ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Определение, суть, цель и задачи, основные подходы к
экологическому воспитанию в современной практике 8
1.2. Место и проблемы экологического воспитания в образовательной
системе Российской Федерации 14
1.3. Особенности экологического воспитания детей в условиях
дополнительного образования 19
Вывод по главе 1 24
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1. Условия проведения исследования 25
2.2. Цель, задачи, методы исследования 26
Вывод по главе 2 27
ГЛАВА 3. Результаты и их обсуждение 28
3.1. Диагностика исходного уровня экологической воспитанности у
испытуемых 28
3.2. Формирование высокого уровня экологической воспитанности у
детей в условиях дополнительного образования 40
3.3. Результат экспериментальной работы по формированию высокого
уровня экологической воспитанности у детей в условиях дополнительного образования 45
Выводы по главе 3 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
ЛИТЕРАТУРА 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ 666
ПРИЛОЖЕНИЕ 677
Актуальность. Еще Вернадский В.И. писал, что «...на определенном этапе развития человек будет вынужден взять на себя ответственность за дальнейшую эволюцию планеты, иначе у него не будет будущего». Ученый разработал концепцию ноосферы как биосферы, которая управляется человеческим разумом, своеобразной гармонии между людьми и окружающей средой. Реализуется ли эта концепция в будущем, или нет - вопрос времени, а сегодня на фоне все более усугубляющихся экологических проблем слова знаменитого натуралиста имеют несколько иное значение.
Так, наблюдения говорят о таких глобальных проблемах как об изменение климата в результате усиления тепличного эффекта, выбросов метана и других газов, ослабление озонового слоя, образование большой «озоновой дыры» над Антарктидой, малых «дыр» над другими регионами планеты, загрязнение атмосферы с образованием кислотных дождей, истощение и загрязнение поверхностных вод суши и подземных вод, нарушение экологического баланса между океаном, его прибрежными водами и впадающими в него водоисточниками. Немаловажными являются проблемы загрязнение и деградация почв, радиоактивного загрязнения локальных участков и некоторых регионов Земли, опустынивания планеты, сокращения площади лесов, усиления процессов исчезновения видов животных и растений, снижения видового разнообразия [47]. Если человек в самое ближайшее время не начнет предпринимать активные действия по сохранению баланса, то гибель человечества предрешена.
В этой связи крайне важно создавать систему экологического образования и воспитания, т.е. воспитывать в гражданах приверженность к принципам рационального природопользования с самых малых лет. В Российской Федерации рациональное отношение к природе закреплено в статье 58 Конституции Российской Федерации, которая говорит о том, что «...каждый обязан сохранить природу и окружающую среду, бережно относиться к при-родным богатствам...» [1].
На сегодняшний день в Российской Федерации системе экологического образования и воспитания уделяется большое внимание. Так, в статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» организация и развитие системы экологического образования, воспитания и формирование экологической культуры провозглашается одним из принципов охраны окружающей среды [3]. Не случайно современные федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) включают требования по экологическому образованию и воспитанию. Так, ФГОС основой образовательной программы основного общего образования в числе требований о результатам ее освоения предлагает «...формирование основ экологи-ческой культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях,...формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации...» [4]. Иными словами, экологическая грамотность, экологическая культура, экологическое мышление - это основа современного экологического образования и воспитания.
Одной из проблем основного образования являются достаточно узкие рамки проведения занятий, строгость в выборе методов, обусловленную временными, материальными и иными ограничениями. В случае с дополнительным образованием эти рамки во многом снимаются, что делает возможным достижение большего числа задач через большее разнообразие методов [34, 43]. Это делает дополнительное образование одной из основных площадок для реализации концепции всеобщего экологического воспитания, предусмотренного Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми актами.
Таким образом, можно говорить о том, что изучение особенностей экологического воспитания детей в рамках дополнительного образования - это одно из наиболее актуальных направлений современной педагогики.
Объект исследования - экологического воспитание детей в условиях дополнительного образования.
Предмет исследования - особенности формирования экологической культуры у детей, обучающихся в учреждениях дополнительного образования (далее - ДОУ).
Цель исследования состоит в том, чтобы на примере теоретического анализа литературных данных и эмпирического исследования выявить роль дополнительного образования в экологическом воспитании детей.
Достижение указанной цели требует решения следующих задач:
1) Обобщить сведения о роли дополнительного образования в экологическом воспитании детей.
2) Эмпирическим путем определить, как в рамках дополнительного образования происходит становление экологической культуры воспитанников, и какие факторы на это влияют.
3) Разработать и предложить возможные пути совершенствования экологического воспитания детей в условиях дополнительного образования.
Кроме того, на примере анализа литературных данных, включая публикации в периодической печати, изучались сущность экологического воспитания, его цель, задачи, основные подходы для их реализации, место экологического воспитания в современной системе образования и воспитания в Российской Федерации.
В качестве методов исследования были использованы:
- анализ литературы по теме исследования;
- эксперимент - повышение экологического воспитания посредством дополнительного обучения;
- анкетирование;
- статистическая обработка полученных данных.
Гипотеза исследования состоит в том, что в условиях учреждения дополнительного образования, возможно выстроить эффективную систему экологического воспитания.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении сведений об особенностях организации экологического воспитания в условиях дополнительного образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на примере детей 11-12 лет показана эффективность системы дополнительного образования в части экологического воспитания. Эти данные могут быть использованы для совершенствования уже имеющихся программ экологического образования, а также для разработки новых, более эффективных и современных программ.
Выпускная квалификационная работа представлена на 67 страницах машинописного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, выводов и рекомендаций, списка использованной литературы, приложения. Библиографический список состоит из 71 источника. Работа включает 33 рисунка и 2 таблицы.
Мы изучили вопросы, связанные с ролью УДО в развитии экологического воспитания. В связи с этим можно сделать ряд выводов.
1) На сегодняшний день важность экологического воспитания несомненна. Будучи достаточно широким понятием, экологическое воспитание включает в себя как экологическое образование, так и целый ряд нравственных и философских аспектов, что делает необходимым применять целый ряд средств, форм и методов. Конечная цель экологического воспитания - это определенный уровень экологической культуры воспитанников.
2) Экологическому воспитанию в Российской Федерации уделяется большое внимание, что подтверждается анализом нормативно-правовой документации, где вопросы экологического воспитания так или иначе затрагиваются в любом профильном законе от Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» до Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
3) Дополнительное образование лишено целого ряда ограничений, свойственных основному образованию, что отражается в большем разнообразии форм и методов работы с детьми и большей эффективности его с точки зрения дополнительного образования.
4) Опытно-экспериментальным путем было установлено, что дети, имеющие низкий и крайне низкий уровень экологической культуре на констатирующем этапе эксперимента, после обучения демонстрируют высокие уровень экологической культуры.
5) В результате проделанной работы были разработаны предложения, которые могут быть использованы в дальнейшей работа.
В процессе эксперимента были разработаны предложения по повышению эффективности экологического воспитания учащихся 11 -12 лет в рамках учреждения дополнительного образования. Среди них:
- в процессе обучения несколько больше внимания уделять коммуникационным компетенциям детей, а также их пониманию места человека в биосфере;
- разнообразить формы и методы экологического воспитания, обратив больше внимания на работу в полевых условиях, организуя экологические праздники, экспедиции, экскурсии, походы, прогулки, работа в направлении организации экологических троп;
- связать экологическое воспитание с национальным компонентом, спецификой конкретного региона;
- создавать среду, мотивирующую детей на использование своих знаний на практике;
- использовать контроль с целью понимания начального, промежуточного и конечного уровня экологической культуры воспитанников.
1. Конституция Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://docs.cntd.ru/document/9004937 (дата обращения:
20.02.2018).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/902389617(дата обращения: 20.02.2018).
3. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». -[Электронный ресурс].- Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/901808297(дата обращения: 26.02.2018).
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 26.02.2018).
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2002
№1225-р «Об одобрении Экологической доктрины Российской Федерации». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/901826347(дата обращения: 20.02.2018).
Научная и учебная литература
6. Ефремов О.Ю. Педагогика: Краткий курс. - СПб.: Питер, 2009. - 256 с.
7. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы: учебное пособие. - Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. - 320 с.
8. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студентов учреждений высш. Образования / В.А. Стастенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенин. - 12-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 608 с.
Периодическая литература
9. Абалаков А.Д., Дроков В.В., Панкеева Н.С., Седых С.А. Сеть экологических троп в Прибайкальском национальном парке как инструмент организации туристской деятельности // Современные проблемы сервиса и туризма, 2013. - №1. - С. 48-58.
10. Аксенова П.В. Музейная экскурсия как форма экологического воспитания дошкольников // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии, 2013. - №4. - С. 171-178.
11. Ахметова М.Х., Бобкова Е.Ю., Магсумов Т.А., Максимов Я.А. Экологические практики как способ интериоризации экологической модели поведения учащейся молодежи // Современные исследования социальных проблем, 2017. - №7. - С. 330-346.
12. Ахметова М.Х. Социальные аспекты формирования экологической компетентности учащейся молодёжи промышленных городов (на материалах Республики Татарстан) // Вестник экономики, права и социологии, 2012. - №1. - С. 275-277.
13. Баграшева Ю.К. Экологическое воспитание учащихся средствами этнокультуры // Сибирский педагогический журнал, 2014. - №2. - С. 180-183.
14. Берзина Р.Ф. Формирования экологической культуры дошкольников (на примере работы с природным материалом) // Символ науки, 2016. - №2-1.- С. 65-66.
15. Бутова И.Д. Правовые основы формирования экологической культуры // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2008. - №3. - С. 81-84.
16. Вагнер И.В. Слово на уроках экологической этики: содержание гуманитарно-экологического образования // Астраханский вестник экологического образования, 2011. - №2. - С. 53-58.
17. Ворошилова В.М., Баглаева Ю.П. Дидактическая игра как средство развития познавательного мышления у дошкольников в процессе экологического воспитания // Педагогическое образование в России, 2009. - №2. - С. 13-29.
18. Гарифуллина Р.С., Юркина И.А. Концептуальные основы экологического образования в России // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусства, 2014. - №2. - С. 58-62.
19. Глазырина Н.Л. Организация учебной экологической тропы // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2014. - №5. - С. 38-49.
20. Грезе Е.В. Методика развития субъектного восприятия природы в рамках эколого-психологического подхода // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки, 2013. - №5 (52). - С. 91-95.
21. Дереполенко М.А. Формирование положительной мотивации к охране окружающей среды у младших школьников средствами экологического воспитания // Инновационные проекты и программы в образовании, 2011.- №1. - С. 76-80.
22. Дзятковская Е.Н. Психологические проблемы школьного экологического образования // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология, 2014. - №1 (37). - С. 125-136.
23. Дзятковская Е.Н. Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания личности // Астраханский вестник экологического образования, 2011. - №2. - С. 46-52.
24. Дорошко О.М. Современные подходы к определению понятия «Экологическая культура» // Современные исследования социальных проблем, 2012. - №9. - С. 51.
25. Дорофеева Т.Я., Нагибина М.И. Уроки труда и экологическое воспитание младших школьников // Интеграция образования, 1998. - №2. - С. 37-40.
26. Еремка Е.В., Шокотко Т.В., Баланова С.Г., Калоерова В.Г. Проблемы духовности и нравственности в формировании экологического сознания // Педагогика, психологи и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, 2008. - №11. - С. 168-172.
27. Зайцев Д.В. Педагогические технологии воспитания экологической куль-туры учащихся // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2009. - №4. - С. 25¬27.
28. Закутнова В.И., Романчишина В.Б., Закутнова Е.Б. Изучение окружающего мира как основа экологического образования и воспитания обучающихся // Астраханский вестник экологического образования, 2014. - №2 (28). - С. 88-91.
29. Захарова Н.М., Баранов А.В. Экологическое воспитание учащихся начальной школы Забайкальского края // Вестник Бурятского государственного университета, 2013. - №13. - С. 57-59.
30. Захаров А.В. Экологическое образование и экологическое воспитание в контексте преодоления современных глобальных экологических вызовов человечеству // Вестник Тамбовского государственного университета,
2011. - №9. - С. 335-339.
31. Зданович Н.И., Шапорова Я.А., Каплич В.М., Бахур О.В. Экологическая тропа «Сказка Негорельского леса» как объект образовательного туризма // Труды Белорусского государственного технологического университета. Серия 1: Лесное хозяйство, природопользование и переработка возобновляемых ресурсов, 2017. - №1 (192). - С. 74-78.
32. Игнатов С.Б. Интерактивные технологии как инструмент активизации потенциала экологической деонтологии в содержании общего образования // Социально-экологические технологии, 2012. - №2. - С. 41-47.
33. Катунова В.В. Экологическое образование и туризм: пути интеграции // Интеграция образования, 2011. - №3. - С. 38.
34. Кипкеева П.А. Методы, приемы, средства экологического воспитания и формирования экологической культуры учащихся // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2009. - №1. - С. 51-56.
35. Кириллов А.В., Иконникова М.А., Назаренко А.В. Факторы, определяющие эффективность экологического воспитания // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, 2015. - №4 (37). - С. 102-110.
36. Кирилова Е.Н., Шереметьева У.М. Значение и меры по повышению экологического воспитания школьников и студентов // Ped.Rev., 2013. - №1 (1). - С. 52-57.
37. Козина Е.О. Метод проектов в экологическом воспитании учащихся художественной школы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009. - №113. - С. 131-136.
38. Колесник А.И., Назаренко А.В. Принципы организации экологического самовоспитания // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, 2016. - №1. - С. 150-158.
39. Корбут В.В., Тульская Н.И., Цекина М.В. Виртуальные экологические маршруты и тропы в природно-культурных геосистемах и экологическое воспитание // Арктика и Север, 2014. - №14. - С. 148-157.
40. Краснова Е.В., Эпова Т.И., Щукин В.П. Экологическая культура и ее роль в устойчивом развитии системы природа общество // Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 2012. - №2. - С. 65-68.
41. Кривошеева Е.С., Алексуточкин М.А., Городищева А.Н. Экологическое воспитание в эпоху техногенной цивилизации // Актуальные проблемы авиации и космонавтики, 2014. - №10. - С. 245-246.
42. Куршаева З.М. Этнопедагогические основы экологического воспитания личности в современных условиях // Современная наука, 2010. - №3. - С. 127-129.
43. Кучай Т.П. Осуществление экологического воспитания учеников - главная мировая проблема // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2010. - №2. - С. 81-84.
44. Ларионов О.И. Уровневые характеристики интенсивности отношения к природе у детей младшего школьного возраста // Изв. Сарат. ун-та Нов.сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития, 2014. - №4. - С. 387-390.
45. Лизунова Е.В. Дидактическая игра как способ формирования экологических знаний у школьников // Самарский научный вестник, 2016. - №4 (17). - С. 202-206.
46. Маркова М.Н. Роль экологического воспитания и образования в формировании экологического мышления // Вестник Приволжского института управления, 2011. - №2. - С. 199-203.
47. Марфенин Н.Н. Экология. - М.: Академия, 2012. - 512 с.
48. Мелкумова Р.Г. Роль семьи в экологическом воспитании младшего школьника // Таврический научный обозреватель, 2016. - №1-3 (6). - С. 151-156.
49. Масленникова В.Ш., Боговарова В.А. Воспитание экологической культуры на основе этноэкологических аспектов семейного воспитания // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств,
2012. - №3-1. - С. 65-69.
50. Моисеева Т.А., Виссарионова Л.В. Применение метода анализа иерархий к характеристике экотроп в Национальном парке «Паанаярви» // Princ. ekol., 2014. - №1 (9). - С. 15-24.
51. Панов В.И., Лидская Э.В. Концепция устойчивого развития: экологическое мышление, сознание, ответственность // Социально-экологические технологии, 2012. - №1. - С. 38-50.
52. Попов А. М. Актуальные проблемы экологического образования и воспитания // Вестник Омского университета, 2007. - №1. - С. 141-146.
53. Почерней И.Н., Шевчук О.И. Организация естественнонаучного наблюдения и экспериментирования по экологическому воспитанию в дошкольной образовательной организации // MagisterDixit, 2014. - №1 (13). - С. 198-204.
54. Рустамова Ф.Н. Формирование экологической культуры и образования у учащихся // Hortusbotanicus, 2014. - №9. - С. 35-37.
55. Сигида Р.С. Источники и факторы формирования экологического сознания у учащихся // Наука. Инновации. Технологии, 2007. - №51. - С. 75¬78.
56. Сенницкая Л.В. Значение экологических знаний в образовательном процессе // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств, 2016. - №3 (22). - С. 91-97.
57. Смалева П.Г. Роль экологического образования в реализации концепции устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях (на приме¬ре Томской области) // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2009. - №6. - С. 97-101.
58. Терехова О.П. Народные праздники и обряды и их роль в нравственно-экологическом воспитании подрастающего поколения // Вестник Чувашского университета, 2011. - №4. - С. 231-237.
59. Туронов С.Ш. Современные направления экологического и патриотического воспитания учащихся // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки, 2014. - №4 (41). - С. 179-183.
60. Фалько В.И. Этические перспективы экологического сознания // Вестник МГУЛ - Лесной вестник, 2011. - №2. - С. 212-217.
61. Хасанова А.Я., Гильмиярова С.Г. Взаимосвязь экологического образования и эстетического воспитания в системе дополнительного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2012. - №2. - С. 202-205.
62. Цекина М.В., Батуев М.С. Экотропа как основа развития экологического туризма в национальных парках Бурятии // Территория новых возможностей, 2016. - №1 (32). - С. 248-255.
63. Чердымова Е.И. Экологическое намерение как компонент экологического сознания личности // Известия Самарского научного центра Российской академии науки, 2011. - №2-2. - С. 385-387.
64. Чердымова Е.И. «Экологическое сознание» и «Экологическая культура» в модели экологического образования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2010. - №3-1. - С. 137-140.
65. Чич С.К., Шорова Ж.И., Четыз Д.Ю. Об экологическом образовании и воспитании школьников и студентов вузов // Известия Самарского науч-ного центра Российской академии наук, 2014. - №1-3. - С. 695-700.
66. Чуйкова Л.Ю. Анализ моделей экологического образования, использующихся в системе школьного образования // Астраханский вестник экологического образования, 2011. - №1. - С. 20-32.
67. Чуйкова Л.Ю. Анализ развития экологического образования в Российской Федерации // Астраханский вестник экологического образования, 2011. - №1. - С. 7-19.
68. Чуйкова Л.Ю. Экологическое информационное пространство и его влияние на экологическое сознание // Астраханский вестник экологического образования, 2012. - №2. - С. 15-40.
69. Чуйкова Л.Ю. О ключевых понятиях, связанных экологическим образованием, экологическим воспитанием и экологическим информационным пространством, как фактором, активно влияющим на формирование типа экологического сознания // Астраханский вестник экологического образования, 2012. - №4. - С. 122-129.
70. Шахмарданов З.А., Разаханова В.П. Экологическое образование - фактор устойчивого развития общества // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки, 2014. - №4 (29). - С. 101-103.
71. Шахмарданов З.А. Экологическое образование, просвещение и воспитание населения // Известия Дагестанского государственного педагогического университет. Психолого-педагогические науки, 2008. - №3. - С. 91¬98.