Шилковойи др.
Несмотря на большой корпус исследований, посвященных вопросам этнокультурного воспитания личности, приобщению учащихся к народным традициям, а также практико-ориентированных пособий по освоению художественной росписи по ткани, среди них нет работ, раскрывающих влияние батика на этнокультурное воспитание детей. Однако батик, не являясь традиционным ремеслом для этносов, населяющих обширную территорию России, тем не менее, получил достаточное распространение, приобрел известную популярность в среде российских мастеров. Данный феномен позволяет предположить, что этот вид декоративно-прикладного искусства может использоваться как средство этнокультурного воспитания личности. В этом аспекте выбранный ракурс диссертации демонстрирует еще один срез актуальности работы и формулирует его проблему: какое влияние на этнокультурное воспитание учащихся оказывает освоение техники батик.
Объект исследования: этнокультурное воспитание учащихся.
Предмет исследования: этнокультурное воспитание младших подростков в процессе освоения техники батик.
Цель исследования: изучить возможности этнокультурного воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства, разработать авторскую программу этнокультурного воспитания в условиях художественно-творческой деятельности средствами освоения батика и апробировать ее в процессе опытно-экспериментальной работы.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи исследования:
- изучить и проанализировать научную литературу по этнокультурному воспитанию личности как педагогическую проблему;
- рассмотреть педагогический потенциал художественно-творческой деятельности в этнокультурном воспитании учащихся;
- изучить роль батика в системе декоративно-прикладного искусства и выявить его роль в этнокультурном воспитании;
- разработать авторскую программу «Познавательный батик» для учащихся пятых классов детских школ искусств по этнокультурному воспитанию и описать результаты опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс этнокультурного воспитания младших подростков будет эффективным при условии:
- изучения теоретических аспектов этнокультурного воспитания личности средствами декоративно-прикладного искусства;
- выявления педагогических возможностей художественно-творческой деятельности в этнокультурном воспитании учащихся;
- разработке и внедрении в учебный процесс дидактических средств по обучению батику, базирующихся на соединении заданий историко-культурологического блока с практическим, формирующим умения и навыки в освоении техники тканевой росписи.
Методологическая база исследования. Общенаучную базу составили труды психологов и педагогов по воспитанию детей в условиях школьного обучения Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанского, Н.А. Бердяева, Г.Н. Волкова, A. Н. Джуринского, Н.В. Кузьминой, Д.С. Лихачева, А.С. Макаренко, B. А. Сластенина, Р.И. Хмелюк, В.Н. Шацкой и др.
Среди частно-научных трудов были использованы работы:
- по этнокультурному воспитанию А.Б. Афанасьевой, В.С. Безруковой, Г.Н. Волковой, В.Н. Галяпиной, Г.И. Губы, Л.Г. Зенковой, А.Н. Некрасовой, Б.М. Неменского, Т.В. Поштаревой, К.Д. Ушинского, Е.А. Флерина и др.
- по декоративно-прикладному искусству Е.Артемьевой, А.А. Доценко, И.В. Итальянцевой, Л.Х. Кадыйровой, Е.А. Лапшиной, О.С. Поповой, С. Сузи, Е.В. Хайрулиной, Е.В. Шелковой и др.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, компаративный метод, синтез, обобщение.
Экспериментальной базой исследования явилась Детская школа искусств им. М.А. Балакирева Вахитовского района г. Казани.
Новизна диссертационного исследования заключается в том, что оно: 1) является первой работой, посвященной этнокультурному воспитанию детей средствами батика; 2) выявляет педагогический потенциал художественно-творческой деятельности в этнокультурном воспитании; 3) содержит разработанную автором авторскую программу «Познавательный батик», задания которой основываются выполнении в технике батик элементов татарского орнаментального искусства и фигур персонажей татарских народных сказок.
Теоретическая значимость работы определяется его вкладом в становление учебно-воспитательного процесса с учетом его регионализации, а также возможностью использования полученных выводов для дальнейшего исследования проблемы этнокультурного воспитания учащихся средствами батика.
Практическая значимость исследования состоит в возможности его использования в курсах обучения декоративно-прикладному искусству и этнохудожественному творчеству.
Результаты исследования апробировались в процессе выступления автора на Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (7 апреля 2017 г., 29 марта 2018 г.); на VI Международной научно¬
практической конференции «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» (20 октября 2017 г.); в рамках соискания стипендии для студентов вузов Академии наук РТ на 2-й семестр 2017/2018 учебного года (участник конкурсного отбора); в Конкурсе на лучшую научно-исследовательскую работу студентов КФУ (участник конкурсного отбора); во II Всероссийском конкурсе курсовых работ «Музыкальное и художественное образование» в Уральском государственном педагогическом университете (г. Екатеринбург, апрель-май 2018 г., лауреат III степени).
Основные положения исследования отражены в следующих публикациях автора:
1. Михальченко, А.В. Искусство тканевой росписи: история и современность // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2017 года: сб. тезисов: в 4 т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - Т. 1: Институт международных отношений, истории и востоковедения. Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого. - С. 309.
2. Шириева, Н.В., Михальченко, А.В. Педагогический потенциал художественно-творческой деятельности в контексте этнокультурного воспитания личности // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: Материалы международной научно-практической конференции. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - С. 92-96.
3. Михальченко А.В. Познавательный батик: методическое пособие
для 5-х классов детских школ искусств. - Казань: ООО «Мир без границ», 2018. - 32 с. (Усл. печ. л. - 3.69, тираж 50 экз.).
Структура исследования состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы, состоящего из пятидесяти девяти источников и приложения.
В современной социокультурной ситуации перед педагогами стоит нелегкая задача воспитать нового человека не столько как носителя знаний, сколько как человека - носителя ценностей родной культуры, и этот параметр является одним из важнейших в формировании духовно развитой личности.
Изучение литературных источников, посвященных вопросам воспитания, показало тесную взаимосвязь воспитания и обучения. Данный принцип функционирования этих процессов на манер сообщающихся сосудов возможен только при правильном понимании педагогом воспитательных задач при организации обучения.
Обратив исследовательское внимание на воспитание личности в контексте культуры, мы рассмотрели различные трактовки понятия «человек культуры» и уточнили его личностные параметры, а именно гуманизм, духовность, коммуникабельность, адаптивность, открытость новому, креативность, свобода.
Анализ научной литературы по этнокультурному воспитанию выявил, что это этот процесс представляет собой осознание личностью собственной этнокультурной идентичности посредством приобщения к этнокультурным ценностям своего народа. Этнокультурное воспитание предполагает погружение человека в пространство родной культуры, что способствует не только осознанию принадлежности к ней, но и развивает готовность к взаимодействию с представителями иных культур.
Изучив условия формирования этнокультурной компетентности школьников, мы обнаружили, что для этого процесса необходима готовность учащихся к коммуникации в полиэтнической среде через погружение ребенка сначала в родную, а затем иную культуру.
Рассмотрев методы формирования этнокультурной компетенции, мы заострили внимание на методе приобщения детей к художественно- творческой деятельности посредством создания ими изделий декоративно-прикладного искусства. Данный метод, реализуя целый конгломерат функций личностного становления, является прочным фундаментом для формирования этнокультурных компетенций за счет изучения подрастающим поколением художественного своеобразия произведений народного творчества.
Анализ истории развития батика как одного из видов декоративно - прикладного искусства показал эволюцию техник и резервирующего состава, а также продемонстрировал нарастающую популярность этого вида ДПИ во всем мире. Именно широкое распространение батика в наше время, несложность исполнения отдельных способов, подчеркнутая декоративность и утилитарность позволили нам предположить, что данная техника тканевой росписи может служить средством этнокультурного воспитания учащихся.
В целях подтверждения гипотезы нами был проведен педагогический эксперимент с учащимися Детской школы искусств им. М.А. Балакирева Вахитовского района г. Казани. Для выявления этнокультурной воспитанности учащихся мы разработали диагностическую анкету и с помощью нее провели исследование двух групп детей. Статистические данные показали средний уровень этнокультурного воспитания членов обоих коллективов.
В качестве решения проблемы повышения уровня этнокультурной воспитанности учащихсяДШИ им. М.А. Балакирева нами было разработано методическое пособие «Познавательный батик» для 5-х классов, при помощи которого мы предполагали погрузить испытуемых в контекст татарской народной культуры. Данный дидактический материал представляет собой рабочую тетрадь, задания которой включают выполнение в технике тканевой росписи элементов татарской орнаментики и героев татарского эпоса (сказок).
Проведенный педагогический эксперимент, который выражался в реализации занятий поданному методическому пособию, показал положительный результат, выразившийся в существенном возрастании уровня этнокультурного воспитания у учащихся ДШИ им. М.А. Балакирева.
Таким образом, проведенное исследование и успешность экспериментальной работы подтвердили выдвинутую ранее гипотезу о том, что успешность процесса этнокультурного воспитания детей средствами декоративно-прикладного искусства зависит от адекватного сочетания знаний об истории и культуре своего народа и формирования практических умений и навыков в освоении ремесла.
Изучение литературных источников, посвященных вопросам воспитания, показало тесную взаимосвязь воспитания и обучения. Данный принцип функционирования этих процессов на манер сообщающихся сосудов возможен только при правильном понимании педагогом воспитательных задач при организации обучения.
Обратив исследовательское внимание на воспитание личности в контексте культуры, мы рассмотрели различные трактовки понятия «человек культуры» и уточнили его личностные параметры, а именно гуманизм, духовность, коммуникабельность, адаптивность, открытость новому, креативность, свобода.
Анализ научной литературы по этнокультурному воспитанию выявил, что это этот процесс представляет собой осознание личностью собственной этнокультурной идентичности посредством приобщения к этнокультурным ценностям своего народа. Этнокультурное воспитание предполагает погружение человека в пространство родной культуры, что способствует не только осознанию принадлежности к ней, но и развивает готовность к взаимодействию с представителями иных культур.
Изучив условия формирования этнокультурной компетентности школьников, мы обнаружили, что для этого процесса необходима готовность учащихся к коммуникации в полиэтнической среде через погружение ребенка сначала в родную, а затем иную культуру.
Рассмотрев методы формирования этнокультурной компетенции, мы заострили внимание на методе приобщения детей к художественно- творческой деятельности посредством создания ими изделий декоративно-прикладного искусства. Данный метод, реализуя целый конгломерат функций личностного становления, является прочным фундаментом для формирования этнокультурных компетенций за счет изучения подрастающим поколением художественного своеобразия произведений народного творчества.
Анализ истории развития батика как одного из видов декоративно - прикладного искусства показал эволюцию техник и резервирующего состава, а также продемонстрировал нарастающую популярность этого вида ДПИ во всем мире. Именно широкое распространение батика в наше время, несложность исполнения отдельных способов, подчеркнутая декоративность и утилитарность позволили нам предположить, что данная техника тканевой росписи может служить средством этнокультурного воспитания учащихся.
В целях подтверждения гипотезы нами был проведен педагогический эксперимент с учащимися Детской школы искусств им. М.А. Балакирева Вахитовского района г. Казани. Для выявления этнокультурной воспитанности учащихся мы разработали диагностическую анкету и с помощью нее провели исследование двух групп детей. Статистические данные показали средний уровень этнокультурного воспитания членов обоих коллективов.
В качестве решения проблемы повышения уровня этнокультурной воспитанности учащихсяДШИ им. М.А. Балакирева нами было разработано методическое пособие «Познавательный батик» для 5-х классов, при помощи которого мы предполагали погрузить испытуемых в контекст татарской народной культуры. Данный дидактический материал представляет собой рабочую тетрадь, задания которой включают выполнение в технике тканевой росписи элементов татарской орнаментики и героев татарского эпоса (сказок).
Проведенный педагогический эксперимент, который выражался в реализации занятий поданному методическому пособию, показал положительный результат, выразившийся в существенном возрастании уровня этнокультурного воспитания у учащихся ДШИ им. М.А. Балакирева.
Таким образом, проведенное исследование и успешность экспериментальной работы подтвердили выдвинутую ранее гипотезу о том, что успешность процесса этнокультурного воспитания детей средствами декоративно-прикладного искусства зависит от адекватного сочетания знаний об истории и культуре своего народа и формирования практических умений и навыков в освоении ремесла.



