Маркетинговые исследования рынка оказания услуг для нефтяной и газовой промышленности (Тюменский Государственный Университет)
|
Выпускная квалификационная работа.
Объект исследования - ООО «Югра-АСУ» (г. Нижневартовск).
Основными видами деятельности компании являются:
проектирование АСУ ТП Объектов любой сложности;
разработка программного обеспечения для систем контроля и управления технологическими процессами;
разработка тренажерных комплексов для объектов переработки нефти и газа;
пуско-наладочные работы;
проведение сервисного обслуживания систем АСУ ТП;
поставка широкого спектра измерительных приборов и комплексов АСУ ТП;
поставки базовых аппаратных и программных средств для систем контроля и управления;
системная интеграция для автоматизации предприятий на базе решений ведущих производителей;
гарантийное и сервисное обслуживание поставляемого оборудования.
Проведен анализ российского рынка оказания услуг для нефтяной и газовой промышленности.
Проведен анализ финансового состояния предприятия за 2016-2017 годы.
В приложениях бухгалтерская отчетность за 2015-2017 годы.
Также есть доклад и презентация к нему.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 МЕТОДОЛОГИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РЫНКА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ДЛЯ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 5
1.1. Развитие рынка оказания услуг для нефтяной и газовой промышленности 5
1.2. Содержание маркетинговых исследований при исследовании рынка оказания услуг 11
1.3. Особенности и методы сбора информации при исследовании рынка оказания услуг 16
2 ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ДЛЯ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА МАТЕРИАЛАХ ООО «ЮГРА-АСУ» 27
2.1. Обзор российского рынка оказания услуг для нефтяной и газовой промышленности 27
2.2. Общая экономическая характеристика ООО «Югра-АСУ» 42
2.3 Анализ маркетинговой политики ООО «Югра-АСУ» и рекомендации по повышению эффективности деятельности 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
Объект исследования - ООО «Югра-АСУ» (г. Нижневартовск).
Основными видами деятельности компании являются:
проектирование АСУ ТП Объектов любой сложности;
разработка программного обеспечения для систем контроля и управления технологическими процессами;
разработка тренажерных комплексов для объектов переработки нефти и газа;
пуско-наладочные работы;
проведение сервисного обслуживания систем АСУ ТП;
поставка широкого спектра измерительных приборов и комплексов АСУ ТП;
поставки базовых аппаратных и программных средств для систем контроля и управления;
системная интеграция для автоматизации предприятий на базе решений ведущих производителей;
гарантийное и сервисное обслуживание поставляемого оборудования.
Проведен анализ российского рынка оказания услуг для нефтяной и газовой промышленности.
Проведен анализ финансового состояния предприятия за 2016-2017 годы.
В приложениях бухгалтерская отчетность за 2015-2017 годы.
Также есть доклад и презентация к нему.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 МЕТОДОЛОГИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РЫНКА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ДЛЯ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 5
1.1. Развитие рынка оказания услуг для нефтяной и газовой промышленности 5
1.2. Содержание маркетинговых исследований при исследовании рынка оказания услуг 11
1.3. Особенности и методы сбора информации при исследовании рынка оказания услуг 16
2 ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ДЛЯ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА МАТЕРИАЛАХ ООО «ЮГРА-АСУ» 27
2.1. Обзор российского рынка оказания услуг для нефтяной и газовой промышленности 27
2.2. Общая экономическая характеристика ООО «Югра-АСУ» 42
2.3 Анализ маркетинговой политики ООО «Югра-АСУ» и рекомендации по повышению эффективности деятельности 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
Нефтегазовый сервис занимает обособленное место в нефтегазовой отрасли, выступая в виде основного и незаменимого ресурса, для обеспечения запланированных объемов бурения, добычи, транспортировки нефти и газа (планирование исследования и облагораживание месторождений, ремонт скважин, автоматизация промыслов, увеличение нефтеотдачи, прокладка трубопроводов, возведение морских платформ), механизма получения информационной базы о состоянии и перспективах минерально-сырьевых ресурсов страны (последствия геолого-разведочных процедур, сейсморазведки, бурения, геофизических изысканий скважин на суше и море). Нефтегазовый сервис считается комплексом услуг, от масштабов и свойства которых находится в зависимости благосостояние нефтегазовой отрасли РФ – одного из ключевых агентов-поставщиков денежных отчислений в государственную казну, соответственно, и благополучие страны. Нефтегазовый сервис неразрывно связан с такими секторами национальной экономики как машиностроение, металлургия, приборостроение, а также с компьютерными и информационными технологиями.
Именно поэтому сегодня возрастает актуальность маркетинговых исследований рынка оказания услуг для нефтегазовой промышленности.
Цель данной работы состоит в анализе маркетинговых исследований рынка оказания услуг для нефтегазовой промышленности на примере ООО «Югра-АСУ».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
проанализировать методологию маркетинговых исследований рынка оказания услуг для нефтяной и газовой промышленности;
провести исследования рынка оказания услуг для нефтяной и газовой промышленности на примере ООО «Югра-АСУ»;
предложить рекомендации по совершенствованию деятельности ООО «Югра-АСУ».
Объектом данной работы выступают маркетинговые исследования.
Предметом – маркетинговые исследования рынка оказания услуг для нефтяной и газовой промышленности.
Теоретико-методологической основой исследования послужили аналитические данные агентств, научные труды таких отечественных ученых по вопросам маркетинговых исследований и развития рынка оказания услуг для нефтегазовой промышленности как: Андреева М.М., Бачерикова М.Л., Булганина С.В., Голикова Ю.Б., Грищенко А.Ю., Кашулин Е.В., Константинов Н.С., Кротков Г.И., Кузьмичева М.,Маргарян И.Х., Маслинская И.Н., Мохнаткина В.А., Никульчев Е.В., Портная М.М., Потрубач И.Э., Русинович О.В., Савинов Ю.А., Сафарова И.М., Солодовникова Н.А., Тарасова Н.Е. и пр.
В качестве методологической основы реализации цели используются системный подход, методы анализа и синтеза информации, сравнительного анализа, методы индукции и дедукции, методы обобщения.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили монографическая литература по теме ВКР, отчеты отдельных компаний, материалы Федеральной службы государственной статистики, Интернет-ресурсы информационно-аналитических агентств, результаты наблюдений автора.
Теоретическая значимость данной работы выражается в возможности использования полученных результатов в различных научных исследованиях по данной или смежной тематике.
Практическая значимость результатов данного исследования заключается в возможности применения их в работе ООО «Югра-АСУ». Внедрение результатов данного исследования способно улучшить деятельность предприятия.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников.
Именно поэтому сегодня возрастает актуальность маркетинговых исследований рынка оказания услуг для нефтегазовой промышленности.
Цель данной работы состоит в анализе маркетинговых исследований рынка оказания услуг для нефтегазовой промышленности на примере ООО «Югра-АСУ».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
проанализировать методологию маркетинговых исследований рынка оказания услуг для нефтяной и газовой промышленности;
провести исследования рынка оказания услуг для нефтяной и газовой промышленности на примере ООО «Югра-АСУ»;
предложить рекомендации по совершенствованию деятельности ООО «Югра-АСУ».
Объектом данной работы выступают маркетинговые исследования.
Предметом – маркетинговые исследования рынка оказания услуг для нефтяной и газовой промышленности.
Теоретико-методологической основой исследования послужили аналитические данные агентств, научные труды таких отечественных ученых по вопросам маркетинговых исследований и развития рынка оказания услуг для нефтегазовой промышленности как: Андреева М.М., Бачерикова М.Л., Булганина С.В., Голикова Ю.Б., Грищенко А.Ю., Кашулин Е.В., Константинов Н.С., Кротков Г.И., Кузьмичева М.,Маргарян И.Х., Маслинская И.Н., Мохнаткина В.А., Никульчев Е.В., Портная М.М., Потрубач И.Э., Русинович О.В., Савинов Ю.А., Сафарова И.М., Солодовникова Н.А., Тарасова Н.Е. и пр.
В качестве методологической основы реализации цели используются системный подход, методы анализа и синтеза информации, сравнительного анализа, методы индукции и дедукции, методы обобщения.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили монографическая литература по теме ВКР, отчеты отдельных компаний, материалы Федеральной службы государственной статистики, Интернет-ресурсы информационно-аналитических агентств, результаты наблюдений автора.
Теоретическая значимость данной работы выражается в возможности использования полученных результатов в различных научных исследованиях по данной или смежной тематике.
Практическая значимость результатов данного исследования заключается в возможности применения их в работе ООО «Югра-АСУ». Внедрение результатов данного исследования способно улучшить деятельность предприятия.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников.
Таким образом, особое значение сегодня имеет сервисный сектор нефтегазового комплекса, который предоставляет различные услуги производственного и непроизводственного характера. Изготовление металлоконструкций, поставка оборудования, транспорт и логистика, информационные услуги, все это можно отнести к услугам в нефтегазовой промышленности.
Специализация сервисных предприятий, предлагающих услуги на рынке нефтегазовой промышленности определяется благодаря четкой координации и взаимодействию между данными участниками. Отмечено, что это возможно, благодаря соответствующим организационно-экономическим механизмам. Преимущество российских сервисных компаний в том, что у них более низкая цена по сравнению с конкурентами, а также более глубокие знания относительно специфики работы в данных условиях.
В рамках работы выявлено, что маркетинговые исследования представляют собой процесс получения первичной информации и обработки вторичной, с целью изучения характеристик рынка и пр.
Маркетинговые исследования играют сегодня центральную роль в системе современного маркетинга, выделяя данное направление исследований в отдельный пласт научной деятельности, которое за последние 10-15 лет в России приобрело статус самостоятельного вида современного бизнеса.
Основной задачей таких исследований является анализ внешней и внутренней среды организации, а также подготовка решений на основании полученных данных.
Вся информация, собираемая в процессе исследования, может быть разделена – на первичную и вторичную. Вследствие чего, и методы маркетингового исследования подразделяются на используемые при сборе первичной информации, и используемые, при сборе вторичной информации.
Как было отмечено, выделяют методы кабинетных исследований и методы полевых исследований. Также сегодня развиваются смешанные методики.
Роль маркетинговых исследований в процессе принятия управленческих решений постоянно растет, а их методологическая база постоянно совершенствуется за счет использования различных методов.
В рамках второй главы было установлено, что российский рынок нефтесервисных услуг является достаточно молодым и возник он в конце 90-х г. в результате вывода непрофильных активов из состава нефтегазодобывающих компаний. Обращено внимание на то, что финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. повлиял на рынок нефтесервисных услуг, так как привел к сокращению объемов работ, а это впоследствии снизило цены на продукцию и услуги компаний нефтесервисной отрасли. Кроме этого дальнейшее развитие отрасли было заторможено введением секторальных санкций странами Запада, которые ограничили доступ к иностранным технологиям. Таким образом, развитию нефтесервисных компаний в России на текущий момент препятствуют, как экономические, так и правовые факторы. Несмотря на это, в 2017 г. все же можно отметить рост по некоторым направлениям нефтесервисных услуг, в частности бурению, сейсморазведке, проходки поисково-разведочного оборудования.
Объектом исследования выступило ООО «Югра-АСУ» - нефтесервисное предприятие, основной сферой деятельности которого является предоставление услуг по разработке, поставке, внедрению и сопровождению автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП) частично и «под ключ».
Проведенный анализ финансовой деятельности, позволил установить, что выручка и чистая прибыль ООО «Югра-АСУ» в 2017 г. возросли по сравнению с 2016 г.
При этом был проведен анализ ликвидности, который выявил, что предприятие неликвидно. Также ООО «Югра-АСУ» не обеспечено собственными средствами. Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости также выявил проблемы.
Как было отмечено, среди основных стратегических направлений ООО «Югра-АСУ» можно выделить следующие: обеспечение высокого уровня технического обслуживания оборудования, постоянное проведение инновационных разработок, соблюдение современных требований к производимой продукции, развитие ресурсной базы, наращивание мощностей и т.д.
Установлено, что основными направлениями маркетинговой политики ООО «Югра-АСУ» на данный момент являются: работа с персоналом, использование PR, публикация статей, проведение семинаров, маркетинговые исследования своими силами.
Следовательно, основными проблемами, которые были выявлены в маркетинговой политике, являются: низкий уровень продвижения услуг, проведение маркетинговых исследований своими силами.
В рамках данной работы были представлены основные рекомендации, среди которых: заказ консалтинговой фирме маркетингового исследования, покупка CRM-системы, участие в выставках, использование личных продаж.
Использование указанных рекомендаций будет способствовать повышению спроса на услуги нефтесервисной компании.
Специализация сервисных предприятий, предлагающих услуги на рынке нефтегазовой промышленности определяется благодаря четкой координации и взаимодействию между данными участниками. Отмечено, что это возможно, благодаря соответствующим организационно-экономическим механизмам. Преимущество российских сервисных компаний в том, что у них более низкая цена по сравнению с конкурентами, а также более глубокие знания относительно специфики работы в данных условиях.
В рамках работы выявлено, что маркетинговые исследования представляют собой процесс получения первичной информации и обработки вторичной, с целью изучения характеристик рынка и пр.
Маркетинговые исследования играют сегодня центральную роль в системе современного маркетинга, выделяя данное направление исследований в отдельный пласт научной деятельности, которое за последние 10-15 лет в России приобрело статус самостоятельного вида современного бизнеса.
Основной задачей таких исследований является анализ внешней и внутренней среды организации, а также подготовка решений на основании полученных данных.
Вся информация, собираемая в процессе исследования, может быть разделена – на первичную и вторичную. Вследствие чего, и методы маркетингового исследования подразделяются на используемые при сборе первичной информации, и используемые, при сборе вторичной информации.
Как было отмечено, выделяют методы кабинетных исследований и методы полевых исследований. Также сегодня развиваются смешанные методики.
Роль маркетинговых исследований в процессе принятия управленческих решений постоянно растет, а их методологическая база постоянно совершенствуется за счет использования различных методов.
В рамках второй главы было установлено, что российский рынок нефтесервисных услуг является достаточно молодым и возник он в конце 90-х г. в результате вывода непрофильных активов из состава нефтегазодобывающих компаний. Обращено внимание на то, что финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. повлиял на рынок нефтесервисных услуг, так как привел к сокращению объемов работ, а это впоследствии снизило цены на продукцию и услуги компаний нефтесервисной отрасли. Кроме этого дальнейшее развитие отрасли было заторможено введением секторальных санкций странами Запада, которые ограничили доступ к иностранным технологиям. Таким образом, развитию нефтесервисных компаний в России на текущий момент препятствуют, как экономические, так и правовые факторы. Несмотря на это, в 2017 г. все же можно отметить рост по некоторым направлениям нефтесервисных услуг, в частности бурению, сейсморазведке, проходки поисково-разведочного оборудования.
Объектом исследования выступило ООО «Югра-АСУ» - нефтесервисное предприятие, основной сферой деятельности которого является предоставление услуг по разработке, поставке, внедрению и сопровождению автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП) частично и «под ключ».
Проведенный анализ финансовой деятельности, позволил установить, что выручка и чистая прибыль ООО «Югра-АСУ» в 2017 г. возросли по сравнению с 2016 г.
При этом был проведен анализ ликвидности, который выявил, что предприятие неликвидно. Также ООО «Югра-АСУ» не обеспечено собственными средствами. Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости также выявил проблемы.
Как было отмечено, среди основных стратегических направлений ООО «Югра-АСУ» можно выделить следующие: обеспечение высокого уровня технического обслуживания оборудования, постоянное проведение инновационных разработок, соблюдение современных требований к производимой продукции, развитие ресурсной базы, наращивание мощностей и т.д.
Установлено, что основными направлениями маркетинговой политики ООО «Югра-АСУ» на данный момент являются: работа с персоналом, использование PR, публикация статей, проведение семинаров, маркетинговые исследования своими силами.
Следовательно, основными проблемами, которые были выявлены в маркетинговой политике, являются: низкий уровень продвижения услуг, проведение маркетинговых исследований своими силами.
В рамках данной работы были представлены основные рекомендации, среди которых: заказ консалтинговой фирме маркетингового исследования, покупка CRM-системы, участие в выставках, использование личных продаж.
Использование указанных рекомендаций будет способствовать повышению спроса на услуги нефтесервисной компании.



