Малые предприятия и их развитие в современных условиях (Региональный Финансово-Экономический Институт (г. Курск))
|
Проведен анализ развития малого предпринимательства в РФ за 2013-2017 годы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 5
1.1. Сущность малого предпринимательства, его классификация и роль в развитии экономики страны 5
1.2. Цели, задачи, направления и методы государственного стимулирования малого бизнеса 11
2. АНАЛИЗ СОТОЯНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18
2.1. Состояние и динамика развития малого предпринимательства в РФ 18
2.2. Проблемы развития малого предпринимательства в РФ и пути их решения 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 5
1.1. Сущность малого предпринимательства, его классификация и роль в развитии экономики страны 5
1.2. Цели, задачи, направления и методы государственного стимулирования малого бизнеса 11
2. АНАЛИЗ СОТОЯНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18
2.1. Состояние и динамика развития малого предпринимательства в РФ 18
2.2. Проблемы развития малого предпринимательства в РФ и пути их решения 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Малый бизнес является одним из ведущих секторов, во многом определяющем темпы экономического роста страны, структуру и качество валового национального продукта. Он оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности работников. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для всех регионов России, находящихся на этапе активного формирования рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной и экономической реструктуризации, что объясняет актуальность выбранной темы исследования.
Следует, однако, отметить, что, несмотря на рыночные реформы, проводимые в России в течение уже нескольких десятилетий, и некоторое оживление субъектов малого предпринимательства после 2000 г., связанное с тенденцией к слабоустойчивому увеличению числа малых фирм, развитие отечественного малого предпринимательства не достигло желаемого состояния: оно так и не стало играть ту важную роль в жизни общества, которая ему изначально предназначалась. Кроме того, малое предпринимательство не стало источником инноваций и создания рабочих мест, его технологический уровень значительно ниже, чем у его крупных аналогов. Данные проблемы во многом связаны с низкой эффективностью государственной поддержки субъектов малого предпринимательства.
Таким образом, особенности современной рыночной экономики вынуждают большинство предприятий работать в ситуации неопределенности, что неизбежно связано со множеством рисков. Кроме того, если раньше, при существовании центрально управляемой экономики издержки убыточной экономической деятельности предприятия традиционно брало на себя государство, то сегодня они ложатся непосредственно на субъекты хозяйствования. Субъекты малого и среднего предпринимательства обладают ограниченным спектром адаптационных возможностей, и любое изменение даже какого-то одного из параметров внешней среды может оказаться для них критическим.
Целью работы является анализ сущности малого предпринимательства, его проблем и мер поддержки предприятий малого бизнеса в рамках государственной политики Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность малого бизнеса и основы государственной политики РФ по его стимулированию;
дать оценку состояния и динамики развития малого бизнеса в РФ;
осветить основные проблемы малого бизнеса в РФ;
обозначить роль государственного регулирования малого и среднего бизнеса в современных условиях в рамках программно-целевого подхода.
Объектом исследования является малое предпринимательство в России.
Предмет исследования – процесс развития малых предприятий в РФ.
Теоретическую основу настоящего исследования составляют нормативные правовые акты РФ, в том числе Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и др., а также труды таких авторов, как М.М. Абдурахманова, Р.М. Ахметшин, Г.Ю. Власов, Н. В. Девятаева и И. В. Трифонова, В.В. Заболоцкая, Д.С. Кундрюцков, Э.Е. Лебедева, Н.А. Мамедова и Е.А. Девяткина, Д.П. Русинов, Л.С. Трубникова и др.
В качестве основных методов исследования применялись наблюдение, описание, сравнение, анализ и синтез, а также графический и математические методы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Следует, однако, отметить, что, несмотря на рыночные реформы, проводимые в России в течение уже нескольких десятилетий, и некоторое оживление субъектов малого предпринимательства после 2000 г., связанное с тенденцией к слабоустойчивому увеличению числа малых фирм, развитие отечественного малого предпринимательства не достигло желаемого состояния: оно так и не стало играть ту важную роль в жизни общества, которая ему изначально предназначалась. Кроме того, малое предпринимательство не стало источником инноваций и создания рабочих мест, его технологический уровень значительно ниже, чем у его крупных аналогов. Данные проблемы во многом связаны с низкой эффективностью государственной поддержки субъектов малого предпринимательства.
Таким образом, особенности современной рыночной экономики вынуждают большинство предприятий работать в ситуации неопределенности, что неизбежно связано со множеством рисков. Кроме того, если раньше, при существовании центрально управляемой экономики издержки убыточной экономической деятельности предприятия традиционно брало на себя государство, то сегодня они ложатся непосредственно на субъекты хозяйствования. Субъекты малого и среднего предпринимательства обладают ограниченным спектром адаптационных возможностей, и любое изменение даже какого-то одного из параметров внешней среды может оказаться для них критическим.
Целью работы является анализ сущности малого предпринимательства, его проблем и мер поддержки предприятий малого бизнеса в рамках государственной политики Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность малого бизнеса и основы государственной политики РФ по его стимулированию;
дать оценку состояния и динамики развития малого бизнеса в РФ;
осветить основные проблемы малого бизнеса в РФ;
обозначить роль государственного регулирования малого и среднего бизнеса в современных условиях в рамках программно-целевого подхода.
Объектом исследования является малое предпринимательство в России.
Предмет исследования – процесс развития малых предприятий в РФ.
Теоретическую основу настоящего исследования составляют нормативные правовые акты РФ, в том числе Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и др., а также труды таких авторов, как М.М. Абдурахманова, Р.М. Ахметшин, Г.Ю. Власов, Н. В. Девятаева и И. В. Трифонова, В.В. Заболоцкая, Д.С. Кундрюцков, Э.Е. Лебедева, Н.А. Мамедова и Е.А. Девяткина, Д.П. Русинов, Л.С. Трубникова и др.
В качестве основных методов исследования применялись наблюдение, описание, сравнение, анализ и синтез, а также графический и математические методы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Малый бизнес является одной из перспектив нашего развития, активным источником создания среднего класса – основного гаранта демократического, экономически процветающего, социально благополучного общества. Подобная ситуация характерна и для других стран. Сегодня доля в ВВП малых предприятий по всему миру постоянно растет. Однако в Российской Федерации использование экономического потенциала малого предпринимательства, несмотря на всю его перспективность, пока не является реальным приоритетом государственной политики, что в значительной степени обусловлено несовершенством системы государственной поддержки этой категории бизнеса. Соответственно, в сравнении со многими государствами в России доля малого предпринимательства в выпуске ВВП все еще очень низка.
При этом по данным мирового банка, в законотворческой практике различных государств принято более 50 критериев отнесения организации к малому бизнесу. К наиболее распространенным среди них, в том числе и в России, относятся численность персонала предприятия, размер его уставного капитала, финансовые показатели предприятия (объем чистой прибыли, совокупного дохода, оборачиваемости активов) и вид деятельности.
Основным федеральным законом Российской Федерации, в котором прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического лица к сектору малого предпринимательства в нашей стране, является Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Закон определяет общие положения в области государственной поддержки малого предпринимательства в РФ, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности МСП.
Количественный рост числа лиц, занятых в малом и среднем бизнесе, и экономических показателей деятельности МСП даже при небольшом сокращении их количества в 2017 г. позволяет положительно оценить перспективы развития данного сектора.
С другой стороны, особая финансовая неустойчивость предприятий малого и среднего бизнеса, обостряющаяся под влиянием мирового финансового кризиса и его распространения на реальный сектор экономики, без системных мер поддержки со стороны государства может повлечь за собой лавинообразное сокращение числа предприятий, предоставляемых ими рабочих мест, а также общее ухудшение прогнозов экономического роста в сфере малого бизнеса.
В самом общем смысле к наиболее серьезным проблемам, сдерживающим развитие малого предпринимательства в РФ и ее субъектах многие можно отнести:
неразвитость системы механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий;
высокий уровень обязательных выплат даже в условиях особых режимов налогообложения;
нехватку квалифицированных кадров и знаний;
ограниченность доступа к ресурсам и маркетинговым возможностям;
недостаточный уровень информационной и методической поддержки.
Для реализации стратегического потенциала малого бизнеса в условиях высококонкурентной среды и нестабильного характера экономики необходима серьезная поддержка и реализация целого ряда стимулирующих мер со стороны государства.
Дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса будет зависеть от состояния нормативной базы, регулирующей работу МСП на федеральном уровне, и от результатов деятельности региональных органов государственного управления по поддержке малого и среднего предпринимательства в каждом субъекте РФ.
При этом по данным мирового банка, в законотворческой практике различных государств принято более 50 критериев отнесения организации к малому бизнесу. К наиболее распространенным среди них, в том числе и в России, относятся численность персонала предприятия, размер его уставного капитала, финансовые показатели предприятия (объем чистой прибыли, совокупного дохода, оборачиваемости активов) и вид деятельности.
Основным федеральным законом Российской Федерации, в котором прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического лица к сектору малого предпринимательства в нашей стране, является Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Закон определяет общие положения в области государственной поддержки малого предпринимательства в РФ, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности МСП.
Количественный рост числа лиц, занятых в малом и среднем бизнесе, и экономических показателей деятельности МСП даже при небольшом сокращении их количества в 2017 г. позволяет положительно оценить перспективы развития данного сектора.
С другой стороны, особая финансовая неустойчивость предприятий малого и среднего бизнеса, обостряющаяся под влиянием мирового финансового кризиса и его распространения на реальный сектор экономики, без системных мер поддержки со стороны государства может повлечь за собой лавинообразное сокращение числа предприятий, предоставляемых ими рабочих мест, а также общее ухудшение прогнозов экономического роста в сфере малого бизнеса.
В самом общем смысле к наиболее серьезным проблемам, сдерживающим развитие малого предпринимательства в РФ и ее субъектах многие можно отнести:
неразвитость системы механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий;
высокий уровень обязательных выплат даже в условиях особых режимов налогообложения;
нехватку квалифицированных кадров и знаний;
ограниченность доступа к ресурсам и маркетинговым возможностям;
недостаточный уровень информационной и методической поддержки.
Для реализации стратегического потенциала малого бизнеса в условиях высококонкурентной среды и нестабильного характера экономики необходима серьезная поддержка и реализация целого ряда стимулирующих мер со стороны государства.
Дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса будет зависеть от состояния нормативной базы, регулирующей работу МСП на федеральном уровне, и от результатов деятельности региональных органов государственного управления по поддержке малого и среднего предпринимательства в каждом субъекте РФ.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, КОНТРОЛЯ И АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Государственное управление развитием малого предпринимательства (на примере ООО МК)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ ТЕХНОПАРКОВ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2019 - ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАКИТЯНСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 1987-2016 ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ РАКИТЯНСКОГО АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Управление экономической устойчивостью в рамках антикризисного управления ЗАО «Аксиома №1»
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование управления устойчивым развитием организации на основе комплексной оценки ее деятельности (Российский биотехнологический университет)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Развитие банковской системы в условиях кризиса
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - ПЛАНИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕГО РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ АПК РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



