Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО «FASHION-ИЛЛЮСТРАЦИИ» (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНО-ТРЕНИНГОВОГО ЦЕНТРА «ИХСАН»)

Работа №47160

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы128
Год сдачи2018
Стоимость4970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
776
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Теоретико-методические основания формирования визуальной культуры у молодежи в процессе занятий по «Fashion-иллюстрации» .. 14
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия «визуальная культура» 14
1.2 Педагогический потенциал культурно-досуговой сферы для
формирования визуальной культуры у молодежи 29
1.3 Методические аспекты обучения «Fashion-иллюстрации» как
одному из направлений изобразительного искусства 42
Выводы по главе 1 53
Глава 2.Практические аспекты формирования визуальной культуры у молодежи на занятиях по «Fashion-иллюстрации» в учебно-тренинговом центре «Ихсан» 56
2.1 Научно-практическое обоснование педагогических условий формирования визуальной культуры у молодежи на занятиях по «Fashion-иллюстрации»в учебно-тренинговом центре «Ихсан» 56
2.2 Разработка педагогической модели формирования визуальной культуры у молодежи в условиях учебно-тренингового центра «Ихсан»... 66
2.3 Апробация педагогической модели формирования визуальной
культуры у молодежи на занятиях по «Fashion-иллюстрации» в учебно-тренинговом центре «Ихсан» 78
Выводы по главе 2 90
Заключение 92
Список литературы 96
Приложения

Актуальность исследования. Для понимания специфики современной культуры значение визуальных образов трудно переоценить. Лавинообразно растет спектр визуальных образов, баланс смещается от статических и динамических образов к интерактивным, от миметических к цифровым, имеющим весьма опосредованные связи с реальностью. Процессы тотальной визуализации постепенно включают в сферу повседневного зрительного опыта сложнодоступные и ускользающие от глаза объекты, и явления.
Актуальность данной проблемы обозначена в одном из основных документов нашей страны в сфере дополнительного образования Федеральной целевой программой «Концепция развития дополнительного образования до 2020 г.» от 4 сентября 2014 г. N 1726-р, в котором выделены основные направления совершенствования условий для поддержки творческой деятельности молодежи: опора на инициативы, использование ресурсов семейных сообществ, позитивного потенциала подростковых и молодежных субкультурных сообществ; обеспечение модулей, относящихся к дополнительному образованию, к работе с талантливой молодежью, площадками для проведения педагогической практики; ориентацию системы территориального планирования, строительства, управления имущественным комплексом с учетом интересов молодежи, создание образовательных и развивающих сред, открытых пространств для различных форм активности, клубной деятельности; созданы условия и сформированы компетенции для использования детьми и молодежью ресурсов неформального и информального образования в целях саморазвития, профессионального самоопределения и продуктивного досуга.
Одной из основных задач Стратегии инновационного развития на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. No 2227-р) является создание условий для формирования у граждан компетенций, в частности, таких как креативность, способность и готовность к разумному риску, постоянному совершенствованию, профессиональной 3
мобильности. От нерешенности данной проблемы в значительной мере страдает качество художественного образования.
Большая роль в этом процессе принадлежит визуальной культуре, основная цель развития которой заключается в том, чтобы мотивировать молодежь сознательно воспринимать визуальный опыт, уметь его обобщать и комментировать. Под визуальным опытом понимается не только традиционная сфера визуальных искусств от живописи до кино, но и среда визуального восприятия, куда входят развлекательные зрелища (ярмарка, цирк, спорт и т. д.), реклама и другие визуальные медиа (от эфирного ТВ до индивидуализированного приложения к гаджету) маршруты перемещения индивидов (шопинг, прогулки, путешествия), визуальная поддержка образования от иллюстраций к учебникам до наглядных демонстраций научных опытов.
Зрительное восприятие сегодня становится доминирующим способом передачи информации, интенсивность которого растет в геометрической прогрессии, приводя к появлению таких проблем, как информационная перегруженность и отчужденность знание, которое существует в сознании личности вне связи с личными смыслами. Появилось такое понятие как: информационный серфинг, который заключается в невозможности человека сконцентрироваться продолжительное время на одном источнике информации. Ему быстро становится скучно, возникает ощущение, что где- то есть более интересная информация, но он нигде ее не находит.
Само производство информации превратилось в бизнес-индустрию, которая осуществляет агрессивное воздействие на психику потребителя посредством новейших технологий производства и дистрибуции медиа-контента, что приводит к поведенческой дезадаптации, невротической зависимости, виртуализации социальности и вызывает эффект информационной псевдобдительности.
Иными словами, изменения информационной среды оказывают самое существенное и подчас необратимое воздействие на психику человека. Его поведение теперь полностью определяется данной информационной зависимостью, все больше приобретающей черты болезненного состояния.
Параллельно с этим изменилось само качество взаимодействия человека с информацией: утрачивается навык осмысленной и целенаправленной работы с информацией, упрощаются способы решения интеллектуальных задач. К сожалению, поскольку данное явление носит предельно массовый характер и в него вовлечено, по существу, все общество, причем вовлечено не косвенно, не опосредовано, а непосредственно — индивидуальными сознаниями индивидов. Заметить соответствующие тенденции, описать их и найти способы противостоять данным негативным тенденциям можно только в рамках специализированных научных программ.
Степень изученности проблемы
В исследовании феномена художественной культуры поиск направляется в область искусства, анализ которого представлен трудами отечественных и зарубежных ученых, актуализирующих идеи искусства как способа понимания эпохи и постижения проблем мирового пространства
Сущностная характеристика и различные аспекты понятия художественная культура были изучены в работах С. С. Аверинцева [27], Т. Адорно [28], Т. Бинкли [43], В. П. Бранского [49], В.В. Бычкова [50, 51,52], B. В. Ванслова [53], Н. И. Воронина [60], Г. Гадамера [62], В. А. Копцик [94], О. А. Кривцун [96], В.М. Петрова [94], Е. Н. Устюгова [152], М. Фуко [154,155].
Художественное творчество: Б.Г. Ананьев [29], В. П. Бранский [49], Л.С. Выготский [61], В.В. Клименко [87], Е.П. Крупник [94], A.H Леонтьев [102], Т. Липпс [104], В.И. Лубовский [105], Б.М. Неменский [122],C. Л. Рубинштейн [139], Л.С. Столович [147].
Число работ по современной визуальной культуре растет столь же стремительно, как стремительно развивается и сама визуальная культура. Данное понятие было широко изучено в трудах Ж. Бодрийяра [45,46,47], В.В. Бычкова [50,51,52], П. Вирильо [58], Ж.-Ф. Лиотара [106], М. Маклюэна [109, 110, 111], Н.Б. Маньковской [51,52], К.Э. Разлогова [136], В.М. Розина [138], Т.Е. Савицкой [140, 141], Е.В. Сальниковой [142, 143].
В работах П.С. Альперса [1], М. Баксандалла [4], Н. Брайсона [7], Т. Дж. Кларка [8], Г. Поллока [19], Е.Р. Ярской-Смирновой [169] было рассмотрено понятие «визуальная антропология», связанное с изучением и производством этнографической фотографии, кино.
История становления и генеалогия визуальных исследований становились предметом анализа в работах О.В Беззубовой [37], А.Ю. Зенковой [79], Э. Усмановой [149,150,151], Д;. Элкинса [167]. Обобщенное понятие визуального фигурирует в работах М. Баль [34], К. Мокси [15], Н. Мирзоева [13], У. Дж. Т. Митчелла [14]. Анализ визуального, и работа с категорией видения на стыке искусствоведения и феноменологии определяют специфику произведений Ж. Дцци-Юбермана [70], Ж.-Л.Марьона [109].
Роль визуального в социальном опыте анализируется в работе Г. Зиммеля [80], где исследуются проблемы визуального опыта и социальных функций искусства. В исследованиях О.В. Сергеева [125], П. Штомпка [165] разрабатывается методология социологического анализа сквозь призму визуальных образов, что сформировало такое направление, как визуальная социология. Характеристике современной культуры с точки зрения роли и места в нейвизуального уделяли внимание A.B. Венкова [56], A.B. Конева[88], К. Э. Разлогов [136], H.A. Хренов [155]. Ключевая для визуальных исследований «теория взгляда» фигурирует в работах Ж. Деррида [67], Ж. Лакана [98], Д.-П. Сартра [20].
Важную роль в анализе визуальной культуры сыграли работы зарубежных классиков современной культурологии и семиотики Р. Барта[35], Ж. Бодрийяра [45,46,47], Ж. Лиотара [106], М. Маклюэна [109, 110, 111] и отечественных классиков, таких как С.С. Аверинцев[27], В.В. Бычков [50, 51,52], В.В. Иванов [52], Ю.С. Степанов [143].
Изобразительное искусство как предмет общеобразовательной школы было изучено Т.Г. Казаковой [82], Т.С. Комаровой [92], Б.М. Неменским [122]. Основные аспекты методики обучения рисованию были раскрыты в трудах Т.Ф. Беляева [87], А.В. Карлсон [85], А.Г. Шиманской [88]. История развития моды подробно представлена в работах таких авторов, как И.В.Блохина [44], А.П.Васильев [55], Ш.Зелинг [78], Л.Кибалова [89].
На основании изученных трудов было выделено противоречие между большой степенью изученности понятия художественная культура и педагогического потенциала культурно-досуговой сферы и недостаточно детальной проработанностью сопряженных понятий, таких как визуальная культура, включая отсутствие научно-методического обоснования ее формирования средствами художественного творчества в условиях учебно-тренингового центра. Данное противоречие послужило основой для формулировки проблемы исследования: Какие педагогические условия будут способствовать формированию визуальной культуры на занятиях «Fashion-иллюстрацией» в условиях учебно-тренингового центра?
Изучение источников по теме исследования, выделенное противоречие и проблема исследования позволили сформулировать тему магистерской диссертации: Формирование визуальной культуры молодежи в процессе занятий по «Fashion-иллюстрации» (На примере учебно-тренингового центра «Ихсан»).
Цель исследования: Разработать педагогические условия формирования визуальной культуры у молодежи на занятиях по «Fashion- иллюстрации» и выполнить их апробацию в учебно-тренинговом центре «Ихсан».
Объектом исследования является - досуговая культура современной молодежи.
Предмет исследования - формирования визуальной культуры у молодежи на занятиях по «Fashion-иллюстрации».
Гипотеза исследования:
Процесс формирования визуальной культуры на занятиях «Fashion- иллюстрацией» в условиях культурно-досуговой деятельности значительно повысит свою эффективность, если будет:
- раскрыта сущностно-содержательная характеристика понятия «визуальная культура»;
- выявлен педагогический потенциал культурно-досуговой сферы для формирования визуальной культуры у молодежи;
- изучены методические аспекты обучения «Fashion-иллюстрации» как одному из направлений изобразительного искусства;
- обоснованы педагогические условия формирования визуальной культуры у молодежи на занятиях по «Fashion-иллюстрации» в учебно-тренинговом центре «Ихсан»;
- разработана педагогическая модель формирования визуальной культуры у молодежи в условиях учебно-тренингового центра «Ихсан»;
- выполнена апробация педагогической модели формирования визуальной культуры у молодежи на занятиях по «Fashion-иллюстрацию учебно-тренинговом центре«Ихсан».
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены его задачи:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику понятия «визуальная культура»и особенности ее развития в условиях культурно-досуговой сферы.
2. Выявить педагогический потенциал культурно-досуговой сферы для формирования визуальной культуры у молодежи.
3. Изучить методические аспекты обучения «Fashion-иллюстрации» как одного из направлений изобразительного искусства.
4. Обосновать педагогические условия формирования визуальной культуры у молодежи на занятиях по «Fashion-иллюстрации» в учебно-тренинговом центре «Ихсан».
5. Разработать педагогическую модель формирования визуальной культуры у молодежив условиях учебно-тренингового центра «Ихсан».
6. Выполнить апробацию педагогической модели формирования визуальной культуры у молодежи на занятиях по «Fashion-иллюстрации»в учебно-тренинговом центре«Ихсан».
В основу теоретической базы исследования были положены труды по визуальной культуре таких авторов, как Ж.Бодрийяра [45,46,47], В.В. Бычкова[50, 51, 52], П. Вирильо [58], Ж.Ф. Лиотара [106], М. Маклюэна [109, 110, 111], Н.Б. Маньковской [51, 52], К.Э. Разлогова[136], В.М. Розина[138], Т.Е. Савицкой [140, 141], Е.В. Сальниковой[142, 143]; по визуальной антропологии следующих ученых: П. С. Альперс [1], М.Баксандалл [4], Н. Брайсон [7], Т. Дж. Кларк [8], Г. Поллок [19], П.В. Романова[141], Е. Ярской-Смирновой[164]; по истории становления и генеалогия визуальных исследований, раскрытых в работах О.В Беззубовой [37], А.Ю. Зенковой [79], Э. Усмановой [149,150,151], Дж. Элкинса [167]; по обобщенной характеристике понятия визуального на основе работ М. Баль [34], К. Мокси [15], Н. Мирзоева[13], У. Дж. Т. Митчелла [14]; по анализу визуального, представленного в трудах Ж. Дцци-Юбермана [70], Ж. Л. Марьона [109]. В основании диссертации также были положены труды по современной культурологии и семиотике Р. Барта , Ж.Бодрийяра , Ж. Лиотара [106], М. Маклюэна включая отечественных ученых, таких как С.С. Аверинцев [27], В.В. Бычков [50, 51, 52], В.В. Иванов [52], Ю.С. Степанов [143]. Вопросы методики преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе были изучены на основе работ Т.Г. Казаковой [82], Т.С. Комаровой [92], Б.М.Неменским [122]; методики обучения рисованию были раскрыты в трудах Т.Ф. Беляева [87], А.В. Карлсон [85], А.Г. Шиманской [88]. Также были рассмотрены источники по истории развития моды таких авторов, как И.В. Блохина [44], А.П.Васильев [55], Ш.Зелинг[78], Л.Кибалова[89].
В процессе проведения исследования были подробно изучены работы по методическому обеспечению изобразительного искусства как предмета общеобразовательной школы Б.М. Неменского ,а также, рассматривающие методики обучения рисованию Т.Ф. Беляева [87], А.В. Карлсон [85], А.Г. Шиманской [88]. Также были рассмотрены работы по истории развития моды таких авторов как: И.В. Блохина [44], А.П.Васильев [55], Ш.Зелинг [78], Л.Кибалова [89].
Методы исследования
В процессе проведения исследования были использованы:
- теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, учебной и учебно-методической научной литературы;
- эмпирические методы (наблюдение, беседа, тестирование);
- экспериментальные методы (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент);
- специальные: эмоционально-художественное «погружение»,
художественно-творческое моделирование, активизация воображения и творческих представлений, сравнительно-сопоставительный анализ, импровизация.
Этапы исследования
Первый этап (сентябрь 2016- октябрь 2017) - этот период была изучена литература по теме исследования, включая психолого¬педагогическую литературу, труды истории модной иллюстрации, методам преподавания художественных направлений.
Второй этап (ноябрь 2017 - март 2018) - разработана программа курса «Fashion-иллюстрация», подготовлено методическое сопровождение для проведения занятий, материалы тестов для эмпирического исследования, проведен констатирующий и формирующий этапы эксперимента.
Третий этап (апрель 2018 - май 2018) - в его рамках был выполнен контрольный эксперимент, подведены итоги исследовательской работы, обобщены результаты и оформлены в соответствии с требованиями.
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование было проведено на базе учебно-тренингового центре «Ихсан».В эксперименте приняли участие две группы: контрольная, в которую вошло 15 чел., и экспериментальная в количестве 16 чел. Средний возраст слушателей курсов составлял 25-30 лет.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- разработаны педагогические условия формирования визуальной культуры на занятиях по «Fashion-иллюстрации» в учебно-тренинговом центре «Ихсан»:
1. Построить образовательный процесс в учебно-тренинговом центре «Ихсан» в виде образовательной системы, включающей в себя три взаимосвязанных направления социопсихология, лингвокультуроведение, художественное творчество.
2. Организовать регулярный и систематический просмотр художественных объектов и произведений искусства разных стилей, направлений, жанров, принадлежащих к разным культурам.
3. Реализовать продуктивную творческую деятельность слушателей курсов в жанре fashion-иллюстрации на основе субъектно-ориентированного подхода, включающую критический анализ визуальных образов и выбор среди существующего многообразия соответствующих поставленной творческой задаче художественно-выразительных средств;
- разработана педагогическая модель формирования визуальной культуры у молодежи в условиях учебно-тренингового центра «Ихсан»;
- была разработана программа «Fashion-иллюстрация», ориентированная на формирование визуальной культуры широкого круга слушателей, не имеющих специальной художественной подготовки, направленная на овладение техниками рисования, изучение основ дизайна и композиции.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что было дано определение понятию «визуальная культура» с учетом специфики занятий изобразительным искусством в учреждении для молодежи культурно-досуговой сферы: это частная область понятия «культура», в аспекте определяемого этим термином уровня развития общества, включающего создаваемые им материальные и духовные ценности, основанная на наличии кругозора в данной сфере, таких ее областях, как изобразительные виды искусства, кино, концептуальное искусство, моду, рекламу и т.д., подразумевающая способности восприятия визуальных образов, их анализ, интерпретацию и оценку, навыки создания на их основе новых художественных образов.
Практическая значимость состоит в том, что разработанная программа, направленная на формирование визуальной культуры молодёжи и методические материалы к ним могут быть применены в образовательном процессе обучающимися старшего школьного возраста и молодежи в учреждениях дополнительного образования, досуговых центрах, где они будут способствовать эффективной организации работы с обучающимися.
Апробация результатов исследования осуществлялась на научно-практических конференциях различного уровня: международных (XI Международных научно-практических конференциях: «Эффективные инструменты современных наук - 2017» (Чехия), 2017), VI Международная научно-практическая конференция «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» (Казань, 2017); XVI Международная научно-практическая конференция "Исследования будущего", 15.-22 февраля 2018; и внутривузовских (Ежегодная студенческая научно-практическая конференция ИФМК КФУ, 2017, I место; IV Всероссийский конкурс студенческих работ в области искусства и художественного образования,2017, III место).
Результаты исследования были отражены в публикации:
Абдрахманова Р.О. Развитие креативного потенциала молодёжи на занятиях по рисованию в учебно-тренинговом центре «Ихсан» //Приднепровский научный вестник: Материалы Межд. н.-практ. конф. «Эффективные инструменты современных наук - 2017» (Украина). Днепр: Изд-во «Наука и образование», 2017. - С. 42 - 44.
Каркина С.В., Абдрахманова Р.О. Воспитание художественной культуры молодежи в условиях культурно-досугового центра «Ихсан» // КФУУ!Международная научно-практическая конференция «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия». Казань: Изд-во Казанского университета, 2017. - С. 56 - 62.
Абдрахманова Р.О. Fashion-иллюстрация. Мастер-класс // Ялкын, № 4, 2017.- С. 18-19.
Абдрахманова Р.О. Развитие визуальной культуры молодежи в условиях культурно-досугового центра «Ихсан»//Уральский вестник: Научно-теоритический и практический журнал (Казахстан). Уральск: Изд-во ТОО Уралнаучкнига, 2018. - С. 37-39.
Структура диссертации состоит из двух глав, шести параграфов, выводов к главам, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Визуальный опыт - это не только традиционная сфера визуальных искусств от живописи до кино, но и среда визуального восприятия, куда входят развлекательные зрелища (ярмарка, цирк, спорт и т. д.), реклама и другие визуальные медиа (от эфирного ТВ до индивидуализированного приложения к гаджету) маршруты перемещения индивидов (шопинг, прогулки, путешествия), визуальная поддержка образования от иллюстраций к учебникам до наглядных демонстраций научных опытов.
2. На основе изученных в процессе исследования источников нами было определено основное понятие визуальная культура как частная область понятия «культура», в аспекте определяемого этим термином уровня развития общества, включающего создаваемые им материальные и духовные ценности, основанная на наличии кругозора в данной сфере, таких ее областях, как изобразительные виды искусства, кино, концептуальное искусство, моду, рекламу и т.д., подразумевающая способности восприятия визуальных образов, их анализ, интерпретацию и оценку, навыки создания на их основе новых художественных образов.
3. На основе проведенного исследования, в процессе которого были рассмотрены виды учреждений культуры, такие как авторские школы, учебно-тренинговые и культурно-досуговые центры, содержание, принципы и методы их работы, было установлено, что все они, независимо от направленности, предлагают разнообразные виды образовательной и культурной деятельности в соответствии с интересами активного контингента. В тоже время, нами не было обнаружено примеров подобных учреждений, деятельность которого была бы организована на основе единых продуманных, имеющих методолого-теоретическую концептуальную базу, основаниях, интегрирующих разные, представленные в учреждении виды деятельности, в качестве структурных компонентов одной системы, направленной на достижение метапредметных результатов.
4. На основе проведенного исследования, в процессе которого были рассмотрены виды учреждений культуры, такие как авторские школы, учебно-тренинговые и культурно-досуговые центры, содержание, принципы и методы их работы, было установлено, что все они, независимо от направленности, предлагают разнообразные виды образовательной и культурной деятельности в соответствии с интересами активного контингента. В тоже время, нами не было обнаружено примеров подобных учреждений, деятельность которого была бы организована на основе единых продуманных, имеющих методолого-теоретическую концептуальную базу, основаниях, интегрирующих разные, представленные в учреждении виды деятельности, в качестве структурных компонентов одной системы, направленной на достижение метапредметных результатов.
5. На основе рассмотренных программ по изобразительному искусству был сделан вывод, что они в основном нацелены на развитие навыков академического изобразительного искусства и не в полной мере используют творческий потенциал современных техник и жанров, необходимых для развития визуальной культуры.
6. Педагогические условия формирования визуальной культуры на занятиях по «Fashion-иллюстрации» в учебно-тренинговом центре «Ихсан» включают:
- построить образовательный процесс в учебно-тренинговом центре «Ихсан» в виде образовательной системы, включающей в себя три взаимосвязанных направления социопсихология, лингвокультуроведение, художественное творчество.
- организовать регулярный и систематический просмотр художественных объектов и произведений искусства разных стилей, направлений, жанров, принадлежащих к разным культурам.
- реализовать продуктивную творческую деятельность слушателей курсов в жанре fashion-иллюстрации на основе субъектно-ориентированного подхода, включающую критический анализ визуальных образов и выбор среди существующего многообразия соответствующих поставленной творческой задаче художественно-выразительных средств.
7. Основными компонентами визуальной культуры являются:
- Когнитивный компонент - выявляет способность мыслить образами; выявить широту кругозора сфере визуальных объектов, компонент представляет результаты тестирования проведенного в ходе исследования(тест «Кругозор в сфере визуальных объектов»).
- Эмоционально-ценностный компонент - указывает на способность к появлению чувства стиля, использованию воображения, критического взгляда на вещи, склонности действовать максимально самостоятельно (Модифицированный тест на выявление чувство стиля «Матисс»).
- Творческо-деятельностный компонент - отражает применение навыков организации самостоятельной творческой деятельности, с использованием собственного визуального опыта (Творческое задание «Тематическая клаузура»).
8. Педагогическая модель формирования визуальной культуры у молодежи в условиях учебно-тренингового центра «Ихсан» включает следующие компоненты: целевой, методологический, содержательный, процессуальный, диагностический. Ее целью является формирование визуальной культуры. Она направлена на решение следующих задач: расширение кругозора в сфере визуальной культуры, включающей такие ее области, как изобразительные виды искусства, кино, концептуальное искусство, моду, рекламу; развитие способностей восприятия визуальных образов, их анализа, интерпретации и оценки; совершенствование навыков создания новых художественных образов.
9. В ходе проведения эксперимента было выявлено, что на контрольном этапе эксперимента результаты всех трех компонентов визуальной культуры - когнитивного, эмоционально-ценностного, творческо-деятельностного - стали значительно выше по сравнению с констатирующим этапом, тогда как динамика результатов в контрольной группе оказалась незначительной. На этом основании был сделан вывод об успешном формировании визуальной культуры молодежи в экспериментальной группе в результате апробации разработанной нами педагогической модели и педагогических условий формирования визуальной культуры.



1. Alpers S. The Art of Describing: Dutch Art in the Seventeenth Century [Текст]/ S. Alpers. - London: John Murray / University of Chicago, 1983. - 302 p.
2. Bal M. ReadingArt? // GenerationsandGeographiesintheVisualArts: Femi- nistReading / G. Pollock (Ed.). London: Routledge, 1996. P. 25 - 41.
3. Barnard M. Approaches to Understanding Visual Culture. New York, 2001.
4. Baxandall M. Painting and experience in fifteenth-century Italy. A primer in the social history of pictorial style [Текст]/ M. Baxandall. - Oxford; New York: Oxford Univ. Press. - 1989 - 183 p.
5. Blackman, C. 100 years of fashion illustration. London: Laurence King Publish., 2007. - Р. 10.
6. Bourdieu P. The Cult of Unity and Cultivated Differences// Bourdieu P. Photography: A Middle-brow Art. Oxford: Polity Press, 1998.
7. Bryson N. World and Image: French Painting of the Ancien Regime[TeKCT]/ Bryson. -New York:Cambridge University Press, 1981. -300 p.
8. Clark T.J. Image of the People: Gustave Courbet and the 1848 Revolution / T.J. Clarck. - Berkeley: University of California Press, 1999. -208 p.
9. Fabian J. Power and Performance: Ethnographic Explorations through Pro- verbial Wisdom and Teater in Shaba, Zaire. Madison: University of Wiscon¬sin Press, 1990.
10. Fischman G./Reflections About Images,VisualCulture,and Educational Research/Educational Researcher, November,2001, №30, p.28-33
11. Hall Stuart, Notes on Deconstructing «the Popular’, in Cultural Theory and Popular Culture, ed. by John Storey, Prentice Hall, 1994, pp.442-453
12. Hooper-Greenhill E. Museums and the Interpretation of Visual Culture. P. 49.Fabian J. Power and Performance: Ethnographic Explorations through Pro- verbial Wisdom and Teater in Shaba, Zaire. Madison: University of Wiscon- sin Press, 1990
13. Mirzoeff N. Introduction to Visual Culture. London, New York, 1999.
14. Mitchell W.J.T. 2002 — Mitchell W.J.T. Showing Seeing: A Critique of Visual Culture // Journal of Visual Culture № 1 (2), 2002. P. 165—181
15. Moxey K. Interview. What Does Visual Studies Do? URL: www.visual-studies.com/moxey.html cvs_center for visual studies (датаобращения: 12.04.2018).
16. Nihols Bill. The Work of Culture in the Age-old Cybernetic Systems. Electronic Culture. Technology and Visual Representation. Ed. by T. Druckrey. NY, 1996. P.128
17. Ole Worm’s Correspondence with the Icelanders, edited [in Latin] by JakobBenediktssom (Copenhagen: E. Munksgaard, 1948
18. Paul В. Visual Culture Art Education:Why,What and How, Copyright NSEAD 2002
19. Pollock G. “Beholding Art History: Vision, Place and Power”, in Mellvill S., Readings B. (eds.) Vision and Textuality; Duke University Press, 1995, pp.38 - 66
20. Sartre, The War Diaries of Jean-Paul Sartre: November 1939/March 1940, trans. Quinton Hoare NY 1984 p. 15
21. Spivak G. C. Outside in the Teaching Machine. NY: Routledge, 1993. P. 25 - 51.
22. Van Alphen E. Caught by Images // Journal of Visual Culture. 2002. No. 1 (2). P . 205 - 221
23. Vecelio, C. DegliHabitiAntichieModerni di Diverse Partidel Mondo. Venice: Damiano Zenaro, 1590. URL: http://gallica.bnf.fr/accueil/?mode=desktop(дата обращения: 3.03.2018)
24. Visual Culture, 1995, Mirzoeff 1999b, Sturken and Cartwnght, 2001
25. Williams R. Keywords: A Vocabulary of Culture and Society. NY: Oxford University Press, 1976. P. 76 - 82
26. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов / Г. А. Аванесова. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 236 с.
27. Аверинцев, С. С. Риторика и истоки европейской культурной традиции Текст. М., 1996. - 448 с.
28. Адорно, Т. Эстетическая теория Текст. / пер. с нем. А. В. Дранова. — М. : Республика, 2001. —526 с.
29. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев и др. 3-е изд. - СПб. : Питер, 2001. - 282 с.
30. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 2006.- 238 с.
31. Андреева, Е. Постмодернизм: искусство второй половины ХХ - начала XXI в. СПб. Азбука-классика, 2007. - 32 с.
32. Антонович И.И. Гулевич, А. В. Беларусь в глобальном мире. Диалектика становления и интеграции (Минск: Книжный Дом, 2014 - 384 с.) / А.В. Гулевич // Пространство и Время. - 2015. - № 1-2 (19—20). - С. 403 - 406.
33. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.:
Архитектура С, 2007. - 392 с.
34. Баль М. Визуальный эссенциализм и объект визуальных
исследований // Логос. 2012. № 1 (85). - 212-249 с.
35. БартР. Camera Lucida. - М., 1997. - 115 с.
36. Бегбедер, Фр. 99 франков / Фр. Бегбедер / Пер. с франц. И. Воле- вич.-М.: Иностранка, 2002. - 312 с
37. Беззубова О. В. Визуальная культура и визуальный поворот в культуральных исследованиях второй половины ХХ века/ О. В.Беззубова// Ученые записки Орловского государственного ниверситета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. —2012. -No5. -75-79 с.
38. Бел М. Семиотика и искусствознание Текст. / М. Бел, И. Брай-сен
// Вопросы искусствознания / под ред. О. Г. Ревзиной. IX. - 1996. -№2.- С.
521-551.
39. Бельтинг X. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 752 с.
40. Беньямин В. Произведение искусства к эпоху его технической воспроизводимости. —М., 1996. -158с.
41. Бергер Дж. Искусство видеть. - М.: Клаудберри, 2012. - 183 с.
42. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.,2002. - С. 34.
43. Бинкли Т. Против эстетики // Американская философия искусства: Антология / Под ред. Б. Дземиздока и Б. Орлова. - Екатеринбург; Бишкек, 1997. - 348 с.
44. Блохина, И.В. Всемирная история костюма, моды и стиля. - Минск: Харвест, 2009. - 400 с., ил.
45. Бодрийар, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры /Ж. Бодрийар /Пер. Е. А. Самарской. -М.: Культурная революция; Республика, 2006. -269 с.
46. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / Бодрийяр Ж. ; пер. с франц. Н.В. Суслова. — Екатеринбург, 2000. - 101 с.
47. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла / пер. с фр. Л. Любарской, Е. Марковской. М.: Добро-свет, 2000. 260 с.
48. Борытко Н. М., Мацкайлова О. М. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2002. - 132 с.
49. Бранский, В. П. Искусство и философия: роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи Текст. Калининград : Янтар. Сказ, 1999. - 703 с.
50. Бычков В.В. Лексикон нонклассики. Художественно- эстетическая культура XX века. / Под ред. В.В.Бычкова.— М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. -607 с.
51. Бычков, В. В. Виртуальная реальность как феномен современного
искусства [Электронный ресурс] / В. В. Бычков, Маньковская Н. Б.// Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. -2006. -No 2. -Режим доступа:
http://iph.ras.ru/page47631358.html(Дата обращения 12.12.2017)
52. Бычков, В. В. Триалог: Разговор первый об эстетике,
современном искусстве и кризисе культуры / В. В. Бычков, Н. Б. Маньковская, В. В. Иванов. -М.: ИФРАН, 2007. -239 с.
53. Ванслов, В. В. Что такое искусство Текст. / В. В. Ванслов. М. : Изобраз. искусство, 1989. - 328 с.
54. Васильев Г.Г. Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев; Под ред. А.П. Алексеев. -М.: РГ-Пресс, 2012. -496 c.
55. Васильев, А. Русская мода. - М.; СЛОВО/БЬОУО, 2009. -544с.
56. Венкова A.B. Визуальная культура эпохи глобализма:
идентификация пустоты // Глобальное пространство культуры. — СПб., 2005
57. Визуальная грамотность//Российская педагогическая
энциклопедия. М.:Большая российская энциклопедия.1993. т.1.
58. Вирильо П. Машина зрения. Спб.: Наука. 2004.- 82 с.
59. Власов В.Г. Визуальное мышление, визуальные искусства // Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 8 т.- СПб. ЛИТА, 2000. - Т.1. - С.196-197.
60. Воронина, Н. И. Динамика культурных процессов в образовании Текст. материалы круглого стола «Образование и культура», Саранск, 24 мая 2006 г. // Интеграция образования. 2006. - № 3 (44). - С. 73-74.
61. Выготский, Л. С. Психология искусства Текст. — 5-е изд. М.: Лабиринт, 1998. - 416 с.
62. Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного Текст. пер.с нем. М.: Искусство, 1991. - 366 с. 

URL: http://www.fashionillustrationgallery.com(дата обращения: 16.05.2017).
64. Генисаретский О.И. Визуальная культура, визуальное мышление в дизайне: методические материалы / Отв. ред.-М.: ВНИИТЭ, 1990. -88 с.
65. Головин С.Ю. Словарь практического психолога, Минск. :Харвест, 1998 - 598 с.
66. Гребенюк, О.С. Педагогика индивидуальности Текст.: курс лекций / О. С. Гребенюк. Калининград: КГУ, 1995. - 93 с.
67. Гурко Е., Деррида Ж. Тексты деконструкции. Differаnce. Томск: Водолей, 1999. - 256 с.
68. Даниэль С. М. Искусство видеть [Текст] /С.М. Даниэль. - М.: Амфора, 2006. - 206с.
69. Дахин А. Н. педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность. // Стандарты и мониторинг №4. 2002г. С. 22-26.
70. Диди-Юберман, Ж. То, что мы видим, то, что смотрит на нас /Ж. Диди-Юберман /Пер. с франц. А. Шестакова. -СПб.: Наука, 2001. -302 с.
71. Дрешер, Ю. Н. Краткий терминологический словарь по библиотерапии, 2009 г. - 258 с.
72. Ерсанов Б.С. Социальная культурология: Учебник для
студентоввысих учебных заведений. - Издание третье, 2 доп.иперераб.-М.: Аспект Пресс, 2000. -591 с.
73. Загашева, И.О., Заир-БекС.И. Критическое мышление: технология развития. СПб. : Альянс-Дельта, 2003. - 254 с.
74. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная
интерпретация: Учеб. пособие для вузов.- М.: Академия, 2001. -188с
75. Зверева , М.В. О понятии «дидактические условия» / М.В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. - М.: Педагогика. - 1987. - №1. - С. 29 -32.
76. Зверева В. Репрезентация и реальность // Отечественные записки. 2003. № 4 - 124 с.
77. Зеки С. Зрительный образ в сознании и в мозге[Текст]/ С. Зеки // В мире науки. — 1992. — № 11. - С. 33-41.
78. Зелинг, Ш. Мода. Век модельеров. 1900-1999. Konemann -2000 - 656 с.
79. Зенкова А. Ю. Визуальные исследования как интегральная область социально-гуманитарного знания/ А. Ю. Зенкова// Научный ежегодник 146 Института философии и права УрО РАН. —Екатеринбург, 2005. Вып. 5. С. 184—193.
80. Зиммель Георг. Избранное. Т. 1. - М., 1996- 494 с.
81. Ипполитова, Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся :дис. д-ра пед. наук / Н.В. Ипполитова. - Челябинск, 2000. - 383 с.
82. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. М.: ВЛАДОС, 2006. - 255с.
83. Каркина С.В. Принципы субъектно-ориентированного подхода в музыкальном дистанционном образовании американских вузов //Интернет- журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 4 http://mir- nauki.com/PDF/16PDMN416.pdf(доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. (дата обращения: 3.03.2018)
84. Каркина С.В. Принципы субъектно-ориентированного подхода в музыкальном дистанционном образовании американских вузов //Интернет- журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 4http://mir- nauki.com/PDF/16PDMN416.pdf(доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. (Дата обращения 12.12.2017)
85. Карлсон, А. В. Дидактика и методика на уроках рисования: пособие для учителей рисования / А. В. Карлосон. - Л.: Учпедгиз, 1959. -104 с.
86. Кашлев, С.С. Технология интерактивного обучения. Минск: Зорныверасень, 2005. - 432 с.
87. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитие пространственных
представлений у учащихся. М.: Просвещение, 1983. -112 с.
88. А.Г. Шиманская. — Л., Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР Ленинглрадское отд., 1961.188 е.: с ил.
89. Кибалова, Л., Гербенова О., Ламанова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. - Прага: Артия, 1988. - 608 с.
90. Клименко в.В. К 49 Психология творчества. Начальное пособие. - К.: Центр начальной литературы, 2006. - 480 с.
91. Командышко Е.Ф. Специфика художественного проектирования в развитии творческого воображения учащейся молодежи //Культура, опыт, воображение развивающейся личности в художественном образовании. Сб. научных трудов. Серия: «Художественная культура и образование», Выпуск II. -Москва, ИХО РАО, 2008. - 298 с.
92. Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Корзина Г.И., Милова О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе: Преемственность в работе детского сада и начальной школы. М.: Пед. общество России, 1999. - 456 с.
93. Конева А. В. «Понятие и структура социального воображения» // Вопросы философии, 2016, № 5, с. 51-60.
94. Копцик, В. А. Этюды по теории искусства: диалог естественных и гуманитарных наук Текст. / В. А. Копцик, В. П. Рыжов, В. М. Петров ; МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: ОГИ, 2004. - 365 с.
95. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб: Питер, 2000. - 992 с.
96. Кривцун, О. А. Эстетика Текст.: учеб. для студ. вузов / O.A. Крив-цун. 2-е изд., доп. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 446 с.
97. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. М.:
Издательство. «Институт психологии РАН», 1999. — 240 с.
98. Крупская Н. К. Педагогические сочинения. - М., т. 7-9, 1959.
99. Крупская Н.К. О воспитании в семье. М.: Академия
педагогических наук, 1962. - 265с.
100. Культурология: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. - 413 с.
101. Куприянов, Б.В. Современные подходы к определению сущности
категории «педагогические условия» / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2001. - № 2.- 101¬
104 с.
102. Курносова С.А. Педагогические возможности компаративного подхода к подготовке студентов вуза к проектированию педагогического дизайна // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 1.
103. Лакан Ж. Четыре основные понятия психоанализа. Семинары. Кн.11.-М., 2004. — 268 с.
104. Лезин, Б.А. Художественное творчество как особый вид экономии мысли/Вопросы теории и психологии творчества, Т.1. - Харьков, 1907. - 320с.
105. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. М. : Политиздат, 1975. - 304 с.
106. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.-СПб: Институт экспериментальной социологии; Алетейя. 1998.-215 с.
107. Липпс Т. Эстетика. //Философия в систематическом изложении. СПб. 1909. - 569 с.
108. Лубовский В. И. Специальная психология. - 2005- 458 с.
109. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Становление человека, печатающего/ пер. И.О.Тюриной. - М.: Академич. Проект: Фонд "Мир", 2005. - 496 с.
110. Маклюэн М. Культура в аудиовизуальный век [Текст] / М. Маклюэн // Хрестоматия по культурологии: учеб. пособие/сост. А.И. Кравченко. - М., 2006. - С. 333 - 343.
111. Маклюэн, М. Г. Понимание Медиа: внешние расширения человека / М. Г. Маклюэн / Пер. с англ. В. Николаева; закл. ст. М. Вавилова. -М.: Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», Кучково поле, 2003. -464 с.
112. Максютин, Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность. Казань, 1995. - 380 с.
113. Мальковская И.А. Профиль информационно-коммуникативного общества (обзор зарубежных теорий) // СОЦИС. - 2007. - №2. - С.76-85.
114. Марьон Ж.-Л. - Перекрестья видимого/ Перевод с французского Н.Сосна. M.: Прогресс-Традиция, 2010. - 176 с.
115. Мещеркина-Рождественская Е. Визуальный поворот: Анализ и интерпретация изображений // Визуальная антропология: Новые взгляды на социальную реальность / Ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова, Л. Круткина. Саратов: Научная книга, 2007. С. 28-42
116. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. - М.: Олма-Пресс, 2004. - C. 124.
117. Мосин И.Г.Мировое искусство. Иллюстрированная
энциклопедия: Направления и течения от импрессионизма до наших дней / сост. И.Г.Мосин. - СПб: ООО СЗКО "Кристалл", 2006. - 192 с.
118. Мотульский, P.C. Библиотека в социуме: предназначение и
функции Электронный ресурс. / P.C. Мотульский. Электрон, текст, дан. - Режим доступа: http://director.nacbibl.org.by/articles/stbiblsoc.htm. (дата
обращения: 21.04.2018)
119. Мухаметзянова Ф. Г./ Феномен субъектного имиджа студента вуза /Мухаметзянова Ф. Г.//А.Р. Насыбуллин // А.Ш. // Яруллина, // В.Р. Вафина«Образование и саморазвитие»,2013 - № 2(36) -С. 187-194.
120. Мухаметзянова Ф. Г./ Феномен субъектного имиджа студента вуза /Мухаметзянова Ф. Г.//А.Р. Насыбуллин // А.Ш. // Яруллина, // В.Р. Вафина«Образование и саморазвитие»,2013 - № 2(36) -С. 187-194.
121. Найн, А.Я. Инновации в образовании / А.Я. Найн. - Челябинск: ФИНО РФ, 2000. - 281 с.
122. Неменский, Б. М. Педагогика искусства. М.: Просвещение,
2007. - 255 с.
123. Немов, Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 560 с.
124. Нестерова, М. А. История модной куклы как феномена культуры: от Пандоры до Сибариток // Феномен куклы: актуальность эстет. в соврем. практиках мысли: материалы всерос. науч.-исслед. семинара с междунар. участием, 25 - 26 апр. 2013 г. / отв. ред. В. Шкарупа. Омск: С. К. И. Ф., 2013. - 54 с.
125. О.В. Сергеева Исследовательское поле визуальной социологии / Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Том XI. № 1 - 95 с.
126. Оганов, А. А. Теория культуры Текст. : учеб. пособие для вузов / А. А. Оганов, И. F. Хангельдиева. М. : Фаир-Пресс; Гранд, 2001. - 384 с.
127. Олпорт. Ф.Х. Феномены восприятия/Хрестоматия по ощущению и восприятию. - М., 1975. - С. 47-57.
128. Пелипенко, А. А. Искусство в зеркале культурологии [Электронный ресурс] / А. А. Пелипенко. -СПб.: Нестор-История, 2009. - 318 с.
129. Печко, Л.П. Общая и эстетическая культура в образовании и развитии личности // Культура, опыт, воображение развивающейся личности в художественном образовании. Сборник научных трудов. Выпуск II. - М,
2008. - 298с.
130. ПигулевскийВ. О Визуальные коммуникации в рекламе и дизайне /-М.: Гуманитарный центр, 2011. -404 с.
131. Пирогов С. В. Горизонты исследования визуального // Вестник Томского Государственного Университета. Философия. Социология. Политология. 2013. № 4 (24).
132. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. -М.: Высш. шк. 2004. -512 с.
133. Полюдова Е. Н. Педагогические технологии в образовании США. // В сб. Многоуровневая интеграция предметов гуманитарно¬художественного цикла в образовании детей и юношества. Материалы Всероссийской конференции «Педагогика искусства - интеграция культуры в образование будущего учителя: Юсовские чтения» (11-13 ноября 2009г. Арзамас - Москва). - М.: ИХО РАО, Арзамас: АГПИ им. А.П. Гайдара, 2009. - 381с., с. 272-280.
134. Полюдова Е.Н. Современные модели развития эстетического опыта в американской и канадской педагогической литературе // см. №5, С.180-196.
135. Пушкова С.В. Публичные библиотеки США в зеркале статистических наблюдений // Библиотеки за рубежом: сб. - 2002. - М.: Рудомино, 2003. -С.7-20.
136. Разлогов, К. Э. Искусство экрана: от синематографа до Интернета / К. Э. Разлогов. -М.: РОССПЭН. 2010. -304 с.
137. Райс, Л.Визуальный молоток. Какобразы побеждают тысячи слов / Л. Райс / Пер. с англ. О. Медведь. -М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 192 с.
138. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М.: Либроком, 2009. - 272с.
139. Рубинштейн, С. JI. Основы общей психологии Текст. : в 2 т. -М. : Педагогика, 1989. Т. 2. - 322 с.
140. Савицкая, Т. Е. Визуализация культуры: проблемы и
перспективы /Т. Е. Савицкая // Обсерватория культуры. -2008. -No 2. - С. 32 -41
141. Савицкая, Т. Е. Интернет в 2015 г.: развитие, стагнация, коллапс? Размышления в свете новых прогнозов / Т. Е. Савицкая // Обсерватория культуры. -2012. -No 1. -С. 25-30.
142. Сальникова, Е. В. Феномен визуальности / Е. В. Сальникова // Обсерватория культуры. -2012 -No 1 -С. 49-55
143. Сальникова, Е. В. Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы / Е. В. Сальникова. -СПб.:Алетейя, 2001. -288 с.
144. Серов, С. И. Графика современного знака / С. И. Серов. -М.: Линия График, 2005. -408 с.
145. Смаргович, И. Л. Основы культурно-досуговой деятельности : учеб.-метод. пособие / И. Л. Смаргович ; Мин-во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-культуры и искусств. - Минск : БГУКИ, 2013. - 174 с.
146. Степанов Ю. С. Концепт «причина» и два подхода к концептуальному анализу языка - логический и сублогический // Логический анализ языка: культурные концепты. М.: Наука, 1991. С. 5-14; Степанов Ю. С., Проскурин С. Г. Концепт «действие» в контексте мировой культуры // Логический анализ языка: модели действия. М.: Наука, 1992. - 312 с.
147. Столович, Л. Н. Жизнь творчество - человек: функции художественной деятельности Текст. - М. : Политиздат, 1985. - 415 с.
148. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. - С. 272
149. Усманова А. Научение видению: к вопросу о методологии анализа фильма // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. Саратов, 2007. - С. 183-204.
150. Усманова А. Р. Визуальный поворот и гендерная история/ А. Р. Усманова. // Гендерные исследования. —Харьков. —2000. —No4. —215 с.
151. Усманова А.Р. Советская визуальная культура как объект антропологического исследования 2000. — С.18 - 27
152. Устюгова Е.Н. Стиль и культура: Опыт построения общей теории стиля. 2-е изд. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006. - 260 с.
153. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей, а так же преподавателей культурологии. 2 издание, исправленное и дополненное. - М., МГУКИ, 2009. - 705 с.
154. Фуко М. Око власти // Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. -М., 2002. -C. 220 - 247
155. Фуко, М. Археология знания Текст. : пер. с фр. Киев : Ника- Центр, 1996. - 208 с.
156. Хилько Н.Ф. Аудиовизуальная культура. Словарь. - Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2000. - C. 20
157. Хренов Н. А. Образы великого разрыва. Кино в контексте смены культурных циклов. М.: Прогресс-Традиция. 2008.
158. Хупер-Гринхилл Э. Музеи и толкование визуальной культуры. 2000. - 246 с.
159. Чилверс Я. Путеводитель по искусству / под ред. Я.Чилверса.М.: ОАО "Издательство "Радуга", 2004. - 688 с.
160. Шаронов А.В. Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков и оказание им психологической помощи. М.: Психологическое обозрение, 1996. - С. 58-62.
161. Шаронов В.И. Социально-педагогические условия
самоопределения личности в инициативных объединениях молодежи: Дис.канд. пед. наук. СПб, 1991. - 203 с.
162. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения, т. 1,2.- М.: Педагогика, 1980.-147 с.
163. Шемшурина А. И. Основы этической культуры. Книга для учителей. -М.: Владос, 2001. - 111с.
164. Шемшурина А.И. Диалоги о главном. М.: Я вхожу в мир искусств, 2000. -169 с.
165. Штомпка П. В фокусе внимания повседневная жизнь. Новый поворот в социологии // Социологические исследования. 2009. №8. С. 3-13.
166. Электронная культура и экранное творчество: сборник статей. - М.: РИК, 2006. - 386 с.
167. Элкинс Дж. Шесть способов сделать визуальные исследования серьезной научной дисциплиной //Элкинс Дж. Исследуя визуальный мир. Вильнюс: ЕГУ, 2010. С. 348-392.
168. Яковлева Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: ЧГПИ, 1991. - 128 с.
169. Яо, М. К. Визуализация как тенденция форм культуры, искусства, коммуникации / М. К. Яо, С. Д. Бородина, Ю. Г. Еманова // Вестник ТГГПУ. -2011. -No 4. -296 - 301 с.
170. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Взгляды и образы: методология, анализ, практика // Визуальная антропология: настройка оптики / под ред. П.В. Романова, Е.Р. Ярской-Смирновой. - М.: ООО «Вариант», 2009. - 292 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ