Развитие интереса к чтению детей старшего дошкольного возраста (Дошкольное образование, Омский Государственный Педагогический Университет)
|
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 40 «Снегурочка» (г. Сургут).
Выборку исследования составили 20 старших дошкольников в возрасте от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 4 месяцев (10 мальчиков и 10 девочек).
Есть приложение.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста 5
1.1. Развитие читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема 5
1.2 Особенности развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста 8
1.3 Формы работы по развитию интереса к чтению у детей старшего дошкольного возврата 12
Выводы по первой главе 20
Глава 2 Экспериментальное исследование по определению особенностей развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста 21
2.1 Организация и методы исследования 21
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 23
2.3 Рекомендации по развитию интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста 26
Выводы по второй главе 29
Заключение 30
Список использованных источников 31
Приложение 34
Выборку исследования составили 20 старших дошкольников в возрасте от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 4 месяцев (10 мальчиков и 10 девочек).
Есть приложение.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста 5
1.1. Развитие читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема 5
1.2 Особенности развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста 8
1.3 Формы работы по развитию интереса к чтению у детей старшего дошкольного возврата 12
Выводы по первой главе 20
Глава 2 Экспериментальное исследование по определению особенностей развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста 21
2.1 Организация и методы исследования 21
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 23
2.3 Рекомендации по развитию интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста 26
Выводы по второй главе 29
Заключение 30
Список использованных источников 31
Приложение 34
Актуальность исследования. Развитие интереса к чтению у старших дошкольников является одной из важных проблем образования. Дети познают окружающий мир через понимание прочитанного и услышанного. Целью дошкольного образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ребенка, что невозможно без устойчивого читательского интереса.
Развивать читательский интерес как устойчивую потребность необходимо с дошкольного возраста, ведь именно в этот период закладываются базовые читательские знания, умения и навыки. Только лишь учитывая степень начитанности ребенка, его литературные вкусы, действительные читательские наклонности, можно умело формировать читательскую культуру старших дошкольников с педагогической стороны. Интересы к чтению в большой степени определяют человеческую личность, следовательно, процесс формирования их у старших дошкольников нужно рассматривать не только как педагогическую, методическую и психологическую, но и как социальную проблему.
Цель исследования – обосновать и экспериментальным путем проверить успешность развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «читательский интерес».
2. Определить формы работы по развитию интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить в экспериментальном исследовании особенности развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: дети старшего дошкольного возраста уже проявляют интерес к чтению, однако интерес к чтению у данной категории детей еще не устойчив и не развит.
В процессе исследования использовались следующие методы:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта педагогов ДОУ, анализ понятийно-терминологической системы, обобщение, моделирование;
- эмпирические: наблюдение, опрос, тестирование;
- методы количественного (ранжирование) и качественного (сбор, обработка) анализа полученных результатов исследования.
Методологическая основа исследования. Исследованием данных вопросов занимались такие авторы как А.П. Беркутова, И.И. Горевский, Н.Н. Светловская, и др. М.П. Воюшина, Н.Н. Светловская раскрыли сущность понятия «читательский интерес» и особенности его развития у детей дошкольного возраста. Н.Е. Колганова, Н.М. Суслова и др. определили основные методы и приемы развития читательского интереса у старших дошкольников. Л.А. Кондакова, В.В. Максимова и др. выявили возможности образовательного процесса в ДОУ в развитии читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложение.
Развивать читательский интерес как устойчивую потребность необходимо с дошкольного возраста, ведь именно в этот период закладываются базовые читательские знания, умения и навыки. Только лишь учитывая степень начитанности ребенка, его литературные вкусы, действительные читательские наклонности, можно умело формировать читательскую культуру старших дошкольников с педагогической стороны. Интересы к чтению в большой степени определяют человеческую личность, следовательно, процесс формирования их у старших дошкольников нужно рассматривать не только как педагогическую, методическую и психологическую, но и как социальную проблему.
Цель исследования – обосновать и экспериментальным путем проверить успешность развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «читательский интерес».
2. Определить формы работы по развитию интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить в экспериментальном исследовании особенности развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: дети старшего дошкольного возраста уже проявляют интерес к чтению, однако интерес к чтению у данной категории детей еще не устойчив и не развит.
В процессе исследования использовались следующие методы:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта педагогов ДОУ, анализ понятийно-терминологической системы, обобщение, моделирование;
- эмпирические: наблюдение, опрос, тестирование;
- методы количественного (ранжирование) и качественного (сбор, обработка) анализа полученных результатов исследования.
Методологическая основа исследования. Исследованием данных вопросов занимались такие авторы как А.П. Беркутова, И.И. Горевский, Н.Н. Светловская, и др. М.П. Воюшина, Н.Н. Светловская раскрыли сущность понятия «читательский интерес» и особенности его развития у детей дошкольного возраста. Н.Е. Колганова, Н.М. Суслова и др. определили основные методы и приемы развития читательского интереса у старших дошкольников. Л.А. Кондакова, В.В. Максимова и др. выявили возможности образовательного процесса в ДОУ в развитии читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложение.
Читательские интересы – это избирательно-положительное отношение читателя к чтению книги, произведения печати, приобретающие для него значимость и эмоциональную привлекательность в меру соответствия его духовным потребностям и особенностям читательской психологии. Читательский интерес – это выделение из огромного мира литературы определенной книги, т.е. выбор книги, но не любой, а той, которая имеет для конкретного читателя значимость в меру соответствия его потребностям, чтение которой приносит читателям эмоциональное наслаждение, доставляет ему радость, вызывает положительное отношение к себе.
Читательский интерес может быть ситуативным и личностным. Ситуативный интерес возникает под влиянием внешних стимулов, и в то же время может быть первым шагом для формирования личностного интереса, который устойчив и опирается на доминирующие духовные интересы личности. Структуру читательского интереса младших школьников образуют заинтересованность старшего дошкольника текстом, ситуативная заинтересованность и личная заинтересованность.
В ходе проведенного экспериментального исследования был выявлен в основном средний и низкий уровень развития читательских интересов у детей старшего дошкольного возраста. По методике «Компоненты читательского интереса дошкольников» Е.И. Бушниной было определено, что уровень развития основных компонентов читательских интересов у старших дошкольников развиты в основном на среднем (35%) и низком уровнях (30%). По анкете Н.Н. Светловской «Активное чтение» – 6 детей (30%) имеют низкий уровень развития читательских интересов, 11 (55%) – средний.
Результаты экспериментального исследования послужили основанием для разработки программы кружка «Книголюбы», направленной на развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
Читательский интерес может быть ситуативным и личностным. Ситуативный интерес возникает под влиянием внешних стимулов, и в то же время может быть первым шагом для формирования личностного интереса, который устойчив и опирается на доминирующие духовные интересы личности. Структуру читательского интереса младших школьников образуют заинтересованность старшего дошкольника текстом, ситуативная заинтересованность и личная заинтересованность.
В ходе проведенного экспериментального исследования был выявлен в основном средний и низкий уровень развития читательских интересов у детей старшего дошкольного возраста. По методике «Компоненты читательского интереса дошкольников» Е.И. Бушниной было определено, что уровень развития основных компонентов читательских интересов у старших дошкольников развиты в основном на среднем (35%) и низком уровнях (30%). По анкете Н.Н. Светловской «Активное чтение» – 6 детей (30%) имеют низкий уровень развития читательских интересов, 11 (55%) – средний.
Результаты экспериментального исследования послужили основанием для разработки программы кружка «Книголюбы», направленной на развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
Подобные работы
- Развитие у старших дошкольников с задержкой психического развития мелкой моторики посредством конструирования (Дошкольная дефектология, Омский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Обучение дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием чтению посредством упражнений (Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Развитие коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста в трудовой деятельности (Дошкольное образование, Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020 - Развитие интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста (Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования, Омский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - Развитие восприятия детских книг у детей старшего дошкольного возраста в непрерывной образовательной деятельности (Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста технология «Путешествие по реке времени»
Курсовые работы, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НРАВСТВЕННЫХ
КАЧЕСТВАХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЛИТЕРАТУРНЫМИ
ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Организация деятельности педагога по нравственному воспитанию
детей старшего дошкольного возраста в условиях настольной
дидактической игры на материале произведений живописи
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Организация деятельности педагога по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях настольной дидактической игры на материале произведений живописи
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021



