Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Межпредметные связи как средство совершенствования учебного процесса в колледже (Педагогика, психология, Пензенский государственный технологический университет)

Работа №47092

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы36
Год сдачи2019
Стоимость350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
273
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: Пензенский колледж информационных и промышленных технологий (ИТ-КОЛЛЕДЖ) (г. Пенза).
Выборка исследования: 20 студентов 1 курса составили экспериментальную группу.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она подойдет для любого города и вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ 5
1.1 Понятие и сущность межпредметных связей 5
1.2 Интегративный подход к проблеме межпредметных связей 11
1.3 Виды и функции межпредметных связей 15
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В КОЛЛЕДЖЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСОВ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ 21
2.1 Анализ результатов исследования по определению возможностей реализации межпредметных связей в колледже при изучении курсов физики и математики 21
2.2 Рекомендации по реализации межпредметных связей при изучении практико-ориентированных задач в курсе математики и физики студентами колледжа 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 38


Актуальность исследования. Интерес к проблеме межпредметных связей не случаен: современные требования рынка труда предполагают существенные изменения содержания методов обучения. Эти изменения вызваны важными процессами современного развития наук - их интеграции и дифференциации. Межпредметные связи в профессиональном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и жизни общества. Межпредметные связи являются в настоящее время особенно актуальными для проектирования учебного процесса в логике компетентностного подхода. Это связано с тем, что ключевые компетентности, как планируемый результат образовательной деятельности формируются не на одном предмете, а через использование ресурсов разных дисциплин.
Межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании студентов в учебных заведениях – колледжах. Образовательная сфера сегодня развивается весьма динамично – появляются новые программы обучения, внедряются новые виды технических устройств. В натоящее время в период относительной стабильности содержания образования поиск правильных путей реализации межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе является одной из актуальных задач за повышение качества обучения и воспитания.
Цель исследования – изучить межпредметные связи как средство совершенствования учебного процесса в колледже.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия межпредметных связей.
2. Определить особенности интегративного подхода к межпредметным связям.
3. Охарактеризовать виды межпредметных связей.
4. Выявить в экспериментальном исследовании особенности реализации межпредметных связей в колледже.
Объект исследования – межпредметные связи.
Предмет исследования – межпредметные связи как средство совершенствования учебного процесса в колледже.
Гипотеза: мы предполагаем, что если в курсе физики и математики применять принцип межпредметных связей, то можно повысить уровень учебной мотивации студентов колледжа.
Методы: теоретические: теоретический анализ научных источников, описание; эмпирические: наблюдение, сравнение, анализ, обобщение и синтез; математические: метод количественной и качественной обработки результатов.
Методологическая основа исследования: философские и педагогические концепции развивающего обучения М.Н. Скаткина, В.А. Штоффа и др.; идеи реализации межпредметных связей в целостном педагогическом процессе И.Д. Зверева, В.Н. Максимовой, Н.Д. Хмель и др.; дидактическая система межпредметных связей в курсе физики и математики К.А. Коханова, Ю.А. Саурова, Н.А. Сорокина и др.
Практическая значимость исследования заключена в том, что на основе анализа научных источников, практического опыта разработана дидактическая система практико-ориентированных математических задач и обосновано их использование в процессе изучения в колледже курса физики и математики.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность темы исследования бесспорна, так как в современных условиях обучения использование межпредметных связей является условием успешности студентов колледжа.
Реализация межпредметных связей является одним из важных условий совершенствования знаний учащихся, повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности студентов. Отметим, что в учебной деятельности реализация межпредметных связей служит условием ее активации, формирования познавательного интереса, систематизации знаний. Межпредметные связи, используемые в процессе обучения, позволяют формировать у студентов умение видеть общее в частном, а также анализировать частное с позиций общего. С их помощью преподаватель формирует способность осознанно систематизировать полученные знания, проявляя при этом достаточную гибкость и глубину.
Современная наука носит междисциплинарный характер, поэтому среднее профессиональное образование предусматривает взаимосвязь и сосуществование учебных дисциплин. Межпредметные связи лежат в основе методологических разработок каждого из программных предметов и являются фактором эффективного усвоения учебного материала. Математика, как и язык физики, и сама физика, не могут существовать изолированно друг от друга, они во все времена развивались взаимосвязано.
С целью определения возможностей реализации межпредметных связей в колледже при изучении курсов физики и математики было организовано и проведено экспериментальное исследование на базе Пензенского колледжа информационных и промышленных технологий (ИТ-КОЛЛЕДЖ) (г. Пенза) с 20-ю студентами 1 курса.
Проведенное экспериментальное исследование позволило заключить, что у студентов есть определенные проблемы в развитии учебной мотивации социального одобрения, они испытывают значительные трудности в процессе группового взаимодействия. Что является отрицательным фактором с позиции изучения курсов математики и физики, так как данные занятия проходят в группах и первокурсникам, так или иначе, приходится включаться в коммуникативный процесс. Также было выявлено, что у студентов есть определенные проблемы в усвоении программного материала по математике. Следовательно, необходима специальная работа по развитию учебной мотивации у студентов-первокурсников и по преодолению отставаний в усвоении программного материала по математике.
В процессе проведенного исследования, мы пришли к выводу, что достижение поставленной цели, а также высокого качества образования, невозможно за счет простого увеличения объема знаний и даже за счет изменения содержания обучения по отдельным предметам. Наиболее эффективный путь, как показывают результаты исследования, – это изменение характера связей и отношений между учебными дисциплинами. Межпредметный принцип должен быть положен в основу формирования содержания образования и инновационной деятельности в колледже.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Антонов Н.С, Слагаемые знания (О межпредметных знаниях в учебном процессе). – Архангельск: Северо-западное кн. изд. 2014. – 153 с.
2. Батурина Г.И. Дидактика педагогического процесса. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2015. – 522 с.
3. Борщева О.В. Структура интегративного подхода к обучению иностранному языку // Вестник Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова. Сер. Педагогика и психология. – М.: Московский государственный университет имени М.А. Шолохова, 2011. – С. 5-8.
4. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе // Педагогика. – 2016. – №5. – С. 150-154.
5. Верзилин Н.М. Реализация принципа межпредметных связей в среднем профессиональном образовании // Педагогика. – 2016. – №2. – С. 52-56.
6. Гайдуков И.И. О межпредметных связях в подготовке учителя математики // Межпредметные связи в обучении. Межвузовский сборник научных трудов. – Тула; Изд-во Тул.гос.пед.инст. им. Л.Н. Толстого, 2015. – 100 с.
7. Гашенко С.А. Совершенствование графического образования в условиях межпредметной интеграции в вузе (на примере изучения теоретической механики): Автореф. дисс… к.п.н.. – М., 2012. – 21 с.
8. Гохват Б.А. О некоторых способах реализации межпредметных связей в обучении // Новые исследования в педагогических науках. – 2014. – №4. – С. 82-86.
9. Гурьев А.И. Межпредметные связи теория и практика // Педагогика. – 2014. – № 2. – С. 112-114.
10. Далингер В.А. Совершенствование процесса обучения математике на основе целенаправленной реализации внутрипредметных связей. – Омск: ОмИПКРО. – 2013. – 323 с.
11. Дик Ю.И. Межпредметные связи курса физики в средней школе. – Волгоград: Учитель, 2015. – 190 с.
12. Загвязинский В.И. Моделирование педагогического процесса. – М.: Флинта, 2014. – 351 с.
13. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. – М.: Инфра-М, 2011. – 61 с.
14. Зимняя И.А., Земцова Е.В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов // Высшее образование сегодня. – 2015. – № 5. – С. 14–19.
15. Жукова Г.Т. Основные компоненты структуры учебного предмета // Педагогические исследования. – 2014. – №2. – С. 46-49.
16. Карасова И.С. Фундаментальные физические теории в средней школе (содержательная и процессуальные стороны обучения). – СПб.: Питер, 2015. – 98 с.
17. Кичак Т.Н. Педагогика и психология. – СПб.: Питер, 2015. – 541 с.
18. Колягин Ю.М., Алексеенко О.Л. Интеграция школьного обучения // Молодой ученый. – 2014. – №3. – С. 112-115.
19. Коханов К.А., Сауров Ю.А. Проблема задания и формирования современной культуры физического мышления: монография. – Киров: Изд-во ЦДООШ, 2013. – 232 с.
20. Кулагин П.Г. Идея межпредметных связей в истории педагогики // Педагогика. – 2016. – №2. – С. 74-77.
21. Лошкарева Н.А. Классификация межпредметных связей // Педагогические исследования. – 2014. – №4. – С. 55-59.
22. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2015. – 192 с.
23. Мартынова М.В. Интегрированное обучение. Педагогические технологии. Типы и формы интегрированных уроков. – Томск, 2016. – 121 с.
24. Петров В.А., Шмойлов А.В. Содержание межпредметных связей в системе образования. – Волгоград: Учитель, 2015. – 184 с.
25. Сикорский А.Н. Межпредметные связи // Педагогика. – 2014. – №9. – С. 71-75.
26. Скаткин М.Н. Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе. – М.: АСТ, 2013. – 224 с.
27. Смирнова М.А. Теоретические основы межпредметных связей. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2015. – 452 с.
28. Соколова Ф.П. Современный образовательный процесс // Педагогика. – 2015. – №2. – С. 58-59.
29. Сорокин, Н.А., Дидактическое значение межпредметных связей / Н.А. Сорокин // Педагогика. – 2016. – №3. – С. 42-46.
30. Усова А.В. Межпредметные связи как необходимое дидактическое условие повышения научного уровня преподавания основ наук в школе // Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе. Выпуск 1. – Челябинск. – 1973. – С. 23-38.
31. Федорова В.Н., Кирюшкин Д.В. Межпредметные связи. – СПб.: Питер, 2013. – 369 с.
32. Штофф В.А. Целостный педагогический процесс. – СПб.: Питер, 2014. – 469 с.
33. Хмель Н.Д. Целостный педагогический процесс. – М.: Академия, 2012. – 369 с.
34. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. – М.: Эйдос» 2013. – 73 с.
35. Юрчик Р.О. Реализация межпредметных связей в базовом обучении // Молодой ученый. – 2015. – №2. – С. 174-175.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ