Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воздействие страдающих психозом родителей на эмоциональное развитие ребенка

Работа №47208

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы45
Год сдачи2018
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
259
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения детско-родительских отношений и эмоционального развития ребенка старшего дошкольного возраста 5
1.1 Детско-родительские отношения в старшем дошкольном возрасте 5
1.2 Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников 16
Глава 2 Экспериментальное изучение воздействия страдающих психозом родителей на эмоциональное развитие ребенка 26
2.1 Процедура и методика исследования 26
2.2 Анализ результатов экспериментального изучения воздействия страдающих психозом родителей на эмоциональное развитие ребенка старшего дошкольного возраста 29
2.3 Рекомендации по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 34
Заключение 37
Список использованных источников 40
Приложение 43


Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе система отечественного дошкольного воспитания все более ориентируется на инновационные стратегии в поиске подходов, которые направлены на гуманистическую, личностно-ориентированную модель организации педагогического процесса. В тоже время практика показывает, что условия нормального развития ребёнка оказываются нарушенными вследствие отсутствия необходимого индивидуального психолого-педагогического внимания к уникальности, неповторимости личности каждого ребенка, что приводит к негативным результатам социализации, проявляющимся в нарушении хода и темпа нормального развития.
В настоящее время в системе дошкольного воспитания недостаточно внимания уделяется изучению и анализу потенциальных возможностей личности ребенка, предпосылок гармоничного психического, физического и духовного развития. Большая роль полноценному развитию ребенка дошкольного возраста отводится семье, детско-родительским отношениям и стилям семейного воспитания. В старшем дошкольном возрасте эмоциональная жизнь и эмоциональный опыт ребенка многократно обогащаются и расширяются. Усложняется не только содержание, служащее источником для переживания определенных эмоций, появляются разнообразные оттенки и нюансы длительных и глубоких чувствований (стыда, зависти, вины, сопереживания, сочувствия). В связи с тем, что на современном этапе происходит переоценка ценностей семьи, занятость родителей, высокий уровень родителей, которые страдают разными видами психозов, все это не позволяет уделять ребенку требуемого внимания, у ребенка дошкольного возраста возникают проблемы в личностном развитии, в развитии эмоциональной сферы. Это и обуславливает актуальность темы исследования.
Цель исследования – изучить воздействие страдающих психозом родителей на эмоциональное развитие ребенка.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «детско-родительские отношения».
2. Определить особенности развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать результаты экспериментального изучения воздействия страдающих психозом родителей на эмоциональное развитие ребенка.
4. Разработать практические рекомендации по развитии эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: родители, страдающие разными видами психозов, оказывают негативное влияние на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – эмоциональная сфера детей.
Предмет исследования – воздействие страдающих психозом родителей на эмоциональное развитие ребенка.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические – анкетирование, тестирование, методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
Методологическую основу исследования составили научные труды Л.С. Выготского, А.Я. Варга, Т.В. Гребенщиковой, М.М. Кониной и др. А.Я. Варга, М.М. Конина, С.Л. Новоселова, Г.Ш. Соколова и др. раскрыли сущность понятия «детско-родительские отношения». Е.М. Листик, А.Н. Лук раскрыли природу эмоций и эмоциональных проявлений человека. В исследованиях Л.С. Выготского, В.Т. Гребенщиковой, В.С. Мухиной и др. раскрыты особенности развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность темы исследования бесспорна, так как психозы родителей влияют не только на эмоциональное развитие ребенка, но и на психическое развитие ребенка вцелом.
Семья играет большую роль в развитии личности ребенка. Дети, которые лишены возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, которая состоит из родных и близких им людей, многое теряют и недополучают. Особенно это заметно выражено у маленьких детей, которые живут по определенным обстоятельствам вне семьи – в детдомах и других учреждениях этого типа. Развитие личности детей, лишенных родительской любви, нередко протекает другим путем, чем у детей, которые воспитываются в семье. Умственное и социальное развитие детей из детских домов в частых случаях запаздывает, а эмоциональное развитие затормаживается.
Эмоциональная сфера ребенка старшего дошкольного возраста представляет собой индивидуальные свойства человека, состоящие из количества и качества, а так же динамического развития эмоций и чувств. Содержательные критерии эмоциональности состоят из общих явлений и ситуаций, занимающих особые позиции важности для субъекта. Они тесно взаимосвязаны с индивидуальными, базовыми особенностями личности, отношением к нравственности, направлением мотиваций, собственными взглядами на окружающий мир, жизненными ценностями, осознанным волевым управлением.
Эмоции отражают внутреннее состояние дошкольника, его отношение к окружающим процессам. Эмоции руководят действиями ребенка. Ребенок и родитель беседуют. Ребенок начинает осознанно проявлять эмоции, но пока не умеет их контролировать. Поэтому дошкольник на все реагирует в состоянии аффекта, т.е. бурными, сильными эмоциями с глубоким переживаниями и снижением самоконтроля. Отсюда детская непосредственность и искренность. Дети этого возраста открыто проявляют как положительные (радость, восторг), так и отрицательные эмоции (гнев, грусть), но смена настроения происходит внезапно.
С целью изучение воздействия страдающих психозом родителей на эмоциональное развитие ребенка было организовано и проведено экспериментальное исследование.
Обработка результатов «Опросника родительских отношений» позволила выявить, что наиболее выраженным по группе родителей оказался стиль родительского отношения «Авторитарная гиперсоциализация» (41%). Данный стиль не допускает малейшего непослушания со стороны ребенка, родитель проявляет максимум заботы о здоровье ребенка, социальных успехах. Стиль родительского отношения «Симбиоз» (32%) свидетельствует о том, что родитель ощущает себя единым целым с ребенком, старается удовлетворить все потребности ребенка, оградить от неприятностей, испытывает постоянную тревогу за ребенка, который ему кажется беззащитным. На третьем месте по степени выраженности находится стиль семейного воспитания «Маленький неудачник» (18%). Данный стиль отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. Полученные высокие значения по этой категории свидетельствуют о стремлении родителя инфантилизировать ребенка, приписать ему личную несамостоятельность, родитель видит ребенка младше, по сравнению с реальным возрастом.
По методике «Изучение эмоциональных проявлений детей» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) были получены следующие результаты:
- 6 детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы имеют высокий уровень эмоциональных проявлений (26%);
- 10 старших дошкольников экспериментальной группы средний уровень эмоциональных проявлений (43%);
- 7 детей экспериментальной группы имеет низкий уровень эмоциональных проявлений (31%).
С целью развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста была разработана программа «Все дети хотят дружить». Занятия по развитию эмоциональной сферы и формирования навыков общения проводятся психологом детского сада еженедельно. В содержание занятий включены такие методы работы, как рассказы об историях детей с ОВЗ, показ короткометражных видеороликов о детях с ОВЗ, анализ нравственно-ориентированных сюжетов «Светик-семицветик», беседы по картинкам, упражнения на взаимопомощь и отзывчивость, конкурс рисунков «Я и мой новый друг».
Таким образом, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.
Рекомендации:
1. Использовать в работе со старшими дошкольниками этические беседы, которые являются эффективным средством воспитания эмоциональной отзывчивости.
2. При оценке поведения учащихся в этот период с точки зрения прилежания и успешности необходимо учитывать не только прочность поведенческих умений, навыков, привычек, но и знания моральных требований, умение критиковать свое поведение и поведение своих товарищей.
3. Воспитателю необходимо помнить, что высокая нравственная воспитанность дошкольников проявляется в единстве развитого нравственного сознания, мышления, воли, чувств и поведения.
4. Для повышения эффективности развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников необходимо, чтобы и родители анализировали свой опыт бесед с детьми на моральные темы, видели результаты воздействия словом на нравственное развитие детей, на их поступки.



1. Белкина, В.Н. Подготовка студентов к педагогическому регулированию взаимодействия детей раннего и дошкольного возраста со сверстниками: диссертация ... доктора педагогических наук / В.Н. Белкина // Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. – Ярославль, 2013. – 241 с.
2. Алексеева, Д.Л. Дети и родители: территория соприкосновения / Д.Л. Алексеева // Детский сад от А до Я. – 2016. – №2. – С. 45-51.
3. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дисс. канд. психол. наук / А.Я. Варга. – М.: МГУ, 2016. – 80 с.
4. Витт, Н.В. Личностно-эмоциональная опосредованность выражения эмоций / Н.В. Витт // Вопросы психологии. – 2011. – № 1. – С. 95-107.
5. Выготский, Л.С. Учение об эмоциях // Собрание сочинений т.4 / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во МГУ, 2010. – 587 с.
6. Гармаева, Т.В. Развитие у детей пяти-семи лет экспрессивных и кодирующих способностей посредством игровой деятельности / Т.В. Гармаева, Л. В. Попова // Психолог в детском саду. – 2014. – №4. – С. 52-56.
7. Гордеева, О.В. Развитие языка эмоций у детей / О.В. Гордеева // Вопросы психологии. – 2015. – №2. – С. 137-149.
8. Гребенщикова, Т.В. Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении: диссертация ... кандидата педагогических наук / Т.В. Гребенщикова. – Новокузнецк, 2011. – 225 с.
9. Звенькова, Н.Г. Оптимизация детско-родительских отношений в семье старшего дошкольника / Н.Г. Звенькова // Детский сад от А до Я. – 2013. – №2. – С. 45-53.
10. Кайдаш, С.Н. Психокоррекция эмоциональных нарушений / С.Н. Кайдаш // Молодой ученый. – 2015. – №4. – С. 112-116.
11. Конина, М.М. Влияние семейного воспитания на развитие личности ребенка / М.М. Конина // Дошкольное воспитание. – 2010. – №4. – С. 50-54.
12. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. – М.: Издат. центр «Академия», 2013. – 176 с.
13. Листик, Е.М. Методика изучения способности к распознанию эмоциональных состояний / Е.М. Листик. – СПб.: Речь, 2016. – 120 с.
14. Лук, А.Н. Эмоции и личность / А.Н. Лук. – М.: АСТ, 2015. – 455 с.
15. Миланич, Ю.М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста / Ю.М. Миланич. – М.: АСТ, 2015. – 274 с.
16. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М.: АСТ, 2013 – 471 с.
17. Новоселова, С.Л. Особенности семенного воспитания / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. – 2011. – №3. – С. 48-51.
18. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М.: Академия, 2014. – 324 с.
19. Олейник, Б.Ф. Особенности психического развития детей шестилетнего возраста / Б.Ф. Олейник. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 352 с.
20. Путляева, Л.В. О функциях эмоций в мыслительных процессах / Л.В. Путляева // Вопросы психологии. – 2015. – С. 28.
21. Реан, А.А. Социальная педагогика: учеб. для вузов / А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2016. – 432 с.
22. Репина, Т.А. Развитие чувств в дошкольном возрасте / Т.А. Репина // Мир психологии. – 2015. – №4. – С. 41-46.
23. Решко, Е.Ш. Восприятие ребенком позы движущегося человека на картинке / Е.Ш. Решко // Вопросы психологии. – 2016. – № 6. – С. 153-163.
24. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Эксмо, 2013. – 720 с.
25. Соколова, Г.Ш. Деструктивные детско-родительские отношения / Г.Ш. Соколова // Детский сад от А до Я. – 2015. – №1. – С. 19-25
26. Соловьева, Л.Г. Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / Л.Г. Соловьева // Педагогика. – № 1. – 2016. – С. 62-69.
27. Струмилин, С.Г. Семейная педагогика и домашнее воспитание / С.Г. Струмилин, Е.А. Савина. – М.: Инфра-М, 2009. – 526 с.
28. Терентьева, Ю.В. Детско-родительские отношения как объект работы воспитателя / Ю.В. Терентьева // Детский сад от А до Я. – 2013. – №4. – С. 24-31.
29. Щетинина, А.М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека / А.М. Щетинина // Вопросы психологии. –2014. – №3. – С. 61-66.
30. Яковлева, Н.Г. Психология и педагогика / Н.Г. Яковлева. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2014. – 487 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ