База исследования: МБДОУ «Детский сад № 40 «Снегурочка» (г. Сургут).
Выборку исследования составили 20 старших дошкольников в возрасте от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 4 месяцев (10 мальчиков и 10 девочек).
Есть приложение.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста 5
1.1. Развитие читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема 5
1.2 Особенности развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста 8
1.3 Формы работы по развитию интереса к чтению у детей старшего дошкольного возврата 12
Выводы по первой главе 20
Глава 2 Экспериментальное исследование по определению особенностей развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста 21
2.1 Организация и методы исследования 21
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 23
2.3 Рекомендации по развитию интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста 26
Выводы по второй главе 29
Заключение 30
Список использованных источников 31
Приложение 34
Актуальность исследования. Развитие интереса к чтению у старших дошкольников является одной из важных проблем образования. Дети познают окружающий мир через понимание прочитанного и услышанного. Целью дошкольного образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ребенка, что невозможно без устойчивого читательского интереса.
Развивать читательский интерес как устойчивую потребность необходимо с дошкольного возраста, ведь именно в этот период закладываются базовые читательские знания, умения и навыки. Только лишь учитывая степень начитанности ребенка, его литературные вкусы, действительные читательские наклонности, можно умело формировать читательскую культуру старших дошкольников с педагогической стороны. Интересы к чтению в большой степени определяют человеческую личность, следовательно, процесс формирования их у старших дошкольников нужно рассматривать не только как педагогическую, методическую и психологическую, но и как социальную проблему.
Цель исследования – обосновать и экспериментальным путем проверить успешность развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «читательский интерес».
2. Определить формы работы по развитию интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить в экспериментальном исследовании особенности развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: дети старшего дошкольного возраста уже проявляют интерес к чтению, однако интерес к чтению у данной категории детей еще не устойчив и не развит.
В процессе исследования использовались следующие методы:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта педагогов ДОУ, анализ понятийно-терминологической системы, обобщение, моделирование;
- эмпирические: наблюдение, опрос, тестирование;
- методы количественного (ранжирование) и качественного (сбор, обработка) анализа полученных результатов исследования.
Методологическая основа исследования. Исследованием данных вопросов занимались такие авторы как А.П. Беркутова, И.И. Горевский, Н.Н. Светловская, и др. М.П. Воюшина, Н.Н. Светловская раскрыли сущность понятия «читательский интерес» и особенности его развития у детей дошкольного возраста. Н.Е. Колганова, Н.М. Суслова и др. определили основные методы и приемы развития читательского интереса у старших дошкольников. Л.А. Кондакова, В.В. Максимова и др. выявили возможности образовательного процесса в ДОУ в развитии читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложение.
Читательские интересы – это избирательно-положительное отношение читателя к чтению книги, произведения печати, приобретающие для него значимость и эмоциональную привлекательность в меру соответствия его духовным потребностям и особенностям читательской психологии. Читательский интерес – это выделение из огромного мира литературы определенной книги, т.е. выбор книги, но не любой, а той, которая имеет для конкретного читателя значимость в меру соответствия его потребностям, чтение которой приносит читателям эмоциональное наслаждение, доставляет ему радость, вызывает положительное отношение к себе.
Читательский интерес может быть ситуативным и личностным. Ситуативный интерес возникает под влиянием внешних стимулов, и в то же время может быть первым шагом для формирования личностного интереса, который устойчив и опирается на доминирующие духовные интересы личности. Структуру читательского интереса младших школьников образуют заинтересованность старшего дошкольника текстом, ситуативная заинтересованность и личная заинтересованность.
В ходе проведенного экспериментального исследования был выявлен в основном средний и низкий уровень развития читательских интересов у детей старшего дошкольного возраста. По методике «Компоненты читательского интереса дошкольников» Е.И. Бушниной было определено, что уровень развития основных компонентов читательских интересов у старших дошкольников развиты в основном на среднем (35%) и низком уровнях (30%). По анкете Н.Н. Светловской «Активное чтение» – 6 детей (30%) имеют низкий уровень развития читательских интересов, 11 (55%) – средний.
Результаты экспериментального исследования послужили основанием для разработки программы кружка «Книголюбы», направленной на развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
1. Антонова, Е. С. Как воспитать интерес к художественному слову в процессе воспитания [Текст] / Е. С. Антонова // Начальная школа плюс до и после. – 2006. – № 12. – С. 27-28.
2. Беркутова, А. П. Обучение творческому чтению дошкольников [Текст] / А. П. Беркутова // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 33-36.
3. Бушнина, Е. И. Формирование читательских интересов у детей. Пособие для учителя [Текст] / Е. И. Бушнина. – Ульяновск : Учитель, 2008. – 225 с.
4. Воюшина, М. П. Чтение как речевая и эстетическая деятельность. Монография [Текст] / М. П. Воюшина. – Санкт-Петербург : Сударыня,2007. – 320 с.
5. Горевский, И. И. Нравственное воспитание старших дошкольников средствами художественной литературы [Текст] / И. И. Горевский // Педагогика. – 2015. – №2. – С. 41-44.
6. Гусарова, Л. А. Нескучное чтение. Формирование умения читать [Текст] / Л. А. Гусарова // Педагогика. – 2009. – № 7. – С. 30-33.
7. Карташова, Т. А. Проблема чтения в современном обществе и пути ее решения [Текст] / Т. А. Карташова // Литература в школе. – 2009. – № 12. – С. 26- 28.
8. Колганова, Н. Е. Педагогические условия формирования основ читательской компетентности дошкольников [Текст] / Н. Е. Колганова // Вестник ТГУ. – 2013. – № 3 (119). – С. 106-111.
9. Кондакова, Л. А. Мотивы чтения и читательские интересы детей и подростков: [Исследование Читинской обл. дет. б-ки] [Текст] / Л. А. Кондакова // Дети и их чтение как духовный ресурс региональной культуры: Материалы межрегиональной конференции работников детских библиотек Восточной Сибири, Забайкалья. – Иркутск, 2012. – С. 62-71.
10. Макина, И. М. Средства нравственного воспитания средствами чтения произведений народного творчества [Текст] / И. М. Макина // Детский сад от А до Я. – 2015. – №2. – С. 72-78.
11. Максимова, В. В. Развитие читательского интереса дошкольников средствами кружковой работы [Текст] / В. В. Максимова // Дошкольное воспитание. – 2016. – №5. – С. 96-99.
12. Поздеева, С. И. Методика литературного чтения и работы с детской книгой [Текст] / С. И. Поздеева, Н. С. Хохом. – Томск, издательство Томского ЦНТИ, 2009. – 120 с.
13. Светловская, Н. Н. Введение в науку о читателе [Текст] / Н. Н. Светловская. – Москва : МГПУ, 2003. – 123 с.
14. Светловская, Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя [Текст] / Н. Н. Светловская // Педагогика. – 2003. – №1. – С-11-18.
15. Суслова, Н. М. Воспитать читателя [Текст] / Н. М. Суслова // Народное образование. – 2012. – № 1. – С. 69-70.
16. Текучева, И. В. Об основных направлениях развития методики обучения чтению на уроках русского языка в первой трети XX века [Текст] / И. В. Текучева // Среднее профессиональное образование. – 2013. – № 9. – С. 50-52.
17. Терещенко, О. Р. Инновационные приемы развития мотивации к чтению [Текст] / О. Р. Терещенко // Педагогика. – 2013. – №3. – С. 32-35.
18. Тихомирова, И. И. Психология детского чтения от А до Я: методический словарь-справочник для библиотекарей [Текст] / И. И. Тихомирова. – Москва : Школьная библиотека, 2014. – 248 с.
19. Тыщенко, Т. А. Особенности развития читательских интересов дошкольников [Текст] / Т. А. Тыщенко // Молодой ученый. – 2015. – №4. – С. 129-133.
20. Чиндилова, О. В. Восприятие художественного текста читателями на разных этапах детства как педагогическая проблема [Текст] / О. В. Чиндилова // Начальная школа плюс до и после. – 2010. – № 7. – С. 76-79.
21. Шараева, М. В. Способы организации самостоятельного чтения [Текст / М. В. Шараева // Педагогика. – 2010. – № 3. – С. 24-30.
22. Шкабура, И. А. Педагогическая поддержка дошкольника в процессе читательской деятельности [Текст] / И. А. Шкабура // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 11. – С. 3-5.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва : Просвещение, 2016.– 50 с.
24. Юматова, Р. О. Воспитание вдумчивого читателя / Р. О. Юматова // Детский сад от А до Я. – 2015. – №4 – С. 58-63.
25. Якушина, Л. С. Проблема чтения дошкольникам художественного произведения [Текст] / Л. С. Якушина // Педагогика. – 2009. – № 10. – С. 6-9.