ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО «FASHION-ИЛЛЮСТРАЦИИ» (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНО-ТРЕНИНГОВОГО ЦЕНТРА «ИХСАН»)
|
Введение 3
Глава 1.Теоретико-методические основания формирования визуальной культуры у молодежи в процессе занятий по «Fashion-иллюстрации» .. 14
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия «визуальная культура» 14
1.2 Педагогический потенциал культурно-досуговой сферы для
формирования визуальной культуры у молодежи 29
1.3 Методические аспекты обучения «Fashion-иллюстрации» как
одному из направлений изобразительного искусства 42
Выводы по главе 1 53
Глава 2.Практические аспекты формирования визуальной культуры у молодежи на занятиях по «Fashion-иллюстрации» в учебно-тренинговом центре «Ихсан» 56
2.1 Научно-практическое обоснование педагогических условий формирования визуальной культуры у молодежи на занятиях по «Fashion-иллюстрации»в учебно-тренинговом центре «Ихсан» 56
2.2 Разработка педагогической модели формирования визуальной культуры у молодежи в условиях учебно-тренингового центра «Ихсан»... 66
2.3 Апробация педагогической модели формирования визуальной
культуры у молодежи на занятиях по «Fashion-иллюстрации» в учебно-тренинговом центре «Ихсан» 78
Выводы по главе 2 90
Заключение 92
Список литературы 96
Приложения
Глава 1.Теоретико-методические основания формирования визуальной культуры у молодежи в процессе занятий по «Fashion-иллюстрации» .. 14
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия «визуальная культура» 14
1.2 Педагогический потенциал культурно-досуговой сферы для
формирования визуальной культуры у молодежи 29
1.3 Методические аспекты обучения «Fashion-иллюстрации» как
одному из направлений изобразительного искусства 42
Выводы по главе 1 53
Глава 2.Практические аспекты формирования визуальной культуры у молодежи на занятиях по «Fashion-иллюстрации» в учебно-тренинговом центре «Ихсан» 56
2.1 Научно-практическое обоснование педагогических условий формирования визуальной культуры у молодежи на занятиях по «Fashion-иллюстрации»в учебно-тренинговом центре «Ихсан» 56
2.2 Разработка педагогической модели формирования визуальной культуры у молодежи в условиях учебно-тренингового центра «Ихсан»... 66
2.3 Апробация педагогической модели формирования визуальной
культуры у молодежи на занятиях по «Fashion-иллюстрации» в учебно-тренинговом центре «Ихсан» 78
Выводы по главе 2 90
Заключение 92
Список литературы 96
Приложения
Актуальность исследования. Для понимания специфики современной культуры значение визуальных образов трудно переоценить. Лавинообразно растет спектр визуальных образов, баланс смещается от статических и динамических образов к интерактивным, от миметических к цифровым, имеющим весьма опосредованные связи с реальностью. Процессы тотальной визуализации постепенно включают в сферу повседневного зрительного опыта сложнодоступные и ускользающие от глаза объекты, и явления.
Актуальность данной проблемы обозначена в одном из основных документов нашей страны в сфере дополнительного образования Федеральной целевой программой «Концепция развития дополнительного образования до 2020 г.» от 4 сентября 2014 г. N 1726-р, в котором выделены основные направления совершенствования условий для поддержки творческой деятельности молодежи: опора на инициативы, использование ресурсов семейных сообществ, позитивного потенциала подростковых и молодежных субкультурных сообществ; обеспечение модулей, относящихся к дополнительному образованию, к работе с талантливой молодежью, площадками для проведения педагогической практики; ориентацию системы территориального планирования, строительства, управления имущественным комплексом с учетом интересов молодежи, создание образовательных и развивающих сред, открытых пространств для различных форм активности, клубной деятельности; созданы условия и сформированы компетенции для использования детьми и молодежью ресурсов неформального и информального образования в целях саморазвития, профессионального самоопределения и продуктивного досуга.
Одной из основных задач Стратегии инновационного развития на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. No 2227-р) является создание условий для формирования у граждан компетенций, в частности, таких как креативность, способность и готовность к разумному риску, постоянному совершенствованию, профессиональной 3
мобильности. От нерешенности данной проблемы в значительной мере страдает качество художественного образования.
Большая роль в этом процессе принадлежит визуальной культуре, основная цель развития которой заключается в том, чтобы мотивировать молодежь сознательно воспринимать визуальный опыт, уметь его обобщать и комментировать. Под визуальным опытом понимается не только традиционная сфера визуальных искусств от живописи до кино, но и среда визуального восприятия, куда входят развлекательные зрелища (ярмарка, цирк, спорт и т. д.), реклама и другие визуальные медиа (от эфирного ТВ до индивидуализированного приложения к гаджету) маршруты перемещения индивидов (шопинг, прогулки, путешествия), визуальная поддержка образования от иллюстраций к учебникам до наглядных демонстраций научных опытов.
Зрительное восприятие сегодня становится доминирующим способом передачи информации, интенсивность которого растет в геометрической прогрессии, приводя к появлению таких проблем, как информационная перегруженность и отчужденность знание, которое существует в сознании личности вне связи с личными смыслами. Появилось такое понятие как: информационный серфинг, который заключается в невозможности человека сконцентрироваться продолжительное время на одном источнике информации. Ему быстро становится скучно, возникает ощущение, что где- то есть более интересная информация, но он нигде ее не находит.
Само производство информации превратилось в бизнес-индустрию, которая осуществляет агрессивное воздействие на психику потребителя посредством новейших технологий производства и дистрибуции медиа-контента, что приводит к поведенческой дезадаптации, невротической зависимости, виртуализации социальности и вызывает эффект информационной псевдобдительности.
Иными словами, изменения информационной среды оказывают самое существенное и подчас необратимое воздействие на психику человека. Его поведение теперь полностью определяется данной информационной зависимостью, все больше приобретающей черты болезненного состояния.
Параллельно с этим изменилось само качество взаимодействия человека с информацией: утрачивается навык осмысленной и целенаправленной работы с информацией, упрощаются способы решения интеллектуальных задач. К сожалению, поскольку данное явление носит предельно массовый характер и в него вовлечено, по существу, все общество, причем вовлечено не косвенно, не опосредовано, а непосредственно — индивидуальными сознаниями индивидов. Заметить соответствующие тенденции, описать их и найти способы противостоять данным негативным тенденциям можно только в рамках специализированных научных программ.
Степень изученности проблемы
В исследовании феномена художественной культуры поиск направляется в область искусства, анализ которого представлен трудами отечественных и зарубежных ученых, актуализирующих идеи искусства как способа понимания эпохи и постижения проблем мирового пространства
Сущностная характеристика и различные аспекты понятия художественная культура были изучены в работах С. С. Аверинцева [27], Т. Адорно [28], Т. Бинкли [43], В. П. Бранского [49], В.В. Бычкова [50, 51,52], B. В. Ванслова [53], Н. И. Воронина [60], Г. Гадамера [62], В. А. Копцик [94], О. А. Кривцун [96], В.М. Петрова [94], Е. Н. Устюгова [152], М. Фуко [154,155].
Художественное творчество: Б.Г. Ананьев [29], В. П. Бранский [49], Л.С. Выготский [61], В.В. Клименко [87], Е.П. Крупник [94], A.H Леонтьев [102], Т. Липпс [104], В.И. Лубовский [105], Б.М. Неменский [122],C. Л. Рубинштейн [139], Л.С. Столович [147].
Число работ по современной визуальной культуре растет столь же стремительно, как стремительно развивается и сама визуальная культура. Данное понятие было широко изучено в трудах Ж. Бодрийяра [45,46,47], В.В. Бычкова [50,51,52], П. Вирильо [58], Ж.-Ф. Лиотара [106], М. Маклюэна [109, 110, 111], Н.Б. Маньковской [51,52], К.Э. Разлогова [136], В.М. Розина [138], Т.Е. Савицкой [140, 141], Е.В. Сальниковой [142, 143].
В работах П.С. Альперса [1], М. Баксандалла [4], Н. Брайсона [7], Т. Дж. Кларка [8], Г. Поллока [19], Е.Р. Ярской-Смирновой [169] было рассмотрено понятие «визуальная антропология», связанное с изучением и производством этнографической фотографии, кино.
История становления и генеалогия визуальных исследований становились предметом анализа в работах О.В Беззубовой [37], А.Ю. Зенковой [79], Э. Усмановой [149,150,151], Д;. Элкинса [167]. Обобщенное понятие визуального фигурирует в работах М. Баль [34], К. Мокси [15], Н. Мирзоева [13], У. Дж. Т. Митчелла [14]. Анализ визуального, и работа с категорией видения на стыке искусствоведения и феноменологии определяют специфику произведений Ж. Дцци-Юбермана [70], Ж.-Л.Марьона [109].
Роль визуального в социальном опыте анализируется в работе Г. Зиммеля [80], где исследуются проблемы визуального опыта и социальных функций искусства. В исследованиях О.В. Сергеева [125], П. Штомпка [165] разрабатывается методология социологического анализа сквозь призму визуальных образов, что сформировало такое направление, как визуальная социология. Характеристике современной культуры с точки зрения роли и места в нейвизуального уделяли внимание A.B. Венкова [56], A.B. Конева[88], К. Э. Разлогов [136], H.A. Хренов [155]. Ключевая для визуальных исследований «теория взгляда» фигурирует в работах Ж. Деррида [67], Ж. Лакана [98], Д.-П. Сартра [20].
Важную роль в анализе визуальной культуры сыграли работы зарубежных классиков современной культурологии и семиотики Р. Барта[35], Ж. Бодрийяра [45,46,47], Ж. Лиотара [106], М. Маклюэна [109, 110, 111] и отечественных классиков, таких как С.С. Аверинцев[27], В.В. Бычков [50, 51,52], В.В. Иванов [52], Ю.С. Степанов [143].
Изобразительное искусство как предмет общеобразовательной школы было изучено Т.Г. Казаковой [82], Т.С. Комаровой [92], Б.М. Неменским [122]. Основные аспекты методики обучения рисованию были раскрыты в трудах Т.Ф. Беляева [87], А.В. Карлсон [85], А.Г. Шиманской [88]. История развития моды подробно представлена в работах таких авторов, как И.В.Блохина [44], А.П.Васильев [55], Ш.Зелинг [78], Л.Кибалова [89].
На основании изученных трудов было выделено противоречие между большой степенью изученности понятия художественная культура и педагогического потенциала культурно-досуговой сферы и недостаточно детальной проработанностью сопряженных понятий, таких как визуальная культура, включая отсутствие научно-методического обоснования ее формирования средствами художественного творчества в условиях учебно-тренингового центра. Данное противоречие послужило основой для формулировки проблемы исследования: Какие педагогические условия будут способствовать формированию визуальной культуры на занятиях «Fashion-иллюстрацией» в условиях учебно-тренингового центра?
Изучение источников по теме исследования, выделенное противоречие и проблема исследования позволили сформулировать тему магистерской диссертации: Формирование визуальной культуры молодежи в процессе занятий по «Fashion-иллюстрации» (На примере учебно-тренингового центра «Ихсан»).
Цель исследования: Разработать педагогические условия формирования визуальной культуры у молодежи на занятиях по «Fashion- иллюстрации» и выполнить их апробацию в учебно-тренинговом центре «Ихсан».
Объектом исследования является - досуговая культура современной молодежи.
Предмет исследования - формирования визуальной культуры у молодежи на занятиях по «Fashion-иллюстрации».
Гипотеза исследования:
Процесс формирования визуальной культуры на занятиях «Fashion- иллюстрацией» в условиях культурно-досуговой деятельности значительно повысит свою эффективность, если будет:
- раскрыта сущностно-содержательная характеристика понятия «визуальная культура»;
- выявлен педагогический потенциал культурно-досуговой сферы для формирования визуальной культуры у молодежи;
- изучены методические аспекты обучения «Fashion-иллюстрации» как одному из направлений изобразительного искусства;
- обоснованы педагогические условия формирования визуальной культуры у молодежи на занятиях по «Fashion-иллюстрации» в учебно-тренинговом центре «Ихсан»;
- разработана педагогическая модель формирования визуальной культуры у молодежи в условиях учебно-тренингового центра «Ихсан»;
- выполнена апробация педагогической модели формирования визуальной культуры у молодежи на занятиях по «Fashion-иллюстрацию учебно-тренинговом центре«Ихсан».
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены его задачи:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику понятия «визуальная культура»и особенности ее развития в условиях культурно-досуговой сферы.
2. Выявить педагогический потенциал культурно-досуговой сферы для формирования визуальной культуры у молодежи.
3. Изучить методические аспекты обучения «Fashion-иллюстрации» как одного из направлений изобразительного искусства.
4. Обосновать педагогические условия формирования визуальной культуры у молодежи на занятиях по «Fashion-иллюстрации» в учебно-тренинговом центре «Ихсан».
5. Разработать педагогическую модель формирования визуальной культуры у молодежив условиях учебно-тренингового центра «Ихсан».
6. Выполнить апробацию педагогической модели формирования визуальной культуры у молодежи на занятиях по «Fashion-иллюстрации»в учебно-тренинговом центре«Ихсан».
В основу теоретической базы исследования были положены труды по визуальной культуре таких авторов, как Ж.Бодрийяра [45,46,47], В.В. Бычкова[50, 51, 52], П. Вирильо [58], Ж.Ф. Лиотара [106], М. Маклюэна [109, 110, 111], Н.Б. Маньковской [51, 52], К.Э. Разлогова[136], В.М. Розина[138], Т.Е. Савицкой [140, 141], Е.В. Сальниковой[142, 143]; по визуальной антропологии следующих ученых: П. С. Альперс [1], М.Баксандалл [4], Н. Брайсон [7], Т. Дж. Кларк [8], Г. Поллок [19], П.В. Романова[141], Е. Ярской-Смирновой[164]; по истории становления и генеалогия визуальных исследований, раскрытых в работах О.В Беззубовой [37], А.Ю. Зенковой [79], Э. Усмановой [149,150,151], Дж. Элкинса [167]; по обобщенной характеристике понятия визуального на основе работ М. Баль [34], К. Мокси [15], Н. Мирзоева[13], У. Дж. Т. Митчелла [14]; по анализу визуального, представленного в трудах Ж. Дцци-Юбермана [70], Ж. Л. Марьона [109]. В основании диссертации также были положены труды по современной культурологии и семиотике Р. Барта , Ж.Бодрийяра , Ж. Лиотара [106], М. Маклюэна включая отечественных ученых, таких как С.С. Аверинцев [27], В.В. Бычков [50, 51, 52], В.В. Иванов [52], Ю.С. Степанов [143]. Вопросы методики преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе были изучены на основе работ Т.Г. Казаковой [82], Т.С. Комаровой [92], Б.М.Неменским [122]; методики обучения рисованию были раскрыты в трудах Т.Ф. Беляева [87], А.В. Карлсон [85], А.Г. Шиманской [88]. Также были рассмотрены источники по истории развития моды таких авторов, как И.В. Блохина [44], А.П.Васильев [55], Ш.Зелинг[78], Л.Кибалова[89].
В процессе проведения исследования были подробно изучены работы по методическому обеспечению изобразительного искусства как предмета общеобразовательной школы Б.М. Неменского ,а также, рассматривающие методики обучения рисованию Т.Ф. Беляева [87], А.В. Карлсон [85], А.Г. Шиманской [88]. Также были рассмотрены работы по истории развития моды таких авторов как: И.В. Блохина [44], А.П.Васильев [55], Ш.Зелинг [78], Л.Кибалова [89].
Методы исследования
В процессе проведения исследования были использованы:
- теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, учебной и учебно-методической научной литературы;
- эмпирические методы (наблюдение, беседа, тестирование);
- экспериментальные методы (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент);
- специальные: эмоционально-художественное «погружение»,
художественно-творческое моделирование, активизация воображения и творческих представлений, сравнительно-сопоставительный анализ, импровизация.
Этапы исследования
Первый этап (сентябрь 2016- октябрь 2017) - этот период была изучена литература по теме исследования, включая психолого¬педагогическую литературу, труды истории модной иллюстрации, методам преподавания художественных направлений.
Второй этап (ноябрь 2017 - март 2018) - разработана программа курса «Fashion-иллюстрация», подготовлено методическое сопровождение для проведения занятий, материалы тестов для эмпирического исследования, проведен констатирующий и формирующий этапы эксперимента.
Третий этап (апрель 2018 - май 2018) - в его рамках был выполнен контрольный эксперимент, подведены итоги исследовательской работы, обобщены результаты и оформлены в соответствии с требованиями.
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование было проведено на базе учебно-тренингового центре «Ихсан».В эксперименте приняли участие две группы: контрольная, в которую вошло 15 чел., и экспериментальная в количестве 16 чел. Средний возраст слушателей курсов составлял 25-30 лет.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- разработаны педагогические условия формирования визуальной культуры на занятиях по «Fashion-иллюстрации» в учебно-тренинговом центре «Ихсан»:
1. Построить образовательный процесс в учебно-тренинговом центре «Ихсан» в виде образовательной системы, включающей в себя три взаимосвязанных направления социопсихология, лингвокультуроведение, художественное творчество.
2. Организовать регулярный и систематический просмотр художественных объектов и произведений искусства разных стилей, направлений, жанров, принадлежащих к разным культурам.
3. Реализовать продуктивную творческую деятельность слушателей курсов в жанре fashion-иллюстрации на основе субъектно-ориентированного подхода, включающую критический анализ визуальных образов и выбор среди существующего многообразия соответствующих поставленной творческой задаче художественно-выразительных средств;
- разработана педагогическая модель формирования визуальной культуры у молодежи в условиях учебно-тренингового центра «Ихсан»;
- была разработана программа «Fashion-иллюстрация», ориентированная на формирование визуальной культуры широкого круга слушателей, не имеющих специальной художественной подготовки, направленная на овладение техниками рисования, изучение основ дизайна и композиции.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что было дано определение понятию «визуальная культура» с учетом специфики занятий изобразительным искусством в учреждении для молодежи культурно-досуговой сферы: это частная область понятия «культура», в аспекте определяемого этим термином уровня развития общества, включающего создаваемые им материальные и духовные ценности, основанная на наличии кругозора в данной сфере, таких ее областях, как изобразительные виды искусства, кино, концептуальное искусство, моду, рекламу и т.д., подразумевающая способности восприятия визуальных образов, их анализ, интерпретацию и оценку, навыки создания на их основе новых художественных образов.
Практическая значимость состоит в том, что разработанная программа, направленная на формирование визуальной культуры молодёжи и методические материалы к ним могут быть применены в образовательном процессе обучающимися старшего школьного возраста и молодежи в учреждениях дополнительного образования, досуговых центрах, где они будут способствовать эффективной организации работы с обучающимися.
Апробация результатов исследования осуществлялась на научно-практических конференциях различного уровня: международных (XI Международных научно-практических конференциях: «Эффективные инструменты современных наук - 2017» (Чехия), 2017), VI Международная научно-практическая конференция «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» (Казань, 2017); XVI Международная научно-практическая конференция "Исследования будущего", 15.-22 февраля 2018; и внутривузовских (Ежегодная студенческая научно-практическая конференция ИФМК КФУ, 2017, I место; IV Всероссийский конкурс студенческих работ в области искусства и художественного образования,2017, III место).
Результаты исследования были отражены в публикации:
Абдрахманова Р.О. Развитие креативного потенциала молодёжи на занятиях по рисованию в учебно-тренинговом центре «Ихсан» //Приднепровский научный вестник: Материалы Межд. н.-практ. конф. «Эффективные инструменты современных наук - 2017» (Украина). Днепр: Изд-во «Наука и образование», 2017. - С. 42 - 44.
Каркина С.В., Абдрахманова Р.О. Воспитание художественной культуры молодежи в условиях культурно-досугового центра «Ихсан» // КФУУ!Международная научно-практическая конференция «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия». Казань: Изд-во Казанского университета, 2017. - С. 56 - 62.
Абдрахманова Р.О. Fashion-иллюстрация. Мастер-класс // Ялкын, № 4, 2017.- С. 18-19.
Абдрахманова Р.О. Развитие визуальной культуры молодежи в условиях культурно-досугового центра «Ихсан»//Уральский вестник: Научно-теоритический и практический журнал (Казахстан). Уральск: Изд-во ТОО Уралнаучкнига, 2018. - С. 37-39.
Структура диссертации состоит из двух глав, шести параграфов, выводов к главам, заключения, списка литературы и приложений.
Актуальность данной проблемы обозначена в одном из основных документов нашей страны в сфере дополнительного образования Федеральной целевой программой «Концепция развития дополнительного образования до 2020 г.» от 4 сентября 2014 г. N 1726-р, в котором выделены основные направления совершенствования условий для поддержки творческой деятельности молодежи: опора на инициативы, использование ресурсов семейных сообществ, позитивного потенциала подростковых и молодежных субкультурных сообществ; обеспечение модулей, относящихся к дополнительному образованию, к работе с талантливой молодежью, площадками для проведения педагогической практики; ориентацию системы территориального планирования, строительства, управления имущественным комплексом с учетом интересов молодежи, создание образовательных и развивающих сред, открытых пространств для различных форм активности, клубной деятельности; созданы условия и сформированы компетенции для использования детьми и молодежью ресурсов неформального и информального образования в целях саморазвития, профессионального самоопределения и продуктивного досуга.
Одной из основных задач Стратегии инновационного развития на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. No 2227-р) является создание условий для формирования у граждан компетенций, в частности, таких как креативность, способность и готовность к разумному риску, постоянному совершенствованию, профессиональной 3
мобильности. От нерешенности данной проблемы в значительной мере страдает качество художественного образования.
Большая роль в этом процессе принадлежит визуальной культуре, основная цель развития которой заключается в том, чтобы мотивировать молодежь сознательно воспринимать визуальный опыт, уметь его обобщать и комментировать. Под визуальным опытом понимается не только традиционная сфера визуальных искусств от живописи до кино, но и среда визуального восприятия, куда входят развлекательные зрелища (ярмарка, цирк, спорт и т. д.), реклама и другие визуальные медиа (от эфирного ТВ до индивидуализированного приложения к гаджету) маршруты перемещения индивидов (шопинг, прогулки, путешествия), визуальная поддержка образования от иллюстраций к учебникам до наглядных демонстраций научных опытов.
Зрительное восприятие сегодня становится доминирующим способом передачи информации, интенсивность которого растет в геометрической прогрессии, приводя к появлению таких проблем, как информационная перегруженность и отчужденность знание, которое существует в сознании личности вне связи с личными смыслами. Появилось такое понятие как: информационный серфинг, который заключается в невозможности человека сконцентрироваться продолжительное время на одном источнике информации. Ему быстро становится скучно, возникает ощущение, что где- то есть более интересная информация, но он нигде ее не находит.
Само производство информации превратилось в бизнес-индустрию, которая осуществляет агрессивное воздействие на психику потребителя посредством новейших технологий производства и дистрибуции медиа-контента, что приводит к поведенческой дезадаптации, невротической зависимости, виртуализации социальности и вызывает эффект информационной псевдобдительности.
Иными словами, изменения информационной среды оказывают самое существенное и подчас необратимое воздействие на психику человека. Его поведение теперь полностью определяется данной информационной зависимостью, все больше приобретающей черты болезненного состояния.
Параллельно с этим изменилось само качество взаимодействия человека с информацией: утрачивается навык осмысленной и целенаправленной работы с информацией, упрощаются способы решения интеллектуальных задач. К сожалению, поскольку данное явление носит предельно массовый характер и в него вовлечено, по существу, все общество, причем вовлечено не косвенно, не опосредовано, а непосредственно — индивидуальными сознаниями индивидов. Заметить соответствующие тенденции, описать их и найти способы противостоять данным негативным тенденциям можно только в рамках специализированных научных программ.
Степень изученности проблемы
В исследовании феномена художественной культуры поиск направляется в область искусства, анализ которого представлен трудами отечественных и зарубежных ученых, актуализирующих идеи искусства как способа понимания эпохи и постижения проблем мирового пространства
Сущностная характеристика и различные аспекты понятия художественная культура были изучены в работах С. С. Аверинцева [27], Т. Адорно [28], Т. Бинкли [43], В. П. Бранского [49], В.В. Бычкова [50, 51,52], B. В. Ванслова [53], Н. И. Воронина [60], Г. Гадамера [62], В. А. Копцик [94], О. А. Кривцун [96], В.М. Петрова [94], Е. Н. Устюгова [152], М. Фуко [154,155].
Художественное творчество: Б.Г. Ананьев [29], В. П. Бранский [49], Л.С. Выготский [61], В.В. Клименко [87], Е.П. Крупник [94], A.H Леонтьев [102], Т. Липпс [104], В.И. Лубовский [105], Б.М. Неменский [122],C. Л. Рубинштейн [139], Л.С. Столович [147].
Число работ по современной визуальной культуре растет столь же стремительно, как стремительно развивается и сама визуальная культура. Данное понятие было широко изучено в трудах Ж. Бодрийяра [45,46,47], В.В. Бычкова [50,51,52], П. Вирильо [58], Ж.-Ф. Лиотара [106], М. Маклюэна [109, 110, 111], Н.Б. Маньковской [51,52], К.Э. Разлогова [136], В.М. Розина [138], Т.Е. Савицкой [140, 141], Е.В. Сальниковой [142, 143].
В работах П.С. Альперса [1], М. Баксандалла [4], Н. Брайсона [7], Т. Дж. Кларка [8], Г. Поллока [19], Е.Р. Ярской-Смирновой [169] было рассмотрено понятие «визуальная антропология», связанное с изучением и производством этнографической фотографии, кино.
История становления и генеалогия визуальных исследований становились предметом анализа в работах О.В Беззубовой [37], А.Ю. Зенковой [79], Э. Усмановой [149,150,151], Д;. Элкинса [167]. Обобщенное понятие визуального фигурирует в работах М. Баль [34], К. Мокси [15], Н. Мирзоева [13], У. Дж. Т. Митчелла [14]. Анализ визуального, и работа с категорией видения на стыке искусствоведения и феноменологии определяют специфику произведений Ж. Дцци-Юбермана [70], Ж.-Л.Марьона [109].
Роль визуального в социальном опыте анализируется в работе Г. Зиммеля [80], где исследуются проблемы визуального опыта и социальных функций искусства. В исследованиях О.В. Сергеева [125], П. Штомпка [165] разрабатывается методология социологического анализа сквозь призму визуальных образов, что сформировало такое направление, как визуальная социология. Характеристике современной культуры с точки зрения роли и места в нейвизуального уделяли внимание A.B. Венкова [56], A.B. Конева[88], К. Э. Разлогов [136], H.A. Хренов [155]. Ключевая для визуальных исследований «теория взгляда» фигурирует в работах Ж. Деррида [67], Ж. Лакана [98], Д.-П. Сартра [20].
Важную роль в анализе визуальной культуры сыграли работы зарубежных классиков современной культурологии и семиотики Р. Барта[35], Ж. Бодрийяра [45,46,47], Ж. Лиотара [106], М. Маклюэна [109, 110, 111] и отечественных классиков, таких как С.С. Аверинцев[27], В.В. Бычков [50, 51,52], В.В. Иванов [52], Ю.С. Степанов [143].
Изобразительное искусство как предмет общеобразовательной школы было изучено Т.Г. Казаковой [82], Т.С. Комаровой [92], Б.М. Неменским [122]. Основные аспекты методики обучения рисованию были раскрыты в трудах Т.Ф. Беляева [87], А.В. Карлсон [85], А.Г. Шиманской [88]. История развития моды подробно представлена в работах таких авторов, как И.В.Блохина [44], А.П.Васильев [55], Ш.Зелинг [78], Л.Кибалова [89].
На основании изученных трудов было выделено противоречие между большой степенью изученности понятия художественная культура и педагогического потенциала культурно-досуговой сферы и недостаточно детальной проработанностью сопряженных понятий, таких как визуальная культура, включая отсутствие научно-методического обоснования ее формирования средствами художественного творчества в условиях учебно-тренингового центра. Данное противоречие послужило основой для формулировки проблемы исследования: Какие педагогические условия будут способствовать формированию визуальной культуры на занятиях «Fashion-иллюстрацией» в условиях учебно-тренингового центра?
Изучение источников по теме исследования, выделенное противоречие и проблема исследования позволили сформулировать тему магистерской диссертации: Формирование визуальной культуры молодежи в процессе занятий по «Fashion-иллюстрации» (На примере учебно-тренингового центра «Ихсан»).
Цель исследования: Разработать педагогические условия формирования визуальной культуры у молодежи на занятиях по «Fashion- иллюстрации» и выполнить их апробацию в учебно-тренинговом центре «Ихсан».
Объектом исследования является - досуговая культура современной молодежи.
Предмет исследования - формирования визуальной культуры у молодежи на занятиях по «Fashion-иллюстрации».
Гипотеза исследования:
Процесс формирования визуальной культуры на занятиях «Fashion- иллюстрацией» в условиях культурно-досуговой деятельности значительно повысит свою эффективность, если будет:
- раскрыта сущностно-содержательная характеристика понятия «визуальная культура»;
- выявлен педагогический потенциал культурно-досуговой сферы для формирования визуальной культуры у молодежи;
- изучены методические аспекты обучения «Fashion-иллюстрации» как одному из направлений изобразительного искусства;
- обоснованы педагогические условия формирования визуальной культуры у молодежи на занятиях по «Fashion-иллюстрации» в учебно-тренинговом центре «Ихсан»;
- разработана педагогическая модель формирования визуальной культуры у молодежи в условиях учебно-тренингового центра «Ихсан»;
- выполнена апробация педагогической модели формирования визуальной культуры у молодежи на занятиях по «Fashion-иллюстрацию учебно-тренинговом центре«Ихсан».
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены его задачи:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику понятия «визуальная культура»и особенности ее развития в условиях культурно-досуговой сферы.
2. Выявить педагогический потенциал культурно-досуговой сферы для формирования визуальной культуры у молодежи.
3. Изучить методические аспекты обучения «Fashion-иллюстрации» как одного из направлений изобразительного искусства.
4. Обосновать педагогические условия формирования визуальной культуры у молодежи на занятиях по «Fashion-иллюстрации» в учебно-тренинговом центре «Ихсан».
5. Разработать педагогическую модель формирования визуальной культуры у молодежив условиях учебно-тренингового центра «Ихсан».
6. Выполнить апробацию педагогической модели формирования визуальной культуры у молодежи на занятиях по «Fashion-иллюстрации»в учебно-тренинговом центре«Ихсан».
В основу теоретической базы исследования были положены труды по визуальной культуре таких авторов, как Ж.Бодрийяра [45,46,47], В.В. Бычкова[50, 51, 52], П. Вирильо [58], Ж.Ф. Лиотара [106], М. Маклюэна [109, 110, 111], Н.Б. Маньковской [51, 52], К.Э. Разлогова[136], В.М. Розина[138], Т.Е. Савицкой [140, 141], Е.В. Сальниковой[142, 143]; по визуальной антропологии следующих ученых: П. С. Альперс [1], М.Баксандалл [4], Н. Брайсон [7], Т. Дж. Кларк [8], Г. Поллок [19], П.В. Романова[141], Е. Ярской-Смирновой[164]; по истории становления и генеалогия визуальных исследований, раскрытых в работах О.В Беззубовой [37], А.Ю. Зенковой [79], Э. Усмановой [149,150,151], Дж. Элкинса [167]; по обобщенной характеристике понятия визуального на основе работ М. Баль [34], К. Мокси [15], Н. Мирзоева[13], У. Дж. Т. Митчелла [14]; по анализу визуального, представленного в трудах Ж. Дцци-Юбермана [70], Ж. Л. Марьона [109]. В основании диссертации также были положены труды по современной культурологии и семиотике Р. Барта , Ж.Бодрийяра , Ж. Лиотара [106], М. Маклюэна включая отечественных ученых, таких как С.С. Аверинцев [27], В.В. Бычков [50, 51, 52], В.В. Иванов [52], Ю.С. Степанов [143]. Вопросы методики преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе были изучены на основе работ Т.Г. Казаковой [82], Т.С. Комаровой [92], Б.М.Неменским [122]; методики обучения рисованию были раскрыты в трудах Т.Ф. Беляева [87], А.В. Карлсон [85], А.Г. Шиманской [88]. Также были рассмотрены источники по истории развития моды таких авторов, как И.В. Блохина [44], А.П.Васильев [55], Ш.Зелинг[78], Л.Кибалова[89].
В процессе проведения исследования были подробно изучены работы по методическому обеспечению изобразительного искусства как предмета общеобразовательной школы Б.М. Неменского ,а также, рассматривающие методики обучения рисованию Т.Ф. Беляева [87], А.В. Карлсон [85], А.Г. Шиманской [88]. Также были рассмотрены работы по истории развития моды таких авторов как: И.В. Блохина [44], А.П.Васильев [55], Ш.Зелинг [78], Л.Кибалова [89].
Методы исследования
В процессе проведения исследования были использованы:
- теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, учебной и учебно-методической научной литературы;
- эмпирические методы (наблюдение, беседа, тестирование);
- экспериментальные методы (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент);
- специальные: эмоционально-художественное «погружение»,
художественно-творческое моделирование, активизация воображения и творческих представлений, сравнительно-сопоставительный анализ, импровизация.
Этапы исследования
Первый этап (сентябрь 2016- октябрь 2017) - этот период была изучена литература по теме исследования, включая психолого¬педагогическую литературу, труды истории модной иллюстрации, методам преподавания художественных направлений.
Второй этап (ноябрь 2017 - март 2018) - разработана программа курса «Fashion-иллюстрация», подготовлено методическое сопровождение для проведения занятий, материалы тестов для эмпирического исследования, проведен констатирующий и формирующий этапы эксперимента.
Третий этап (апрель 2018 - май 2018) - в его рамках был выполнен контрольный эксперимент, подведены итоги исследовательской работы, обобщены результаты и оформлены в соответствии с требованиями.
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование было проведено на базе учебно-тренингового центре «Ихсан».В эксперименте приняли участие две группы: контрольная, в которую вошло 15 чел., и экспериментальная в количестве 16 чел. Средний возраст слушателей курсов составлял 25-30 лет.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- разработаны педагогические условия формирования визуальной культуры на занятиях по «Fashion-иллюстрации» в учебно-тренинговом центре «Ихсан»:
1. Построить образовательный процесс в учебно-тренинговом центре «Ихсан» в виде образовательной системы, включающей в себя три взаимосвязанных направления социопсихология, лингвокультуроведение, художественное творчество.
2. Организовать регулярный и систематический просмотр художественных объектов и произведений искусства разных стилей, направлений, жанров, принадлежащих к разным культурам.
3. Реализовать продуктивную творческую деятельность слушателей курсов в жанре fashion-иллюстрации на основе субъектно-ориентированного подхода, включающую критический анализ визуальных образов и выбор среди существующего многообразия соответствующих поставленной творческой задаче художественно-выразительных средств;
- разработана педагогическая модель формирования визуальной культуры у молодежи в условиях учебно-тренингового центра «Ихсан»;
- была разработана программа «Fashion-иллюстрация», ориентированная на формирование визуальной культуры широкого круга слушателей, не имеющих специальной художественной подготовки, направленная на овладение техниками рисования, изучение основ дизайна и композиции.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что было дано определение понятию «визуальная культура» с учетом специфики занятий изобразительным искусством в учреждении для молодежи культурно-досуговой сферы: это частная область понятия «культура», в аспекте определяемого этим термином уровня развития общества, включающего создаваемые им материальные и духовные ценности, основанная на наличии кругозора в данной сфере, таких ее областях, как изобразительные виды искусства, кино, концептуальное искусство, моду, рекламу и т.д., подразумевающая способности восприятия визуальных образов, их анализ, интерпретацию и оценку, навыки создания на их основе новых художественных образов.
Практическая значимость состоит в том, что разработанная программа, направленная на формирование визуальной культуры молодёжи и методические материалы к ним могут быть применены в образовательном процессе обучающимися старшего школьного возраста и молодежи в учреждениях дополнительного образования, досуговых центрах, где они будут способствовать эффективной организации работы с обучающимися.
Апробация результатов исследования осуществлялась на научно-практических конференциях различного уровня: международных (XI Международных научно-практических конференциях: «Эффективные инструменты современных наук - 2017» (Чехия), 2017), VI Международная научно-практическая конференция «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» (Казань, 2017); XVI Международная научно-практическая конференция "Исследования будущего", 15.-22 февраля 2018; и внутривузовских (Ежегодная студенческая научно-практическая конференция ИФМК КФУ, 2017, I место; IV Всероссийский конкурс студенческих работ в области искусства и художественного образования,2017, III место).
Результаты исследования были отражены в публикации:
Абдрахманова Р.О. Развитие креативного потенциала молодёжи на занятиях по рисованию в учебно-тренинговом центре «Ихсан» //Приднепровский научный вестник: Материалы Межд. н.-практ. конф. «Эффективные инструменты современных наук - 2017» (Украина). Днепр: Изд-во «Наука и образование», 2017. - С. 42 - 44.
Каркина С.В., Абдрахманова Р.О. Воспитание художественной культуры молодежи в условиях культурно-досугового центра «Ихсан» // КФУУ!Международная научно-практическая конференция «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия». Казань: Изд-во Казанского университета, 2017. - С. 56 - 62.
Абдрахманова Р.О. Fashion-иллюстрация. Мастер-класс // Ялкын, № 4, 2017.- С. 18-19.
Абдрахманова Р.О. Развитие визуальной культуры молодежи в условиях культурно-досугового центра «Ихсан»//Уральский вестник: Научно-теоритический и практический журнал (Казахстан). Уральск: Изд-во ТОО Уралнаучкнига, 2018. - С. 37-39.
Структура диссертации состоит из двух глав, шести параграфов, выводов к главам, заключения, списка литературы и приложений.
1. Визуальный опыт - это не только традиционная сфера визуальных искусств от живописи до кино, но и среда визуального восприятия, куда входят развлекательные зрелища (ярмарка, цирк, спорт и т. д.), реклама и другие визуальные медиа (от эфирного ТВ до индивидуализированного приложения к гаджету) маршруты перемещения индивидов (шопинг, прогулки, путешествия), визуальная поддержка образования от иллюстраций к учебникам до наглядных демонстраций научных опытов.
2. На основе изученных в процессе исследования источников нами было определено основное понятие визуальная культура как частная область понятия «культура», в аспекте определяемого этим термином уровня развития общества, включающего создаваемые им материальные и духовные ценности, основанная на наличии кругозора в данной сфере, таких ее областях, как изобразительные виды искусства, кино, концептуальное искусство, моду, рекламу и т.д., подразумевающая способности восприятия визуальных образов, их анализ, интерпретацию и оценку, навыки создания на их основе новых художественных образов.
3. На основе проведенного исследования, в процессе которого были рассмотрены виды учреждений культуры, такие как авторские школы, учебно-тренинговые и культурно-досуговые центры, содержание, принципы и методы их работы, было установлено, что все они, независимо от направленности, предлагают разнообразные виды образовательной и культурной деятельности в соответствии с интересами активного контингента. В тоже время, нами не было обнаружено примеров подобных учреждений, деятельность которого была бы организована на основе единых продуманных, имеющих методолого-теоретическую концептуальную базу, основаниях, интегрирующих разные, представленные в учреждении виды деятельности, в качестве структурных компонентов одной системы, направленной на достижение метапредметных результатов.
4. На основе проведенного исследования, в процессе которого были рассмотрены виды учреждений культуры, такие как авторские школы, учебно-тренинговые и культурно-досуговые центры, содержание, принципы и методы их работы, было установлено, что все они, независимо от направленности, предлагают разнообразные виды образовательной и культурной деятельности в соответствии с интересами активного контингента. В тоже время, нами не было обнаружено примеров подобных учреждений, деятельность которого была бы организована на основе единых продуманных, имеющих методолого-теоретическую концептуальную базу, основаниях, интегрирующих разные, представленные в учреждении виды деятельности, в качестве структурных компонентов одной системы, направленной на достижение метапредметных результатов.
5. На основе рассмотренных программ по изобразительному искусству был сделан вывод, что они в основном нацелены на развитие навыков академического изобразительного искусства и не в полной мере используют творческий потенциал современных техник и жанров, необходимых для развития визуальной культуры.
6. Педагогические условия формирования визуальной культуры на занятиях по «Fashion-иллюстрации» в учебно-тренинговом центре «Ихсан» включают:
- построить образовательный процесс в учебно-тренинговом центре «Ихсан» в виде образовательной системы, включающей в себя три взаимосвязанных направления социопсихология, лингвокультуроведение, художественное творчество.
- организовать регулярный и систематический просмотр художественных объектов и произведений искусства разных стилей, направлений, жанров, принадлежащих к разным культурам.
- реализовать продуктивную творческую деятельность слушателей курсов в жанре fashion-иллюстрации на основе субъектно-ориентированного подхода, включающую критический анализ визуальных образов и выбор среди существующего многообразия соответствующих поставленной творческой задаче художественно-выразительных средств.
7. Основными компонентами визуальной культуры являются:
- Когнитивный компонент - выявляет способность мыслить образами; выявить широту кругозора сфере визуальных объектов, компонент представляет результаты тестирования проведенного в ходе исследования(тест «Кругозор в сфере визуальных объектов»).
- Эмоционально-ценностный компонент - указывает на способность к появлению чувства стиля, использованию воображения, критического взгляда на вещи, склонности действовать максимально самостоятельно (Модифицированный тест на выявление чувство стиля «Матисс»).
- Творческо-деятельностный компонент - отражает применение навыков организации самостоятельной творческой деятельности, с использованием собственного визуального опыта (Творческое задание «Тематическая клаузура»).
8. Педагогическая модель формирования визуальной культуры у молодежи в условиях учебно-тренингового центра «Ихсан» включает следующие компоненты: целевой, методологический, содержательный, процессуальный, диагностический. Ее целью является формирование визуальной культуры. Она направлена на решение следующих задач: расширение кругозора в сфере визуальной культуры, включающей такие ее области, как изобразительные виды искусства, кино, концептуальное искусство, моду, рекламу; развитие способностей восприятия визуальных образов, их анализа, интерпретации и оценки; совершенствование навыков создания новых художественных образов.
9. В ходе проведения эксперимента было выявлено, что на контрольном этапе эксперимента результаты всех трех компонентов визуальной культуры - когнитивного, эмоционально-ценностного, творческо-деятельностного - стали значительно выше по сравнению с констатирующим этапом, тогда как динамика результатов в контрольной группе оказалась незначительной. На этом основании был сделан вывод об успешном формировании визуальной культуры молодежи в экспериментальной группе в результате апробации разработанной нами педагогической модели и педагогических условий формирования визуальной культуры.
2. На основе изученных в процессе исследования источников нами было определено основное понятие визуальная культура как частная область понятия «культура», в аспекте определяемого этим термином уровня развития общества, включающего создаваемые им материальные и духовные ценности, основанная на наличии кругозора в данной сфере, таких ее областях, как изобразительные виды искусства, кино, концептуальное искусство, моду, рекламу и т.д., подразумевающая способности восприятия визуальных образов, их анализ, интерпретацию и оценку, навыки создания на их основе новых художественных образов.
3. На основе проведенного исследования, в процессе которого были рассмотрены виды учреждений культуры, такие как авторские школы, учебно-тренинговые и культурно-досуговые центры, содержание, принципы и методы их работы, было установлено, что все они, независимо от направленности, предлагают разнообразные виды образовательной и культурной деятельности в соответствии с интересами активного контингента. В тоже время, нами не было обнаружено примеров подобных учреждений, деятельность которого была бы организована на основе единых продуманных, имеющих методолого-теоретическую концептуальную базу, основаниях, интегрирующих разные, представленные в учреждении виды деятельности, в качестве структурных компонентов одной системы, направленной на достижение метапредметных результатов.
4. На основе проведенного исследования, в процессе которого были рассмотрены виды учреждений культуры, такие как авторские школы, учебно-тренинговые и культурно-досуговые центры, содержание, принципы и методы их работы, было установлено, что все они, независимо от направленности, предлагают разнообразные виды образовательной и культурной деятельности в соответствии с интересами активного контингента. В тоже время, нами не было обнаружено примеров подобных учреждений, деятельность которого была бы организована на основе единых продуманных, имеющих методолого-теоретическую концептуальную базу, основаниях, интегрирующих разные, представленные в учреждении виды деятельности, в качестве структурных компонентов одной системы, направленной на достижение метапредметных результатов.
5. На основе рассмотренных программ по изобразительному искусству был сделан вывод, что они в основном нацелены на развитие навыков академического изобразительного искусства и не в полной мере используют творческий потенциал современных техник и жанров, необходимых для развития визуальной культуры.
6. Педагогические условия формирования визуальной культуры на занятиях по «Fashion-иллюстрации» в учебно-тренинговом центре «Ихсан» включают:
- построить образовательный процесс в учебно-тренинговом центре «Ихсан» в виде образовательной системы, включающей в себя три взаимосвязанных направления социопсихология, лингвокультуроведение, художественное творчество.
- организовать регулярный и систематический просмотр художественных объектов и произведений искусства разных стилей, направлений, жанров, принадлежащих к разным культурам.
- реализовать продуктивную творческую деятельность слушателей курсов в жанре fashion-иллюстрации на основе субъектно-ориентированного подхода, включающую критический анализ визуальных образов и выбор среди существующего многообразия соответствующих поставленной творческой задаче художественно-выразительных средств.
7. Основными компонентами визуальной культуры являются:
- Когнитивный компонент - выявляет способность мыслить образами; выявить широту кругозора сфере визуальных объектов, компонент представляет результаты тестирования проведенного в ходе исследования(тест «Кругозор в сфере визуальных объектов»).
- Эмоционально-ценностный компонент - указывает на способность к появлению чувства стиля, использованию воображения, критического взгляда на вещи, склонности действовать максимально самостоятельно (Модифицированный тест на выявление чувство стиля «Матисс»).
- Творческо-деятельностный компонент - отражает применение навыков организации самостоятельной творческой деятельности, с использованием собственного визуального опыта (Творческое задание «Тематическая клаузура»).
8. Педагогическая модель формирования визуальной культуры у молодежи в условиях учебно-тренингового центра «Ихсан» включает следующие компоненты: целевой, методологический, содержательный, процессуальный, диагностический. Ее целью является формирование визуальной культуры. Она направлена на решение следующих задач: расширение кругозора в сфере визуальной культуры, включающей такие ее области, как изобразительные виды искусства, кино, концептуальное искусство, моду, рекламу; развитие способностей восприятия визуальных образов, их анализа, интерпретации и оценки; совершенствование навыков создания новых художественных образов.
9. В ходе проведения эксперимента было выявлено, что на контрольном этапе эксперимента результаты всех трех компонентов визуальной культуры - когнитивного, эмоционально-ценностного, творческо-деятельностного - стали значительно выше по сравнению с констатирующим этапом, тогда как динамика результатов в контрольной группе оказалась незначительной. На этом основании был сделан вывод об успешном формировании визуальной культуры молодежи в экспериментальной группе в результате апробации разработанной нами педагогической модели и педагогических условий формирования визуальной культуры.



