Работа носит теоретический характер.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы профилактики нарушений письменной речи у младших школьников общеобразовательной школы 5
1.1.Понятие «письмо», «письменная речь» 5
1.2.Психофизиологические механизмы письма и предпосылки овладения письменной речью в онтогенезе 7
1.3 Особенности письменной речи младших школьников 10
Выводы по 1 главе 13
Глава 2. Особенности профилактики нарушений письменной речи у младших школьников общеобразовательной школы 15
2.1. Сущность дисграфии, классификация дисграфии 15
2.2. Методы профилактики нарушений письменной речи у младших школьников общеобразовательной школы 19
2.3. Методические рекомендации педагогам по профилактике нарушений письменной речи у младших школьников общеобразовательной школы 22
Выводы по 2 главе 27
Заключение 28
Библиографический список источников и литературы 30
Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение нарушений письма у детей младшего школьного возраста определяется тем, что успех в жизни ребенка в основном зависит от его академических успехов, которые закладываются еще в начальных классах. Проблемы усвоения письменной речи объясняются особенностями учебной деятельностью школьников: учащимся свойственна низкая мотивация в обучении, неумение анализировать и соблюдать последовательность выполнения заданий на уроке. Так же младшие школьники не могут себя контролировать из-за индивидуальных особенностей и не могут обойтись без напоминаний педагога, находить и исправлять допускаемые свои ошибки. Таким образом, профилактическую работу с детьми необходимо осуществлять именно в этот период. Именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики познавательных процессов
Письменная речь, представляет собой одну из форм существования языка, которая противопоставлена устной речи. Эта форма является вторичной, более поздней по времени своего возникновения. Нарушению письменной речи у детей (дисграфии) уделяется самое пристальное внимание специалистами разных областей научных знаний (логопедия, психология, нейропсихология, педагогика, специальная педагогика), вместе с этим, в настоящее время единое понимание его механизмов среди учёных, отсутствует. Дисграфия характеризуется нарушением письма, которое сопровождается стойкими повторяющимися ошибками, при отсутствии у ребёнка каких-либо сенсорных и интеллектуальных нарушений, встречающихся у детей в любых видах работ письменного характера: диктанте, переписывании печатного и рукописного текстов.
Степень изученности проблемы. На сегодняшний день отечественная логопедия освещает вопросы симптоматики, механизмы дисграфии, структуру указанного речевого расстройства, выработаны общие методологические подходы, а также направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных видов дисграфии (И.Н.Ефименкова, А.Н.Корнев, Р.И.Лалаева, Е.А.Логинова, Л.Г.Парамонова, И.Н.Садовникова, Е.Ф.Соботович, О.А.Токарева, С.Б.Яковлев и др.).
Объект исследования: нарушения письменной речи у младших школьников общеобразовательной школы.
Предмет исследования: профилактика нарушений письменной речи у младших школьников общеобразовательной школы.
Цель исследования: изучить профилактику нарушений письменной речи у младших школьников общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть закономерности письменной речи в онтогенезе.
2. Выявить особенности профилактики нарушений письменной речи у младших школьников общеобразовательной школы.
3. Разработать методические рекомендации по профилактики нарушений письменной речи у младших школьников общеобразовательной школы
Гипотеза исследования: профилактика нарушений письма у детей младшего школьного возраста будет результативнее, если профилактическую работу строить с учетом особенностей формирования психологической базы речи, с использованием специально подобранных методов.
Методы исследования подбирались с учетом объекта и предмета изучения, а также задач и гипотезы исследования: теоретического исследования (анализ научной психолингвистической, лингвистической, психологической, педагогической и методической литературы).
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения двух глав, заключения, библиографического списка источников и литературы.
Таким образом, в начале исследования автором ставилась цель изучить профилактику нарушений письменной речи у младших школьников общеобразовательной школы, которая предполагала решение ряда последовательных задач.
Специфика письма, понимаемого в качестве комплексного навыка состоит в том, что для него необходима интеграция и координация всех трёх перечисленных операций. Чем ниже «фонетичность» письма, тем труднее происходит моделирование звуковой структуры слов и тем сложнее психологически процесс освоения навыка письма. В последнее время можно заметить все возрастающее количество школьников с нарушениями письменной речи или дисграфией. Эти нарушения являются серьезной помехой ребенку на уроках русского языка.
Письменная речь представляет собой функциональную систему, включающую в себя множество взаимосвязанных операций и имеющую сложную мозговую организацию. Выпадение любого её звена приводит к нарушению всех функции и требует коррекционных мероприятий. Можно сказать, что нарушение письма (дисграфия), как полнофакторное расстройство письменной речи, рассматривается как комплексный синдром, включающий целый ряд нарушений. Наличие различных научных подходов к интерпретации природы нарушений чтения и письма, свидетельствует о непростом характере размариваемой проблемы. Учениям о нарушениях письма уже больше целого века, но и на сегодняшний день, проблематика в сфере диагностики и коррекции указанных нарушений не теряют своей актуальности и сложности, а решение вопросов, связанных с изучением и коррекцией специфических нарушений письменной речи у детей - одна из самых актуальных современных задач логопедии. Традиционная логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения письменной речи на этапе их обучения в начальной школе, является недостаточно эффективной для устранения дисграфических ошибок в письме.
Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Недостаточное внимание к изучению фонетики приводит к постоянным ошибкам в письменной речи. Типичными долгое время остаются ошибки на пропуски букв, замену, недописывание слов, наращивание слов лишними буквами и слогами, перестановки букв, слогов внутри слова, грубое искажение слов, слитное написание слов, перенос слов. Нечеткое разграничение характеристики звуков и букв повлечет за собой ошибки на обозначение безударных гласных в корне слова, обозначение парных глухих и звонких согласных звуков и непроизносимых согласных звуков. Если фонетика не отработана, идет непонимание правил, их механическое заучивание. Дети должны усвоить, что в русском языке часто произношение не совпадает с написанием. Практика показывает, что широкое использование лексики помогает более качественно изучить фонетику русского языка, связывая ее с орфографией, грамматикой.
Дисграфические ошибки весьма стойкие и с трудом поддаются исправлению. Для эффективной коррекции этих нарушений одних только занятий с учителем-логопедом недостаточно. К коррекционной работе необходимо обязательно подключать классных руководителей, психолога, а во многих случаях и врача-невропатолога. И только такая работа различных специалистов в тесной связке с законными представителями учащегося даст возможность преодоления нарушений письма и выхода на положительную динамику
Таким образом, цель, поставленная во введении, достигнута, задачи решены.
1. Безруких, М. М. Основы психофизиологии письма / М. М. Безруких. Екатеринбург, 2015. - 189 с.
2. Венедиктова, Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников/ Л.В. Венедиктова - СПб., 2011. - 130 с.
3. Выготский, Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выготский- М.: Лабиринт, 2010. - 220 с.
4. Горелов, И. Н. Основы психолингвистики / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. /- М., 2011.- 256с.
5. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения/ Т.Г. Егоров М., 2012. - 149 с.
6. Зиндер, Л. Р. Очерк общей теории письма / Л. Р. Зиндер. АН М., 2010. - 110с.
7. Зенцова, О.Н. Навык чтения / О.Н. Зенцова М.,2009. - 140 с.
8. Иваненко, С.Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжелых нарушениях речи./ С.Ф. Иваненко М., 2011. - 150 c.
9. Иншакова, О.Б. Нарушение письма и чтения у учащихся правшей и неправшей. Дисс.канд. пед.наук / О.Б. Иншакова-М., 2011. - 170 c.
10. Каше, Г.А. Логопедическая работа в первом классе вспомогательной школы / Г.А Каше М., 2011. - 190 с.
11. Кобзарева, Л.Г. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция/ Л.Г. Кобзарева, Т.И. Кузьмина. М., 2010. - 160 с.
12. Корнев, А.Н. Дислексия и дисграфия у детей / А.Н. Корнев СПб., 2011. - 190 с.
13. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев СПб., 2012. - 160 с.
14. Костромина, С.Н., Как преодолеть трудности в обучении чтению./ С.Н. Костромина Л.Г. Нагаева- М.,2011. - 165 с.
15. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. - М: «Просвещение», 2016. -154 с.
16. Лурия А. Р. Очерки психологии письма. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования / А. Р. Лурия М., 2012. -140 с.
17. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. / Р.И. Лалаева.- СПб., 2012. - 175 с.
18. Леонтьев, А. А. Психолингвистика / А. А. Леонтьев. - Л.: Наука, 2012. - 360с
19. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников./ Р.И. Лалаева, Л.В Венедиктова СПб, 2011. - 160 с.
20. Левина, Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей / Р.Е. Левина М., 2012. - 160 с.
21. Мазанова, Е.В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии./ Е.В. Мазанова - М., Аквариум, 2014. - 178 с.
22. Мисаренко, Г. Г. Технология коррекции письма: развитие графо-моторных навыков / Г. Г. Мисаренко // Логопедия. - 2014. - № 1-2. С.40-44.
23. Спирова, Л.Ф. Дифференцированный подход к проявлениям нарушений письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ/ Спирова Л.Ф. Ястребова А.В. // Дефектология №5, 2013. С.30-33.
24. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова - М.: Владос, 2013. -130 с.
25. Токарева, О.А. Расстройства чтения и письма. Расстройства речи у детей и подростков / О.А. Токарева М., 2011. - 160 с.