Межпредметные связи как средство совершенствования учебного процесса в колледже (Педагогика, психология, Пензенский государственный технологический университет)
|
База исследования: Пензенский колледж информационных и промышленных технологий (ИТ-КОЛЛЕДЖ) (г. Пенза).
Выборка исследования: 20 студентов 1 курса составили экспериментальную группу.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она подойдет для любого города и вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ 5
1.1 Понятие и сущность межпредметных связей 5
1.2 Интегративный подход к проблеме межпредметных связей 11
1.3 Виды и функции межпредметных связей 15
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В КОЛЛЕДЖЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСОВ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ 21
2.1 Анализ результатов исследования по определению возможностей реализации межпредметных связей в колледже при изучении курсов физики и математики 21
2.2 Рекомендации по реализации межпредметных связей при изучении практико-ориентированных задач в курсе математики и физики студентами колледжа 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
Выборка исследования: 20 студентов 1 курса составили экспериментальную группу.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она подойдет для любого города и вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ 5
1.1 Понятие и сущность межпредметных связей 5
1.2 Интегративный подход к проблеме межпредметных связей 11
1.3 Виды и функции межпредметных связей 15
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В КОЛЛЕДЖЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСОВ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ 21
2.1 Анализ результатов исследования по определению возможностей реализации межпредметных связей в колледже при изучении курсов физики и математики 21
2.2 Рекомендации по реализации межпредметных связей при изучении практико-ориентированных задач в курсе математики и физики студентами колледжа 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
Актуальность исследования. Интерес к проблеме межпредметных связей не случаен: современные требования рынка труда предполагают существенные изменения содержания методов обучения. Эти изменения вызваны важными процессами современного развития наук - их интеграции и дифференциации. Межпредметные связи в профессиональном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и жизни общества. Межпредметные связи являются в настоящее время особенно актуальными для проектирования учебного процесса в логике компетентностного подхода. Это связано с тем, что ключевые компетентности, как планируемый результат образовательной деятельности формируются не на одном предмете, а через использование ресурсов разных дисциплин.
Межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании студентов в учебных заведениях – колледжах. Образовательная сфера сегодня развивается весьма динамично – появляются новые программы обучения, внедряются новые виды технических устройств. В натоящее время в период относительной стабильности содержания образования поиск правильных путей реализации межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе является одной из актуальных задач за повышение качества обучения и воспитания.
Цель исследования – изучить межпредметные связи как средство совершенствования учебного процесса в колледже.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия межпредметных связей.
2. Определить особенности интегративного подхода к межпредметным связям.
3. Охарактеризовать виды межпредметных связей.
4. Выявить в экспериментальном исследовании особенности реализации межпредметных связей в колледже.
Объект исследования – межпредметные связи.
Предмет исследования – межпредметные связи как средство совершенствования учебного процесса в колледже.
Гипотеза: мы предполагаем, что если в курсе физики и математики применять принцип межпредметных связей, то можно повысить уровень учебной мотивации студентов колледжа.
Методы: теоретические: теоретический анализ научных источников, описание; эмпирические: наблюдение, сравнение, анализ, обобщение и синтез; математические: метод количественной и качественной обработки результатов.
Методологическая основа исследования: философские и педагогические концепции развивающего обучения М.Н. Скаткина, В.А. Штоффа и др.; идеи реализации межпредметных связей в целостном педагогическом процессе И.Д. Зверева, В.Н. Максимовой, Н.Д. Хмель и др.; дидактическая система межпредметных связей в курсе физики и математики К.А. Коханова, Ю.А. Саурова, Н.А. Сорокина и др.
Практическая значимость исследования заключена в том, что на основе анализа научных источников, практического опыта разработана дидактическая система практико-ориентированных математических задач и обосновано их использование в процессе изучения в колледже курса физики и математики.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании студентов в учебных заведениях – колледжах. Образовательная сфера сегодня развивается весьма динамично – появляются новые программы обучения, внедряются новые виды технических устройств. В натоящее время в период относительной стабильности содержания образования поиск правильных путей реализации межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе является одной из актуальных задач за повышение качества обучения и воспитания.
Цель исследования – изучить межпредметные связи как средство совершенствования учебного процесса в колледже.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия межпредметных связей.
2. Определить особенности интегративного подхода к межпредметным связям.
3. Охарактеризовать виды межпредметных связей.
4. Выявить в экспериментальном исследовании особенности реализации межпредметных связей в колледже.
Объект исследования – межпредметные связи.
Предмет исследования – межпредметные связи как средство совершенствования учебного процесса в колледже.
Гипотеза: мы предполагаем, что если в курсе физики и математики применять принцип межпредметных связей, то можно повысить уровень учебной мотивации студентов колледжа.
Методы: теоретические: теоретический анализ научных источников, описание; эмпирические: наблюдение, сравнение, анализ, обобщение и синтез; математические: метод количественной и качественной обработки результатов.
Методологическая основа исследования: философские и педагогические концепции развивающего обучения М.Н. Скаткина, В.А. Штоффа и др.; идеи реализации межпредметных связей в целостном педагогическом процессе И.Д. Зверева, В.Н. Максимовой, Н.Д. Хмель и др.; дидактическая система межпредметных связей в курсе физики и математики К.А. Коханова, Ю.А. Саурова, Н.А. Сорокина и др.
Практическая значимость исследования заключена в том, что на основе анализа научных источников, практического опыта разработана дидактическая система практико-ориентированных математических задач и обосновано их использование в процессе изучения в колледже курса физики и математики.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Актуальность темы исследования бесспорна, так как в современных условиях обучения использование межпредметных связей является условием успешности студентов колледжа.
Реализация межпредметных связей является одним из важных условий совершенствования знаний учащихся, повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности студентов. Отметим, что в учебной деятельности реализация межпредметных связей служит условием ее активации, формирования познавательного интереса, систематизации знаний. Межпредметные связи, используемые в процессе обучения, позволяют формировать у студентов умение видеть общее в частном, а также анализировать частное с позиций общего. С их помощью преподаватель формирует способность осознанно систематизировать полученные знания, проявляя при этом достаточную гибкость и глубину.
Современная наука носит междисциплинарный характер, поэтому среднее профессиональное образование предусматривает взаимосвязь и сосуществование учебных дисциплин. Межпредметные связи лежат в основе методологических разработок каждого из программных предметов и являются фактором эффективного усвоения учебного материала. Математика, как и язык физики, и сама физика, не могут существовать изолированно друг от друга, они во все времена развивались взаимосвязано.
С целью определения возможностей реализации межпредметных связей в колледже при изучении курсов физики и математики было организовано и проведено экспериментальное исследование на базе Пензенского колледжа информационных и промышленных технологий (ИТ-КОЛЛЕДЖ) (г. Пенза) с 20-ю студентами 1 курса.
Проведенное экспериментальное исследование позволило заключить, что у студентов есть определенные проблемы в развитии учебной мотивации социального одобрения, они испытывают значительные трудности в процессе группового взаимодействия. Что является отрицательным фактором с позиции изучения курсов математики и физики, так как данные занятия проходят в группах и первокурсникам, так или иначе, приходится включаться в коммуникативный процесс. Также было выявлено, что у студентов есть определенные проблемы в усвоении программного материала по математике. Следовательно, необходима специальная работа по развитию учебной мотивации у студентов-первокурсников и по преодолению отставаний в усвоении программного материала по математике.
В процессе проведенного исследования, мы пришли к выводу, что достижение поставленной цели, а также высокого качества образования, невозможно за счет простого увеличения объема знаний и даже за счет изменения содержания обучения по отдельным предметам. Наиболее эффективный путь, как показывают результаты исследования, – это изменение характера связей и отношений между учебными дисциплинами. Межпредметный принцип должен быть положен в основу формирования содержания образования и инновационной деятельности в колледже.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Реализация межпредметных связей является одним из важных условий совершенствования знаний учащихся, повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности студентов. Отметим, что в учебной деятельности реализация межпредметных связей служит условием ее активации, формирования познавательного интереса, систематизации знаний. Межпредметные связи, используемые в процессе обучения, позволяют формировать у студентов умение видеть общее в частном, а также анализировать частное с позиций общего. С их помощью преподаватель формирует способность осознанно систематизировать полученные знания, проявляя при этом достаточную гибкость и глубину.
Современная наука носит междисциплинарный характер, поэтому среднее профессиональное образование предусматривает взаимосвязь и сосуществование учебных дисциплин. Межпредметные связи лежат в основе методологических разработок каждого из программных предметов и являются фактором эффективного усвоения учебного материала. Математика, как и язык физики, и сама физика, не могут существовать изолированно друг от друга, они во все времена развивались взаимосвязано.
С целью определения возможностей реализации межпредметных связей в колледже при изучении курсов физики и математики было организовано и проведено экспериментальное исследование на базе Пензенского колледжа информационных и промышленных технологий (ИТ-КОЛЛЕДЖ) (г. Пенза) с 20-ю студентами 1 курса.
Проведенное экспериментальное исследование позволило заключить, что у студентов есть определенные проблемы в развитии учебной мотивации социального одобрения, они испытывают значительные трудности в процессе группового взаимодействия. Что является отрицательным фактором с позиции изучения курсов математики и физики, так как данные занятия проходят в группах и первокурсникам, так или иначе, приходится включаться в коммуникативный процесс. Также было выявлено, что у студентов есть определенные проблемы в усвоении программного материала по математике. Следовательно, необходима специальная работа по развитию учебной мотивации у студентов-первокурсников и по преодолению отставаний в усвоении программного материала по математике.
В процессе проведенного исследования, мы пришли к выводу, что достижение поставленной цели, а также высокого качества образования, невозможно за счет простого увеличения объема знаний и даже за счет изменения содержания обучения по отдельным предметам. Наиболее эффективный путь, как показывают результаты исследования, – это изменение характера связей и отношений между учебными дисциплинами. Межпредметный принцип должен быть положен в основу формирования содержания образования и инновационной деятельности в колледже.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 7-8-Х КЛАССОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



